Социальная защита населения как фактор современной уголовной политики Российской Федерации
В.И. ЖУРАВЛЕВ - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Российской международной академии туризма, кандидат юридических наук, доцент
Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи между социальной защитой населения в современной России и уголовной политикой, реализуемой государством. Автором раскрываются социально-экономические факторы криминализации российского общества. Отмечается необходимость укрепления гарантий социальной защищенности населения, реализации провозглашаемых Конституцией Российской Федерации прав и свобод, в том числе в социальной сфере, обеспечения равноправия граждан в целях недопущения роста преступности.
Ключевые слова: социальная защита; уголовная политика; конституционные права и свободы; криминализация общества; социальное обеспечение
Social protection of the population in the Russian Federation: constitutional aspect
V.I. ZHURAVLYOV - associate Professor of Public Law Subjects of the Russian International Academy of Tourism, the candidate of jurisprudence, senior lecturer
Article is devoted to review the interrelation between social protection of the population in modern Russia and the criminal policy realized by the state. The author depicts socio-economic factors of criminalization of the Russian society and reveals the need of strengthening of guarantees of social security for the population, realization of proclaimed by the constitution of the Russian Federation of the rights and freedoms including the social sphere, ensuring equality of citizens with a goals of prevention of crime.
Key words: social protection; criminal policy; constitutional laws and freedoms; society criminalization; social security
Проблема криминализации российского общества на сегодняшний день стоит достаточно остро. Нет сомнений, что преступность порождается причинами социального характера, среди которых следует выделить слабую и несбалансированную социальную политику государства, расслоение населения по уровню доходов, отсутствие позитивно ориентированной объединяющей идеологии в работе с подрастающим поколением, свертывание социальных программ, направленных на организацию досуга и отдыха подростков, их спортивного, патриотического воспитания, ослабление роли семьи в воспитании детей и, как следствие, повышение уровня социального сиротства, негативное влияние средств массовой информации.
Степень криминализации общественных отношений существенным образом зависит от уровня социального благополучия, который в свою очередь определяется обеспеченностью общества материальными и
духовными благами, создающими широкие возможности для всестороннего развития личности каждого из его членов. В нынешней финансовой ситуации, характеризующейся ростом безработицы и снижением уровня производства, вопросы преодоления последствий кризиса 2008 г. в обществе особенно актуальны и требуют научного осмысления и повышенного внимания. Изменить положение возможно только посредством грамотной государственной социальной политики.
Государство имеет многовековые традиции в обеспечении социальной защиты населения. В современной России мы наблюдаем, как заново складывается соответствующая система. Процесс ее формирования тесно связан с политическими, экономическими реформами.
Говоря о защите прав, свобод и интересов граждан, всегда нужно помнить о главном законе страны - Конституции Российской Федерации. Достойная заработная
плата, пенсии, пособия, уверенность каждого гражданина страны в завтрашнем дне
- все это гарантируется в ст. 7 Конституции Российской Федерации и составляет основополагающие принципы внутренней политики1. Однако следует отметить, что данные ориентиры, закрепленные Конституцией Российской Федерации в социальной сфере, получили недостаточное развитие в действующем законодательстве. «Законодательная база по вопросам социальной политики недостаточно быстро развивается, ее в полной мере не касается процесс модернизации, и здесь еще работы непочатый край. Социальное многообразие стало решающим фактором развития личности, группы, этноса, стало влиять на развитие демократических государств», - отметил на экономическом форуме в Ярославле 8 сентября 2011 г. Президент Российской Федерации Д.А Медведев. Глава полагает, что «государство должно подстраиваться под современную жизнь, быть адекватным и беречь и преумножать социальное многооб-разие»2. Очевидна потребность в реформах, направленных на защиту необеспеченных слоев населения.
Основной закон Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления. В Конституции Российской Федерации есть статьи о правовом положении граждан, их правах, свободах, обязанностях. Сама ее структура подчеркивает приоритет демократического строя.
В условиях современной рыночной экономики явно видно различие в уровне жизни социальных групп. Одна из задач социальной политики - смягчение этих различий. Это достигается путем реализации социального обеспечения: государственной помощи семьям, имеющим детей, установления надбавок к пенсиям на содержание нетрудоспособных инвалидов, предоставления пособий одиноким матерям или отцам и т.д.
В нашей стране действуют следующие общеправовые принципы, оказывающие наибольшее влияние на правовое регулирование общественных отношений в социальной сфере: равноправие граждан, гарантированность их прав, гуманизм, справедливость, всеобщность, доступность, связь с уровнем оплаты труда.
Равноправие граждан - это правовой принцип, закрепленный в ст. 19 Конституции
Российской Федерации. Он определяется как равенство прав, обязанностей и ответственности, отсутствие в законодательстве ограничений или привилегий для каких-либо категорий граждан и является принципом прямого действия. Все виды обеспечения в равной степени распространяются на всех граждан вне зависимости от расовой и национальной принадлежности, происхождения, социального положения, образования, отношения к религии, места жительства и т.д.
