Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
520
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL SECURITY / ВИДЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / TYPES OF THE NATIONAL SECURITY / NATIONAL SECURITY PROTECTION / КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL SECURITY CONCEPT / РИСКИ / RISKS / ВЫЗОВЫ / CHALLENGES / УГРОЗЫ / THREATS / ОБЪЕКТЫ / OBJECTS / СУБЪЕКТЫ / SUBJECTS / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / THE PRESIDENT OF THE REPUBLIC OF BELARUS / НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ / NATIONAL ASSEMBLY / СОВЕТ МИНИСТРОВ / COUNCIL OF MINISTERS / СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY COUNCIL / ОРГАНЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL GOVERNMENT AND SELF-GOVERNMENT / THE NATIONAL SECURITY ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Демичев Дмитрий Михайлович

В статье исследуются закрепленные в Конституции Республики Беларусь, иных нормативных правовых актах основы обеспечения национальной безопасности, раскрывается генезис формирования и содержание Концепции национальной безопасности Республики Беларусь как совокупности официальных взглядов на обеспечение баланса интересов личности, общества и государства и их защите от внутренних и внешних угроз, а также методологической основы совершенствования актов законодательства в данной сфере. Показывается роль Главы государства, органов законодательной, исполнительной, судебной власти, местного управления и самоуправления в реализации государственной политики обеспечения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Демичев Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal basis of the national security of the protection of the Republic of Belarus

The article investigates the foundations of the National Security Protection confirmed in the Constitution of the Republic of Belarus and other legal acts. It reveals the genesis of the formation and contents of the National Security Concept of the Republic of Belarus as a complex of the official views on the providing of the balance of the interests of the individual, society and the state, and their protection from the internal and external threats, as well as improving the methodological basis of the legal acts in this sphere. It shows the role of the Head of State, the legislative, the executive, the judiciary, local government and self-government in the implementation of the state policy of the National Security Protection.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Теория и история права и государства

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ДЕМИЧЕВ Дмитрий Михайлович,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории права Белорусского государственного экономического университета. E-mail: demichev_d@bseu.by

Краткая аннотация: в статье исследуются закрепленные в Конституции Республики Беларусь, иных нормативных правовых актах основы обеспечения национальной безопасности, раскрывается генезис формирования и содержание Концепции национальной безопасности Республики Беларусь как совокупности официальных взглядов на обеспечение баланса интересов личности, общества и государства и их защите от внутренних и внешних угроз, а также методологической основы совершенствования актов законодательства в данной сфере. Показывается роль Главы государства, органов законодательной, исполнительной, судебной власти, местного управления и самоуправления в реализации государственной политики обеспечения национальной безопасности.

The article investigates the foundations of the National Security Protection confirmed in the Constitution of the Republic of Belarus and other legal acts. It reveals the genesis of the formation and contents of the National Security Concept of the Republic of Belarus as a complex of the official views on the providing of the balance of the interests of the individual, society and the state, and their protection from the internal and external threats, as well as improving the methodological basis of the legal acts in this sphere. It shows the role of the Head of State, the legislative, the executive, the judiciary, local government and self-government in the implementation of the state policy of the National Security Protection.

Ключевые слова: Конституция; национальная безопасность; виды национальной безопасности; обеспечение национальной безопасности; Концепция национальной безопасности; риски; вызовы; угрозы; объекты; субъекты; система обеспечения национальной безопасности; Президент Республики Беларусь; Национальное собрание; Совет Министров; Совет Безопасности; органы местного управления и самоуправления.

Constitution; National Security; types of the National Security; National Security Protection; National Security Concept; risks; challenges; threats; objects; subjects; the National Security Organization; the President of the Republic of Belarus; the National Assembly; the Council of Ministers; the Security Council; the local government and self-government.

Термин «национальная безопасность» введен в научный лексикон для обозначения социального явления защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей

1

и угроз .

В юридической и философской (и политологической) литературе понятие «национальная безопасность» не имеет единой философско-правовой интерпретации. Данный термин органически связан с термином «безопасность», которая некоторыми авторами определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз2.

Словарь-справочник «Политическая наука» определяет национальную безопасность как состояние защищенности личности, общества и государства

1 Ярочкин В.И. Секьюритология - наука о безопасности жизнедеятельности / В.И. Ярочкин. М.: Ось-89, 2000. С. 115.

2 Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. 5-е изд., доп. и перераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Юрин-формцентр, 2002. С. 82.

