УДК 342.1/3
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
© 2012 Камилова Д.В.
Дагестанский государственный университет
В статье на основе анализа ст. 5 Конституции Российской Федерации, а также исследований отечественных ученых, посвященных конституционным принципам российского федерализма, сделана попытка классификации конституционных принципов территориальной организации Российского государства.
The author of the article on the basis of the analysis of clause 5 of the Constitution of the Russian Federation, as well as Russian scientists ’ researches devoted to the constitutional principles of the Russian federalism makes an attempt to classify the constitutional principles of the territorial organization of the Russian state.
Ключевые слова: Федерация, Конституция РФ, конституционно-правовые принципы, государственная целостность, равноправие субъектов.
Keywords: Federation, Constitution of the Russian Federation, constitutional juridicall principles, state integrity, subjects ’ equality.
Российский федерализм, как
думается, скорее процесс, чем уже
действительно сложившаяся и
существующая политико-правовая
реальность. Это все еще продолжающееся движение к некоему оптимуму, желаемому идеалу
государственного устройства, который представлял бы собой наиболее удачное и плодотворное для всех россиян
сочетание иностранного опыта со спецификой отечественных реалий.
Происходящий сейчас процесс реформирования системы
государственного управления
представляет собой попытку создания наиболее оптимальной модели
федерализма. Не важно, как она будет называться, важно, чтобы она была целостной, концептуально четкой, внутренне непротиворечивой. В основу ее должно быть положено наиболее рациональное соотношение
централизации и децентрализации государственной власти в России [7. С. 29].
Федеративное устройство Российской Федерации базируется на принципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации в качестве основ конституционного строя (ст. 5, ч. 3).
К таким принципам относятся: принцип государственной целостности Российской Федерации; принцип
равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации; принцип равноправия субъектов Российской Федерации; принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее
субъектами; принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации. Каждый принцип, будучи закрепленным в Конституции Российской Федерации, должен был получить свое воплощение в российской действительности. Теоретически эти основополагающие начала и
направления развития
государственности представлялись
ясными и очевидными. Противоречия и сложности стали возникать в процессе их реализации.
Важную роль в разрешении конфликтов и снятии неопределенности в понимании отдельных принципов российского федерализма играет Конституционный Суд РФ. В частности, интерес представляет нормативное толкование Конституционным Судом РФ:
- принципа равноправия субъектов Российской Федерации;
- принципа единства системы государственной власти;
- принципа разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов [4. С. 36].
В характеристике принципов российского федерализма доминирующее значение имеют следующие черты [1. С. 10]:
- аксиологический (ценностный) характер;
- целевая ориентация;
- системность;
- многоуровневый характер реализации;
- концентрированность;
- внутренняя гарантированность;
- конституционная гарантированность.
Ценность принципов российского
федерализма выражается в их значении для личности, общества и государства. Положения ст. 5 Конституции Российской Федерации определяют основу функционирования
федеративного государственного
механизма, являются средством саморегуляции и саморазвития федеративных отношений.
По мнению В. И. Вьюницкого,
подлинный федерализм - это система принципов, которая обеспечивает
сохранение единства во имя повышения эффективности управления, социальной и политической стабильности единого государства и его составляющих. Принципы федерализма выполняют функцию правовых ориентиров
поведения всех субъектов
конституционного права в сфере федеративных отношений [1. С. 11].
Принципы федерализма утверждают конституционный порядок в сфере федеративных отношений,
устанавливают исходные начала политико-правовых коммуникаций
Федерации и субъектов РФ. Они не представляют собой случайный набор юридических регуляторов. Принципы федерализма действуют в конкретной исторической обстановке, в границах очерченных Конституцией сфер правового регулирования общественных отношений. Они внутренне
интегрированы, локально взаимосвязаны и взаимообусловлены. Принципы федерализма играют конструктивную, стабилизирующую роль в развитии российского федерализма, имеет многоуровневый характер реализации. Принципы федерализма универсальны, осуществляются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, местного самоуправления. Например, согласно ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти образуется субъектами РФ
самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации
представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. Указанные принципы предполагают вертикальный и горизонтальный аспект реализации, ставят перед собой цели решения общих (в рамках Российской Федерации) и локальных (в рамках субъектов РФ) задач.
