Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА СВОБОДУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕР МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ДАВЛЕНИЯ'

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА СВОБОДУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕР МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ДАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Свобода экономической деятельности / финансовые инструменты в праве / конституционные гарантии / Freedom of economic activity / financial instruments in law / constitutional guarantees

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградова Елена Валерьевна

Конституционные гарантии свободы экономической деятельности контекстно предопределены положениями Всеобщей декларации прав человека, определяющие, что свобода экономики, включает в себя право на свободное предпринимательство, свободу труда, свободу выбора профессии и свободу торговли. Актуальность исследования предрешена процессами, происходящими в современном мире, связанными с применением экономических мер международного воздействия. В статье анализируются существующие в Российской Федерации правовые механизмы, позволяющие формировать развитие страны в направлении развития экономических отношений, основанных на равноправии и учете взаимных интересов. Делается вывод, что для современной России весьма важно поддерживать принципы свободы экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The constitutional right to freedom of economic activity through the prism of economic measures of interstate pressure

Constitutional guarantees of freedom of economic activity are contextually predetermined by the provisions of the Universal Declaration of Human Rights, which determine that economic freedom includes the right to free enterprise, freedom of labor, freedom to choose a profession and freedom of trade. The relevance of the study is predetermined by the processes occurring in the modern world associated with the use of economic measures of international influence. The article analyzes the legal mechanisms existing in the Russian Federation that make it possible to shape the development of the country in the direction of developing economic relations based on equality and taking into account mutual interests. It is concluded that for modern Russia it is very important to support the principles of freedom of economic activity.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА СВОБОДУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕР МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ДАВЛЕНИЯ»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_116 УДК 342.52

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА СВОБОДУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕР МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ДАВЛЕНИЯ The constitutional right to freedom of economic activity through the prism of economic measures of interstate pressure

ВИНОГРАДОВА Елена Валерьевна,

доктор юридических наук, профессор,

главный научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: evigpran@igpran.ru;

Vinogradova Elena Valerievna,

Doctor of Law, Professor, Chief Researcher of the Sector

of Constitutional Law and Constitutional Justice Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russia. E-mail: evigpran@igpran.ru

Краткая аннотация: Конституционные гарантии свободы экономической деятельности контекстно предопределены положениями Всеобщей декларации прав человека, определяющие, что свобода экономики, включает в себя право на свободное предпринимательство, свободу труда, свободу выбора профессии и свободу торговли. Актуальность исследования предрешена процессами, происходящими в современном мире, связанными с применением экономических мер международного воздействия. В статье анализируются существующие в Российской Федерации правовые механизмы, позволяющие формировать развитие страны в направлении развития экономических отношений, основанных на равноправии и учете взаимных интересов. Делается вывод, что для современной России весьма важно поддерживать принципы свободы экономической деятельности.

Abstract: Constitutional guarantees of freedom of economic activity are contextually predetermined by the provisions of the Universal Declaration of Human Rights, which determine that economic freedom includes the right to free enterprise, freedom of labor, freedom to choose a profession and freedom of trade. The relevance of the study is predetermined by the processes occurring in the modern world associated with the use of economic measures of international influence. The article analyzes the legal mechanisms existing in the Russian Federation that make it possible to shape the development of the country in the direction of developing economic relations based on equality and taking into account mutual interests. It is concluded that for modern Russia it is very important to support the principles of freedom of economic activity.

Ключевые слова: Свобода экономической деятельности, финансовые инструменты в праве, конституционные гарантии.

Keywords: Freedom of economic activity, financial instruments in law, constitutional guarantees.

Для цитирования: Виноградова Е.В. Конституционное право на свободу экономической деятельности сквозь призму экономических мер межгосударственного давления // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 116-119. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_116.

For citation: Vinogradova E.V. The constitutional right to freedom of economic activity through the prism of economic measures of interstate pressure // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 116-119. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_116.

