7. Рос. газ. 2014. 4 дек.
8. Топорнин Б.Н. Сильное государство - объективная потребность времени // Вопр. философии. 2001. № 7. С. 9.
9. Успенский Н.Д. О соборности // Журнал Московской патриархии. 1959. № 7.
10. Хомяков А.С. Письмо к редактору «L'union chretienne» о значении слов «кафолический» и «соборный» по поводу речи иезуита отца Гагарина // Наука и религия. 1992. № 4-5. С. 4-5.
11. Хоружий С.С. Алексей Хомяков: учение о соборности и Церкви // Богословские труды. Сб. 38. М.: Изд-во РПЦ, 2002.
12. Хоружий С.С. Хомяков и принцип соборности. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994.
13. Шапошников Д.Е. Философия соборности: очерки русского самосознания. СПб., 1996.
ТИМОФЕЕВ Михаил Сергеевич - кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
TIMOFEEV, Mikhail Sergeyevich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 342.415
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЛИЩЕ В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ
А.А. Фролов
Рассмотрено и проанализировано конституционное закрепление права на жилище в Российской Федерации и странах СНГ в конституциях данных стран. Представлен сравнительно-правовой анализ конституций РФ и стран СНГ на предмет сравнения конституционных социально-экономических прав граждан, а именно права на жилище.
Ключевые слова. Конституция; право на жилище; конституционное право на жилище; конституционное закрепление права на жилище; малообеспеченные граждане.
A.A. Frolov. CONSTITUTIONAL LEGAL ENSHRINEMENT OF THE RIGHT TO HOUSING IN RUSSIA AND CIS COUNTRIES
This article discusses and analyzes the constitutional enshrinement of the right to housing in the Russian Federation and the CIS countries in the constitutions of these countries. A comparative legal analysis of the constitutions of Russia and CIS countries for the comparison of constitutional socioeconomic rights, namely the right to housing.
Keywords. œnstitution; the right to housing; the constitutional right to housing; constitutional recognition of the right to housing; low-income citizens.
В истории российского конституционного законодательства право на жилье впервые было продекларировано в ст. 42 Конституции РСФСР 1978 г.: «Граждане РСФСР имеют право на жилище...» [2, с. 156]. Право на жилище являлось одним из важнейших прав граждан СССР, провозглашенных Конституцией СССР. Государство гарантировало советским гражданам возможность предоставления жилища бесплатно для удовлетворения своих жилищных потребностей и распоряжения им в определенных пределах.
Распад Советского Союза и образование автономных государств привело к необходи-
мости правового оформления и закрепления новой государственности. Естественно, что первыми шагами к этому стали разработки и принятия новых конституций в этих странах, которые должны были соответствовать правовому положению [5].
Приобретение автономности государствами СНГ, реформирование, которые обозначились в социальной жизни государств СНГ, вызвали неизбежность улучшения и дальнейшего становления конституционно-правового регулирования правовой и социальной жизни. Свидетельством этому является интенсификация процесса обновления конституционного права, результатом
которой явилось принятие в государствах СНГ новых конституций. Национальные конституции всех стран СНГ закрепляют личные права и свободы человека, являющиеся незаменимым элементом современного общества.
При проведении сравнительного анализа современных конституций стран-участников СНГ очень велико влияние общепринятых в мировом сообществе стандартов международного права. Характерное влияние на конституционное право стран СНГ в сегодняшних условиях, в том числе и на конституционно-правовое закрепление прав на жилище, оказали следующие международно-правовые акты: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская конвенция о защите прав и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах и другие международно-конституционные акты, общепринятые международными стандартами, которые имеют очень важное и неоспоримое значение для создания и развития правовой, демократической системы государства.
Конституционное право на жилище представляет собой одно из основных социально-экономических прав граждан, закрепленных в Конституции РФ, а также конституциях стран СНГ. Но не во всех конституциях стран СНГ данное право закрепляется напрямую, как самостоятельное субъективное право, в некоторых государствах СНГ право на жилище рассматривается в рамках другого права - права на достойный уровень жизни.
Право на жилище - одно из социально-экономических прав, гарантированных гражданам Конституцией, оно занимает одно из ведущих мест среди многообразия социально-экономических конституционных прав человека и входит в конституционно-правовой статус гражданина.
