11. Vas'kovskij E.V. Uchebnik grazhdanskogo processa. M., 2003. S. 285.
12. Veretennikov N.N. Poryadok obzhalovaniya sudebnyh postanovlenij i reshenij po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah // Rossijskoe pravosudie. 2014. № 10 (103). S. 62-67.
13. YAblochkov T.M. Uchebnik russkogo grazhdanskogo sudoproizvodstva. YAroslavl', 1910. S.176.
14. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 24.03.2005 № 5 (red. ot 19.12.2013) «O nekotoryh voprosah, voznikayushchih u sudov pri primenenii Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2005. № 6.
15. Postanovlenie Konstitucionnogo Sud RF ot 12 aprelya 2005 g. № 113-O «Po zhalobe grazhdanina Maslova Aleksandra Ivanovicha na narushenie ego konstitucionnyh prav chastyami 1, 2 i 3 stat'i 30.11 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah»// Sobranie zakonodatel'stva RF. 2005. №22. St. 2195.
16. O primenenii Arbitrazhnogo processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii pri rassmotrenii del v arbitrazhnom sude apellyacionnoj instancii: postanovlenie Plenuma Vysshego Arbitrazhnogo Suda RF ot 28.05.2009 g. № 36 // Vestnik VAS RF. 2009. № 8.
ВОЛОШИНА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА - судья Хабаровского краевого суда VOLOSHINA, ELENA V. - the judge of the Khabarovsk regional court ([email protected])
УДК 342.41:342.553
ВЛАСЕНКО Е.Е.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
Ключевые слова: Конституция, конституционный закон, местное самоуправление, муниципальная власть, органы местного самоуправления, гарантии, органы управления, власть.
В статье проведен анализ проблемы конституционных гарантий местного самоуправления в Российской Федерации. Под гарантиями права населения на осуществление местного самоуправления (муниципальной власти) понимается создание организационно-правовых, материальных и финансовых условий, обеспечивающих формирование и функционирование органов местной власти. По мнению автора, целесообразно классифицировать гарантии следующим образом: 1) политические гарантии; 2) правовые гарантии (мы не считаем удачным термин «специально-юридические» или «формально-юридические»; 3) организационные гарантии; 4) финансово-экономические гарантии.
VLASENKO, E.E.
THE CONSTITUTIONAL GUARANTEE OF MUNICIPAL GOVERNMENT IN RUSSIA
Keywords: Constitution; constitutional law; local government; municipal government; local authorities; guarantees; government, authority.
The article analyzes the problem of constitutional guarantees of local self-government in the Russian Federation. Under the guarantees of the right of the population to exercise local government (municipal authority) is understood the creation of organizational, legal, material and financial conditions that ensure the formation and functioning of local authorities. In the author's opinion, it is advisable to classify the guarantees as follows: 1) political guarantees; 2) legal guarantees (we do not consider the term "specially legal" or "formal legal" to be successful, 3) organizational guarantees; 4) financial and economic guarantees.
Конституции РФ во второй главе закрепляет основы правового статуса личности, то есть провозглашает важнейшие права, свободы и обязанности. В указанном перечне не закреплено право граждан на местное самоуправление, то есть на осуществление муниципальной власти прямо не регулируется. Однако из смысла положений ч.2, 3 ст. 3, ч. 2 ст. 32, ст. 130 - 133 Конституции РФ, в которых уточняются формы реализации данного права, которое в совокупности приобретает конституционный характер [1, с.31]. Конституция РФ устанавливает систему форм осуществления гражданами местного самоуправления. Сам термин «гарантии местного самоуправления» используется в достаточно большом массиве правовых актов различного уровня, в то же время действующее законодательство России не содержит четкого его определения.
Известно, что термин «гарантия» имеет французские корни и звучит как - garantie, то есть обеспечение, что означает: ручательство, условие, обеспечивающее что-либо» [2, с. 136], либо «несомненный факт, являющийся верным свидетельством, подтверждением, доказательством чего-либо; в гражданском праве - предусмотренное законом или договором
обязательство» [3, с. 107-108]. Под гарантией в русском языке понимается «ручательство, порука в чем-нибудь, обеспечение» [4, с. 104]. Российский филолог В. Даль определяет гарантии как «ручательство, поручительство, порука, обеспечение, залог, ответ, заверение, заверка, безопаска, обезопаска, безопасенье, страх» [5, т.1, с. 344].
В юридической литературе слово «гарантия» в большей части определяется ученными как «один из способов обеспечения исполнения обязательств по гражданскому праву» [6, с. 74] или же «установленное законом обязательство продавца отвечать за материальные недостатки товара в течение» [7, с. 174]. По этому поводу в литературе наблюдаются дискуссионные моменты. Указывается, в частности, что «определение понятия «гарантия» лишь через «обеспечение» нарушает логический закон тождества. Обеспечение и гарантирование соотносятся как род и вид: они обладают общими признаками - имеют действенную природу и характеризуют форму зависимости, и именно такую, в силу которой одно явление влияет на другое. Но если обеспечение охватывает весь спектр позитивного влияния, то гарантии - лишь тот, который необходим, то есть при отсутствии чего гарантируемое не возникает, не осуществляется, не становится нереальным. Таким образом, гарантия и обеспечение не имеют общего признака, позволяющего определить одно через другое. Гарантия-это вид обеспечивающих условий» [8, с. 112].
