Научная статья на тему 'Конституционное право свободно производить информацию в системе информационных прав личности'

Конституционное право свободно производить информацию в системе информационных прав личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
300
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВА / ПРОИЗВОДСТВО ИНФОРМАЦИИ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ПРОИЗВОДСТВО ИНФОРМАЦИИ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / INFORMATION RIGHTS / PRODUCTION OF INFORMATION / CONSTITUTIONAL RIGHT TO PRODUCE INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапова Анастасия Андреевна

Введение. Статья посвящена определению места конституционного права свободно производить информацию в системе информационных прав личности. Теоретический анализ. Рассмотрены различные подходы ученых к определениям «права человека в информационной сфере», «информационные права», «права в области информации». Рассматривается соотношение конституционного права свободно производить информацию с информационными правами человека, закрепленными в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. Результаты. Отмечено, что ученые-конституционалисты и специалисты в области информационного права рассматривают информационные права личности в качестве части свободы слова и печати, другие как условное обозначение целой группы прав и свобод личности, третьи считают, что рассматриваемые права относятся к категории публичных, политических прав, в то же время некоторые относят эти права к группе личных прав. Автор полагает, что права искать, получать, передавать и распространять информацию являются вторичными по отношению к праву на производство информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Constitutional Right of Everyone to Freely Produce Information in the System of Personal Information Rights

Introduction. The article deals with determining the place of the constitutional right of everyone to freely produce information in the system of personal information rights. Theoretical analysis. The author considers different approaches of scientists to the definition of “human rights in the information sphere”, “information rights”, “right of information”. The author considers correlation of the constitutional right to freely produce information with personal information rights enshrined in part 4 of Art. 29 of the Constitution of the Russian Federation. Results. The author notes that constitutional scientists and experts in information law consider personal information rights as a part of the freedom of speech and press; others consider these rights as a symbol of a whole group of personal rights and freedoms; still others claim that personal information rights fall into the category of public, political rights; at the same time, some scientists believe that these rights belong to the group of personal rights. The author supposes that the rights to seek, receive, transmit and disseminate information are secondary to the right to produce information.

Текст научной работы на тему «Конституционное право свободно производить информацию в системе информационных прав личности»



УДК 342.727

Конституционное право

свободно производить информацию

в системе информационных прав личности

А. А. Шапова

Шапова Анастасия Андреевна, аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, nastushka_smile@mail.ru

Введение. Статья посвящена определению места конституционного права свободно производить информацию в системе информационных прав личности. Теоретический анализ. Рассмотрены различные подходы ученых к определениям «права человека в информационной сфере», «информационные права», «права в области информации». Рассматривается соотношение конституционного права свободно производить информацию с информационными правами человека, закрепленными в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. Результаты. Отмечено, что ученые-конституционалисты и специалисты в области информационного права рассматривают информационные права личности в качестве части свободы слова и печати, другие - как условное обозначение целой группы прав и свобод личности, третьи считают, что рассматриваемые права относятся к категории публичных, политических прав, в то же время некоторые относят эти права к группе личных прав. Автор полагает, что права искать, получать, передавать и распространять информацию являются вторичными по отношению к праву на производство информации.

Ключевые слова: Конституция РФ, информационные права, производство информации, конституционное право на производство информации.

Э01: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-4-462-468

Введение

В сфере информационных прав личности вопросы определенности, сбалансированности понятий имеют особую актуальность [1, с. 35; 2, с. 6]. Установление взаимосвязи смежных юридических конструкций, образующих права личности в информационной сфере, сыграет положительную роль в формировании однозначности правовой нормы. В связи с этим необходимо определить место конституционного права свободно производить информацию в системе информационных прав. Данное соотношение прав и свобод в информационной сфере позволит более точно толковать конституционные нормы об информационных правах, а также создаст почву для содержательного наполнения понятия «конституционное право свободно производить информацию».

