Научная статья на тему 'От разработки основ концепции суверенной демократии к парадигме единой системы публичной власти: вехи научного творчества В. А. Лебедева (к юбилею ученого)'

От разработки основ концепции суверенной демократии к парадигме единой системы публичной власти: вехи научного творчества В. А. Лебедева (к юбилею ученого) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Валериан Алексеевич Лебедев / ученый / юбилей / наука конституционного права / научные труды / научные достижения / теория конституционализма / суверенная демократия / система публичной власти / конституционное право / Valerian A. Lebedev / legal scholar / anniversary / science of constitutional law / scientific works / scientific achievements / theory of constitutionalism / sovereign democracy / system of public power / constitutional law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зенин Сергей Сергеевич

Настоящая обзорная статья приурочена к одному из знаковых событий для всего юридического мира и сообщества ученых-конституционалистов — юбилею заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста РФ, почетного работника высшего профессионального образования РФ, доктора юридических наук, профессора Валериана Алексеевича Лебедева. Начало творчества В. А. Лебедева пришлось на непростой для развития российской государственности период реформ, смены парадигмы конституционно-правового развития и коренной перестройки базовых принципов обеспечения и защиты основополагающих прав и свобод человека и гражданина. В статье отмечаются основные вехи научного творчества В. А. Лебедева, связанные с исследованием проблем подлинного народовластия и суверенитета народа, приоритета развития в соответствии с Конституцией РФ и обоснования концепции суверенной демократии, функционирования конституционного механизма защиты прав личности, обеспечения принципа политического плюрализма, построения единой системы публичной власти и единой законодательной системы страны, реализации конституционной реформы. Отмечается критически важная роль научного творчества В. А. Лебедева для переходного и современного пути развития отечественной государственности, глубина и острый, проблемный характер его трудов, уникальная научная прозорливость ученого, не только предвидевшего конституционную реформу, но и раскрывшего ее ключевые понятия-новеллы, подводные камни и перспективы совершенствования конкретных конституционноправовых институтов. Возможность изучения современных и прошлых научных работ В. А. Лебедева представлена в качестве особой ценности для современной науки конституционного права, поскольку предметом исследования в них являются ключевые понятия и категории теории российского конституционализма, от правильного понимания которых зависит возможность эффективной реализации конституционных принципов существования государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From Development of the Foundations of Sovereign Democracy Towards the Paradigm of a Unified System of Public Power: Milestones of Scientific Creativity of Valerian A. Lebedev (to the Anniversary of the Scholar)

The review article is dedicated to one of the landmark events for the entire legal world and the community of constitutional law scholars: the anniversary of Doctor of Law, Professor Valerian A. Lebedev, Honored Scientist of the Russian Federation, Honored Lawyer of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation. Prof. Valerian A. Lebedev started his work during a difficult period of reforms initiated for the development of Russian statehood, a change in the paradigm of constitutional law development and a radical restructuring of the basic principles of ensuring and protecting fundamental rights and freedoms of the man and citizen. The paper highlights the main milestones of Prof. Valerian A. Lebedev’s scientific work related to the study of the problems of genuine democracy and sovereignty of the people, the priority of development in compliance with the Constitution of the Russian Federation and substantiation of the concept of sovereign democracy, functioning on the constitutional mechanism for the protection of individual rights, ensuring the principle of political pluralism, building a unified system of public power and a unified legislative system of the country, implementation of the constitutional reform. The paper highlights critically important role of Prof. Valerian A. Lebedev and his scientific creativity for the transitional and modern path of development of the national statehood, comprehensive, acute, problematic nature of his works, the unique scientific foresight of the scholar, who not only foresaw the constitutional reform, but also revealed its key concepts-novels, pitfalls and prospects for improving specific constitutional law institutions. The possibility of studying modern and past research works by Prof. A. Lebedev is presented as a special value for the modern science of constitutional law, since their subject of research covers the key concepts and categories of the theory of Russian constitutionalism, correct understanding of which depends on the possibility of effective implementation of the constitutional principles of the existence of the state and society.

Текст научной работы на тему «От разработки основ концепции суверенной демократии к парадигме единой системы публичной власти: вехи научного творчества В. А. Лебедева (к юбилею ученого)»

ЮБИЛЕЙ

LIBER AMICORUM

DOI: 10.17803/1729-5920.2023.203.10.009-022

С. С. Зенин

Тюменский государственный университет г. Тюмень, Российская Федерация

От разработки основ концепции суверенной демократии к парадигме единой системы публичной власти: вехи научного творчества В. А. Лебедева (к юбилею ученого)

Резюме. Настоящая обзорная статья приурочена к одному из знаковых событий для всего юридического мира и сообщества ученых-конституционалистов — юбилею заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста РФ, почетного работника высшего профессионального образования РФ, доктора юридических наук, профессора Валериана Алексеевича Лебедева. Начало творчества В. А. Лебедева пришлось на непростой для развития российской государственности период реформ, смены парадигмы конституционно-правового развития и коренной перестройки базовых принципов обеспечения и защиты основополагающих прав и свобод человека и гражданина. В статье отмечаются основные вехи научного творчества В. А. Лебедева, связанные с исследованием проблем подлинного народовластия и суверенитета народа, приоритета развития в соответствии с Конституцией РФ и обоснования концепции суверенной демократии, функционирования конституционного механизма защиты прав личности, обеспечения принципа политического плюрализма, построения единой системы публичной власти и единой законодательной системы страны, реализации конституционной реформы. Отмечается критически важная роль научного творчества В. А. Лебедева для переходного и современного пути развития отечественной государственности, глубина и острый, проблемный характер его трудов, уникальная научная прозорливость ученого, не только предвидевшего конституционную реформу, но и раскрывшего ее ключевые понятия-новеллы, подводные камни и перспективы совершенствования конкретных конституционно-правовых институтов. Возможность изучения современных и прошлых научных работ В. А. Лебедева представлена в качестве особой ценности для современной науки конституционного права, поскольку предметом исследования в них являются ключевые понятия и категории теории российского конституционализма, от правильного понимания которых зависит возможность эффективной реализации конституционных принципов существования государства и общества.

