ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Особенности субъекта преступного нарушения требований пожарной безопасности Рогонова Н. В.
Рогонова Наталья Викторовна /Rogonova МаЫ']а ¥1к1огоупа - магистрант, кафедра уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права, юридический факультет, Алтайская академия экономики и права, г. Барнаул
Аннотация: в статье рассмотрены дискуссионные вопросы установления субъекта преступления, предусмотренного статьей 219 УК РФ. Обосновывается авторское представление о том, что субъектами рассматриваемого преступления могут быть как должностные лица, так и граждане, на которых была возложена определенная обязанность по соблюдению противопожарных правил, и они были ознакомлены с этими правилами или имели реальную возможность ознакомиться, но не сделали этого вопреки предписаниям правил.
Ключевые слова: нарушение требований пожарной безопасности, субъект преступления, профессиональные обязанности.
Пленум ВС РФ в Постановлении от 05.06.2002 № 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» установил, что субъектом преступления, которое предусмотрено ст. 219 УК РФ, является лицо, на которое была возложена обязанность исполнять (постоянно или временно) утвержденные и зарегистрированные в установленном порядке правила пожарной безопасности (например, руководители предприятий и организаций всех форм собственности и уполномоченные ими лица, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу действующих нормативно-правовых актов и инструкций непосредственно обязаны выполнять соответствующие правила либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ; собственники имущества, в том числе жилища, наниматели, арендаторы и др.) [1].
Участниками отношений пожарной безопасности считаются лица, обязанные предотвращать пожары, а также лица, которые обязаны воздерживаться от действий, которые могут привести к нарушению требований пожарной безопасности. В случае невыполнения определенных профессиональных обязанностей, которые установлены требованиями пожарной безопасности, данные лица становятся субъектом преступления, которое предусмотрено статьей 219 УК РФ; субъектом является лицо, обязанное исполнять требования пожарной безопасности [7, с. 137].
Дуюнов В. К. подчеркивает, что субъект преступления - вменяемое физическое лицо, которое достигло 16 лет, обязанное выполнять нормы пожарной безопасности или обеспечивать, контролировать их соблюдение на участке работы, вверенном ему.
Это могут быть работники организации, учреждения, предприятия, на которых специальным распоряжением либо определенными актами возложена обязанность выполнять нормы пожарной безопасности, обеспечивать или контролировать их соблюдение. Субъектом преступления не может являться лицо, возложение указанных функций на которого не производилось [4, с. 217].
Д. М. Молчанов придерживается следующей точки зрения: «субъектом может быть как ответственный за пожарную безопасность на любых предприятиях, в учреждениях либо организациях и тому подобное, независимо от форм собственности, так и рядовой сотрудник». О. Л. Дубовик относит к субъектам нарушения норм пожарной безопасности широкий круг лиц: лиц, которые
уполномочены владеть, пользоваться либо распоряжаться имуществом, а также руководителей организаций, лиц, на которых возложены по должности, по договору либо в установленном законом порядке, обязанности по соблюдению норм пожарной безопасности, надзору и контролю (на объектах промышленности, транспорта, энергетики, на объектах жилищного сектора, открытых площадках и др.) [5, с. 483].
Следовательно, субъект преступления, которое связано с нарушением норм пожарной безопасности - лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности законом либо иным нормативно-правовым актом (как государственным, так и актом руководителя определенной организации либо предприятия) [6, с. 580].
Но для того, чтобы признать такие лица субъектами преступления статьи 219 УК РФ, следует установить: ознакомлен ли был данный работник предприятия с соответствующим приказом, который возлагает на данного работника ответственность по соблюдению требований пожарной безопасности, так как в случае установления факта, что работник не имел сведений об обязанностях, на него возложенных, то уголовной ответственности он подлежать не может. Иногда руководство организации снимает с подчинённого определенную обязанность или временно возлагает на себя. Это обстоятельство исключает возможность привлечения лица, на которого была первоначально возложена данная обязанность, к уголовной ответственности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: основным признаком, позволяющим признать лицо субъектом рассматриваемого преступления, является его обязанность постоянно или временно исполнять требования пожарной безопасности. То есть, говоря конкретнее, лицо должно быть не только ознакомлено с данными правилами пожарной безопасности, но также должно быть поставлено в известность относительно того, что на него возложена обязанность эти правила исполнять. Это условие может подтверждаться различными фактами: наличием данного требования в должностных обязанностях, перечисленных в трудовом договоре с данным лицом, либо проведение инструктажа по требованиям пожарной безопасности, прохождение которого фиксируется личной подписью работника в книге инструктажей [3, с. 70].
Следует указать и тот факт, что большое количество нормативно-правовых актов по пожарной безопасности содержат многочисленные обязательные правовые предписаний, не имеющие определенных адресатов, и из-за этого распространяются на всех лиц, вне зависимости от того, имеют ли они связь по работе с пожароопасными веществами или нет.
Литература
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 № 14 (ред. от 18.10.2012) «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 8, 2002.
2. Административная ответственность за нарушение технических регламентов и правил пожарной безопасности / Г. Бигаева // Административное право, 2015. № 4. С. 63-68.
3. Закомолдин Р. В. Преступные нарушения специальных правил и требований безопасности: монография. - Тольятти: Филиал РГСУ, 2013. 168 с.
4. Квалификация преступлений: законодательство, теория, судебная практика: Монография / Дуюнов В. К., Хлебушкин А. Г. 2-е изд. М.: Инфра-М, РИОР, 2015. 384 с.
5. Курс российского уголовного права. Особенная часть / Бородин С. В., Дубовик О. Л., Келина С. Г., Кригер Г. Л., и др.; Под ред.: Кудрявцев В. Н., Наумов А. В. М.: Спарк, 2002. 1040 с.
6. Курс уголовного права. Особенная часть / Под редакцией В. Н. Кузнецова, А. В. Наумова. Москва: Спарк, 2012. С. 580. Автор главы Б. В. Яцеленко.
7. Никольская С. А. Преступления, посягающие на пожарную безопасность: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 // С. А. Никольская. Тамбов, 2005. 198 с.
8. Уголовное право. Особенная часть: Учеб. / Под редакцией Л. Д. Гаухмана и профессора С. В. Максимова. Москва: Издательство Эксмо, 2014. 375 с. Автор параграфа С. В. Максимов.
Конституционное право на образование в Российской Федерации
Лихобабина В. В.
Лихобабина Виктория Владимировна /ЫккоЬаЫпа ¥1к1опуа ¥1аЖт1гоупа - магистрант, кафедра конституционного и муниципального права, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Аннотация: в данной статье рассматриваются подходы к определению понятия конституционного права на образование и проблемы реализации данного права. Ключевые слова: конституционное право на образование, образование, международно-правовые пакты.
Наиболее устоявшимся в области права является определение конституционного права на образование как субъективного права, т. е. гарантированного государством. Конституционное право на образование представляет сложную правовую систему, которая состоит из: права на получение различных уровней образования; обязанность получения основного общего образования; право на получение образования в различных формах; свобода выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельности, направленности образования; свобода преподавания; право на свободный выбор языка облучения; приоритетное право родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Право на образование является одним из основных прав человека. Право на образование закреплено в международно-правовых актах: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. [2], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. [3], Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.. Право на образование закреплены в действующей Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. В соответствии с Конституцией РФ, каждый человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, имеет право на образование [1, ст. 43].
Согласно ст. 2 Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании», образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,