DOI 10.24411/2076-1503-2020-10506 ТАРАН Николай Николаевич,
ВГУЮ (РПА при Минюсте), e-mail: [email protected]
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНСТИТУТА РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА
Аннотация. В статье рассматриваются основные конституционно-правовые принципы института российского гражданства для детального понимания и возможности усовершенствования каждого из приведенных принципов, сделан акцент на законодательной составляющей в Российской Федерации, приведены различные позиции по каждому принципу и сделаны выводы.
Ключевые слова: гражданство, принципы, право, граждане, защита, безграждан-
ство.
TARAN Nikolai Nikolaevich,
VGUU (RPA under the Ministry of Justice)
CONSTITUTIONAL AND LEGAL PRINCIPLES OF THE INSTITUTE OF RUSSIAN CITIZENSHIP
Annotation. The article considers the basic constitutional and legal principles of the institution of Russian citizenship for a detailed understanding and the possibility of improving each of the above principles, emphasizes the legislative component in the Russian Federation, presents various positions on each principle and draws conclusions.
Key words: citizenship, principles, law, citizens, protection, statelessness.
Изучение вопросов гражданства тесно связано с правами и свободами человека и суверенитетом государства, ведь именно посредством гражданства возникает прочная правовая связь между отдельным лицом и государством. Несмотря на тот факт, что институт гражданства был известен еще праву Древнего Рима [8], а также на данный момент существует обилие научных исследований, посвященных данной теме, мы все же не наблюдаем общепризнанных и согласованных точек зрения. Скорее наоборот, наличие разного рода концепций и взглядов, приводит к неоднозначности понимания данного института, что делает эту проблему актуальной. Для детального углубления в данную тему и в последствии получения правильных позиций относительно данного вопроса, я считаю необходимым рассмотреть конституционно-правовые принципы института российского гражданства, так как очень часто мы ошибочно толкуем норму, не зная и не понимая какие принципы лежат в ее основе. Для начала дадим определение принципам права. Принципы права - это основополагающие положения, которые лежат в основе определенных явлений и институтов, которые не только исследуются, но и закреплены в нормативно - правовых актах. Отсюда можно сделать вывод, что конституционно-правовые принципы - это основополагающие юридические поло-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020
жения, которые провозглашают основные конституционные ценности и имеют общерегулятивное значение. Данные принципы отличаются определенными свойствами, такими как: наивысший уровень нормативности, повышенной юридической силой, своеобразием механизма действия и многими другими.
В статье рассматривается институт российского гражданства. Как нам говорит Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей [6]. Данное определение состоялось благодаря позициям основополагающих принципов гражданства. На сегодняшний день действуют следующие из них:
1. Право каждого на гражданство.
2. Единство гражданства.
3. Неотъемлемость гражданства и права изменить его.
4. Допущение двойного гражданства.
5. Недопустимость выдачи гражданина РФ другому государству.
6. Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за границей.
7. Недопустимость высылки гражданина РФ за пределы РФ.
8. Защита государством граждан РФ за границей.
9. Сокращение безгражданства.
10. Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака.
11. Равенство гражданства независимо от оснований его приобретения.
Мы это можем наблюдать на примере анализа Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Принципы российского гражданства представляют собой закономерности института гражданства, образуют границы, в которых складывается правотворческий процесс и механизм правового регулирования. Каждый из принципов может быть охарактеризован на его соответствие не только тем отношениям, которые сложились и действуют на данный момент, но и на перспективу совершенствования данного института. Рассмотрим каждый принцип подробнее.
1. Первый и один из основных принципов -право каждого на гражданство. Данный принцип имеет богатую историческую традицию и берет свое начала с права отдельных полисов Древней Греции, согласно которому не допускались какие либо ограничительные и дискриминационные меры в отношении граждан других городов и государств передвигающихся по морю [9]. В настоящее врем главный посыл данного принципа в том, что он запрещает дискриминацию в вопросах гражданской принадлежности. По мнению Шахрая С.М., право каждого на гражданство не может содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, языковой, национальной и религиозной принадлежности. Его позиция заключается в том, что данный подход является наиболее приемлемым, исходя из исторических условий нашей страны, а также многонационального состава населения Российской Федерации [4]. По мнению Баглая М.В., право каждого на гражданство заключается в том, что оно определяется по рождению, включая возможность получить паспорт в результате рождения на территории Российской Федерации или от родителей, где хотя бы один из них является гражданином России. Также он отмечает, что помимо получения гражданства по рождению, статус гражданина РФ может получить каждый апатрид или иностранец в рамках установленного отечественного законодательства [5]. Исходя из данных позиций, можно вывести следующее: под правом каждого на гражданство подразумевается:
• недопустимость применения дискриминации на основе различного рода признаков (расы, национальности, религии и т.д.);
• добровольность приобретения двусторонней правовой связи с Российской Федера-
цией в рамках действующего законодательства;
• все, проживающие на территории РФ, имеют право приобрести гражданство России, но не обязаны это делать, то есть никто не принуждается к его приобретению.
