Научная статья на тему 'Электронная информационная система учета, хранения и актуализации муниципальных правовых актов: разработка и апробация на территории Красноярского края'

Электронная информационная система учета, хранения и актуализации муниципальных правовых актов: разработка и апробация на территории Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
331
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИАЛЕКТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / ХРАНЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ОТКРЫТОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дамм Ирина Александровна, Роньжина Ольга Викторовна, Акунченко Евгений Андреевич, Корхов Андрей Владимирович, Волкова Маргарита Андреевна

Цель: определение правового статуса электронной информационной системы учета, хранения и актуализации муниципальных нормативных правовых актов, а также распространение опыта разработки и внедрения подобной системы на территории Красноярского края.Методы: общенаучный метод диалектического познания, историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие частнонаучные методы познания. Результаты: авторы приходят к выводу о том, что электронная информационная система учета, хранения и актуализации муниципальных нормативных правовых актов (ЭИС) является разновидностью официальных информационных систем и обладает особыми качественными характеристиками. Разработка и внедрение подобных систем в деятельность органов местного самоуправления, по мнению авторов, является перспективным направлением обеспечения открытости муниципальных правовых актов и доступности информации о результатах муниципального нормотворчества. Для иллюстрации авторского подхода приводится функциональное описание электронной информационной системы учета, хранения и актуализации муниципальных нормативных правовых актов «Муниципальные правовые акты Красноярского края». Научная новизна: заключается в развитии теоретических представлений о правовой природе официальных информационных систем и прикладных проблемах их использования в деятельности органов местного самоуправления. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют перейти к реальному воплощению прямой демократии, в том числе включить население в непосредственное принятие решения на уровне местного самоуправления с использованием ЭИС муниципальных правовых актов. С учетом тех функций, которые может выполнять ЭИС (обеспечение доступа граждан к системе правовых актов, их хранение и систематизация, информационное взаимодействие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, предоставление официальных, аутентичных текстов правового акта, организация обсуждения проектов муниципальных правовых актов, формирование открытых данных и другие), представляется необходимым законодательное установление правового режима ЭИС как официальной информационной правовой системы. ЭИС имеет значительные преимущества в сравнении с иными правовыми системами, включая регистр, который ведется Министерством юстиции РФ на сайте«Нормативные правовые акты в Российской Федерации». Дополнительные возможности ЭИС, нацеленные на реализацию положений Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», могут появиться при внесении законодателем изменений в порядок официального опубликования муниципальных правовых актов, предусмотренных ч. 2 ст. 47 Федерального закона«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Практическая значимость: заключается в возможности широкого внедрения разработанной авторским коллективом электронной информационной системы учета, хранения и актуализации муниципальных нормативных правовых актов в деятельность органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дамм Ирина Александровна, Роньжина Ольга Викторовна, Акунченко Евгений Андреевич, Корхов Андрей Владимирович, Волкова Маргарита Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital system of registering, storage and actualization of municipal legal acts: elaboration and approbation in the territory of Krasnoyarsk krai

Objective: to determine the legal status of the electronic information system of accounting, storing and updating of municipal normative legal acts; to disseminate the experience of development and implementation of such a system in Krasnoyarsk krai. Methods: general scientific method of dialectical cognition, historical-legal, system-structural, comparative-legal, formallogical and other particular scientific methods of cognition.Results: the authors come to the conclusion that the electronic information system of accounting, storing and updating of municipal normative legal acts is a type of official information systems and has special qualitative characteristics. Development and implementation of such systems in the activities of local governments, according to the authors, is a promising direction to ensure the openness of municipal legal acts and the accessibility of information on the results of municipal rulemaking. To illustrate the author’s approach, a functional description of the electronic information system of accounting, storing and updating of municipal regulatory legal acts “Municipal legal acts of the Krasnoyarsk krai” is given.Scientific novelty: consists in the development of theoretical conceptions about the legal nature of official information systems and applied problems of their use in the activities of local governments. Modern information and communication technologies allow the transition to the real embodiment of direct democracy, including the involvement of the population in the direct decision-making at the level of local government using EISof municipal legal acts. Given the functions that may be performed by EIS (ensuring access of citizens to the system of legal acts; their storage and systematization; communication between local governments and public authorities; provision of official, authentic texts of a legislative act; organization of discussion on drafts of municipal legal acts; formation of open data, etc.), it seems necessary to legislatively establish a legal regime of EIS as the official legal information system. EIS has significant advantages in comparison with other legal systems, including the register maintained by the Ministry of Justice of the Russian Federation on the website “Normative legal acts of the Russian Federation”. Additional features of EIS aimed at the implementation of the provisions of the Federal Law “On ensuring access to information on the activities of state bodies and local self-government” may occur when the legislator makes changes to the procedure for the official publication of municipal legal acts provided for in part 2 of Article 47 of the Federal Law “On general principles of local self-government in the Russian Federation”.Practical significance: consist in the possibility of wide implementation of the electronic information system of accounting, storing and updating of municipal normative legal acts in the activities of local governments, developed by the authors’ team.

Текст научной работы на тему «Электронная информационная система учета, хранения и актуализации муниципальных правовых актов: разработка и апробация на территории Красноярского края»

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

УДК 004:342.55(571.51) DOI: http://dx.doi.org/10.2m2/1993-047X.12.2018A699-719

И. А. ДАММ1, О. В. РОНЬЖИНА1, Е. А. АКУНЧЕНКО1, А. В. КОРХОВ1, М. А. ВОЛКОВА1 1 Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия

электронная информационная система учета, хранения и актуализации муниципальных правовых Актов: разработка и апробация на территории красноярского края

Контактное лицо:

Дамм Ирина Александровна, кандидат юридических наук, доцент, директор Центра

противодействия коррупции и правовых экспертиз, Сибирский федеральный университет

Адрес: 660075, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, 6, тел.: +7 (391) 206-23-28

E-mail: idamm@sfu-kras.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6286-374X

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/P-6433-2016

Роньжина Ольга Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права, Сибирский федеральный университет Адрес: 660075, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, 6, тел.: +7 (391) 206-23-24 E-mail: oronzhina@sfu-kras.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1829-5073 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/R-2791-2018

Акунченко Евгений Андреевич, младший научный сотрудник Центра противодействия

коррупции и правовых экспертиз, Сибирский федеральный университет

Адрес: 660075, Красноярский край, г Красноярск, ул. Маерчака, 6, тел.: +7 (391) 206-23-28

E-mail: eakunchenko@sfu-kras.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9030-7422

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/N-1511-2017

Корхов Андрей Владимирович, заведующий Лабораторией перспективных систем компьютерного зрения, Сибирский федеральный университет

Адрес: 660041, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, тел.: +7 (391) 206-22-22

E-mail: akorkhov@sfu-kras.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9190-9476

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/R-2884-2018

Волкова Маргарита Андреевна, младший научный сотрудник Центра противодействия

коррупции и правовых экспертиз, Сибирский федеральный университет

Адрес: 660075, Красноярский край, г Красноярск, ул. Маерчака, 6, тел.: +7 (391) 206-23-28

E-mail: marvolkova@sfu-kras.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5562-7789

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/S-1600-2018

Цель: определение правового статуса электронной информационной системы учета, хранения и актуализации муниципальных нормативных правовых актов, а также распространение опыта разработки и внедрения подобной системы на территории Красноярского края.

Методы: общенаучный метод диалектического познания, историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие частнонаучные методы познания.

Результаты: авторы приходят к выводу о том, что электронная информационная система учета, хранения и актуализации муниципальных нормативных правовых актов (ЭИС) является разновидностью официальных информационных систем и обладает особыми качественными характеристиками. Разработка и внедрение подобных систем в деятельность органов местного самоуправления, по мнению авторов, является перспективным направлением обеспечения открытости муниципальных правовых актов и доступности информации о результатах муниципального нормотворчества. Для иллюстрации авторского подхода приводится функциональное описание электронной информационной системы учета, хранения и актуализации муниципальных нормативных правовых актов «Муниципальные правовые акты Красноярского края».

