Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы реализации образовательного суверенитета'

Конституционно-правовые основы реализации образовательного суверенитета Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конституционные права и свободы человека и гражданина / конституционно-правовой институт государственного суверенитета / право на образование / безопасность образовательной системы России / совершенствование системы высшего образования / constitutional rights and freedoms of man and citizen / constitutional and legal institution of state sovereignty / the right to education / security of the educational system of Russia / improvement of the higher education system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Святогорова Анастасия Эдуардовна, Сорокина Елена Владимировна

Целью статьи является анализ переосмысления Россией концепции государственного суверенитета, его конституционно-правовых основ. В исследовании выражены тезисы о трансформации видов и сущностно-содержательных характеристик; о негативных последствиях глобализационных процессов, сопряженных с утратой ментально сформированных принципов и идей, обусловленных особенностями внутринационального развития отдельно взятых стран; о неразумности подражания идеям и ценностями зарубежных государств, которые не могли не повлиять на институт реализации конституционного права граждан России на образование. Авторы пришли к выводам о том, что именно конституционно гарантированные российским законодателем права, свободы и обязанности позволяют, с учетом современных геополитических и внутригосударственных реалий, обеспечить сохранение отечественного (в центре настоящего исследования образовательного) суверенитета во всех его проявлениях и формах, укрепить безопасность социальной (в частности, образовательной) системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Святогорова Анастасия Эдуардовна, Сорокина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASES FOR THE REALIZATION OF EDUCATIONAL SOVEREIGNTY

The purpose of the article is to analyze Russia’s rethinking of the concept of state sovereignty, its constitutional and legal foundations. The study expresses theses about the transformation of types and essential-content characteristics; about the negative consequences of globalization processes associated with the loss of mentally formed principles and ideas due to the peculiarities of the intra-national development of individual countries; about the unreasonableness of imitating the ideas and values of foreign states, which could not but affect the institution of the realization of the constitutional right of Russian citizens to education. The authors came to the conclusion that it is the rights, freedoms and duties constitutionally guaranteed by the Russian legislator that, taking into account modern geopolitical and domestic realities, ensure the preservation of domestic (at the center of this study educational) sovereignty in all its manifestations and forms, strengthen the security of the social (in particular, educational) system.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы реализации образовательного суверенитета»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Конституционно- правовые основы реализации образовательного суверенитета

Святогорова Анастасия Эдуардовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики (СПбУТУиЭ) E-mail: aesvyatogorova@yandex.ru.

Сорокина Елена Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» E-mail: halens@mail.ru.

Целью статьи является анализ переосмысления Россией концепции государственного суверенитета, его конституционно-правовых основ. В исследовании выражены тезисы о трансформации видов и сущностно-содержательных характеристик; о негативных последствиях глобализационных процессов, сопряженных с утратой ментально сформированных принципов и идей, обусловленных особенностями внутринационального развития отдельно взятых стран; о неразумности подражания идеям и ценностями зарубежных государств, которые не могли не повлиять на институт реализации конституционного права граждан России на образование. Авторы пришли к выводам о том, что именно конституционно гарантированные российским законодателем права, свободы и обязанности позволяют, с учетом современных геополитических и внутригосударственных реалий, обеспечить сохранение отечественного (в центре настоящего исследования образовательного) суверенитета во всех его проявлениях и формах, укрепить безопасность социальной (в частности, образовательной) системы.

Ключевые слова: конституционные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой институт государственного суверенитета, право на образование, безопасность образовательной системы России, совершенствование системы высшего образования.

Введение

Современная Россия взяла курс на укрепление своей государственности и государственного суверенитета. Пути укрепления российской государственности закреплены в нормативно-правовых положениях Указа Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [1]. В данном нормативно-правовом акте отмечены основные вызовы и угрозы российской государственности, среди них: усиление разобщенности и поляризации национальных обществ, разрушение фундамента культурного суверенитета, подрыв основ политической стабильности и государственности и др. Обладая потенциалом обеспечения стабильности государства и будучи актом прямого действия, Конституция РФ закрепляет фундаментальные конституционно-правовые основы реализации различных форм суверенитета как государственного, национального, ментального, информационного и др. Конституция России, как ведущий нормативно-правовой акт, требует выстраивания конституционно-правового регулирования, ориентированного на всеобъемлющий охват существующих в государстве общественных отношений, в том числе, и вновь возникших. Так, 2 марта 2023 года на церемонии открытия «Года педагога и наставника» Президент России, подчеркнул, что укрепление образовательного суверенитета поможет добиться технологической и экономической независимости страны [12], по сути актуализировал новый вид суверенитета - образовательный, что, без сомнения, требует осмысления с позиций научного осмысления, социального запроса на безопасность образования и конституционно-правового регулирования.