Несмотря на то, что принципы федерализма изложены в Конституции Российской Федерации в самом общем виде, они выполняют особую роль в правовом регулировании федеративных отношений. Принципы интегрируют отправные начала развития федерации, определяют юридические рамки
федеративных отношений. Для их конституционного воплощения
необходима высокая степень обобщения, сжатость, четкость, лаконичность выражения. Предельно обобщенный,
концентрированный характер принципов призван обеспечить их стабильность. Принципы отражают устойчивые закономерности и тенденции развития федерализма в России.
В иерархии конституционных норм принципы российского федерализма занимают особое место, поскольку ст. 5 Конституции Российской Федерации включена в главу 1 «Основы конституционного строя» и согласно ч. 2 ст. 76 Основного закона никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам
конституционного строя Российской Федерации.
Принципы федерализма тесным образом связаны с государством и Конституцией, поскольку их
установление и реализация невозможны вне государства и в противоречии с Основным законом. Конституционный уровень гарантирования является самым высоким в системе действующего российского законодательства.
Принципы российского федерализма обеспечиваются целым комплексом экономических, политических,
организационных и иных гарантий высшей юридической силы. Важную роль в механизме юридического гарантирования реализации предписаний Конституции Российской Федерации (в том числе ст. 5) принадлежит Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ и Конституционному Суду РФ [1. С. 13].
Принципы российского федерализма определяют исходные начала развития Федерации, определяют юридические рамки федеративных отношений. По мнению В. О. Лучина, конституционные принципы «аккумулируют, обобщают наиболее важные, социально значимые явления и процессы материальной и духовной жизни общества, дают им оценку и вводят их в рамки принятых в государстве нормативов» [3. С. 11].
Среди отечественных
конституционалистов нет единого мнения относительно классификации базовых конституционных принципов российского федерализма.
Так, например, А. Г. Чванов делит принципы на общие и особенные. Если к общим он относит государственную целостность, единство системы государственной власти, равноправие субъектов, равноправие и
самоопределение народов РФ,
государственный суверенитет, то к особенным он относит демократию, национальную и территориальную организацию субъектов федерации, остаточный принцип разграничения
предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами [7. С. 15-22].
И. Б. Гоптарева к принципам
федерализма относит равновесие сторон как условие реализации федеративных отношений; автономность, под которой понимают право на самостоятельное
принятие законов, регулирующих отношения в данной автономии и т.д. [2. С.
19].
Немецкие ученые к принципам
федерализма относят:
- гарантированность территорий и интересов, вошедших в состав федерации частей;
- объем частичной автономии земель;
- равноправие земель в составе союзного государства;
- распределение компетенции и определение объема конкурирующей компетенции и т.д. [5. С. 2341].
Канадские исследователи выделяют такие принципы федерализма, как:
- разнообразие, взаимозависимость, ответственность и эффективность;
- разделение полномочий между центром и регионами;
- региональное представительство в центре;
- равенство центрального и регионального правительств и т.д. [5. С. 2342].
Таким образом, на основе анализа Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, а также исследований российских и зарубежных ученых можно сформулировать следующую классификацию
конституционных принципов
Российского Федерализма:
а) Конституционные принципы
обеспечивающие целостность и
суверенитет Российской Федерации: территориальная целостность, право наций на самоопределение, единство суверенитета Российской Федерации, верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации.
б) Конституционные принципы
взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов: разграничение
предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов, самостоятельность субъектов в
пределах предметов своего ведения,
обеспечение соответствия
законодательства субъектов
Российской Федерации Конституции Российской Федерации и
федеральному законодательству в рамках предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, самостоятельность
субъектов в определении своей системы государственных органов, равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами
государственной власти.
Примечания
1. Анненкова В. Г. Российский федерализм: конституционные принципы построения, механизм обеспечения единства государства, ответственность субъектов федерации. Саратов : ГОУ ВПО «Поволж. акад. гос. службы им. П. А. Столыпина», 2004. 2. Гоптарева И. Б. Федерализм как конституционная система // Gredo New. 1999. № 6. 3. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации. М., 2002. 4. Новоселова-Чурсина Е. С. Принципы федерализма в решениях Конституционного Суда Российского Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 3. 5. Родионова А. К. Реализация принципов федерализма в политико-правовой практике // Право и политика. 2008. № 10. 6. Толкачев К. Будущее России за федерализмом // Российская Федерация сегодня. 2003. № 15. 7. Чванов А. Г. Совершенствование российского федерализма на современном этапе. Правовые аспекты: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 8. Фарукшин М. Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. М. : Юрист, 2004.
Статья поступила в редакцию 25.02.2012 г.