о
История государства и права
16. Рязанцева, Ю. В. Создание, становление и деятельность первой высшей военно-юридической школы в России (к 150-летию Александровской военно-юридической академии) // Вестник военного права. - 2016. - № 1. ^ 17. Штаты кавалерийскихипехотныхполков с показаниемрасположения оныхпо губерниям от19 февраля 1711г.//
Полное собрание законов Российской империи. Собрание (1649-1825). - Т. 4 (1700-1712): Законы (1740-2619) [Электрон-^ ный ресурс] // Сайт Российской национальной библиотеки. - Режим доступа: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата ^ обращения: 20.07.2017).
| © Лясович Т. Г., Локнов А. И., 2017
си
с о
« УДК 342.415 а
<и А. А. Фролов
тси
¡^ ФРОЛОВ Алексей Александрович
п Аспирант кафедры конституционного и муниципального права
3 — " ~
Поволжского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации Адрес: Россия, 413100, Саратовская область, Энгельс, ул. Красноармейская, д. 24 Тел.: 8 (927) 130-47-25 E-mail: [email protected]
FROLOV Alexey Alexandrovich
Postgraduate student of constitutional and municipal law Department ^ of Povolzhskiy cooperative Institute (branch) of Russian University of cooperation
Address: Russia, 413100, Saratov region, Engels, Krasnoarmeyskaya str., 24 Ph.: +7 (927) 130-47-25 E-mail: [email protected]
Конституционное право на жилище в СССР и в странах СНГ: историко-правовой анализ
§ The constitutional right to housing in the USSR and in the CIS countries: historical and juridical analysis.
H
И В статье проводится историко-правовой анализ становления и развития конституционного права на жилище в СССР
и странах СНГ. Автор исследует и рассматривает становление и развитие права на жилище, а также изменения в нормативном содержании права на жилище на уровне конституционного закрепления, которые происходили на различных этапах развития советского общества, а далее в странах Содружества Независимых Государств. Проводимые исследования позволят усовершенствовать нормы жилищного права в современных условиях, учитывая опыт и ошибки прошлого.
Ключевые слова: право на жилище, конституционное право на жилище, историко-правовой анализ, жилищный фонд, жилищная политика.
The article presents historical and juridical analysis of formation and development of the constitutional right to housing in the Soviet Union and the CIS countries. The author explores and examines the changes in the normative content of housing rights at the constitutional level that have occurred at different stages of development of Soviet society, and later in the countries of the Commonwealth of Independent States. Ongoing studies will help to improve standards of housing rights in modern conditions, taking into account the mistakes of the past.
Keywords: right to housing, constitutional right to housing, historical-legal analysis, housing stock, housing policy.
После победного завершения Октябрьской революции 1917 г. начался новый виток формирования советского права. Возникновению жилищного права в Советской России предшествовал ряд причин, в основном политических. На данном этапе развития общества к политическим причинам можно отнести то, что государство, во-первых, закрепило за собой главную руководящую роль, во-вторых, ограничило в гражданских правах некоторые категории «нетрудящихся» граждан, в-третьих, провозгласило диктатуру пролетариата и господство рабочего класса. Эти причины предопределили развитие экономики, изменений социальной структуры, оказали влияние на формирование правовых взглядов, в т.ч. и на жилищное право.
Для определения концептуального значения основных принципов и задач новой жилищной политики были изданы следующие нормативно-правовые акты: Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР (далее - СНК) от 6 декабря 1917 г. «Об отмене частной собственности на городские недвижимости» [1]; Декрет ВЦИК «О запрете сделок с недвижимостью» от 29 декабря 1917 г. [1]; Декрет СНК РСФСР «О санитарной охране жилищ» [1]; Декрет от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» [1] и, конечно, принятая в 1918 г. Конституция РСФСР - Основной закон государства. Данные декреты узаконили изъятие из частной собственности капиталистического имущества и передачу его во владение «бедноте». Институт частной собственности искоренялся, всё должно было принадлежать государству и находится в ведении Советов.
