V.l. ZHURAVLYOV*
FORMATION AND DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY SYSTEM
УДК 364 ББК 60.93 Ж91
Аннотация: в статье рассматривается практика оказания помощи нуждающимся в России. Выделяются основные этапы становления системы социальной деятельности.
Ключевые слова: социальная защита, население, прожиточный минимум, потребительская корзина, обязательное пенсионное страхование, обязательное страховое обеспечение.
ВЛАДИМИР
ИВАНОВИЧ
ЖУРАВЛЕВ*
СТАНОВЛЕНИЕИ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Annotation: the article is dealt with the practice of assistance for the needy in Russia. The main stages of formation of social activity system are emphasized.
Key words: social protection, population, minimum living wage, consumer goods basket, mandatory pension insurance, compulsory insurance coverage.
Правовым инструментом реализации социальной роли государства являются конституционные права и свободы граждан, причем Конституция РФ содержит лишь обязательный минимум социальных гарантий, действующий на всей территории страны. Каждый субъект РФ вправе, исходя из своих материальных и иных возможностей, расширять круг этих социальных гарантий: может быть увеличен размер индексации пенсии или детского пособия из местного бюджета, предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте для всех пенсионеров и т. д.
Социальная сфера как совокупность социальных отношений испытывает на себе регулирующее воздействие практически всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиаль -но единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и всеми другими видами социального обеспечения независимо от классовой принадлежности гражданина.
Практика оказания помощи нуждающимся появилась на Руси еще в Х в. и была исторически тесно связана с распространением христианства. В российской истории можно выделить 6 основных этапов становления системы социальной деятельности1:
1) 1551-1725 гг. - важнейший этап в социальной сфере - формирование и реализация идеи государственногопризрения, сопряженной с рядом ключевых событий.
В 1551 г. происходит созыв Стоглавого собора по инициативе Ивана IV (Г розного). На за-
* Кандидат юридических наук, доцент (Российская международная академия туризма) E-mail: [email protected].
Права человека
Права человека
седании Собора обсуждалось состояние системы общественного призрения в России. По результатам выявленных недостатков в системе (например, профессиональное нищенство и попрошайничество) было рекомендованообратить особое внимание на формирование эффективной политики борьбы с социальными проблемами и предупреждение негативных явлений;
2) 1725-1796 гг. - исторический этап формирования системы общественного призрения как культурной формы благотворительности.
Спустя практически век, в 1613 г., происходит воцарение династии Романовых. В это время все дела призрения находятся в ведении государственных учреждений. Земский собор 1681 г. побуждает правительство подготовить особый акт, открывающий новые взгляды на общественное призрение;
3) 1796-1917 гг. - совершенствование системы общественного призрения и частной благотворительности;
4) 1917-1918 гг. - переходный период, возврат к государственному призрению;
5) 1918-1991 гг. - становление и реализация советской модели социальной деятельности государства;
6) с 1991 г. по настоящее время - формирование современной модели социальной деятельности государства.
В 1982 г. Всемирным конгрессом профсоюзов была принята Хартия социального обеспечения, первый раздел которой посвящен принципам системы социального обеспечения2. В данном документе говорится, что право на социальное обеспечение должно гарантироваться законом каждому гражданину, живущему за счет собственного труда, временно и непостоянно потерявшему трудоспособность, а также членам его семьи, находящимся на его иждивении. Система социального обеспечения должна быть одинаковой для всех, без какой-либо расовой, религиозной или профессиональной дискриминации. Ее финансирование должно осуществлять в первую очередь государство и предприниматели при постепенном снижении или отмене взносов со стороны лиц, пользующихся системой социального обеспечения.
Следует отметить, что большинство европейских стран после Второй мировой войны остановили свой выбор на социальной составляющей своей политики. На государственном уровне приоритетным является направление, в рамках которого особое внимание уделяется удовлетворению потребностей населения и социальной защите малоимущих граждан.
Г лавный принцип социального обеспечения-социальная справедливость. Государство не может игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех или иных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье, а потому оно берет на себя заботу о полном или частичном обеспечении нетрудоспособных граждан, семей, где есть маленькие дети или инвалиды, участвует в развитии соответствующих сфер (здравоохранение, культура, образование и т. д.).
Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и всеми другими видами социального обеспечения независимо от классовой принадлежности.
Серьезным шагом в этом направлении стало принятие в 1990 г. закона о пенсиях3, который ликвидировал различия в пенсионном обеспечении рабочих и служащих, с одной стороны, и предпринимателей - с другой.
В зависимости от источника установления все пенсии можно разделить на два вида: государственные и негосударственные. На основании действующего законодательства государственная пенсия - это пенсия, установленная государством.
Понимание идей гуманизма в современном обществе несколько видоизменилось. Если раньше получение гуманитарной помощи, бесплатные ночлег и питание считалось унизительным и оскорбляющим человеческое достоинство, то теперь реализуются государственные программы по обеспечению лиц, нуждающихся в социальной помощи причем в рамках государственной политики. Социальное обеспечение- это принципиальное условие построения гражданского общества. Право на обеспечение имеют все категории населения. Однако конкретный объем реализации этого права часто зависит от участия гражданина в общественно полезной деятельности определенного вида. Особенно наглядно данный принцип проявляется в пенсионном обеспечении. Введение института социальных пенсий означает фактическую реализацию принципа всеобщности и в отношении тех безработных, которые по различным причинам не смогли приобрести право на трудовую пенсию.
По нашему мнению, предметом особой защиты государства должны стать социально слабые слои населения, нетрудоспособные особенно инвалиды. Это в первую очередь регламентируется Федеральным законом от 24 ноября 1995 г.
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который не в полной мере соответствует международным стандартам.
В заключение можно сделать вывод о том, что одной из важнейших задач законодательной
власти на сегодняшний день является внесение изменений в законодательные и нормативно-правовые акты, которые помогли бы решить социальные задачи, улучшить условия жизни всех категорий инвалидов во всех сферах жизни.
1 См.:АлбеговаИ.Ф. Введение в специальность «Социальная работа»: учеб. пособие. Ярославль, 2002. С. 6.
2 См.: Хартия социального обеспечения: принята в г. Гаване 15 февраля 1982 г. [ Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.lawmix.rU/abro/11292 (дата обращения: 20.03.2012).
3 См.: О пенсионном обеспеченииграждан в СССР: Закон СССР от 15 мая 1990 г. (утратил силу) // СПС «КонсультантПлю©.
Права человека