Научная статья на тему 'Социальное государство и социально-экономические права в России'

Социальное государство и социально-экономические права в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
468
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гвоздева, Попова Ольга Михайловна, Попова Анастасия Владимировна

Рассматриваются проблемы социально-правового обеспечения граждан России и соблюдения прав государством. Поднимается вопрос сущности и необходимости социальной защиты в современном обществе. Автор предлагает при реализации социально-экономических прав заботиться о поддержании статуса социального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное государство и социально-экономические права в России»

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА В РОССИИ

УДК 67.400.1

О. М. Гвоздева, А. В. Попова

Омский государственный университет путей сообщения

Рассматриваются проблемы социально-правового обеспечения граждан России и соблюдения прав государством. Поднимается вопрос сущности и необходимости социальной защиты в современном обществе. Автор предлагает при реализации социально-экономических прав заботиться о поддержании статуса социального государства.

Ключевые слова: социальное государство, социально-экономические права, Конституция Российской Федерации, социальное обеспечение.

Во все времена люди хотели жить хорошо. О степени развитости государства можно судить по уровню жизни его населения.

Согласно Конституции (ст. 7) Россия - социальное государство [2]. Слово «социальный» в общей трактовке означает «относящийся к обществу, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе». И поэтому социальным, в самом широком смысле этого слова, можно назвать любое государство. Однако в этом случае под «социальным государством» понимается государство, обладающее какими-либо особыми качествами и выполняющее особые функции.

В Германской правовой системе данный термин означает еще и «заботу государства о бедных и слабых» [26, с. 19].

В литературе встречается множество определений социального государства [27, с. 1021], их можно свести к следующему. Социальное государство призвано создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, обеспечивать людям прожиточный минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др. Это государство должно бороться не против богатства, а против нищеты, взять на себя социальную защиту тех слоев населения (нетрудоспособных, инвалидов и т. п.), которые нуждаются в ней [9, с. 435].

Социальное государство и социально-экономические права тесно взаимосвязаны. Более того, по уровню гарантированности данной группы прав можно судить о степени заботы государства о своих гражданах, о степени их социальной защищенности.

Понятие «социально-экономические права» охватывает комплекс прав: экономических,

социальных, экологических, культурных. Социально-экономические права закреплены в ст. 34 - 44 Конституции Российской Федерации. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная, не запрещенная законом экономическая деятельность, собственность, труд и отдых, здоровье, образование, окружающая природная среда, культурная деятельность. Эти права призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально-значимые потребности личности. Но их объем и степень реализованности во многом зависят от состояния экономики, материальных и финансовых ресурсов [21, с. 159], поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения менее развиты. Ст. 2 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» прямо предусматривает, что социально-экономические права должны обеспечиваться постепенно с максимальным использованием имеющихся ресурсов государства. Можно сказать, что социальное государство призвано обеспечить каждому достойное существование. Актуально звучат и сейчас слова П. И. Новгородцева: «Но что же такое «право на достойное человеческое существование»? Речь идет в данном случае, очевидно, о том, чтобы обеспечить для каждого возможность человеческого существования и освободить от гнета таких условий жизни, которые убивают человека физически и нравственно. И так как подобная забота относится, прежде всего, к тем, кто не может встать на твердую почву в жизненной борьбе, кто нуждается в помощи и поддержке, то обеспечение права на достойное человеческое существование ближайшим образом имеет в виду лиц, страдающих от экономической зависимости, от недостатка средств, от неблагоприятно сложившихся обстоятельств [20, с. 127 - 128].

Это обозначение в нашей литературе впервые было употреблено В. Соловьевым в «Оправдании добра»: «...чтобы всякий человек имел не только обеспеченные средства к существованию (то есть одежду и жилище с теплом и воздухом) и достаточный физический отдых, но чтобы он мог также пользоваться и досугом для своего духовного совершенствования» [24, с. 353 - 355].

