_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343
Батырбаев Бактыбек Сулайманович
к.ю.н., доцент КНУ г. Бишкек, КР e-mail: [email protected]
ИНСТИТУТ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ В СУДАХ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В КОНТЕКСТЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ И СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ
Аннотация
Рассматриваются вопросы участия граждан Кыргызской Республики в осуществлении правосудия в ходе конституционной и судебно-правовой реформы после обретения суверенитета. Анализ причин неоднократного откладывания с 2012 г. введения института присяжных заседателей в местных судах Кыргызской Республики, подводит к выводу о нарушении права граждан на участие в отправлении правосудия и права на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных УПК КР, что становится противоречием Основному Закону - Конституции Кыргызской Республики.
Ключевые слова
Кыргызская Республика, Конституция, присяжные заседатели, права граждан
Одним из демократических основ судопроизводства является общепризнанный принцип организации и деятельности правосудия с участием представителей населения. В Кыргызской Республике (КР), несмотря на конституционное право граждан на участие в управлении государственными делами в форме отправления правосудия в качестве присяжных, представители гражданского общества в настоящий момент не принимают участия в осуществлении правосудия. С принятием в 1993 г. Конституции КР из нормы Законов был исключен институт народного заседателя, а участие представителей гражданского сектора в осуществлении правосудия предусматривалось путем учреждения судов аксакалов и третейских судов, которые могли рассматривать имущественные, семейные споры и иные, предусмотренные законом дела. При этом их решения могли быть обжалованы в соответствующих судах районов и городов КР. На практике данные институты не реализовали себя, в 1998 г. из Конституции КР был исключен третейский суд, а в 2010 г. - из текста Новой Конституции и суды аксакалов.
Вопрос о внедрении института присяжных заседателей рассматривается в республике с 2002 года. Указом Президента А. Акаева «О национальной программе прав человека на период 2002-2010 гг.», предлагалось создать институт судебных (арбитражных) заседателей путем дополнения конституционных законов КР, с определением правового статуса судебного заседателя и внесением изменений в процессуальное законодательство, определяющее порядок и организацию деятельности судов [7]. Хотя Постановлением Совета Межпарламентской ассамблеи государств-участников стран СНГ от 14 февраля 1995 г., согласно п. 21 «О модельном уголовно-процессуальном кодексе для государств-участников Содружества Независимых Государств» участие граждан в осуществлении правосудия предусматривали еще с середины 90-х годов прошлого века в качестве присяжный заседателей» [6, с. 167-184].
В новой редакции Конституции КР 2003 г. данный институт хотя и не получил юридического статуса, но впервые в разделе «Суды и правосудие» в п. 1 ст. 82 было указано, что «В предусмотренных законами случаях и в порядке граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в отправлении правосудия [1, с. 99]. После мартовских событий 2005 г. реализация данной программы была приостановлена. В контексте конституционных реформ в октябре и декабре, в 2006 г. и в новой редакции Конституции от 21
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
октября 2007 г. была закреплена норма ч. 1 ст.82, по которой «в предусмотренных законом случаях и порядке граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в отправлении правосудия» [2,с. 86]. и ч. 6 ст.15 «Каждый имеет право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных законом» [2, с.60]. В соответствии с Конституцией КР закрепляются правовые основы участия граждан в отправлении правосудия и организации деятельности присяжных заседателей. От 17 июля 2009 г. принимается Закон «О присяжных заседателях в судах Кыргызской Республики». Согласно принятому Закону суд с участием присяжных заседателей должен был функционировать поэтапно: с 1 января 2012 г. - для города Бишкек и Ошской области; с 1 января 2013 г. - для Джалал-Абадской, Чуйской и Иссык-Кульской областей; с 1 января 2014 г. - для Баткенской, Нарынской, Таласской областей и Военного суда. Присяжные заседатели в судах смогут принимать участие в вынесении вердикта по 6 статьям, предполагающим высшую меру наказания» [4]. По мнению Председателя Верховного суда КР, поэтапное введение суда присяжных и предоставление в подсудность только шести статей было обусловлено материально-финансовыми затруднениями, а также связано с особой сложностью и спецификой функционирования данного института.
В 2010 г., как выше отмечалось, после смены власти была принята новая Конституция Кыргызской Республики, в которой суды аксакалов были исключены. И в качестве единственной формы участия представителей народа в осуществлении правосудия закреплялись присяжные заседатели. Несмотря на проведенные подготовительные работы, в 2012 г. Правительством КР ввиду недостаточного финансирования деятельности судебной системы из республиканского бюджета, а также из-за невозможности решения вопросов материально-технического и организационного характера, был инициирован Закон, переносящий срок действия Закона «О присяжных заседателях в судах КР». Депутатами Жогорку Кенеша (ЖК) в обосновании переноса указывалось, что для введения в действие данного законопроекта потребуется не менее 1 миллиарда сомов (около 22 миллионов долларов) [8]. Глава Верховного суда предложила парламентариям отложить реализацию данного законопроекта до 2017 г. и внести соответствующие изменения в законодательство страны. Постоянный представитель Президента в парламенте, кроме вышеуказанных причин впервые озвучил проблемы того, что общество не готово к созданию и функционированию суда присяжных заседателей, а принятый в 2009 г. закон «О присяжных заседателях в судах Кыргызской Республики» был поспешно выработанным, сырым и недоработанным. ЖК КР поддержал данное предложение Правительства и в результате был принят Закон «О внесении изменений в Закон КР «О присяжных заседателях в судах КР», предусматривающих введение института присяжных заседателей в местные суды, начиная с 2015 г. в Бишкеке и Оше, с 2016 г. - в Таласской и Чуйской, а с 2017 г. - во всех остальных областях [4].