Ключевые слова: Валериан Алексеевич Лебедев; ученый; юбилей; наука конституционного права; научные труды; научные достижения; теория конституционализма; суверенная демократия; система публичной власти; конституционное право

Для цитирования: Зенин С. С. От разработки основ концепции суверенной демократии к парадигме единой системы публичной власти: вехи научного творчества В. А. Лебедева (к юбилею ученого). Lex russica. 2023. Т. 76. № 10. С. 9-22. DOI: 10.17803/1729-5920.2023.203.10.009-022

© Зенин С. С., 2023

From Development of the Foundations of Sovereign Democracy Towards the Paradigm of a Unified System of Public Power: Milestones of Scientific Creativity of Valerian A. Lebedev

(to the Anniversary of the Scholar)

Sergey S. Zenin

Tyumen State University

Tyumen, Russian Federation

Abstract. The review article is dedicated to one of the landmark events for the entire legal world and the community of constitutional law scholars: the anniversary of Doctor of Law, Professor Valerian A. Lebedev, Honored Scientist of the Russian Federation, Honored Lawyer of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation. Prof. Valerian A. Lebedev started his work during a difficult period of reforms initiated for the development of Russian statehood, a change in the paradigm of constitutional law development and a radical restructuring of the basic principles of ensuring and protecting fundamental rights and freedoms of the man and citizen. The paper highlights the main milestones of Prof. Valerian A. Lebedev's scientific work related to the study of the problems of genuine democracy and sovereignty of the people, the priority of development in compliance with the Constitution of the Russian Federation and substantiation of the concept of sovereign democracy, functioning on the constitutional mechanism for the protection of individual rights, ensuring the principle of political pluralism, building a unified system of public power and a unified legislative system of the country, implementation of the constitutional reform. The paper highlights critically important role of Prof. Valerian A. Lebedev and his scientific creativity for the transitional and modern path of development of the national statehood, comprehensive, acute, problematic nature of his works, the unique scientific foresight of the scholar, who not only foresaw the constitutional reform, but also revealed its key concepts-novels, pitfalls and prospects for improving specific constitutional law institutions. The possibility of studying modern and past research works by Prof. A. Lebedev is presented as a special value for the modern science of constitutional law, since their subject of research covers the key concepts and categories of the theory of Russian constitutionalism, correct understanding of which depends on the possibility of effective implementation of the constitutional principles of the existence of the state and society.

Keywords: Valerian A. Lebedev; legal scholar; anniversary; science of constitutional law; scientific works; scientific achievements; theory of constitutionalism; sovereign democracy; system of public power; constitutional law Cite as: Zenin SS. From Development of the Foundations of Sovereign Democracy Towards the Paradigm of a Unified System of Public Power: Milestones of Scientific Creativity of Valerian A. Lebedev (to the Anniversary of the Scholar). Lexrussica. 2023:76(10):9-22. (In Russ.). DOI: 10.17803/1729-5920.2023.203.10.009-022

Введение

2023 год ознаменован событием, значимым для всего юридического мира и сообщества ученых-конституционалистов, — 12 августа свой 70-летний юбилей отмечает заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор юридических наук, профессор Валериан Алексеевич Лебедев, чье научное творчество и профессиональные успехи продолжают вдохновлять на собственные достижения учеников из целого ряда регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Екатеринбурга, Севастополя, Калининграда. За пять десятилетий, посвященных творческой и самоотверженной работе на благо высшей школы, десятки студентов и молодых специалистов прошли под его руководством путь от

написания курсовой работы или магистерской диссертации до собственного, проблемного и глубокого, научного проекта. При непосредственном участии Валериана Алексеевича было защищено более 70 кандидатских и 2 докторские диссертации.

Начало творчества В. А. Лебедева пришлось на непростой для развития российской государственности период реформ, смены парадигмы конституционно-правового развития и коренной перестройки базовых принципов обеспечения и защиты основополагающих прав и свобод человека и гражданина, формирования основ нового российского государства и права. Точкой отсчета профессиональной и научной карьеры будущего известного педагога и ученого-конституционалиста станет далекий 1974 год, когда, окончив Карагандинскую высшую школу МВД России, В. А. Лебедев примет решение

продолжить обучение в общеизвестной кузнице научных кадров Советского Союза — аспирантуре Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Впереди будут годы работы в Кустанайском педагогическом институте, Челябинском государственном университете и других образовательных учреждениях, где исследователь будет набираться необходимого опыта педагогической, а затем и организационно-управленческой деятельности, однако уже на первых порах станет ясно, что научные труды и достижения В. А. Лебедева создадут прочный фундамент для теоретического обоснования критически важных проблем развития конституционализма, будут положены в основу важнейших конституционно-правовых преобразований переходного периода. Защитив диссертации на соискание ученой степени кандидата (в 1983 г.), а затем и доктора юридических наук (в 2000 г.) по проблемам организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, В. А. Лебедев останется верным избранному кругу научных вопросов, в то же время в орбиту его научных интересов закономерно попадут ключевые проблемы формирования основ конституционного строя, обеспечения прав личности, категории демократии и многопартийности.

Сегодня, анализируя научное наследие и новейшие труды ученого с высоты опыта проб и ошибок отечественной науки конституционного права и преобразовательного пути развития конституционных основ регулирования статуса и деятельности структур публичной власти, представляется возможным говорить о нескольких вехах его творчества, давших толчок преодолению кризиса в сфере формирования новой конституционно-правовой идеологии, определивших приоритеты конституционных преобразований в стране на долгие годы вперед.

О подлинном народовластии и суверенитете народа. В. А. Лебедев одним из первых, еще в 2000-х гг., отверг краеугольный характер исследования проблем форм прямой и представительной демократии, обосновав утверж-

дение о том, что российскому обществу и государству требуется не статическое закрепление и признание человека в качестве высшей ценности, но осознание необходимости развития личности, превращение такого развития в социальную ценность1. Категория демократии была подвергнута им исследованию на основе глубокого анализа вопросов обеспечения подлинного народовластия и определена как конгломерат народовластия со свободой воли, в котором суммирование и выявление истинной народной воли требует наличия и активного участия в политическом процессе свободных средств массовой информации, политических партий и других подобных субъектов2. Убежденность в том, что «народ никому не передает свою власть, а только передает право на осуществление власти от его имени», стала отправной точкой для проблемного рассмотрения конституционных основ избирательной системы в Российской Федерации, позволившего отвергнуть принцип предопределенности результатов выборов мнениями и предпочтениями представителей власти, подчеркнуть, что такой подход самым негативным образом влияет на эффективность государственности, поскольку речь идет о полной «дозволенности», полной «свободе» действовать в нарушение закона3.

