Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2697
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЦИЯ / ФЕДЕРАЛИЗМ / ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ФЕДЕРАЦИИ / СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сарбаев Г. М., Зубкова Д. В.

Данная работа посвящена базовым теоретическим конституционно-правовым вопросам отечественного федерализма. На основе анализа морфологического происхождения терминов «федерализм» и «федерация» устанавливается их взаимосвязь и роль в отечественной правовой науке. Авторами раскрывается содержание основ построения отечественного федерализма - его принципов, а также производится попытка классифицировать их, разделив на две группы. Кроме того, в работе исследуется роль Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, в становлении и развитии федерализма в России. На основе анализа положений Конституции РФ, закрепляющих основы (принципы) отечественного федерализма, выявлен комплекс проблем в конституционно-правовом регулировании взаимоотношений Российской Федерации и входящих в нее субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF RUSSIAN FEDERALISM

This article is devoted to the basic theoretical constitutional and legal issues of domestic federalism. Based on the analysis of the morphological origin of the terms «federalism» and «federation», their relationship and role in domestic legal science is established. The author reveals the content of the foundations of building domestic federalism - its principles, as well as an attempt to classify them, dividing them into two groups. The paper also examines the role of the Constitution, adopted by popular vote on December 12, 1993, in the formation and development of federalism in Russia. Based on the analysis of the constitutional provisions that consolidate the foundations (principles) of domestic federalism, the author identified a complex of problems in the constitutional and legal regulation of the relationship between the Russian Federation and its constituent entities.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА»

open q access

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

open q access

УДК 34

NIION: 2010-0082-5/21-001 MOSURED: 77/27-006-2021-05-20

© Г.М. Сарбаев, Д.В. Зубкова, 2021

DOI 10.53039/2079-4401.2021.7.5.001

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Григорий Михайлович Сарбаев1 н, Дарья Валерьевна Зубкова2

1 Европейская ассоциация юристов

2 Российский технологический университет - МИРЭА

1 [email protected] н

2 [email protected]

Аннотация. Данная работа посвящена базовым теоретическим конституционно-правовым вопросам отечественного федерализма. На основе анализа морфологического происхождения терминов «федерализм» и «федерация» устанавливается их взаимосвязь и роль в отечественной правовой науке. Авторами раскрывается содержание основ построения отечественного федерализма - его принципов, а также производится попытка классифицировать их, разделив на две группы. Кроме того, в работе исследуется роль Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, в становлении и развитии федерализма в России. На основе анализа положений Конституции РФ, закрепляющих основы (принципы) отечественного федерализма, выявлен комплекс проблем в конституционно-правовом регулировании взаимоотношений Российской Федерации и входящих в нее субъектов.

Ключевые слова: федерация, федерализм, принципы построения федерации, субъекты Российской Федерации Для цитирования: Сарбаев Г.М., Зубкова Д.В. Конституционно-правовые основы российского федерализма // Современная наука. 2021. № 5. С. 7-11. DOI 10.53039/2079-4401.2021.7.5.001.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF RUSSIAN FEDERALISM

Grigory M. Sarbayev1 H, Daria V. Zubkova2

1 European Association of Lawyers

2 Russian Technological University-MIREA '[email protected] H

2 [email protected]

Abstract. This article is devoted to the basic theoretical constitutional and legal issues of domestic federalism. Based on the analysis of the morphological origin of the terms «federalism» and «federation», their relationship and role in domestic legal science is established. The author reveals the content of the foundations of building domestic federalism - its principles, as well as an attempt to classify them, dividing them into two groups. The paper also examines the role of the Constitution, adopted by popular vote on December 12, 1993, in the formation and development of federalism in Russia. Based on the analysis of the constitutional provisions that consolidate the foundations (principles) of domestic federalism, the author identified a complex of problems in the constitutional and legal regulation of the relationship between the Russian Federation and its constituent entities.

Keywords: federation, federalism, principles of building a federation, constituent entities of the Russian Federation

For quotation: Sarbaev G.M., Zubkova D.V. Constitutional and legal foundations of Russian federalism // Modern science. 2021. № 5. P. 7-11. DOI 10.53039/2079-4401.2021.7.5.001.

