Черепова И.С.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ:ПОНЯТИЕ И СОСТАВ
Статья освещает актуальные вопросы конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия. Под конституционным правом граждан Российской Федерации на участие в отправлении правосудия следует понимать предоставленное (гарантированное) государством и закреплённое в его Основном законе обязательное для законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти субъективное политическое право гражданина России в установленных федеральным законом формах быть деятельным участником процесса отправления правосудия.
Ключевые слова: конституционное право граждан; правосудие; институты власти, правовые гарантии, право на судебную защиту, субъективное право граждан, правовое государство, гарантии.
Правосудие является важнейшим институтом демократического правового государства, играющий важную роль в устойчивом прогрессивном развитии современного общества и установлении взаимодействия человека и государства.
Современное общество представляет собой социальный организм, в котором можно выделить общественные явления, существование которых в допустимых пределах жизненно необходимо для данного типа общественного устройства, поскольку позволяет поддерживать в определенных границах внутреннее равновесие, стабильность социальной системы. Деятельность государства как управляющей подсистемы общества направлена на поддержание, обеспечение существования в социальной действительности таких социальных явлений, которые закрепляются в конституции (основы конституционного строя, основные права и свободы человека, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, соответствующие общечеловеческим ценностям, требованиям социального прогресса и демократического миропорядка) [1, с. 98].
Государство является ведущим гарантом, обеспечивающим реальность конституционных норм, в том числе конституционных принципов правосудия, прежде всего с помощью соответствующего конституционно-правового механизма. Конституционно-правовой механизм обеспечения реальности конституционных принципов правосудия направлен на трансформацию нормативного потенциала данных конституционных установлений в составляющие фактической конституции, и его изучение имеет существенное значение для конституционного права.
Конституционное право граждан на участие в отправлении правосудия следует понимать как предоставленную и гарантированную государством на конституционном уровне, обязательную для органов публичной власти, возможность гражданина Российской Федерации в установленных законом формах и порядке участвовать в осуществлении важнейшего вида государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права [2, с. 15].
Важнейшим показателем демократического характера государственной власти служит участие народа в ее осуществлении. Разнообразные формы, в которых представители общества участвуют в организации и управлении государственными делами, есть выражение народного суверенитета. Народ участвует как в формировании государственных структур (через систему выборов), так и в их деятельности через систему разнообразных общественных организаций и объединений. Юридическое закрепление идеи народного суверенитета обеспечило признание и конституционное закрепление права народа на участие в управлении делами государства, в том числе и на участие в отправлении правосудия.
По высказыванию В.М. Лебедева, «участие представителей народа в отправлении правосудия - это форма реализации суверенитета народа в осуществлении важнейшего вида государственной власти» [3, с. 174].
Мысль о привлечении представителей народа к отправлению правосудия возникла уже в XVIII веке. Монтескье, выделяя в системе органов власти судебную власть, считал, что она
может быть доверена не какому-либо специальному органу, а выборным лицам из народа, привлекаемым к отправлению правосудия лишь на определенное время. «Таким образом, -полагал он, - судебная власть, столь страшная для людей не будет связана ни с известной профессией, ни с известным положением; она станет... невидимой и как бы не существующей» [4, с. 292].
Конституция Российской Федерации выделяет право граждан России участвовать в отправлении правосудия «среди основных политических прав граждан» [5, с. 81]; в его основу положен принцип гражданства РФ [6, с. 18].
Как и другие основные права, исследуемое право имеет несколько значений. С одной стороны, являясь нормой объективного права, олицетворяет основные решения законодателя и представляет собой руководящие принципы для правового порядка, в рамках которого существует правосудие. С другой стороны, - это субъективное право граждан Российской Федерации, которые могут требовать от органов государственной власти уважения и соблюдения этого права, в том числе и в судебном порядке.
Таким образом, под конституционным правом граждан Российской Федерации на участие в отправлении правосудия следует понимать предоставленное (гарантированное) государством и закреплённое в его Основном законе обязательное для законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти субъективное политическое право гражданина России в установленных федеральным законом формах быть деятельным участником процесса отправления правосудия. По мнению А.В. Лебедева, через право граждан на участие в отправлении правосудия реализуется право граждан на участие в управлении делами государства [7, с. 5].
