Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы официального опубликования нормативных правовых актов муниципальных образований в электронных источниках'

Конституционно-правовые основы официального опубликования нормативных правовых актов муниципальных образований в электронных источниках Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
971
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
муниципальный нормативный правовой акт / электронный источник / Интернет / официальное опубликование нормативно-правовых актов / муниципальное образование / нормотворческая деятельность / Роскомнадзор / Российская Федерация / Республика Татарстан / municipal normative legal act / digital source / the Internet / official publication of legal acts / municipality / law-making activity / Russian Committee on Monitoring / Russian Federation / Republic of Tatarstan.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шайдулина Регина Марселевна

Обозначены конституционно-правовые основы официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов в электронных источниках; рассмотрены исторические предпосылки к созданию источника официального опубликования нормативных правовых актов муниципальных образований в Российской Федерации; проанализированы научные подходы к определению электронного источника официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов; выдвинуты предложения по механизму создания и функционирования электронного источника официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шайдулина Регина Марселевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL-LEGAL BASES OF OFFICIAL PUBLISHING OF NORMATIVE-LEGAL ACTS OF THE MUNICIPAL ENTITIES IN DIGITAL SOURCES

The constitutional and legal bases of official publication of municipal normative legal acts in digital sources are desccribed; the historical prerequisites are reviewed, which allowed to create a source of official publication of municipal normative legal acts in the Russian Federation; the scientific approaches are reviewed to the definition of official publication of municipal regulations in a digital source; proposals are made on the mechanism of creation and functioning of digital sources for official publication of municipal legal acts in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы официального опубликования нормативных правовых актов муниципальных образований в электронных источниках»

Конституционное право Constitutional law

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

УДК 340.131:342.55 Шайдуллина Р. М.

URL: http://hdl.handle.net/11435/2127 С. 197-203.

Р. М. ШАИДУЛЛИНА, аспирант

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОФИЦИАЛЬНОГО ОПУБЛИКОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКАХ

Цель: рассмотреть конституционно-правовые основы официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов в электронных источниках.

Методы: диалектический, формально-логический, структурно-функциональный методы: сравнение, обобщение, анализ, дедукция, аналогия; междисциплинарные методы: статистический, конкретно-социологический; специальноюридические методы: юридико-догматический и сравнительно-правовой.

Результаты: обозначены конституционно-правовые основы официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов в электронных источниках; рассмотрены исторические предпосылки к созданию источника официального опубликования нормативных правовых актов муниципальных образований в Российской Федерации; проанализированы научные подходы к определению электронного источника официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов; выдвинуты предложения по механизму создания и функционирования электронного источника официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов в Российской Федерации.

Научная новизна: в статье впервые предлагается создать электронный источник первого опубликования текста муниципального нормативного правового акта путем объединения его с электронным источником официального опубликования нормативных актов субъектов Российской Федерации.

Практическая значимость: предлагаемые выводы и практические рекомендации статьи могут быть реализованы федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Ключевые слова: муниципальный нормативный правовой акт; электронный источник; Интернет; официальное опубликование нормативно-правовых актов; муниципальное образование; нормотворческая деятельность; Роском-надзор; Российская Федерация; Республика Татарстан.

Введение

Информационная эпоха, диктующая свои правила применительно ко всем сферам общественной жизни, в первую очередь на правовой сфере. Закон, оперативно реагируя на процессы и изменения в общественной жизни, должен подстраиваться под постоянно меняющиеся общественные отношения, оставаться доступным в любое время и каждому. Традиционные «бумажные» технологии в условиях повышающихся информационных нагрузок не могут справиться с возникшими проблемами. Практика показывает, что на ведущие позиции вышло распространение правовой информации в электронной форме силами как государственных, так и в коммерческих структурах [1].

В настоящее время расширять уровень доступности закона позволяет всемирная сеть Интернет, к которой сегодня обращается каждый. Именно Интернет как электронный источник позволяет совершенствовать

порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.

По мнению В. М. Хургина, следует максимально использовать возможности современных средств автоматизации и телекоммуникаций как технической базы и библиотечной системы страны, как организационной основы процессов хранения и распространения официальных документов. Использование Интернета - наиболее перспективный путь. При этом следует особо отметить обязательность поддержания информации на сайтах в актуальном состоянии [2].