В настоящее время единого подхода к пониманию термина «федерализм» в современной научной литературе не выработано. Само слово «федерализм» образовано от латинского «йэеёш», что переводится как союз, соглашение [9]. Изучив и проанализировав труды отечественных правоведов, рассматривающих термин «федерализм», авторы выявили несколько различных подходов к дефиниции данного понятия.

С одной стороны, термин «федерализм» охватывает основы учения о государственном устройстве, на данное положение обращает внимание Авакьян С.А. [3] Федерализм можно понимать как учение, рассматривающее теорию и практику создания государства-союза, состоящего из равных между собой субъектов, связанных договорными конституционными отношениями и совместным управлением.

С другой стороны, федерализм толкуется как императив о принятии всех социально значимых для созданного союза решений путем взаимного соглашения при соблюдении принципа равенства участников союза [5]. В данном понимании федерализм - это принцип, положенный в основу взаимоотношений составных частей федеративного государства, согласно которому каждый участник

объединения в равной степени обладает определенным набором конституционных прав и одновременно с этим обязуется выполнять возложенные на него полномочия и функции в период нахождения в составе федерации. Являясь определенной доктриной, федерализм призван обеспечивать и сохранять единство и территориальную целостность федеративного государства, учитывая при этом интересы и потребности его составных частей.

Вопрос соотношения понятий «федерация» и «федерализм» требует отдельного внимания ввиду того, что в некоторых источниках федерализм определяют как форму территориальной организации государства, предполагающую ее союзный и в некотором понимании сложный характер [6]. Авакьян С.А. также обозначает федерализм как одну из форм устройства государства и связанные с ней особенности организации государства и его взаимоотношений со своими составными частями, а толкуя термин «федерация», определяет его как одну из форм государственного устройства, при которой государство состоит из субъектов [3].

Опираясь на толковый словарь Ефремовой Т.Ф. [4], можно утверждать, что суффикс «-изм-» присутствует в существительных, которые являются названиями общественно-политических, научных

open j) access

учений, направлений, систем, а также качеств, и в существительных, которые являются названиями элементов языка, характеризующихся признаком, названным мотивирующим именем прилагательным. Следовательно, федерализм можно трактовать как проявление федеративных отношений, внешней формой выражения которых является федерация, которая, как было сказано выше, определяется как одна из форм государственно-территориального устройства. Таким образом, можно утверждать, что понятия «федерализм» и «федерация» соотносятся как форма и содержание, говорить об их тождественности некорректно.

Ввиду того, что отечественными правоведами не выработан единый подход к пониманию термина «федерализм», целесообразно сформулировать данное определение самостоятельно. Опираясь на изученные научные труды, можно заключить, что федерализм - это совокупность взаимоотношений между составными частями федеративного государства, выстроенных на основе установленных конституционных положений и принципов, при осуществлении которых субъекты взаимоотношений обязуются выполнять возложенные на них функции, обладая при этом определенным кругом полномочий.

Обеспечивая организацию единого экономического, правового, оборонного пространства с помощью набора определенных конституционно-правовых, политических, финансово-бюджетных механизмов, федерализм гарантирует учет интересов каждого входящего в состав федерации субъекта при решении вопросов государственного значения. Формирование единства многообразных народов и территорий России и сохранение самобытности и автономности каждого субъекта - факторы, определившие особенности формирования российской государственности и укоренения федерализма в современной России.

На основании части 1 статьи 1 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Российская Федерация [1] - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Федеративное устройство, являясь одной из основ конституционного строя России, определяет форму государственного устройства и принципы организации взаимоотношений между составными частями государства.

Отличительной чертой отечественного федерализма является тип его построения - Российская Федерация представляет собой совокупность разнотипных территориальных (края, области, города федерального значения) и национально-территориальных (республики, автономная область, автономные округа) единиц, каждая из которых обладает определенным набором конституционных прав и обязуется выполнять возложенные на нее полномочия и функции. Одним из проблемных вопросов отечественного федерализма можно считать и тот факт, что, предполагая территориальную и национальную многогранность организации обществен-

open q access

ной жизни, федеративное устройство России допускает некоторое неравенство субъектов Федерации.