Право на жилище, которое было провозглашено ранее Конституцией РСФСР, являлось одним из важных социально-экономических прав граждан РСФСР Советское государство было главным лицом в обеспечении жилищем граждан. Оно было исключительным монополистом городского жилищного фонда, землевладельцем, главным инвестором жилищного строительства и т.д. [6].
Распад СССР привел к принципиально иным взаимоотношениям системы удовлетворения жилищных интересов между государством и человеком. Практически все государства СНГ отказались от ведущей роли главного инструмента в решении жилищных вопросов.
В Российской Федерации право на жилище закреплено в п. 1 ст. 40 Конституции РФ:
«Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Из п. 2 ст. 40 Конституции РФ следует, что основная обязанность обеспечения человека жильем возложена на самого человека, а государство лишь создаёт условия для осуществления права на жилище: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище» [1]. Конституция РФ (п. 3 ст. 40) определенно заявила о праве малообеспеченных граждан на получение бесплатного жилья или за умеренную плату: «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».
Статья 40 Конституции РФ определила новую роль для государства в вопросах предоставления жилья, а именно уход государства от активной роли в решении жилищных вопросов каждого. Таким образом, конституционные нормы в решении жилищных потребностей адресованы меньшей части общества: «малоимущим, иным указанным в законе...», а большая часть общества должна решать жилищный вопрос за счет собственных средств и по своему усмотрению.
Авторы Конституции Республики Беларусь тоже заявляют о конституционном праве малообеспеченных граждан на приобретение бесплатного либо льготного жилья.
Право граждан на жилье Республики Беларусь обеспечивается «развитием государственного, общественного и частного» жилищных фондов, также государство содействует гражданам в приобретении жилья. Согласно ст. 48 Конституции Республики Беларусь: «.Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством».
Если в Конституциях РФ, Беларуси конституционные нормы в решении жилищных потребностей адресованы меньшей части общества, то в отдельных конституциях вообще не предусматривается предоставление бесплатного жилища государством, и малообеспеченным гражданам жилье предоставляется за умеренную доступную плату.
Действующая Конституция Казахстана не дает право гражданам на бесплатное жильё, а лишь создает условия для обеспечения граждан жильем, что отражается в п. 2 ст. 25 Кон-
ституции Республики Казахстан: «В Республике Казахстан создаются условия для обеспечения граждан жильем. Указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами» [4, с. 280].
В ряде некоторых стран, возникших на территории прежнего СССР, нормы права на жилище не содержат никаких определенных обязательств со стороны государства, но тем не менее право на жилище, несмотря на определенную редкость, выделено в самостоятельное субъективное право. В таком виде закреплено право на жилище в конституциях Азербайджана, Таджикистана.
Статья 43 Конституции Азербайджана гласит: «Никто не может быть незаконно лишён своего жилища. Государство содействует строительству жилья, принимает специальные меры для реализации права на жилище» [7, с. 66].
Право на жилище в Республике Таджикистан закреплено в ст. 36: «Каждый имеет право на жилище. Это право обеспечивается путем осуществления государственного, общественного, кооперативного и индивидуального жилищного строительства» [4, с. 505].
Конституции России, Беларуси, Азербайджана, Армении включают в содержание права на жилище также запрет произвольного лишения жилья: «никто не может быть произвольно лишен жилья».
Право на неприкосновенность жилища также гарантируют все конституции государств СНГ. Все конституции стран - участниц Содружества закрепляют право на неприкосновенность жилища, как одного из важнейших в данной группе конституционных прав и свобод. Например, в Конституции Республики Казахстан право на жилище закреплено в контексте права на неприкосновенность жилища п. 1 ст. 25 Конституции Республики Казахстан: «Жилище неприкосновенно. Не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда. Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом». В Конституции Республики Молдовы право на неприкосновенность жилища закреплено в ст. 29. Так, в п. 1 ст. 29 Конституции Республики Молдова установлено: «Жилище и место пребывания неприкосновенны. Никто не может проникать или находиться в жилище или месте пребывания лица без его согласия».
Все конституции стран СНГ вносят запрет на проникновение в жилище против воли граж-
данина и без его согласия, за исключением случаев, которые предусмотрены законодательством.
