Права человека
Аннотация: в статье раскрываются основные конституционные аспекты социальной защиты населения в современной России.
Ключевые слова: социальная защита, прожиточный минимум, потребительская корзина, обязательное пенсионное страхование, обязательное страховое обеспечение.
ВЛАДИМИР
ИВАНОВИЧ
ЖУРАВЛЕВ*
КОНСТИТУЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Abstract: In the article the basic constitutional aspects of social protection of the population in modern Russia are revealed.
Keywords: social protection, minimum living wage , consumer’s basket, obligatory pension insurance, obligatory insurance provision.
Уровень благополучия в обществе определяется обеспеченностью материальными и духовными благами. Это прежде всего максимально широкие возможности для всестороннего развития личности, достойная заработная плата, пенсии, пособия, уверенность каждого гражданина нашей страны в завтрашнем дне. Все эти понятия определены в ст. 7 Конституции РФ и являются основополагающими принципами внутренней политики Российской Федерации.
В современных условиях, когда экономический кризис порождает безработицу, снижает уровень производства, эти вопросы особенно актуальны в обществе и требуют научного осмысления и повышенного внимания. Разрешить эти проблемы можно лишь посредством грамотной государственной социальной политики.
Развитие помощи нуждающимся лицам получило распространение с X века н. э. С тех пор в России возникло благодеяние, что связывают с распространением христианства.
В российской истории можно выделить 6 основных этапов становления системы социальной деятельности1.
1-й этап - с 1551 по 1725 год - формирование и реализация идеи государственного презрения.
2-й этап - с 1725 по 1796 год - формирование системы общественного призрения.
3-й этап - с 1796 по 1917 год - совершенствование системы общественного презрения и частной благотворительности.
4-й этап - с 1917 по 1918 год - переходный период, возврат к государственномупризрению.
УДК 342.7 V.l. ZHURAVLIOV*
ББК 67.400.22 Ж91
THE CONSTITUTIONAL ASPECTS OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION IN MODERN RUSSIA
*Кандидат юридических наук доцент (Российская международная академия туризма). E-mail: [email protected]
5-й этап - с 1918 по 1991 год - становление и реализация советской модели социальной деятельности государства.
6-й этап - с 1991 г. по настоящее время -формирование современной модели социальной деятельности государства.
В России в настоящее время заново складывается система социальной защиты населения в связи с политическими, экономическими реформами.
Большинство европейских стран после Второй мировой войны остановили свой выбор на социальном государстве, приоритетными направлениями которого являются удовлетворение потребностей населения и социальная защита малоимущих граждан.
Основные направления в области социальной политики, закрепленные Конституцией РФ, получили недостаточное развитие в действующем законодательстве На экономическом форуме в Ярославле 8 сентября 2011 г. Д.А. Медведев отметил: «Социальное многообразие стало решающим фактором развития личности, группы, этноса, стало влиять на развитие демократических государств... государство должно подстраиваться под современную жизнь, быть адекватным и беречь и приумножать социальное многообразие»2.
В Конституции РФ, которая закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении граждан в РФ, об их правах, свободах, обязанностях. Впервые в законодательстве закрепляется признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, их соблюдение и защита определяются как обязанность государства.
Статья 7 Конституции РФ гласит:
«1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный максимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и новые гарантии социальной защиты».
Правовым инструментом реализации социальной роли государства являются конституци-
онные права и свободы граждан, причем Конституция РФ содержит лишь обязательный на всей территории страны минимум социальных гарантий. Каждый субъект РФ вправе, исходя из своих материальных и иных возможностей, расширять круг этих социальных гарантий: может быть увеличен размер индексации пенсии или детского пособия из местного бюджета, предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте для всех пенсионеров и т. д.
Социальная сфера как совокупность социальных отношений испытывает на себе регулирующее воздействие практически всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и всеми другими видами социального обеспечения независимо от классовой принадлежности гражданина.