Статья поступила в редакцию: 15.07.2023

Реализация провозглашенных в ст. 8 Конституции РФ свободы экономической деятельности (право на свободное предпринимательство) и ст. 9 гарантирующей защиту частной собственности и свободу договора, контекстно предопределена необходимостью соблюдения принципов рыночной экономики, конкуренции, равенства возможностей. История формирования принципов свободы рыночных отношений уходит своими корнями во времена Античности. Упоминания о свободе рыночных отношений содержится еще в Кодексе Юстиниана (530 год н.э.), содержащего норму, предусматривающую защиту права потребителей и ответственность продавцов за качество товаров. На протяжении веков формировались принципы отношений, утверждающих границы свободы экономических отношений, которые приобрели современные очертания в XVIII в. благодаря работам Адама Смита и Джона Стюарта Милля и др. Свод этих принципов в виде свободы договора, ответственности сторон за выполнение своих обязательств, равноправия участников и др. создает основу для защиты собственности.

Экономические отношения складываются между физическими и юридическими лицами не только в границах одного государства. Весьма важными видятся подходы к регулированию этих отношений вне правовой системы отдельной страны. Поэтому большое значение придается международным договорам, закладывающим основы и принципы взаимодействия не только между государствами, но и формирующие правовые обычаи для иных субъектов экономических отношений

В современном мире существует множество международных договоров, которые поддерживают принципы рыночной экономики. Некоторые из них:

— Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ);

— Европейская экономическая зона;

— Конвенция об охране интеллектуальной собственности.

Особое значение для регулирования отношений в сфере свободного рынка имеет Всемирная торговая организация. Россия вступила в эту организацию 1 января 2012 г. Вступление было долгим и сложным процессом, который включал переговоры с другими членами ВТО и защиту своих

интересов на международной арене. Процесс ратификации прошел через проверку конституционности его принятия. Фактом, оспариваемым авторами обращения в орган конституционного контроля, явилась обнаружившаяся неопределенность в корректности перевода текста Марракешского соглашения. В соглашении в качестве необходимого условия содержится указание на наличие в стране системы арбитражных судов. Проблема заключается в том, что арбитражные суды в других странах, в отличае от России не входят в систему государственных судов. Это весьма важно, для реализации в стране возможности судопроизводства, не определяемого как осуществляемого органом государственной власти. Действительно, в Российской Федерации арбитражные суды входят в систему органов государственной власти. Однако в стране существует система третейских судов. Третейский суд — это независимый орган разрешения споров между сторонами, который создается для рассмотрения конкретного спора без привлечения государственных судов. Он может быть создан как физическими лицами, так и юридическими. Деятельность третейских судов регулируется Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», Гражданским процессуальным кодексом РФ и другими нормативными актами. Наличие таких судов позволило Конституционному суду 14 июля 2011 г. вынести Постановление1 которое подтвердило соответствие Конституции РФ положений статьи 4 Федерального закона «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации».

Полноправным членом ВТО Россия стала 22 августа 2016 г. Однако, применение мер межгосударственного давления, которые, зачастую называют «экономическими санкциями», не позволяет считать экономические отношения России с многими странами равноправными.

Рассуждая об экономических мерах межгосударственного давления важно отметить, что с точки зрения юридической науки применяемые в отношении России в последние годы меры не могут считаться «санкциями». Азбучная истина для любого юриста - санкция, как обязательный структурный элемент норм юридической ответственности является реакцией на совершенное нарушение норм права. Она может применяться только в случае совершения правонарушения, признанного таковым. Реализация санкций, закрепляющих юридическую ответственность, сопряжена с осуждением правонарушителя. Кроме того, необходим процесс доказывания виновности лица, совершившего деяние.

Следует напомнить, что на сегодняшний день правовой основой для применения международных санкций являются: Декларация об основных условиях и стандартных критериях введения и применения санкций и других принудительных мер 2004 г., «Закон об экономических полномочиях в условиях международного чрезвычайного положения» 1977 г. и поправка сенатора Джона Гленна 1994 г., «Закон Хелмса-Бертона», принятый в марте 1996 г., Закон д'Амато или закон «О санкциях в отношении Ирана». При этом, общепризнанными считаются лишь санкции, введенные по решению Совета безопасности ООН.

