Научная статья на тему 'Конституционное право российских граждан на информацию: некоторые тенденции развития'

Конституционное право российских граждан на информацию: некоторые тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Конституция РФ / право на информацию / законодательство / конституционные права граждан / Интернет / информационная власть / The Constitution of the Russian Federation / the right to information / legislation / constitutional rights of citizens / the Internet / information power.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаева Б. М.

статья посвящена анализу конституционного права граждан на информацию. Актуальность темы обусловлена возрастанием роли информации, внедрением информационных технологий в жизнедеятельность общества и государства. Определены некоторые тенденции развития права на информацию в современной России. Обоснована необходимость развития материально-технической базы информационных технологий и совершенствования законодательства в этой сфере. Методологическую основу исследования составили метод материалистической диалектики, формально-юридический, социологический, статистический приемы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The constitutional right of russian citizens to information: some development trends

the article is devoted to the analysis of the constitutional right of citizens to information. The relevance of the topic is due to the increasing role of information, the introduction of information technologies in the life of society and the state. Some trends in the development of the right to information in modern Russia have been identified. The need to develop the material and technical base of information technologies and improve legislation in this area is justified. The methodological basis of the study was the method of materialistic dialectics, formal-legal, sociological, statistical methods of research.

Текст научной работы на тему «Конституционное право российских граждан на информацию: некоторые тенденции развития»

Б.М. Исаева,

соискатель кафедры конституционного права имени профессора И.Е. Фарбера Саратовской государственной юридической академии

B. M. Isayeva,

Candidate of the Department of Constitutional Law named after Professor Isaac Efimovich Farber Saratov State Law Academy basirat08@rambler.ru

DOI:

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ: НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация: статья посвящена анализу конституционного права граждан на информацию. Актуальность темы обусловлена возрастанием роли информации, внедрением информационных технологий в жизнедеятельность общества и госу-„0 дарства. Определены некоторые тенденции развития права на информацию в современной России. Обоснована необходимость развития материально-технической 5 базы информационных технологий и совершенствования законодательства в этой сфере. Методологическую основу исследования составили метод материалистической

%

^^ диалектики, формально-юридический, социологический, статистический приемы

59 исследования. О

I 00

Ключевые слова: Конституция РФ, право на информацию, законодательство,

конституционные права граждан, Интернет, информационная власть.

§ THE CONSTITUTIONAL RIGHT OF RUSSIAN CITIZENS

t TO INFORMATION: SOME DEVELOPMENT TRENDS

§

Ç Abstract: the article is devoted to the analysis of the constitutional right of citizens

to information. The relevance of the topic is due to the increasing role of information, the introduction of information technologies in the life ofsociety and the state. Some trends

О in the development of the right to information in modern Russia have been identified. The need to develop the material and technical base of information technologies and improve legislation in this area is justified. The methodological basis of the study was the method of materialistic dialectics, formal-legal, sociological, statistical methods of research.

276 Keywords: The Constitution of the Russian Federation, the right to information, - legislation, constitutional rights of citizens, the Internet, information power.

О «V

® В условиях демократического государства незыблемым

^ является конституционное закрепление и гарантии права граждан на доступ к информации. В международном и в российском праве установлены положения о доступе к информации, что свидетельствует об определенном уровне развития гражданского общества

и государственности.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах 1995 г., Окинавская Хартия глобального информационного общества 2000 г. и ряд других международных документов выступают как основа для внутригосударственных правовых

актов [1; 2, с. 44-47; 3]. §

Информационные права прямо и непосредственно фиксирует о Конституция Российской Федерации. Так, в ст. 29 (ч. 4) закреплено,

что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, про- §

изводить и распространять информацию любым законным способом. §

Гарантируется свобода массовой информации» [4]. д

Право на информацию устанавливает возможность граждан полу- §

чать достоверные сведения об организации и деятельности органов о

государственной власти и местного самоуправления, организаций, |

общественных объединений и должностных лиц. |

Анализируемое конституционное право включает в себя сле- д

дующие правомочия: 1) право на получение информации; 2) право 1

свободного поиска, выбора и сбора информации; 3) право свободного |

использования информации; 4) право свободного распространения ^

и предоставления информации; 5) право на производство информации. §

В условиях развития цифрового общества приобретает актуаль- 1

ность обеспечение защищенности интересов личности, общества, |

^ о

государства; создание возможностей для расширения получения а гражданами, органами государственного управления и обществен- § ными объединениями достоверной правовой информации; развитие ■§ специализированных цифровых платформ в едином российском а информационном пространстве [5, с. 121]. Л Нормативную базу информационных прав, помимо Л Конституции РФ, составляют: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. д № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите £ информации» [6], Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ Ц «О персональных данных» [7], Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» [8]. 2П

Согласно принципам демократии, государственная, публичная №

деятельность, связанная с оборотом информации, должна носить ле- §

гитимный характер и не нарушать содержание прав и свобод человека 1

и гражданина. Это весьма важно для защищенности статуса личности. п

Базовым законодательным актом в анализируемой области является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». В нем урегулирован значительный круг отношений, связанных с осуществлением

права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Решены отдельные вопросы ее защиты.

