Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 3 (102). С. 23-30. Vest-nik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. Vol. no. 3 (102). P. 23-30.
12.00.02. Конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право
Научная статья УДК 342.41
DOI: 10.55001/2312-3184.2022.95.78.002
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нежинская Ксения Сергеевна
Дальневосточный юридический институт МВД России, Российская Федерация, Хабаровск, [email protected]
Введение: целью исследования стало изучение различных подходов к трактовке понятия идеология, процесса его закрепления в нормативно--правовых актах страны на различных этапах ее развития, а также его влияния на формирование правовой культуры общества.
Материалы и методы: нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральное и региональное законодательство, затрагивающее вопросы формирования идеологических основ процессов воспитания и целеполага-ния в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Методологическим фундаментом исследования выступает общий диалектический метод научного познания, а также методы дедукции, сравнительно-правовой метод, анализ, синтез и другой инструментарий, посредством которого можно познать правовое регулирование в проблематике конституционных основ идеологии в Российской Федерации.
Результаты исследования дают возможность пересмотреть правовые основы идеологии в Российской Федерации и ее значение в формировании правового государства и гражданского общества. В статье предпринята попытка доказать необходимость установления конституционной идеологии в Российской Федерации, а также возможность ее нормативного закрепления.
Выводы и заключения: в ходе анализа норм, регулирующих общественные отношения в сфере идеологической функции российского государства, выявлены существенные недостатки и предложены пути их устранения.
Ключевые слова: идеология, конституционно-правовые основы конституционной идеологии, конституционные ценности, многонациональное государство, идеологическая деятельность государства
Для цитирования: Нежинская К.С. Конституционно-правовые основы идеологии в Российской Федерации // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 3 (102). С. 23-30. DOI: 10.55001/2312-3184.2022.95.78.002
© Нежинская К. С., 2022
12.00.02. Constitutional law; constitutional judicial process; municipal law Original article
CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASES OF IDEOLOGY
IN THE RUSSIAN FEDERATION
Ksenia S. Nizhynskaya
Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russian Federation, Khabarovsk, [email protected]
Introduction: The aim of the study was to study various approaches to the interpretation of the concept of ideology, the process of its consolidation in the legal acts of the country at various stages of its development, as well as its influence on the formation of the legal culture of society.
Materials and Methods: the normative basis of the study is the Constitution of the Russian Federation, federal and regional legislation, which affects the formation of the ideological foundations of the processes of education and goal-setting in the activities of state authorities and local self-government. The methodological foundation of the study is the general dialectical method of scientific knowledge, as well as deduction methods, the comparative legal method, analysis, synthesis and other tools through which one can learn legal regulation in the problems of the constitutional foundations of ideology in the Russian Federation.
The results of the study: provide an opportunity to reconsider the legal foundations of ideology in the Russian Federation and its significance in the formation of the rule of law and civil society. The article attempts to prove the need to establish a constitutional ideology in the Russian Federation, as well as the possibility of its normative consolidation.
Findings and Conclusions: in the course of the analysis of the norms governing social relations in the sphere of the ideological function of the Russian state, significant shortcomings were identified and ways to eliminate them were proposed.
Keywords: ideology, constitutional and legal foundations of constitutional ideology, constitutional values, multinational state, ideological activity of the state.
For citation: NizhynskayaK.S. Konstitucionno-pravovye osnovy ideologii v Ros-sijskoj Federacii [Constitutional and legal bases of ideology in the Russian Federation. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2022, no. 3(102), pp. 23-30 (in Russ.) DOI: 10.55001/2312-3184.2022.95.78.002
Определений понятия государства, так же, как и его признаков, в научной и учебной литературе существует великое множество [1, с. 16-23]. Рассматривать генезис становления учения о государстве, чтобы выделить сущностные характеристики данного института, ученые начинают еще с глубокой древности [2, с. 1-10]. Многообразие взглядов на государство обусловлено прежде всего тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Однако все подходы к определению понятия государства имеют схожие сущностные характеристики, отличающие его от первобытного общества и других организаций, которые государствами не являются. В теории государства и права признаки государства
разделяют на две группы - обязательные и необязательные. В многообразии подходов к определению государства нельзя не согласится с мнением ученых, которые одним из основных обязательных признаков государства выделяют государственную идеологию [3, с. 6]. И данная точка зрения не является случайностью, стоит только обратиться к марксистско-ленинской теории. Так, исходя из сущностной характеристики любого государства, находящегося на том или ином историческом этапе развития, мы в первую очередь устанавливаем совокупность наиболее важных устойчивых свойств и связей между самим государством в лице его органов власти и обществом. Данная связь в последующем раскрывается через систему различных функций и принципов данного государства. Так, например, под сущностью рабовладельческого государства, мы подразумеваем выражение интересов класса рабовладельцев, а под основными функциями -подавление сопротивления зависимого класса и оправдание существующих порядков. Те же характеристики государства присущи и феодальной, и буржуазной общественно -экономической формации на начальных этапах ее развития.
