РАДАЕВА Светлана Владимировна,
кандидат юридических наук,доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Российский государственный университет правосудия (Северо-Кавказский филиал в г. Краснодар), e-mail: 1974403@mail.ru
АГАФОНОВА Наталья Юрьевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Российский государственный университет правосудия (Северо-Кавказский филиал в г. Краснодар), e-mail: agafonovanatalia@yandex.ru
КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ГАРАНТИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Защита прав и свобод человека всегда была и остается важнейшей проблемой правовой науки и современной действительности. Особенное значение разрешение этой проблемы видится в государстве, которое позиционирует себя демократическим и правовым. В российском государстве защита прав и свобод всегда была и остается важной задачей государства. В свете этого именно конституционное закрепление реальных механизмов защиты прав и свобод создает основные предпосылки для становления государства как правового. Авторы статьи полагают, что одной из важнейших гарантий эффективной защиты прав и свобод человека в Российской Федерации является конституционное закрепление основ гражданского общества.
Ключевые слова: права и свободы человека, защита прав и свобод, правовое государство, гражданское общество, взаимодействие между гражданским обществом и государством.
RADAEVA Svetlana Vladimirovna,
candidate of legal sciences, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines Russian State University of Justice (North Caucasian branch in Krasnodar)
AGAFONOVA Natalya Yurievna,
PhD in Law, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines Russian State University of Justice (North Caucasian branch in Krasnodar)
CONSTITUTIONAL SETTING OF THE FOUNDATIONS OF CIVIL SOCIETY AS A GUARANTEE OF THE EFFECTIVE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. The protection of human rights and freedoms has always been and remains the most important problem of legal science and modern reality. Of particular importance is the resolution of this problem in a state that positions itself as democratic and legal. In the Russian state, the protection of rights and freedoms has always been and remains an important task of the state. In light of
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-92-96 NIION: 2018-0076-8/23-591 MOSURED: 77/27-023-2023-8-591
this, it is the constitutional consolidation of real mechanisms for the protection of rights and freedoms that creates the basic prerequisites for the formation of the state as a legal one. The authors of the article believe that one of the most important guarantees for the effective protection of human rights and freedoms in the Russian Federation is the constitutional consolidation of the foundations of civil society.
Key words: human rights and freedoms, protection of rights and freedoms, rule of law, civil society, interaction between civil society and the state.
Конституция Российской Федерации закрепляет важнейшие характеристики российского государства такие как его республиканскую форму правления, демократический способ осуществления власти и правовой характер государственного и общественного управления. Такие особенности России позволяют говорить о том, что в именно в таком государстве в наибольшей степени создаются условия для реализации конституционных прав и свобод, их охране и защите на высоком конституционном уровне, специально создаваемой системой средств, в которую следует включить нормативный, организационный и технологические блоки. При этом, как справедливо отмечает А.П. Любимов, права и свободы человека и гражданина не могут быть просто установлены законодательством, а должны признаваться, гарантироваться и защищаться государством как существующие, что и закреплено в ст. 2, ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации [4, с. 5].
Правовое государство имеет своей фундаментальной основой развитое гражданское общество [5, с. 156-158]. Соответственно его высокий уровень развития и функциональности является определенным гарантом эффективной защиты прав и свобод в любом государстве.
В современной реальности, когда в Российской Федерации гражданское общество существует практически три десятилетия, становится ясным, что идеализация западноевропейского общества в совокупности с рыночной экономикой не способно решить все проблемы, ставящиеся перед российским государством и обществом.
Российское общество переживает духовный кризис, в рамках которого наблюдается не только отсутствие, но и официальный запрет единых нравственных идеалов и идеологии. Современные ценностные установки во основном деструктивны с позиции развития личности, семьи и государства. В связи с этим до сих пор актуален тезис о том, что гражданское общество в России либо отсутствует, либо находится на зачатках его становления. В связи с этим вопрос о сохранении социального и культурного быта в отечественном пространстве стоит достаточно остро.