К праву граждан РФ на участие в отправлении правосудия, на наш взгляд, применима концепция профессора Гейдельбергского университета Георга Еллинека, предложенная им в 1905 году [6, с. 35]: каждому праву соответствуют три статуса носителя — негативный (status negativus), активный (status activus) и позитивный (status positivus) — в зависимости от вида притязания. При этом status negativus предполагает конституционное признание и гарантию реализации со стороны государства права гражданина РФ на участие в отправлении правосудия. Status negativus права граждан РФ на участие в отправлении правосудия находит своё
законодательное подтверждение прежде всего в статье 17 Конституции РФ, в соответствии с которой «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права... » [8]. Status activus всегда предполагает право участия гражданина в процессе принятия решения государством. Применительно к праву российского гражданина участвовать в отправлении правосудия — это возможность реализовать своё конституционное право через органы государственной власти. Конституционное подтверждение status activus содержится в статье З Конституции РФ, которая даёт возможность гражданину осуществлять власть (в том числе и судебную как одну из ветвей государственной власти) через органы государственной власти. И, наконец, status positivus «даёт гражданину право притязать на действия материального порядка со стороны государства». Это означает, что гражданин России может непосредственно, лично, не через своих представителей (государственные органы) реализовать своё конституционное право на участие в отправлении правосудия. Конституционное закрепление status positivus содержится в той же статье З Конституции РФ, дающей народу - носителю суверенитета и единственному источнику власти в Российской Федерации — возможность осуществлять свою власть непосредственно, т. е. в установленных законодательством РФ случаях и формах участвовать в отправлении правосудия. Гражданин - носитель права - не ставится под контроль государства, государство рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые закреплены за ним Конституцией РФ и федеральным законом, чтобы помочь гражданину наиболее эффективно реализовать право на участие в отправлении правосудия. В основу данного права, на наш взгляд, положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Важным признаком в данном случае является выдвижение суверенитета личности над суверенитетом государства: не государство дарует права, но его гражданин «сознательно и ответственно пользуется совокупностью неотчуждаемых прав и свобод, данных ему природой и обществом» [9, с. 67].
Таким образом, применив концепцию Ел-линека к праву граждан Российской Федера-
ции на участие в отправлении правосудия, видим, что рассматриваемое конституционное право гражданина Российской Федерации как сложное конституционное и одновременно социальное понятие распадется на категории (проявления)права.
Гарантия данного права со стороны государства (status negativus) бесспорна, очевидна, не вызывает сомнений, так как закреплена в Основном законе Российской Федерации. Что касается непосредственно реализации данного права, то можно сказать, что оно представлено как status activus (реализация через представителей), так и status positivus (личное участие).
Реализация данного права через представителей проявляется в том, что согласно статье 3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ», который может осуществлять свою власть «непосредственно», а также через органы государственной власти и местно самоуправления».
Народный суверенитет - это первоисточник власти. Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия. Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство - важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие и гарантию реализации конституционных прав граждан. Выборное представительство в нашей стране образуют избираемые гражданами Российской Федерации государственные органы и органы местного самоуправления.
Таким образом, Совет Федерации, назначая по представлению Президента РФ судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, и Президент Российской Федерации, назначая на должность судей иных федеральных судов, осуществляют власть народа, тем самым, способствуя реализации его права на участие в отправлении правосудия в форме status activus.
Личное участие (status positivus) гражданина России в отправлении правосудия является наиболее интересной, динамично развива-
ющейся и спорной формой данного права. Лишь лично участвуя в отправлении правосудия, гражданин Российской Федерации может в полном объеме реализовать свое конституционное право, закрепленное в части 5 ст. 32 Конституции РФ. Сделать это он может различными способами.
Во-первых, каждый гражданин Российской Федерации имеет потенциальную возможность (право) стать судьей. Это право он может реализовать, если его кандидатура будет удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи. Это, на наш взгляд, так называемый профессиональный способ реализации права гражданина России на участие в отправлении правосудия.
Однако путь к судейской должности достаточно сложен и под силу далеко не каждому российскому гражданину. Назначение на должность судьи осуществляется с соблюдением условий, предусмотренных статьей 119 Конституции РФ: «достижение возраста 25 лет, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
К судьям могут предъявляться дополнительные требования, если они будут установлены федеральным законом» [10, с. 213].