от внутренних и внешних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям, гарантирующие возможность стабильного прогресса общества, позволяющие обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие, оборону и безопасность государства3.

По мнению российского политолога Н.А. Ко-солапова, национальная безопасность - это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, или же это состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации4.

3 Политическая наука: Словарь-справочник / Сост. И.И. Санжа-ревский. 6-е изд., испр. и доп. Тамбов, 2015.

4 Косолапов Н. А. Безопасность международная, национальная, глобальная: взаимодополняемость и противоречивость / Н.А.

В свою очередь, российский исследователь Г.А. Борщевский отмечает, что под национальной безопасностью можно подразумевать способность нации удовлетворять потребности, необходимые для ее самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего состояния1.

С точки зрения российского ученого А.К. Есаяна, национальная безопасность является обобщающим, широким и синтезирующим понятием, состоящим из различных видов иной безопасности: общественной, политической, продовольственной, военной и т.д. (в зависимости от охватываемых сфер жизни общества)2.

Некоторыми учеными, в частности, российским политологом А.В. Возжениковым, предлагается использовать такое словосочетание, как «концепция национальной безопасности», под которой понимается система официально принятых взглядов государств на их ценности, интересы, угрозы этим ценностям и интересам, а также способы защиты ценностей и интересов от реальных и потенциальных угроз3.

Авторы монографии «Белорусский путь» дают следующее определение данному понятию: «Национальная безопасность представляет собой совокупность факторов, обеспечивающих жизнеспособность государства в системе международных отношений, его способность адекватно реагировать на возникающие внутренние и внешние вызовы и действовать в соответствии со своими национальными

4

интересами» .

Белорусский исследователь Л.М. Хухлынди-на подчеркивает, что национальная безопасность -это обеспечение физической, экономической и духовной защищенности нации с сохранением оптимальных параметров ее развития5.

Косолапов // Мировая экономика и международные отношения. 2008. №11. С. 12.

1 Борщевский Г.А. Роль государства в формировании преемственного исторического сознания в контексте проблемы обеспечения национальной безопасности России / Г.А. Борщевский // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 1. (январь - февраль).

2 Есаян А.К. «Национальная безопасность» как правовая категория // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 8. С. 12.

3 Возжеников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М.: Модуль, 2000. С. 9.

4 Национальная безопасность // Белорусский путь / Под ред. О.В. Пролесковского, Л.Е. Криштаповича. Мн.: Мастацкая лтаратура, 2014. С. 293.

5 Хухлындина Л.М. Европейская стратегия безопасности и Кон-

цепция национальной безопасности Республики Беларусь: возможности и задачи партнерства // Республика Беларусь - Евро-

Таким образом, национальная безопасность - это государственно-правовой механизм, представляющий собой совокупность правовых, политических, экономических, военных средств, с помощью которых обеспечивается защита государства и человека от внешних и внутренних угроз в различных сферах жизнедеятельности.

Основоположником разработки термина «национальная безопасность» является американский писатель, журналист, политический обозреватель У. Липпман, который в своем чрезвычайно популярном трактате «Внешняя политика Соединенных Штатов -щит республики» (1943 г.) дал одно из самых, как считается, удачных определений национальной безопасности: «Государство находится в состоянии безопасности, когда ему не приходится приносить в жертву свои законные интересы с целью избежать войны и когда оно в состоянии при необходимости защитить эти интересы путем войны»6.

Однако в политический лексикон термин «национальная безопасность» был введен значительно раньше - в 1904 г. - Президентом США Т. Рузвельтом в его послании Конгрессу, в котором он обосновывал захват зоны Панамского канала интересами национальной безопасности. Впоследствии это понятие стало активно использоваться в политической науке и практике международных отношений.

В соответствии с принятым в 1947 г. Законе США «О национальной безопасности» был создан Совет национальной безопасности, задачей которого являлось консультирование Президента по основным аспектах внутренней, внешней и военной политики.

В настоящее время Советы безопасности (в различных интерпретациях), как элемент государственной власти и управления в военно-политической сфере, функционируют в большинстве государств мира. Вместе с тем термину «национальная безопасность» в указанном выше Законе США определение не давалось. Однако по завершении Второй мировой войны в научных и политических кругах США продолжились дискуссии в целях определения основополагающих признаков термина «национальная безопасность». В теоретических журналах появились статьи, авторы которых предлагали различные дефиниции понятиям «национальная безопасность» и

пейский союз: проблемы и перспективы партнерства / А. А. Кова-леня [и др.]; под ред. Л.Ф. Евменова; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии. Мн.: Беларус. навука, 2013. С. 484. 6 Lippmann, W. US Foreign Policy: Shield of the Republic. Boston, 1943. P. 5.

