ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
B.С. Бялт, канд. юрид. наук, доцент
C.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-2-66-68
Аннотация. Анализ вопросов, посвященных деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, имеет существенное значение с точки зрения систематизации правовых знаний в данной области, а также в аспекте развития гражданского общества и дальнейшего построения в России правового государства. В статье авторы, исследуя научную литературу по обозначенной проблематике, а также рассматривая организационные и правовые основы функционирования института уполномоченного по правам человека в России, обосновывают пути совершенствования данного института как одного из важнейших элементов системы по защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Ключевые слова: права, свободы, уполномоченный по правам человека, правовое государство, гражданское общество.
Согласно Конституции Российской Федерации «человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [1, ст. 2]. Таким образом, Основной закон российского государства предусматривает выстраивание в механизме государства определенной системы по защите прав и свобод человека и гражданина. К одним из важнейших элементов указанной системы, безусловно, следует отнести институт уполномоченного по права человека, наличие и функционирование которого выступает необходимым условием дальнейшего построения в России правового государства. Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на вопросы, связанные с неукоснительным соблюдением прав российских граждан при реализации государственными служащими своих должностных полномочий [2]. Это в свою очередь позволяет утверждать, что актуальность исследуемых вопросов не вызывает сомнений.
В научной литературе анализу вопросов, касающихся функционирования института уполномоченного по правам человека, уделяется довольно серьезное внимание [3; 4; 5; 6; 7; 8], что позволяет гово-
рить о достаточной изученности указанной проблематике.
Ученые правоведы небезосновательно подчеркивают значение института уполномоченного по правам человека в современной российской правовой системе. А. Д. Федоров указывает, что «институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации достаточно молодой и только набирает свою значимость, но, не смотря на это, он признан Европейским сообществом и продолжает развиваться, увеличивая с каждым годом количество рассматриваемых обращений. Несомненно, он нужен и важен для граждан и государства в лице его органов» [9, с. 23]. А. П. Евдошенко отмечает, что «по-прежнему приоритетной задачей российского государства остается охрана и защита прав и свобод человека и гражданина, что свидетельствует об исключительной важности института Уполномоченного по правам человека в системе органов государства» [10, с. 230]. А. Э. Плотникова считает, что «одной из проблем, с которыми сталкивается институт уполномоченного по правам человека при осуществлении своих функций, является преуменьшение роли института как важного механизма повышения эффективности функциониро-
вания органов исполнительном власти» [11, с. 249]. Б. С. Галяутдинов полагает, что «Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации представляет собой правозащитный контрольный орган, олицетворяющий гарантию государства по обеспечению и соблюдению прав человека и гражданина со стороны органов власти» [12, с. 46]. Е. И. Малышев утверждает, что «учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации внесло критерии цивилизованного общества в развитие политико-правовой системы в целом» [13, с. 51].
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами [14, ст. 1]. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Компетенция Уполномоченного по пра-
дробно освещена в третьей главе федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (статьи 15-36.2).
Таким образом, следует констатировать, что на сегодняшний день сформирована определенная законодательная база, позволяющая обеспечивать защиту и восстановление нарушенных прав человека и гражданина посредством функционирования института уполномоченного по правам человека, что, бесспорно, способствует реализации таких важнейших принципов правового государства как верховенство права и взаимная ответственность государства, общества и личности.
Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы:
- исследование вопросов, посвященных деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, имеет существенное значение с точки зрения систематизации правовых знаний в данной области, а также в аспекте развития гражданского общества и дальнейшего построения в России правового государства;
- институт уполномоченного по правам человека является одним из важнейших элементов системы по защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;
- основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы функционирования института уполномоченного по правам человека в России, является федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
- на наш взгляд институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, однозначно, следует развивать посредством совершенствования нормативной правовой базы в обозначенной сфере, а также практики ее применения.
вам человека в Российской Федерации по-
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря. СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года // Российская газета, 2021, 22 января.
3. Бегаева А. А. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2004.
4. Князькин С. А. Институт Уполномоченного по правам человека в международном и внутригосударственном механизме защиты прав человека: Дисс. ... канд. юрид. наук. -Казань, 2000.
5. Маркелова Е. Г. Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2011.
6. Семенова А. Ю. Уполномоченный по правам человека в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. -Тюмень, 2006.
7. Шабанова З. М. Специализированные уполномоченные по правам человека в России и зарубежных странах: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2003.
8. Шеенков О. А. Становление конституционного института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2001.
9. Федоров А. Д. Роль и значение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Пробелы в Российском законодательстве. - 2012. - №1. - С. 22-24.
10. Евдошенко А. П. Место и роль уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе органов государственной власти // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - №3. - С. 227-231.
11. Плотникова А. Э. Функции уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Извести Оренбургского государственного аграрного университета. - 2012. -№2 (34). - С. 247-249.
12. Галяутдинов Б. С. Правовая природа института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в Российской Федерации // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. - №2 (6). - С. 40-47.
13. Малышев Е. И. Проблемы развития Института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Власть. - 2013. - № 12. - С. 51-53.
14. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ред. от 9 ноября 2020 года) // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011, 2020. № 46. Ст. 7197.
INSTITUTE OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN
FEDERATION
V.S. Byalt, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The analysis of issues related to the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation is essential from the point of view of systematization of legal knowledge in this area, as well as in the aspect of the development of civil society and the further construction of a rule of law state in Russia. In the article, the authors, examining the scientific literature on the identified issues, as well as considering the organizational and legal foundations of the functioning of the institution of the Commissioner for Human Rights in Russia, substantiate ways to improve this institution as one of the most important elements of the system for the protection of human and civil rights and freedoms in the Russian Federation.
Keywords: rights, freedoms, commissioner for human rights, rule of law, civil society.