ME

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)

Научная новизна: заключается в развитии теоретических представлений о правовой природе официальных информационных систем и прикладных проблемах их использования в деятельности органов местного самоуправления. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют перейти к реальному воплощению прямой демократии, в том числе включить население в непосредственное принятие решения на уровне местного самоуправления с использованием ЭИС муниципальных правовых актов. С учетом тех функций, которые может выполнять ЭИС (обеспечение доступа граждан к системе правовых актов, их хранение и систематизация, информационное взаимодействие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, предоставление официальных, аутентичных текстов правового акта, организация обсуждения проектов муниципальных правовых актов, формирование открытых данных и другие), представляется необходимым законодательное установление правового режима ЭИС как официальной информационной правовой системы. ЭИС имеет значительные преимущества в сравнении с иными правовыми системами, включая регистр, который ведется Министерством юстиции РФ на сайте «Нормативные правовые акты в Российской Федерации». Дополнительные возможности ЭИС, нацеленные на реализацию положений Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», могут появиться при внесении законодателем изменений в порядок официального опубликования муниципальных правовых актов, предусмотренных ч. 2 ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Практическая значимость: заключается в возможности широкого внедрения разработанной авторским коллективом электронной информационной системы учета, хранения и актуализации муниципальных нормативных правовых актов в деятельность органов местного самоуправления.

Ключевые слова: диалектика противодействия коррупции; актуализация; систематизация; хранение; электронная информационная система; открытость; доступность; муниципальное образование; нормативный правовой акт; антикоррупционная экспертиза

Благодарность: исследование выполнено при поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках реализации проекта «Открытость и доступность муниципальных нормативных правовых актов: состояние и способы обеспечения».

Конфликт интересов: авторами не заявлен.

IMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMM

Как цитировать статью: Дамм И. А., Роньжина О. В., Акунченко Е. А., Корхов А. В., Волкова М. А. Электронная информационная система учета, хранения и актуализации муниципальных правовых актов: разработка и апробация на территории Красноярского края // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 4. С. 699-719. DOI: http://dx.doi.Org/10.21202/1993-047X.12.2018.4.699-719

IMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMM

I. A. DAMM1, O. V. RON'ZHHINA1, E. A. AKUNCHENKO1, A. V. KORKHOV1, M. A. VOLKOVA1

Contact:

Irina A. Damm, PhD (Law), Associate Professor, Director of the Centre for Corruption

Counteraction and Legal Expertise, Siberian Federal University

Address: 6 Mayerchak Str., 660075 Krasnoyarsk, tel.: +7 (39l) 206-23-28

E-mail: idamm@sfu-kras.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6286-374X

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/P-6433-2016

m

ISSN 1993-047Х (Print) I ISSN 2410-0390 (Online)

Olga V. Ron'zhina, PhD (Law), Associate Professor of the Department of Constitutional,

Administrative and Municipal Law, Siberian Federal University

Address: 6 Mayerchak Str., 660075 Krasnoyarsk, tel.: +7 (391) 206-23-24

E-mail: oronzhina@sfu-kras.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1829-5073

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/R-2791-2018

Evgeniy A. Akunchenko, Junior Researcher of the Centre for Corruption Counteraction

and Legal Expertise, Siberian Federal University

Address: 6 Mayerchak Str., 660075 Krasnoyarsk, tel.: +7 (391) 206-23-28

E-mail: eakunchenko@sfu-kras.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9030-7422

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/N-1511-2017

Andrey V. Korkhov, Head of the Laboratory for Prospective Research of Computer Vision, Siberian Federal University

Address: 79 Svobodniy prospect, 660041, Krasnoyarsk, tel.: +7 (391) 206-22-22

E-mail: akorkhov@sfu-kras.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9190-9476

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/R-2884-2018

Margarita A. Volkova, Junior Researcher of the Centre for Corruption Counteraction and Legal Expertise, Siberian Federal University

Address: 6 Mayerchak Str., 660075 Krasnoyarsk, tel.: +7 (391) 206-23-28 E-mail: marvolkova@sfu-kras.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5562-7789 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/S-1600-2018

Objective: to determine the legal status of the electronic information system of accounting, storing and updating of municipal normative legal acts; to disseminate the experience of development and implementation of such a system in Krasnoyarsk krai. Methods: general scientific method of dialectical cognition, historical-legal, system-structural, comparative-legal, formal-logical and other particular scientific methods of cognition.

Results: the authors come to the conclusion that the electronic information system of accounting, storing and updating of municipal normative legal acts is a type of official information systems and has special qualitative characteristics. Development and implementation of such systems in the activities of local governments, according to the authors, is a promising direction to ensure the openness of municipal legal acts and the accessibility of information on the results of municipal rulemaking. To illustrate the author's approach, a functional description of the electronic information system of accounting, storing and updating of municipal regulatory legal acts "Municipal legal acts of the Krasnoyarsk krai" is given. Scientific novelty: consists in the development of theoretical conceptions about the legal nature of official information systems and applied problems of their use in the activities of local governments. Modern information and communication technologies allow the transition to the real embodiment of direct democracy, including the involvement of the population in the direct decision-making at the level of local government using ElSof municipal legal acts. Given the functions that may be performed by EIS (ensuring access of citizens to the system of legal acts; their storage and systematization; communication between local governments and public authorities; provision of official, authentic texts of a legislative act; organization of discussion on drafts of municipal legal acts; formation of open data, etc.), it seems necessary to legislatively establish a legal regime of EIS as the official legal information system. EIS has significant advantages in comparison with other legal systems, including the register maintained by the Ministry of Justice of the Russian Federation on the website "Normative legal acts of the Russian Federation". Additional features of EIS aimed at the implementation of the provisions of the Federal Law "On ensuring access to information on the activities of state bodies and local self-government" may occur when the legislator makes changes to the procedure for the official publication of municipal legal acts provided for in part 2 of Article 47 of the Federal Law "On general principles of local self-government in the Russian Federation".

Practical significance: consist in the possibility of wide implementation of the electronic information system of accounting, storing and updating of municipal normative legal acts in the activities of local governments, developed by the authors' team.

Keywords: The dialectics of anti-corruption; Actualization; Systematization; Storage; Electronic information system; Openness; Accessibility; Municipal entity; Normative legal act; Anti-corruption expertise

Conflict of Interest: No conflict of interest is declared by the authors.

Диалектика противодействия коррупции IIТТ1ГТ Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 4

The dialectics of anti-corruption Actual Problems of Economics and Law, 2018, vol. 12, No. 4

....................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

II llll lllll llll lllll llll lllll llll lllll lllll llll lllll llll lllll llll lllll llll lllll llll lllll llll lllll llll lllll llll lllll lllll llll lllll llll lllll llll lllll llll lllll llll lllll llll lllll llll lllll lllll llll lllll llll lllll llll lllll llll lllll llll lllll llll lllll llll lllll lllll llll lllll llll lllll llll lllll IMIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

For citation: Damm I. A., Ron'zhhina O. V., Akunchenko E. A., Korkhov A. V., Volkova M. A. Digital system of registering, storage and actualization of municipal legal acts: elaboration and approbation in the territory of Krasnoyarsk krai, Actual Problems of Economics and Law, 2018, vol. 12, No. 4, pp. 699-719 (in Russ.). DOI: http://dx.doi. org/10.21202/1993-047X.12.2018.4.699-719

I MM Mill MM Mill MM Mill MM Mill Mill MM Mill MM Mill MM Mill MM Mill MM MIM

Если общество XX века сформировала электрическая динамо-машина, то информационная динамо-машина сформирует общество XXI века.

Николас Карр.

Великий переход: Что готовит революция облачных технологий

Введение

Конституция Российской Федерации провозглашает, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15). Вместе с тем существующая проблема открытости и доступности всей системы муниципальных правовых актов актуализирует потребность не столько в их официальном опубликовании (обнародовании), сколько в обеспеченной государством возможности последующего свободного обращения к ним со стороны заинтересованных лиц. Быстрого и удобного доступа ко всей системе муниципальных нормативных правовых актов каждого муниципального образования, каковой имеется в отношении федеральных и региональных актов, в настоящее время нет [1, с. 48]. Справочно-правовые системы по типу «Консультант Плюс», «Гарант» или «Кодекс» не формируют полноценную базу муниципальных нормативных правовых актов. По данным учетных систем Регистра нормативных правовых актов, в Российской Федерации при общем количестве муниципальных нормативных правовых актов свыше 5 млн и ежегодном приросте около 1 млн в известных справочно-правовых системах представлено менее трети [2, с. 4]. За последние пять лет федеральный регистр пополнился более чем на 4 млн 200 тыс. муниципальных актов1.