Теоретический анализ

В современной правовой науке нет единого подхода к определениям «права человека в информационной сфере», «информационные права», «права в области информации» и т.п. Одни ученые рассматривают данное право в качестве составной части свободы слова и печати. Другие придерживаются точки зрения, согласно которой право на информацию - это условное обозначение целой группы прав и свобод личности. Третьи полагают, что право на информацию вытекает, прежде всего, из свободы человека и вместе с тем относится к категории публичных, политических прав. Такого мнения в науке конституционного права придерживаются С. А. Авакьян [3, с. 725], А. В. Безруков [4, с. 52], Г. Н. Комкова [5, с. 154], В. Е. Чиркин [6, с. 84]. Существует точка зрения, по которой эти права относится к группе личных прав [7, с. 29; 8, с. 107; 9, с. 20; 10, с. 115; 11, с. 157].

Понятия «права человека в информационной сфере», «информационные права», «права в области информации» в основном совпадают. Наиболее широким является термин «права человека в информационной сфере», «права в области информации». Право на информацию, которое иногда отождествляют с вышеперечисленными категориями, наряду с рядом других прав является лишь составным элементом в системе информационных прав.

Конституционные права и свободы человека и гражданина в информационной сфере, их обеспечение и защита являются одной из составляющей национальных интересов Российской Федерации в соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 декабря 2016 г. [12]. Согласно Доктрине под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной

безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений. Данное определение является достаточно содержательным и лежит в основе системы нормативного правового регулирования информационной безопасности в нашей стране.

По мнению В. А. Копылова, информационная сфера может быть разделена на пять предметных областей:

1) реализации права на поиск, получение, передачу и применение информации;

2) производства, передачи и распространения исходной и производной информации;

3) формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг;

4) создания и применения информационных систем (АИС, БД, баз знаний), других информационно-телекоммуникационных технологий;

5) создания и применения средств и механизмов информационной безопасности [13, с. 54].

Можно отметить, что данная классификация описывает процесс информационной активности субъекта, который начинается с поиска и получения информации для последующего производства исходной и производной информации, с целью формирования информационного продукта и создания режима безопасности для данной информации. Производство информации в данном случае рассматривается как процесс создания массового информационного продукта.

В понятие «информационные права и свободы» А. А. Чеботарева вкладывает следующее содержание: совокупность правомочий различных субъектов в информационной сфере, а именно в области поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, применения информационных технологий и обеспечения защиты информации.

К числу основных информационных прав она относит:

1) право на информацию как фундаментальное конституционное право человека (ст. 55, ч. 4 ст. 29, ч. 5 ст. 29 Конституции Российской Федерации [14]);

2) право на информационную безопасность;

3) право на обеспечение защиты информационных прав и свобод [15, с. 73].

К. Д. Рыдченко, рассматривая информационные права личности, делит их на три группы:

1) право на информацию (создавать, искать, получать, передавать и распространять);

2) право на защиту информации (право на конфиденциальность);

3) право на защиту от воздействия информации.

Именно совокупное эффективное обеспечение этих прав образует состояние информационной безопасности их обладателя [16, с. 129].

Две вышеприведенные классификации информационных прав представляются схожими, поскольку включают конституционное право на информацию, состоящее из ряда правомочий, а также механизм защиты прав и свобод личности в информационной сфере посредством предоставления права на информационную безопасность и права на обеспечение защиты информации.

Н. О. Травников выделяет четыре вида информационных прав:

1) сокрытие информации от граждан (введение режима тайн);

2) признание за гражданином свободы слова и печати;

3) установление свободы средств массовой информации;

4) закрепление прав на доступ к информации, находящейся у государственных органов [17, с. 45].

Приведенная классификация информационных прав отражает представления о свободе распространения информации гражданином и средствами массовой информации и введение режима тайн и доступа к информации.

В. С. Хижняк выделяет еще ряд прав, относимых к информационным:

- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 ч. 1 Конституции РФ);

- право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ).

- свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ);

- право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29 Конституции РФ);

- право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ);

- право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ);

- свобода преподавания (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ);

- право на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ);

- право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ).

Гарантии получения каждым сообщений, извещающих о положении дел, о получении свободной массовой информации, закрепляются ч. 5 ст. 29 Конституции РФ.