Несмотря на закрепление права граждан на информацию на высоком уровне, данное право является одним из самых нарушаемых в стране. Более того, на сегодняшний день отсутствуют достоверные сведения об обеспечении доступа граждан к информации, основанные на фактических данных. Несмотря на довольно хорошую законодательную базу, на пути реализации права человека и гражданина на информацию возникает множество препятствий. Негативные явления заметны при анализе практики в области обеспечения свободы информации в России. Препятствия возникают как в результате неурегулированности определенных вопросов, связанных с реализацией права на информацию, так и в результате прямого нарушения этого права. Обычно субъектами таких нарушений являются должностные „о лица и служащие органов публичной власти. Зачастую они нарушают го права средств массовой информации и журналистов в этой сфере.

Такие нарушения можно разделить на следующие группы: 1) а преступные посягательства на журналистов (тяжкие и особо тяжкие § телесные повреждения и прежде всего убийства); 2) вмешательство § в деятельность редакций, ограничение их самостоятельности, ока-2 зание финансового и иного давления; 3) воспрепятствование рас-^ пространению информации; 4) ограничение доступа к информации — (самая многочисленная группа) [21, С.4-5].

§ Обеспечение информационной открытости органов государственен « « «

§ ной власти является важнейшей целью демократического государства § и общества. Однако право доступа к информации не может носить ^ абсолютный характер, оно должно осуществляться во взаимодействии с проблематикой обеспечения информационной безопасности и прав о личности.

^ По мнению Л. К. Терещенко, «всегда останутся виды информации, С доступ к которым будет ограничен... сохранит свою значимость общее правило: открытость не может быть абсолютной, но она должна быть 278 необходимой и достаточной» [9, с. 46-47]. Основное право на инфор-^ мацию взаимосвязано с политическими, социальными, культурными СЧ и другими полномочиями личности. Оно не может быть противотоку ставлено другим правам и свободам.

В литературе уже отмечалось, что информация ограниченного до-

ступа является важнейшим институтом демократического общества, сочетающим в себе защиту прав граждан на доступ к информации и правомочий различных лиц на ограничение этого права [10, с. 4; 11, с. 20-22].

Внедрение цифровых технологий, развитие информационного общества, открытости информации о деятельности органов публичной власти привели к формированию принципа «разрешено все, что не запрещено законом».

Деятельность органов публичной власти должна быть выстроена

таким образом, чтобы каждый гражданин Российской Федерации имел §

возможность реализовать свое право на информацию, но при этом о соблюдался баланс публичных и частных интересов, не допускался

неограниченный доступ к закрытой, охраняемой законом информации §

(например, к государственной тайне, сведениям о личной жизни). §

Степень открытости информации и ограничений доступа к ней может д

определяться (ограничиваться) только федеральным законом. §

Принцип информационной открытости осуществляется разны- о

ми способами. В частности, через обращение граждан с запросами, |

жалобами в органы государственной власти и получения ответа |

по существу такого обращения. В этом случае используются нормы д

Федерального закона от 2 мая 2006 г. N° 59-ФЗ «О порядке рассмотре- §

ния обращений граждан Российской Федерации») [12]. Допустимым г

является получение информации через органы печати, радио и телеви- |

дения. Важным является положение о том, что органы государственной §

власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны 1

обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и ма- |

териалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, а

если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ). §

Так, Распоряжением Правительства РФ от 30 января 2014 г.

№ 93-р утверждена Концепция открытости федеральных органов а

исполнительной власти. Согласно ее положениям ставятся цели повы- §

шения прозрачности и подотчетности государственного управления, £

I

увеличения возможностей непосредственного участия гражданского д

общества в процессах разработки и экспертизы решений, принима- ё

емых государственными органами; совершенствования механизмов Ц общественного контроля за деятельностью федеральных органов

государственной власти [13]. Подчеркивая значимость данной концеп- 279

ции 2014 г., обратим внимание на ее невысокую юридическую силу. №

По нашему мнению, она должна утверждаться правительственным §

постановлением, а не распоряжением. 1

Концепция открытости федеральных органов исполнительной п власти в качестве механизма обеспечения информационной открытости предусматривает следующие инструменты:

■ информирование о работе с обращениями граждан;

■ формирование публичной отчетности государственного органа;

■ обеспечение работы с открытыми данными;

■ понятность нормативно-правового регулирования;

■ взаимодействие с общественными советами, организациями;

■ организация работы пресс-службы государственных органов.