В зависимости от того, кто устанавливает пенсии, последние можно подразделить на два вида: государственные пенсии и негосударственные пенсии.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Таким образом, государственная пенсия -это пенсия, установленная государством. В свою очередь, государственная система пенсионного обеспечения состоит из двух составляющих частей: государственногопенсионного обеспечения и государственного пенсионного страхования.
В условиях рыночной экономики очень конкретными являются различия в уровне жизни различных социальных групп. Одна из задач социальной политики состоит в смягчении этих различий, что решается путем предоставления социального обеспечения: государственной помощи семьям, имеющим детей, установления надбавок к пенсиям на содержание нетрудоспособных инвалидов, предоставления пособий одиноким матерям или отцам и т. д. Г лавная идея социального обеспечения - социальная справедливость. Государство не может игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех или иных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье, а потому оно берет на себя заботу о полном или частичном обеспечении нетрудоспособных семей, о раз-
Права человека
Права человека
витии соответствующих сфер (здравоохранения, культуры и т. д.).
Предметом особой защиты государства должны стать социально незащищенные слои населения, нетрудоспособные, особенно инвалиды. Это в первую очередь регламентируется Законом о защите инвалидов3, который в полной мере не соответствует международным стандартам. Одной из важнейших задач законодательной власти на сегодняшний день является внесение изменений, которые помогли бы решить социальные задачи, улучшить условия жизни всех категорий инвалидов.
В 1982 г. Всемирным конгрессом профсоюзов была принята Хартия социального обеспечения, первый раздел которой посвящен принципам системы социального обеспечения4. В этом документе говорится, что право на социальное обеспечение должно гарантироваться законом каждому гражданину, живущему за счет собственного труда, временно и непостоянно потерявшему трудоспособность, а также членам его семьи, находящимся на его иждивении. Система социального обеспечения должна быть одинаковой для всех, без какой-либо расовой, религиозной или профессиональной дискриминации. Ее финансирование должно осуществляться в первую очередь государством и предпринимателями, при постепенном снижении или отмене взносов со стороны лиц, пользующихся системой социального обеспечения, или представителями трудящихся, избираемыми при участии профсоюзов.
В России действуют следующие общеправовые принципы, оказывающие наибольшее влияние на правовое регулирование общественных отношений в социальной сфере: равноправие граждан, гарантированность их прав, гуманизм, справедливость, всеобщность, доступность, связь с уровнем оплаты труда.
Равноправие граждан - этот правовой принцип закреплен в ст. 19 Конституции РФ. Равноправие определяется обычно как равенство прав, обязанности и ответственности, отсутствие в законодательстве ограничений или привилегий для каких-либо категорий граждан. Это не тождественно равенству, которое представляет собой равные возможности для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый принцип является принципом прямого действия.
Все виды обеспечения в равной степени распространяются на всех граждан, расовая и национальная принадлежность, происхождение, социальное положение, образование, отношение к религии, место жительства не имеют значения.
Гарантированность прав граждан реализуется в области социального обеспечения путем обоснования этих прав в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах5, но их объем и реализация не должны быть в зависимости от решений должностных лиц и отдельных государственных органов.
Существенная гарантия для граждан - это установление судебного порядка разрешения большинства спросов, связанных с социальным обеспечением. Позитивным моментом является тот факт, что в законодательство введены нормы о пересмотре размеров пенсий по мере изменения стоимости жизни, что гарантирует защищенность населения, особенно в период экономического кризиса.