Нетрудно догадаться, что речь идет о социально-экономических правах.

Еще со времен Великой французской революции пытались в той или иной форме ввести в текст декларации право на труд. До нас дошел целый ряд проектов этого рода, например в Декларации от 24 июня 1793 г. в ст. 24: «Общественное призрение есть священный долг. Общество обязано оказать поддержку несчастным гражданам или предоставляя им работу, или обеспечивая средства существования тем, кто не в состоянии работать» [20, с. 129 - 130].

Так называемые «нравственные пожелания» социально-экономических прав высказывались задолго до оформления их в отдельную группу. А оформилось второе поколение прав намного позднее, в конце XIX начале XX века. Причем важно отметить, что они сформировались в первую очередь в России. «Общепризнанным является тот факт, - пишет Н. С. Бондарь, - что II поколение прав возникло на основе социалистических учений. Эти права во многом явились результатом классовой борьбы трудящихся за улучшение своего положения, а первое их юридическое признание в качестве конституционных справедливо связывается с Конституцией РСФСР 1918 г. Если же учесть еще и тот факт, что социально-экономические права наиболее последовательно отразили в себе присущие российскому обществу коллективистские начала, то можно считать, что именно Россия - родина социально-экономических прав [11, с. 350 - 351].

В рамках одной статьи невозможно сказать обо всех социально-экономических правах, поэтому дадим характеристику только некоторым из них. В действующей Конституции Российской Федерации по сравнению с конституциями советского периода не только расширился перечень социально-экономических прав, но и стала иной трактовка их содержания. Появилось право на предпринимательскую деятельность, право на частную собственность. Это важные формы проявления свободы личности в сфере экономики. Другой вопрос, что поддержка предпринимательства государством достаточно слаба, не говоря уже об административных барьерах и коррупции.

Известно, что советские конституции не признавали частной собственности и рассматривали ее как основу эксплуатации человека человеком. Граждане наделялись только правом

личной собственности на трудовые доходы и сбережения, жилой дом, подсобное хозяйство, предметы домашнего обихода, личного потребления. Имевшаяся в прежних конституциях норма, согласно которой законом допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда, носила, по существу, чисто формальный характер и не получала практической реализации. Таким образом, собственность гражданина фактически была полностью выключена из сферы общественного производства. Оказалось, что такая система неэффективна, непроизводительна, и точно предвидел русский государственный деятель С. Ю. Витте: «Человек не разовьет своего труда, если он не имеет сознания, что плоды его труда суть его собственность и собственность его наследников» [13, с. 248].

Принципиально новое содержание приобретают социально-экономические права в Конституции Российской Федерации 1993 г. Они призваны отразить на законодательном уровне коренное изменение в социально-экономическом положении человека как участника рыночных отношений. Но система соответствующих прав должна обеспечивать не только свободу предпринимательства и другие формы экономической свободы, но и права, гарантирующие человеку защиту от стихии рынка, от безработицы и нищеты. В этом плане важное значение приобретает сохранение и в условиях рынка всего того положительного, что было выработано практикой предшествующего развития нашего государства с точки зрения обеспечения [11, с. 351], например, бесплатного медицинского обслуживания, бесплатного образования, отсутствия безработицы и т. д.

В советских конституциях труд был и правом, и обязанностью. За невыполнение такой обязанности привлекали к административной и даже к уголовной ответственности. В Конституции Российской Федерации труд объявлен свободным.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Отметим, что минимальный размер оплаты труда на сегодня составляет 4611 рублей в месяц [3], что лишает человека, получающего установленный законом минимум, возможности не только обеспечить достойную жизнь детям и другим членам семьи, но и «прокормить» самого себя. Все это сводит на нет многие трудовые права российского человека [10, с. 521].