Концепция предполагает размещение открытой информации о деятельности государственных органов не только в средствах массовой информации, но и на официальных сайтах государственных органов в свободном доступе, а также некоторые другие механизмы.

Для реализации принципов открытости в системе государственного управления федеральным органам исполнительной власти требуется последовательно предпринимать ряд системных действий, связанных с формированием и развитием механизмов открытости, обозначенных в рассматриваемой Концепции.

В Методических рекомендациях по реализации принципов откры-„о тости в федеральных органах исполнительной власти (утв. протоколом го заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 28 июня 2016 г. № 5) описана система механизмов открытости федерального органа исполнительной власти. В них также сказано об использовании действующих процедур и технологий в деятельности федерального органа исполнительной власти, 2 направленных на реализацию принципов открытости и формирование ^ культуры открытости.

— Можно утверждать, что принцип информационной открытости § деятельности органов государственной власти заключается:

1) в обеспечении доступа граждан к достоверной информации о деятельности органов публичной власти,

2) возможности получать информацию свободно в удобной для гражданина форме;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о 3) информировании граждан о деятельности государственных ^ органов посредством СМИ, сети Интернет и через другие общедо-С ступные средства коммуникации.

Во исполнение пункта 4 постановления Правительства РФ 280 от 24 ноября 2009 г. № 953 «Об обеспечении доступа к информации ^ о деятельности Правительства Российской Федерации и федераль-(V ных органов исполнительной власти» Минэкономразвития России ® проводит ежегодный мониторинг официальных сайтов федеральных ^ органов исполнительной власти (ФОИВ) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о доступе к информации ФОИВ с использованием автоматизированной системы мониторинга официальных сайтов государственных и органов местного самоуправления. Основной целью мониторинга является оценка выполнения

I §

со я

I

С

нормативных требований, предъявляемых к официальным сайтам. Минэкономразвития России были выявлены многочисленные нарушения законодательства в сфере открытости: отсутствие информации о структуре ведомства, сведений об информационных системах, адресов электронной почты или неиспользование их для получения

обращений и запросов от граждан. §

За 2021-2022 гг. с момента начала подготовки прошлогоднего до- §

клада «Открытость государства в России» [18, 19] Россельхознадзор, |

Роснедра, Росводресурсы, Росрыболовство, Минстрой России, §

Росмолодежь создали новые сайты, а некоторые внесли кардинальные §

изменения в существующие сайты. д

Необходимо интенсивно развивать материальную и организаци- §

онно-техническую базу информатизации. В Послании Президента РФ §о

Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. поставлена задача формиро- |

вания собственных цифровых платформ, совместимых с глобальным 1

информационным пространством. Это позволит по-новому органи- д

зовать производственные процессы, финансовые услуги и логистику, 1

в том числе с использованием технологии «распределенного реестра», г

что очень важно для финансовых транзакций, учета прав собствен- |

ности [14]. §

Обязательным условием доступа к информации является также 1

повсеместное и комплексное развитие информационно-телекомму- |

никационной системы Интернет, в том числе в отдаленных северных г

Ф

и дальневосточных регионах. В Российской Федерации количество § интернет-пользователей постоянно увеличивается и превысило 118 млн чел., т.е. 81 % населения [15]. 2 При разработке Федерального закона об основах обществен- 5 ного контроля в варианте проекта, подготовленном Советом при Л Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам че- д ловека совместно с Общественной палатой РФ, содержалась глава ё 4 «Электронный ресурсный центр общественного контроля». Этому Ц центру отводилась роль автоматизированной информационной системы по «организации электронного общественного контроля, реализу- 281 ющей технологии электронной демократии в Российской Федерации № и предназначенной для обеспечения публичности и открытости § общественного контроля и учета его результатов, информационно- о1 технологического взаимодействия субъектов общественного контроля п между собой, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления» [16, с. 165]. Однако в итоговом варианте данного Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ норм, посвященных электронному общественному контролю и его централи-

зованной систематизации, не содержится [17]. По всей видимости, эта задача будет поставлена и осуществлена в среднесрочной перспективе.

Для построения гражданского общества и правового государства важно, чтобы у российских граждан был свободный и бесплатный доступ к информации, ко всем нормативно-правовым документам, к материалам правоприменительной практики, официальным отчетам о работе органов государственной власти, органов местного самоуправления, других публичных организаций и учреждений. Все это требует развития и совершенствования законодательства в данной сфере.

