5. Курс российского уголовного права. Особенная часть / Бородин С. В., Дубовик О. Л., Келина С. Г., Кригер Г. Л., и др.; Под ред.: Кудрявцев В. Н., Наумов А. В. М.: Спарк, 2002. 1040 с.
6. Курс уголовного права. Особенная часть / Под редакцией В. Н. Кузнецова, А. В. Наумова. Москва: Спарк, 2012. С. 580. Автор главы Б. В. Яцеленко.
7. Никольская С. А. Преступления, посягающие на пожарную безопасность: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 // С. А. Никольская. Тамбов, 2005. 198 с.
8. Уголовное право. Особенная часть: Учеб. / Под редакцией Л. Д. Гаухмана и профессора С. В. Максимова. Москва: Издательство Эксмо, 2014. 375 с. Автор параграфа С. В. Максимов.
Конституционное право на образование в Российской Федерации
Лихобабина В. В.
Лихобабина Виктория Владимировна /ЫккоЬаЫпа ¥1к1опуа ¥1а^т1гоупа - магистрант, кафедра конституционного и муниципального права, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Аннотация: в данной статье рассматриваются подходы к определению понятия конституционного права на образование и проблемы реализации данного права. Ключевые слова: конституционное право на образование, образование, международно-правовые пакты.
Наиболее устоявшимся в области права является определение конституционного права на образование как субъективного права, т. е. гарантированного государством. Конституционное право на образование представляет сложную правовую систему, которая состоит из: права на получение различных уровней образования; обязанность получения основного общего образования; право на получение образования в различных формах; свобода выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельности, направленности образования; свобода преподавания; право на свободный выбор языка облучения; приоритетное право родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Право на образование является одним из основных прав человека. Право на образование закреплено в международно -правовых актах: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. [2], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. [3], Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.. Право на образование закреплены в действующей Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. В соответствии с Конституцией РФ, каждый человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, имеет право на образование [1, ст. 43].
Согласно ст. 2 Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании», образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,
физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [4, ст. 2].
Право на образование рассматривается как конституционное, основное, социальное право человека. Система законодательства об образовании представляет собой огромный массив нормативных правовых актов, объединенных в отдельную отрасль законодательства. Основная функция этой системы заключается в том, чтобы обеспечить законодательную основу для правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования и, прежде всего, образовательных правоотношений, вытекающих из естественного права человека на образование, естественного права человека на образование [5, с. 23].
Конечно, конституционно-правовой уровень регулирования обусловливает принадлежность права на образование к категории основных, конституционных прав. Конституционное право на образование является сложным по составу и включает в себя ряд относительно самостоятельных прав. Всё это указывает на значимость образования в современной России.
К сожалению, до настоящего времени имеются обстоятельства, когда конституционное право на образование гражданами не может быть реализовано в полной мере. Это свидетельствует о том, что в системе прав и обязанностей участников образовательной деятельности имеют место несоответствия, что, в свою очередь, является доказательством того, что законодательство в данной сфере не в полной мере обеспечивает реализацию гражданами права на образование. Поэтому оно требует дальнейшего совершенствования. Для того чтобы работа по законодательному обеспечению права на образование носила целенаправленный характер, необходимо выявить те звенья в системе образования, в которых нарушения носят наиболее существенный характер.
Одна из проблем образования, создающей препятствия реализации гражданами конституционного права на образование, является его недофинансирование. Государство не вкладывает в образование средств, необходимых для обеспечения его должного качества. В результате проявляются проблемы дефицита педагогических кадров. Преподаватели имеют совершенно неадекватный уровень гарантированной оплаты труда, что противоречит ратифицированным нашей страной международным актам.
Да, российские педагогические вузы ежегодно готовят достаточное количество выпускников-педагогов, но молодые специалисты неохотно идут работать в учебные учреждения из-за очень низкого уровня заработной платы.
Несмотря на предпринимаемые государством попытки, усилия, ситуация остается неразрешенной. С одной стороны, государство стремится расширить свои контрольные функции в образовательной сфере, с другой - не готово к затратам в образовательной среде в необходимых объемах. Возникает реальная проблема вытеснения бесплатного обучения, гарантированного Конституцией России и законодательством об образовании. Важнейший принцип государственной политики в сфере образования - принцип общедоступности и бесплатности образования в России. Мы наблюдаем, что указанный принцип нарушается уже на уровне дошкольного образования. Несмотря на значительный массив нормативных правовых актов по дошкольному образованию, наблюдается массовое нарушение конституционного права граждан на получение дошкольного образования.
Таким образом, в системе образования можно выделить следующие проблемы, во-первых, хроническое недофинансирование системы образования, во -вторых, комплекс проблем в области реализации права на бесплатное образование. В качестве решения обозначенных проблем необходимо разработать новые правовые средства и методы, государственную программу в области реализации гражданами своего конституционного права на образование, которые бы обеспечили эффективное участие государства в образовательной сфере и
65
надлежащее выполнение им своей конституционной обязанности как гаранта прав граждан на образование.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, 1993. № 237.
2. Всеобщая Декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета от 05.04.1995. № 140.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года // Ведомости СССР, 1976. № 17. Ст. 291.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ, 2012. № 53. Ст. 7598.
5. Волохова Е. Д. Понятие и содержание конституционного права на образование // Право и образование, 2002, № 3. 345 с.
Некоторые проблемы насилия как признака объективной стороны нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности Диянкова А. В.
Диянкова Анастасия Васильевна /Бгуапкоуа Лпаз1азгуа УазПвта - магистрант, юридический факультет, Алтайская академия экономики и права, г. Барнаул
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые проблемы насилия как признака объективной стороны нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности и какую роль играет данный признак в объективной стороне преступления. Ключевые слова: военнослужащий, насилие, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, объективный признак стороны преступления.
В связи с созданием органов военной полиции и принятием Федерального закона от 3 февраля 2014 года № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации», удалось значительно снизить показатели данного вида преступлений [2].
В настоящее время, несмотря на принимаемые со стороны государственных органов и институтов гражданского общества меры, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в российской армии явление достаточно частое. Средства массовой информации постоянно публикуют сообщения о физическом и моральном издевательстве старослужащих над молодыми солдатами и
В связи с созданием органов военной полиции и принятием Федерального закона от 3 февраля 2014 года № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции
1 cм., например, Черкасов С. Военная полиция положит конец воровству и дедовщине в армии Режим доступа: http: http://politrussia.com/vooruzhennye-sily/voennaya-politsiya-na-956/ (дата обращения 17.03. 2016).