Перечисленные выше права и свободы личности при своей реализации могут быть ограничены как правами и свободой других лиц, так и по иным основаниям и в случаях, прямо указанных в федеральных законах. Цель ограничений - сузить свободу и сдержать реализацию антиобщественных интересов личности [18, с. 40].

Виды информационных прав, приведенных В. С. Хижняк, представлены на основе анализа второй главы Конституции РФ.

Каждая из приведенных классификаций имеет значение для развития науки конституционного права, информационного права и смежных им прав, поскольку информация пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. В жизнь современного общества все больше проникают развивающиеся информационные технологии, что создает предпосылки возникновения новых возможностей в информационной сфере. Это ставит перед государством и правом совершенно новые задачи поиска разумного правового механизма защиты высших ценностей - человека в новом информационном мире и его безопасности, с одной стороны, и обеспечения его прав и свобод, с другой.

В целях более полного и точного уяснения содержания права производить информацию особое значение будут иметь исследование информационных прав, провозглашенных ч. 4 ст. 29 Конституции РФ (искать, получать, передавать и распространять информацию), и анализ их соотношения с конституционным правом свободно производить информацию.

Производство информации фиксируется в Конституции государства в форме субъективного права, носителями которого могут выступать человек, гражданин РФ, лицо без гражданства или иностранец. Под конституционным правом на производство информации мы будем понимать «гарантированную государством возможность человека, граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан создавать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления в процессе творческой, производственной и иной общественно полезной деятельности» [19, с. 111].

Право на поиск информации представляет собой возможность поиска необходимых сведений. За счет закрепления за субъектом активного права на самостоятельный поиск информации фиксируется и пассивная обязанность не соз-

давать препятствия между управомоченным субъектом и носителем информации.

Под свободой поиска информации понимается отсутствие контроля или регулирования выбора тем, свобода поиска источников информации. По сути, свобода поиска информации - возможность обращения к кому-либо с просьбой (запросом) или посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о предоставлении определенной информации законным способом.

Право на получение информации - это возможность приобретения информации. Оно может быть как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Свободу получения информации стоит понимать как возможность стать ее обладателем на законных основаниях. Возможность получения информации из окружающего мира является важнейшим условием существования человека.

Законодательно право на получение информации рассматривается как возможность граждан оперативно получать через средства массовой информации достоверные сведения о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Соответственно, для того чтобы субъект стал обладателем искомой информации, существует необходимость в производстве такой информации, поскольку, если такая информация не будет произведена или создана, ее поиск и получение станут невозможными.

В законодательстве понятия «поиск» и «получение» информации закрепляются через категорию доступа к информации. Право на доступ к информации следует понимать, как возможность запрашивать и получать документы и информацию, необходимые для целей субъекта. Следовательно, право на поиск и получение информации не могут существовать вне права на производство информации.

Понятие «право передавать информацию» законодательно не закрепляется. Попытка законодательного закрепления понятия «передача информации» была предпринята в проекте Федерального закона № 97700220-2 «О праве на информацию», принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении. Под передачей информации в нем понималось «адресное предоставление имеющейся у лица информации пользователю по каналам связи или непосредственно» [20].

Глагол «передавать» часто описывает отправляемые сообщения или данные, однако также можно передавать идеи, убеждения или

отношение. Также под передачей информации следует понимать физический процесс, посредством которого осуществляется перемещение информации в пространстве.

Понятия «передавать» и «предоставлять» информацию зачастую можно рассматривать как синонимы. Однако мы считаем, что процесс передачи информации осуществляется по самостоятельной воле субъекта, в отличие от предоставления информации. Последнее можно рассматривать как процесс передачи информации по запросу. То есть человек имеет возможность передавать информацию или нет в зависимости от собственного желания, в то время как осуществление механизма предоставления информации можно рассматривать как обязанность органов власти или органов местного самоуправления обеспечить информацией субъекта, запросившего данную информацию, и, наоборот, органы власти и органы местного самоуправления имеют право запрашивать необходимую информацию от конкретного субъекта, который в свою очередь обязан ее предоставить. Получается, что два рассмотренных понятия можно различать по субъектам: с одной стороны - индивидуальный субъект, который имеет право передавать информацию, и с другой -коллективный субъект, который предоставляет информацию, необходимую заинтересованному субъекту.