Труд неразрывно связан с отдыхом. В настоящее время многие частные организации не

предоставляют этого права своим работникам, мотивируя тем, что являются хозяевами организаций. Нужно сказать, что это грубейшее нарушение трудового законодательства, являющегося единым для организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм. И это не единственный вид нарушения права на труд. Здесь можно говорить и о несоблюдении норм охраны труда, и о заработных платах «в конвертах» или частично «в конвертах» и др. В основном работники не отстаивают свои права. Кто боится быть уволенным, а кто просто юридически безграмотен.

За 2010 г. к Уполномоченному по правам человека РФ поступило около 2,5 тысяч жалоб на нарушения трудовых прав, допущенных работодателями при решении вопросов увольнения и приема на работу, выплаты справедливого вознаграждения за труд, обеспечения безопасных условий труда, а также регулирования порядка и времени осуществления трудовой деятельности [17]. При этом обращает на себя внимание то, что практически ни в одной из поступивших жалоб не было заметно следов активного участия профсоюзов в трудовых конфликтах на стороне наемных работников.

Нужно отметить, что возникшие индивидуальные трудовые споры, перенесенные в суд, решаются по-прежнему в пользу работников в 94 - 96 % случаев [18, с. 11], что, безусловно, радует.

В 2010 г. Российский союз промышленников и предпринимателей сделал предложения внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, в частности, увеличить рабочую неделю с 40 часов до 60 часов, правда, по желанию работников. Эту инициативу справедливо раскритиковали профсоюзы, политики, включая президента РФ и председателя правительства [25]. На практике такое право работников могло бы переходить в обязанность. К этому следует добавить, что в России действует Конвенция МОТ «О сокращении рабочего времени до 40 часов в неделю» [1], денонсации этой Конвенции не было. А в Конституции Российской Федерации установлен приоритет международного права по отношению к внутригосударственному. Российская Конституция каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков [14, с. 3].

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни общества и государств. Оно не-

посредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения [22, с. 5]. Как сказала в этой связи Л. И. Пронина, социальное обеспечение выражает совокупность экономических отношений по поводу создания, распределения и потребления обобществленной на разных уровнях управления и в рамках различных форм собственности части необходимого и прибавочного продукта для удовлетворения потребностей нетрудоспособных членов общества и обеспечения, в определенной мере, расширенного воспроизводства рабочей силы [23, с. 21].

Выделяют следующие виды социального обеспечения: трудовые и социальные пенсии; страховые пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам, гражданам, имеющим детей, и др.); услуги в области социального обслуживания престарелых и инвалидов; оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования [14, с. 7], и др.

Современное российское пенсионное законодательство в основном состоит из двух федеральных законов: Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ [4] и Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ [5].

Как положительный момент среди социальных пенсий следует отметить, что пенсия при потере кормильца сохраняется за детьми, которые потеряли родителей, и при их усыновлении, при условии, что пенсия была оформлена раньше, чем ребенка усыновили. И тоже выплачивается до 23 лет включительно, если имеющий право на такую пенсию обучается по очной форме.

Несомненным плюсом является установленное с 1 января 2007 г. право на государственную гарантию в форме материнского (семейного) капитала при рождении (усыновлении) второго и последующих детей с ежегодной его индексацией.

Значительное повышение пенсий для военных пенсионеров с 1 января 2012 г., вне всякого сомнения, - положительный момент, но есть и другие категории пенсионеров, о них тоже не следует забывать.

Говоря о социальном обеспечении, нельзя не сказать о том, что в последние годы в России развернулось активное обсуждение проблемы совершенствования пенсионной системы. В качестве одного из значимых элементов пенсионной реформы рассматривается возможность повышения возраста выхода на пенсию. Предполагается, что эта мера уменьшит нагрузку на Пенсионный фонд, который уже сегодня

испытывает серьезный дефицит средств, а также позволит сохранить возможность проведения регулярной индексации пенсионных выплат. Кроме этого, повышение пенсионного возраста рассматривается как способ оздоровления экономики. Но с учетом продолжительности жизни в России этого делать нельзя. По данным ВОЗ, опубликованным в мае 2011 г., средняя продолжительность жизни в России для мужчин - 62 года, для женщин - 74 года [28]. Если называть вещи своими именами, звучит цинично, то в том, что касается мужчин, даже если пенсионный возраст повысят хотя бы на 1 год, это будет означать, что людям придется работать буквально до смерти. При таких показателях продолжительности жизни, возможно увеличение пенсионного возраста для женщин, но хотелось, чтобы это осталось только в теории.