В последующем, образованная Указом Президента КР от 17 января 2012 г. Комиссия по выработке согласованных предложений по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики впервые начала акцентировать свое внимание не только на материально-финансовые проблемы и дороговизну данного института, но и на то, что присяжные заседатели по ряду причин не подходят для судебной системы республики. Позиция большинства профессиональных юристов, в том числе руководителя Аппарата Президента КР и руководителей судебных и правоохранительных органов по отношению к данному институту была скептической. Во-первых, недоверие к возможности формирования качественного состава присяжных, так как население республики немногочисленно и во многом связано родственными связями и т.д.; во-вторых, судебные процессы, подсудные присяжным, из-за своей тяжести могут растянуться на долгие сроки, а также возможен риск возникновения проблемы не только оплаты труда присяжных, а еще их явки и кворума на заседании; в-третьих, рассмотрение тяжких уголовных дел с участием присяжных заседателей в межрайонных судах неправомерно, так как эти суды изначально были созданы для рассмотрения хозяйственно-экономических и административных споров; в-четвертых, непрофессионализм присяжных заседателей и их неспособность самостоятельного вынесения справедливого
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
вердикта из-за субъективных отношений и отсутствия ответственности за принятие определенного решения; в-пятых, проблема дороговизны осуществления правосудия в судах КР.
В ходе обсуждения реализации программы «Развитие судебной системы Кыргызской Республики на 2014-2017 годы» представители гражданского сектора поддержали внедрение института присяжных заседателей, как одного из важных элементов в достижении прозрачности и преодолении коррупции, а также развития принципа состязательности в судебных процессах. Комитет по судебно-правовым вопросам и законности ЖК КР 22 декабря 2014 г., рассмотрев «Отчет Премьер-министра Кыргызской Республики и работу Правительства Кыргызской Республики за 2014 год» предложил внести изменения в бюджет страны на 2015 г. и изыскать средства на функционирование суда присяжных заседателей. Несмотря на принятые постановления о разработке и принятии необходимого бюджета для финансирования затрат, связанных с внедрением института присяжных заседателей и обеспечением в последующем текущей деятельности суда присяжных, правительство так и не открыло финансирования на 2015 год.
И если сегодня обвиняемые, используя свое конституционное право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей, заявят по окончании предварительного следствия, согласно ст. 231 ч. 3 УПК КР[5. С.163], о рассмотрении своего дела в суде с участием присяжных заседателей, то возникнет юридический казус. При рассмотрении бюджета на 2016 г. правительство КР, ссылаясь на письмо Верховного суда о неприемлемости введения института присяжных в межрайонные суды, а также из-за нехватки средств, предлагает по мере нахождения источников финансирования поэтапно вводить институты присяжных в суды и соответственно внести соответствующие изменения в законодательство и отложить введение пилотного проекта присяжных заседателей до 2017 г. Но инициированный Правительством закон «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2016 год и прогнозе на 2017-2018 годы» противоречит ч. 1 ст. 20 Конституции КР, согласно которой в КР не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина[3, с.78], т.е. право граждан на участие в отправлении правосудия и право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных УПК КР.
В заключение следует подчеркнуть, что суды присяжных заседателей являются независимым институтом демократических государств, в которых право на выражение правосудия является реальным, а не только декларируется на бумаге и неоднократное откладывание введения данного института является противоречием Основному Закону - Конституции Кыргызской Республики.
Список использованной литературы:
1. Конституция Кыргызской Республики. - Бишкек: Учкун, 2003. - 107с.
2. Конституция Кыргызской Республики. - Бишкек: Академия, 2007. - 94с.
3. Конституция Кыргызской Республики. - Бишкек, 2010. - 144 с.
4. Закон «О присяжных заседателях в судах Кыргызской Республики» [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.cbd.minjust.gov.kg
5. Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики - Б.: Академия, 2010. с.272.
6. Концепция модельного уголовно-процессуального кодекса для государств-участников СНГ: Постановление Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ // Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ. - 1995. - № 8.
7. Национальная программа "Права человека" на период 2002-2010 годы (проект основных направлений) [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.cbd.minjust.gov.kg
8. Суды присяжных в Киргизии не работают из-за отсутствия финансирования [Электронный ресурс]. -URL: http:// www.infosud.ru/international_
© Батырбаев Б.С., 2016