2. Принцип единства гражданства подразумевает то, что оно выполняет функцию неразделимости и унификации. Бондарчук Р. Ч. и Виноградов В. А. выделяют основные моменты, которые характеризуют данный принцип.
Во-первых, Россия по форме территориально - государственного устройства является Федерацией. Для того, чтобы осуществлять правоприменение над всем населением Федерации, гражданство на всей территории страны является единым.
Во-вторых, исходя из положений Конституции РФ и Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г., Конституции субъектов РФ не предусматривают собственного гражданства, что означает правовое регулирование института гражданства только федеральным законом.
В-третьих, республики Российской Федерации не имеют права вводить институт гражданства, так как это будет противоречить положению Конституции РФ о равноправии субъектов, а также может создать угрозу государственной целостности Российской Федерации.
В-четвертых, по мнению вышеуказанных авторов, единство российского гражданства обеспечивает равенство прав и свобод граждан РФ на всей территории страны [2]. Исходя из данных позиций, можно сделать вывод, что единство гражданства является своего рода защитником российской государственности и основой конституционного строя РФ. Данная правовая позиция подразумевает отсутствие суверенитета республик, входящих в состав Российской Федерации, что одновременно означает отказ от закрепления права выхода субъектов из состава РФ. Также хочу отметить, что единство гражданства предполагает принадлежность к конкретному народу, а не к отдельной народности или нации, и исключает возможность имения двойного гражданства внутри страны.
3. Принцип неотъемлемости гражданства и права изменить его считается одним из нововведений в российском законодательстве. Шахрай С. М. отмечает, что этот принцип введен для того, чтобы лишение гражданства не использовалось, как механизм давления на человека, а следовательно лицо, обладающее российским гражданством, не может утратить данное гражданство без своего собственного желания и без законных на то оснований. Автор в своей работе выделяет важ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020
ность этого принципа ввиду наличия негативного опыта в советские времена. В СССР лишение гражданства и высылка человека за пределы страны являлось довольно распространенным наказанием, если какой-либо субъект нарушал определенную правовую норму или же был политически «не выгоден» государству. Яркими примерами могут послужить такие культурные деятели, как Г.П. Вишневская и М.Л. Ростропович, лишенные гражданства за антипатриотическую деятельность по мнению Советского государства, также можно привести в пример писателя А.И. Солженицына, театрального режиссера Ю.П. Любимова и др. Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу о том, что человек, находящийся в статусе гражданина Российской Федерации, независимо от его действий, даже нарушающих законодательные нормы, ни при каких обстоятельствах не может быть лишен российского паспорта. То есть можно сказать, что данный принцип нацелен на предотвращение порождения института безгражданства.
4. Допущение двойного гражданства заключается в том, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ.
По мнению Бондарчука Р.Ч., пребывание в двойном гражданстве расширяет как права, так и обязанности гражданина. Он отмечает, что гражданину, находящемуся в данном правовом статусе, придется платить налоги двум государствам, в каждом из них нести воинскую службу и т.д. Также данный автор отмечает, что нередки случаи, когда, например, при замужестве женщин с иностранцем, по законам его государства женщина обязана принять гражданство мужчины. Или же в таком состоянии может находиться ребенок, родители которого имеют разное гражданство [3].
В общем, можно выделить несколько основных позиций данного принципа:
• приобретение гражданином РФ гражданства другого государства не повлечет прекращения российского гражданства;
• гражданин РФ при получении иностранного гражданства сохраняет все права и свободы, и не освобождается от обязанностей, предусмотренных гражданством России;
• РФ признает двойное гражданство только с государствами, которые подписали с ней необходимые договоры, чтобы обеспечить гарантии стабильности лиц с двойным гражданством.