Однако в существующем законодательстве эти два понятия отождествляются, если быть точнее, то право предоставлять информацию рассматривается через понятие «передавать». В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) под предоставлением информации понимаются действия, направленные на получение или передачу информации определенному кругу лиц [21]. Как мы можем проследить, из данной нормы предоставление информации осуществляется заранее определенному кругу лиц.

В рамках статьи мы рассматриваем право передавать информацию и право производить информацию как синонимы, поскольку это не является основным объектом исследования.

Право на производство информации и ее передачу следует рассматривать как первичное и вторичное, поскольку для того чтобы соответствующий информационный продукт был передан определенному кругу лиц, необходимо наличие уже существующей произведенной информации.

Следующим необходимо рассмотреть право распространять информацию. Мировое сообщество всегда уделяло особое значение праву на свободное распространение информации, относя это право к одному из основных прав человека и гражданина, которое заслуживает особого внимания, особой защиты. Это связано с тем, что, защищая право на свободное распространение информации, общество защищает свое право на получение объективной информации о социальных отношениях, действующих в обществе, их изменении, о деятельности систем управления обществом.

Как на глобальном, так и на региональных уровнях сформулированы и закреплены в соответствующих актах основные принципы обеспечения права на свободное распространение информации.

22 мая 2001 г. к рассмотрению протоколом заседания Совета Госдумы № 75 принят законопроект «О праве на информацию в Российской Федерации», внесенный депутатами В. В. Похмелкиным и С. Н. Юшенковым. В данном проекте закреплялось понятие «распространение информации» со следующим содержанием: «безадресное предоставление имеющейся у лица информации другим лицам в различной форме» [22].

В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона об информации, под распространением информации понимаются действия, направленные на получение и передачу информации неопределенному кругу лиц.

Государство обеспечивает доступ к информации путем ее официальной публикации и распространения через средства массовой информации, а также путем непосредственного предоставления заинтересованным лицам документов и материалов, в том числе сведений, на основе которых приняты решения, затрагивающие права и свободы граждан.

Так же как и право на передачу информации, право на распространение информации и право на ее производство следует рассматривать как вторичное и первичное, поскольку для того чтобы соответствующая информация была распространена среди неопределенного круга лиц с помощью средств массовой информации или посредством сети «Интернет», необходимо наличие уже существующей произведенной информации.

Результаты

Система информационных прав личности многогранна. Невозможно установить определенный перечень данных прав, поэтому ученые-

конституционалисты и специалисты в области информационного права рассматривают данные права в качестве части свободы слова и печати, другие - как условное обозначение целой группы прав и свобод личности, третьи считают, что рассматриваемые права относятся к категории публичных, политических прав, в то же время некоторые относят эти права к группе личных прав.

Рассмотренные конституционно закрепленные права взаимосвязаны, поскольку отражают основу информационных прав человека. Исходя из проведенного анализа, следует говорить о том, что права искать, получать, передавать и распространять информацию являются вторичными по отношению к праву на производство информации. Не осуществив право на производство информации, невозможно осуществить и все последующие права - на поиск, получение, передачу и распространение информации, поскольку, если необходимая информация не была создана, ее невозможно найти, получить и передать третьим лицам.

Список литературы

1. Информационное право. Актуальные проблемы теории и практики / под общ. ред. И. Л. Бачило. М. : Юрайт, 2009. 530 с.

2. Паршуков М. И. Понятийный аппарат информационного права в законодательстве, науке и образовательной деятельности // Информационное право. 2013. № 3. С. 6-8.

3. Авакьян С. А. Конституционное право России. 4-е изд. : в 2 т. Т. 1. М. : НОРМА ; ИНФРА-М, 2010. 864 с.

4. Безруков А. В. Конституционное право России : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юстицинформ, 2015. 304 с.

5. Конституционное право России / под ред. Г. Н. Ком-ковой. М. : Юристъ, 2005. 399 с.