Реализация гражданами своего права имеет смысл, только если при этом достигается ожидаемый социальный эффект. Главная цель всего законодательства о социальном обеспечении - содействие повышению благосостояния народа, его жизненного уровня, предоставления необходимых средств в таком объеме, чтобы обеспечить населению достойное существование. Анализ сложившегося уровня социального обеспечения показывает, что даже после повышения размеров многих видов обеспечения далеко не всегда достигается их надлежащий уровень. В основу всех расчетов положен минимальный размер зарплаты, которая намного ниже прожиточного минимума, что свидетельствуетоб отступлении от социальной защиты граждан, гарантированности права граждан на материальные обеспечения в достаточных размерах. Справедливость данного принципа является одинаково значимой для всех видов социальных норм, применительно к социальному обеспечению его можно трактовать как принцип справедливого распределения, который может осуществляться двояко: по вкладу или по потребности. В оптимальном сочетании данных подходов и кроется критерий справедливости: учет продолжительности трудовой деятельности, размер заработка, характер и условия труда, с одной стороны, и удовлетворение социально-культурных потребностей, обеспечение равных возможностей вклада на основе реальных потребностей - с другой. Обязательным требованием этого принципа является соблюдение очередности при предоставлении дефицитных благ и услуг (тех, которых нет в достаточном количестве), с установлением льгот по социально значимым признакам получателей.
Принцип гуманизма - это уважение прав, достоинства личности, составляет одну из ведущих идей законодательства любого цивилизационного государства. По мнению известного ученого в области конституционного права В.В. Мамонова, с которым мы солидарны, «уже сам факт провозглашения закрепления права на материальное обеспечение и социальную помощь лицам, нуждающимся в них, является проявлением гуманизма»6.
В современном обществе понимание идей гуманизма несколько изменилось. Если раньше получение гуманитарной помощи, бесплатного ночлега, еды считалось унизительным и оскорбляющим человеческое достоинство, то теперь реализуются государственные программы по обеспечению лиц, нуждающихся в социальной помощи. И все это происходит в рамках государственной политики.
Социальное обеспечение- это принципиальное условие построения гражданского общества. Право на обеспечение имеют все категории населения. Однако конкретный объем реализации этого права нередко зависит от участия гражданина в общественно полезной деятельности определенного вида. Особенно наглядно данный принцип проявляется в пенсионном обеспечении. Введение института социальных пенсий означа-
ет фактическую реализацию принципа всеобщности и в отношении тех безработных, которые по различным причинам не смогли приобрести право на трудовуюпенсию.
Таким образом, социальное обеспечение -это система общественных отношений по предоставлению гражданам благ за счет общественных фондов потребления. Способы социального обеспечения различны: необходимые средства или предоставляются гражданам в виде денежных выплат (пенсии, пособия, предоставление определенных льгот), или направляются на создание и развитие систем здравоохранения, просвещения, жилищного хозяйства и т. д.
Социальная политика государства является приоритетным направлением, необходимымдля построения правового демократическогогосу-дарства, где нужды и запросы населения, их материальные, духовные блага находятся на одном из первых мест по значимости. Конституция РФ, конституции субъектов РФ, конституционные, федеральные законы создают систему мер правового социально-экономического и организационного характера, направленную на обеспечение достойной жизни человека, то есть его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры и науки.
1 См.:АлбеговаИ.Ф. Введение в специальность «Социальная работа»: учеб. пособие. Ярославль, 2002. С. б.
2 Медведев Д. А. Национальное многообразие России не только вызов, но и преимущество. URL: http:// regnum.ru/news/fd-abroad/society/1443489.html (дата обращения: 07.04.2012).
3 См.: О социальной защите инвалидов в РоссийскойФедерации Федер. закон от 24 ноября1995 г. № 181-ФЗ // СПС «Гарант».
4 См.: Хартия социального обеспечения: принята в Гаване 15 февраля 1982 г. URL: http://www.lawmix.ru/ abro/11292 (дата обращения: 20.03.2012).
5 См.: Декларация прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Ст. 2б // Ведомости Съезда народных депутатовРос. Федерации и ВерховногоСовета Рос. Федерации. 1991. № 52; О социальном обслуживанииграждан пожилого возраста и инвалидов: Федер. закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ // Сайт «Российскойгазеты»; О ветеранах: Федер. закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ // Правовая система «Референт». URL: httpy/www.referentru/!^ 1б8 (дата обращения: 07.04.2012) и др.
бМамонов В. В. Государственньїісуверенитет и территориальная целостность - главные принципы современной российской государственности// Гос-во и право. 2004. № 10.
Права человека