Улучшение жилищных условий на начальных этапах становления Советского государства происходило стихий-
но, за счёт передачи собственности государству имущества, принадлежащего частным лицам, и перераспределения имевшегося жилищного фонда. Поменялись субъекты жилищного права. Если до революции 1917 г. ими были буржуа, помещики, торговцы и кулаки, то теперь стали рабочие, служащие, крестьяне. Принятые меры по распределению и уплотнению жилых площадей способствовали улучшению положения рабочего класса, а что касается статуса предыдущих как субъектов жилищного права, то они были ограничены в жилищных правах или вовсе лишены их.
Изменения, которые произошли в социальной структуре общества, несомненно, повлияли и на нормы жилищного права. Совет Народных Комиссаров подписал Декрет «О мерах правильного распределения жилищ среди трудящегося населения» от 25 мая 1920 г., чтобы улучшить жилищные условия рабочего класса, а также для правильного распределения жилых помещений среди трудящихся. Следует заметить, что неравенство в жилищных правах отразил также Гражданский кодекс РСФСР 1922 г., где закрепилось, что лица, чьё имущество было экспроприировано или перешло во владение трудового народа до 22 мая 1922 г., не обладали никакими правами по возвращению отобранного имущества.
В период с 1917 по 1921 гг. были проведены крупные мероприятия в жилищной сфере. В результате 18 % жилых домов находились на балансе местных Советов. Благодаря этим реформам, большая часть жилищного фонда перешла в собственность государства. Положительные стороны жилищной реформы очевидны, но встал вопрос организации эффективного управления в сфере ЖКХ. С одной стороны, жильё стало доступно большинству граждан, т.к. государство
Фролов А. А. Конституционное право на жилище в СССР и в странах СНГ: историко-правовой анализ
предоставляло его бесплатно и все расходы по содержанию жилья взяло на себя, с другой стороны, власть ограничила все формы появления жилья, сосредоточив все права владения и распоряжения жилищем в своих руках. Реализация права на жилище гражданами могла только осуществляться через государственное распределение.
В городах в 1921 г. стали организовывать жилищные товарищества, а в 1922 г. был принят Декрет «О жилищных товариществах», согласно которому здания передавались в аренду жилищным товариществам, которые объединяли проживающих в этих зданиях жителей. Только в Москве было организовано 9358 подобных товариществ, которые занимали 30,8 % жилых зданий, и в них проживало 75 % населения столицы. Возрождение жилищной кооперации пришлось на 1925 г. Постановление «О жилищной кооперации» предписывало создание нескольких типов жилищных кооперативов: «...общегражданские жилищно-строительные кооперативные товарищества, жилищно-арендные кооперативные товарищества; рабочие жилищно-строительные кооперативные товарищества» [2].
Среди них доминировали жилищно-арендные кооперативные товарищества, обязанностью которых было восстановление хозяйства арендуемых домов у государства.
В 1937 г. в руках местных Советов и государственных предприятий и учреждений сосредоточился весь государственный жилищный фонд. В начале 1940 г. жилищный фонд СССР составлял 421 млн. кв. м (общей площади). Несмотря на такие объёмы, этого было недостаточно, чтобы обеспечить жильём всех нуждающихся и улучшить их жилищные условия. Стране требовались большие капитальные вложения в государственное и кооперативное строительство жилья. На данном этапе увеличение масштабов строительства жилых площадей было для СССР задачей номер один [3].
Однако ускоренные темпы строительства и реформирования жилищного вопроса прервала Велика Отечественная война 1941-1945 гг. За время ведения военных действий на территории нашей страны было разрушено более 70 млн. кв. м жилой площади, остались без жилья около 25 млн. человек. Обеспечить людей жильём в кратчайшие сроки и значительно увеличить жилищный фонд страны - таков был государственный план на тот период.
Жилищное строительство в послевоенные годы развивалось весьма динамично: в кратчайшие сроки был восстановлен почти весь жилищный фонд государства, однако в связи с ростом промышленности увеличивалось и городское население, что вызывало новые потребности в жилье.
Перед ЦК КПСС и Советом Министерств стояла задача значительно увеличить жилищный фонд страны, поэтому в 1957 г. было принято Постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», масштабы строительства резко возросли (рис. 1) [4]. Советский Союз в 70-е гг. в строительной сфере занимал одно из лидирующих мест в мире. За это время 11 млн. граждан улучшили качество своего жилья.