«Правовая инфляция» в подобных масштабах является актуальной проблемой современной юридической науки. В ситуации, когда нормативных

1 Обзор практики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов за 2018 год. URL: http:// pravo-minjust.ru (дата обращения: 09.08.2018).

правовых актов принимается множество, но их исполнение не гарантировано, качество правовой информации приобретает особое значение [3, с. 12; 4, с. 59-67]. Попытки решения данной проблемы неоднократно предпринимались как на федеральном, так и на региональном уровне. На сегодняшний день основными документами, составляющими правовую и организационную основу открытости и доступности деятельности органов государственной и местной власти и их нормативных правовых актов, являются Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»2 и Концепция региональной информатизации3.

Концепция предполагает, что опубликование нормативных правовых актов органов местного самоуправления в электронной форме будет осуществляться на «Официальном интернет-портале правовой информации»4. Портал Министерства юстиции РФ5 интегрирует базы муниципальных правовых актов, формируемые субъектами РФ. На портале Минюста России реализованы современные подходы к хранению и поиску информации, в результате чего поиск любого акта занимает не более 2-3 секунд, обеспечена возможность поиска по наименованиям и текстам актов, создан удобный интерфейс: можно настроить

2 Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон № 8-ФЗ от 09.02.2009 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

3 Об утверждении Концепции региональной информатизации: распоряжение Правительства РФ № 2769-р от 29.12.2014 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 2. Ст. 544.

4 URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.08.2018).

5 URL: 11йр://право-минюст.рф (дата обращения: 09.08.2018).

поиск муниципальных актов по виду документа, дате его принятия, наименованию, принявшему органу, номеру документа, субъекту Российской Федерации, статусу действия и другим критериям6.

Указанная система позволяет вести поиск сразу по всем 20 тысячам с лишним муниципальных образований, но ее основным недостатком является то, что, во-первых, регионы самостоятельно определяют объем включаемых и не включаемых в систему правовых актов и сведений о них. Так, в законе Красноярского края «О Регистре муниципальных нормативных правовых актов Красноярского края» установлен более широкий круг информации, который подлежит внесению в качестве дополнительных сведений о муниципальном правовом акте, в том числе все экспертные заключения (юридические, антикоррупционные, экологические и т. п.)7. В законе Кемеровской области «Об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Кемеровской области»8 в числе дополнительных сведений о включенном в регистр нормативном правовом акте указаны экспертные заключения уполномоченного Коллегией Администрации Кемеровской области органа исполнительной власти Кемеровской области по результатам проведенной им юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов. Во-вторых, она рассчитана на нормативные правовые акты и не предполагает размещение в ней индивидуальных решений, имеющих высокую степень социальной и политической значимости, например, актов о назначении конкурса на должность главы местной администрации, акта о временном исполнении полномочий главы муниципального образования и т. п. Это в том числе не дает возможности формировать открытые базы данных (чч. 7.1, 9 ст. 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к ин-

6 Обзор практики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов за 2018 год. URL: http:// pravo-minjust.ru (дата обращения: 09.08.2018).

7 О регистре муниципальных нормативных правовых актов Красноярского края: закон Красноярского края № 7-2635 от 18.12.2008 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2008. № 69.

8 Об организации и ведении регистра муниципальных

нормативных правовых актов Кемеровской области: закон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кемеровской области № 121-ОЗ от 18.12.2008 // Кузбасс. 2008. 23 декабря.

формации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»9). При этом федеральный рубрикатор муниципальных правовых актов имеет разветвленную и дифференцированную структуру, поскольку основан на крепком научном заделе российской правовой науки.

Вопросам разработки классификатора правовых актов для федерального регистра посвящены работы Д. А. Абросимовой [5, 6], А. А. Бальзамова, А. В. Баль-замова, А. Ю. Бальзамова и С. А. Масленникова [7], В. В. Долинской [8], А. Ю. Ивановой [9], Д. С. Михе-ева [10, 11], С. О. Попова [12, 13], О. В. Хышиктуева и Д. Ц. Хобракова [14]. Специфику формирования регистра муниципальных правовых актов в различных субъектах РФ исследовали Э. Р. Курманов [15], Н. Н. Фархуллина [16, 17]. Обеспечение транспарентности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления с помощью различных информационных систем освещено в работах Р. В. Амелина [18], В. В. Елистратовой [19], М. А. Лапиной и Д. В. Карпухина [20], Э. В. Талапиной [21-24] и др. Различные аспекты антикоррупционного мониторинга на муниципальном уровне затрагивали в своих трудах В. В. Астанин [25-27], М. С. Бахтина [28], О. И. Волкова [29], Э. Д. Дымберова [30], П. А. Кабанов [31-34], Е. А. Маслакова [35], Ю. И. Молотков [36], Г. М. Муртазина [37], В. А. Щепачев [38] и др.

По нашему мнению, в сложившейся ситуации целесообразно создание альтернативной электронной информационной системы учета, хранения и актуализации муниципальных нормативных правовых актов (далее - ЭИС). Основанная на дифференцированном доступе пользователей и подробном поисковом рубрикаторе система даст возможность гражданам получать оперативный доступ ко всей системе муниципальных нормативных правовых актов в едином виде. Классификация актов и актуализация их действующей редакции позволят дополнительно гарантировать право лиц, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, на свободный доступ и получение нормативно-правовой информации.

9 Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон № 8-ФЗ от 09.02.2009 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

Более того, подобная система должна создать органам местного самоуправления условия для работы по редактированию, кодификации, систематизации своих муниципальных правовых актов. Она позволит осуществлять не только правотворческую деятельность, но и кодификационные работы, которые в настоящее время практически не ведутся даже в самых крупных муниципалитетах [39, с. 44-47].

В будущем интеграция ЭИС в структуру официальных сайтов муниципальных образований позволит использовать ее в качестве официального источника опубликования муниципальных нормативных правовых актов. В данной связи особую актуальность приобретет теоретическое обоснование положений, предполагающих внесение поправок в законодательство о порядке официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов. Указанный подход, лоббируемый рядом регионов (в части отказа от печатных газетных источников), соответствует региональным, федеральным и даже мировым тенденциям в сфере опубликования (обнародования) правовых актов [40, с. 49-54].

Результаты исследования

В России внедрено в эксплуатацию множество государственных информационных систем, позволяющих оптимизировать публичное управление10 и обеспечивающих в том числе участие граждан в рассмотрении общественных инициатив, проектов нормативных правовых актов и решений органов публичной власти [41]. Вместе с тем законодательное регулирование разработки, внедрения и эксплуатации таких информационных ресурсов характеризуется бессистемностью и пробельностью. На сегодняшний день существует большая потребность в установлении легального определения понятия «информационная система», правового режима эксплуатации публичных правовых систем в зависимости от их вида.

ЭИС, разрабатываемая для учета, хранения и актуализации муниципальных нормативных правовых актов, может быть отнесена к разновидности откры-

10 По состоянию на 1 января 2016 г. в реестре федеральных информационных систем, предназначенных для использования при осуществлении государственных функций и (или) предоставления государственных услуг, значилось 339 наименований систем [18].

тых публичных информационных систем. Целью ее создания является, во-первых, удовлетворение потребностей населения в получении достоверной правовой информации посредством удобного доступа к текстам принятых муниципальных правовых актов и их проектов, размещенных на сайте в сети Интернет. Во-вторых, она предназначена для внутренней организации деятельности органов местного самоуправления по учету, хранению и актуализации муниципальных правовых актов.