Большинство ученых придерживаются мнения, что государство обязано сосредоточить усилия на повышении качества жизни обычных граждан путем электронного предоставления своих услуг [3].

Серьезным шагом к всеобщей доступности правового пространства явилось создание новых источников официального опубликования нормативных актов

197

Конституционное право Constitutional law

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

в электронной форме - Официальный интернет-портал правовой информации1 на общероссийском уровне, а также создание таких электронных источников опубликования нормативных актов субъектов РФ, как, например, официальный сайт правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан1 2.

Важным представляется осуществление деятельности по созданию единого электронного органа официального опубликования. Такой орган функционирует в целом ряде зарубежных государств - Бельгии, Италии, Франции, ФРГ, Эстонии и др. [4]. Во Франции электронная версия Официальной газеты (Journal officiel) имеет тот же самый статус, что и ее печатное издание. Публикация административных актов и документов в официальном бюллетене министерства, распространяемом в электронной форме, имеет те же правовые последствия, что и бумажная публикация [5].

Однако единство правового электронного пространства России невозможно без связи всех уровней нормотворчества: федерального, регионального и муниципального.

В Федеральном законе №289-ФЗ3 указывается, что на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) наряду с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами палат Федерального Собрания, принятыми по вопросам, отнесенным к ведению палат ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации4, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации могут быть размещены (опубликованы) иные акты палат Федерального Собрания, правовые акты Правительства Российской Федерации, других органов государственной власти Российской Федерации, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации и в том числе муниципальные правовые акты5. Таким образом, законодатель, заглядывая в будущее, предусматривает возможность

1 URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.05.2015).

2 URL: http://pravo.tatarstan.ru/ (дата обращения: 21.05.2015).

3 О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон N° 289-ФЗ от 30.12.2012 (с изм. и доп.). URL: http://base.garant.rU/70291448/#help#ixzz3b3txpZtz (дата обращения: 21.05.2015).

4 Конституция Российской Федерации от 23.12.1993 ( с изм. и доп. от 30.12.2008). URL: http://www.rg.ru/2009/01/21/ konstitucia-dok.html (дата обращения: 21.05.2015).

5 Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 43. Ст. 5977.

официального электронного опубликования муниципальных нормативных правовых актов.

Представляет научный и практический интерес создание электронного источника официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов.

Предпосылки создания единого правового пространства отмечаются и в работах А. И. Абрамовой и Т. Н. Рахманиной. Так, представляет интерес проблема целесообразности единого печатного органа официального опубликования нормативных правовых актов разных уровней. Предложение о его создании давно выдвигается учеными - правоведами. При этом справедливо делается ссылка на преимущества концентрации всего нормативного материала в одном общедоступном источнике [6].

Работа над созданием функционирующего по всему государству электронного источника опубликования, который включает в себя опубликование федеральных законов Российской Федерации, законов субъектов федерации, подзаконных нормативных актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ведется продолжительное время. Так, в 2008 г. под руководством профессора В. Б. Исакова была проведена научно-исследовательская работа по заказу Управления научно-технического обеспечения Службы специальной связи и информации ФСО Российской Федерации [7]. Концепция «Российской системы официального электронного опубликования нормативных правовых актов» стала результатом работы ряда научных сотрудников ИГП РАН. Однако, реализация данной концепции на данный момент не осуществлена.

Тенденция перехода к интернет-опубликованию представляется в определенной степени оправданной [8].

Заведующий сектором информационного права ИГП РАН, профессор И. Л. Бачило в своих научных трудах рассматривает возможность создания федерального закона «Об информационном взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления между собой» и систематизирование по каждой функции и отдельным операциям административного аппарата нормативных правовых актов и норм, а затем обеспечение электронного мониторинга их применения [9].

Стоит отметить, что официальное опубликование нормативных правовых актов с конституционноправовой точки зрения учеными широко не рассматривалось. Большинство научных работ написано именно в информационно-правовом поле.

198

Конституционное право Constitutional law

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

Результаты исследования

Ряд ученых, например В. Б. Исаков, предлагает выделить среди источников официального опубликования один главный, приоритетный, сделав остальные подчиненными. Так, в дальнейшем, приоритетным должно стать именно электронное официальное опубликование, а опубликование в печатном виде - приобрести подчиненное значение [7, с. 206]. Это упростит процедуру определения первого официального опубликования нормативного правового акта. Разумно полагать, что эти новшества в дальнейшем коснутся и муниципальных нормативных правовых актов.