К сожалению, анализ юридической терминологии и нормативно-правовых актов многих современных буржуазных государств указывает на существующие в научной, учебной и иной литературе разногласия, касающиеся определения сущности современных государств, в части их идеологической функции [4, с. 56-58]. Государственная идеология сегодня прямо запрещена государством (статья 13 Конституции РФ). Стоит отметить, что идеологическая деятельность государства не должна ограничиваться рассмотрением ее только с позиции государственной функции. Многие ученые предлагают рассматривать идеологическую деятельность государства как необходимый атрибутивный признак самого понятия.
Так, С.Ф. Мацко [5, с. 68] рассматривает идеологию как одну из составляющих государства, раскрывающую и обосновывающую его сущность, направленную на формирование ценностных ориентаций общества и поведенческих установок граждан. Таким образом, идеология как государственная функция воплощает и раскрывает роль государства в качестве субъекта политической системы, а идеологическая деятельность подразумевает воздействие государства на все субъекты политической системы в целом.
Основным элементом политической власти является идеологическая регуляция общества, следовательно, само существование государственной власти невозможно представить без идеологии [6, с. 54-62].
Таким образом, идеология является атрибутивным элементом государства, исходя из сущностных характеристик самой власти. Конституция РФ в ч.1 и ч.2 статьи 13 признает идеологическое, а вместе с ним и политическое многообразие, подтверждая тем самым сущность государственной власти, которая формируется посредством борьбы различных элементов политической системы государства. Политическое и идеологическое противоборство является важнейшим фактором существования демократического режима. Это вполне естественное явление политической жизни, развертывающееся на открытом пространстве, и позволяющее, с одной стороны, властям контролировать ход этой конфликтности (ч.5 ст. 13 Конституции РФ), а с другой - населению обозревать этот процесс и делать соответствующие выводы и выбор, реализуя свое активное и пассивное избирательное право.
Следовательно, уже только из анализа ст. 13 Конституции РФ прослеживается явное противоречие. Исходя из теории правового государства (а Россия провозглашает
себя таковым ч. 1 ст. 1 Конституции), власть должна быть выборной. В нашем государстве власть, а также право выбора, кому ее делегировать, принадлежит народу. Выбирая кандидата на управление государством, народ исходит из внутренних убеждений, основанных на социальных нормах, являющихся в свою очередь основными составляющими идеологии, которую тот или иной кандидат и политическая партия представляет в ходе своей предвыборной кампании. Население страны выбирает определенную программу, идею, в соответствии с которой выборное должностное лицо должно осуществлять власть в государстве. Но исходя из толкования ст. 13 Конституции РФ, как только выборная власть получает статус легитимной государственной власти, ее идеология становится запрещенной и является, в крайнем случае, необязательным принципом осуществления ее полномочий. В связи с этим возникает и логичное объяснение, почему предвыборные обещания никогда не выполняются на практике. Но это только негативные факторы, характеризующие сущностные характеристики современной государственной власти.