Основными характеристиками ЭИС являются публичность, финансирование за счет бюджетных средств, открытость, сочетание целей обеспечения граждан правовой информацией с задачами организации внутриведомственного взаимодействия органов и должностных лиц местного самоуправления в ходе разработки проектов правовых актов, учета и хранения актов, вступивших в силу.

К публичным относят информационные системы, создаваемые в целях осуществления полномочий и функций органов государственной власти и местного самоуправления. Внедрение ЭИС в деятельность органов местного самоуправления позволит оптимизировать осуществление некоторых публичных полномочий, в том числе по ведению электронного архива муниципальных правовых актов как документов, опосредующих муниципальную управленческую деятельность, а также по распространению информации о своей деятельности, предусмотренной Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»11. Перспективной является и автоматизация ежемесячной процедуры выборки и направления совокупности муниципальных правовых актов, принятых за месяц, в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов (ст. 43.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»12).

11 Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон № 8-ФЗ от 09.02.2009 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

12 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Поддержка функционирования публичных информационных систем осуществляется, как правило, за счет бюджета самими публичными органами или уполномоченными ими операторами. Содержательное наполнение ЭИС могут вести как непосредственно служащие органов местного самоуправления, так и специализированные операторы посредством заключения договора оказания услуг. В связи с этим представляет интерес зарубежная практика обеспечения открытости и доступности муниципальных правовых актов. Например, в некоторых муниципалитетах США ведение информационной системы правовых актов осуществляют по аутсорсингу коммерческие компании [42, с. 7].

Р. В. Амелин к числу открытых причисляет информационные системы, которые предназначены для непосредственного взаимодействия с обществом (в лице граждан и организаций, у которых в связи с этим появляются особенные права и обязанности), а не замкнуты внутри системы публичного управления. В отличие от открытых ведомственные и межведомственные информационные системы используются в рамках отдельного публичного органа или для информационного обмена между органами [18].

Электронная информационная система прежде всего должна быть нацелена на обеспечение для граждан открытости правовой информации. Посредством этой системы население муниципального образования и иные субъекты получат доступ к совокупности всех принятых муниципальных правовых актов, а также проектов, внесенных в представительный орган муниципального образования. Одновременно с этим органам и должностным лицам местного самоуправления, прокуратуре, иным контрольным органам данная система предоставит возможность, с одной стороны, производить информационный обмен в ходе работы по подготовке проектов муниципальных правовых актов, а с другой - осуществлять контроль за законностью принятых правовых актов, выполнять действия по систематизации муниципальных нормативных предписаний, взаимодействовать по поводу формирования муниципального архива документов и распространения правовой информации.

Информационная система, в которой могут содержаться и постоянно обновляться нормативные правовые акты муниципального образования, позволяет гражданам, организациям и экспертному сообще-

ству с помощью удобного интерфейса и поискового рубрикатора получать оперативный доступ к муниципальным нормативным правовым актам в едином виде на официальном сайте муниципального образования (внешнее использование системы), а работникам муниципального образования размещать, хранить, систематизировать и актуализировать не только нормативные, но и иные муниципальные правовые акты (внутреннее использование системы).

Таким образом, пользователями информации, хранящейся в ЭИС, являются не только население, но и депутаты представительного органа муниципального образования, муниципальные служащие, представители прокуратуры и иных контрольных и надзорных органов. К поставщикам информации относится каждый орган и должностное лицо, которые уполномочены уставом муниципального образования в соответствии с законодательством принимать муниципальные правовые акты. Для рассматриваемой информационной системы, как и для некоторых иных государственных информационных систем [18], характерно частичное совпадение пользователя и поставщика информационного ресурса. Например, муниципальные служащие, избирательной комиссии муниципального образования могут быть одновременно и лицами, обязанными включать в систему муниципальные правовые акты, изданные в пределах полномочий избирательной комиссией, и пользователями правовой информации в отношении актов иных органов и должностных лиц местного самоуправления.

В ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»13 информационные системы разделены на три вида: государственные, к которым относятся федеральные и региональные информационные системы, муниципальные и иные. Дифференциация информационных систем производится в зависимости от вида акта, который лежит в основе создания информационной системы.

На первый взгляд, ЭИС должна быть признана по указанному критерию муниципальной. Вместе с тем если региональному законодателю будет предоставлено право регулировать своим законом отдельные

13 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3448.

вопросы порядка официального электронного опубликования муниципальных нормативных правовых актов, то вполне допустимо создание подобной информационной системы, единой для всего субъекта Российской Федерации. Подобная информационная система будет наиболее удобна для граждан, поскольку поиск муниципальных правовых актов можно осуществлять в одном месте в стандартизированном интерфейсе. В таком случае на официальном сайте органов местного самоуправления будет размещаться только ссылка на адрес единого регионального портала. Его преимущества для муниципального образования состоят в том, что с муниципальных служащих снимаются обязанности по обслуживанию информационной системы. И главное, муниципальному образованию не нужно приобретать ни техническую аппаратуру, ни программное обеспечение с целью ведения информационной системы.

Одним из качественных признаков информационной системы, помимо участников информационного обмена, называют также информационный ресурс, для хранения и автоматизированной обработки которого создается информационная система. Представляется, что состав информации для рассматриваемой ЭИС должен быть утвержден муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Допустимым, на наш взгляд, является и наделение регионального законодателя полномочием определять требования к составу вводимой в систему правовой и сопутствующей ей информации, в случае если создается единый портал муниципальных правовых актов муниципальных образований в субъекте РФ.

Архитектурой ЭИС должно быть предусмотрено размещение муниципальных нормативных правовых актов, при котором исключаются те части, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну. Поскольку информационная система рассчитана и на внешнего (граждане), и на внутреннего (служащие, депутаты) пользователя, применяется деление всех введенных в нее муниципальных правовых актов на две больших категории: открытые и ограниченные в доступе. Причем система должна допускать несколько уровней доступа для внутренних пользователей.

Помимо текстов муниципальных правовых актов, ЭИС в обязательном порядке должна содержать сопутствующие данным актам сведения, которые не всегда явно следуют из текста самого акта (например,

о результатах оспаривания положений акта в суде, о дате вступления в силу, о мерах прокурорского реагирования и т. п.).

Перспективным представляется размещение в рассматриваемой ЭИС также индивидуальных правовых актов, что, по сути, есть формирование массива открытых данных (open data). Ненормативные муниципальные правовые акты, содержащие персональные данные и иную информацию ограниченного доступа, составляют акты ограниченного доступа. Иные акты правоприменения в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» отражают властную исполнительно-распорядительную деятельность органов местного самоуправления и входят в состав открытых данных.

Правовой режим информационной системы официального опубликования, учета, хранения и актуализации муниципальных правовых актов включает в себя также и требования к такой системе, среди которых можно условно выделить организационно-правовые, технические, лингвистические требования к программному обеспечению.

К такого рода требованиям относятся: достоверность и полнота размещенной информации и установление ответственности поставщиков информации за обеспечение такой достоверности и полноты; бесплатность предоставления информации; непрерывность и бесперебойность работы системы; гарантии безопасности и защиты информации (в том числе посредством резервного копирования, ведения учета операций); применение единых протоколов информационно-телекоммуникационных сетей, форм документов и форматов информации, передаваемой в электронном виде; интеграция с иными информационными системами; использование распространенных веб-обозревателей без установки на компьютеры пользователей технологических и программных средств, специально созданных для просмотра сайта [18], предоставление информации на русском языке и др.

В настоящее время для ряда государственных информационных систем законодатель устанавливает приоритет содержащихся в них сведений над сведениями из иных источников. Более того, отмечается тенденция отказа от принципа приоритета информации на бумажном носителе над информацией на

электронном носителе, который был характерен для государственных информационных систем и государственных реестров [18].

Подчеркнем особое отличие ЭИС от иных достаточно популярных справочных информационных правовых систем. Последние являются частными, не имеют гарантированного бесплатного доступа к их ресурсам всех граждан, не позволяют органам местного самоуправления осуществлять актуализацию и правку внутри такой системы, тематические классификаторы в них не приспособлены под потребности муниципального управления. Главное же, содержащийся в справочно-правовых системах информационный ресурс не является официальным, а потому не может использоваться для совершения юридически значимых действий.