Определение В. А. Лебедевым демократии на основе неразрывной связи народовластия со свободой людей обеспечило необходимые предпосылки не только для того, чтобы прийти к обоснованию необходимости разработки политико-правового механизма, в котором компонент сильной президентской власти органично сочетается с механизмами, препятствующими реставрации режима олигархических группировок, но и для того, чтобы сформулировать базовые условия обеспечения восприятия государства как организации, эффективно выражающей интересы общества. Любопытно, что еще в 2015 г. В. А. Лебедев, как бы намекая на сегодняшние события, указывал на проблематичность исполнения основополагающих международных документов о правах человека и международных обязательствах государств,

1 Лебедев В. А., Киреев В. В. Об инструментальной роли науки конституционного права в период социальных преобразований // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 22. С. 10.

2 Лебедев В. А. Государственная власть и политические партии в современной России: конституционно-правовые проблемы их взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 11. С. 26.

3 Лебедев В. А., Киреев В. В. Главное — конституционализм (пути развития российской демократии) // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 2. С. 2.

обозначая в качестве приоритета демократического государственно-правового строительства развитие «моральной политики», базирующейся на поиске международной моральной общности и выражении этой общности в виде принципов международного сотрудничества, нормативного инструмента разрешения конфликтов4. Прозорливость и глубину научных воззрений ученого показывает и определение им «триады демократических принципов», к числу которых отнесены суверенитет личности, суверенитет народа, суверенитет государства с дополнительным акцентом на то, что только с их закреплением и реализацией становится доступным формирование «глобального режима демократии суверенных государств», многополярного мира. В. А. Лебедев стал одним из немногих представителей науки конституционного права, кому удалось провести связь между проблемами построения демократического политико-правового механизма в отдельно взятом государстве и обеспечением международного мира и безопасности, столь актуальными в современных условиях.

О приоритете развития в соответствии с Конституцией РФ и о концепции суверенной демократии. Именно В. А. Лебедеву принадлежит обоснование концепции суверенной демократии, отправными тезисами которой служат конституционно-правовое закрепление представлений о единстве и системном взаимодействии социальных регуляторов, регулирование социальных обязательств государства вкупе с политико-правовыми формами их выражения и исполнения, обеспечение представительства в демократических процессах интересов всех национальностей, составляющих в своей совокупности многонациональный российский народ. Поистине революционным здесь является сформулированное автором совершенно нетипичное для науки российского конституционного права представление об идеологическом компоненте государственно-правового развития. Уверенно противостоя преобладаю-

щему мнению о запрете на любую приобретающую обязательный характер конституционную идеологию, В. А. Лебедев доказывает, что такая идеология в действительности не только имеет право на существование, но и должна находить свое концентрированное выражение в Основном Законе государства5.

Концепция суверенной демократии, будучи предметно обоснованной в трудах В. А. Лебедева, позволяет отечественной конституционно-правовой науке наконец пробиться «сквозь дебри правовых заимствований, неупорядоченных и нередко конъюнктурных нормативных правовых актов», доказав свою состоятельность, предложив жизнеспособную базовую идею, в основе которой лежит использование потенциала Конституции РФ для развития демократического политико-правового режима, обеспечивающего сбалансированный учет особенностей современного общества и государства. Правовой режим «полновластия народа» формируется на основе комплекса правовых принципов, в качестве которых ученым последовательно выводятся и анализируются принципы верховенства Конституции и всестороннего использования ее потенциала, обеспечения единства законодательной системы и приоритета федеральных законов над законами субъектов федерации, добровольного и неукоснительного исполнения законов, развития начал справедливости в нормативных правовых актах, определения системы правовых приоритетов, правовой конкурентоспособности общества и государства. Концепция суверенной демократии, таким образом, становится одной из немногих правовых концепций, обращенных непосредственно к российскому народу, базирующихся на выражении его силы и достоинства через развитие гражданского общества и гражданской солидарности, эффективного механизма влияния на мировые события6.

Поставив во главу угла развитие конституционализма в стране, В. А. Лебедев обоснованно отмечает, что новаторская нестабильность в

Лебедев В. А. Демократия и суверенитет: проблемы и перспективы // Материалы II Московского юридического форума «Государственный суверенитет и верховенство права: международное и национальное измерения» (Кутафинские чтения) : сборник докладов. М. : Проспект, 2015. С. 25. Лебедев В. А. Конституционная идеология — идеология демократии // Современные проблемы конституционного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран : материалы между-

народной научной конференции / отв. ред. С. А. Авакьян. М. : РоЛиКС, 2010. С. 40-44. Лебедев В. А. Проблемы становления и развития концепции суверенной демократии // Суверенная демократия как конституционная идея России XXI века : сборник статей / под ред. В. А. Лебедева,

В. В. Киреева. Челябинск, 2008. С. 9.

4

5

6

обществе необходима для обеспечения соответствия государства динамике общественных процессов, однако инструментом синхронизации динамики политического развития общества и государства всегда должна оставаться Конституция РФ. Ученый обстоятельно исследует проблемы подмены ценностно-ориентаци-онного, регулятивного воздействия Основного Закона «серыми» политическими технологиями и дает недвусмысленный ответ на вопрос о том, чей суверенитет является первичным и приоритетным — суверенитет народа или суверенитет государства. Обеспечение независимости народовластия в значении общероссийской социальной ценности постулируется им в числе не столько ключевых, сколько жизненно важных идей суверенной демократии, претворение которых в жизнь представляется условием устойчивого развития всех систем общества7.

О проблемах построения конституционного механизма защиты и обеспечения прав личности. Справедливо полагая, что концепция суверенной демократии есть не только теория, но и практика общественно-государственного строительства, ученый обращается и к проблемам конституционно-правового статуса личности, исследование которых в его трудах приобретает системный характер. В. А. Лебедеву принадлежит авторская характеристика сущностных признаков конституционных средств охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, концептуализация принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью в качестве ценностного приоритета Конституции РФ8. В духе традиционных для его научного творчества очерков о проблемах разграничения компетенции государственных структур в единой системе государственной власти В. А. Лебедев рассматривает современную концепцию прав и свобод человека, отмечая, что именно на федерации лежит ответственность за единую регламентацию таких прав и свобод на всей территории страны9.