Несмотря на быстрые темпы строительства и успехи в жилищной сфере, право на жилище долгое время не получало нормативно-правового закрепления в Конституции страны. Толчком для правового конституционного закрепления права на жилище стала ратификация Президиумом Верховного Совета СССР в 1973 г. Международного пакта об экономический, социальных и культурных правах 1966 г. Ст. 11 этого документа закрепляет «право каждого на достойный жилищный уровень для него и его семьи, включающий достойное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение условий жизни» [5].
Благодаря этому международному правовому акту, право на жилище впервые было закреплено в Конституции СССР 1977 г., где в ст. 44 провозглашалось: «Граждане СССР имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги». Гражданам СССР предписывалось бережно относиться к предоставляемому им жилому помещению [6].
Среди социально-экономических прав граждан страны в Конституции СССР главенствующая роль отводилась праву на жилище как одной из самых важных основ жизни человека и общества. Наличие у граждан благоустроенного жилья - это показатель благосостояния жизни и успешной жилищной политики государства. Для советских граждан конституционное
право на жилище давало гарантию на пользование жилищем щ для удовлетворения своих жилищных потребностей, но рас- с поряжение жильём оставалось в строго отведенных рамках. ^
Государство по-прежнему выступало центральным и звеном в решении вопроса жилищной политики, оно владело С всеми инструментами влияния в данной сфере: оно было р единоличным землевладельцем; монополистом основного к городского жилищного фонда, главным подрядчиком, главным -инвестором строящегося жилья. Идеология советской системы Я - запрет коммерциализации жилья. Жилище воспринималось е как благо, жилище не могло быть товаром. С ликвидацией б частной собственности абсолютный приоритет приобрели у государственная форма собственности и формирование г в данных условиях относительно новых жилищных отноше- £ ний, связанных с равным обеспечением жильём своих граждан. г
Однако при этом закрепление в Конституции СССР У 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. права на жилище было я гарантировано исключительно гражданину, а не человеку, что в противоречило международному праву, которое закреплялось р во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. [7], Междуна- § родном пакте об экономических, социальных и культурных е правах 1966 г. [8] и т.п. Такая позиция была типична для со- а ветского права в целом, где положение человека зависело от м его гражданского статуса. Только гражданин наделялся опре- щ делёнными правами. &
Рассматривая систему реализации права на жилище р в годы существования СССР, можно видеть, что, с одной сто- с роны, государство полностью взяло на себя обязательство по § обеспечению граждан жильём, но, с другой стороны, оно не могло гарантировать обеспечение жильем всех нуждающих- & ся, к тому же другие способы реализации права граждан на ( жилище не были закреплены законодательно, поэтому люди 5 не могли самостоятельно решать свои жилищные проблемы. &
Новым витком в развитии права на жилище в России 0 стал развал Союза Советских Социалистических Республик. 7 Изменение общественно-политического строя в 1991 г. не могло не сказаться на всей правовой системе страны. В жилищной политике наблюдался переход от планово-административных методов регулирования распределения жилья к рыночным механизмам, изменилась сама сущность права на жилище. Закрепление права граждан на жилище стало неактуальным, право на жилище закреплялось за каждым человеком.
22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, где в ст. 10 закреплялось: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Государство поощряет жилищное строительство, содействует реализации права на жилище. Жилье малоимущим гражданам предоставляется бесплатно или на льготных условиях из государственных и муниципальных жилищных фондов» [9].
Совершенно новое в жилищное законодательство внесли Законы РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» [10], «Об основах федеральной жилищной политики» [11]. Новизна заключалась в таких аспектах как переход государственного и муниципального жилищного фонда в частную собственность, создание и регулирование рынка вторичного жилья, отказ государства от монополии в строительстве и распределении жилья. Благодаря принятию этих законов, были сформированы различные механизмы реализации конституционного права граждан на жилище, определены принципы реализации этого права.
Конституционное закрепление права на жилище в России было установлено Конституцией 1993 г., где в ст. 40 провозглашается: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную цену из государственных, муниципальных и других жилищных фондов, в соответствии с установленными законом нормами».