Одним из условий, обеспечивающих признание электронной информационной системы в качестве системы, содержащей официальную информацию, выступает «прикрепление» к текстовому формату документа сканированного аутентичного текста муниципального правового акта в формате PDF. Отметим, что отсутствие «привязанных» сканированных копий официально принятого муниципального правового акта снижает ценность информационного ресурса, представленного, например, в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов (http:// pravo-search.minjust.ru). Как показывает практика, используемое при ведении этого регистра программное обеспечение не позволяет избежать изменения текста акта при его форматировании для включения в состав регистра.

Подчеркнем, что принципиальное отличие представляемой ЭИС от регистра, который ведется Министерством юстиции РФ на сайте «Нормативные правовые акты в Российской Федерации», состоит, во-первых, в том, что ЭИС доступна для работы внутренних уполномоченных пользователей (служащих, депутатов), которые могут осуществлять выборку, систематизацию и другие действия в системе муниципальных правовых актов. Во-вторых, ЭИС предполагает также размещение проектов актов и сопутствующих материалов к ним в целях их предварительного обсуждения с участием населения. В-третьих, предполагается, что ЭИС может вмещать в себя и правоприменительные акты, что делает эту систему удобным электронным архивом для муниципалитета, с одной стороны, и от-

крытыми данными (open data)14 - с другой. В-четвертых, электронная информационная система при соответствующих поправках в законодательстве может выполнять и функции официального опубликования муниципальных правовых актов, быть источником, позволяющим хранить и скачивать официальную версию акта с подписью (печатью) должностного лица в формате PDF.

В ходе реализации проекта «Открытость и доступность муниципальных нормативных правовых актов: состояние и способы обеспечения» разработана ЭИС «Муниципальные правовые акты Красноярского края». Как уже отмечалось ранее, в основе системы лежат два пользовательских интерфейса. Первый предназначен для граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также иных лиц, заинтересованных в ознакомлении с муниципальными правовыми актами соответствующего муниципального образования, второй - для должностных лиц органов местного самоуправления.

Главная страница интерфейса, предназначенного для граждан, представлена на рис. 1 и содержит следующие модули:

- простой поиск;

- расширенный поиск;

- последние добавленные в базу данных ЭИС муниципальные правовые акты;

- счетчик размещенных в базе данных ЭИС муниципальных правовых актов.

Простой поиск предназначен для быстрого нахождения необходимого муниципального правового акта по ключевым словам в его названии или основном тексте, а также по номеру соответствующего акта. Чтобы перейти в режим расширенного поиска, необходимо нажать на соответствующую кнопку на главной странице интерфейса, предназначенного для граждан (рис. 2).

Расширенный поиск осуществляется по точной информации, содержащейся в следующих рубриках:

- название акта;

- номер акта;

- орган, принявший акт;

- вид акта;

- нормативность акта;

- тематика акта;

14 Персональная информация в таком массиве индивидуальных правовых актов должна быть скрыта.

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)

Рис. 1. Главная страница интерфейса для граждан*

* Источник: здесь и далее - скриншоты с официального сайта. URL: https://mpa.sfu-kras.ru/

Fig. 1. Main page of interface for citizens*

* Source: henceforth - screenshots from official website, available at: https://mpa.sfu-kras.ru/

ЭИС "МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ-

Рис. 2. Расширенный поиск в интерфейсе для граждан Fig. 2. Advance search in the interface for citizens

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)

- признак обнародования акта;

- период обнародования акта;

- признак опубликования акта;

- период опубликования акта;

- признак применения акта;

- период принятия акта;

- добавленный текст акта.

После нахождения интересующего муниципального правового акта перейти к просмотру его содержания («карточка акта») можно путем нажатия на название акта в окне «Результаты поиска» или на пиктограмму «глаз» справа от даты принятия акта (рис. 3).

При переходе на карточку муниципального правового акта в интерфейсе для граждан (рис. 4 a, Ь) пользователю предоставляется информация по следующим рубрикам:

- название акта;

- актуальная редакция акта;

- номер акта;

- признак обнародования акта;

- дата обнародования акта;

- признак опубликования акта;

- дата опубликования акта;

- источник публикации акта;

- признак применения акта;

- дата принятия акта;

- орган, принявший акт;

- статус акта;

- вид акта;

- нормативность акта;

- тематика акта.

На карточке акта пользователь может не только ознакомиться с обязательными атрибутами муниципального правового акта, но и получить электронные файлы, содержащие как актуальную редакцию соответствующего муниципального правового акта, так и его более поздние редакции, а также первоначальный текст муниципального правового акта. Неоспоримым достоинством ЭИС является возможность пользователя ознакомиться с текстом муниципального правового акта не только при помощи электронного документа в формате MS Word, но также в целях его аутентификации - со сканированной копией подписанного муниципального правового акта в формате PDF. Для удобства навигации предыдущие редакции акта располагаются в хронологическом порядке и поименованы в зависимости от даты принятия муниципального правового акта, внесшего соответствующие изменения.

Для удобства пользователя в интерфейсе для граждан в карточке акта представлена информация о муниципальных правовых актах, связанных с просматриваемым актом, в силу следующих статусов:

- изменен актами;

- изменил акты;

Рис. 3. Результаты поиска в интерфейсе для граждан Fig. 3. Results of searching in the interface for citizens

ЭИС "МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ"

л ппвноя Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Зелемогорске

Общ«« число актое: 11 неиер Число применяемых „ . . Обнародовав? акт«; 10 43-24§р Нет Актуальная редакция акта

Опубликован? Применяется? Да Да Статусы первоначальный [новый) акт Акт, отменяющий игн признающий утратившим силу

Измене« ВДТфкМ Тематики ПРйвОеыЕ ОСНОВЫ V€TPOv!CTaA МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Изменил акты Виды lPéLUÉH»6

Отменен актами Нормативность Муниципальный нормативный правовой л wr

OTMtHHft як ГЬ1 о йнем-нии нам itHtHMH я Р*цзгмн# С Miel и депутатов ЗА... Приннвщ Орган СОМТ депутат«» ЗАТО города Зепенсгорска Красноярского края О

Рис. 4a. Карточка акта в интерфейсе для граждан (Начало) Fig. 4a. Act card in the interface for citizens (Beginning)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭИС 'МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ"

Рис. 4b. Карточка акта в интерфейсе для граждан (Окончание) Fig. 4b. Act card in the interface for citizens (Ending)

- отменен актами;

- отменил акты.

Наличие подобных связей между муниципальными правовыми актами является отличительной особенностью базы данных ЭИС и продиктовано естественным процессом не только муниципального правотворчества. Возможность навигации по связанным муниципальным правовым актам повышает эффективность (удобство) доступа и качество информации о нормотворческой деятельности муниципальных образований.

Главная страница интерфейса, предназначенного для граждан, представлена на рис. 5 и содержит следующие модули:

- создание акта;

- простой поиск;

- расширенный поиск;

- последние добавленные в базу данных ЭИС муниципальные правовые акты.

Для того чтобы создать муниципальный правовой акт, необходимо выбрать один из следующих статусов:

- первоначальный (новый) акт;

- акт о внесении изменений и дополнений;

- акт, отменяющий или признающий утратившим силу;

- отмененный или утративший силу акт, недействующий акт;

- проект акта.

При создании муниципального правового акта большинство из приведенных актов не являются уникальными и могут сочетаться с другими в следующих вариациях:

- первоначальный (новый) акт;

- первоначальный (новый) акт + акт о внесении изменений и дополнений;

- первоначальный (новый) акт + акт, отменяющий или признающий утратившим силу;

- первоначальный (новый) акт + акт о внесении изменений и дополнений + акт, отменяющий или признающий утратившим силу;

- акт о внесении изменений и дополнений;

- акт о внесении изменений и дополнений + акт, отменяющий или признающий утратившим силу;

Рис. 5. Главная страница интерфейса для муниципальных служащих Fig. 5. Main page of interface for municipal servants

- акт, отменяющий или признающий утратившим силу;

- отмененный или утративший силу акт, недействующий акт;

- отмененный или утративший силу акт, недействующий акт + акт о внесении изменений и дополнений;

- отмененный или утративший силу акт, недействующий акт + акт, отменяющий или признающий утратившим силу;

- отмененный или утративший силу акт, недействующий акт + акт о внесении изменений и дополнений + + акт, отменяющий или признающий утратившим силу;

- проект акта.