В некоторых конституциях ряда стран СНГ вообще нет прямого закрепления права на жилище. С этой точки зрения интересна позиция Конституции Республики Молдова, в п. 1 ст. 47 говорится: «Государство обязано принимать меры для обеспечения любому человеку достойного жизненного уровня, потребного для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, в том числе пищи, одежды, жилища, медицинского ухода и необходимого социального обслуживания». Аналогичную норму мы видим в ст. 31 Конституции Республики Армения: «Каждый гражданин для себя и своей семьи имеет право на удовлетворительный уровень жизни, в том числе на жилье, а также на улучшение условий жизни. Государство предпринимает необходимые меры для осуществления этого права» [3, с. 25].
Таким образом, право граждан на жилище признаётся одним из самых основных прав, закрепленных в конституциях практически всех стран СНГ.
Рассматривая конституционно-правовое закрепление права на жилище в России и в странах СНГ, анализируя конституции этих стран, можно сделать вывод, что, несмотря на определенную редкость выделения права на жилище в самостоятельное субъективное право, все-таки в большинстве стран СНГ опыт подобного рода наблюдается. Большинство конституций стран СНГ обнаруживает единство в признании общих ценностей и прав: право граждан на жильё, право на неприкосновенность жилища, право малообеспеченных и малоимущих граждан на приобретение льготного и даже бесплатного жилья, запрет произвольного лишения жилья.
На основе сравнительно-правового анализа конституций стран Содружества можно сделать вывод, что ни одна из конституций стран СНГ не гарантирует полного обеспечения своих граждан бесплатным жильем, как это было в Конституции СССР. Основная обязанность обеспечения человека жильем возложена на самого человека, а в обязанности государства входит содействие жилищному строительству, созданию благоприятных условий для осуществления права на жилище и оказанию помощи особым категориям граждан, которые нуждаются в жилье.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от
30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: Рос. юрид. из-дат. дом, 1997. 528 с.
3. Алексикова О.Е. Нормативно-правовая регламентация права на жилище в России и за рубежом: сравнительно-правовой анализ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1. Ч. 2. С. 24-26.
4. Змиевский Д.В. Конституционно-правовые преобразования в государствах постсоветского пространства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Российский университет кооперации. Мытищи, 2009.
5. Конституции государств-участников СНГ/ под общ. ред. Л.А. Окунькова. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2001. 736 с.
6. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: НОРМА, 2008. 1043 с.
7. Матинская М.Ю. Конституционное право на жилище: становление и развитие в российском конституционном законодательстве // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2010. № 2. С.198-199.
8. Новые конституции стран СНГ и Балтии: сб. документов / отв. ред. Н.А. Михалева. М.: Манускрипт; Юрайт, 1998. Вып. 2. 672 с.
ФРОЛОВ Алексей Александрович - аспирант. Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Энгельс. E-mail: [email protected]
FROLOV, Alexey Alexandrovich - Graduate Student. Volga Region Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Engels. E-mail: [email protected]
УДК 342.553
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ГЛАСНОСТИ В АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТАХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ*
О.В. Яхина
Принцип гласности является ключевым при построении правового демократического государства. Реализация этого принципа должна осуществляться на всех уровнях публичной власти. В статье рассмотрено действие этого принципа на уровне местного самоуправления при регулировании института муниципальных услуг.
Ключевые слова: принцип гласности; местное самоуправление; муниципальные услуги; административные регламенты органов местного самоуправления.
O.V. Yakhina. THE IMPLEMENTATION OF THE TRANSPARENCY PRINCIPLE IN THE ADMINISTRATIVE REGULATIONS OF LOCAL SELF GOVERNING AUTHORITIES
The principle of transparency is key in building a legal democratic state. The implementation of this principle should be provided at all levels of public authority. The paper considers the implementation of this principle at the level of local self-governing in the regulation of the institute of municipal services.
Keywords, the principle of transparency; local self-governing; municipal services; administrative regulations of local self-governing authorities.
Совершенствование современного государственного механизма неразрывно связано с модернизацией существующего и внедрением новых форм взаимоотношений между властью и обществом [8]. В этом смысле все большее значение приобретает институт публичных услуг, в том числе муниципальных. Он отражает удовлетворенность граждан работой органов местного самоуправления.
Функция предоставления муниципальных услуг населению является первичной функцией в деятельности органов муниципального управления. Именно по качеству оказания публичных услуг жители оценивают эффективность деятельности органов местного самоуправления.
Процедура предоставления конкретных
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-93-01364.