«национальные интересы».

В целом подходы американских политологов в данной области можно условно разделить на две группы. Первую группу составляют политологи, которые определяли национальную безопасность через национальные интересы. Вторую группу составляют

авторы, дающие определение национальной безо-

1

пасности через понятия «угрозы» и «ценности» .

Таким образом, сущность национальной безопасности определялась американскими исследователями как состояние защищенности страны, которое возникает в процессе взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов от угроз. Содержание же этого понятия образуют в совокупности понятия «национальный интерес», «угроза национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности».

Вместе с тем в большинстве определений выделяются такие сущностные признаки национальной безопасности, как защита объектов безопасности от угроз и устойчивое развитие страны.

В Российской Федерации теоретическая разработка термина «национальная безопасность» явилась логическим продолжением развития понятия «безопасность», сформулированного в Законе РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (с изм. и доп.)2. Термин «национальная безопасность» впервые был использован в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». Так, в соответствии со ст. 3 указанного Закона одним из направлений государственной политики в сфере информатизации определялось обеспечение национальной безопасности в данной области3. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 1996 г. отмечалось: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства»4.

Что касается официального закрепления в российском законодательстве, то термин «национальная безопасность» содержится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до

1 Копылов А.В. О генезисе и сущности понятия «национальная безопасность» // Военная мысль. 2014. № 11. С. 47-56.

2 ВС НД РФ. 1992. № 15. Ст. 769; СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1151.

3 СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

4 Росс. газ. 1996. 27 февраля. № 39.

2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. В соответствии с данным документом «национальная безопасность» - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства5.

Национальная безопасность является одной из важнейших проблем геополитики. В большинстве современных демократических стран на высшем государственном уровне разработаны и утверждены доктрины либо концепции национальной безопасности, содержащие политические, военные и экономические направления внешней и внутренней политики. Данные документы предусматривают защиту многомерного коммуникационного пространства Государств от внешних и внутренних угроз и вызовов.

Правовую и методологическую основу системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь составляют Конституция, законы, нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, иные акты законодательства, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения национальной безопасности, принятые после 1994 г., в том числе международные договоры Республики Беларусь. В тот период наибольшую опасность для суверенного белорусского государства представляли отсутствие стройной политической системы, способной управлять страной и отстаивать ее интересы за рубежом, а также кризис в экономике (резкий спад промышленного и сельскохозяйственного производства; рост инфляции, безработицы и на этой основе -возрастающее расслоение населения; дезорганизация централизованной системы материально-технического снабжения; разрыв между ростом цен и реальной заработной платой работающих), падение моральных устоев, рост коррупции и организованной преступности.

На этапе становления белорусской государственности был избран фундаментальный подход -обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь как безопасности личности, общества и государства. Данный принцип нашел отражение в

5 Пункт 5 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Росс. газ. 2009. 19 мая. № 4912.

первой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной 27 марта 1995 г. решением Советом Безопасности Республики Беларусь1. Данный документ явился основополагающим нормативным актом, регламентирующим вопросы обеспечения национальной безопасности нашего государства.

На основе положений первой Концепции была сформирована достаточно эффективная система защиты страны от внутренних и внешних угроз. Это позволило Республике Беларусь следовать основным принципам поступательного развития - мно-говекторности внешней политики и социальной направленности экономического курса. Стала проводиться политика по поддержанию военного паритета и стабильности в регионе, коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и укреплению международной безопасности.

В целом первая Концепция достаточно полно определяла направления государственной политики в области национальной безопасности, создала методологическую основу построения и функционирования системы национальной безопасности.

Исходя из развития внутриполитической и международной обстановки, ряд положений Концепции национальной безопасности 1995 г. был скорректирован в 2001 г. Новая редакция Концепции была утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 3902. В ней были определены жизненно важные интересы нашей страны в политической, экономической, военной, экологической, информационной, гуманитарной сферах, а также приоритетные направления их реализации, сформулированы основные факторы, создающие угрозу безопасности государства в наиболее важных сферах его деятельности. По своим качественным параметрам этот документ по сравнению с прежней редакцией Концепции был более высокого уровня: он явился концептуальной и методологической основой для принятия последующих решений и руководством к действию государственных органов, общественных объединений и граждан в данной области.