Во-вторых, гражданин РФ, не отвечающий требованиям закона к кандидату на должность судьи, может реализовать свое конституционное право так называемым непрофессиональным прямым путем - выступая в качестве присяжного, арбитражного заседателя, - и непрофессиональным (общественным) косвенным путем - в качестве члена квалификационной коллегии судей, либо посредством обращения в Конституционный Суд РФ либо в конституционный (уставный) суд субъекта Федерации. Именно эти формы реализации права граждан Российской Федерации являются предметом рассмотрения в настоящей работе.
Неоднозначно решаемую проблему в науке составляет понятие лица, участвующего в отправлении правосудия. Достаточно распространенной является точка зрения, согласно которой к лицам, участвующим в отправлении правосудия, следует относить присяжного заседателя, арбитражного заседателя, общественного защитника и общественного обвинителя. Это мнение разделяют, например, М.Н. Голод-нюк, Н.Г. Иванов, Г.Г. Криволапов, Т.В. Конд-рашова [11]. Другие ученые полагают, что понятием «иных лиц, участвующих в отправле-
нии правосудия», охватываются арбитражный и присяжный заседатели [12, с. 100], третьи дополняют перечень «иных лиц» указанием на секретаря судебного заседания [13, с. 71]. Сторонники последней точки зрения, явно смешивают лиц, участвующих в отправлении правосудия, с участниками процесса.
Сейчас в России в классическом понимании непосредственной формы права граждан РФ на участие в отправлении правосудия существуют две возможности его реализации: участие в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Относительно первой формы можно сказать, что она является, с одной стороны, самой демократичной, а с другой - наиболее спорной.
Участие граждан в работе квалификационных коллегий судей и обращения граждан России в Конституционный Суд РФ являются косвенными формами реализации конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия.
При этом Конституция РФ называет только одну категорию представителей населения, призванных участвовать в отправлении правосудия, - присяжных заседателей. Это отнюдь не означает отсутствия законодательного закрепления иных форм участия общественности в отправлении правосудия. С одной стороны, конституция и не должна содержать в себе перечисление всех форм реализации права граждан на участие в отправлении правосудия, достаточно, что она предоставляет и гарантирует каждому российскому гражданину это право, которое он может реализовать в любой допустимой законом форме. Формы реализации права граждан на участие в отправлении правосудия, а также права граждан при его реализации в соответствии с пунктом «в» статьи 71 Конституции РФ, согласно которому «регулирование и защита прав и свобод человек и гражданина» находится в ведении Российской Федерации, закреплены в федеральном законодательстве, а именно: в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года №1 - ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [14], Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 года №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [15], Федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 года №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» [16] и многих других. С другой стороны, если Основной закон пошел по пути выделения одной из форм реализации права граждан на участие в отправлении правосудия - присяж-
ных заседателей, - то, на наш взгляд, он должен содержать в себе перечисление и иных форм реализации данного конституционного права.
Что касается места права граждан РФ на участие в отправлении правосудия в системе конституционных прав граждан РФ, то оно «призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным заседателем» [17, с. 213], а, кроме того, стать арбитражным заседателем, членом квалификационной коллегии судей. И, наконец, в рамках данного конституционного права у гражданина России появляется реальная возможность путем обращения в Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов Федерации косвенно участвовать в отправлении правосудия. Участие граждан Российской Федерации в отправлении правосудия есть форма реализации народа в осуществлении судебной власти. Именно поэтому привлечение представителей народа к отправлению правосудия следует рассматривать как черту, присущую демократическому государству. Кроме того, это конституционное право граждан России позволяет обеспечить и другую существенную характеристику правосудия - коллегиальность, повышенную уверенность в правильности и справедливости принятого судом решения. Принцип участия граждан в отправлении правосудия не только призван служить справедливости при рассмотрении дел, но и «обеспечивает» действие ряда других принципов: гласности, устности, состязательности судебного процесса.
Следует отметь, что конституции других государств, объединявших себя демократическими, также содержат положения, сходные по содержанию с конституционным правом граждан РФ на участие в отправлении правосудия.
Можно отметить и такой результат, как взаимовлияние суда и общества в процессе реализации гражданами своего конституционного права на участие в отправлении правосудия. Помимо того, что общество влияет на процесс отправления правосудия, суд тоже влияет на развитие представлений граждан о законе и праве, прививает навыки законопослушного поведения.