Свое концентрированное выражение научные воззрения В. А. Лебедева по вышеперечисленным проблемам находят в серии учебных пособий и монографий по правам человека, в содержании которых автор стремится затронуть многие злободневные проблемы современности, актуальные вопросы, ежедневно встающие перед конституционно-правовой наукой. В частности, в пособии «Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации», вышедшем в одном из центральных издательств в 2021 г., ученый обосновывает доктринальный подход, препятствующий злоупотреблению и неправовой спекуляции принципами территориальной целостности и самоопределения в ходе внешнеполитических конфликтов, справедливо указывая на отсутствие коллизии между этими принципами, первый из которых реализуется в отношениях государства с другими суверенными структурами, а второй подлежит объективизации и во внешней, и во внутренней государственной жизни. Красной линией через исследование современной концепции прав человека проходит идея о том, что конструкция прав не только является неотъемлемым элементом каждого человека, но и должна быть рассмотрена в диалектической взаимосвязи с правами отдельных социальных общностей, при этом их нельзя ни отождествлять, ни противопоставлять друг другу10. В учебном пособии «Конституционный и отраслевой статус личности» ученый уделяет особое внимание проблемам обеспечения конституционного статуса личности в части, касающейся принятия федеральных законов, а также законов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти. Здесь несомненный интерес представляют рассуждения о допустимой «глубине» регулирования отношений в конкретной отрасли права с позиции соотношения федерального и субъектового правотворчества, о регулятивных возможностях местного самоуправления и других значимых проблемах11.

Лебедев В. А., Киреев В. В. Главное — конституционализм (пути развития российской демократии). С. 6. Лебедев В. А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности) : монография. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2005. С. 137. Лебедев В. А. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации //

Конституционное и муниципальное право. 2016. № 12. С. 27.

Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации : учеб. пособие / под общ. ред.

В. А. Лебедева. М. : Проспект, 2021. С. 5-18, 33-49.

Конституционный и отраслевой статус личности : учеб. пособие / под общ. ред. В. А. Лебедева. М. : Проспект, 2021. С. 58-76.

9

10

11

Попутно В. А. Лебедев разрабатывает весьма непростые для науки конституционного права вопросы пределов ограничения конституционных прав, при этом его воззрения не сводятся к популярным на волне введения мер противодействия новой коронавирусной инфекции дискуссиям о соотношении и значении конституционно-правовых дефиниций («отмена», «умаление» и «ограничение» прав и свобод человека и гражданина). Взгляд в корень проблемы позволяет В. А. Лебедеву заключить, что сами формулировки прав содержат в себе пределы их осуществления, признаваемые объективно необходимыми и разумными в случае их соответствия уровню политического, правового и нравственного сознания людей в обществе12. Ученый обстоятельно изучает отдельные компоненты механизма конституционно-правовой охраны прав и законных интересов личности, исследует критерии эффективности гарантирования, защиты и обеспечения таковых Президентом РФ, Конституционным Судом РФ, Прокуратурой РФ, Уполномоченным по правам человека. На злобу дня В. А. Лебедев рассуждает о конституционно-правовом статусе прослойки населения, от которой самым непосредственным образом зависит дальнейшее развитие и реализация ценностных ориентиров, формируемых российской Конституцией, — молодежи13.

О проблемах многопартийности и политическом плюрализме. Обширную часть научного творчества В. А. Лебедева составляют труды, ставшие результатом напряженной работы над проблемой конституционно-правового оформления принципа многопартийности и конституционно-правового статуса политических партий. Здесь ученый ставит перед собой весьма актуальную и одновременно с этим трудноразрешимую задачу — дать обоснованный ответ на вопрос о том, почему именно партиям отводится роль выразителя народной воли, предоставляется возможность участвовать в формировании органов государственной власти в демократическом государстве. В процессе этого исследования разрабатываются и вовле-

каются в научный оборот понятия и категории, определяющие современные векторы развития воззрений на природу парламентаризма в России; речь идет, в частности, о понятии инсти-туционализации политических партий, в котором соединяются конституционно-правовое регулирование их статуса и процесс установления их роли в государственном механизме. В. А. Лебедев обосновывает необходимость определения конституционно-правового статуса политической партии непосредственно в Конституции РФ, с чем, по мнению автора, связывается завершенность формы их конституционно-правовой институционализации14.

Ученый не стремится избегать «неудобных» вопросов, на страницах его публикаций по данной проблематике определяются уникальные черты сформировавшейся в России партийной системы, для которой характерно наличие «политического доминанта» — партии власти, представляющей собой сложный сплав представителей законодательной и исполнительной структур, претендующей на роль лидирующей социальной группы и генератора партийных идеологем и не имеющей при этом серьезной и системной оппозиции. Подвергается всестороннему исследованию вопрос о соблюдении запрета на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, при этом высказываемое автором итоговое мнение заключает в себе важный посыл для совершенствования законодательства. Помимо конкретных мер, направленных на обеспечение соблюдения ст. 13 Конституции РФ об идеологическом многообразии, обосновывается, в частности, потребность в отказе российского государства от роли строителя партийной системы с переходом к функциям регулятора общественных процессов создания партий, в том числе посредством экономических мер, направленных на формирование среднего класса15.

Рассуждая о «неидеальном» идеале конституционного развития применительно к про-

12 Лебедев В. А. Конституционные ограничения правового статуса личности // Проблемы права. 2021. № 2 (81). С. 7-15.

13 Лебедев В. А. Права молодежи в Российской Федерации // Проблемы права. 2022. № 2. С. 78-83.

14 Лебедев В. А. Конституционные нормы, регламентирующие политическое многообразие и многопартийность // Лебедев В. А., Кандалов П. М., Неровная Н. Н. Партии на выборах: опыт, проблемы, перспективы. М. : Изд-во МГУ, 2006. С. 6-18.

15 Лебедев В. А. Конституционный идеал и политическая реальность: парадоксы российской многопартийности // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 8. С. 26.

блемам обеспечения идеологического многообразия и многопартийности, В. А. Лебедев под новым углом исследует опыт правовой институционализации партий в странах тоталитарного социализма, замечая, что при всей негативной оценке такого подхода, фактически призванного передать государственную власть одной партии, именно здесь впервые применяется конституционное регулирование статуса политических партий. «Парламент не может быть простым слепком гражданского общества», — справедливо отмечает автор, предлагая одновременно с этим посмотреть в самую суть народного представительства, заключающуюся, по его мнению, в реальном отражении в деятельности выборных органов общественно-политической воли всего народа или части населения страны. Работа над проблемами конституционно-правового регулирования отношений многопартийности находит свое оформление в монографии «Партии на выборах: опыт, проблемы, перспективы», изданной на базе МГУ имени М.В.Ломоносова, где в разделе, посвященном правовому статусу и институционализации политических партий, содержится ответ на ключевой вопрос исследования. Только партиям как общественным объединениям предоставляется право выдвигать кандидатов для формирования органов государственной власти, потому что в парламенте должны быть представлены не корпоративные интересы тех или иных социальных групп, а государственно значимые аспекты этих интересов и только партии позволяют выявить такие интересы. Это утверждение позволяет уяснить особую роль политических партий в государственно-правовом механизме, представить их в качестве государственно-ориентированных организаций гражданского общества, способных согласовать разрозненные различные частные интересы в рамках общей воли16.