В зависимости от выбранного статуса муниципального правового акта регистрационная карточка будет иметь некоторые отличия. Регистрационная карточка первоначального (нового) акта представлена на рис. 6 а, Ь, c.

Регистрационная карточка акта о внесении изменений и дополнений имеет следующие особенности (рис. 7). По строке «Название документа» пользователю предоставлена возможность связать акт, вносящий изменения, с актом, в который вносятся изменения, и добавить в последний файл с актуальной редакцией,

которая возникает в связи с принятием акта о внесении изменений и дополнений. Количество актов, которые могут быть таким образом привязаны друг к другу, неограниченно.

Регистрационная карточка акта, отменяющего или признающего утратившим силу, имеет следующие особенности (рис. 8). По строке «Название документа» пользователю предоставлена возможность связать акт, отменяющий или признающий утратившим силу, с актом, который отменяется или утрачивает силу. Количество актов, которые могут быть таким образом привязаны друг к другу, неограниченно.

Регистрационная карточка отмененного или утратившего силу акта, недействующего акта в целом тождественна регистрационной карточке первоначального (нового) акта за тем исключением, что в таковом отсутствует признак применения в силу формально-логических оснований.

В свою очередь регистрационная карточка проекта акта, в отличие от первоначального (нового) акта и отмененного или утратившего силу акта, недействующего акта, не содержит признаков, характеризующих результат процедуры принятия муниципального нормативного правового акта.

ГЛавнаи Ft'nn4-;r* СЬвдэпярсдоиию

Новая редакция

Название

Создаваемые статусы С выФратъ икс во} «.»■MW.^'iiMff^na

Номер

Дота принятий

■ X

прммлаш, орган

Выбрагм, .

Дата обнародовании

■ и

Дата опубликован 1*я

■ к

Рис. 6а. Регистрационная карточка первоначального (нового) акта (Начало) Fig. 6а. Register card of the initial (new) act (Beginning)

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)

la та опубликования

H x Источник публикации

Y Общедоступный? Тематики Применяется?

Выбрать... -

БьЛратъ... Нормативность -

Выбрать... Добавленный тв#ет

Файл - Изменить» Вид - Вставить - Фссмат - Таблица -* 1+ Формат В / Е I 3 ? £ ■ I; 3 rf5

Рис. 6b. Регистрационная карточка первоначального (нового) акта (Продолжение) Fig.6b. Register card of the initial (new) act (Continuation)

ДоСэвпфнный текст

t.ïnn ' изменить - Вид - вотаытъ - Формат - таопица -

* г* Формат ■ 8 I E£3I iï-Ë-ail^1

mfiEntoBr-nHVMCç

Документы

Прикрепи™ документ [D4C. DOCX. RTF. ODT. ООП Прикрепите документ (PDF]

Рис. 6с. Регистрационная карточка первоначального (нового) акта (Окончание) Fig. 6с. Register card of the initial (new) act (Ending)

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)

Рис. 7. Особенности регистрационной карточки акта о внесении изменений и дополнений Fig. 7. Features of the register card of the act on amendments and additions

Главная P^atutt редакцию

Новая редакция

Назвдмие

Создаваемые статусы ( выбрать заново }

JJX.1'!■„!!! У.Ш. 1 ,.[,!!У1,.,'»., ¡"ПВЯ

Прицнзкп редакции, OtWtHflfMW* ЛОКумр^ТрЫ

Поиск редакций

Номер

Дата принятия

а -

принцрщ. Ofltau

ВьЛрагъ...

Дата обнародовании

Рис. 8. Особенности регистрационной карточки акта, отменяющего или признающего утратившим силу Fig. 8. Features of the register card of the act on cancelling or making void

Важной особенностью ЭИС является возможность указать при регистрации в системе муниципального правового акта на признак его общедоступности. Это означает, что на усмотрение пользователя интерфейса для муниципальных служащих муниципальный правовой акт может быть как доступен, так и недоступен для всеобщего обозрения в режиме интерфейса для граждан. Тем самым в системе могут размещаться муниципальные правовые акты с индивидуальным содержанием.

В целях апробации ЭИС в качестве пилотной площадки было выбрано муниципальное образование ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края. Исследование включало в себя также сопоставление различных способов опубликования и хранения муниципальных правовых актов. В ходе мониторинга открытости и доступности муниципальных правовых актов ЗАТО г. Зеленогорск были запрошены при посещении городской библиотеки экземпляры газеты «Панорама», официального печатного издания ЗАТО г. Зеленогорск. Выборочное наблюдение подтвердило наличие фактов публикации отобранных для исследования муниципальных правовых актов в соответствующих номерах печатного издания. Вместе с тем поиск первоначального текста муниципального правового акта и текстов его изменений в архиве газеты, а также последующее их сопоставление (на примере устава данного муниципального образования) даже у лиц, имеющих высшее юридическое образование и степень кандидата юридических наук, занял продолжительный период времени. И это только одно из убедительных преимуществ применения электронных информационных систем в правотворческой и правоприменительной деятельности органов местного самоуправления.

В настоящий момент ЭИС находится на этапе формирования базы данных муниципальных правовых актов, изданных органами местного самоуправления

ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края. С указанным муниципальным образованием Сибирский федеральный университет заключил предварительный лицензионный договор об использовании ЭИС на безвозмездной основе.

Выводы

Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют перейти к реальному воплощению прямой демократии, в том числе включить население в непосредственное принятие решения на уровне местного самоуправления с использованием ЭИС муниципальных правовых актов. С учетом тех функций, которые может выполнять ЭИС (обеспечение доступа граждан к системе правовых актов, их хранение и систематизация, информационное взаимодействие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, предоставление официальных, аутентичных текстов правового акта, организация обсуждения проектов муниципальных правовых актов, формирование открытых данных и другие), представляется необходимым законодательное установление правового режима ЭИС как официальной информационной правовой системы. ЭИС имеет значительные преимущества в сравнении с иными правовыми системами, включая регистр, который ведется Министерством юстиции РФ на сайте «Нормативные правовые акты в Российской Федерации». Дополнительные возможности ЭИС, нацеленные на реализацию положений Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», могут появиться при внесении законодателем изменений в порядок официального опубликования муниципальных правовых актов, предусмотренных ч. 2 ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

I ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■

Список литературы

1. Актуальные вопросы обеспечения открытости и доступности муниципальных нормативных правовых актов / И. А. Дамм, О. В. Роньжина, Е. А. Акунченко, К. С. Сухарева // Право и политика. 2017. № 8. С. 46-54.

2. Астанин В. В., Роговая А. В. Мониторинг обеспечения и состояния качества нормотворческой деятельности органов местного самоуправления // Мониторинг правоприменения. 2016. № 4. С. 4-13.

3. Талапина Э. В. Антикоррупционный информационный стандарт в государственном управлении: подходы к пониманию // Государство и право. 2011. № 3. С. 5-15.

4. Ильенко И. А. К вопросу о правовом качестве муниципальных правовых актов (опыт Иркутской области) // Вестник Института законодательства и правовой информации им. М. М. Сперанского. 2014. № 1. С. 59-67.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

5. Абросимова Д. А. К вопросу о совершенствовании классификатора муниципальных нормативных правовых актов федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов // Государственная власть и местное самоуправление.

2015. № 11. С. 45-48.

6. Абросимова Д. А. К вопросу о возможности отказа от бумажных носителей при формировании и ведении региональных регистров муниципальных нормативных правовых актов // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 3. С. 23-26.

7. Бальзамов А. А., Бальзамов А. В., Масленников С. А., Бальзамов А. Ю. Автоматизированная информационная система «Регистр муниципальных правовых актов» // Информационные системы и технологии: перспективы развития: сборник статей / под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. С. 56-62.

