Научная статья на тему 'Конституционные аспекты социальной защиты населения в современной России'

Конституционные аспекты социальной защиты населения в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
177
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / CONSUMER'S BASKET / SOCIAL PROTECTION / MINIMUM LIVING WAGE / OBLIGATORY PENSION INSURANCE / OBLIGATORY INSURANCE PROVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Журавлев Владимир Иванович

в статье раскрываются основные конституционные аспекты социальной защиты населения в современной России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL ASPECTS OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION IN MODERN RUSSIA

In the article the basic constitutional aspects of social protection of the population in modern Russia are revealed.

Текст научной работы на тему «Конституционные аспекты социальной защиты населения в современной России»

Права человека

Аннотация: в статье раскрываются основные конституционные аспекты социальной защиты населения в современной России.

Ключевые слова: социальная защита, прожиточный минимум, потребительская корзина, обязательное пенсионное страхование, обязательное страховое обеспечение.

ВЛАДИМИР

ИВАНОВИЧ

ЖУРАВЛЕВ*

КОНСТИТУЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Abstract: In the article the basic constitutional aspects of social protection of the population in modern Russia are revealed.

Keywords: social protection, minimum living wage , consumer’s basket, obligatory pension insurance, obligatory insurance provision.

Уровень благополучия в обществе определяется обеспеченностью материальными и духовными благами. Это прежде всего максимально широкие возможности для всестороннего развития личности, достойная заработная плата, пенсии, пособия, уверенность каждого гражданина нашей страны в завтрашнем дне. Все эти понятия определены в ст. 7 Конституции РФ и являются основополагающими принципами внутренней политики Российской Федерации.

В современных условиях, когда экономический кризис порождает безработицу, снижает уровень производства, эти вопросы особенно актуальны в обществе и требуют научного осмысления и повышенного внимания. Разрешить эти проблемы можно лишь посредством грамотной государственной социальной политики.

Развитие помощи нуждающимся лицам получило распространение с X века н. э. С тех пор в России возникло благодеяние, что связывают с распространением христианства.

В российской истории можно выделить 6 основных этапов становления системы социальной деятельности1.

1-й этап - с 1551 по 1725 год - формирование и реализация идеи государственного презрения.

2-й этап - с 1725 по 1796 год - формирование системы общественного призрения.

3-й этап - с 1796 по 1917 год - совершенствование системы общественного презрения и частной благотворительности.

4-й этап - с 1917 по 1918 год - переходный период, возврат к государственномупризрению.

УДК 342.7 V.l. ZHURAVLIOV*

ББК 67.400.22 Ж91

THE CONSTITUTIONAL ASPECTS OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION IN MODERN RUSSIA

*Кандидат юридических наук доцент (Российская международная академия туризма). E-mail: [email protected]

5-й этап - с 1918 по 1991 год - становление и реализация советской модели социальной деятельности государства.

6-й этап - с 1991 г. по настоящее время -формирование современной модели социальной деятельности государства.

В России в настоящее время заново складывается система социальной защиты населения в связи с политическими, экономическими реформами.

Большинство европейских стран после Второй мировой войны остановили свой выбор на социальном государстве, приоритетными направлениями которого являются удовлетворение потребностей населения и социальная защита малоимущих граждан.

Основные направления в области социальной политики, закрепленные Конституцией РФ, получили недостаточное развитие в действующем законодательстве На экономическом форуме в Ярославле 8 сентября 2011 г. Д.А. Медведев отметил: «Социальное многообразие стало решающим фактором развития личности, группы, этноса, стало влиять на развитие демократических государств... государство должно подстраиваться под современную жизнь, быть адекватным и беречь и приумножать социальное многообразие»2.

В Конституции РФ, которая закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении граждан в РФ, об их правах, свободах, обязанностях. Впервые в законодательстве закрепляется признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, их соблюдение и защита определяются как обязанность государства.

Статья 7 Конституции РФ гласит:

«1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный максимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и новые гарантии социальной защиты».

Правовым инструментом реализации социальной роли государства являются конституци-

онные права и свободы граждан, причем Конституция РФ содержит лишь обязательный на всей территории страны минимум социальных гарантий. Каждый субъект РФ вправе, исходя из своих материальных и иных возможностей, расширять круг этих социальных гарантий: может быть увеличен размер индексации пенсии или детского пособия из местного бюджета, предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте для всех пенсионеров и т. д.