С указанных позиций участие народных представителей в правосудии - это не только формула состава суда. Непрофессионалы, участвующие в процессе отправления правосудия, являются носителями понятий о справедливос-
ти, которые не могут не учитываться при осуществлении правосудия. Профессиональное сознание под справедливостью понимает справедливость закона. Судебное решение должно быть правильным, с точки зрения закона, и справедливым, с точки зрения господствующих в общественном сознании представлений о справедливости. Только тогда судебные решения будут поняты и приняты в обществе, а авторитет правосудия - высоким. Без представителей народа решать такую задачу чрезвычайно затруднительно.
Игнорирование этого принципа означало бы пренебрежение идеей личности в праве, гарантированное Конституцией РФ право граждан на участие в отправлении правосудия в большей мере стало бы формальным правило. Таким образом, конституционное право граждан РФ на участие в отправлении правосудия служит препятствием на пути превращения правосудия в механическую деятельность по применению закона.
14.01.2013
Список литературы:
1. Гондаренко Александр Сергеевич. Конституционно-правовой механизм обеспечения реальности конституционных принципов правосудия в Российской Федерации: диссертация... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Гондаренко Александр Сергеевич; [Место защиты: Сев.-Кавказ. акад. гос. службы]. - Ставрополь, 2007. - 231 с.
2. Нарутто С.В., Смирнова В.А. Присяжные и арбитражные заседатели: теория и практика: монография. - Москва: ТКВел-би, Изд-во Проспект, 2011. - 260 с.
3. Лебедев, В. М. Судебная власть в современной России / В. М. Лебедев. - Санкт-Петербург, 2001. - 278 с.
4. Монтескье, Ш. Л. Избранные произведения / Ш. Л. Монтескье. - М.: Дрофа, 1995. - 320 с.
5. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации»: 2-е изд, перера-бот, и доп. / отв. ред. В. И. Радченко. - М.: Норма-М, 2009. - 146 с.
6. Лейбо, Ю. И. Права и свободы человека и гражданина: научно-практ. комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации: 2-е изд., перераб. и доп. / Ю. И. Лейбо, Г. П. Толстопятенко. - М.: Зерцало-М, 2000. - 489 с.
7. Лебедев, А. В. Политические права и свободы граждан Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): автореф. дис... канд. юрид. наук / А. В. Лебедев. - Челябинск, 2003. - 26 с.
8. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. -1993. - 25 декабря (№237).
9. Румянцев, О. Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления) / О. Г. Румянцев. -М.: ДРОФА, 1999. - 330 с.
10. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов и факультетов / М. В. Баглай. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 580 с.
11. Осипова, Е. Народные, арбитражные, присяжные заседатели как субъекты уголовной ответственности за неправосудие / Е. Осипова // Уголовный процесс. - 2003. - №1. - С. 70-73.
12. Иванов, В. Д. Уголовное право: учебник. Особенная часть / В. Д. Иванов. - Ростов-на-Дону, 2002. - 385 с.
13. Клеандров, М. И. Статус граждан, участвующих осуществлении правосудия / М. И. Клеандров. - М.: Ин-т гос. и право, 1999. - 270 с.
14. О судебной системе Российской Федерации: федер. конституционный закон от 31 декабря 1996г. №1-ФЗ // Российская газета. - 1997. - 6 января (№3).
15. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конституционный закон от 21 июля 1994 года №1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - №13. - Ст. 1447.
16. Об арбитражных судах в Российской Федерации: федер. конституционный закон от 28 апреля 1995 года №1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - №18. - Ст. 1589.
17. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. - М.: НОРМА, 2006. - 445 с.
Сведения об авторе:
Черепова Ирина Сергеевна, преподаватель кафедры политологии и права Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 2318, тел. (3532)372578, е-таіі: [email protected]
UDC 343.195
Cherepova I.S.
Orenburg state university, е-mail: [email protected]
CONSTITUTIONAL RIGHT OF CITIZENS TO PARTICIPATE IN THE ADMINISTRATION OF JUSTICE: THE CONCEPT AND COMPOSITION
The article deals with current issues of the constitutional right of citizens to participate in the administration of justice. Under the constitutional right of citizens of the Russian Federation to participate in the administration of justice should be understood guaranteed by the State and enshrined in the Constitution political right of Russian citizens to be an active participant in the process of administration of justice.
Keywords: constitutional right, justice, government institutions, the legal guarantee of the right to judicial protection, the subjective right of citizens, rule of law, the guarantee.