8. Долинская В. В. Источники права и официальные информационные ресурсы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 10. С. 3-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Иванова А. Ю. Проблемы ведения регистра муниципальных нормативных актов в едином информационном пространстве // Информационное право. 2012. № 4. С. 13-18.

10. Михеев Д. С. Информационная открытость деятельности органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 10. С. 64-68.

11. Михеев Д. С. Об отдельных аспектах в правовом регулировании принципа гласности местного самоуправления // Закон и право. 2013. № 9. С. 35-37.

12. Попов С. О. Ресурс федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сборник статей. Томск: Изд-во Томского университета, 2013. С. 116-117.

13. Попов С. О. Деятельность органов местного самоуправления при ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сборник статей. Томск: Изд-во Томского университета, 2010. С. 123-124.

14. Хышиктуев О. В., Хобраков Д. Ц. О практике ведения региональных регистров муниципальных нормативных правовых актов // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. № 4. С. 6-8.

15. Курманов Э. Р. Некоторые проблемы в деятельности по наполнению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2012. № 3. С. 25-28.

16. Фархуллина Н. Н. Актуальные вопросы формирования регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (на примере Республики Татарстан) // Вестник экономики, права и социологии. 2010. № 2. С. 108-111.

17. Фархуллина Н. Н. Некоторые проблемы ведения регистра муниципальных правовых актов субъекта РФ: опыт решения практических вопросов // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 3. С. 29-33.

18. Амелин Р. В. Правовой режим государственных информационных систем / под ред. С. Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа,

2016. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.09.2018).

19. Елистратова В. В. Открытость и доступность органов власти как важнейший фактор обеспечения интересов личности // Взаимодействие институтов власти и общества в сфере защиты прав человека: сборник статей. Саратов: Саратовский источник, 2015. С. 15-17.

20. Лапина М. А., Карпухин Д. В. К вопросу об использовании дефиниций «транспарентность» и «открытость» применительно к институту государственной службы в Российской Федерации // NB: Административное право и практика администрирования. 2015. № 5. С. 17-33.

21. Талапина Э. В. Антикоррупционный информационный стандарт в государственном управлении: подходы к пониманию // Государство и право. 2011. № 3. С. 5-15.

22. Талапина Э. В. Право на информацию в свете теории субъективного публичного права // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 6. С. 70-83.

23. Талапина Э. В. Правовые проблемы государственного управления в условиях информатизации общества // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2011. № 4. С. 175-194.

24. Талапина Э. В. Принцип транспарентности в публичном праве // Государство и право. 2015. № 5. С. 40-47.

25. Астанин В. В. Антикоррупционная экспертиза законодательства в развитии практики и методики // Мониторинг правоприменения. 2016. № 3. С. 4-8.

26. Астанин В. В. Диалектика современного состояния муниципального правотворчества // Российская юстиция. 2016. № 3. С. 14-17.

27. Астанин В. В. Муниципальное правотворчество: вопросы качества и резервы оптимизации // Мониторинг правоприменения. 2015. № 4. С. 4-9.

28. Бахтина М. С. Особенности проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов // Административное и муниципальное право. 2015. № 3. С. 313-320.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

29. Волкова О. И. Административно-правовое регулирование антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов актов) в муниципальных образованиях Республики Мордовия // Административное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 19-21.

30. Дымберова Э. Д. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов: состояние и поиск путей совершенствования // Журнал российского права. 2014. № 9. С. 62-68.

31. Кабанов П. А. Антикоррупционный мониторинг в муниципальном образовании: правовое регулирование, организация и проведение // NB: Административное право и практика администрирования. 2013. № 6. С. 44-53.

32. Кабанов П. А. Методика проведения антикоррупционного мониторинга как правовая категория: анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований // Следователь. 2013. № 11. С. 20-23.

33. Кабанов П. А. Правовое регулирование антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации на муниципальном уровне // Мониторинг правоприменения. 2013. № 2. С. 38-43.

34. Кабанов П. А. Правовое регулирование организации и проведения антикоррупционного мониторинга на муниципальном уровне // Административное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 444-450.

35. Маслакова Е. А. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. № 4. С. 3-5.

36. Молотков Ю. И. Мониторинг как инструмент управления антикоррупционным процессом на уровне субъекта РФ и муниципального района // Развитие территорий. 2016. № 3-4. С. 41-45.

37. Муртазина Г. М. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов как мера борьбы с коррупцией // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 1. С. 155-160.

38. Щепачев В. А. Антикоррупционная экспертиза: муниципальный аспект // Право и политика. 2013. № 1. С. 46-48.

39. Бычкова Е. И. Некоторые аспекты систематизации муниципальных правовых актов // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 7. С. 44-47.

40. Роньжина О. В. Формирование режима открытости и доступности муниципальных правовых актов с учетом их правовой природы: историко-правовой аспект // Мониторинг правоприменения. 2017. № 3. С. 49-54.

41. Систематизация и электронное кодирование функций и полномочий в системе публичного управления / под ред. И. Л. Бачило, М. А. Лапиной. М.: Юстиция, 2016. 208 с.

42. Быкова Л. А. Муниципальные правовые акты в правовой системе Российской Федерации: теоретико-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 36 с.

IN NN INN INN INN Nil INN INN Nil INN INN Nil INN INN INN Nil INN INN Nil INN INN Nil INN INN INN Nil III111II111II111II111II111II111IIIIIIIIIIIIII111II111II111II111II111II111II111IIIIIIIIIIIIII111II111II111II111II111II111II111IIIIIIIIIIIIII111II111II111II111II111II111II111IIIIIIIIIIIIII11 III 11 III 11 III 111II111II111II111IIIIIIIIIIIIII1111^

References

1. Damm I. A., Ron'zhina O. V., Akunchenko E. A., Sukhareva K. S. Topical issues of providing openness and accessibility of municipal normative legal acts, Pravo ipolitika, 2017, No. 8, pp. 46-54 (in Russ.).

2. Astanin V. V., Rogovaya A. V. Monitoring of provision and quality of law-making activity of local self-government bodies, Monitoringpravoprimeneniya, 2016, No. 4, pp. 4-13 (in Russ.).

3. Talapina E. V. Anticorruption informational standard in state governance: approaches to understanding, Gosudarstvo ipravo, 2011, No. 3, pp. 5-15 (in Russ.).

4. Il'enko I. A. On the issue of legal quality of municipal legal acts (experience of Irkutsk oblast), Vestnik Instituta zakonodatel'stva ipravovoi informatsii im. M. M. Speranskogo, 2014, No. 1, pp. 59-67 (in Russ.).

5. Abrosimova D. A. On the issue of improving the classification of municipal normative legal acts of the federal register of municipal normative legal acts, Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie, 2015, No. 11, pp. 45-48 (in Russ.).

6. Abrosimova D. A. On the issue of the possibility to abolish paper carriers when forming and maintaining the regional registers of municipal normative legal acts, Probely v rossiiskom zakonodatel'stve, 2013, No. 3, pp. 23-26 (in Russ.).

7. Bal'zamov A. A., Bal'zamov A. V., Maslennikov S. A., Bal'zamov A. Yu. Automated informational system "Register of municipal normative legal acts", Informatsionnye sistemy i tekhnologii: perspektivy razvitiya: sbornik statei, ed. S. S. Chernova, Novosibirsk, Izdatel'stvo TsRNS, 2017, pp. 56-62 (in Russ.).

8. Dolinskaya V. V. Sources of law and official informational resources, Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika, 2017, No. 10, pp. 3-10 (in Russ.).

9. Ivanova A. Yu. Issues of maintaining the register of municipal normative legal acts in a common informational space, Informatsionnoepravo, 2012, No. 4, pp. 13-18 (in Russ.).

10. Mikheev D. S. Informational openness of the activity of local self-government bodies, Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo, 2016, No. 10, pp. 64-68 (in Russ.).

........................................................................... ISSN 1993-047X (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

11. Mikheev D. S. On certain aspects in the legal regulation of the principle of openness of local self-government, Zakon ipravo, 2013, No. 9, pp. 35-37 (in Russ.).