Литературный обзор

Осмысление понятия «суверенитет» лишь в качестве обязательного конституционно-правового содержательного элемента (признака) государственной власти, для которого свойственно признание абсолютной монополии публичной власти на легитимное применение императивных мер правового воздействия на подвластный субъект, давно рассматривается конституционалистами как бесперспективное и несостоятельное. Очевидно, что отграничение форм и видов суверенитета в науке конституционного права является не столько следствием построения сугубо теоретических конституционно-

5 -о

сз ж

■с

правовых моделей, сколько самой правоприменительной практикой, реализуемой на фоне обострения внешних угроз суверенной безопасности России в целом. Показательна позиция Президента РФ, выраженная им в Стратегии национальной безопасности, а далее, в Концепции внешней политики Российской Федерации [1]. Анализ поименованных документов подтверждает обоснованность выявления внутренней и внешней форм реализации государственного суверенитета, что означает признание верховенства государственной власти внутри страны и, кроме того, независимость ее на геополитическом уровне. Сказанное позволяет рассматривать введенный в научный оборот «образовательный суверенитет» прежде всего как один из способов реализации (видов) государственного суверенитета на внутринациональном уровне. Кроме образовательного суверенитета, в научный и правоприменительный оборот постепенно включаются понятия: «культурный суверенитет», «информационный суверенитет», «технологический суверенитет», «информационный суверенитет», «цифровой суверенитет» и др. Однако очевидно, что рассмотрение сущности и содержания конституционно-правового института государственного суверенитета в современной России, на фоне дефицита исследований вводимого в правоприменительную практику понятийного аппарата, требует обращения к незыблемым положениям Конституции РФ в целях обеспечения снижения рисков обострения угроз национальной безопасности, в том числе, и образовательной безопасности. Современные представления о безопасности весьма разнородны и разнообразны. Безопасность понимается исследователями как «защищенность», «отсутствие опасности», как «свойство системы», «деятельность», «состояние» [5, с. 13-14]. Подытоживая данные подходы и взгляды, далее будем исходить из комплексного определения безопасности: «совокупность мер по сохранению целостности, относительной самостоятельности и устойчивости существующей системы» [5, с. 14].

Результаты

Понимание образовательного суверенитета как независимости государства в вопросах проведения внутренней и внешней образовательной политики, осуществляемой посредством реализации системы мер, приемов и способов минимизации возможного вреда для государственного суверенитета в целом, требует признания за органами публичной власти и их должностными лицами монополии на данную деятельность. Кроме того, вектор на укрепление образовательного суверенитета обеспечивает целостность, самостоятельность и устойчивость системы образования, профессионализации и воспитания российского общества. На кризисные моменты, неизбежные при потере образовательной £ самостоятельности, исследователи начала XXI века Я указывали: «Для России приобщение к глобали-~ зационным процессам сопряжено с рядом разрушительных кризисов трансформационного, эконо-

мического и политического характера»... «Вместе с тем, в нормативно-правовых актах законодательных, правительственных органов, Министерства образования и науки, уставах высших учебных заведений до сих пор не сформулированы принципы деятельности высшей школы в системе национальной безопасности России. В XXI веке национальная безопасность государства в стратегическом плане определяется состоянием системы образования, которая действует на всех уровнях безопасности: личности, общества, государства» [6, с. 15]. Подобные идеи легли в основу формирования компонентно-содержательной структуры комплексной безопасности образовательного процесса вуза [4, с. 13-18]. Одними из основных компонентов структуры заявлены нормативно-правовая безопасность, информационная безопасность, характеристиками которых указаны, в том числе, «соблюдение легитимных прав и свобод всех участников образовательного процесса», «защищенность информационных ресурсов вуза от негативных воздействий на сознание коллектива и личности» [4, с. 17], что, по нашему мнению, отвечает на социальный запрос на укрепление образовательного суверенитета.

Основываясь на положениях ст. 1 Конституции РФ, провозглашающей Россию демократическим государством, отдельные авторы отмечают, что субъектный состав механизма обеспечения образовательного суверенитета должен включать не только органы публичной власти, но и институты гражданского общества. Так, например, указывается, что система обеспечения образовательной безопасности представляет собой совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения образовательной безопасности органов публичной власти, институтов гражданского общества и находящихся в их распоряжении инструментов [8, с. 6]. В то же время отметим, что правовой характер российского государства, закрепленный в ранее поименованном положении Конституции, предполагает и наличие необходимого уровня развития правосознания личности, которое сегодня понимается как сознательная готовность защиты безопасности и укрепления государственного суверенитета.