Конституция Российской Федерации стала базисом построения современной модели российского федерализма, сформировав новую конституционно-правовую систему, для которой характерно сосуществование суверенной российской государственности с правом составляющих ее территориальных и национально-территориальных единиц на равноправие и самоопределение. Хотелось бы отметить, что современный российский федерализм существенно отличается от федерализма советского периода [7]. В Российской Федерации принцип федерализма получил свое закрепление в Основном Законе государства таким образом, что большинство субъектов оказались удовлетворены полученным правовым статусом, что, в свою очередь, свидетельствует о фактическом, а не только о формально-юридическом установлении федерализма в России.

Рассматривая данную проблематику, нельзя не упомянуть такой этап становления российского федерализма, как подписание Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 года. Данное соглашение послужило правовым закреплением суверенитета республик, а также устанавливало, что края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа являются субъектами Российской Федерации. Позже, 10 апреля 1992 года, данный документ включен в Конституцию РСФСР, принятую в 1978 году, как ее составная единица. В отличие от Союза Советских Социалистических Республик, основанного на договоре образовавших его субъектов (договорная федерация), Конституция России, принятая в 1993 году, провозгласила Российскую Федерацию конституционной федерацией, то есть федерацией, субъекты которой (автономные республики) не обладают собственным суверенитетом [2].

Таким образом, можно утверждать, что принятие Конституции Российской Федерации 1993 года существенно повлияло на динамику развития российского федерализма. Конституция установила, что основы отечественного федерализма - это государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

Исследование конституционно-правовой сущности отечественного федерализма невозможно без раскрытия содержания его основ (принципов). Представляя собой совокупность базовых положений, отражающих природу устройства и основу деятельности федеративного государства, они аккумулируют в себе условия построения и функционирования подлинно правового демократического

MODERN SCIENCE

open , access

государства - федерации. Все принципы современного российского федерализма тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Отраженные к Конституции РФ, они составляют фундамент построения взаимоотношений федерального центра с субъектами федерации, регламентируя конституционно-правовые отношения как на общегосударственном, так и на региональном уровне.

Как уже было сказано выше, понятия «федерация» и «федерализм» не тождественны, а соотносятся как форма и содержание. Следовательно, необходимо разграничивать также понятия «принципы федерации» и «принципы федерализма». Федерализм как проявление определенных специфических правоотношений является одним из принципов федерации, одновременно с этим он - исходное начало, формирующее совокупность прочих принципов территориального устройства современной России.

Так, по мнению правоведа Г.Р. Симоняна, конституционно-правовые принципы федерации в России - это основополагающие идеи, закрепленные в Конституции Российской Федерации, определяющие способ территориальной организации государства, его структуру и особенности по отношению к иным федеративным государствам [8].

Опираясь на действующую Конституцию России, можно выделить две группы принципов федерации: принципы организации территориального устройства Российской Федерации и принципы, определяющие статус и порядок функционирования субъектов Федерации.

Принципы организации территориального устройства России - это совокупность конституционно-правовых положений, отражающих состав территории государства, а также основы его территориального построения. К данной группе относятся следующие основополагающие начала:

1. Государственная целостность и неприкосновенность территории.

Согласно части 3 статьи 4 Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Данное положение можно понимать не только как обязательство Российской Федерации охранять и защищать целостность государства от внешних угроз, но и как установку, ограничивающую возможность субъектов Федерации выйти из ее состава.

2. Единство системы государственной власти.

Данный принцип федерации в России можно

трактовать как правовое закрепление суверенитета Российской Федерации, верховенства федеральной Конституции и федеральных законов. Данная основа федеративного устройства Российской Федерации закреплена в части 3 статьи 5 Основного Закона.