Вместе с тем происходящие в мире после 2001 г. трансформации и противоречивые много-

1 Решение Совета Безопасности Республики Беларусь от 27 марта 1995 г. «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь».

2 Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 69.

1/2852.

гранные процессы, обусловленные появлением новых центров силы, соперничеством за доступ к природным ресурсам и конкуренцией моделей общественного устройства, требовали соответствующего реагирования на высшем государственном уровне. Новое звучание получили экологические и другие общечеловеческие вызовы и проблемы. Обострились проблемы безопасности в политической сфере. У руководства республики не могло не вызывать опасение за судьбу стратегической стабильности. В этих условиях принципы и подходы к национальной безопасности объективно не могли пребывать в застывшем состоянии. Все это требовало обновления и творческого переосмысления содержания действующей в то время Концепции национальной безопасности.

Для подготовки проекта новой редакции Концепции национальной безопасности была создана межведомственная экспертная группа. Работа над проектом велась в рамках Государственной комплексной программы научных исследований на 20062010 гг. «Национальная безопасность Республики Беларусь» с участием ученых 10 ведущих научно-исследовательских институтов республики. Вместе с тем в проекте нашли отражение не только результаты отечественных исследований. Для белорусских реалий был исследован и адаптирован опыт 15 государств мира в данной сфере, в том числе Российской Федерации, США, Китая, Великобритании, Франции, Польши, Казахстана, Украины и Азербайджана.

Проект Концепции национальной безопасности в целом был одобрен на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь 19 октября 2010 г. и утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 5753.

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. (далее - Концепция 2010 г.) закрепила совокупность официальных взглядов на сущность и содержание деятельности нашей страны по обеспечению баланса интересов личности, общества, государства и их защите от внутренних и внешних угроз.

Созданная на принципах преемственности государственной политики в области национальной безопасности Концепция 2010 г. уточняет и развивает терминологический аппарат и содержит значительное количество новаций, позволяющих обеспе-

3 Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. № 276. 1/12080; Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 2014. 30 января. 1/14788.

чить единые подходы к пониманию сущности национальной безопасности. В частности, в документе конкретизированы понятия «национальная безопасность», «национальные интересы», «угроза национальной безопасности», «система обеспечения национальной безопасности», «силы обеспечения национальной безопасности».

В Концепции 2010 г. содержится 8 основных видов безопасности, отвечающих основным сферам жизнедеятельности личности, общества и государства:

1. политическая безопасность - состояние защищенности политической системы от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее реализацию национальных интересов во всех сферах национальной безопасности;

2. экономическая безопасность - состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз;

3. научно-технологическая безопасность - состояние отечественных научно-технологического и образовательного потенциалов, обеспечивающих возможность реализации национальных интересов Республики Беларусь в данной сфере;

4. социальная безопасность - состояние защищенности жизни, здоровья и благосостояния

граждан, духовно-нравственных ценностей общества

1

от внутренних и внешних угроз ;

5. демографическая безопасность - состояние защищенности общества и государства от демографических явлений и тенденций, социально-экономические последствия которых оказывают негативное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь;

6. информационная безопасность - состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере;

7. военная безопасность - состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от военных угроз;

8. экологическая безопасность - состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от угроз, возникающих в результате антропогенных воздействий, а также факторов, процессов и

1 Данное определение пришло на смену понятию «безопасность Республики Беларусь в гуманитарной сфере», поскольку в настоящее время оно включает в себя духовно-нравственные и материальные потребности личности и общества.

явлений природного и техногенного характера.

Состояние политической безопасности, защищенность политической системы от внешних и внутренних угроз, реализация национальных интересов во всех сферах национальной безопасности основаны на принципах демократии и верховенстве права. Для республики характерны политическая и социальная стабильность, постоянный рост качества и уровня жизни населения, отсутствуют условия для этнической, конфессиональной, расовой, политической дискриминации и нетерпимости, а их отдельные проявления носят несистемный и единичный характер. Республика Беларусь является активным субъектом международных отношений. Многовекторная и динамичная внешнеполитическая деятельность нашей страны стала важным международным фактором. Эта линия основывается на всестороннем сотрудничестве с Российской Федерацией, другими дружественными государствами на постсоветском пространстве и развитии диалога с западными государствами и структурами, активизации взаимодействия с Европейским союзом. Новый импульс получили стратегическое партнерство и укрепление взаимодействия с государствами, которые в значительной степени будут определять мировое соотношение сил в будущем. Не являются предметом территориальных споров и притязаний государственные границы Республики Беларусь, а состояние пограничной безопасности остается стабильным.

