Научная статья на тему 'Электронное опубликование нормативных правовых актов: состояние и перспективы развития'

Электронное опубликование нормативных правовых актов: состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2290
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФИЦИАЛЬНОЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ (РАЗМЕЩЕНИЕ) / OFFICIAL PUBLICATION / LAWS AND REGULATIONS / FEDERAL LAWS / PUBLIC AUTHORITIES / LAWS OF TERRITORIAL SUBJECTS / OFFICIAL PORTAL OF LEGAL INFORMATICS / ELECTRONIC PUBLICATION (ALLOCATION)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Червяковский Александр Владимирович

Анализируются варианты электронного опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти, к которым относятся размещение текста на официальном сайте государственного органа, на Официальном портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Автор полагает, что система официального опубликования правовых актов помимо размещения аутентичного текста нормативного правового акта в источнике официального опубликования должна выполнять функции обеспечения мониторинга и систематизации законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic publication of normative legal acts: condition and future evolution

In the article the author analyzes versions of electronic publication of normative legal acts of agencies of state power. He classifies them as housing of the text at the official website of the state agency and at the official portal of legal informatics (www.pravo.gov.ru). The author considers that the system of official publication of normative legal acts along with housing of electronic version of the text of a normative legal act must perform the functions of providing monitoring and systematization of legislation.

Текст научной работы на тему «Электронное опубликование нормативных правовых актов: состояние и перспективы развития»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 4 (49). С. 34-41.

УДК 340.131.3

ЭЛЕКТРОННОЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ELECTRONIC PUBLICATION OF NORMATIVE LEGAL ACTS: CONDITION AND FUTURE EVOLUTION

А. В. ЧЕРВЯКОВСКИЙ (A. V. CHERVYAKOVSKY)

Анализируются варианты электронного опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти, к которым относятся размещение текста на официальном сайте государственного органа, на Официальном портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Автор полагает, что система официального опубликования правовых актов помимо размещения аутентичного текста нормативного правового акта в источнике официального опубликования должна выполнять функции обеспечения мониторинга и систематизации законодательства.

Ключевые слова: официальное опубликование; нормативные правовые акты; федеральные законы; органы государственной власти; законы субъектов Российской Федерации; официальный портал правовой информации; электронное опубликование (размещение).

In the article the author analyzes versions of electronic publication of normative legal acts of agencies of state power. He classifies them as housing of the text at the official website of the state agency and at the official portal of legal informatics (www.pravo.gov.ru). The author considers that the system of official publication of normative legal acts along with housing of electronic version of the text of a normative legal act must perform the functions of providing monitoring and systematization of legislation.

Key words: official publication; laws and regulations; federal laws; public authorities; laws of territorial subjects; official portal of legal informatics; electronic publication (allocation).

Появление новых информационных технологий, активное использование сети Интернет поставило перед учёными и практиками вопрос о возможности официального опубликования правовых актов не только в бумажном (печатном), но и в электронном виде. Можно выделить несколько вариантов электронного опубликования нормативных правовых актов.

Прежде всего хотелось бы остановиться на документах, распространяемых в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации "Система"» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также федеральными органами государственной охраны. Указом от 5 апреля 1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» [1] Президент Российской Федерации признал официальный характер законов, рас-

пространяемых в машиночитаемом виде Научно-техническим центром правовой информации «Система». Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» [2] тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде Научно-техническим центром правовой информации «Система», также стали считаться официальными.

В. Б. Исаков полагает, что Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. № 662 опубликование в электронной форме впервые было признано равнозначным официальному опубликованию на бумаге. С принятием данного указа, по мнению

© Червяковский А. В., 2016 34

учёного, «в Российской Федерации начался новый период официального электронного опубликования правовых актов» [3]. На наш взгляд, необходимо различать понятия «официальное опубликование» и «официальный текст». Принятие Президентом Российской Федерации Указа от 5 апреля 1994 г. № 662 действительно сыграло значительную роль в развитии официального опубликования законов в России. Данным указом был учреждён новый информационный бюллетень «Собрание законодательства Российской Федерации» взамен «Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации». Тем не менее признание текста нормативного правового акта официальным не свидетельствует о том, что этот текст содержится в источнике официального опубликования. С. В. Бошно правильно указывает, что «систематическое и языковое толкование текста Указа приводит к выводу, что не являются синонимами выражения "официальное опубликование" и "официальный текст". В первом случае речь идёт о процессуальной стороне правотворческого процесса, в котором с опубликованием связывается возможность вступления в юридическую силу правового акта. Именно об опубликовании идёт речь в Конституции РФ. Выражение "официальный текст" означает, что он является точным, гарантированным от фальсификаций» [4]. Публикация официального текста не заменяет официального опубликования нормативных правовых актов.

