Научная статья на тему 'Правовая природа и система муниципальных нормативных правовых актов'

Правовая природа и система муниципальных нормативных правовых актов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
906
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛЕГИРОВАННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПРАВОВОЙ АКТ / ПОЛНОМОЧИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлева Е.О.

В настоящей статье затрагивается тематика нормативных правовых актов органов местного самоуправления, рассматривается их природа и анализируется система муниципальных правовых актов, закрепленная на законодательном уровне. Автором выделяются ключевые признаки и особенности муниципальных правовых актов, проводятся их различные классификации. В работе подчеркивается, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Также изучены отдельные аспекты делегирования правотворческих полномочий органов государственной власти на местный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL NATURE AND THE SYSTEM OF MUNICIPAL REGULATORY LEGAL ACTS

In this article, the subjects of legal acts of local self-government bodies are raised, their nature is examined and the system of municipal legal acts, predetermined at the legislative level, is analyzed. The author made an attempt to identify the key features and characteristics of municipal legal acts, their various classifications are carried out. The work emphasizes that municipal legal acts should not contradict the Constitution of the Russian Federation, federal constitutional laws, federal laws and other normative legal acts of the Russian Federation, as well as constitutions (statutes), laws, other normative legal acts of the subjects of the Russian Federation. Also, certain aspects of the delegation of the legislative powers of state authorities to the local level have been studied.

Текст научной работы на тему «Правовая природа и система муниципальных нормативных правовых актов»

Яковлева Е. О.

студент 1-го курса магистерской программы «Организация государственной и муниципальной службы в РФ» Института права и национальной безопасности ТГУ им. Г. Р. Державина, г. Тамбов, Россия

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Аннотация: в настоящей статье затрагивается тематика нормативных правовых актов органов местного самоуправления, рассматривается их природа и анализируется система муниципальных правовых актов, закрепленная на законодательном уровне. Автором выделяются ключевые признаки и особенности муниципальных правовых актов, проводятся их различные классификации. В работе подчеркивается, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Также изучены отдельные аспекты делегирования правотворческих полномочий органов государственной власти на местный уровень.

Ключевые слова: делегированные полномочия, правотворчество, правовой акт, полномочия, муниципальный правовой акт.

Yakovleva E. O.

student of the 1st year of the master's program «Organization of state and municipal service in the Russian Federation»

Institute of Law and National Security TSU named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russia

LEGAL NATURE AND THE SYSTEM OF MUNICIPAL REGULATORY LEGAL ACTS

Аbstract: in this article, the subjects of legal acts of local self-government bodies are raised, their nature is examined and the system of municipal legal acts, predetermined at the legislative level, is analyzed. The author made an attempt to identify the key features and characteristics of municipal legal acts, their various classifications are carried out. The work emphasizes that municipal legal acts should not contradict the Constitution of the Russian Federation, federal constitutional laws,

federal laws and other normative legal acts of the Russian Federation, as well as constitutions (statutes), laws, other normative legal acts of the subjects of the Russian Federation. Also, certain aspects of the delegation of the legislative powers of state authorities to the local level have been studied.

Keywords: delegated Authority, lawmaking, legal act, authorization, municipal legal act.

Муниципальные правовые акты составляют часть законодательной системы, после государственных и региональных, регулирующих деятельность органов местного самоуправления. Муниципальное правотворчество является деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц по выработке, принятию, изменению или отмене муниципальных правовых актов. Сам процесс создания нормативного правового акта начинается с идеи о необходимости его издания. Основанием для разработки муниципальных нормативных актов могут быть:

- прямое указание о необходимости принятия акта как в федеральном законе, так и законах области, уставе муниципального образования;

- решения представительного органа муниципального образования;

- обращения органов государственной власти и должностных лиц местного самоуправления;

- обстоятельства, вытекающие из договорных и иных обязательств муниципального образования и органов местного самоуправления;

- необходимость решения текущих задач в рамках компетенции органов местного самоуправления.

В 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1], который изменил систему муниципальных правовых актов, обозначил полномочия муниципальных образований и муниципальных органов в области правотворчества. Согласно указанному федеральному закону муниципальный правовой акт определяется как: «решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными

законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер» [1].

Муниципальные правовые акты, как и правовые акты органов государственной власти, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Отличительной особенностью, является порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, который устанавливается уставом муниципального образования и принимается по вопросам местного значения.

Следующим отличительным признаком является то, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) [4, с. 85].

Форма муниципального правового акта может быть представлена в виде устава, решения, постановления, распоряжения, приказа, регламента, положения, инструкции, правил, плана, программы, соглашения [2, с. 48]. Так, представительный орган муниципального образования принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на всей его территории. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа или постановления и распоряжения местной администрации. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Правотворческая компетенция органа местного значения выражается в разграничении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования, утвержденных законода-

тельством или уставом муниципального образования [1]. Из этого следует, что муниципальные правовые акты вправе издавать только тот орган или должностное лицо, которые обладают исключительной компетенцией на его принятие. Но следует также учитывать характер делегированного правотворчества, полномочия по которому передаются муниципальным органам в результате наделения их полномочиями от институтов государственной власти, а также и внутри самого муниципального образования между компетентными органами. Так, В. А. Толстик указывает следующее: «правовой акт, изданный в порядке делегирования, по юридической силе приравнивается к актам делегирующего органа» [3, с. 31]. Например, передача полномочий муниципальным образованиям по принятию нормативных актов в сфере налогового законодательства в части установления налога на прибыль, на имущество физических лиц, является примером делегирования полномочий по реализации налогового законодательства на местном уровне [1].

Таким образом, правовая природа и система муниципальных нормативных правовых актов исходит из их независимости и самостоятельности от органов государственной власти. В систему входят такие акты как устав, постановление, распоряжение, положение, которые могут быть классифицированы по различным основания - в зависимости от юридической силы, субъектов принятия, формы правового акта. Муниципальные правовые акты, которые приняты в порядке делегирования, обладают особым характером.

Список литературы

1. Об обшдх принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 г № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

2. Антонова Н. А. Органы местного самоуправления: нормативные правовые акты: научно-практическое пособие / Н. А. Антонова. - М: Дело, 2006.

3. Толстик В. А. К вопросу о юридической силе актов, принятых в рамках делегированных нормотворческих полномочий / В. А. Толстик // Юрист. -2001. - № 10. - С. 31.

4. Шугрина Е. С. Муниципальное право / Е. С. Шугрина. - М.: Проспект, 2007. - 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.