Помимо этого, для того чтобы правильно понимать «условия», необходимо учитывать некоторые особенности конкретных общественных отношений, в которых они проявляются - в данном случае конституционно-правовых и муниципально-правовых отношений. Нужно также учитывать наработки в этой сфере применительно, например, к правам и свободам человека и гражданина. Результаты этих исследований уместно использовать и при определении понятия гарантий местного самоуправления. Чаще всего под гарантиями прав, свобод и законных интересов в литературе понимаются средства обеспечения фактической реализации человеком и гражданином своих прав, а также защищать и отстаивать их в установленном законом порядке. С учетом изложенного мы считаем, что под гарантиями права населения на осуществление местного самоуправления (муниципальной власти) следует понимать создание организационно-правовых, материальных и финансовых условий, обеспечивающих формирование и функционирование органов местной власти. Как представляется, данное определение целесообразно включить в ч. 4 ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве дополнения имеющегося в этой части текста.
В этой связи в литературе отмечается, что «отсутствие в законе главы о гарантиях местного самоуправления, которая ранее имела место в законе о местном самоуправлении 1995 г., является серьезным недостатком закона» [9, с. 27]. Однако такая оценка, на наш взгляд, излишне категорична - ведь дело, скорее, не столько в декларации, хотя в данном случае таковая важна (и она содержится в ст. 1 ФЗ № 131, а в том, какие имеются нормы права и необходимые условия, позволяющие реально сформировать муниципальную власть и дать ей возможность решать вопросы местного значения. При этом, затрагивая вопрос о конституционной природе самой муниципальной власти, необходимо учитывать следующее. Здесь речь идет, прежде всего, не только о роли Конституции РФ как нормативного акта, который по своей природе обладает высшей юридической силой во всех сферах жизнедеятельности государства и общества, в том числе и в сфере муниципально-правовых отношений. В исследуемой сфере правоотношений присутствуют и другие возможности для развития конституционных начал в функционировании местного самоуправления и, соответственно, внедрения их в муниципально-правовую нормативную базу [10, с. 32] .
Следует отметить, что в Конституции РФ и ч. 3 ст. 3 ФЗ № 131 закреплено, положение, где права граждан на местное самоуправление можно огранить федеральным законом, но только в необходимом объеме (защита конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства). Указанное положение «соответствует норме п. 3 ст. 55
Конституции РФ, которая определяет условия ограничения любых прав и свобод граждан, включая право на местное самоуправление» [11, с. 42].
В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывается также, что «муниципальные правовые акты, принятые в пределах компетенции муниципального образования, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования, на что ранее уже обращалось внимание. За неисполнение решений органов местного самоуправления физические и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации» [12] (ч. 3 ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»); «решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления» [12] (ч. 7 ст.22). Согласно ч.7 ст.25 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Эти нормы являются развитием конституционных положений ч. 3 ст. 3 Конституции РФ и их следует, на наш взгляд, расценивать как очень важные составляющие гарантий местного самоуправления.
Затрагивая вопрос о гарантиях местного самоуправления, следует заметить, что, что, например, О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев классифицируют их на общие и специальные (юридические) [13, с. 508]. В качестве общих гарантий они рассматривают «экономические, политические отношения, духовные устои общества, в качестве специальных -определенные правовые средства» [13, с. 518-519].
С.Д. Князев делит гарантии на общие и юридические. Так, по его мнению, общие гарантии представляют собой «экономические, политические, социальные условия, оказывающие влияние (как позитивное, так и негативное) на процесс самоуправления» [14, с. 17]. В свою очередь, Н.В. Постовой выделяет «экономические, организационные и правовые гарантии» [15, с. 140]. Он указывает на источники закрепления гарантий: Конституцию РФ, федеральные законы («Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О муниципальной службе в РФ» и др.), законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований и иные нормативно-правовые акты органов местного самоуправления [15, с. 140-141]. Е.С. Шугрина, в свою очередь, выделяет «гарантии реализации, охраны, защиты и восстановления права на осуществление местного самоуправления» [17, с. 9].
В целом, общепризнанной является классификация гарантий органов местного самоуправления на «общие (их число и наименования варьируются) и специально-юридические гарантии» [18, с. 9], в рамки которых вписываются указанные точки зрения. В общем, у нас нет оснований возражать против этого сложившегося подхода.
Вместе с тем, на наш взгляд, целесообразно классифицировать гарантии следующим образом: 1) политические гарантии; 2) правовые гарантии (мы не считаем удачным термин «специально-юридические» или «формально-юридические»; 3) организационные гарантии; 4) финансово-экономические гарантии.
Литература и источники
1. Ларькина А.П. Конституционное право граждан на местное самоуправление: некоторые проблемы практической реализации // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 2. С. 31.
2. Современный словарь иностранных слов. М., 1993. С. 136.
3. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. М., 1999. С. 154.
4. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1987. С. 104.
5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998. Т. I. С. 344.
6. Юридический энциклопедический словарь. М, 1987. С. 74.
7. Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А.Я. Сухарев. М., 1999. С. 174.
8. Туктаров Ю.Е. Понятие и особенности гражданско-правовых гарантий // Журнал российского права. 1999. № 10. С. 112.
9. Колосов Н. В. Понятие и система гарантий местного самоуправления. Дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2005. С. 27.
10. Эфрикян Р.А., Власенко Е.Е. Конституционно-правовое регулирование муниципальной власти // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2Q15. № 4 (3Q). С. 31-35.
11. Игнатюк H.A., Замотаев A.A., Павлушкин А.В. Муниципальное право. М., 2005. С. 42
12. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.
13. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1999. С. 51S.
14. Князев С.Д. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционная природа и значение для муниципального права // Журнал российского права. 2008. № 6. С. 17.
15. Постовой Н.В. Муниципальное право. М.: Юстицинформ, 1999. С. 140.
16. Шугрина Е.С. Гарантии права на осуществление местного самоуправления. Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2008. С. 9.
17. Корнев В.Н., Нифанов A.H. Гарантии местного самоуправления: теоретико-методические аспекты. Белгород, 2008. С. 9.
References and Sources
1. Lar'kina A.P. Konstitucionnoe pravo grazhdan na mestnoe samoupravlenie: nekotorye problemy prakticheskoj realizacii // Municipal'naya sluzhba: pravovye voprosy. 2009. № 2. S. 31.
2. Sovremennyj slovar' inostrannyh slov. M., 1993. S. 136.
3. Vasyukova I.A. Slovar' inostrannyh slov. M., 1999. S. 154.
4. Ozhegov SI. Slovar' russkogo yazyka. M., 19S7. S. 1Q4.
5. Dal' V. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. M., 199S. T. I. C. 344.
6. YUridicheskij ehnciklopedicheskij slovar'. M, 19S7. S. 74.
7. Rossijskaya yuridicheskaya ehnciklopediya / Gl. red. A.YA. Suharev. M., 1999. S. 174.
S. Tuktarov YU.E. Ponyatie i osobennosti grazhdansko-pravovyh garantij // ZHurnal rossijskogo prava. 1999. № 10. S. 112. 9. Kolosov N. V. Ponyatie i sistema garantij mestnogo samoupravleniya. Dis. ... kand. yurid. nauk. Irkutsk, 2QQ5. S. 27. 1Q. EHfrikyan R.A., Vlasenko E.E. Konstitucionno-pravovoe regulirovanie municipal'noj vlasti // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 4 (30). S. 31-35.
11. IgnatyukN.A., Zamotaev A.A., Pavlushkin A.V. Municipal'noe pravo. M., 2QQ5. S. 42
12. FZ «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» ot Q6.1Q.2QQ3 g.
13. Kutafin O.E., Fadeev V.I. Municipal'noe pravo Rossijskoj Federacii. M., 1999. S. 51S.
14. Knyazev S.D. Mestnoe samoupravlenie v Rossijskoj Federacii: konstitucionnaya priroda i znachenie dlya municipal'nogo prava // ZHurnal rossijskogo prava. 2008. № 6. S. 17.
15. Postovoj N.V. Municipal'noe pravo. M.: YUsticinform, 1999. S. 14Q.
16. SHugrina E.S. Garantii prava na osushchestvlenie mestnogo samoupravleniya. Dis. ... dokt. yurid. nauk. M., 2QQS. S. 9.
17. Kornev V.N., Nifanov A.N. Garantii mestnogo samoupravleniya: teoretiko-metodicheskie aspekty. Belgorod, 2QQS. S. 9.
ВЛАСЕНКО ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА - старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России.
VLASENKO, ELENA E - Senior Lecturer, Department of administrative activities of internal Affairs bodies, Krasnodar University of the MIA of Russia ([email protected])
УДК 343.1.
БАХМАДОВ Б.Д. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова: Конституция, Уголовный кодекс, право, источник, Пленум, постановление.
В статье рассматриваются дискуссионные вопросы об источниках уголовного права. Автор задается вопросом о том, Уголовный кодекс РФ - единственный источник уголовного права или основной, но не единственный источник. В этой связи он определяет место и значение бланкетных норм Особенной части Уголовного Кодекса РФ и постановлений Пленума Верховного суда РФ по уголовным делам как особых видов источников. По мнению автора, если уголовное право в подавляющем большинстве случае не может обойтись без указанных правовых норм и документов, то следует признать их источниками уголовного права (назовем их условно: дополнительными, рекомендательными, разъяснительными основными) источниками.
BAKHMADOV, B.D.
CLASSIFICATION OF SOURCES OF CRIMINAL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION Keywords: Constitution, criminal code, law, source, Plenum, resolution.
In the article viewed the debatable questions about the sources of criminal law. The author asks the question whether the Criminal Code of the Russian Federation is the only source of criminal law or the main, but not the only source. In this regard, he determines the place and significance of the blanket rules of the Special Part of the Criminal Code of the Russian Federation and the decisions of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation on criminal cases