В. И. Журавлев*
Социальная защита населения в Российской Федерации: конституционный аспект
В статье рассматриваются проблема социальной защиты населения в современной России, конституционные аспекты социальной защиты.
The article considers the problem of social protection of the population in modem Russia, to the constitutional aspects of social protection.
Ключевые слова: социальная защита, население, прожиточный минимум, потребительская корзина, обязательное пенсионное страхование, обязательное страховое обеспечение.
Key words: social protection, the population, a living wage, a consumer's basket, obligatory pension insurance, obligatory insurance maintenance.
Уровень благополучия в обществе практически во все времена определяется обеспеченностью материальными и духовными благами. Прежде всего это давало обществу максимально широкие возможности для всестороннего развития личности каждого из его членов. Достойная заработная плата, пенсии, пособия, уверенность каждого гражданина нашей страны в завтрашнем дне - все эти понятия определены в ст. 7 Конституции РФ и являются основополагающими принципами внутренней политики Российской Федерации1.
В нынешних условиях финансовой жизни страны, когда экономический кризис порождает безработицу и снижает уровень производства, вопросы преодоления последствий кризиса особенно актуальны в обществе и требуют научного осмысления и повышенного внимания. Преодолеть финансово-экономические последствия 2008 г. можно только посредством грамотной государственной социальной политики. Только государство имеет многовековые традиции в становлении социальной защиты населения.
* Кандидат юридических наук, доцент РМАТ
1 Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г., с изм. от 30 декабря 2008 г.: офиц. текст // Рос. газета. 25 дек. 1993.
55
В современной России мы наблюдаем, как заново складывается система социальной защиты населения. И процесс формирования этой системы тесно связан как с политическими, так и экономическими реформами.
Говоря о социальной защите прав, свобод и интересов граждан, всегда нужно помнить о главном законе страны - Конституции РФ. Однако следует отметить, что основные направления, закрепленные Конституцией РФ в области социальной политики, получили недостаточное развитие в действующем законодательстве. «Законодательная база по вопросам социальной политики недостаточно быстро развивается, ее в полной мере не касается процесс модернизации, и здесь еще работы непочатый край. Социальное многообразие стало решающим фактором развития личности, группы, этноса, стало влиять на развитие демократических государств», -говорил на экономическом форуме в Ярославле 8 сентября 2011 г. Президент РФ Д.А. Медведев, - ... государство должно подстраиваться под современную жизнь, быть адекватным и беречь и преумножать социальное многообразие2. Здесь нужны реформы, направленные на защиту необеспеченных слоев населения.
Основной закон Российской Федерации - Конституция РФ - закрепляет основы конституционного строя страны, национальногосударственное и административное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления. В Конституции России есть статьи о правовом положении граждан в РФ, об их правах, свободах, обязанностях. Сама структура Конституции РФ подчеркивает приоритет преимуществ демократического строя. Именно в Конституции, впервые в законодательстве закрепляется признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности. А их соблюдение и защита определяется как обязанность государства.
Глава 1 Конституции РФ - «Основы конституционного строя» - в 16й статье содержит утверждение основ государственной политики. Особо следует выделить ст. 7, которая гласит:
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,
2 Медведев: Национальное многообразие России - не только вызов, но и преимущество. URL: http://regnum.ru/news/fd-abroad/society/1443489.html (дата обращения:
07.04.2012).
обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты3.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение: по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственная система пенсионного обеспечения состоит из двух составляющих ее частей: государственного пенсионного обеспечения и государственного пенсионного страхования.
В условиях современной рыночной экономики явно видно различие в уровне жизни различных социальных групп. Одна из задач социальной политики - смягчение этих различий, что решается путем предоставления социального обеспечения: государственной помощи семьям, имеющих детей, установления надбавок к пенсиям на содержание нетрудоспособных инвалидов, предоставления пособий одиноким матерям или отцам и т. д.
В нашей стране действуют следующие общеправовые принципы, оказывающие наибольшее влияние на правовое регулирование общественных отношений в социальной сфере: принцип равноправия граждан, гарантированность их прав, гуманизм, справедливость, всеобщность, доступность, связь с уровнем оплаты труда.