Социальная сфера как совокупность социальных отношений испытывает на себе регулирующее воздействие практически всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и всеми другими видами социального обеспечения независимо от классовой принадлежности гражданина.

В зависимости от того, кто устанавливает пенсии, последние можно подразделить на два вида: государственные пенсии и негосударственные пенсии.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, государственная пенсия -это пенсия, установленная государством. В свою очередь, государственная система пенсионного обеспечения состоит из двух составляющих частей: государственногопенсионного обеспечения и государственного пенсионного страхования.

В условиях рыночной экономики очень конкретными являются различия в уровне жизни различных социальных групп. Одна из задач социальной политики состоит в смягчении этих различий, что решается путем предоставления социального обеспечения: государственной помощи семьям, имеющим детей, установления надбавок к пенсиям на содержание нетрудоспособных инвалидов, предоставления пособий одиноким матерям или отцам и т. д. Г лавная идея социального обеспечения - социальная справедливость. Государство не может игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех или иных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье, а потому оно берет на себя заботу о полном или частичном обеспечении нетрудоспособных семей, о раз-

Права человека

Права человека

витии соответствующих сфер (здравоохранения, культуры и т. д.).

Предметом особой защиты государства должны стать социально незащищенные слои населения, нетрудоспособные, особенно инвалиды. Это в первую очередь регламентируется Законом о защите инвалидов3, который в полной мере не соответствует международным стандартам. Одной из важнейших задач законодательной власти на сегодняшний день является внесение изменений, которые помогли бы решить социальные задачи, улучшить условия жизни всех категорий инвалидов.

В 1982 г. Всемирным конгрессом профсоюзов была принята Хартия социального обеспечения, первый раздел которой посвящен принципам системы социального обеспечения4. В этом документе говорится, что право на социальное обеспечение должно гарантироваться законом каждому гражданину, живущему за счет собственного труда, временно и непостоянно потерявшему трудоспособность, а также членам его семьи, находящимся на его иждивении. Система социального обеспечения должна быть одинаковой для всех, без какой-либо расовой, религиозной или профессиональной дискриминации. Ее финансирование должно осуществляться в первую очередь государством и предпринимателями, при постепенном снижении или отмене взносов со стороны лиц, пользующихся системой социального обеспечения, или представителями трудящихся, избираемыми при участии профсоюзов.

В России действуют следующие общеправовые принципы, оказывающие наибольшее влияние на правовое регулирование общественных отношений в социальной сфере: равноправие граждан, гарантированность их прав, гуманизм, справедливость, всеобщность, доступность, связь с уровнем оплаты труда.

Равноправие граждан - этот правовой принцип закреплен в ст. 19 Конституции РФ. Равноправие определяется обычно как равенство прав, обязанности и ответственности, отсутствие в законодательстве ограничений или привилегий для каких-либо категорий граждан. Это не тождественно равенству, которое представляет собой равные возможности для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый принцип является принципом прямого действия.

Все виды обеспечения в равной степени распространяются на всех граждан, расовая и национальная принадлежность, происхождение, социальное положение, образование, отношение к религии, место жительства не имеют значения.

Гарантированность прав граждан реализуется в области социального обеспечения путем обоснования этих прав в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах5, но их объем и реализация не должны быть в зависимости от решений должностных лиц и отдельных государственных органов.

Существенная гарантия для граждан - это установление судебного порядка разрешения большинства спросов, связанных с социальным обеспечением. Позитивным моментом является тот факт, что в законодательство введены нормы о пересмотре размеров пенсий по мере изменения стоимости жизни, что гарантирует защищенность населения, особенно в период экономического кризиса.