6. Чиркин В. Е. Конституционное право. М. : НОРМА ; ИНФРА-М, 2013. 269 с.

7. Агапов А. Б. Основы федерального информационного права России. М. : Экономика, 1995. 230 с.

8. РассоловМ. М. Информационное право. М. : Юристъ, 1999. 398 с.

9. Рассолов М. М. Информационное право : анализ и решение практических задач. М. : Кнорус, 1998. 430 с.

10. Шевердяев С. Н. Информационные отношения и система информационного законодательства // Законодательство и практика СМИ. 1999. № 1. С. 115-116.

11. Шахрай С. М. Конституционное право Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М. : Статут, 2017. 622 с.

12. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 50, ст. 7074.

13. Копылов В. А. Информационное право. М. : Юрист, 2002. 510 с.

14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

15. Чеботарева А. А. Информационная безопасность личности в системе информационных прав и свобод // Вестн. МГПУ. Сер. «Юридические науки». 2015. № 4 (20). С. 73-77.

16. Рыдченко К. Д. Особенности обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего в информационной сфере // Уголовно-процессуальная охрана прав и законных интересов несовершеннолетних. 2017. № 1 (4). С. 129-136.

17. Травников Н. О. Основные этапы становления прав личности в информационной сфере // Современное право. 2016. № 2. С. 43-47.

18. Хижняк В. С. Право человека на информацию : механизм реализации / под ред. В. Т. Кабышева. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1998. 68 с.

19. Шапова А. А. Конституционное право каждого свободно производить информацию : понятие и сущность // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 108-113. Б01: Ы±рз:// doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-1-108-113

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. О праве на информацию : проект федер. закона № 97700220-2 (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 03.09.1997). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

21. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (ч. 1), ст. 3448 ; 2019. № 12, ст. 1220.

22. О праве на информацию в Российской Федерации : проект федер. закона от 15.05.2001. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Образец для цитирования:

Шапова А. А. Конституционное право свободно производить информацию в системе информационных прав личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 4. С. 462-468. Б01: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-4-462-468

The Constitutional Right of Everyone to Freely Produce Information in the System of Personal Information Rights

А. A. Shapova

Anastasia A. Shapova, https://orcid.org/0000-0001-9950-1355, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, nastushka_smile@mail.ru

Introduction. The article deals with determining the place of the constitutional right of everyone to freely produce information in the system of personal information rights. Theoretical analysis. The author considers different approaches of scientists to the definition of "human rights in the information sphere", "information rights", "right of information". The author considers correlation of the constitutional right to freely produce information with personal information rights enshrined in part 4 of Art. 29 of the Constitution of the Russian Federation. Results. The author notes that constitutional scientists and experts in information law consider personal information rights as a part of the freedom of speech and press; others consider these rights as a symbol of a whole group of personal rights and freedoms; still others claim that personal information rights fall into the category of public, political rights; at the same time, some scientists believe that these rights belong to the group of personal rights. The author supposes that the rights to seek, receive, transmit and disseminate information are secondary to the right to produce information.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, information rights, production of information, constitutional right to produce information.

References

1. Informatsionnoe pravo. Aktual'nye problem teorii i praktiki [Information Law. Actual Problems of Theory and Practice. By total ed. I. L. Bachilo]. Moscow, Yurait Publ., 2009. 530 p. (in Russian).

2. Parshukov M. I. The conceptual apparatus of information law in legislation, science and education. Informatsionnoe pravo [Information Law], 2013, no. 3, pp. 6-8 (in Russian).

3. Avak'ian S. A. KonstitutsionnoepravoRossii [Constitutional law of Russia. 4th ed.: in 2 vols.]. Vol. 1. Moscow, Norma, Infra-M Publ., 2010. 864 p. (in Russian).

4. Bezrukov A. V. Konstitutsionnoe pravo Rossii [Constitutional law of Russia. 3rd ed., rev. and add.]. Moscow, Justitsinform Publ., 2015. 304 p. (in Russian).

5. Konstitutsionnoe pravo Rossii [Constitutional law of Russia. Ed. by G. N. Komkova]. Moscow, Yurist Publ., 2005. 399 p. (in Russian).