К электронному опубликованию правовых актов можно отнести размещение на официальном сайте или интернет-портале электронной версии бумажного (печатного) источника официального опубликования нормативных правовых актов. Электронные версии «Собрания законодательства Российской Федерации» и «Бюллетеня нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» распространялись с использованием Государственной системы распространения правовых актов в электронном виде. На официальном сайте «Собрания законодательства Российской Федерации» (http://www.szrf.ru) представлены официальные электронные версии данного печатного издания, а также «Бюллетеня нормативных актов федеральных органов исполнительной

власти», «Бюллетеня международных договоров», «Бюллетеня Верховного Суда Российской Федерации». Кроме этого на сайте можно найти электронные версии ранее издаваемых официальных печатных изданий: «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации», «Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ». Стоит отметить, что сайт позволяет получить электронную версию текста правового акта, опубликованного в официальных печатных изданиях, в графическом или текстовом форматах. При выборе графического формата пользователь получает электронную копию официального издания в формате pdf. Сайт «Собрание законодательства Российской Федерации» создан и поддерживается Научно-техническим центром правовой информации «Система» и имеет подзаглавие «Официальные электронные версии бюллетеней».

Официальные сайты «Российской газеты» (http://www.rg.ru) и «Парламентской газеты» (http://www.pnp.ru) дают возможность знакомиться с документами, которые опубликованы в печатных изданиях. Подписчикам «Российской газеты» предоставляется возможность получать электронную версию данного периодического издания. Пользователи сайта «Российской газеты» имеют доступ к электронной версии текстов нормативных правовых актов, публикуемых данным средством массовой информации. Изменения, внесённые в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2014 г. № 668 «О совершенствовании порядка опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» [5], устанавливают, что тексты нормативных правовых актов, размещаемые на интернет-портале «Российской газеты» (www.rg.ru) признаются в качестве официальных текстов. На сайте «Парламентской газеты» пользователи могут получить бесплатно электронную версию в графическом формате свежего номера печатного издания газеты, а также имеют доступ к архивным номерам газеты за последние два года.

Размещение текстов нормативных правовых актов на официальном сайте органа

государственной власти или органа местного самоуправления может выступать в качестве электронного официального опубликования правовых актов. В настоящее время от государственных органов требуется на своих официальных сайтах размещать тексты нормативных актов, регулирующих их деятельность. Впервые такая обязанность была закреплена в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» [6]. Требование размещения информации на официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления содержится в Федеральном законе от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [7]. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» [8] утверждены перечень информации о деятельности Правительства Российской Федерации, размещаемой на официальных сайтах государственных органов в сети Интернет, и перечень информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ указывает, что в сети Интернет размещаются нормативные правовые акты, изданные государственным органом, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. В то же время данный закон не рассматривает размещение нормативных правовых актов органов государственной власти в качестве их официального опубликования. Статья 12 Федерального закона от 9 февраля 2009 г.

№ 8-ФЗ, посвящённая опубликованию государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации, состоит из трех частей, и все части этой статьи носят бланкетный характер.

Ряд федеральных органов исполнительной власти признают официальным опубликованием нормативных правовых актов, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, их размещение только на своих официальных сайтах. Так, в соответствии с Приказом Росфинмонито-ринга от 2 декабря 2013 г. № 345 «Об утверждении Порядка опубликования и вступления в силу актов Федеральной службы по финансовому мониторингу, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации» [9] акты данной федеральной службы, не нуждающиеся в государственной регистрации, публикуются на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу (www.fedsfm.ru). Другие государственные органы, размещая электронные версии текстов нормативных правовых актов, признают официальные сайты данных органов в качестве одного из источников официального опубликования нормативных правовых актов. Официальными источниками опубликования актов Минюста России являются «Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации» и официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) [10]. Большая часть федеральных органов исполнительной власти не признают в качестве официального опубликования правовых актов размещение таких принимаемых ими актов на сайтах.

В ряде субъектов Российской Федерации сайты органов государственной власти признаются в качестве источника официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов. Закон Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 г. № 445-112 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга» [11] предусматривает в качестве официального опубликования закона публикацию его полного текста в печатном средстве массовой информации либо размещение полного тек-

ста закона на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb.ru).