Способность государства устанавливать и регулировать общественные процессы определяется его регулятивными рычагами, теми механизмами, с помощью которых оно может мобилизовать людские, материальные и финансовые ресурсы для достижения поставленных целей и задач. И в правовом демократическом государстве такими рычагами являются отнюдь не механизмы управления и подавления. Активное вовлечение населения в управление общественными процессами и построение развитого гражданского общества - вот та цель, к которой стремится любое современное государство, принимая или нет во внимание марксистскую теорию. Но о какой активности граждан может идти речь, если в обществе отсутствует самое важное, то, от чего берет начало и развивается любая деятельность, идеологическая основа государства: цели, задачи, методы, механизмы, принципы деятельности и т.п. Это те составляющие, которые каждому члену общества дают ответ на вопрос: для чего он проявляет свою активную гражданскую позицию и для чего вообще живет именно в этом государстве.
В содержательном смысле идеология влияет на способность государства своевременно обобщать общенациональные интересы и реализовывать их в своей практической деятельности, создавая для собственных граждан некие ориентиры в различных сферах общественных отношений. Таким образом, государственная идеология, наряду с правовыми нормами, механизмом управления и принуждения, является необходимым средством реализации государственных целей и политики государства.
Как справедливо отмечает А.И. Клименко [7, с. 70-83], результатом размытости социально значимых ценностных установок в российском государстве является возникновение различных радикальных политических групп с собственной субкультурой и идеологией, которые, несомненно, представляют серьезную опасность для государства и общества в целом. Данная ситуация является прямым следствием неэффективности идеологии государства. Поэтому, по его мнению, конструктивный подход к анализу правовой и политической действительности в России необходимо проводить с учетом и изучением идеологической сферы жизни общества и государства. Данный вывод вполне обоснован с практической точки зрения. Так, анализ данных статистики с 2003 года по настоящее время о состоянии преступности в Российской Федерации показывает, что отсутствие на протяжении 25-ти лет в России ценностных государственных ориентиров в обществе привели к необратимым последствиям. Произошло
увеличение количества правонарушений экстремистского характера; значительно снизился уровень гражданской активности населения; возросли показатели правового и морального нигилизма в обществе; произошел рост резонансных преступлений, совершенных с особой жестокостью; возрос уровень недоверия и критики действующей власти; отсутствие чувства патриотизма и любви к своей Родине - и это далеко не все негативные общественные явления, которые на сегодняшний день характеризуют российское общество.
Процесс идеологизации общества имеет длительный временной промежуток и связан прежде всего с деятельностью государства в отношении всех возрастных и социальных групп населения. Идеология существовала в советском государстве и представляла собой целенаправленную деятельность государства по формированию у населения целостного представления об устройстве общества и государства. Привитие идеологических основ развития личности начиналось еще с раннего возраста. Октябренок - пионер - комсомолец - член Коммунистической партии. У каждого гражданина с рождения была цель, к которой он стремился, и эта цель совпадала с государственными идеалами и ценностями всего общества. Вместе с правовыми и государственными ориентирами социалистическая идеология прививала элементарные моральные и духовные ценности, которое общество до прихода советской власти находило в религии.
Общественные отношения, как и нормы права, не стоят на месте, развиваясь, они отражают сущность государства и потребности всего общества. Социалистические ценности с принятием Конституции 1993 года к новому российскому государству стали неприемлемы, на их место должны были прийти демократические принципы свободного общества, стремящегося к построению правового государства. Вместо того, чтобы закрепить законодательно государственную идеологию нового государства и в соответствии с ней разработать новый механизм ее становления и развития, закон ее полностью запретил. При этом законодательно получило закрепление понятие идеологии экстремизма и терроризма. Изучение нормативно-правовых основ противодействия экстремизму и терроризму в России неизбежно приводит к выводу, что деятельность органов государственной власти направлена на предупреждение и предотвращение негативных тенденций в данной сфере общественной жизни, но только не на профилактику. Эффективными мерами профилактики в данном случае послужило бы создание правовых основ конституционной идеологии в Российской Федерации. Таким образом, органы государственной власти имели бы четкие рамки развития общества и координации собственной деятельности в сфере обеспечения национальной безопасности государства.