Гарантированность прав граждан в области социального обеспечения осуществляется путем обоснования этих прав в Конституции Российской Федерации и других нормативно-правовых актах3, но их объем и реализация не должны находиться в зависимости от решений должностных лиц и отдельных государственных органов.
Существенной для граждан гарантией выступает установление судебного порядка разрешения большинства споров, связанных с социальным обеспечением. Позитивным является тот факт, что в законодательство введены нормы о пересмотре размеров пенсий по мере изменения стоимости жизни, что гарантирует защищенность населения, особенно в период экономического кризиса.
Реализация гражданами своего права имеет смысл не сама по себе, а только если при этом достигается ожидаемый социальный эффект. Главная цель всего законодательства о социальном обеспечении
- содействие повышению благосостояния народа, его жизненного уровня, предоставление необходимых средств в таком объеме, чтобы обеспечить гражданам достойное существование. Анализ достигнутого уровня социального обеспечения показывает, что даже после повышения размеров многих выплат далеко не всегда можно говорить о достаточности соблюдения гарантий. В основу всех расчетов положен минимальный размер зарплаты, который намного ниже прожиточного минимума, что свидетельствует об отступлении от принципа гарантированности права граждан на материальное обеспечение в достаточных размерах.
Справедливость данного принципа одинаково значима для всех видов социальных норм. Применительно к социальному обеспечению рассматриваемое положение можно трактовать как принцип справедливого распределения, который может быть реализован двояко: по вкладу или по потребности. В оптимальном сочетании данных подходов и кроется критерий справед-
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
ливости (учет продолжительности трудовой деятельности, размер заработка, характер и условия труда, с одной стороны, и удовлетворение социально-культурных потребностей, обеспечение равных возможностей вклада на основе реальных потребностей
- с другой). Обязательным требованием является соблюдение очередности при предоставлении дефицитных благ и услуг (тех, которых нет в достаточном количестве) с установлением льгот по социально значимым признакам получателей.
Принцип гуманизма - это уважение достоинства личности. Он составляет одну из ведущих идей законодательства любого цивилизованного государства. По мнению известного специалиста в области конституционного права профессора В.В. Мамонова, с которым мы солидарны, «уже сам факт провозглашения закрепления права на материальное обеспечение и социальную помощь лицам, нуждающимся в них, является проявлением гуманизма»4.
Таким образом, социальное обеспечение
- это система общественных отношений по
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 г., с изменениями от 30.12.2008 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.
2 Медведев Д.А. Национальное многообразие России - не только вызов, но и преимущество. http://regnum.ru/news/fd-abroad/society/144з489.html
3 См.: Декларация прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации от 22.11.1991 г. Ст. 26 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 52; Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СПС «Гарант»; Федеральный закон Российской Федерации от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (в ред. от 10.01.2003 г, 22.08.2004 г). http://www. rg.ru/1995/08/04/socobslujivanie-dok.html; Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 16.11.2011 г). http://www.referent.ru/1/67168 и др.
4 Мамонов В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостность - главные принципы современной российской государственности // Государство и право. 2004. № 10.
предоставлению гражданам благ за счет общественных фондов потребления. Способы социального обеспечения различны: необходимые средства или предоставляются гражданам в виде денежных выплат (пенсий, пособий, определенных льгот), или направляются на создание и развитие систем здравоохранения, просвещения, жилищного хозяйства и т.д.
Социальная политика является приоритетным направлением деятельности государства, необходимым для построения правового демократического общества, где нужды и запросы населения, его материальные, духовные потребности находятся на одном из первых мест по значимости. Конституция, конституционные, федеральные законы Российской Федерации создают систему мер правового социально-экономического и организационного характера, направленную на обеспечение достойной жизни человека, то есть установление его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития человека.
1 Sm.: Konstitucija Rossijskoj Federacii ot 25.12.1993 g., s izmenenijami ot 30.12.2008 g. // Rossijskaja gazeta. 1993. 25 dek.
2 Medvedev D.A. Nacional'noe mnogoobrazie Rossii - ne tol'ko vyzov, no i preimuwestvo. http://regnum.ru/news/fd-abroad/society/1443489.html
3 Sm.: Deklaracija prav i svobod cheloveka i grazhdanina
v Rossijskoj Federacii ot 22.11.1991 g. St. 26 // Vedomosti SND i VS RF. 1991. № 52; Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 24.11.1995 g. № 181-FZ «O social'noj zawite invalidov v Rossijskoj Federacii» // SPS «Garant»; Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 02.08.1995 g. № 122-FZ «O social'nom obsluzhivanii grazhdan pozhilogo vozrasta i invalidov» (v red. ot 10.01.2003 g., 22.08.2004 g.). http://www.
rg.ru/1995/08/04/socobslujivanie-dok.html; Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 12.01.1995 g. № 5-FZ «O veteranah» (red. ot 16.11.2011 g.). http://www.referent.ru/V67168 i dr.
4 Mamonov V.V. Gosudarstvennyj suverenitet i
territorial'naja celostnost' - glavnye principy sovremennoj rossijskoj gosudarstvennosti // Gosudarstvo i pravo. 2004. № 10. Ш