5. Принцип недопустимости выдачи гражданина РФ другому государству заключается в том, что Россия обеспечивает защиту своим гражданам и не выдает их другому государству.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020
Виноградов В. А. и Бондарчук Р. Ч. выдвигают следующую позицию по поводу данного принципа. Допустим, гражданин Российской Федерации совершил преступление на территории другого государства, следовательно он подлежит уголовной ответственности по законам страны, в которой совершено преступление. Но в случае возвращения данного гражданина на территорию РФ, он не будет выдан иностранному государству для привлечения уголовной ответственности на территории этого самого государства. Однако, запрет выдачи совершенно не означает освобождения от ответственности. За преступления, совершенные на территории иностранного государства, данный гражданин будет отвечать на территории РФ по законам внутригосударственного права [2]. Исходя из вышеуказанной позиции, можно выделить то, что Российская Федерация руководствуется в первую очередь интересами своих граждан, а значит и граждане целиком и полностью ответственны перед своим государством. Хочется отметить, что данный принцип ни при каких обстоятельствах не должен рассматриваться в качестве уклонения от наказания, совершенного за границей.
6. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами территории РФ не прекращает гражданства страны. Данный принцип можно связать с тем, что современное развитие международных отношений и связей, а также международного сотрудничества РФ со многими иностранными партнерами в различных сферах деятельности приводит к значительному увеличению миграционных потоков из страны на время командировок и по различным контрактам. Нередки случаи, когда граждане России по различного характера обстоятельствам проживают на постоянной основе в других государствах, имея российское гражданство. То есть, вполне логично, что данный принцип предусматривает непрекращение правовой связи с Российской Федерацией, даже если российские граждане уезжают на постоянное проживание на территорию иностранного государства.
7. Согласно Федеральному Закону «О гражданстве Российской Федерации» и Конституции Российской Федерации запрещена возможность высылки из страны граждан Российской Федерации [7]. Введение данного принципа было продиктовано по большей части историческим характером вопроса, а именно тем, что во времена существования СССР активно применялась практика высылки граждан, выражающих свое оппозиционное мнение или состоящих в открытой оппозиции советской власти. Данные решения хоть и носили индивидуальный характер, но тем не менее осуществлялись, причем часто с последующим лише-
нием советского гражданства. Поэтому для того, чтобы исключить подобную практику применения высылки в качестве дополнительного наказания, законодательством введен прямой запрет на подобного рода действия.
По нашему мнению, данный принцип обладает таким качеством, как гуманность, так как подразумевает в себе то, что ни один гражданин Российской Федерации не может быть лишен страны, с которой его связывает прочная правовая связь.
8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство в случае выезда и проживания за границей российских граждан. Обеспечение защиты прав граждан РФ и их интересов за границей осуществляется консульствами и дипломатическими представительствами в странах пребывания граждан Российской Федерации. Защита граждан РФ за границей регулируется Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» [6], в котором предусмотрены следующие позиции:
• консульские учреждения и дипломатические представительства должны содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность пользоваться всеми надлежащими им правами, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями и т.д.;
• консульские учреждения и дипломатические представительства должны защищать права граждан РФ и охраняемые законом интересы, а также при необходимости принимать меры для того, чтобы восстановить нарушенные права российских граждан.
Также стоит отметить, что в Федеральном Законе «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрено, что в случае возникновения непредвиденных или чрезвычайных ситуаций в зарубежном государстве, например, стихийное бедствие, катастрофа или обострения в международных отношениях, в целях защиты национальных интересов граждан РФ, они будут эвакуированы. Можно сделать вывод, что данный принцип охраняет личные и имущественные права граждан РФ за границей и удовлетворяет их законные интересы.
9. Российская Федерация способствуют сокращению безгражданства и поощряет приобретение гражданства РФ лицами, не имеющими такового. Данный принцип обусловлен тем, что Россия в этом случае следует Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г., участником которой она является. В Конвенции рекомендуется государствам предоставлять гражданство лицам, не имеющим такового, и лицам, проживающим на территории данного государства,
если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений.