Равноправие граждан - это правовой принцип, закрепленный в ст. 19 Конституции РФ. Он определяется как равенство прав, обязанностей и ответственности, отсутствие в законодательстве ограничений или привилегий для каких-либо категорий граждан. Рассматриваемый принцип является принципом прямого действия. Все виды обеспечения в равной степени распространяются на всех граждан, вне зависимости от расовой и национальной принадлежности, происхождения, социального положения, образования отношения к религии, места жительства и т. д.
Гарантированность прав граждан реализуется в области социального обеспечения путем обоснования этих прав в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах4, но их объем и реализация не должны быть в
3 Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г., с изм. от 30 декабря 2008 г., ст. 7, 16.
4 Декларация прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 22 ноября 1991 г., ст. 26 // Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РФ. 1991. № 52; Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ин-инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Доступ из справ.-правовой системы Гарант; Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О соци-
57
зависимости от решений должностных лиц и отдельных государственных органов.
Существенной гарантией для граждан является установление судебного порядка разрешения большинства спросов, связанных с социальным обеспечением. Позитивным моментом является тот факт, что в законодательство введены нормы о пересмотре размеров пенсий по мере изменения стоимости жизни, что гарантирует защищенность населения, особенно в период экономического кризиса.
Реализация гражданами своего права имеет смысл не сама по себе, а только если при этом достигается ожидаемый социальный эффект. Главная цель всего законодательства о социальном обеспечении - содействие повышению благосостояния народа, его жизненного уровня, предоставления необходимых средств в таком объеме, чтобы обеспечить населению достойное существование. Анализ сложившегося уровня социального обеспечения показывает, что даже после повышения размеров многих видов обеспечения далеко не всегда достигается их надлежащий уровень. В основу всех расчетов положен минимальный размер зарплаты, которая намного ниже прожиточного минимума, что свидетельствует об отступлении от социальной защиты граждан, гарантированности права граждан на материальное обеспечение в достаточных размерах.
Справедливость данного принципа является одинаково значимой для всех видов социальных норм, применительно к социальному обеспечению его можно трактовать как принцип справедливого распределения, который может осуществляться двояко: по вкладу или по потребности. В оптимальном сочетании данных подходов и кроется критерий справедливости: учет продолжительности трудовой деятельности, размер заработка, характер и условия труда, с одной стороны, и удовлетворение социально-культурных потребностей, обеспечение равных возможностей, вклада на основе реальных потребностей, с другой. Обязательным требованием этого принципа является соблюдение очередности при предоставлении при предоставлении дефицитных благ и услуг (тех, которых нет в достаточном количестве) с установлением льгот по социально значимым признакам получателей.
альном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (в ред. федеральных законов от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // Опубликовано на сайте Рос. газеты; Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.95 г. «О ветеранах» № 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) // Правовая система «Референт». ЦЯЬ: http://www.referent.rU/1/67168 (дата обращения: 07.04.2012) и др.
Принцип гуманизма - уважение прав достоинства личности - составляет одну из ведущих идей законодательства любого цивилизационного государства. По мнению В.В. Мамонова, с которым мы солидарны, «уже сам факт провозглашения закрепления права на материальное обеспечение и социальную помощь лицам, нуждающимся в них, является проявлением гуманизма5».
Таким образом, социальное обеспечение - это система общественных отношений по предоставлению гражданам благ за счет общественных фондов потребления. Способы социального обеспечения различны: необходимые средства или предоставляются гражданам в виде денежных выплат (пенсии, пособия, предоставление определенных льгот), или направляются на создание и развитие систем здравоохранения, просвещения, жилищного хозяйства и т. д.
Социальная политика государства является приоритетным направлением, необходимым для построения правового демократического государства, где нужды и запросы населения, их материальные, духовные блага находятся на одном из первых мест по значимости. Конституция РФ, конституционные, федеральные законы РФ создают систему мер правового социально-экономического и организационного характера, направленную на обеспечение достойной жизни человека, т. е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития человека.
5 Мамонов В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостность - главные принципы современной российской государственности // Г ос-во и право. 2004. № 10.
59