О построении единой системы публичной власти в России. Высокой степенью проработанности во все периоды научного творчества В. А. Лебедева характеризуются проблемы конституционно-правового закрепления и развития системы публичной власти в России, к которым

исследователь впервые обратился задолго до проявления концентрированного внимания к данной категории в научном сообществе на фоне конституционных преобразований, начатых в 2020 г. Обосновав в диссертационном исследовании оптимальную модель организации систем законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2000 г., ученый продолжил тщательное изучение конфигурации государственной власти на региональном уровне, безошибочно улавливая векторы развития избирательного законодательства и политической системы, сложности балансировки на данном уровне механизма разделения властей. В первые десятилетия формирования переходного государства в России В. А. Лебедевым подвергнуты критической оценке подходы к формированию законодательных (представительных) органов государственной власти в субъектах РФ, отмечена негативная тенденция преобладания стремления сформировать в первую очередь орган власти, а не инструмент, обеспечивающий представительство интересов населения, проживающего на соответствующей территории17. В рамках поиска путей решения проблемы «раздвоения» института главы исполнительной власти субъекта РФ обозначается оптимальный способ регулирования организации и деятельности исполнительной власти, в котором территориальные органы государственной власти субъекта РФ формируются коллегиальным исполнительным органом, в то время как правовую основу этого процесса составляет региональный закон о системе исполнительных органов и структура исполнительных органов государственной власти, утверждаемая высшим должностным лицом субъекта РФ18.

Задолго до осмысления научным сообществом предпосылок конституционной реформы В. А. Лебедев характеризует компонент единства системы публичной власти в Российской Федерации, обоснованно указывая на то, что система исполнительной власти в субъектах является продолжением федеральной исполнительной власти на соответствующей территории, при этом автором выделены и подробно исследуются параметры обеспечения соблюде-

16 Лебедев В. А. Роль политических партий в становлении современного российского конституционализма в России // Лебедев В. А., Кандалов П. М., Неровная Н. Н. Указ. соч. С. 71-90.

17 Лебедев В. А. Особенности формирования органов законодательной власти в субъектах Российской Федерации // Проблемы права. 2014. № 2 (45). С. 16-29.

18 Лебедев В. А. Система исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Проблемы права. 2014. № 1 (44). С. 9-21.

LEX 1Р?Ж

ния принципа единства государственной власти применительно к организации таковой на уровне регионов19. В отличие от других работ в данной области, ученый реализует системный подход к рассмотрению форм взаимодействия законодательных и исполнительных органов государственной власти регионального уровня, посвящая свои вдумчивые и критические замечания конкретным формам такого взаимодействия, возникающего при решении организационных задач, в рамках правотворческой деятельности, непосредственного государственного управления, при осуществлении взаимного контроля и последующего применения мер юридической ответственности (конституционной, политической), в рамках разрешения споров20.

Не обходит своим вниманием В. А. Лебедев и историко-теоретические особенности «облика оригинальной российской модели разделения властей», формируемой на федеральном уровне. Здесь наиболее значимые работы автора посвящены модификации института Президента РФ и дискуссиям вокруг отнесения его к «четвертой» ветви государственной власти федерального уровня21, выбору и законодательному закреплению современной модели парламентаризма в России22 и другим, не менее значимым вопросам. Исследования В. А. Лебедева в данной части по-прежнему отличает качественная проработка проблемы и наличие обоснованных предложений по развитию законодательства и практики государственного строительства. Так, к примеру, функции полномочных представителей Президента РФ рассматриваются в контексте исторических предпосылок формирования данного института и возможностей раскрытия его потенциала в деятельности по повышению эффективности работы всей системы федеральных органов го-

сударственной власти и организации контроля за исполнением их решений. Ученый приходит к справедливому выводу о необходимости расширения функций полномочных представителей Президента РФ по обеспечению единого правового пространства, предлагает конкретные изменения в объеме и количественной характеристике реализуемых ими полномочий23.

Проведенная работа позволила В. А. Лебедеву в новейший период развития российской государственности разрешить критически важную для науки конституционного права проблему определения содержания категории «единая система публичной власти», в которой, по мнению ученого, незыблемыми остаются ценностные основы, определяющие деятельность федеральных и региональных органов власти, — суверенитет, поддержание и укрепление международного мира и безопасности, достоинство граждан и уважение человека труда, экономическая, политическая и социальная солидарность. Ключевую задачу при этом составляет уточнение форм реализации этих ценностных основ на местах, учитывающих, что субъекты РФ обладают своей собственной властью, действующей на той же территории, на которой действует государственная власть Российской Федерации24. К числу особенно значимых научных достижений В. А. Лебедева, несомненно, относится установление концептуальных предпосылок определения места органов государственной власти субъектов РФ в единой системе публичной власти, исследование правовых средств, обеспечивающих стабильность образуемой ими системы, наконец, характеристика содержания самой категории публичной власти, в которую аргументированно отнесены не только государственные органы и органы местного самоуправления, но и прямые формы народовластия, общественная власть в

19 Лебедев В. А. Система органов законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации // Lex russica (Русский закон). 2016. № 3 (112). С. 82.

20 Лебедев В. А. Историко-теоретические проблемы формирования концепции государственной власти в Российской Федерации // Проблемы права. 2013. № 1 (39). С. 23.

21 Лебедев В. А. Институт Президента Российской Федерации: история становления, конституционно-правовой статус // Проблемы права. 2016. № 5 (59). С. 9-19.

22 Лебедев В. А. Современная модель парламентаризма в России // Проблемы права. 2021. № 3. С. 7-13.

23 Лебедев В. А. Становление и развитие института полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 6 (46). С. 88.

24 Лебедев В. А. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации как элемент единой системы публичной власти современной России // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 8. С. 42.