3. Суверенность Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, следовательно, в пределах территории России наличие иной власти, существу-

openQ access

ющей наравне с федеральной, недопустимо. В силу части 1 статьи 3 Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, кроме многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета помимо суверенитета Российской Федерации. В части 2 и части 2.1 статьи 67 Конституции РФ нашло свое закрепление следующее положение: Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Из этого следует, что субъекты Федерации не имеют права законодательно регулировать вопросы, относящиеся к морскому шельфу и исключительной экономической зоне, несмотря на территориальное расположение данных зон в непосредственной близости от территории субъекта Федерации, что, в свою очередь, также можно трактовать как элемент суверенитета Российской Федерации.

4. Верховенство федерального права.

Согласно части 2 статьи 4 Конституции РФ: Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Выражая важнейший принцип федерации в России в контексте конституционно-правовых основ отечественного федерализма, данное положение имеет два значения. Во-первых, оно устанавливает пределы государственной власти, ограничивая их действующей Конституцией РФ и федеральными законами. Во-вторых, рассматриваемый принцип федерации в России фиксирует, что перечисленные нормативно-правые акты распространяются на всю территорию Российской Федерации, действуя при этом прямо и непосредственно. Следовательно, в силу своего верховенства Основной Закон Российской Федерации и федеральное законодательство не требуют дополнительного подтверждения и одобрения со стороны субъектов Федерации. Кроме того, противоречие нормативных актов, принятых субъектами Российской Федерации, Конституции России и федеральному законодательству недопустимо.

Группа принципов федерации в России, отражающая особенности правового положения территориальных и национально-территориальных составных единиц Российской Федерации, а также содержание основных принципов организации взаимоотношений субъектов с федеральными органами государственной власти, включает совокупность следующих начал:

1. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти.

Согласно части 3 статьи 5 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

open q access

MODERN SCIENCE

open q access

Федерации и органами государственной власти субъектов - одна из основ федеративного устройства Российской Федерации. В части 3 статьи 11 Конституции РФ сказано, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Исчерпывающий перечень компетенций органов государственной власти Российской Федерации и субъектов по различным вопросам государственного значения отражен в статьях 71, 72 и 73 Конституции РФ. Можно утверждать, что, являясь основой построения рассматриваемых взаимоотношений, принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти - один из важнейших принципов федерации в России.

2. Принцип равноправия и самоопределения народов России.

Данный принцип отражен в части 3 статьи 5 Конституции РФ как одна из основ федеративного устройства государства. Отдельно стоит отметить, что конституционное признание равноправия народов невозможно без учета их специфики, и, исходя из этого положения, Конституция РФ выделят ряд национальных общностей, требующих особого внимания к их особенностям. Исходя из этого, Конституцией РФ предусмотрено как расширение полномочий субъекта ввиду благоприятной экономической и социальной обстановки, так и обязательство Федерации осуществлять комплекс мер с целью оказания дополнительной помощи ввиду уязвимости того или иного субъекта.

Так, например, на основании части 2 статьи 5 Конституции РФ, республика имеет свою Конституцию и законодательство, согласно части 2 статьи 68 республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Одновременно с этим Конституция РФ выделят группу субъектов, которые ввиду различных причин нуждаются не в расширении их прав относительно других субъектов Федерации, а требуют установления дополнительных гарантий сохранения их существования (речь идет о национальных меньшинствах, малочисленных коренных народах и этнических общностях).

Трактовка принципа равноправия и самоопределения народов многогранна, и толковать его можно в том числе и как право народов России на образование новых субъектов Федерации (как уже было сказано выше, выход субъектов из состава Российской Федерации не предусмотрен действующей Конституцией РФ и федеральным законодательством).

3. Принцип равноправия субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 5 Основного Закона Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Часть четвертая этой же статьи Конституции РФ гласит, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Анализируя данные конституционные нормы, можно заметить, что в перечисленных положениях не предусмотрено равенство субъектов, речь идет об их равноправии по отношению к Российской Федерации (федеральным органам государственной власти). Согласно действующей Конституции РФ все субъекты, независимо от их конституционно-правовой формы, в единообразном порядке осуществляют полномочия, отнесенные Конституцией Российской Федерации к предметам их ведения.

