ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
КОНСТИТУЦИОННО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Н.В. ШАКУН,
соискатель Московского университета МВД России;
Д.Е. БАРИКАЕВА, слушатель Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
E-mail: x.victoria@yandex.ru
Аннотация. Рассматриваются конституционные основы и признаки Российской Федерации как социального государства, закрепленные в конституции РФ. Обсуждаются основные теоретические проблемы, различные точки зрения ученых и предлагается авторское видение данной проблемы.
Ключевые слова: социальное государство, социальная политика, социальные права и свободы человека и гражданина, обязанности человека и гражданина.
CONSTITUTIONAL LAW PRINCIPLES OF SOCIAL STATE AND MAIN SOCIAL RIGHTS AND FREEDOMS IN RUSSIA TODAY
N.V. SHAKUN,
competitor of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia;
D.E. BARIKAYEVA,
listener of the Ministry of Internal AAffairs Moscow university of Russia
Annotation. Considered the constitutional foundations of the Russian Federation and the signs of the welfare state as enshrined in the Constitution. The basic theoretical problems, different points of view of scientists and their vision of the problem. Keywords: welfare state, social policy, social rights and freedoms of man and citizen rights and duties of citizens.
Конституция Российской Федерации провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, возводится в ранг общегосударственной поли-тики1. По показателям в социальной политике судят о деятельности государства в целом: в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их реализации2.
Опираясь на нормы международного права, Конституцию Российской Федерации, государство обязано проводить такую социальную политику, которая гарантирует каждому гражданину Российской Федерации необходимый жизненный уровень. Безусловно, свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Однако некоторые по тем или иным причинам не всегда способны своим трудом содержать себя и свою семью, и не каждый может во-
обще трудиться. Социальная политика должна быть направлена на то, чтобы трудоспособные граждане собственными усилиями достигали материального достатка для себя и своей семьи, а социальную защиту от государства, общества получали лишь те категории граждан, которые обычно в любом обществе признаются социально уязвимыми, — инвалиды, старики, дети и др.
Положения Конституции Российской Федерации, регулирующие социальные отношения, составляют конституционные основы социальной государственности Российской Федерации.
Конституционные основы социальной сущности российского государства целесообразно разделить на несколько элементов:
♦ основы правового положения граждан в социальной сфере: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность
1 Конституция Российской Федерации. Гл. 1. М., 1996. С. 4—12.
2 Конституция Российской Федерации. Гл. 1, 2. М., 1996. С. 4—23.
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации), каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности (ст. 6 Конституции Российской Федерации);
♦ основы социальной политики государства: политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции Российской Федерации);
♦ признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17 Конституции Российской Федерации);
♦ непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации);
♦ равенство в правах и свободах и гарантированность их независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 19 Конституции Российской Федерации)3.
Регулирование основ социальной государственности осуществляется не только посредством конституционных норм, но и с помощью текущего законодательства, которое играет первостепенную роль в формировании целей и реализации социальной политики. Практика законотворчества должна стремиться к тому, чтобы правовые нормы не консервировали достигнутую ступень социального развития общества. Как ни в одной другой сфере, в сфере социального развития право должно не столько закреплять социальные достижения, сколько активно способствовать их наращиванию.
Конституция Российской Федерации, определяя правовое положение личности, вслед за Всеобщей декларацией прав человека4 и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах5 провозгласила такие социальные права, как: право на социальное обеспечение, право на труд, право на справедливые условия труда, на защиту трудовых прав всеми предусмотренными законом способами, включая право на забастовку, право на
объединение в профессиональные союзы и свободу профсоюзной деятельности, право на образование, право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду, право на жилище.
Этот перечень основных социальных прав не может считаться исчерпывающим и не препятствует конституционной защите других общепризнанных социальных прав и свобод человека и гражданина.