Как неправомерное поведение государства может рассматриваться оказание им в значительных размерах помощи вооруженным бандам, иррегулярным силам, наемникам, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства. Это вытекает из п. «д» ст. 3 Определения агрессии, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 г. Здесь особенно важно подчеркнуть, что правомерность проведения в исключительных ситуациях спецопераций против террористов на территории иностранного государства, если власти станы не способны или не желают своими силами воспрепятствовать действиям террористов, не признается международным сообществом правонарушением. Это положение предполагает, что начатая в феврале 2022 г. на территории Украины спецоперация не может квалифицироваться как международное правонарушение, следовательно, применение в отношении России международных санкций не может соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права. В любом случае, вопрос об ответственности нарушителя в таких ситуациях может ставить лишь тот субъект, который пострадал, коллективные механизмы обеспечения давления на страну - вопрос, не имеющий на сегодняшний день должного обоснования с точки зрения правовых основ международных отношений.

Международные или наднациональные санкции, предполагают специфические обеспечительные механизмы, которые непосредственно зависят от соотношения сил. Институциональные меры санкционного принуждения применяются по решению международной (межправительственной) организации. Они могут быть внутриорганизационными и внешними2. Типичными примерами институциональных мер являются меры, не связанные с применением вооруженных сил, предусмотренные ст. 41 Устава ООН, и меры, связанные с применением вооруженных сил, предусмотренные ст. 42 Устава ООН. Вооруженные силы по решению Совета Безопасности ООН могут применяться как для подавления акта агрессии, так и против государства, угрожающего международному миру и безопасности. Важно обратить внимание на то, что применение коллективных мер возможно только на основании существующего между государствами соглашения. Они как правило являются ответом на нарушение каким-либо государством обязательства егда omnes (в отношении всего международного сообщества).

Антироссийские меры, которые стали вводиться в последнее десятилетие, стали жесткими и агрессивными. Россия, находясь под жестким экономическим давлением со стороны стран Европы и США, вынуждена преодолевать последствия вводимых в отношении нее мер. Что может привести к преобладанию ресурсной составляющей позиций экспорта с упором на энергоресурсы, газ и нефть.

С начала в 2022 году проведения специальной военной операции на территории Украины россияне ощущают новый (четвертый) этап мер международного воздействия со стороны США и их союзников. При этом, нужно подчеркнуть, что меры, установленные США, имеют экстерриториальный характер. Положения об экстерриториальном характере применения таких мер, которые в США именуют «вторичными санкциями», вступают в противоречие с основополагающими принципами, на которых строятся отношения между государствами. Устанавливающих запрет на примат «своих ценностей», устанавливаемых как общепризнанные как предпочитаемые политические и экономические идеологии

1 Постановление КС РФ от 14 июля 2011 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации».

2 Подробнее см., Виноградова Е.В. Меры международно-правового принуждения. История и реальность // Право и государство: теория и практика. 2022. № 3., Виноградова Е.В. Меры межгосударственного давления. Экономические санкции, реторсии, репрессалии // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 2. С.164-172.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 9(225)

мира1. Вне зависимости от правовой оценки индивидуальных мер межгосударственного воздействия, их экстерриториальность неправомерна по своей природе, так как подразумевает нарушение суверенных прав третьих стран, которым навязывается вариант поведения. Ни при каких условиях третье государство, которое не вовлечено в спор между другими государствами, не должно становиться объектом применения односторонних мер, которые вводятся спорящими сторонами.

В одном из Докладов Совет ООН по правам человека отнес односторонние санкции к способам ведения экономической войны: «Можно с достаточной степенью вероятности утверждать, что установление всеобъемлющего режима односторонних принудительных мер, включая применение национального законодательства о санкциях в отношении третьих сторон, последствия которого практически равносильны последствиям блокады иностранного государства, можно приравнивать к ведению экономической войны»2.