Перед анализом гражданского общества в России и за рубежом, приведем его основные черты:
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
- важнейшим условием формирования гражданского общества является возрастание роли личности человека, отсутствие сословных привилегий;
- гражданское общество тесно связано с государством;
- обязательным признаком гражданского общества является возможность экономической самостоятельности, появляющейся в рамках частной собственности;
- с современной позиции гражданское общество - это исторически сложившийся уклад общества, появившийся с формированием правового государства;
- становление и развития гражданского общества находится в зависимости от развития экономики и права, а также механизма общественно контроля над государством.
В число основных функций гражданского общества входят следующие:
- воспитательная и образовательная функция;
- здравоохранения и воспроизводства населения;
- общественный контроль над государственной властью;
- оказание материальной помощи государственной политической власти;
- охрана окружающей природы.
- поддержка государственной политической власти или противодействие ей;
- участие в осуществлении государственной политической власти;
- участие в осуществлении правосудия;
- участие граждан в правотворческой деятельности [3, с. 229].
Рассмотрим западный тип гражданского общества. Данный тип гражданского общества внешнее полностью соответствует «идеальному гражданскому обществу», в то же время он не смог пройти испытанием временем. Мораль и нравственность в западных гражданских обществах находится на стадии деградации. Одним из примеров является разрешение однополых браков, которые по своей сути противоречат фундаментальным моральным нормам, религиозным догматам.
В таком гражданском обществе нет ограничений для личности, так как основой гражданского
общества являются права человека. Конечно, это скорее хорошо, чем плохо, однако стоит учитывать, что данные права не должно противоречить общепризнанным нормам, таким как божественные заповеди, наднациональные традиции и т. д. Гражданское общество в западных странах развивалось в рамках постсекуляризма, в связи с этим оно требует интеграции религиозных заповедей в праве. Отсутствие императивности подобных заповедей оставляет общество без ориентира, в связи с чем нормы морали и права искажаются и деградируют.
На сегодняшнее время гражданское общество в западных странах является противоборствующей силой и нередко поддается манипуляциям властей. Так, например, демократические и республиканские партии в США не просто являются противоборствующими институтами политической власти, общество в данном случае также делится на два типа, когда одни люди желают придерживаться первоначальных моральных устоев, а другие направлены на «прогрессивное» развитие прав человека. Стоит отметить, что данная проблема присуща именно гражданскому обществу как устоявшейся системе. Несмотря на подобные проблемы права человека по-прежнему имеют высшую силу, что в свою очередь и является первоначальной идеей гражданского общества. Несмотря на все противоречивые тенденции основная идея исходит из общества, а государство является лишь исполнителем воли своего народа [6, с. 17].
В отечественном пространстве важное значение в общественной деятельности имеют религиозные организации во главе с Российской православной церковью (далее - РПЦ). Данное явление обосновывается историческим развитием российского государства еще с периода феодальной раздробленности, когда церковь по сути являлась чуть ли не единственным институтом способным объединить общество. РПЦ и религиозные организации имеет высокий уровень доверия со стороны граждан и авторитет со стороны государства. В связи с чем религиозные объединения нередко выступают неким посредником между гражданским обществом и государством. В то же время из-за подобного «статуса» религиозные объединения нередко выступают в качестве объекта атак против политики государства и деятельности гражданского общества. Актом, регулирующим деятельность церкви, а также роль его в участии жизни государства и гражданского общества, является Концепция Русской Православной Церкви.
При этом более формальной организацией, выступающей в роли арбитра между государством и гражданским обществом, является Обществен-
ная палата. Основными направлениями деятельности Общественной палаты являются:
- защита прав и свобод населения;
- координация некоммерческих организаций;
- установление взаимодействия между гражданским обществом и государством;
- проведение общественной экспертизы нормативно-правовые актов;
- организация общественных слушаний;
- информационное воздействие при возникновении общественных проблем [7, с. 24].