Конституция РФ 1993 г. кардинально отличалась от Конституции 1978 г. В ней не только определено право на жилище, но и даются гарантии охраны этого права государством; поощряется строительство жилья; создаются условия государством и органами местного самоуправления для реализации права на жилище; бесплатно жильё предоставляется не всем, а только малоимущим и указанным в законе гражданам (ветеранам, военнослужащим, инвалидам и другим
История государства и права
^ категориям граждан); изменилось отношение и к частной ^ собственности. С принятием Конституции РФ 1993 г. госу-^ дарство отказалось от ведущей роли в обеспечении граждан жильём, переложив эту роль большей частью на них самих. ^ Однако в стране еще действовал ЖК 1983 г., и надо
^ отдать ему должное, играл заметную роль в сложном про-^ цессе реформирования жилищной политики на протяжении ^ 20 лет. Жилищная реформа требовала принятия новых зако-у нов, регулирующих жилищные правоотношения. Таковым ^о стал Жилищный Кодекс РФ, принятый в 2005 г.
Новый кодифицированный правовой акт системати-^ зировал процессы в отношении накопившихся жилищных ^ споров и вопросов. В нём закрепились новые правоотношения й собственности на объекты общего пользования многоквартир-5 ного дома; порядок перевода помещения из жилого в нежилое § и наоборот; установились права собственника помещения при изъятии земельного участка для нужд государства; отдельной ^ главой прописывались права и обязанности нанимателя и 3 наймодателя, и многое другое в жилищной сфере. ^ После распада Советского Союза бывшие республи-
о ки, связанные общностью политических, экономических о и культурных связей, учредили новое объединение - СНГ,
сг Содружество Независимых Государств. ^ Первыми шагами самостоятельных суверенных госу-
\о дарств стали разработки и принятие новых Конституций, С^ которые наполнились социальными и историческими особен-5 ностями этих государств. Право на жилище практически всеми ^ Конституциями стран СНГ признается одним из важнейших ^ прав человека, но стоит отметить принципиально новые вза-К имоотношения между государством и человеком в системе О реализации жилищных прав. Это выразилось в отказе всех го-« сударств СНГ от ведущей роли в решении жилищных вопросов. Я Из государств - членов СНГ только шесть консти-
Ц туционно закрепили право на жилище. Это Российская щ Федерация (1993 г.), Азербайджанская Республика (1993 г.), Республика Беларусь (1994 г.), Кыргызская Республика (1993 г.), Республика Таджикистан (1994 г.), Туркменистан (1992 г.) (находится в качестве ассоциированного члена-наблюдателя) и Украина (1996 г.) (не входит в состав государств - членов СНГ, а относится к государствам - учредителям и государствам - участникам Содружества).
Конституционные нормы РФ в решении жилищных вопросов по большей части обращены к малообеспеченным и иным категориям граждан, указанным в законе, а если к таковым человек не относится, решение жилищного вопроса возлагается на его плечи, а государство лишь способствует этому.
Не только авторы Конституции РФ взяли на себя ответственность определённо заявить о бесплатном или льготном предоставлении жилища меньшей части общества: авторы Конституций Беларуси и Украины тоже взяли на себя такую ответственность. Право граждан Республики Беларусь на жильё закреплено в ст. 48 Конституции: «Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишён жилья».
Есть сходная норма и в Конституции Украины, ст. 47 которой гласит: «Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и органами
местного самоуправления бесплатно или за доступную для них плату в соответствии с законом».
В большинстве стран, возникших на территории прежнего СССР, решили пойти по третьему пути, превратив нормы права на жилище в классическую норму, которая не содержит никаких определённых обязательств со стороны государства. В Конституциях Азербайджана, Таджикистана, Туркменистана жилищное право закреплено именно в таком виде. Согласно Конституции Азербайджана, государство: «... принимает специальные меры для реализации права на жилище через содействие гражданам в строительстве, запрещает незаконно лишать жилища» [12, с. 66]. В республике Таджикистан право на жилище «.обеспечивается путём осуществления государственного, общественного, кооперативного и индивидуального жилищного строительства» [13, ч. 505].
Ст. 24 Конституции Туркменистана провозглашает: «Каждый гражданин имеет право на поддержку государства в получении или приобретении благоустроенного жилого помещения и в индивидуальном жилищном строительстве» [13, с. 558].