Результатом агрессивной политики и применению экономических мер международного давления в отношении России стал смещение внешнеторговых приоритетов на Восток. Это привело к пересмотру рынков импорта и экспорта. Здесь особое место принадлежит Азиатско-тихоокеанскому форуму, решениями которого закрепляется направление на продвижение к открытому общему рынку, основанному на принципах равноправия и взаимной выгоды. Приняты решения по обновлению инфраструктуры Северного морского пути, модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей как основы транспортного моста «Азия-Европа».

Сложность международной обстановки, ситуации серьезных вызовов, угрожающих российской экономике обусловливают необходимость поиска резервов внутреннего регулирования финансовых инструментов. Таких как различные виды активов, которые используются для инвестирования и получения дохода. К ним относятся акции, облигации, векселя, депозиты, фьючерсы, опционы и другие. Они позволяют инвесторам получать доход от изменения стоимости этих активов или от выплаты процентов по ним. В праве финансовые инструменты регулируются законодательством о ценных бумагах и финансовыми рынками.

В России существует несколько нормативных актов, которые содержат положения, подтверждающие принципы рыночной экономики. Например, Федеральный закон «О защите прав потребителей», который устанавливает права потребителей на приобретение товаров и услуг без обмана и с учетом их интересов; Налоговый кодекс РФ, который определяет порядок налогообложения различных видов бизнеса; Закон «Об акционерных обществах», который устанавливает требования к составу и компетенции органов управления акционерным обществом и т.д.

Большое значение для реализации конституционного права на свободу экономической деятельности имеют решения Конституционного Суда РФ, которые подтверждают принципы рыночной экономики. Например, одно из таких решений было вынесено по делу о проверке конституционности положений статьи 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Суд признал эту статью не соответствующей Конституции РФ, поскольку она ограничивала право граждан на свободный выбор способа размещения своих денежных средств.

Кроме того, в целом ряде своих решений суд выразил правовые позиции, по вопросам конституционной значимости гарантий на свободу экономических отношений3, а также важности использования финансовых инструментов4. Необходимо отметить, что «решение о распределении средств среди огромного количества финансовых инструментов»1 всегда считается самым важным, определяющим «...значение ценных

1 Смирнова Е.В. Идеология как основание типологии обществ? // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2018. №2.

2 См.: [Kochler, 2006], гл. VI «Выводы и рекомендации», п. 51. См. также «Elements for a draft General Assembly declaration on unilateral coercive measures and the rule of law» в приложении к Докладу.

3 См., например, ОПРЕДЕЛЕНИЕ КС РФ № 168-О от 01.10.1998 г. по запросу Администрации Московской области о проверке конституционности части первой пункта 1 и пункта 2 статьи 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации город Москва 1 октября 1998 г., ОПРЕДЕЛЕНИЕ КС РФ № 789-О от 25 апреля 2023 г. об отказе в принятии к рассмотрению жалобы иностранных компаний «Besta Holdings Limited», «Kullen Holdings Limited», «Lisento Investments Ltd» и «Vantroso Trading Ltd» на нарушение их конституционных прав статьей 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 и частью первой статьи 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 17 во взаимосвязи со статьей 16 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», статьями 71 и 8, а также пунктом 3 части 2 статьи 133 Федерального закона «О противодействии коррупции» и статьей 1 Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, ПОСТАНОВЛЕНИЕ КСРФ № 33-П от 18.07.2018 по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой муниципального образования - городского округа «Город Чита» город Санкт-Петербург 18 июля 2018 г. ПОСТАНОВЛЕНИЕ КСРФ № 20-П/2011 от 20.07.2011 по делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 934 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» и статьи 116 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации город Санкт-Петербург 20 июля 2011 г., и др