Определенные трудности в понимании природы социальных прав, разночтения в предлагаемых каталогах этих прав (в том числе в тех, которые закрепляются официально в конституциях, международно-правовых документах), а также проблемы выработки механизмов и гарантий их реализации, контроля за деятельностью органов государства по их соблюдению, — все это связано, прежде всего, с многоаспект-ностью их правовой природы и содержания, а также с тем, что эти права сравнительно недавно стали признаваться в качестве основных прав человека.
Тем не менее, в юридической науке нарастает тенденция рассматривать закрепленные Конституцией Российской Федерации социальные права не только как принципиальные ориентиры для законодателя, но именно как основные права, равные по значимости конституционным гражданским и политическим правам, относящиеся к фундаментальным правам человека, неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения. Основанные на принципах справедливости и социальной солидарности, они закрепляются Конституцией Российской Федерации в качестве непосредственно действующих и подлежат судебной защите6.
Признание и обеспечение социальных прав и гарантий их реализации имеет принципиальное значение для общественного развития и благополучия. Это не только демонстрирует приверженность государства общечеловеческим ценностям и гуманистическим идеалам, что само по себе очень важно и характеризует качественное состояние государства, но и является фактором, обеспечивающим социальную безопасность, стабильность развития общества. Однако, про-
3 Конституция Российской Федерации. Гл. 1, 2. М., 1996. С. 4—23.
4 Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. М., 1989. С. 832.
5 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. М., 1989.
6 Конституция Российской Федерации. М., 1996.
- -я.¿¿¿Ь'-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
возглашение в конституциях социальных прав еще не означает их реального исполнения. Для осуществления социальных, экономических и культурных прав требуется значительно больше усилий со стороны государства. Их претворение в жизнь требует определенной и целенаправленной политики государства в течение длительного периода. Следует учитывать, что проведение такой политики возможно только в демократических странах.
Конституционные принципы и нормы, составляющие основу всего регулирования социальных прав, предполагают, что законодательство в этой сфере должно характеризоваться признаками стабильности, предсказуемости, справедливости, отсутствием произвольных изменений, поддержанием достигнутого уровня социальной защиты и вызывать доверие граждан.
К сожалению, эти ориентиры не всегда соблюдаются. Изменение правового регулирования порой связано со снижением уровня социальной защиты, отменой предоставлявшихся ранее социальных благ. Понятно стремление законодателя в большей степени учесть финансово-экономические возможности государства и снизить нагрузку на федеральный бюджет; однако, нельзя не принимать во внимание то, что отказ или существенное снижение уровня социальной защиты нарушает баланс между интересами граждан и публичными интересами, что чревато социальной и политической нестабильностью.
Конституция Российской Федерации закрепляет правовые основы социальной защиты, в том числе: создание условий достойной жизни и свободного развития человека, охрана труда и здоровья, государственная поддержка семьи, материнства и детства, приоритет международных социальных стандартов и т.д. Однако, провозгласить такие условия для достойной жизни и свободного развития гораздо легче, чем осуществить. В настоящее время еще достаточно много граждан Российской Федерации живут за чертой бедности, причем большая часть из них имеют постоянную работу. Борьба с бедностью, преодоление социальной несправедливости — одна из важнейших задач как государства, так и общества. 29 января 2013 г. было принято постановление Правительства РФ и утверждены новые правила исчисления величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демократическим группам населения в целом по России. В третьем квартале 2012 г. величина
прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демократическим группам населения составила 6643 руб.; для трудоспособного населения — 7191 руб.; пенсионеров — 5229 руб.; детей — 6367 руб.7.
В настоящее время сложилась довольно противоречивая, сохраняющая старые механизмы и включающая новые элементы, система государственной социальной защиты. Условно ее можно разделить на три относительно самостоятельных блока:
♦ социальное страхование, предназначенное, в первую очередь, для трудоспособного населения;
♦ социальное обеспечение, призванное поддержать главным образом нетрудоспособных;
♦ социальную помощь, оказываемую только малоимущим гражданам.