Право на жилище по сравнению с советским периодом претерпело большие изменения. Если раньше государство брало на себя обязательство обеспечить жильем каждого (другой вопрос, сколько лет для этого гражданину нужно было стоять в очереди), то действующая Конституция Российской Федерации закрепляет право на получение бесплатного или за доступную плату жилья малоимущими, иными, указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами. Следовательно, все остальные граждане не могут получить жилье бесплатно или за доступную плату.

«Ирония судьбы, - совершенно справедливо отмечает Е. И. Колюшин, - состоит в том, что к категории «малоимущих» в настоящее время относится значительная часть населения. Юридически честнее было бы исключение этого права из Конституции Российской Федерации. Однако с учетом традиций нашего развития фактически делать этого нельзя. Наличие конституционного права на жилище дает легальную возможность борьбы за получение и сохранение жилья» [19, с. 179].

Развивается система долгосрочного жилищного ипотечного кредитования, но воспользоваться ею может далеко не каждый, так как для ее оформления необходим соответствующий уровень доходов. Кроме того, проценты по кредиту достаточно высоки, а доходы у большинства населения страны низкие.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь - очень важное социально-экономическое право. Фактически государство не обеспечивает своим гражданам минимально достаточный объем бесплатной медицинской помощи. Об этом свидетельствуют как поступающие к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации обращения граждан

[15], так и данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Согласно последним, по уровню здравоохранения Россия в настоящее время находится на 127-м месте в мире [16].

Основными причинами роста заболеваемости психической патологией являются неблагоприятная социально-экономическая обстановка в стране, социальная незащищенность, безработица, межнациональные и этнические конфликты и другие факторы, которые способствуют развитию стрессовых состояний. В настоящее время практически все психиатрические учреждения находятся в плачевном состоянии.

В советский период все виды образования были бесплатными. Конституция Российской Федерации 1993 г. гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

При этом основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования. Но в неблагополучных семьях это право детей нередко нарушается. Здесь необходим надлежащий контроль органов опеки и попечительства, а для таких родителей можно было бы увеличить ответственность за нарушение конституционного права, от которого, без преувеличения, зависит дальнейшая жизнь человека.

Конституция дает право каждому на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование. Но на практике бюджетных мест мало, а на коммерческой основе высшее образование дорого, что многим просто не «по карману». Сказанное свидетельствует о большой значимости социально-экономических прав для человека. Можно сказать, что эти права по существу являются основой всех других прав, поскольку «человек, не имеющий средств к существованию, бесправен» [12, с. 214]. Свобода личности немыслима без материальных условий. Кроме того, невозможно в полной мере воспользоваться другими правами, не воспользовавшись достаточно правом на образование.

Провозглашение России социальным государством - цель, достижение которой потребует огромных усилий. Для реализации положений ст. 7 Конституции Российской Федерации требуются согласованные действия всех ветвей государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений. Некоторые исследователи предлагают принять новые федеральные законы, например, «Об основах социальной политики», который определил бы права и обязанности всех ее субъектов - государственных органов, органов местного самоуправления и др. [8, с. 235]. Мы не будем покушаться на Конституцию и предлагать

в этой связи принимать другие нормативные правовые акты. Думается, предметы ведения и компетенция у нас и так неплохо определены и разграничены и Конституцией, и федеральными законами [6, 7]. И нет необходимости «зарываться» в новом законодательстве. Нужно выделять достаточные материальные и финан-

совые средства на реализацию национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», на другие социальные сферы. Но даже достаточные средства не решат проблему в этих областях, если не будет надлежащего жесткого контроля за своевременным и целевым использованием этих ресурсов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю: Конвенция МОТ от 22 июня 1935 г. № 47 // Ведомости ВС СССР. - 1956. - № 13. - Ст. 280.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2009. - 21 янв.