12. Popov S. O. Resource of the federal register of municipal normative legal acts, Pravovyeproblemy ukrepleniya rossiiskoi gosudarstvennosti: sbornik statei, Tomsk, Izd-vo Tomskogo universiteta, 2013, pp. 116-117 (in Russ.).

13. Popov S. O. Activity of local self-government bodies when maintaining the federal register of municipal normative legal acts, Pravovye problemy ukrepleniya rossiiskoi gosudarstvennosti: sbornik statei, Tomsk, Izd-vo Tomskogo universiteta, 2010, pp. 123-124 (in Russ.).

14. Khyshiktuev O. V., Khobrakov D. Ts. On the practice of maintaining the regional registers of municipal normative legal acts, Munitsipal'naya sluzhba: pravovye voprosy, 2015, No. 4, pp. 6-8 (in Russ.).

15. Kurmanov E. R. Some issues of activities for maintaining the federal register of municipal normative legal acts (by the example of Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra), Munitsipal'naya sluzhba: pravovye voprosy, 2012, No. 3, pp. 25-28 (in Russ.).

16. Farkhullina N. N. Topical issues of forming a register of municipal normative legal acts of a Russian Federation subject (by the example of the Republic of Tatarstan), Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii, 2010, No. 2, pp. 108-111 (in Russ.).

17. Farkhullina N. N. Certain issues of maintaining a register of municipal normative legal acts of a Russian Federation subject: experience of solving practical problems, Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie, 2009, No. 3, pp. 29-33 (in Russ.).

18. Amelin R. V. Legal regime of state informational systems, ed. S. E. Channov, Moscow, GrossMedia, 2016, available at: http://www.consultant.ru (access date: 20.09.2018) (in Russ.).

19. Elistratova V. V. Openness and accessibility of power bodies as an important factor of ensuring personality interests, Vzaimodeistvie institutov vlasti i obshchestva v sfere zashchityprav cheloveka, sbornik statei, Saratov, Saratovskii istochnik, 2015, pp. 15-17 (in Russ.).

20. Lapina M. A., Karpukhin D. V. On the issue of using "transparency" and "openness" definitions in relation to the institution of state service in Russia, NB: Administrativnoepravo ipraktika administrirovaniya, 2015, No. 5, pp. 17-33 (in Russ.).

21. Talapina E. V. Anticorruption informational standard in state governance: approaches to understanding, Gosudarstvo ipravo, 2011, No. 3, pp. 5-15 (in Russ.).

22. Talapina E. V. Right for information in the light of theory of subjective public right, Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie, 2016, No. 6, pp. 70-83 (in Russ.).

23. Talapina E. V. Legal issues of state governance under informatization of the society, Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossiiskoi akademii nauk, 2011, No. 4, pp. 175-194 (in Russ.).

24. Talapina E. V. Principle of transparency in public law, Gosudarstvo ipravo, 2015, No. 5, pp. 40-47 (in Russ.).

25. Astanin V. V. Anticorruption expertise of legislation in developing practice and methodology, Monitoring pravoprimeneniya, 2016, No. 3, pp. 4-8 (in Russ.).

26. Astanin V. V. Dialectics of contemporary condition of municipal law-making, Rossiiskayayustitsiya, 2016, No. 3, pp. 14-17 (in Russ.).

27. Astanin V. V. Municipal law-making: quality issues and reserves for optimization, Monitoring pravoprimeneniya, 2015, No. 4, pp. 4-9 (in Russ.).

28. Bakhtina M. S. Features of implementing an anticorruption expertise of municipal normative legal acts, Administrativnoe i munitsipal'noepravo, 2015, No. 3, pp. 313-320 (in Russ.).

29. Volkova O. I. Administrative-legal regulation of anticorruption expertise of municipal normative legal acts (drafts) in municipal entities of the Republic of Mordovia, Administrativnoe i munitsipal'noe pravo, 2010, No. 6, pp. 19-21 (in Russ.).

30. Dymberova E. D. Anticorruption expertise of municipal normative legal acts: state and searching for ways of improving, Zhurnal rossiiskogoprava, 2014, No. 9, pp. 62-68 (in Russ.).

31. Kabanov P. A. Anticorruption monitoring in a municipal entity: legal regulation, organization and implementation, NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya, 2013, No. 6, pp. 44-53 (in Russ.).

32. Kabanov P. A. Methodology of implementing anticorruption monitoring as a legal category: analysis of normative legal acts of Russian Federation subjects and municipal entities, Sledovatel', 2013, No. 11, pp. 20-23 (in Russ.).

33. Kabanov P. A. Legal regulation of anticorruption monitoring in the Russian Federation subj ects at municipal level, Monitoring pravoprimeneniya, 2013, No. 2, pp. 38-43 (in Russ.).

34. Kabanov P. A. Legal regulation of anticorruption monitoring organization and implementation at municipal level, Administrativnoe i munitsipal'noe pravo, 2013, No. 5, pp. 444-450 (in Russ.).

35. Maslakova E. A. Anticorruption expertise of municipal normative legal acts and their drafts, Munitsipal'naya sluzhba: pravovye voprosy, 2015, No. 4, pp. 3-5 (in Russ.).

36. Molotkov Yu. I. Monitoring as a tool of anticorruption process management at the level of a Russian Federation subject and a municipal entity, Razvitie territorii, 2016, No. 3-4, pp. 41-45 (in Russ.).

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)

37. Murtazina G. M. Anticorruption expertise of municipal normative legal acts as a measure to struggle against corruption, Actual problems of economics and law, 2010, No. 1, pp. 155-160 (in Russ.).

38. Shchepachev V. A. Anticorruption expertise: municipal aspect, Pravo ipolitika, 2013, No. 1, pp. 46-48 (in Russ.).

39. Bychkova E. I. Some aspects of systematization of municipal legal acts, Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie, 2017, No. 7, pp. 44-47 (in Russ.).

40. Ron'zhina O. V. Forming the regime of openness and accessibility of municipal legal acts with the account of their legal nature: historical-legal aspect,Monitoringpravoprimeneniya, 2017, No. 3, pp. 49-54 (in Russ.).

41. Systematization and digital coding of functions and proxies in the system of public governance, ed. I. L. Bachilo, M. A. Lapina, Moscow, Yustitsiya, 2016, 208 p. (in Russ.).

42. Bykova L. A. Municipal legal acts in the legal system of the Russian Federation: theoretical-legal analysis, abstract of PhD (Law) thesis, Moscow, 2010, 36 p. (in Russ.).

Дата поступления /Received 28.09.2018 Дата принятия в печать /Accepted 19.11.2018 Дата онлайн-размещения /Available online 25.12.2018

© Дамм И. А., Роньжина О. В., Акунченко Е. А., Корхов А. В., Волкова М. А., 2018

© Damm I. A., Ron'zhhina O. V., Akunchenko E. A., Korkhov A. V., Volkova M. A., 2018

Клёмин, А. В.

Право ВТО, ЕС, ЕАЭС. Понятие, источники, правоспособность : учеб. пособие / А. В. Клёмин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Казань : Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова, 2016. - 415 с.

Пособие подготовлено в рамках реализации распоряжения Кабинета Министров РТ № 2473-р «О Плане мероприятий по адаптации отраслей экономики и социальной сферы Республики Татарстан к условиям хозяйствования в рамках Всемирной торговой организации и Таможенного союза на 2013 год» от 31.12.2012 по инициативе Правительства Республики Татарстан. Книга охватывает три международных экономических организации: ВТО, ЕС, ЕАЭС. Именно на них в наибольшей мере сфокусированы внешнеэкономические интересы России. Похожие цели, задачи, общие принципы организации экономического пространства - все это позволяет объединить их изучение в едином учебном курсе. В нем освещаются ключевые вопросы их международной правоспособности. Материал включает в себя историю, структуру, основные понятия, источники и содержание права международных организаций. В сжатом и упрощенном виде изложен как теоретический, так и практический материал о сути и функционировании указанных союзов.

Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) - магистр). Оно окажет немалую помощь в уяснении не всегда простых вопросов устройства и международной правоспособности ВТО, ЕС, ЕАЭС, а также в подготовке к сдаче экзамена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.