В настоящее время проводимая в системе социальной защиты реформа породила проблемы, связанные с перераспределением полномочий по осуществлению социальной защиты. На протяжении длительного периода законодательное (и подзаконное) регулирование общественных отношений в сфере социальной защиты осуществлялось преимущественно на федеральном уровне. Субъектам Российской Федерации предоставлялось право установить дополнительные льготы и преимущества для отдельных категорий граждан, т.е. дополнять сформированную на федеральном уровне систему социальной защиты отдельными необязательными элементами. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ8 ситуация кардинальным образом изменилась. Значительная часть полномочий по социальной поддержке, в том числе по установлению конкретных мер такой поддержки, была передана субъектам Российской Федерации. При этом, законодатель не проявил достаточной последовательности, в силу чего формули-
7 Постановление Правительства РФ от 29 января 2013 г. «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демократическим группам населения в целом по Российской Федерации» // Российская газета. 2013, 6 февр.
8 Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (ред. от 22июля 2008 г.) «О внесении изменений в законодательный акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
ровки Закона не дают прямого ответа на вопрос: должны ли субъекты Российской Федерации осуществлять социальную защиту названных в Законе категорий граждан и имеют ли право это делать.
Сложившееся положение вызывает резкую критику специалистов, недовольство населения страны, рост социальной напряженности. В научных публикациях последних лет система социального обеспечения нередко оценивается как не соответствующая принципу социальной справедливости, не обеспечивающая достойную жизнь и свободное развитие человека, что, тем самым, расходится с конституционно защищаемыми ценностями и целями9. Существует реальная опасность нарушения баланса конституционно защищаемых ценностей, разрыва между социальными и экономическими задачами, между правами граждан и публичными интересами.
Определение путей развития нашего общества, пределов вмешательства государства в экономическую и социальную сферы, обеспечение регулирующей роли государства в распределении собственности, призванном создавать условия для равенства граждан, расширение социальной функции государства, возрастание ответственности государства перед гражданином за создание достойных условий его жизни — важные задачи теории и практики в переходный период.
Определенные контуры программы формирования такого рода государства приведены в стратеги и основных направлениях развития страны, представленных обществу Президентом России. Особая роль здесь принадлежит Посланию Президента РФ Феде-
ральному Собранию страны, озвученному 12 декабря 2012 г., в котором специально подчеркивается, что целями государственной стратегии реформирования страны являются «демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства. И самое главное — повышение уровня жизни нашего народа»10. Реальное повышение благосостояния народа осуществимо, прежде всего, на пути планомерного продвижения к собственной модели социального государства. К сожалению, в настоящее время сделано недостаточно для реализации данной цели. Ни в одном из Посланий Президента РФ ни разу не упоминалось понятие «социальное государство» применительно к России, в то время как ст. 7 Конституции РФ предписывает исполнительной власти последовательно осуществлять формирование в России институтов и механизмов такого государства. Кроме того, в Конституции Российской Федерации не содержится определения правового государства, а указаны лишь некоторые его признаки.
Тем не менее, концепция социального государства, обеспечивающего постепенный переход к равенству, справедливости и нравственности, — важный аспект модели нового общества, которое должно быть сформировано в России.
9 Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. К.Н. Гусова. М., 2006, С. 524, 526, 634; Социальное законодательство: науч.-практ. пособие / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зен-ков. М., 2005. С. 263.
10 Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. 2012. 12 дек.
Конституционное право России
м-лСмп
4,
Конституционное право России; 4-е изд., перераб. и доп.: учебник / под ред. А.С. Прудникова, Б.С. Эбзеева, В.И. Авсеенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 615 с.
В учебнике подробно рассматриваются вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права. В частности, в нем нашли отражение такие институты, как конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в РФ и др. При рассмотрении названных институтов использованы как традиционные подходы к их исследованию, так и обращение к общественной практике, обусловливающей действие Конституции РФ. Большое внимание уделено избирательной системе с учетом изменений, произошедших в избирательном законодательстве.
Для преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов и факультетов, практических работников, а также для всех, кто интересуется проблемами отечественного конституционного права.