3. О минимальном размере оплаты труда: Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 1 июня 2011 г. № 106-ФЗ) // Парламентская газета. - 2000. - 21 июня.

4. О трудовых пенсиях в РФ: Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 227-ФЗ) // Российская газета. - 2001. - 20 дек.

5. О государственном пенсионном обеспечении в РФ: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (в ред. Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 169-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.

- 2001. - № 51. - Ст. 4831.

6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25 июля 2011 г. № 263-ФЗ) // Российская газета. - 1999. - 19 окт.

7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу со 2 августа 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

8. Анисимов В. М. Основные проблемы социального развития России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2004. - № 15. - С. 235.

9. Баглай М. В. Малая энциклопедия конституционного права / М. В. Баглай, В. А. Туманов. - М., 1998. - С. 435.

10. Безуглов А. А. Конституционное право России: В 3 т. / А. А. Безуглов, С. А. Солдатов. - М., 2001.

- Т. 1. - С. 521.

11. Бондарь Н. С. Основы государства и права / под ред. В. Т. Гайкова, В. А. Ржевского. - Ростов-на-

Д., 2003. - С. 350-351.

12. Бондарь Н. С. Права человека и местное самоуправление в РФ / Н. С. Бондарь. - Ростов-на-Д., 1998. - С. 214.

13. Витте С. Ю. Воспоминания / С. Ю. Витте.

- М., 1923. - С. 248.

14. Голенко Е. Н. Право социального обеспечения. Вопросы и ответы / Е. Н. Голенко, В. И. Ковалев.

- М., 2002. -С. 3, 7.

15. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2006 г. // Российская газета. - 2007.

- 13 апр.

16. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2008 г. / Российская газета. - 2009. -14 апр.

17. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2010 г. // Российская газета. - 2011. - 13 мая.

18. Ершова Е. А. О некоторых спорных вопросах защиты трудовых прав работников // Трудовое право.

- 2003. - № 12. - С. 11.

19. Колюшин Е. И. Конституционное (государственное) право РФ: учебник. - М., 2000. - С. 179.

20. Новгородцев П. И. Право на достойное человеческое существование // Общественные науки и современность. - 1993. - № 5. - С. 127 - 130.

21. Права человека / под ред. Е. А. Лукашевой.

- М., 2004. - С. 159.

22. Право социального обеспечения / под ред. К. Н. Гусова. - М., 2001. - С. 5.

23. Пронина Л. И. Проблемы развития социального обеспечения: дис. ... д-ра экон. наук. - М., 1992. - С. 21.

24. Соловьев В. Собрание сочинений: Т. 7. - С. 353

- 355.

25. Увеличение рабочей недели до 60 часов невозможно // Кузбасс. - 2010. - 16 дек.

26. Фабрициус Ф. Положение рабочего в системе рыночного хозяйства и общепризнанные права человека // Государство и право. - 1993. - № 8.

- С. 19.

27. Четвернин В. А. Юридическая энциклопедия / под ред. Б. Н. Топорнина. - М., 2001. - С. 1021.

28. Чиновники трубят о росте продолжительности жизни в РФ, ВОЗ опровергает // Протестант. - 2011.

- 9 июня.

Гвоздева ольга Михайловна - кандидат юридических наук, доцент Статья поступила в редакцию

Омского государственного университета путей сообщения 15 марта 2012 г.

Попова Анастасия Владимировна - студентка Омского государственного университета путей сообщения

© О.М. Гвоздева, А.В. Попова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.