Следует обратить внимание на то, что муниципальные правовые акты в Российской Федерации вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации6. Муниципальные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) [10].

В соответствии с ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»7 порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом8. Так, например, в Уставе Аль-метьевского муниципального района указывается, что официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется посредством:

- опубликования текста правового акта в печатных средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления муниципального

6 Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 146-ФЗ от 31.07.1998 (действ. ред. от 08.03.2015). URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/ (дата обращения:

21.05.2015).

7 URL: http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html (дата обращения: 21.05.2015).

8 Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

района, либо иных печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории муниципального района. При опубликовании текста правового акта в иных печатных средствах массовой информации должна быть отметка о том, что данное опубликование является официальным;

- рассылки (раздачи) в централизованном порядке текста правового акта гражданам, в том числе в виде специального печатного издания;

- размещения текста правового акта на специальных информационных стендах на территории муниципального района, которые должны обеспечивать возможность беспрепятственного ознакомления с текстом муниципального правового акта населением района9.

Текст Устава Альметьевского муниципального района РТ в электронном варианте был найден лишь на Портале муниципальных образований Республики Татарстан10 11.

Согласно ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований11.

Однако известно, что размещение информации о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления в Интернете не является официальным источником опубликования, где содержится официальная, достоверная и точная публикация текста нормативного акта.

И. Н. Мозженко к одним из наиболее существенных недостатков действующей системы законодательства о местном самоуправлении относит то, что

9 Об Уставе муниципального образования «Альметьевск™ муниципальный район Республики Татарстан»: Решение Совета Альметьевского муниципального района РТ № 116 от 22.09.2011 // Портал муниципальных образований Республики Татарстан. URL: http://almetyevsk.tatar.ru/rus/7/documents/status/ region.htm (дата обращения: 10.12.2014).

10 URL: http://almetyevsk.tatar.ru/rus/7/documents/status/ region.htm (дата обращения: 21.05.2015).

11 Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 7. Ст. 776.

199

Конституционное право Constitutional law

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

местное нормотворчество на региональных и муниципальных уровнях и подуровнях ведется автономно без использования норм права уже принятых и апробированных в других регионах и муниципалитетах. Причиной этого является то, что тексты нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а в ряде регионов и региональных законодательных и нормотворческих органов отсутствуют в свободном интернет-доступе [11].

Некоторыми авторами справедливо делается ссылка на преимущества концентрации всего нормативного материала в одном общедоступном источнике. Это не только позволяет сокращать расходы на издание, но и облегчает ознакомление с принятыми актами, обеспечивает удобство пользования ими, их учет и систематизацию и, в конечном итоге, способствует эффективности правотворческой и правоприменительной деятельности [12].

Многие частные лица и государственные учреждения в своей деятельности используют справочноправовые системы по законодательству Российской Федерации, например, «Гарант», «Консультант+» и т. д. Стоит отметить, что эти учреждения не являются государственными официальными источниками информации и не несут ответственности за достоверность сведений. К тому же размещаемые в данных системах в Интернете муниципальные нормативные правовые акты в основном находятся в закрытом доступе (как это и произошло у автора данной статьи при поиске Устава Альметьевского муниципального района РТ).

Таким образом, электронная публикация муниципальных нормативных правовых актов осуществляется, но не носит статуса источника официального опубликования.

Что же касается опубликования текста правового акта в печатных средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления муниципального района, то следует указать, что данный вид опубликования требует значительных денежных затрат и в полной мере не обеспечивает возможность ознакомления с нормативными актами всех жителей района. А бюджет муниципалитета не настолько велик, чтобы пренебрегать возможными и полезными нововведениями, которые позволят сократить расходы муниципальных образований на публикации и размещение нормативных актов в различных печатных изданиях.

Большое значение при опубликовании нормативных правовых актов субъектами Российской Фе-

дерации и муниципальными образованиями имеет язык опубликования. В Законе «О языках народов Республики Бурятия» установлено, что тексты законов и постановлений органов государственной власти республики публикуются на бурятском и русском языках. Что касается документов местных органов власти и управления, то они принимаются и объявляются или на русском, или на бурятском языке в зависимости от контингента населения. В местностях компактного проживания других национальностей (эвенки, татары, немцы и др.) наряду с государственными языками может использоваться язык большинства населения данной местности [13]12.

Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов, который состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, не может стать электронным источником опубликования муниципальных правовых актов. Процесс внесения нормативных правовых актов в регистр занимает достаточно длительное время и поэтому признание официальным опубликованием размещение муниципальных нормативных правовых актов в Регистре муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации представляется не целесообразным, так как одна из важнейших задач официального опубликования - это своевременное и оперативное предоставление достоверной информации гражданам.

Изучив методическую рекомендацию по подготовке муниципальной нормативной базы для предоставления в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), следует отметить, что только срок предоставления органами местного самоуправления своих нормативных правовых актов в государственный орган, уполномоченный вести регистр муниципальных правовых актов, осуществляется в течение 15 дней со дня их принятия - в электронном виде и (или) на бумажном носителе13. Дальнейший процесс в среднем занимает около 30-40 дней. Таким образом, официальное опу-

12 Подробнее данная проблема рассмотрена в работе «Гарантирует ли Конституция Российской Федерации принятие и обнародование законов республик на государственных языках республик?» [14].

13 Методические рекомендации по подготовке муниципальной нормативной базы для предоставления в Регистр муниципальных нормативных правовых актов. URL: http://sakha.gov. ru/node/89971 (дата обращения: 08.12.2014).

200

Конституционное право Constitutional law

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

бликование, осуществляемое через длительный срок в Регистре муниципальных нормативных правовых актов, нарушает права граждан и препятствует реализации целей и задач, поставленных нормативным правовым актом.

Создавать отдельную систему (точнее, множество самостоятельных систем) для официального опубликования актов органов местного самоуправления представляется нецелесообразным: во-первых, возникнет неоправданный разрыв в обеспеченности доступа граждан и организаций к правовой информации разного уровня; во-вторых, будет разрушено единое технологическое пространство размещения, обработки и хранения правовых документов, составляющее одно из главных достоинств системы официального электронного опубликования [7].

Выводы

Таким образом, мы предлагаем объединить в систему официального электронного опубликования как правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, так и муниципальные нормативные правовые акты данного субъекта Российской Федерации.

Так, законодательством Республики Татарстан предлагается прописать в Уставе муниципального образования необходимость первого опубликования текста муниципального нормативного правового акта в существующем электронном источнике - на Официальном сайте правовой информации, зарегистрированном как средство массовой информации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. №ФС77-53753 от 17.04.2013) [9].

Дальнейшее распространение новой формы официального электронного опубликования нормативных актов субъектов РФ, муниципальных нормативных правовых актов представляется перспективным и приоритетным на пути формирования единого правового пространства Российской Федерации.

Считаем, что предлагаемые выводы и практические рекомендации получат признание со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и будут реализованы на практике.

Список литературы

1. Хургин В.М. Официальное опубликование правовых актов в электронном виде. URL: http://ellib.gpntb.ru/subscribe/ ntb/2005/5/ntb_5_2_2005.htm (дата обращения: 21.05.2015).

2. Хургин В.М. Использование информационных технологий для обеспечения доступности правовой информации. URL: http ://www. library. ru/1 /kb/articles/article. php? a_uid= 164 (дата обращения: 21.05.2015).

3. Мелюхин И.С. Информационное общество и баланс интересов государства и личности // Информационное общество. 1997. № 4-6. С. 3-26.

4. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&s ource=web&cd=1&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fw ww.ifap.ru%2Fpi%2F11%2Fsr01.rtf&ei=LdFmVfTZKYKwsAGP 3IPADw&usg=AFQjCNEtuvYJGE_pXABTUxbdnAICGnwLMQ &sig2=s39It7BOZCh6gkNrd7e1kw (дата обращения: 28.05.2015).

5. Смышляев С.М. Государственная регистрация и официальная публикация нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в электронном виде. URL: http:// www.russianlaw.net/files/law/doc/a264.pdf (дата обращения:

21.05.2015) .

6. Абрамова А.И., Рахманина Т.Н. Опубликование нормативных правовых актов: информационно-правовой аспект // Журнал российского права. 1998. № 10-11. С. 96.