6. Chirkin V. E. Konstitutsionnoe parvo [Constitutional law]. Moscow, Norma, Infra-M Publ., 2013. 269 p. (in Russian).

7. Agapov A. B. Osnovy federal'nogo informatsionnogo prava Rossii [Fundamentals of Federal Information Law of Russia]. Moscow, Ekonomika Publ., 1995. 230 p. (in Russian).

8. Rassolov M. M. Informatsionnoe pravo [Information Law]. Moscow, Yurist Publ., 1999. 398 p. (in Russian).

9. Rassolov M. M. Informatsionnoe parvo: analiz i reshenie prakticheskikh zadach [Information law: analysis and solving practical problems]. Moscow, Knorus Publ., 1998. 430 p. (in Russian).

10. Sheverdiaev S. N. Information Kelations and the system of information legislation. Zakonodatel 'stvo i praktika SMI [Legislation and media practice]. 1999, no. 1, pp. 115-116 (in Russian).

11. Shakhrai S. M. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Fede-ratsii: uchebnik dlia akademicheskogo bakalavriata i magistratury [Constitutional law of the Russian Federation: textbook for academic undergraduate and graduate studies. 4th ed., rev. and add.]. Moscow, Statut Publ., 2017. 622 p. (in Russian).

12. On approval of the Doctrine of Information Security of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation of 05.12.2016 no. 646. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2016, no. 50, art. 7074 (in Russian).

13. Kopylov V. A. Informatsionnoe pravo [Information Law]. Moscow, Yurist Publ., 2002. 510 p. (in Russian).

14. The Constitution of the Russian Federation (adopted by the popular vote of 12.12.1993) (amended of 30.12.2008 no. 6-FKZ, of 30.12.2008 no. 7-FKZ, of 05.02.2014 no. 2-FKZ, of 21.07.2014 no. 11-FKZ). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398 (in Russian).

15. Chebotareva A. A. Information security of an individual in the system of information rights and freedoms. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo univer-siteta. Ser. «Iuridicheskie nauki» [Bulletin of Moscow City Pedagogical University. Ser. Law], 2015, no. 4 (20), pp. 73-77 (in Russian).

16. Rydchenko K. D. Features of ensuring the rights and legitimate interests of a minor in the information sphere. Ugolovno-protsessual'naia okhrana prav i zakonnykh interesov nesovershennoletnikh [Criminal procedure protection of the rights and legitimate interests of minors], 2017, no. 1 (4), pp.129-136 (in Russian).

17. Travnikov N. O. The main stages of the formation of personal rights in the information sphere. Sovremennoe parvo [Modern law], 2016, no. 2, pp. 43-47 (in Russian).

18. Khizhnyak V. S. Pravo cheloveka na informatsiyu: mekhanizm realizatsii [The human right to information: Implementation mechanism. Ed. by V. T. Ka-byshev]. Saratov, Izd-vo Sarat. un-ta, 1998. 68 p. (in Russian).

19. Shapova A. A. The Constitutional Right of Everyone to Freely Produce Information: Concept and Essence. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Economics. Management. Law, 2019, vol. 19, iss. 1, pp. 108-113 (in Russian). DOI: https:// doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-1-108-113

20. On the right to information. Draft Federal Law no. 97700220-2 (as amended by the State Duma of the

Federal Assembly of the Russian Federation in I reading 03.09.1997). The document has not been published. ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

21. On information, information technologies and protection of information. Federal Law of 27.07.2006 no. 149-FZ (an edition of 18.03.2019). Sobranie

zakonodatel stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2006, no. 31 (pt. 1 ), art. 3448; 2019, no. 12, art. 1220 (in Russian).

22. On the right to information in the Russian Federation. Draft Federal Law of 05.15.2001. The document has not been published. ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

Cite this article as:

Shapova А. A. The Constitutional Right of Everyone to Freely Produce Information in the System of Personal Information Rights. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Economics. Management. Law, 2019, vol. 19, iss. 4, pp. 462-468 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-4-462-468

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.