государстве25. Рациональные и подчас строгие, критические рассуждения ученого сопровождают начавшийся процесс масштабного переосмысления конституционно-правовой роли системы публичной власти в России и отдельных ее институтов и в настоящее время распространяются на частные проблемы «встраивания» в такую систему законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и механизм разделения властей на региональном уровне, уточнение конституционно-правовых характеристик и функционала высшего должностного лица субъекта РФ и т.д.26

Об обеспечении единства законодательной системы страны. Особую ценность в трудах В. А. Лебедева составляет предметное рассмотрение проблем обеспечения единства законодательной системы страны, к которым ученый закономерно обращается по ходу исследования структурных компонентов регионального уровня государственной власти. Еще на рубеже веков им ставится вопрос о том, каким образом с точки зрения распределения полномочий в сфере законодательства должны устанавливаться «общие принципы» регулирования отдельных сфер жизнедеятельности (налогообложения, социальной сферы и др.), кто должен развивать эти «общие принципы» в отсутствие иных законодателей, помимо федерации и ее субъектов. Автор обоснованно обращает внимание на преждевременность отказа от категории основ законодательства РФ в период «парада суверенитетов». Единство законодательной системы исследуется им через призму концептуальных начал единства системы государственной власти, что позволяет выделить его характеристики, выражающиеся в том числе в единых принципиальных основах всех видов правотворческого процесса, единой, иерархически построенной системе правовых актов, обязанности субъектов правотворчества проводить работу по координации правотворчества и разграничению между собой правотворческих полномочий.

Результатом кропотливой работы над данными проблемами становится монография

В. А. Лебедева «Обеспечение единства системы отечественного законодательства в процессе правотворчества субъектов Российской Федерации», в которой автор подвергает всестороннему исследованию понятие и структуру системы законодательства Российской Федерации, причины появления и пути устранения противоречий, конфликтов и коллизий. Критическую массу в этом научном труде приобретают суждения В. А. Лебедева о двухкомпонентном характере права законодательной инициативы, реализуемого с участием субъектов РФ, об универсальном характере компонента федерального уровня, свидетельствующего о значительном потенциале регионов в определении федеральной законодательной политики. Наряду с этим, однако, ученый не избегает и замечаний, высказываемых в связи с обнаруживаемой потребностью в обеспечении реальной самостоятельности нормативных правовых актов субъектов РФ, издаваемых в рамках их исключительной компетенции. Ученый последовательно обосновывает, что формирующаяся законодательная система — при стремлении к сохранению единства и целостности — предрасположена к созданию внутри себя иерархии актов по видам, по субъектам их принятия, по важности регулируемых общественных отношений. При этом складывающаяся иерархическая структура в приведенном виде содержит в себе потенциал для разрешения коллизий и противоречий, возникновению которых способствует специфический предмет правового регулирования и связанная с ним деятельность субъектов правотворчества27.

Любопытно, что именно в этом научном труде, посвященном единой системе законодательства, В. А. Лебедев приходит к обоснованному отрицанию одной из широко постулируемых в теории отечественного конституционного права «истин» о том, что субъекты РФ обладают ограниченным суверенитетом исходя из посылки о двухуровневости его конструкции в федеративном государстве, справедливо отмечая, что «суверенитет в суверенитете» невозможен. Новая веха в развитии конституционно-правовых основ законодательной деятельности субъ-

25 Лебедев В. А. Народовластие и публичная власть // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 3. С. 5.

26 Лебедев В. А. Публичная власть в субъектах РФ: понятие, принципы, система // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 6. С. 31-36.

27 См.: Лебедев В. А. Обеспечение единства системы отечественного законодательства в процессе правотворчества субъектов Российской Федерации : монография. М. : Проспект, 2020. С. 78-103, 145-173.

ектов РФ предопределяется тезисом об особой сущности нормативных правовых актов, принимаемых на региональном уровне в рамках той категории полномочий, которые отнесены к исключительной компетенции субъектов РФ. По утверждению В. А. Лебедева, таковые являются не чем иным, как юридической формой осуществления полномочий, предусмотренных статьей 73 Конституции РФ. Здесь же ученым подробно исследуются проблемы содержательного развития законодательства на уровне субъектов РФ, требующего корректного отражения в законах географической и иной специфики каждого региона. Обосновывается набор правовых средств и инструментов, позволяющих достичь баланса полномочий по всем предметам совместного ведения, предполагающий, что по предметам совместного ведения в федеральных законах не могут содержаться нормы прямого действия, а лишь рамочные директивы, общие принципы, в пределах которых субъект РФ должен обладать свободой законодательного регулирования. Ученый отстаивает в завершенном варианте потребность в возвращении к практике принятия на федеральном уровне основ законодательства Российской Федерации по вопросам совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов28.

О предпосылках и путях конституционной реформы. Особый блок в творчестве В. А. Лебедева составляют проблемы, связанные с прогнозированием конституционно-правового развития и исследованием переходного характера российской государственности. Еще в 2004 г. ученый ставит ребром такой сложный, но важный для науки конституционного права вопрос о том, как определить в конституционно-правовых терминах период времени, в котором мы сейчас живем, что мы строим и куда идем в части развития политической и правовой систем общества, гражданских институтов. В. А. Лебедев отмечает «пропасть» между конституционной моделью российского правового государства и посттоталитарной действительностью, полагая ее предпосылками сложность

перехода от тоталитарного режима к наиболее развитым формам государственности и права, разбалансированность системы разделения властей, непрочность нормативного фундамента общественных отношений на федеральном и региональном уровне29. В. А. Лебедев уже тогда будет рассматривать конституционную реформу не как сугубо технический процесс, а как сложный, обусловленный социально-экономическими и политическими предпосылками вид деятельности компетентных субъектов, нацеленный не на достижение абстрактного всеобщего блага, а на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, прочное утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В дальнейшем стабильность российской Конституции не раз будет привлекать внимание ученого, приводя к рассуждениям о том, являются ли пробелы в Конституции РФ ее свойством, или они таят в себе потенциал масштабной реформы, каким образом следует разрешать противоречия, конфликты и коллизии в сфере конституционно-правового регулирования30.

В 2018 г., когда подавляющее большинство ученых-конституционалистов будут писать о неисчерпанном потенциале действующего Основного Закона или необходимости выбора пути поступательных, преимущественно «технических» изменений, В. А. Лебедев смело и безапелляционно заявит о жизненной необходимости принятия новой Конституции РФ31. Автором также будут обозначены факторы проведения конституционной реформы, отмечено, в частности, что ее проведение существующим составом органов государственной власти позволит лишь закрепить в общественном сознании взаимосвязь между конституционными преобразованиями и общим политическим курсом, не решая задачи по обеспечению соответствия конституционных норм современным сложным правовым процессам. Тогда же ученым будет предложен комплексный подход

28 Лебедев В. А. Обеспечение единства системы отечественного законодательства в процессе правотворчества субъектов Российской Федерации. С. 5-58.