Обсуждение

Система конституционно-правовых прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Россией как правовым демократическим государством, потребовало от законодателя рассмотрения вопроса об отнесении конституционного права на образование к тому или иному виду названных прав и свобод. В этом смысле, очевидно, что отечественные конституционалисты расходятся в своих представлениях и воспринимают конституционное право на образование зачастую как право второго поколения, то есть социально-экономическое и культурное. Отдельные авторы склонны отнести исследуемое право к естественным правам человека или просто считают право на образование субъективным пра-

вом личности. Так, И.В. Сухарева воспринимает конституционное право на образование естественным субъективным правом человека (личности) на получение знаний, умений и навыков,определенный уровень которых гарантируется государством, в зависимости от его социально-экономических возможностей с целью всестороннего развития личности, подготовки к жизни в обществе» [10, с. 12].

Говоря о конституционном праве на образование, О.А. Теплякова рассматривает его в субъективном и объективном контекстах. И если в субъективном понимании конституционное право на образование возможно воспринимать как естественное право, получившее закрепление в позитивном смысле в виде комплекса субъективных прав человека, возникающих в процессе его целенаправленного обучения и воспитания, то в объективном смысле подход иной. Конституционное право на образование являет собой институт конституционного права, регулирующий общественные отношения в области установлений конституционных прав, свобод, гарантий и обязанностей человека в сфере образования, а также встречных обязанностей государства по адресному обеспечению права на образование в отношении каждого человека» [11, с. 13].

Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» закрепляет выше обозначенные тенденции, определяющие усиление образовательного суверенитета Указом предусматривается, в частности, установление следующих уровней высшего образования - базового высшего образования (срок освоения - от четырех до шести лет) и специализированного высшего образования (срок освоения программ магистратуры - от одного года до трех лет), а также установление уровня профессионального образования - аспирантуры. На уровне специализированного высшего образования пилотный проект предусматривает реализацию программ магистратуры, программ ординатуры и программ ассистентуры-стажировки. Участниками пилотного проекта являются Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, МАИ, МиСиС, МПГУ, Санкт-Петербургский горный университет и Томский государственный университет. В Указе отмечено, что «На обучающихся, осваивающих программы базового высшего образования, специализированного высшего образования и аспирантуры, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность, предусмотренные для обучающихся, осваивающих программы бакалавриата, специалитета и магистратуры, имеющие государственную аккредитацию, а также программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» [3]. Отметим, что нормативно-правовая поддержка и социальные гарантии предоставлены обучающимся в прежнем объеме, однако из цитируемого документа ясно, что изменится содержательный, информационный контент просвещения

в направлении усиления образовательного суверенитета России. Также Президент России дал указания по поводу финансирования из бюджетных ассигнований обозначенных в Указе изменений в профессиональном образовании.

Таким образом, очевидно, что сущность правового и демократического государства потребовала от российского законодателя создания на конституционно-правовом уровне правового регулирования образовательных правоотношений посредством укрепления благоприятного политико-правового режима, ориентированного, в числе прочих задач и целей публичного управления, на усиление государственного суверенитета в целом и образовательного суверенитета, в частности.

Как справедливо утверждает Романенко Н.М., отмечая негативное влияние глобализационных процессов на современные государства, «глубокая унификация и универсализация образования может привести к своего рода определенной ассимиляции, поглощению национального, традиционного образования небольших стран крупными транснациональными институтами, что в итоге может привести к потере национального суверенитета и ослабления национальной безопасности» [9, с. 9-11].

Сказанное позволяет воспринимать образовательный суверенитет как конституционно гарантированный правовой институт, возникающий в связи реализацией конституционного права на образование в целях обеспечения технологической и экономической независимости страны; неотъемлемую и монопольно реализуемую (в связи со своей значимостью) обязанность государства по созданию благоприятного правового режима обеспечения свободного развития человека путем реализации комплекса субъективных прав, возникающих в процессе его целенаправленного обучения ивоспитания.