В то же время современная ситуация в мире осложняет проведение самостоятельной внешней политики Республики Беларусь. Имеет место навязывание нашей стране политического курса, не отвечающего ее национальным интересам, вмешательство извне во внутриполитические процессы. Наличие существенных противоречий между основными субъектами мировой политики, проявляющихся на фоне снижения дееспособности систем международной и региональной безопасности, а также столкновение геополитических интересов ведущих государств (групп государств) в процессе перехода от однопо-лярного к многополярному мироустройству, способны осложнить обстановку вокруг Республики Беларусь.

В сфере экономической безопасности Республика Беларусь реализует модель социально ориентированной рыночной экономики, которая доказала свою жизнеспособность. На ее основе в целом обеспечена экономическая стабильность. Вместе с тем белорусская экономика остается одной из наиболее

затратных в Европе и в силу своего открытого характера подвержена сильному негативному влиянию внешних факторов. Высокая степень зависимости от поставок энергоресурсов, значительный износ основных фондов, высокая себестоимость и импортоем-кость производимой продукции ослабляют конкурентоспособность белорусских товаров на внутреннем и внешних рынках. Допускается отставание в темпах перехода экономики к передовым технологическим укладам от других государств и деградация технологической структуры реального сектора экономики.

В целях привлечения внешних ресурсов в экономику Республики Беларусь в виде прямых иностранных инвестиций в валютоокупаемые проекты будут формироваться благоприятный инвестиционный климат, максимально упрощаться нормативная правовая база ведения бизнеса, внедряться международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В целом уже начала формироваться внутренне непротиворечивая, гармонизированная с развитыми странами институциональная социально ориентированная рыночная среда с целью вхождения Республики Беларусь в число первых 30 стран мира по условиям ведения бизнеса.

В научно-технологической сфере сформированы базовые элементы национальной инновационной системы. Научные, научно-технические и инновационные разработки переориентируются на конкретные потребности экономической, социальной и иных сфер, растет их результативность. В то же время низкими остаются наукоемкость ВВП и доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства. Пока в целом не создана эффективная национальная инновационная система. Недостаточно развита инновационная инфраструктура, высок износ технологического оборудования. Имеет место ограничение доступа белорусских исследователей и субъектов хозяйствования к новейшим технологиям, результатам исследований и разработок мирового уровня, ведется целенаправленная политика иностранных государств и компаний, стимулирующая эмиграцию высококвалифицированных ученых и специалистов из Республики Беларусь.

Состояние социальной безопасности, защищенности жизни, здоровья и благосостояния граждан обеспечивается за счет высокого уровня развития человеческого потенциала. В Республике Беларусь одной из самых низких на постсоветском пространстве является безработица, выстроена эффек-

тивная система адресной социальной поддержки граждан. Сокращается доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Расслоение общества по имущественному признаку и социальная напряженность - минимальны. В социальной сфере Республика Беларусь намерена войти в число первых 50 стран мира с высоким уровнем развития человеческого потенциала. При этом действия государственных органов будут направлены на обеспечение достойного уровня и качества жизни населения, в том числе за счет роста реальной заработной платы и иных доходов, совершенствования системы пенсионного обеспечения и адресной социальной помощи, развития системы государственных социальных стандартов.

Состоянию защищенности общества и государства от демографических явлений и тенденций в Республике Беларусь уделяется особое внимание. Постепенно растет продолжительность жизни, снижается уровень смертности, в том числе младенческой. Замедлены темпы отрицательной динамики численности населения (депопуляции). Вместе с тем качество жизни граждан нашей страны по ряду показателей уступает ведущим государствам мира.

В демографической сфере главным приоритетом государственной политики является всестороннее стимулирование рождаемости, обеспечивающее расширенное воспроизводство населения. Повышение престижа крепкой семьи и совершенствование системы поддержки семей с тремя и более детьми - принципиально важные направления обеспечения демографической безопасности.

Последовательно реализуются права граждан в информационной сфере на получение информации и ее использование. Государство создает необходимые условия для развития всех средств массовой информации и национального сегмента глобальной сети Интернет. Во все сферы жизнедеятельности общества активно внедряются современные информационно-коммуникационные технологии.