При провозглашении права каждого на жилище крайне важно конституционное закрепление гарантий охраны данного права, что мы видим в Конституциях Украины, Армении, Беларуси, Азербайджана, России: «Никто не может быть произвольно лишён жилища». Право на неприкосновенность жилища гарантируют все Конституции стран Содружества.
Во многих странах СНГ Основной закон трансформировал в себя общепринятые стандарты международного права, касающиеся права на жилище, которые закрепляются: Всеобщей декларацией прав и свобод человека 1948 г., Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод 1950 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Европейской социальной Хартией и другими международными документами.
Рассмотрев возникновение, развитие права на жилище и его конституционно-правовое закрепление в СССР и странах СНГ, мы обнаруживаем много общего.
Во-первых, все страны ранее находились в составе СССР, соответственно, их нормативно-правовая база едина.
Во-вторых, практически каждая из стран СНГ признавала за основу нормы международного права.
В-третьих, итоги новой жилищной политики весьма схожи: все страны СНГ отказались от ведущей роли государства в обеспечении граждан бесплатным жильем (за исключением некоторых категорий), признали право на неприкосновенность жилья, обязались содействовать жилищному строительству, принимать специальные меры для реализации права на жилище, дали гарантии защиты права на жилище.
Бесспорно, что не существует идеальных законов на жилищное право ни в одной из рассмотренных стран, требуются некоторые доработки и адаптации к современным реалиям внутри государства и в рамках Содружества, учитывая уроки прошлого и международную практику.
Список литературы
1. Декреты Советской власти. - Т. 1. - М., 1957.
2. О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах : Постановление ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. // СЗ СССР. - 1937. - № 69. - Ст. 314.
3. Чуев, А. В. Жилищная реформа периода НЭПа и возможность применения опыта в современной России / А.В. Чуев, Т.М. Говоренкова, Д.А. Савин [Электронный ресурс] // Сайт Межрегионального общественного движения «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей». - Режим доступа: http://dpr.ru/journal/journal_13_5.htm (дата обращения: 08.06.2017).
4. О развитии жилищного строительства в СССР : Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1957 г. // СП СССР. - 1957. - № 16. - Ст. 162.
5. О ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. : Указ Президиума ВС СССР № 4812,УШ от 18 сентября 1973 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 1831.
6. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1977. - № 41. - Ст. 617.
7. Всеобщая декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) // Права человека : сборник международных договоров. - Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1978.
8. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. (Нью-Йорк) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17 (1831).
9. О декларации прав и свобод человека и гражданина : Постановление ВС РФ от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 52. - Ст. 1865.
10. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации : закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 (в ред. от 28 февраля 2015 г.) // СЗ РФ. - 2004. - № 27. - Ст. 2711.
Чимаров С. Ю. К вопросу о «принципах правоприменения» Роберта Пиля в деятельности полиции
11. Об основах федеральной жилищной политики : закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 (в ред. от 22 августа 2004 г.) w // СЗ РФ. - 2004. - № 35. - Ст. 3607. с
12. Новые Конституции стран СНГ и Балтии : сборник документов / отв. ред. Н. А. Михалева. - Вып. 2. - М., 1998. g
13. Конституции государств - участников СНГ / под. общ. ред. Л. А. Окунькова. - М., 2001. - 672 с. s
© Фролов А. А., 2017 P
УДК 343.357 Я
С. Ю. Чимаров р
ЧИМАРОВ Сергей Юрьевич V
Профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы к Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор исторических наук, профессор
Адрес: Россия, 198515, Санкт-Петербург, Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 17 У
Тел.: 8 (812) 745-82-21 E-mail: [email protected] 3
S
CHIMAROV Sergei Yurevich 4P Professor of Department of personnel management and educational work
of Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, Doctor of Historical Sciences, Professor Я
Address: Russia, 198515, Saint-Petersburg, Strelna, Sankt-Peterburgskoye shosse, 17 p Ph.: +7 (812) 745-82-21 E-mail: [email protected]
К вопросу о «принципах правоприменения» Роберта Пиля в деятельности полиции
Methodological basis of law enforcement of British police which is of a fundamental importance for its consideration in legislative activity of many countries on the questions of law enforcement structures regulation are investigated in the article. Keywords: police, police's mission, society judgment, human rights and law enforcement principles.