Электронные версии официальных текстов нормативных правовых актов одних государственных органов и органов местного самоуправления могут размещаться на официальных сайтах (порталах) других органов. В ч. 1 ст. 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 г. № 98-З № 199-111 «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» [12] указывается, что официальным электронным источником опубликования нормативных правовых актов данного субъекта Российской Федерации является федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Тем самым законодатель данного субъекта Российской Федерации приравнял официальное опубликование принимаемых им законов к включению законов субъекта Федерации в Федеральный регистр.

В настоящее время создаются и функционируют специализированные сайты или интернет-порталы, специально предназначенные для размещения электронных версий официальных текстов нормативных актов. С 10 ноября 2011 г. официальным опубликованием федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации признаётся не только первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации», но и «первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru)». В соответствии с Федеральным законом от 21 октября 2011 г. № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"» [13] «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) - сетевое издание. Он входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации.

Придание официального статуса текстам нормативных правовых актов, размещённым

на интернет-портале, способствует расширению возможностей пользователей получить официальную электронную копию нормативного правового акта. Как отмечается в Заключении Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы Российской Федерации, «принятие рассматриваемого законопроекта позволит повысить оперативность официального опубликования правовых актов, обеспечит свободный доступ к официальным текстам правовых актов государственных органов, организаций и граждан» [14].

На «Официальном интернет-портал правовой информации» и на сайтах органов го -сударственной власти размещаются отсканированные электронные копии текстов нормативных правовых актов, подготовленных в бумажном виде. В настоящее время можно услышать предложения о разработке и принятии нормативных правовых актов в электронном виде. В этом случае полностью отсутствует необходимость в их оцифровке для создания электронной копии нормативного правового акта. Полагаем, что принятие решения о том, каким образом должен разрабатываться, приниматься, подписываться нормативный акт, зависит от конкретных участников правотворческого процесса. Ведь даже по своему опыту часто видим, что текст, распечатанный на бумаге, нередко лучше воспринимается, чем этот же текст, представленный на экране компьютера. Электронная версия нормативного правого акта облегчает в определённой степени работу конечного пользователя правовой информации, в то же время нередко (особенно применительно к работе с кодексами, объёмными многостраничными федеральными законами) требуется бумажная копия нормативного правового акта.

Сложной проблемой, влияющей на дальнейшее развитие системы официального опубликования нормативных правовых актов, представляются постоянные изменения в действующее законодательство. Существующая система электронного официального опубликования, как и официальное опубликование правовых актов в печатном виде, не позволяет познакомиться с актуальными версиями нормативных правовых актов. Количество законов, вносящих изменения в уже

принятые нормативные правовые акты, постоянно растёт. Невозможность воспользоваться актуальной версией правового акта в системе официального опубликования фактически лишает электронное официальное опубликование функции информирования о новых правовых актах, которая перекладывается на плечи иных (в большей части негосударственных) информационных правовых систем. Проблема заключается также и в том, что со времени размещения на «Официальном интернет-портале правовой информации» обычно исчисляется срок вступления правового акта в силу, а обновление базы информационной правовой системы, которой пользуется конечный пользователь, потребитель правовой информации, может происходить, к примеру, раз в неделю. На наш взгляд, переходить только на электронное официальное опубликование нормативных правовых актов преждевременно. Такой переход, конечно, возможен, однако, на наш взгляд, федеральные законы, основные подзаконные нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, должны не только размещаться на «Официальном интернет-портале правовой информации», но и официально публиковаться в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации».

Создание системы электронного опубликования нормативных правовых актов означает и решение ряда вопросов, связанных с улучшением доступности размещаемой нормативной правовой информации на «Официальном интернет-портале правовой информации». На данном портале уже предусмотрена возможность просмотра перечня опубликованных нормативных правовых актов, размещенных на портале за текущий день, неделю, месяц. Со страницы портала также реализована возможность перехода на сайты Президента, Правительства, Государственной Думы, Федеральной службы охраны. Также на сайте размещен баннер сайта Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Портал позволяет познакомиться с новостной информацией, размещенной на сайтах Президента, Правительства, палат Федерального Собрания (в части, касающейся законопроектной деятельности), а также с документами, опубликованными на сайте «Российской газеты».