Восприятие образовательного суверенитета, как особой формы государственного суверенитета, требует комплексного осмысления положений Основного закона России и ряда подзаконных актов Президента РФ, определяющих направления внутренней и внешней политики государства. Конституционно-правовые основы реализации образовательного суверенитета обусловили следующие положения: 1) признание высшим источником власти многонационального народа Российской Федерации, основной целью которого является возрождение государственности, построенной на незыблемости демократической основы России (Преамбула, ч. 1 ст. 3,4 Конституции РФ); 2) осуществление правового регулирования отношений в сфере реализации образовательного суверенитета на основе признания безусловного верховен- р ства Конституции России и федеральных законов, Д что обеспечивает единство и гармоничность всей Е правовой системы государства в целом (ст. 15 Кон- К ституции РФ); 3) допустимость включения в пред- ё меты совместного ведения Российской Федерации у и ее субъектов общих вопросов воспитания и об- А

разования (ч. 3 ст. 5, п.е ст. 72 Основного закона); 4) провозглашение монопольного права России на обеспечение защиты своего суверенитета во всех его формах (п. 2 [1 ] ст. 67 Конституции РФ) и др.;

Обращение к положениям Концепции внешней политики Российской Федерации (далее Концепция) и их адаптация, применимо к институту государственного суверенитета в целом [2], позволяет предпринять попытку сформулировать основные цели реализации образовательного суверенитета.

Обращение к субъективной природе конституционного права на образование, закрепленного Основным законом России, позволяет осмыслить степень гарантированности выполнения государством обязанности по обеспечению реализации образовательного суверенитета.

Системное толкование положений ст. 43 Конституции РФ и ратифицированных международно-правовых основ реализации права на образование, что предопределено предписаниями ч. 4. ст. 15 Основного закона, требует обращения к таким источникам, как Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Сравнительный анализ названных документов позволяет условно обозначить основные конституционно-правовые и связанные с ними ведущие международно-правовые содержательные элементы образовательного суверенитета, относя к ним: 1) всеобщность образования (часть 1, статья 26 Всеобщей декларации прав человека, часть 1, статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, пункт 1 статьи 43 Конституции России); 2) многоуровневость образования (дошкольное, общее базовое, среднее профессиональное и высшее), предусмотренная положениями чч. 2, 3 статьи 43 Конституции; право и одновременно обязанность получить базовое общее образование (ч. 4 статьи 43 Конституции России); 3) общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч. 2. статьи 43); 4) свободу выбора личностью формы образования и самообразования (ч. 5 статья 43 Конституции России).

Заключение

Попытка осмысления сущностно-содержательных характеристик образовательного суверенитета позволяет воспринимать его как понятие многоплановое: геополитические процессы обусловили в значительной степени стремительное развитие конституционно-правовой доктрины, призванной, в первую очередь, способствовать повышению степени реальности конституционно-правовых предписаний, т.е. их полного соответствия фактически существующим общественным отношениям. £ В связи с чем на первый план выводится задача Я по созданию конституционно-правового понятийно-~ категориального аппарата, а именно формулирование нормативного понятия образовательного суве-

ренитета, определение целей его реализации и др. Представляется возможным понимать под образовательным суверенитетом систему нормативно-правовых предписаний, направленных на регулирование общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления обязанности государства по созданию благоприятного правового режима обеспечения свободного развития человека посредством реализации комплекса субъективных образовательных прав, возникающих в процессе его целенаправленного обучения и воспитания в интересах обеспечения технологической и экономической независимости страны. Конституционный суд РФ, констатируя социальный характер российского государства, отметил, что политика России направлена на создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни и свободное развитие человека, а законодатель может стремиться к установлению дополнительных гарантий обеспечения доступности высшего образования для максимально широкого круга лиц [7, с. 276].

Сказанное демонстрирует возможность расширительного толкования конституционного содержания образовательного суверенитета в целях повышения степени социальности и укрепления в целом российского государства. В ближайшем будущем российская государственность, а следовательно, и наука конституционного права, столкнутся с расширением и осмыслением определенных изменений, в связи с расширением перечня форм, принципов, целей и правовых пределов реализации и укрепления образовательного суверенитета.

Литература

1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 05.07.2021. - № 27 (часть 1|). -Ст. 5351.

2. Указ Президента РФ от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // СЗ РФ. -03.04.2023. - № 14. - Ст. 2406.

3. Указ Президента РФ от 12.05.2023 № 343 (ред. от 26.06.2023) «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». - https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_446951/ (дата обращения 25.10.2023).

4. Гнатышина Е.А. Реализация концепции комплексной безопасности образовательной среды вуза / Комплексная безопасность объектов и субъектов социальной сферы: сб. материалов Всерос. науч-практ. Конф. с межд.участ. 23-24 ноября 2011 г. - Челябинск: Изд-во ООО «Дитрих». - С. 13-18.

5. Жмеренецкий В.Ф., Летуновский В.В., По-лулях К.Д. Теория безопасности и социальных систем: учебное пособие / Под редакцией В.Ф. Жмеренецкого. - М.: НОУ ВПО Москов-

ский психолого-социальный институт, 2010. -С. 13-14.