В рамках действующего законодательства в понятие «иностранные граждане» включаются разные категории лиц:
• лица, не являющиеся гражданами РФ, но имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства;
• лица без гражданства - это лица, являющиеся гражданами России и не имеющие доказательства наличия гражданства РФ;
• лица, которые в иностранном государстве не обладают гражданством, но имеют вид на жительство;
• беженцы - лица, которые не могут или не желают пользоваться защитой страны, гражданством которой они обладают, из-за опасений стать жертвой по различного рода признакам (национальным, расовым, религиозным и т.д.).
Бондарчук Р. Ч. выделяет следующие позиции по поводу данного принципа:
• все иностранные граждане пользуются равной защитой со стороны РФ в отношении своих личных прав, а также культурных, экономических и социальных, только если они предусмотрены действующим законодательством для неграждан;
• иностранные граждане по большой мере лишены прав, преимущественно политических, которое согласно Конституции и действующим законам предоставляются только гражданам РФ;
• иностранные граждане вправе защищать свои интересы и права всеми предусмотренными законодательством средствами, также включая право на обращение в суд;
• иностранные граждане не несут военную службу в российской армии, но они обязаны уважать и соблюдать Конституцию РФ, а также законы, действующие на территории РФ, платить установленные законом налоги [3]. Исходя из данных позиций очевидно, что Российская Федерация, следуя данному принципу, способствует уменьшению лиц без гражданства, однако, я считаю, что целесообразнее было бы усовершенствовать механизм получения гражданства РФ. Во -первых, на мой взгляд, стоило бы ввести в экзаменационное тестирование, которое проходят при получении гражданства, дополнительную часть, посвященную знаниям правовых основ Конституции РФ. Это будет способствовать большей уверенности в том, что потенциальный гражданин обла-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020
дает базовыми знаниями правовой культуры России и намерен соблюдать правопорядок этой страны. Во-вторых, я считаю, что требуется выдавать вид на жительство на более длительный срок и через определенное количество времени оценивать потенциальных граждан на предмет оказанной пользы государству (экономической, социальной, культурной и др.).
10. Принцип сохранения российского гражданства при заключении и расторжении брака заключается в том, что российское законодательство обеспечивает гарантии сохранения лицом российского гражданства при вступлении в брак или его расторжении с лицом, не являющимся гражданином РФ. Интересно, что данный принцип также предполагает сохранение гражданства детей лиц, заключающих или расторгающих брак, то есть они также останутся гражданами России.
Можно сделать вывод, что данный принцип выражает стабильность гражданства и показывает намерение и стремление государства обеспечить возможность лицу сохранить гражданство и правовые связи с Российской Федерацией. Также этот принцип отражает отношение к браку как к равноправному союзу и не допускает прекращения гражданства лица без его собственного волеизъявления. Стоит отметить, что этот принцип не означает автоматическое получение гражданства иностранным гражданином, заключившим брачный союз с гражданином РФ, но упрощает порядок получения российского паспорта. Также к данному принципу можно отнести сохранение гражданства при усыновлении детей -граждан России. Это означает, что дети, усыновленные иностранными гражданами, сохраняют за собой гражданство РФ, что подчеркивает неотъемлемость гражданства и опять же недопустимость порождения института безгражданства.
11. Согласно статье 6 Конституции РФ, российское гражданство признается равным независимо от оснований его приобретения. Это означает, что данный принцип определяет равенство конституционно-правового статуса для всех россиян, независимо от способа его получения: вследствие натурализации, в результате рождения, в качестве поощрения или в форме его восстановления после возврата на родину [7].
Бондарчук Р. Ч. и Виноградов В. А. отмечают, что благодаря принципу равного гражданства в Российской Федерации отсутствует деление граждан на «натурализованных» - лиц, которые были приняты в гражданство, и так называемых «природных граждан» - получивших гражданство в силу рождения. То есть для всех граждан установлен унифицированный и единый статус российского гражданина. Также данные авторы отме-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020
чают, что в некоторых странах существует мнение о том, что связь гражданства, установленная в силу приема в гражданство менее устойчива, чем связь гражданина с государством по рождению. Вследствие чего возникает категория граждан, различных по своей правоспособности в зависимости от основания приобретения гражданства [1]. Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что все граждане России наделены равным объемом прав и свобод, но также и обязательствами, вытекающими из законодательства. Следовательно, становясь гражданином РФ, с этого же момента человек приобретает весь комплекс прав и обязанностей, что которыми обладают остальные граждане России. В ходе выполнения работы были рассмотрены основные конституционно-правовые принципы института российского гражданства, а также приведена характеристика каждого из принципов на предмет соответствия существующим отношениям, что, как я считаю, поспособствует однозначности понимания в будущем института российского гражданства и конечно же его совершенствования.