Таким образом, исследовав легальное закрепление эволюции отечественного федерализма, проанализировав положения Конституции РФ, определяющие его основы, можно убедиться, что все принципы федерации в России тесно взаимосвязаны. Так, например, равноправие субъектов Федерации невозможно без обеспечения и сохранения равноправия и самоопределения народов России, а единство и целостность системы государственной власти немыслимы без верховенства федерального права и суверенности Российской Федерации.

Сплетаясь в единую совокупность базовых конституционно-правовых положений, все рассмотренные принципы гарантируют сохранность основ государственности и развитие отечественного федерализма.

Список источников:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 № 1-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 03.07.2020. № 31. Ст. 4412.

2. Мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации В.О. Лучина // Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 07.06.2000 № 10-П. // Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. № 5.

3. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь // М.: Юстицинформ. 2015. С. 617.

4. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык. 2000.

5. Кетова Е.В. Понятие и сущность принципа российского федерализма // Философия права. 2017. № 7. С.149-152.

6. Кураков Л.П., Кураков В.Л., Кураков А.Л. Экономика и управление, финансы и право: словарь-справочник. Москва, Чебоксары: Вуз и школа. 2004. 1288 с.

open , access

7. Нарутто С.В. Конституция, федерализм и единство государственно-правовой системы России // Lex russica (Русский закон). 2018. № 11. С. 83-92.

8. Симонян Г. Р. Общие конституционные принципы устройства современного российского федеративного государства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 3. С. 13.

9. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка: Материалы для лексической разработки заимствованных слов в русской речи (3-е издание, дополненное преимущественно социально-политическими терминами) // Издание Гу-бинского В.И. СПб. 1910.

References:

1. The constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) (taking into account the amendments made by Acts of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 No. 6-FKZ of 30.12.2008 No. 7-FKZ, of 05.02.2014 No. 2-FKZ, of 21.07.2014 No. 11-FKZ, of 01.07.2020 No. 1-FZ) // the Collection of the legislation of the Russian Federation. 03.07.2020. No. 31. Art. 4412.

2. Opinion of the judge of the Constitutional Court of the Russian Federation V.O. Luchin // the Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation «On the case of check of constitutionality of separate provisions

open q access

of the Constitution of Altai Republic and the Federal law «About the General Principles of the Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of the Government of Territorial Subjects of the Russian Federation» 07.06.2000 No. 10-P.//Bulletin of the Constitutional Court Russian Federation. 2000. No. 5.

3. Avakyan S.A. Constitutional lexicon: State and legal terminological dictionary // M.: Yustitsinform. 2015. P. 617.

4. Efremova T.F. New dictionary of Russian. Sensible and word-formation. M.: Russian. 2000.

5. Ketova E.V. Concept and essence of the principle of the Russian federalism // Legal philosophy. 2017. No. 7. P. 149-152.

6. Kurakov L.P., Kurakov V.L., Kurakov A.L. Economy and management, finance and right. Dictionary reference. Moscow, Cheboksary: Higher education institution and school. 2004. 1288 P.

7. Narutto S.V. Constitution, federalism and unity of a state and legal system of Russia // Lex russica (Russian law). 2018. No. 11. P. 83-92.

8. Simonyan G.R. General constitutional principles of the device of the modern Russian federal state // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2007. No. 3. P. 13.

9. Chudinov A.N. The dictionary of the foreign words which were a part of Russian: Materials for lexical development of loan words in the Russian speech (3rd edition added with mainly socio-political terms) // V.I. Gubinsky's Edition. - SPb. 1910.

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах

Г.М. Сарбаев - адвокат, общественный деятель, член Европейской ассоциации юристов, доктор права Д.В. Зубкова - Российский технологический университет - МИРЭА Контакты: Пр-т Вернадского, д. 78, Москва, Россия, 119454

Information about the authors

G.M. Sarbayev - lawyer, public figure, member of the European Association ofLawyers, doctor of law D.V. Zubkova - Russian Technological University-MIREA Contacts: Vernadsky Pr, d. 78, Moscow, Russia, 119454

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.