Экономика в России на протяжении всего периода существования государства заключилась в установлении зависимости человека от государства, когда человек не может сотрудничать с государством на равных. В связи с этим даже в рамках становления гражданского общества отношения между государством и обществом носит покровительственный характер: граждане для решения своих проблем обращаются к государству, а государство в свою очередь по мере возможности и целесообразности разрешает данные проблемы. На сегодняшнее время, с нашей точки зрения, важной задачей государства должна являться необходимость решения общественных проблем, но так, чтобы гражданское общество не утеряло такие признаки как самоорганизация и самоуправление [1, с. 169].
При этом гражданское общество в западных странах развивалось в ходе борьбы монархии и капитализма. В связи с этим в западных странах распространена концепция экономического либерализма, в рамках которого государство не рассматривается как «покровитель», а его властный характер полностью исключается из свободной рыночной экономики.
Такая форма гражданского общества является более «чистой» с точки зрения современного понимания данного термина. В данном случае социальная защита населения сменяется рыночной свободой. Функцию социальной защиты перенимают на себя крупные организации, в зависимости которых находятся работники, являющиеся в некотором роде инструментом ограничения функций государства. Такая концепция может стать угрозой для формирования государства всеобщего благосостояния. В связи с этим нередко можно заметить массовые протесты граждан в западных государствах.
Согласимся с мнением Н. Н. Косаренко, который считает, что в России целесообразно создать смешанную модель, когда государство предоставляет социальную защиту населения, но при этом не используют свои властные механизмы на влияние рыночной экономики [2, с. 41].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
Отметим, что история развития государства и общества России существенно отличается от западных стран. Когда в европейский странах образовывалось гражданское общество, оно появлялось и в отечественном пространстве, но в совершенно иной форме. Государство, которое вступало в активную борьбу с боярами, смогло найти поддержку в виде народа, то есть, по сути, гражданского общества того времени. Государство абсолютизировало свою власть, но взамен предоставило защиту от бесчинств аристократии. В связи с этим на долгое время установилось самодержавие.
В связи с подобными историческими событиями в России и сложилась подобный вид взаимодействия государства и общества, когда люди обращаются за помощью к государству. Подобное взаимодействие можно назвать петиционным, когда люди обращаются с жалобой или петицией за помощью к царю или властным органам. В системе государства существовал специальный орган, именуемый петиционным приказом. На сегодняшнее время тоже уделяется большое внимание рассмотрению жалоб граждан, в то время как в западных странах эту функцию выполняет не государство, а общественные объединения и суды.
В XIX веке в России сложилась практика копирования западных механизмом взаимодействия общества и государства. При этом с течением времени стало понятно, что подобное копирование неэффективно, так как западные модели взаимодействия не соответствуют отечественным традициям и принципам сосуществования государства и общества.
При этом в ходе заимствования опыта западных стран касательно взаимодействия гражданского общества и государства стоит учитывать, что оно строится по двум моделям: англо-саксон-ская;континентальная.
Так в странах, в которых гражданское общество строится по англо-саксонской системе гражданское общество как бы дополняет государственную власти, по сути, поддерживая власть. Способы такой поддержки осуществляются с учетом признаков гражданского общества. Так гражданское общество может критиковать власть, однако государство это расценивает ни как противоборство, а как помощь в устранении насущных проблем. Еще одним примером может являться культурный аспект в Англии, когда оппозиционные силы в законодательных органах называются «оппозиция Ее Величества», а не «оппозиция Ее Величеству». С одной стороны, разница незначительна: и в том, и в другом случае это все же оппозиция. Однако становится понятным, что оппози-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
ция расценивается ни как оппонент в политической борьбе, а как товарищ, которые хотя и имеет другую позицию, всё равно является «другом» государства [8, с. 412].
Гражданское общество, строящееся по континентальной системе, существенно отличается от англо-саксонской системы. Здесь государство и гражданское общество - это противоборствующие силы. Гражданское общество в первую очередь направлено на подчинение государственной власти.
В России доминирует континентальный тип гражданского общества, когда гражданское общество и государство участвуют в постоянном противоборстве. При этом с учетом недолгого существования гражданского общества форма его существования несколько радикальна. С одной стороны, государство осознанно или неосознанно распространяет властные полномочия в сфере деятельности гражданского общества. С другой стороны, замечается большое количество радикальных участников гражданского общества, критично относящиеся к любым решениям государственных органов.