7. Исаков В.Б. Официальное электронное опубликование: История, подходы, перспективы. URL: http://pravo.gov. ru/export/sites/default/monografia/monographia_Isakov.pdf (дата обращения: 21.05.2015).

8. Бошно С.В. Нормативный правовой акт в условиях современной российской теории и практики // Ваш налоговый адвокат. 2008. № 11. С. 11-26.

9. Бачило И.Л. Публичные библиотеки как центры общественного достояния правовой информации. URL: http:// www.igpran.ru/about/subjects/snews/2917/ (дата обращения:

27.05.2015) .

10. Шайдулина РМ. Конституционно-правовые основы официального опубликования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в электронном источнике // Современное право. 2013. № 9. С. 163.

11. Мозженко И.И. Проблемы регистрации муниципальных нормативных правовых актов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011. № 1. С. 17-19.

12. Артамонов А.Н. Опубликование нормативных правовых актов и информационные технологии // Информационное право. 2008. № 3. С. 21.

13. Шайдулина РМ. Гарантирует ли Конституция Российской Федерации принятие и обнародование законов республик на государственных языках республик? // Право и государство: теория и практика. 2014. № 7 (115). С. 32-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В редакцию материал поступил 26.02.15 © Шайдулина Р. М., 2015

201

Конституционное право Constitutional law

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

Информация об авторе

Шайдулина Регина Марселевна, аспирант кафедры конституционного и административного права, Казанский (Приволжский) федеральный университет

Адрес: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18 E-mail: [email protected]

Г л

Как цитировать статью: Шайдуллина Р.М. Конституционно-правовые основы официального опубликования нормативных правовых актов муниципальных образований в электронных источниках // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 197-203.

V________________________________________________________________________________________J

R. M SHAIDULLINA,

post-graduate student

Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Russia

CONSTITUTIONAL-LEGAL BASES OF OFFICIAL PUBLISHING OF NORMATIVE-LEGAL ACTS OF THE MUNICIPAL ENTITIES IN DIGITAL SOURCES

Objective: to study the constitutional-legal framework of official publication of municipal normative legal acts in digital sources.

Methods: dialectical, formal-logical, structural-functional methods: comparison, synthesis, analysis, deduction, analogy; interdisciplinary methods: statistical, specifically sociology; specifically legal methods: legal-dogmatic and comparative-legal.

Results: the constitutional and legal bases of official publication of municipal normative legal acts in digital sources are desccribed; the historical prerequisites are reviewed, which allowed to create a source of official publication of municipal normative legal acts in the Russian Federation; the scientific approaches are reviewed to the definition of official publication of municipal regulations in a digital source; proposals are made on the mechanism of creation and functioning of digital sources for official publication of municipal legal acts in the Russian Federation.

Scientific novelty: for the first time, the article proposes to create a digital resource of the first publication of the municipal normative legal act by combining it with the digital source of official publication of normative acts of the Russian Federation subjects.

Practical value: the proposed findings and practical recommendations of this paper can be implemented by the federal bodies of state power, bodies of state power of the Russian Federation subjects, and local self-government bodies.

Key words: municipal normative legal act; digital source; the Internet; official publication of legal acts; municipality; law-making activity; Russian Committee on Monitoring; Russian Federation; Republic of Tatarstan.

References

1. Khurgin, V.M. Ofitsial'noe opublikovaniepravovykh aktov v elektronnom vide (Official publishing of normative-legal acts in a digital form), available at: http://ellib.gpntb.ru/subscribe/ntb/2005/5/ntb_5_2_2005.htm (accessed: 21.05.2015).

2. Khurgin, V.M. Ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologii dlya obespecheniya dostupnostipravovoi informatsii (Using informational technologies to provide availability of legal information), available at: http://www.library.ru/1/kb/articles/article.php?a_uid=164 (accessed: 21.05.2015).

3. Melyukhin, I.S. Informatsionnoe obshchestvo i balans interesov gosudarstva i lichnosti (Informational society and balance of interests of the state and personality). Informatsionnoe obshchestvo, 1997, no. 4-6, pp. 3-26.

4. https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.ifap. ru%2Fpi%2F11%2Fsr01.rtf&ei=LdFmVfTZKYKwsAGP3IPADw&usg=AFQjCNEtuvYJGE_pXABTUxbdnAICGnwLMQ&sig2=s39It7BOZ Ch6gkNrd7e1kw (accessed: 28.05.2015).