29 Лебедев В. А. Конституционное развитие России (к десятилетию принятия Конституции РФ 1993 года) // Конституция как символ эпохи : в 2 т. / под ред. С. А. Авакьяна. М. : Изд-во МГУ, 2004. Т. 1. С. 100-106.

30 Лебедев В. А. Коллизии в конституционном праве // Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы : материалы секции конституционного и муниципального права V Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения». М. : Проспект, 2014. С. 400-454.

31 Лебедев В. А. Конституционное развитие России // Lex russica (Русский закон). 2018. № 11 (144). С. 16-22.

к подготовке конституционной реформы, осуществлять которую, по мнению ученого, необходимо будет в сопровождении реализации отдельной федеральной программы, предусматривающей не только создание организационной, правовой и экономической основы проводимых коренных преобразований, но также мониторинг развития положений Конституции РФ в текущем законодательстве и целевые научные исследования.

Разумеется, невозможно оценить все достижения, научную и практическую значимость трудов В. А. Лебедева в границах одной обзорной статьи. Являясь с 2012 г. и по настоящее время профессором кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Валериан Алексеевич принимает самое активное участие в подготовке квалифицированных юридических кадров для юридической отрасли, продолжает исследовать актуальные и такие злободневные проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, обеспечения и защиты основополагающих прав личности, реализации принципов политического и идеологического плюрализма, многопартийности в Российской Федерации. К настоящему времени ученый является автором более 200 печатных работ, включая более 20 монографий, учебных и учебно-методических пособий, авторский учебник по конституционному праву России, неоднократно признававшийся победителем и лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую юридическую книгу года (в 2008, 2009, 2011, 2013, 2016, 2017 гг.).

Вклад В. А. Лебедева в развитие науки и высшей школы страны признан занесением его имени в книгу почета «Золотые имена высшей школы» преподавателей вузов Российской Федерации. Достижения В. А. Лебедева в научной, педагогической, экспертно-консультатив-ной, издательской деятельности отмечены государственными наградами и почетными званиями, региональной премией Ассоциации

юристов России, многочисленными благодарностями.

Заключение

Вместе с тем краткий очерк научного пути и основных достижений ведущего ученого-конституционалиста и педагога дает возможность подчеркнуть критически важную роль научного творчества Валериана Алексеевича Лебедева для переходного и современного периода развития отечественной государственности, отметить глубину и острый, проблемный характер его исследований, уникальную научную прозорливость ученого, не только предвидевшего конституционную реформу, но и раскрывшего ее ключевые понятия-новеллы, подводные камни и перспективы совершенствования конкретных конституционно-правовых институтов. Сформировав концептуальные начала качественно новой конституционно-правовой идеологии российского государства — идеологии «суверенной демократии», В. А. Лебедев смог обратить внимание научного сообщества и государственных институтов на потребности построения подлинного народовластия, обеспечить необходимым теоретическим фундаментом в виде парадигмы единой системы публичной власти масштабную перестройку конфигурации системы органов государственной власти в стране. Предметное изучение современных и прошлых научных трудов ученого, несомненно, представляет особую, самостоятельную ценность для науки конституционного права, поскольку предметом исследования в них являются ключевые понятия и категории теории российского конституционализма, от правильного понимания которых зависит эффективность построения конституционно-правовых основ современного российского государства, сама возможность его дальнейшего развития в направлении достижения социальной справедливости, всестороннего обеспечения и защиты базовых прав и законных интересов личности.

LEX 1PSSEA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Конституционный и отраслевой статус личности : учеб. пособие / под общ. ред. В. А. Лебедева. М. : Проспект, 2021. 120 с.

Лебедев В. А. Государственная власть и политические партии в современной России: конституционно-правовые проблемы их взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 11. С. 26-30.

Лебедев В. А. Демократия и суверенитет: проблемы и перспективы // Материалы II Московского юридического форума «Государственный суверенитет и верховенство права: международное и национальное измерения» (Кутафинские чтения) : сборник докладов. М. : Проспект, 2015. С. 21-27.

Лебедев В. А. Защита прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом Российской Федерации // Проблемы права. 2019. № 1. С. 7-14.

Лебедев В. А. Институт Президента Российской Федерации: история становления, конституционно-правовой статус // Проблемы права. 2016. № 5 (59). С. 9-19.

Лебедев В. А. Историко-теоретические проблемы формирования концепции государственной власти в Российской Федерации // Проблемы права. 2013. № 1 (39). С. 10-26.

Лебедев В. А. Коллизии в конституционном праве // Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы : материалы секции конституционного и муниципального права V Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения». М. : Проспект, 2014. С. 40-45.

Лебедев В. А. Конституционная идеология — идеология демократии // Современные проблемы конституционного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран : сборник статей / отв. ред. С. А. Авакьян. М. : РоЛиКС, 2010. С. 40-44.

Лебедев В. А. Конституционное развитие России (к десятилетию принятия Конституции РФ 1993 года) // Конституция как символ эпохи : в 2 т. / под ред. С. А. Авакьяна. Т. 1. М. : Изд-во МГУ, 2004. С. 100-106.

Лебедев В. А. Конституционное развитие России // Lex russica (Русский закон). 2018. № 11 (144). С. 16.

Лебедев В. А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности) : монография. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2005.

Лебедев В. А. Конституционные ограничения правового статуса личности // Проблемы права. 2021. № 2 (81). С. 7-15.

Лебедев В. А. Конституционный идеал и политическая реальность: парадоксы российской многопартийности // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 8. С. 23-27.

Лебедев В. А. Народовластие и публичная власть // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 3. С. 3-6.

Лебедев В. А. Обеспечение единства системы отечественного законодательства в процессе правотворчества субъектов Российской Федерации : монография. М. : Проспект, 2020. 178 с.

Лебедев В. А. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 12. С. 26-29.

Лебедев В. А. Особенности формирования органов законодательной власти в субъектах Российской Федерации // Проблемы права. 2014. № 2 (45). С. 16-29.

Лебедев В. А. Права молодежи в Российской Федерации // Проблемы права. 2022. № 2. С. 78-83.

Лебедев В. А. Проблемы становления и развития концепции суверенной демократии // Суверенная демократия как конституционная идея России XXI века : сборник статей / под ред. В. А. Лебедева, В. В. Ки-реева. Челябинск, 2008. С. 5-13.