4 По денежным инструментам: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КС РФ № 2477-О/2014 от 06.11.2014 по запросу мирового судьи судебного участка № 125 города Санкт-Петербурга о проверке конституционности статьи 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях город Санкт-Петербург 6 ноября 2014 г. Акциям -ПОСТАНОВЛЕНИЕ КС РФ №3-П от 24.02.2004 по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона «Об акционерных обществах», регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании «Кадет Истеблишмент» и запросом Октябрьского районного суда города Пензы город Москва 24 февраля 2004 г., Облигациям - ПОСТАНОВЛЕНИЕ КС РФ № 29-П от 17.06.2021 по делу о проверке конституционности положений статей 106, 110 и 3892 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А.Филиппова город Санкт-Петербург 17 июня 2021 г. Регулированию выпуска и условий размещения займов, облигаций и лотерей -

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КСРФ № 37-О/1999 от 14.01.1999по запросу администрации Калининградской области о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Калининградской области город Москва 14 января 1999 г. Кредиту-ПОСТАНОВЛЕНИЕ КС РФ № 21-П от 26.04.2023 по делу о проверке конституционности статьи 440 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 42 и 45 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с жалобой гражданина Р.Р.Гафарова город Санкт-Петербург 26 апреля 2023 г., ПОСТАНОВЛЕНИЕ КС РФ № 34-П от 21.07.2022 по делу о проверке конституционности частей 14 и 17 статьи 16 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпунктов 3 и 31 пункта 1 статьи 2011 , пункта 5 статьи 20110, абзаца второго пункта 2 статьи 20115, подпункта 1 пункта 8 статьи 20115-1 , пункта 11 статьи 201152 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой гражданки А.Н.Шалимовой город Санкт-Петербург 21 июля 2022 г. Займу - ПОСТАНОВЛЕНИЕ КСРФ № 15-П от 26.04.2021 по делу о проверке конституционности положений абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 213.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина И.И. Ревкова. Векселям - ОПРЕДЕЛЕНИЕ КС РФ № 169-0 от 8 апреля 2004 г. об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Пром Лайн» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 стати 171 Налогового кодекса Российской Федерации. Форвардному контракту - ОПРЕДЕЛЕНИЕ КС РФ № 282-О от 16.12.2002 о прекращении производства по делу о проверке конституционности статьи 1062 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой коммерческого акционерного банка «Банк Сосьете Женераль Восток». Банковскому вкладу -ПОСТАНОВЛЕНИЕ КС РФ № 28-П от 27.10.2015 г. по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 836 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан И.С.Билера, П.А.Гурьянова, Н.А.Гурьяновой, С.И.Каминской, А.М.Савенкова, Л.И.Савенковой и И.П.Степанюгиной. Расчетным счетам - ПОСТАНОВЛЕНИЕ КСРФ № 26-П от

Задаваясь вопросом какой же должна быть денежно-кредитная политика России, исследователи солидарны с ее оценкой, как «...комплексной, т.е. дополняемой мерами регуляторного характера и иными финансовыми инструментами»3.

Для реализации экономической политики в России принимаются документы стратегического характера. Одним из которых является Стратегия развития экономики до 2025 г. в которой заложены принципы увеличения доли инвестиций в ВВП, повышение конкурентоспособности экономики, улучшение инвестиционного климата и т.д. Большой потенциал содержится в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы и в Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 г. Активность российской экономики предопределяется развитием информационно-технологических систем, которые способны обеспечить положительную динамику экономики страны. Они отличаются удобством использования для разных секторов экономики, в частности в системе банковских платежей. Их использование позволяет минимизировать последствия возникших межгосударственных барьеров, предоставляя товары и услуги. Снижение уровня зависимости отечественных производителей от иностранных поставщиков, позволит сохранить финансовые ресурсы, инвестиций внутри страны.

Кроме того, есть несколько государственных программ, направленных на развитие экономики страны. Одна из самых известных — программа «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».

Очевидно, что даже в условиях применения экономических мер международного давления необходимо принимать меры для эффективного развития финансовых инструментов. «Рыночная экономика не может развиваться, не оперируя финансовыми инструментами и ресурсами, соответственно, для страны, населения и бизнеса важны не только параметры ставок и инфляции, но и тот результат, который они обеспечи-

4

вают для роста экономической активности, реальных доходов и уровня жизни» .