Список литературы:
[1] Виноградов В. А., Бондарчук Р.Ч., Андри-ченко Р.В., Мадьярова А. В.: Конституционное право России. Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2010 г. -550 с.
[2] Виноградов В. А., Андриченко Р. В.: Конституционное право России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. - 552 с.
[3] Бондарчук Р. Ч. Актуальные проблемы конституционного права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бондарчук Р.Ч.— Электрон. текстовые данные. — Москва: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015.— 100 с.— Режим доступа: http:// www.iprbookshop.ru/47241.html.— ЭБС «IPRbooks».
[4] Шахрай С. М. Конституционное право Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебник для академ. бакалавриата и магистратуры / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, С.М. Шахрай. — 4-е изд., изм. и доп. — М.: Статут, 2017. — 625 с. — ISBN 978-5-8354-1314-0. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/670894.
[5] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. - 784 с.
[6] Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ (последняя редакция). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_36927/
[7] Конституция Российской Федерации. Федеральные конституционные законы. С новыми поправками. — М.: Мартин, 2020. - 64 с.
[8] Горбунов М.А. Институт кражи в Дигестах и Морском Законе Родоссцев. Проблемы общности генезиса и философских оснований // Закон и право. 2013. № 5. С. 21-23.
[9] Горбунов М.А. Правопонимание римских юристов как фактор системности римского правопорядка // Закон и право. 2010. № 5. С. 119120.
Spisok literatury:
[1] Vinogradov V. A., Bondarchuk R.CH., Andrichenko R.V., Mad'yarova A. V.: Konstitucionnoe pravo Rossii. Uchebnik. — M.: YUNITI, 2010 g. -550 s.
[2] Vinogradov V. A., Andrichenko R. V.: Konstitucionnoe pravo Rossii. Uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po special'nosti «YUris-prudenciya». — M.: YUNITI-DANA, 2012 g. -552 s.
[3] Bondarchuk R. CH. Aktual'nye problemy konstitucionnogo prava [Elektronnyj resurs]: ucheb-noe posobie/ Bondarchuk R.CH.— Elektron. tek-stovye dannye. — Moskva: Vserossijskij gosudarst-vennyj universitet yusticii (RPA Minyusta Rossii),
2015.— 100 c.— Rezhim dostupa: http://www.ipr-bookshop.ru/47241.html.— EBS «IPRbooks».
[4] Shahraj S. M. Konstitucionnoe pravo Rossi-jskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: uchebnik dlya akadem. bakalavriata i magistratury / Mosk. gos. un-t im. M.V. Lomonosova, S.M. SHahraj. — 4-e izd., izm. i dop. — M.: Statut, 2017. — 625 s. — ISBN 978-58354-1314-0. — Rezhim dostupa: https://rucont.ru/ efd/670894.
[5] Baglaj M. V. Konstitucionnoe pravo Rossi-jskoj Federacii: ucheb. dlya vuzov. — 6-e izd., izm. i dop. — M.: Norma, 2007. - 784 s.
[6] Federal'nyj zakon «O grazhdanstve Rossi-jskoj Federacii» ot 31.05.2002 № 62-FZ (posledn-yaya redakciya). — [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_36927/
[7] Konstituciya Rossijskoj Federacii. Feder-al'nye konstitucionnye zakony. S novymi popravkami. — M.: Martin, 2020. - 64 s.
[8] Gorbunov M.A. Institut krazhi v Digestah i Morskom Zakone Rodosscev. Problemy obshchnosti genezisa i filosofskih osnovanij // Zakon i pravo. 2013. № 5. S. 21-23.
[9] Gorbunov M.A. Pravoponimanie rimskih yuristov kak faktor sistemnosti rimskogo pravopory-adka // Zakon i pravo. 2010. № 5. S. 119-120.
4
ЮРКОМ ПАНИ
www.law-books.ru
Л_
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
Г
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020