Количество текстов нормативных правовых актов, размещаемых на портале, постоянно увеличивается. В Федеральном законе от 21 октября 2011 г. № 289-ФЗ указывается, что на данном портале размещаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесённым к ведению палат ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации. В то же время в ч. 3-4 ст. 9.1 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» [15] содержится положение о том, что на «Официальном интернет-портале правовой информации» могут быть размещены иные акты палат Федерального Собрания, правовые акты Правительства Российской Федерации, других органов государственной власти Российской Федерации, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. Такое размещение осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 2 февраля 2013 г. № 88 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» [16] внёс изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763, в соответствии с которыми официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации признаётся их первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации». Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 г № 198 «О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru)» [17] признаёт опубликование региональных правовых актов на «Официальном интернет-портале правовой информации» в качестве их официального опубликования. С 1 января 2016 г. вносятся изменения в порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов испол-

нительной власти. Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2014 г. № 668 определено, что такие нормативные правовые акты подлежат размещению на «Официальном интернет-портале правовой информации».

Субъекты Российской Федерации создают также свои специализированные порталы правовой информации. Так, в ст. 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 г. № 98-З № 199-111 «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» указывается, что официальным опубликованием нормативного правового акта является первая публикация его полного текста в республиканских газетах «Якутия», «Саха сирэ», «Ил Тумэн», «Ведомости Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.sakha.gov.ru).

Следует ли на официальном портале правовой информации только лишь размещать и хранить официальные электронные версии принятых нормативных правовых актов или его функции должны расширяться? Развитие официального портала правовой информации, полагаем, должно быть направлено на организацию систематизации нормативных правовых актов Российской Федерации, интеграции данного портала в единую систему государственных интернет-ресурсов, обеспечивающих доступ граждан и государственных органов к открытой официальной государственной информации и государственным услугам.

Дальнейшее развитие системы официального опубликования нормативных правовых актов, на наш взгляд, предполагает, чтобы данная система выполняла помимо размещения аутентичного текста нормативного правового акта в источнике официального опубликования таких актов и иные функции. Раскроем содержание данных функций системы.

1. Функция реестра нормативных право -вых актов Российской Федерации. Должна быть создана база данных официально опубликованных нормативных правовых актов. Последние изменения в законодательстве об официальном опубликовании нормативных

правовых актов, предложения ряда учёных позволяют говорить о необходимости создания единого источника официального опубликования нормативных правовых актов. Такой источник мог бы представлять интернет-портал, базу данных, доступную для заинтересованных лиц по запросу, в которую могли быть включены все действующие нормативные правовые акты в Российской Федерации, за исключением актов локального уровня, а также за исключением актов ограниченного распространения. Она же также сможет выступать необходимым первичным элементом создания системы более высокого уровня систематизации законодательства.

2. Функция мониторинга системы законодательства Российской Федерации. Система официального опубликования правовых актов, полагаем, должна помочь исследователям, законодателям и другим заинтересованным лицам анализировать состояние нормативного материала и нормотворческой деятельности органов государственной власти России. Представляется, что данная система позволит получать сведения о количестве принятых нормативных правовых актов как в целом в государстве, так и применительно к отдельным субъектам нормотворческой деятельности, об объёме подзаконных актов, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, об участии отдельных субъектов в нормотворческом процессе, о количестве изменений и дополнений в нормативные правовые акты.

3. Функция обеспечения доступа заинтересованных лиц как к аутентичным текстам нормативных правовых актов, так и ко всей системе законодательства. Государство публикует тексты правовых актов в официальных печатных изданиях и размещает электронные версии текстов нормативных правовых актов на официальных сайтах и порталах, предназначенных для размещения такой информации. В настоящее время большинство государственных органов, организаций и граждан получают правовую информацию путём обращения к ресурсам негосударственных справочных правовых систем. Негосударственные справочные правовые системы, на наш взгляд, не должны относиться и, справедливо, не относятся к источникам официального опубликования нормативных

правовых актов. В то же время следует признать, что коммерческие информационные правовые системы являются одним из самых надёжных источников получения правовой информации. Существование множества информационных систем по правовой информации не снимает вопроса о необходимости иметь электронную государственную систему, которая бы являлась по своему статусу официальным источником правовой информации, распространяемой от имени государства [18]. Полагаем, что система официального опубликования и государственная система распространения правовой информации должны быть, по возможности, интегрированы.