В заключении хотелось бы отметить, что одним из основных прав человека и гражданина согласно статье 8 Всеобщей декларации прав человека является свобода экономики, включающая в себя право на свободное предпринимательство, свободу труда, свободу выбора профессии и свободу торговли. Конституцией Российской Федерации гарантируется реализация этих прав. Для современной России весьма важно поддерживать принципы свободы экономической деятельности. Существующие механизмы позволяют формировать развитие страны в направлении развития экономических отношений, основанных на равноправии и учете взаимных интересов.

Библиография:

1. Виноградова Е.В. Меры международно-правового принуждения. История и реальность// Право и государство: теория и практика. 2022. № 3.

2. Виноградова Е.В. Меры межгосударственного давления. Экономические санкции, реторсии, репрессалии. // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 2. С.164-172.

3. Кирилловых А. А. Сделки с ценными бумагами в фондовой торговле: механизм и правовые конструкции //Законодательство и экономика. - 2014. - №. 3. - С. 20-32.

4. Смирнова Е.В. Идеология как основание типологии обществ? // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2018. №2.

5. Степкина Ю.А., Янова С.Ю. Современные тренды и проблемы финансового развития экономики // Известия СПбГЭУ. 2023. №3-1 (141).

6. Тосунян Г.А. Резервы для эффективного использования финансовой системы есть // Финансы: теория и практика. 2016. №1 (91).

7. Фабоцци Ф. Финансовые инструменты / [пер. с англ. Е. Востриковой, Д. Ковалевского, М. Орлова]. — М.: Эксмо, 2010. — С. 7.

8. Kochler, 2006, гл. VI «Выводы и рекомендации», п. 51.

References:

1. Vinogradova E.V. Measures of international legal coercion. History and reality // Law and state: theory and practice. 2022. No. 3.

2. Vinogradova E.V. Measures of interstate pressure. Economic sanctions, retortions, reprisals. // Legal policy and legal life. 2023. No. 2. P.164-172.

3. Kirillov A. A. Transactions with securities in stock trading: mechanism and legal structures // Legislation and economics. - 2014. - No. 3. - pp. 20-32.

4. Smirnova E.V. Ideology as the basis of a typology of societies? // Bulletin of Moscow University. Series 7. Philosophy. 2018. No. 2.

5. Stepkina Yu.A., Yanova S.Yu. Modern trends and problems of financial development of the economy // News of St. Petersburg State Economic University. 2023. No.

3-1 (141).

6. Tosunyan G.A. There are reserves for the effective use of the financial system // Finance: theory and practice. 2016. No. 1 (91).

7. Fabozzi F. Financial instruments / [trans. from English E. Vostrikova, D. Kovalevsky, M. Orlov]. - M.: Eksmo, 2010. - P. 7.

8. Kochler, 2006, ch. VI "Conclusions and Recommendations", paragraph 51.

бумаг как инструментов гражданского оборота» .

23.06.2022 г.по делу о проверке конституционности пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и абзаца второго пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Соловьева. Лизингу - ПОСТАНОВЛЕНИЕ КСРФ № 47-П от 21.12.2018 г. по делу о проверке конституционности пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества «Инкар», акционерных обществ «Лизинговая компания «КАМАЗ» и «Новая перевозочная компания».

1 Фабоцци Ф. Финансовые инструменты / [пер. с англ. Е. Востриковой, Д. Ковалевского, М. Орлова]. — М.: Эксмо, 2010. — С. 7.

2 Кирилловых А. А. Сделки с ценными бумагами в фондовой торговле: механизм и правовые конструкции // Законодательство и экономика. - 2014. - №. 3. - С. 20-32.

3 Тосунян Г.А. Резервы для эффективного использования финансовой системы есть // Финансы: теория и практика. 2016. №1 (91).

4 Степкина Ю.А., Янова С.Ю. Современные тренды и проблемы финансового развития экономики // Известия СПбГЭУ. 2023. №3-1 (141).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.