В то же время в республике сохраняется отставание от ведущих стран мира по уровню информатизации. В условиях открытости информационного пространства и конкуренции со стороны иностранного информационного продукта недостаточными остаются качество и популярность белорусского национального контента, а также масштабы и уровень внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий.

На достаточно высоком уровне обеспечена

военная безопасность Республики Беларусь с опорой, прежде всего, на политико-дипломатические, информационные и другие невоенные методы. Вооруженные Силы остаются гарантом независимости, территориальной целостности и суверенитета государства. Поступательно развивается оборонный комплекс страны. Совершенствуется система обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций. Вместе с тем не удалось в полной мере преодолеть негативные тенденции, связанные с моральным и физическим старением вооружения и военной техники, находящейся в распоряжении Вооруженных Сил Республики Беларусь, ухудшением состояния военной инфраструктуры, снижением престижа военной службы. Тенденции развития Европейского региона свидетельствуют об отсутствии в настоящее время военной угрозы Республике Беларусь. Вместе с тем существует военная опасность на уровне рисков и вызовов, обусловленная наличием объективно существующих источников военной угрозы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Беларусь обеспечивает свою военную безопасность исходя из принципов оборонной достаточности и стратегического сдерживания потенциальной агрессии, отдавая приоритет невоенным средствам. Важнейшей задачей, решаемой государством в интересах обеспечения военной безопасности, является подготовка страны к обороне.

Приоритетным направлением деятельности по защите от внешних источников угроз безопасности Республики Беларусь в военной сфере является проведение государственной политики, нацеленной на укрепление системы общеевропейской безопасности, взаимного доверия, а также отказ от решения спорных вопросов путем применения военной силы.

Осуществляя совместное с Российской Федерацией военное строительство и развивая военно-техническое сотрудничество, направленные на повышение оборонного потенциала Союзного государства в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности, Республика Беларусь также участвует в достижении новых договоренностей в сфере разоружения и контроля над вооружениями, укреплении мер доверия, решении вопросов нераспространения оружия массового уничтожения. Республика Беларусь выступает за сотрудничество на равноправной основе с Организацией Североатлантического договора и ЕС в интересах укрепления европейской безопасности и стабильности.

Важным фактором в обеспечении военной безопасности и обороноспособности является Военная доктрина Республики Беларусь, утвержденная программным Законом Республики Беларусь от 3 января 2002 г. (с изм. и доп.)1.

Военная доктрина Республики Беларусь представляет собой совокупность официальных основополагающих взглядов и принципов обеспечения военной безопасности государства посредством применения политических и военных мер. Она конкретизирует основные направления военной политики государства на современном этапе, а также определяет его отношение к военным конфликтам и их предотвращению, военному строительству, применению военной силы для защиты жизненно важных интересов государства. Приоритетными задачами Республики Беларусь в соответствии с Военной доктриной являются защита государственного суверенитета и политической независимости, обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности границ государства.

Положения Военной доктрины базируются на системном анализе военно-политической обстановки и прогнозе ее развития с учетом потребностей и реальных возможностей государства по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь, а также имеющегося опыта военного строительства и организации вооруженной защиты государства.

Провозглашая Военную доктрину, носящую сугубо оборонительный характер, Республика Беларусь исходит из того, что ни одно из государств в настоящее время не является для нее потенциальным противником и свою военную безопасность она рассматривает как состояние защищенности национальных интересов в условиях возможной трансформации военной опасности в военные угрозы государству.

В сфере экологической безопасности степень защищенности населения и окружающей среды от техногенных и природных воздействий в целом является приемлемой для нынешнего этапа социально-экономического развития. Вместе с тем растет антропогенная нагрузка на экологическую сферу, недостаточными остаются меры по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия. Имеет место возникновение на территории Республики Беларусь либо вблизи ее границ крупномасштабных чрез-

1 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 6. 2/826; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. 2013. 17 декабря. 2/2081.

вычайных ситуаций природного и техногенного характера, эпидемий и эпизоотии. Наблюдаются деградация земель, лесов и природных комплексов, истощение минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, а также радиоактивное, химическое и биологическое загрязнение почв, вод, недр, растительного мира и атмосферного воздуха. На состояние экологической безопасности существенное влияние оказывают глобальные изменения окружающей природной среды, связанные с изменением климата, разрушением озонового слоя, сокращением биоразнообразия, а также трансграничный перенос загрязняющих веществ на территорию Республики Беларусь воздушными и водными потоками, проникновение инвазивных видов животных и растений из сопредельных стран.

Развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и правового разрешения экологических проблем транснационального характера, повышение достоверности оценок и прогнозов состояния природной среды, изменений климата, опасных погодных и климатических явлений, адаптация секторов экономики к изменениям окружающей среды, сокращение выбросов в атмосферу парниковых газов позволят обеспечить защиту от внешних угроз национальной безопасности в экологической сфере.

В соответствии с Концепцией 2010 г. обеспечение национальной безопасности представляет собой деятельность субъектов обеспечения национальной безопасности по защите личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, реализации национальных интересов, созданию необходимых условий для устойчивого развития Республики Беларусь.

При этом субъектами обеспечения национальной безопасности являются: государство, осуществляющее свои полномочия в данной сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной власти; общественные и иные организации; граждане.

К числу объектов национальной безопасности относятся: личность - ее конституционные права, свободы и законные интересы; общество - его материальные и духовные ценности, система общественных отношений, охраняемых нормами права; государство - его независимость, территориальная целостность, суверенитет, конституционный строй.

Целью обеспечения национальной безопас-

ности является достижение и поддержание такого уровня защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, который гарантирует устойчивое развитие Республики Беларусь и реализацию ее национальных интересов.

Основными задачами обеспечения национальной безопасности выступают: разработка и реализация государственной политики обеспечения национальной безопасности; определение и поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства; нейтрализация источников внутренних угроз и защита от внешних угроз национальной безопасности; обеспечение реализации национальных интересов и устойчивого развития Республики Беларусь; создание системы обеспечения национальной безопасности и организация ее эффективного функционирования.

В соответствии с Концепцией 2010 г. основными принципами обеспечения национальной безопасности являются: законность, соблюдение конституционных прав и свобод человека; гуманизм и социальная справедливость; гласность; соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность; комплексный подход к решению задач обеспечения национальной безопасности; единство и взаимосвязь видов и направлений обеспечения национальной безопасности; участие в системах международной и региональной коллективной безопасности; разграничение сфер ответственности и полномочий государственных органов в решении задач обеспечения национальной безопасности; приоритетность правовых, политических, экономических и информационных мер обеспечения национальной безопасности; оперативность, своевременность, превентивность и соразмерность мер по нейтрализации источников внутренних угроз и защите от внешних угроз.

Обеспечение национальной безопасности осуществляется по направлениям, выделяемым в соответствии с основными сферами жизнедеятельности личности, общества и государства.

Система обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность взаимодействующих субъектов обеспечения национальной безопасности и средств, используемых ими для осуществления деятельности по защите и реализации национальных интересов Республики Беларусь и обеспечению безопасности личности, общества и государства. В стране сформированы необходимые

условия для предотвращения либо нейтрализации различных угроз национальной безопасности. Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь функционирует устойчиво и обеспечивает решение стоящих перед ней задач.

Субъекты обеспечения национальной безопасности (государственные органы, общественные и иные организации; граждане) осуществляют согласованную деятельность по достижению цели и решению задач обеспечения национальной безопасности в соответствии с их правовым статусом, определяемым законодательством.

Центральное место в государственно-правовом механизме обеспечения национальной безопасности, безусловно, принадлежит Президенту Республики Беларусь. Располагая очерченными рамками действующей Конституции полномочиями, Глава государства осуществляет взаимодействие органов государственной власти и таким образом располагает огромными возможностями для реализации государственной политики во всех ее сферах. За Президентом остается общее руководство системой обеспечения национальной безопасности путем реализации своих полномочий в этой области через Совет Безопасности Республики Беларусь и его рабочий орган - Государственный секретариат Совета Безопасности, а также через Совет Министров.

Национальное собрание Республики Беларусь, как общегосударственный представительный орган, осуществляет законодательную власть в стране. Палата представителей рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики, военной доктрины, а также в сфере обеспечения национальной безопасности. Совет Республики, будучи палатой территориального представительства, одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов.

Как конституционный орган, Совет Безопасности Республики Беларусь рассматривает вопросы внутренней и внешней политики страны, затрагивающие интересы национальной безопасности, принимает по ним решения, в том числе определяет государственные органы, ответственные за обеспечение национальной безопасности в основных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства, и пороговые значения индикаторов (показателей) состояния национальной безопасности, организует эффективное функционирование системы обеспече-

ния национальной безопасности;

Совет Министров Республики Беларусь, как коллегиальный орган общей компетенции и центральный орган государственного управления, руководит системой подчиненных ему органов, в пределах своих полномочий разрабатывает конкретные меры по обеспечению национальной безопасности, организует и контролирует их реализацию.