Данное явление становится существенным препятствием для развития гражданского общества в России. Несмотря на противоборство государственной власти и гражданского общества они не могут существовать без тесного сотрудничества. Взаимное признание выгодно для обоих сторон: государственная власть может делегировать часть свои полномочий на гражданское общество, в свою очередь гражданское общество может существовать в правовом государстве, когда права и свободы каждого участника такого общества признаются и защищаются.
Подводя итоги, отметим, что на сегодняшнее время в России гражданское общество находится лишь на стадии становления. Идея развития гражданского общества должна происходить «снизу», именно в данном случае общество само сможет отстаивать свои права и осуществлять общественный контроль над государственной властью.
Список литературы:
[1] Горелов А.А., Горелова, Т.А. Предпосылки становления гражданского общества // PolitBook. 2017. № 2. - С. 168-171.
[2] Косаренко Н.Н., Филипенкова О.Г. Социальное государство как феномен современного общества //Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2018. № 4 (43). - С. 40-44.
[3] Любашиц В.Я., Мамычев А.Ю. Социокультурные и экономические аспекты отношений между государством и обществом в модернизиру-
ющейся России // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 5. № 3 (16). -С. 228-232.
[4] Любимов А.П. Потребность в судебной защите прав и свобод человека в России возрастает. Чем это может быть вызвано? // Представительная власть - XXI век. 2008. № 7 (86). - С. 3-5
[5] Любимов А.П. Философия права: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2023. - 257 с.
[6] Погребняк П.П. Общество и государство: становление отношений // Достижения вузовской науки. 2019. № 25-1. - С. 17-22.
[7] Рубанцова Т.А., Фомина Н.А. Проблемы построения правового государства в России // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). - Казань: Бук, 2019. - С. 23-26.
[8] Чувелева Н.Н. Актуальные проблемы государства и права // Образовательный портал «Справочник». - URL https://spravochnick.ru/ pravo_i_yurisprudenciya/aktualnye_problemy_ gosudarstva_i_prava/ (дата обращения: 06.07.2023).
Spisok literatury:
[1] Gorelov A.A., Gorelova, T.A. Predposylki stanovleniya grazhdanskogo obshchestva // Polit-Book. 2017. № 2. - S. 168-171.
[2] Kosarenko N.N., Filipenkova O.G. Social'noe gosudarstvo kak fenomen sovremennogo obshchestva //Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. 2018. № 4 (43). - S. 40-44.
[3] Lyubashic V.Ya., Mamychev A.Yu. Sociokul'turnye i ekonomicheskie aspekty otnoshenij mezhdu gosudarstvom i obshchestvom v modern-iziruyushchejsya Rossii // Azimut nauchnyh issledo-vanij: ekonomika i upravlenie. 2019. T. 5. № 3 (16). - S. 228-232.
[4] Lyubimov A.P. Potrebnost' v sudebnoj zash-chite prav i svobod cheloveka v Rossii vozrastaet. CHem eto mozhet byt' vyzvano? // Predstavitel'naya vlast' - XXI vek. 2008. № 7 (86). - S. 3-5
[5] Lyubimov A.P. Filosofiya prava: uchebnik dlya vuzov. - M.: Yurajt, 2023. - 257 s.
[6] Pogrebnyak P.P. Obshchestvo i gosudarstvo: stanovlenie otnoshenij // Dostizheniya vuzovskoj nauki. 2019. № 25-1. - S. 17-22.
[7] Rubancova T.A., Fomina N.A. Problemy postroeniya pravovogo gosudarstva v Rossii // YUrid-icheskie nauki: problemy i perspektivy: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', maj 2016 g.). -Kazan': Buk, 2019. - S. 23-26.
[8] Chuveleva N.N. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava // Obrazovatel'nyj portal «Spravoch-nik». - URL https://spravochnick.ru/pravo_i_yurispru-denciya/aktualnye_problemy_gosudarstva_i_prava/ (data obrashcheniya: 06.07.2023).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023