Для дальнейшего развития и совершенствования законодательства, регулирующего право человека и гражданина на информацию необходимо:

1) подготовить комментарий к закону о праве на информацию „о (последний комментарий был подготовлен в 2015 году); го 2) на законодательном уровне создать просветительскую программу информирования граждан о том, какими правами они обладают и какие есть способы для из реализации;

3) ужесточить административную, дисциплинарную ответствен-

I §

со ность должностных лиц; 5С

2 4) привести все нормативно-правовые акты, затрагивающие права ^ человека и гражданина на информацию, в соответствие с последними — изменениями Конституции РФ и федеральным законодательством.

1

§ Список литературы:

5 1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей

С ООН 10 декабря 1948 г.) // Рос. газ. - 1995. - 10 дек.

5 2. Все о правах человека: сборник нормативных актов. - М.: Проспект,

§ 2017. - 64 с.

§ 3. Окинавская Хартия глобального информационного общества (принята

2 на Саммите глав государств «Большой восьмерки» 22 июля 2000 г., Окинава, ^ Япония) // Дипломатический вестник. - 2000. - № 8. - С. 51-56.

4. Конституция Российской Федерации, принята 13 декабря 1993 г. 282 на общероссийском голосовании, с изм. внес. Законом РФ о поправках

к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ, Федеральными конституционными законами от 4 октября 2022 г. № 5-ФКЗ, № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, О № 8-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 11, ст. 1416; «V - № 27, ст. 4196. - 2022. - № 41, ст. 6930, 6931, 63132, 6933.

5. Троян, Н.А. Информационно-правовое обеспечение формирования системы публичной власти в России: проблемы и перспективы / Н.А. Троян, И.С. Бойченко // Государство и право. - 2022. - № 3. - С. 117-126.

6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 29 декабря

2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 31, ч. 1, ст. 3448; - 2023. - № 1, ч. 1, ст. 51.

7. О персональных данных: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (в ред. от 6 февраля 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 31, ч. 1, ст. 3451; - 2023. - № 6, ст. 915.

8. О средствах массовой информации: закон РФ от 27 декабря 1991 г.

№ 2124-1 (в ред. от 29 декабря 2022 г.) // Рос. газ. - 1992. - 8 февр.; Собр. ?

законодательства Рос. Федерации. - 2023. - № 1, ч. 1, ст. 32. §

9. Терещенко, Л.К. Доступ к информации: правовые гарантии / Л.К. Терещенко // Журнал российского права. - 2010. - № 10. - С. 46-53. |

10. Волчинская, Е.К. О проблемах формирования правовой системы § ограничения доступа к информации / Е.К. Волчинская // Информационное ® право. - 2013. - № 4. - С. 3-8. Ц

11. Павлов, И.Ю. Доступ к информации о деятельности органов власти: д новое законодательство и первые проблемы правоприменения / И. Ю. Павлов, О Д.Н. Сухих // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. О - № 8. - С. 20-23. |

12. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: д федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // Собр. законодательства Рос. |

За 1

г

I

е О м

а С

:

Федерации. - 2006. - № 19, ст. 2060; - 2018. - № 53, ч. 1, ст. 8454.

13. Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти: распоряжение Правительства РФ от 30 января 2014 г. № 93-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 5, ст. 547.

14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. // Рос. газ. - 2018. - 2 марта.

15. Статистика пользователей Интернета в России. - URL: https://msind. ru/polzovateH-mtemeta-v-rossii.html (дата обращения: 10.05.2023).

16. Гончаров, В.В. Правовое регулирование института общественного контроля: международный и зарубежный опыт / В.В. Гончаров // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 10. - С. 155-171.

17. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 30, ч. 1, ст. 4213. - 2018. - № 53, ч. 1, ст. 8424.

18. Открытость государства в России - 2021. URL: https://ach.gov.ru/ ц upload/pdf/Otkrytost-2021.pdf (дата обращения: 10.05.2023). |

19. Открытость государства в России - 2022. URL: https://ach.gov.ru/ 1 upload/pdf/Otkrytost-2022.pdf (дата обращения: 10.05.2023). 283

20.0б обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства _

Российской Федерации, подведомственных ему организаций и федеральных щ органов исполнительной власти: Постановление Правительства РФ от 24 но- S ября 2009 г. № 953 (в ред. от 10 ноября 2022 г.) // Собр. законодательства § Рос. Федерации. - 2009. - № 48, ст. 5832. §

21. Хижняк, В. С. Конституционное право человека и гражданина на информацию в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В.С. Хижняк. - Саратов, 1998. - 23 с.

С I

■о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.