5. Smyshlyaev, S. M. Gosudarstvennaya registratsiya i ofitsial'nayapublikatsiya normativnykh pravovykh aktov sub"ektovRossiiskoi Fed-eratsii v elektronnom vide (State registration and official publication of normative-legal acts of the Russian Federation subjects in a digital form), available at: http://www.russianlaw.net/files/law/doc/a264.pdf (accessed: 21.05.2015).

6. Abramova, A.I., Rakhmanina, T.N. Opublikovanie normativnykh pravovykh aktov: informatsionno-pravovoi aspect (Publishing of normative-legal acts: informational-legal aspect). Zhurnal rossiiskogo prava, 1998, no. 10-11, pp. 96.

7. Isakov, V.B. Ofitsial'noe elektronnoe opublikovanie: Istoriya, podkhody, perspektivy (Official digital publishing: history, approaches, prospects) available at: http://pravo.gov.ru/export/sites/default/monografia/monographia_Isakov.pdf (accessed: 21.05.2015).

8. Boshno, S.V. Normativnyi pravovoi akt v usloviyakh sovremennoi rossiiskoi teorii i praktiki (Normative-legal act under the current Russian theory and practice). Vash nalogovyi advokat, 2008, no. 11, pp. 11-26.

9. Bachilo, I.L. Publichnye biblioteki kak tsentry obshchestvennogo dostoyaniya pravovoi informatsii (Public libraries as centers of public ownership of legal information), available at: http://www.igpran.ru/about/subjects/snews/2917/ (accessed: 27.05.2015).

10. Shaidulina, R.M. Konstitutsionno-pravovye osnovy ofitsial'nogo opublikovaniya normativnykh pravovykh aktov sub"ektov Rossiiskoi Federatsii v elektronnom istochnike (Constitutional-legal bases of the official publishing of normative-legal acts of the Russian Federation subjects in a digital source). Sovremennoepravo, 2013, no. 9, pp. 163.

202

Конституционное право Constitutional law

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

11. Mozzhenko, I.I. Problemy registratsii munitsipal'nykh normativnykh pravovykh aktov (Issues of registering the municipal normative-legal acts). Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskii zhurnal, 2011, no. 1, pp. 17-19.

12. Artamonov, A.N. Opublikovanie normativnykh pravovykh aktov i informatsionnye tekhnologii (Publishing of normative-legal acts and information technologies). Informatsionnoepravo, 2008, no. 3, pp. 21.

13. Shaidulina, R.M. Garantiruet li Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii prinyatie i obnarodovanie zakonov respublik na gosudarstvennykh yazykakh respublik? (Does the Russian Constitution guarantee the adoption and publishing of republics’ laws in the state languages of the republics?). Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika, 2014, no. 7 (115), pp. 32-36.

Received 26.02.15

Information about the author

Shaidullina Regina Marselevna, post-graduate student of the Chair of Cobstitutional and Administrative Law, Kazan (Volga) Federal University Address: 18 Kremlyovskaya Str., 420111, Kazan E-mail: [email protected]

с — г : г : г л

For citation: Shaidullina R.M. Constitutional-legal bases of official publishing of normative-legal acts of the municipal entities in digital sources. Aktual’niyeproblemy ekonomiki iprava, 2015, no. 2, pp. 197-203.

V__________________________________________________________________________________________________________________________________J

© Shaidullina R. M., 2015

Бикеев И.И., Кабанов П.А.

Антикоррупционный мониторинг в субъектах Российской Федерации: понятие, содержание, правовое регулирование, классификация // Препринты Института экономики, управления и права (г. Казань). 2014. № 1. 80 с.

Создание многоуровневой системы противодействия коррупции в Российской Федерации требует надежных инструментов ее измерения, в качестве которого эффективно может и должен быть использован антикоррупционный мониторинг. В издании отражены результаты его исследования с использованием общенаучных и специальных правовых методов и описанием регионального опыта правового регулирования. Это первое и единственное в России значительное изучение антикоррупционного мониторинга как измерительного инструмента эффективности реализации национальной государственной политики противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации, содержащее также и рекомендации по его совершенствованию.

Л

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.