4. Организация официального опубликования правовых актов - необходимый элемент работ по систематизации законодательства. Источник официального опубликования выступает обычно как форма учёта или инкорпорации законодательства. Полагаем, что деятельность по организации и функционированию системы официального опубликования должна выступать как предпосылка работ по систематизации законодательства. Как отмечал А. С. Пиголкин, «генеральной линией совершенствования российского законодательства в будущем должно стать поэтапное осуществление его всеобщей кодификации» [19]. Считаем возможным создание электронного варианта такого сборника законов, который мог бы стать официальным, систематизированным, полным, постоянно пополняющимся собранием действующего законодательства России. Такой Свод законов Российской Федерации можно было бы рассматривать не только как элемент системы распространения правовой информации в России, но и как элемент (при надлежащем обеспечении информационной безопасности) системы официального опубликования нормативных правовых актов. Создание такой системы позволило бы пользователю познакомиться с официальным текстом нормативного правового акта в актуальной редакции.

Государство не должно перекладывать работу по официальному опубликованию правовых актов, распространению правовой информации и систематизации законодательства на негосударственные структуры. Мероприятия, проводимые по официальному опублико-

ванию нормативных правовых актов, не будут достигать своей цели без постоянной планомерной деятельности по систематизации действующего российского законодательства. Полагаем, что создание Свода законов Российской Федерации должно стать стратегий совершенствования российского законодательства на длительную перспективу.

Следует отказаться от спорадических изменений в законодательство об официальном опубликовании нормативных правовых актов. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» уже не отвечает в полной мере сегодняшним требованиям. Необходимо подготовить и принять федеральный закон «О системе официального опубликования нормативных правовых актов в Российской Федерации», который закрепил бы структуру системы официального электронного (и печатного) опубликования, права и обязанности её участников, определил бы их функции и пределы ответственности [20]. Поддерживаем предложения учёных о принятии Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» [21].

1. Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. - № 15. - Ст. 1173.

2. СЗ РФ. - 1996. - № 22. - Ст. 2663.

3. Официальное электронное опубликование: история, подходы, перспективы / под ред. В. Б. Исакова. - М., 2012. - С. 18, 120.

4. Бошно С. В. Форма права: теоретико-правовое исследование : дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2005. - С. 157-158.

5. СЗ РФ. - 2014. - № 42. - Ст. 5723.

6. Там же. - 2003. - № 7. - Ст. 658. В настоящее время указанное постановление Правительства РФ утратило силу.

7. СЗ РФ. - 2009. - № 7. - Ст. 776.

8. Там же. - 2009. - № 48. - Ст. 5832.

9. Рос. газ. - 2014. - № 89. - 18 апр.

10. Об утверждении Порядка опубликования и вступления в силу актов Министерства юстиции Российской Федерации, признанных не нуждающимися в государственной регистрации : Приказ Минюста России от 1 ноября 2012 г. № 197 // Рос. газ. - 2012. - № 268. -21 нояб.

11. Петербургский дневник. - 2010. - № 29. -2 авг.

12. Якутские ведомости. - 2004. - № 4. - 17 янв.

13. СЗ РФ. - 2011. - № 43. - Ст. 5977.

14. Заключение на проект Федерального закона № 568029-5-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"» // Федеральное Собрание Российской Федерации. Государственная Дума. Официальный сайт. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. - URL: http ://asozd2. duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)? OpenAgent&arhiv/a_dz_5.nsf/ByID&6AFF12A A3878D393C32578B8003F8550 (дата обращения: 01.02.2015).

15. СЗ РФ. - 1994. - № 8. - Ст. 801.

16. Там же. - 2013. - № 6. - Ст. 493.

17. Там же. - 2014. - № 14. - Ст. 1612.

18. Бачило И. Л. Информационное право : учебник для вузов. - М., 2009. - С. 247-248.

19. Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А. С. Пиголкина. -СПб., 2003. - С. 47.

20. Исаков В. Б. Формирование правовой основы системы официального электронного опубликования // Получение, хранение и использование информации в электронной среде: публично-правовое и частно-правовое регулирование. - М., 2013. - С. 22.

21. См., к примеру: Казьмин И. Ф., Полени-на С. В. «Закон о законах»: проблемы издания и содержания // Сов. гос-во и право. - 1988. -№ 12. - С. 3-9 ; Рафалюк Е. Е. Концепция законопроекта «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Журнал российского права. - 2012. - № 8. - С. 121-125 ; Тихомиров Ю. А., Рахманина Т. Н., Хабибу-лин А. Г. Закон о нормативных правовых актах - актуальная повестка дня // Журнал российского права. - 2006. - № 5. - С. 88-93 ; Черепанов В. А. О проекте федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Журнал российского права. - 2014. - № 3. - С. 105-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.