6. Камашев С.В. Безопасность отечественного образования: комплексный анализ: дисс. ... канд. филос.н. - Новосибирск. - 2007. - С 15.

7. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. - М.: ОАО «Издательский дом «Городец»»; «Формула права». - 2003. -С. 276.

8. Лочан С.А., Петросян Д.С. Концептуальные основы обеспечения образовательной безопасности России. // Экономика образования, 2018. - № 4 (107). - С. 6 (С. 4-16).

9. Романенко Н.М. Глобализация как новая возможность образовательного пространства и мироустройства или угроза национальному суверенитету // Среднее профессиональное образование, 2016.- № 11.- С. 9-11.

10. Сухарева И.В. К вопросу о содержании конституционного права на образование // Право и образование. М: АЭО, 2010. - № 7. - С. 4-16.

11. Теплякова О.А. Конституционное право на образование и его обеспечение в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: дисс. ... канд. юрид.н. -по спец.12.00.02.: Тюмень, 2005. - С. 13.

12. Холкина Е. Путин показал, как Россия добьется независимости и победит в СВО // https:// ura.news/articles/1036286382 (дата обращения 09.10.2023).

CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASES FOR THE REALIZATION OF EDUCATIONAL SOVEREIGNTY

Svyatogorova A.E., Sorokina E.V.

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics (SPBUIE), North-Zapazhny Branch of the Russian State University of Justice

The purpose of the article is to analyze Russia's rethinking of the concept of state sovereignty, its constitutional and legal foundations. The study expresses theses about the transformation of types and essential-content characteristics; about the negative consequences of globalization processes associated with the loss of mentally formed principles and ideas due to the peculiarities of the intranational development of individual countries; about the unreasonableness of imitating the ideas and values of foreign states, which could not but affect the institution of the realization of the constitutional right of Russian citizens to education. The authors came to the conclusion that it is the rights, freedoms and duties constitutionally guaranteed by the Russian legislator that, taking into account mod-

ern geopolitical and domestic realities, ensure the preservation of domestic (at the center of this study educational) sovereignty in all its manifestations and forms, strengthen the security of the social (in particular, educational) system.

Keywords: constitutional rights and freedoms of man and citizen, constitutional and legal institution of state sovereignty, the right to education, security of the educational system of Russia, improvement of the higher education system.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation dated July 2, 2021 No. 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" // Collection of legislation of the Russian Federation. - 07/05/2021. - No. 27 (part II). - St. 5351.

2. Decree of the President of the Russian Federation of March 31, 2023 No. 229 "On approval of the Foreign Policy Concept of the Russian Federation" // SZ RF. - 04/03/2023. - No. 14. - St. 2406.

3. Decree of the President of the Russian Federation dated May 12, 2023 No. 343 (as amended on June 26, 2023) "On some issues of improving the higher education system." - https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_446951/ (date of access: 10/25/2023).

4. Gnatyshina E.A. Implementation of the concept of integrated safety of the educational environment of the university / Integrated safety of objects and subjects of the social sphere: collection. materials Vseros. scientific-practical Conf. with international participation November 23-24, 2011 - Chelyabinsk: Publishing House "Dietrich" LLC. - pp. 13-18.

5. Zhmerenetsky V.F., Letunovsky V.V., Polulyakh K.D. Theory of security and social systems: textbook / Edited by V.F. Zhmerenetsky. - M.: NOU VPO Moscow Psychological and Social Institute, 2010. - P. 13-14.

6. Kamashev S.V. Security of domestic education: a comprehensive analysis: diss. ...cand. Philosopher n. - Novosibirsk. -2007. - Since 15.

7. Lazarev L.V. Legal positions of the Constitutional Court of Russia. - M.: OJSC "Publishing House "Gorodets""; "Formula of Law". - 2003. - P. 276.

8. Lochan S.A., Petrosyan D.S. Conceptual foundations for ensuring educational security in Russia. // Economics of Education, 2018. - No. 4 (107). - P. 6 (P. 4-16).

9. Romanenko N.M. Globalization as a new opportunity for the educational space and world order or a threat to national sovereignty // Secondary vocational education, 2016. - No. 11. -P. 9-11.

10. Sukhareva I.V. On the issue of the content of the constitutional right to education // Law and Education. M: AEO, 2010. -No. 7. - P. 4-16.

11. Teplyakova O.A. Constitutional right to education and its provision in the activities of state authorities of the constituent entities of the Russian Federation and local governments: diss. .cand. legal n. - on special 12.00.02.: Tyumen, 2005. - P. 13.

12. Kholkina E. Putin showed how Russia will achieve independence and win in the Northern Military District // https://ura.news/ articles/1036286382 (accessed 10/09/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.