о
S
с
To the question of «law enforcement principles» of Robert Peel in the work of police s
s
В статье исследованы методологические основы правоприменения британской полиции, имеющие принципиальное га-значение для их учёта в законотворческой деятельности многих стран по вопросам регулирования деятельности право- ( охранительных структур. 5
Ключевые слова: полиция, миссия полиции, общественное мнение, права человека, принципы правоприменения.
о
Важными сторонами профессиональной области деятельности являются методология и целеполагание правоприменения. По определению Г. Гегеля, «суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением, и не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением» [1, с. 9]. Закреплённые в ст. 1 и 2 Федерального Закона Российской Федерации «О полиции» № З-ФЗ от 7 февраля 2011 г. сущностные аспекты миссии полиции и основные направления её деятельности основываются на многовековом мировом опыте функционирования национальных парадигм полицейского ведомства. В этой связи представляется целесообразным апеллирование к истории учреждения британской полиции, образованной на основе «принципов правоприменения» Роберта Пиля.
Британский государственный деятель Р. Пиль (05.02.1788 - 02.07.1850) вошёл в историю не только в качестве премьер-министра Великобритании (10.12.1834 -08.04.1835 и 30.08.1841 - 29.06.1846), но и как реформатор полицейского дела. Во время исполнения обязанностей по должности статс-секретаря по делам Ирландии Р. Пиль инициировал создание в 1814 г. ирландской королевской полиции, констеблей которой впоследствии стали неформально именовать «пилерами» [6]. Наряду с отмеченным, произошла и апеллятивация имени Роберта (Бобби) в имя нарицательное «бобби» для служащих британской полиции, у истоков создания которой стоял назначенный в 1828 г. на должность министра внутренних дел Роберт Пиль. Традиция употребления термина «констебль» этимологически восходит к 438 г., с момента назначения римским императором Феодосием II (408-450) начальника своей конюшни («master ofthe stable»). Сама же канцелярия констеблей в британском общем праве легитимирована после вторжения в 1066 г. на земли Англии Гильома Бастарда или Вильгельма I Завоевателя, коронованного в декабре 1066 г. на престол короля Англии (25.12.1066 - 09.09.1087). В пределы компетенции констеблей эпохи Вильгельма I Завоевателя входила ответственность за поддержание милиции (for keeping the militia), вооружений короля (armaments of the king) и отдельных деревень (individual villages) к решению задач по защите всех деревенских общин Англии [5].
После своего вступления в полномочия министра Р. Пиль выступил с официальной презентацией радикальной реформы министерства внутренних дел. Особое значение в предстоящей реализации реформы имел вопрос о расширении полномочий полиции с одновременным освобождением её от не свойственных правоохранительной структуре функций. Основное содержание доклада Р. Пиля включало решение проблем учреждения в Лондоне центрального полицейского управления в двух магистратах и финансирования нового учреждения за счёт приходских ставок и, частично, за счёт государственного казначейства. Первыми комиссарами столичной полиции были назначены полковник Ч. Роуэн и адвокат Р. Мейн. Существовавшие к моменту создания столичной полиции местные правоохранительные учреждения «Ночной дозор» и «Ночная полиция» продемонстрировали свою низкую эффективность в борьбе с преступностью, малочисленность, отсутствие должного авторитета в обществе и желания к взаимному сотрудничеству [10].
Правовая основа для образования и последующего функционирования нового полицейского управления в мегаполисе и прилегающем к нему районе закреплялась «Законом о столичной полиции» от 19 июня 1829 г. [5]. Первый штат гражданской полиции Лондона был сформирован к 29 сентября 1829 г. и включал 1000 сотрудников, призванных обеспечивать правопорядок на территории проживания около 2 млн. человек [3]. Штаб-квартира вновь созданного полицейского учреждения располагалась в квартале «Шотландский двор» (Scotland Yard).
Идеологическую основу правоохранительной деятельности полицейского ведомства Лондона составили разработанные Р. Пилем 9 «принципов правоприменения», вошедшие в специальную литературу под наименованием «Пилианских принципов» [8].
1. Базовая миссия существования полиции заключается в предотвращении преступности и беспорядка путём, альтернативным применению исключительно вооружённой силы.
2. Способность полиции к выполнению своих обязанностей зависит от фактора доверия общества к необходимости существования полиции, её действиям и поведению.