Реализация гражданами своего права имеет смысл, только если при этом достигается ожидаемый социальный эффект. Главная цель всего законодательства о социальном обеспечении - содействие повышению благосостояния народа, его жизненного уровня, предоставления необходимых средств в таком объеме, чтобы обеспечить населению достойное существование. Анализ сложившегося уровня социального обеспечения показывает, что даже после повышения размеров многих видов обеспечения далеко не всегда достигается их надлежащий уровень. В основу всех расчетов положен минимальный размер зарплаты, которая намного ниже прожиточного минимума, что свидетельствуетоб отступлении от социальной защиты граждан, гарантированности права граждан на материальные обеспечения в достаточных размерах. Справедливость данного принципа является одинаково значимой для всех видов социальных норм, применительно к социальному обеспечению его можно трактовать как принцип справедливого распределения, который может осуществляться двояко: по вкладу или по потребности. В оптимальном сочетании данных подходов и кроется критерий справедливости: учет продолжительности трудовой деятельности, размер заработка, характер и условия труда, с одной стороны, и удовлетворение социально-культурных потребностей, обеспечение равных возможностей вклада на основе реальных потребностей - с другой. Обязательным требованием этого принципа является соблюдение очередности при предоставлении дефицитных благ и услуг (тех, которых нет в достаточном количестве), с установлением льгот по социально значимым признакам получателей.

Принцип гуманизма - это уважение прав, достоинства личности, составляет одну из ведущих идей законодательства любого цивилизационного государства. По мнению известного ученого в области конституционного права В.В. Мамонова, с которым мы солидарны, «уже сам факт провозглашения закрепления права на материальное обеспечение и социальную помощь лицам, нуждающимся в них, является проявлением гуманизма»6.

В современном обществе понимание идей гуманизма несколько изменилось. Если раньше получение гуманитарной помощи, бесплатного ночлега, еды считалось унизительным и оскорбляющим человеческое достоинство, то теперь реализуются государственные программы по обеспечению лиц, нуждающихся в социальной помощи. И все это происходит в рамках государственной политики.

Социальное обеспечение- это принципиальное условие построения гражданского общества. Право на обеспечение имеют все категории населения. Однако конкретный объем реализации этого права нередко зависит от участия гражданина в общественно полезной деятельности определенного вида. Особенно наглядно данный принцип проявляется в пенсионном обеспечении. Введение института социальных пенсий означа-

ет фактическую реализацию принципа всеобщности и в отношении тех безработных, которые по различным причинам не смогли приобрести право на трудовуюпенсию.

Таким образом, социальное обеспечение -это система общественных отношений по предоставлению гражданам благ за счет общественных фондов потребления. Способы социального обеспечения различны: необходимые средства или предоставляются гражданам в виде денежных выплат (пенсии, пособия, предоставление определенных льгот), или направляются на создание и развитие систем здравоохранения, просвещения, жилищного хозяйства и т. д.

Социальная политика государства является приоритетным направлением, необходимымдля построения правового демократическогогосу-дарства, где нужды и запросы населения, их материальные, духовные блага находятся на одном из первых мест по значимости. Конституция РФ, конституции субъектов РФ, конституционные, федеральные законы создают систему мер правового социально-экономического и организационного характера, направленную на обеспечение достойной жизни человека, то есть его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры и науки.

1 См.:АлбеговаИ.Ф. Введение в специальность «Социальная работа»: учеб. пособие. Ярославль, 2002. С. б.

2 Медведев Д. А. Национальное многообразие России не только вызов, но и преимущество. URL: http:// regnum.ru/news/fd-abroad/society/1443489.html (дата обращения: 07.04.2012).

3 См.: О социальной защите инвалидов в РоссийскойФедерации Федер. закон от 24 ноября1995 г. № 181-ФЗ // СПС «Гарант».

4 См.: Хартия социального обеспечения: принята в Гаване 15 февраля 1982 г. URL: http://www.lawmix.ru/ abro/11292 (дата обращения: 20.03.2012).

5 См.: Декларация прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Ст. 2б // Ведомости Съезда народных депутатовРос. Федерации и ВерховногоСовета Рос. Федерации. 1991. № 52; О социальном обслуживанииграждан пожилого возраста и инвалидов: Федер. закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ // Сайт «Российскойгазеты»; О ветеранах: Федер. закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ // Правовая система «Референт». URL: httpy/www.referentru/!^ 1б8 (дата обращения: 07.04.2012) и др.

бМамонов В. В. Государственньїісуверенитет и территориальная целостность - главные принципы современной российской государственности// Гос-во и право. 2004. № 10.

Права человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.