Лебедев В. А. Публичная власть в субъектах РФ: понятие, принципы, система // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 6. С. 31-36.

Лебедев В. А. Система органов законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации // Lex russica. 2016. № 3 (112). С. 82-90.

Лебедев В. А. Современная модель парламентаризма в России // Проблемы права. 2021. № 3. С. 7-13.

Лебедев В. А. Становление и развитие института полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 6 (46). С. 88-96.

Лебедев В. А, Кандалов П. М., Неровная Н. Н. Партии на выборах: опыт, проблемы, перспективы. М. : Изд-во МГУ, 2006. 288 с.

Лебедев В. А., Киреев В. В. Главное — конституционализм (пути развития российской демократии) // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 2. С. 2-8.

Лебедев В. А., Киреев В. В. Об инструментальной роли науки конституционного права в период социальных преобразований // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 22. С. 7-11.

Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации : учеб. пособие / под общ. ред. В. А. Лебедева. М. : Проспект, 2021. 168 с.

Lebedev VA (ed.). Human and civil rights and freedoms in the Russian Federation: Study Guide. Moscow: Prospect Publ.; 2021. (In Russ.).

Lebedev VA, Kandalov PM, Nerovnaya NN. Parties in elections: Experience, problems, prospects. Moscow: Moscow State University Publishing House; 2006. (In Russ.).

Lebedev VA, Kireev VV. On the instrumental role of the science of constitutional law in the period of social transformations. Constitutional and Municipal Law. 2007;22:7-11. (In Russ.).

Lebedev VA, Kireev VV. The main thing is constitutionalism (ways of Russian democracy development). Constitutional and Municipal Law. 2012;2:2-8. (In Russ.).

Lebedev VA (ed.). Constitutional and sectoral status of the individual: Study guide. Moscow: Prospect Publ.; 2021. (In Russ.).

Lebedev VA. Conflicts in Constitutional Law. In: Constitutionalism and the legal system of Russia: results and prospects: Proceedings of the Constitutional and Municipal Law Section of the 5th International Scientific and Practical Conference «Kutafin Readings». Moscow; Prospect Publ., 2014. (In Russ.).

Lebedev VA. Constitutional development of Russia (To the 10th anniversary of the adoption of the Constitution of the Russian Federation in 1993). In: Avakyan SA (ed.). The Constitution as a symbol of the epoch. In 2 vols. Vol. 1. Moscow: Moscow State University Publishing House; 2004. (In Russ.).

Lebedev VA. Constitutional Development of Russia. Lex russica (Russian Law). 2018;11(144):16. (In Russ.).

Lebedev VA. Constitutional ideology — the ideology of democracy. In: Avakyan SA (ed.). Modern problems of constitutional and municipal construction: the experience of Russia and foreign countries: Collection of articles. Moscow: RoLiX Publ.; 2010. (In Russ.).

Lebedev VA. Constitutional law protection and protection of human and civil rights and freedoms in Russia (theory and practice of modernity). Moscow: Moscow State University Publishing House; 2005. (In Russ.).

Lebedev VA. Constitutional restrictions on the legal status of an individual. Problemy prava. 2021;2(81):7-15. (In Russ.).

Lebedev VA. Democracy and Public Power. Constitutional and Municipal Law. 2021;3:3-6. (In Russ.).

Lebedev VA. Democracy and sovereignty: problems and prospects. In: Proceedings of the 2nd Moscow Legal Forum «State Sovereignty and the Rule of Law: International and National Dimensions» (Kutafin Readings): Collection of Reports. Moscow; Prospect Publ., 2015. (In Russ.).

Lebedev VA. Ensuring human and civil rights and freedoms in the constituent entities of the Russian Federation. Constitutional and Municipal Law. 2016;12:26-29. (In Russ.).

Lebedev VA. Ensuring the unity of the system of national legislation in the process of law-making of the constituent entities of the Russian Federation. Moscow: Prospect Publ.; 2020. (In Russ.).

Lebedev VA. Features of the legislative authorities formation in the conatituent entities of the Russian Federation. Problemy prava. 2014;2(45):16-29. (In Russ.).

Lebedev VA. Formation and development of the Institute of the Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the Federal District. Kurier of Kutafin University (MSAL). 2018;6(46):88-96. (In Russ.).

Lebedev VA. Government and Political Parties in the Present-Day Russia: Constitutional Law Issues of Interaction. Constitutional and Municipal Law. 2017;11:26-30. (In Russ.).

Lebedev VA. Historical and theoretical problems of formation of the state authority concept in the Russian Federation. Problemy prava. 2013;1(39):10-26. (In Russ.).

Lebedev VA. Institute of the President of the Russian Federation: history of formation, constitutional law status. Problemy prava. 2016;5(59):9-19. (In Russ.).

Lebedev VA. Problems of formation and development of the concept of sovereign democracy. In: Lebedev BA, Kireev VV (eds.). Sovereign democracy as a constitutional idea of Russia of the 21st century: Collection of articles. Chelyabinsk; 2008. (In Russ.).

REFERENCES

Lebedev VA. Protection of human and civil rights and freedoms by the Constitutional Court of the Russian Federation. Problemy prava. 2019;1:7-14. (In Russ.).

Lebedev VA. Public power in the constituent entities of the Russian Federation: Concept, principles, system. Constitutional and Municipal Law. 2022;6:31-36. (In Russ.).

Lebedev VA. The constitutional ideal and political reality: paradoxes of the russian multiparty system. Constitutional and Municipal Law. 2013;8:23-27. (In Russ.).

Lebedev VA. The modern model of parliamentarism in Russia. Problemy prava. 2021;3:7-13. (In Russ.). Lebedev VA. The system of legislatieve and executive bodies in the constituent entities of the Russian Federation. Lex russica (Russian Law). 2016;3(112):82-90. (In Russ.).

Lebedev VA. Youth rights in the Russian Federation. Problemy prava. 2022;2:78-83. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Зенин Сергей Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент, директор Института государства и права,

проректор Тюменского государственного университета

д. 6, Володарского ул., г. Тюмень 625003, Российская Федерация

zeninsergei@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Sergey S. Zenin, Cand. Sci. (Law), Law, Associate Professor, Director of the Institute of State and Law;

Vice-Rector, Tyumen State University

6, Volodarskogo St., Tyumen 625003, Russian Federation

zeninsergei@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14 мая 2023 г. Статья получена после рецензирования 6 июня 2023 г. Статья принята к печати 15 сентября 2023 г.

Received 14.05.2023 Revised 06.06.2023 Accepted 15.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.