Иные государственные органы, подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, и республиканские органы государственного управления, подчиненные Правительству, в соответствии с их компетенцией реализуют меры, направленные на решение задач обеспечения национальной безопасности, поддерживают в состоянии готовности к применению имеющиеся в их распоряжении силы и средства.

В соответствии со ст. 112 Основного Закона Республики Беларусь суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов, в том числе по делам, затрагивающим вопросы обеспечения национальной безопасности.

Органы местного управления и самоуправления, как субъекты обеспечения национальной безопасности, осуществляют реализацию задач в данной сфере, отнесенных законодательством к их компетенции.

Граждане Республики Беларусь участвуют в обеспечении национальной безопасности посредством реализации своих прав и обязанностей (в том числе исполнения в соответствии со ст. 57 Конституции Республики Беларусь священного долга по защите Республики Беларусь), предусмотренных Конституцией, законами, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь. Свое видение национальных интересов, способов и средств их защиты граждане реализуют путем участия в выборах, референдумах и других формах непосредственной демократии, а также через государственные органы и органы местного самоуправления.

Для решения задач обеспечения национальной безопасности в соответствии с Конституцией, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента создаются силы обеспечения национальной безопасности, в состав которых входят: Вооруженные Силы, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, внутренние войска Министерства внутренних дел, Служба безопасности Президента, Оперативно-аналитиче-

ский центр при Президенте Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования страны, Следственный комитет, Государственный комитет судебных экспертиз, органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы финансовых расследований, таможенные органы, орган финансового мониторинга, подразделения (службы) иных государственных органов, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте, безопасность связи и информации, а также охрану окружающей среды, и др.

Взаимодействие субъектов обеспечения национальной безопасности осуществляется с учетом их правового статуса, компетенции и характера решаемых задач при координирующей роли Совета Безопасности Республики Беларусь и его рабочего органа - секретариата.

Эффективность обеспечения национальной безопасности достигается способностью системы обеспечения национальной безопасности к своевременному выявлению изменений во внутренней и внешней обстановке, формирующих вызовы и угрозы национальной безопасности, своевременному предотвращению либо минимизации последствий кризисных ситуаций в сочетании с целенаправленной деятельностью по защите и реализации национальных интересов.

Государственными органами, входящими в систему обеспечения национальной безопасности, в пределах их компетенции и во взаимодействии организуется антикризисное реагирование на риски, вызовы и угрозы национальной безопасности.

Согласно установлениям Концепции 2010 г. в случае возрастания опасности, формирования рисков, вызовов и обострения угроз национальной безопасности в рамках антикризисного реагирования вырабатываются, принимаются и реализуются соответствующие управленческие решения, включая меры оперативного, среднесрочного и долгосрочного ха-

рактера. При возникновении непосредственной угрозы (угроз) национальной безопасности осуществляется подготовка предложений Президенту Республики Беларусь и Совету Безопасности по принятию неотложных мер, направленных на защиту от данной угрозы (угроз), предотвращение кризисных ситуаций либо минимизацию их возможных негативных последствий, организуется реализация принятых решений, контроль за их исполнением и регулирование системы обеспечения национальной безопасности.

Указанные выше конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь являются прочным юридическим фундаментом для создания необходимых условий по предотвращению либо нейтрализации внутренних и внешних угроз. На принципах демократии и верховенстве норм права основана общественно-политическая модель страны. Стратегическими национальными интересами Республики Беларусь являются обеспечение независимости, территориальной целостности, суверенитета, незыблемости конституционного строя, устойчивое экономическое развитие, высокая конкурентоспособность белорусской экономики, достижение высокого уровня и качества жизни граждан. Устойчиво функционирует и обеспечивает решение стоящих задач государственная система обеспечения национальной безопасности. Республика Беларусь реализует модель социально ориентированной рыночной экономики, которая доказала свою жизнеспособность. Начала формироваться внутренне непротиворечивая, гармонизированная с развитыми странами институциональная социально ориентированная рыночная среда. Внешнеполитическая деятельность является многовекторной и динамичной. Принимаемые государством меры по предотвращению либо нейтрализации различных угроз способствуют дальнейшему развитию политического, экономического, интеллектуал ь-ного и духовного потенциала страны, обеспечению защиты прав и свобод граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.