Примечательно, что в современной российской науке существуют абсолютно противоположные подходы к содержанию понятия национальной идеологии России. Дискуссионным в данном аспекте является вопрос, должна ли совпадать российская и европейская идея или же российский вариант явно выходит за рамки западной. Противники европейского пути развития современной России настаивают на необходимости обращения к восточному историческому опыту. По их мнению, российскому государству необходимо учесть недостатки европейского узкого прагматизма и рационализма и заменить их обращением к духовности Востока. Так, В. Иноземцев, Р. Инглхарт, О. Антипина [8, с. 12-14] утверждают, что те силы, которые способны воздействовать на западное общество, начинают свое формирование в самой западной цивилизации. Европейское население в большей
степени ориентировано на приоритет общечеловеческих ценностей, а не экономических, как это имеет место в России. В данном контексте интересна позиция В. Межуева [9, с. 10], который в своих научных положениях приходит к выводу о необходимости не только разведения основ идеологического развития России и Европы, но и создания самобытной российской идеологии, развивающей общечеловеческие ценности с учетом исторической самобытности российского народа. Таким образом, решающим аспектом альтернативы европейской идеологии для современной России является вопрос о включенности в нее русской этничности. Взятые в отдельности этнические идеологемы не могут обладать мобилизующей силой для такого многонационального государства, как Россия. Поэтому конституционная идеология России должна формироваться на основе культур всех этносов и национальностей, населяющих Российскую Федерацию. Менталитет, обычаи и традиции каждой национальности, проживающей на территории России, формировались на протяжении столетий и нашли свое отражение в национальных идеологиях, в основе которых лежат общие социальные нормы. Однако в России, цитируя главу нашего государства В. Путина, «при всем обилии взглядов, мнений, у нас были и есть общие ценности, которые сплачивают и позволяют называть нас единым народом» [10]. Алексий II, размышляя о государственной идеологии, отмечал: «Часто раздаются голоса, что нужно найти национальную идею. Наш национальный опыт и является такой национальной идеей. Для государства его история является фундаментом» [11, с.3]. Основной функцией российского государства сегодня является создание российской конституционной идеологии, которая отразит и обобщит исторический опыт и национальные ценности, и только тогда сможет объединить все общество на основе общих нравственно-духовных приоритетов, разделяемых основной частью населения. Конституционная идеология станет ориентиром, указывающим общую цель и направление движения государства, общества и личности. Она прояснит смысл исторического развития народов и оправдает сложнейший и зачастую противоречивый путь развития российского государства.
Стоит отметить, что данные научные взгляды стали приобретать практическую окраску. Так, правотворческая работа в направлении выстраивания четкой линии формирования государственной идеологии ведется довольно активно. И началась эта работа не с Основного закона нашего государства, а с нормативно-правовых актов, регулирующих формирование институтов гражданского общества в России. Например, федеральные образовательные стандарты для всех уровней образования обязательно включают в себя компетенции, формирующие взаимосвязанные ориентации, знания, умения, навыки, стереотипы поведения, необходимые для осуществления продуктивной деятельности личности. Последние поправки в Конституцию также указывают на повышенное внимание власти к формированию идеологических ориентиров развития личности и деятельности органов государственной власти в развитие данных ориентиров. Декларативные нормы, закрепляющие такие приоритеты, как: «дети - важнейший приоритет государственной политики», «справедливость и солидарность поколений», «институт брака как союз мужчины и женщины» и другие, стали новацией российской Конституции, показав динамичность в развитии идеологической основы государства и необходимость конституционного регулирования данной сферы общественных отношений, ни в коем случае не умаляя конституционный принцип приоритета прав и свобод личности в рамках существования демократического государства.
К сожалению, общество редко пытается изучить закон и вникнуть в основную идею, которую закладывает законодатель в каждую норму. Именно это и создает благоприятную
основу для искажения основного содержания принимаемых правотворческими органами норм в интересах противостоящих легитимной власти политических сил. В данном контексте видится насущная необходимость в принятии отдельного декларативного акта, закрепляющего основные положения конституционной идеологии. Во избежание негативной реакции, связанной с опасениями формирования тоталитарного режима в стране, целесообразно назвать его «Конституционные стандарты развития российского государства», а в содержании раскрыть заложенные в Конституции Российской Федерации идеологические принципы, оказывающие неоспоримое воздействие на формирование и развитие государства, общества и личности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев, П.В. Социальная философия ценности - мораль - идеология. / П. В. Алексеев; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Философский факультет. - Москва: Проспект, 2005. - 608 с.
2. Вольтер, О.В. Феномен российской государственной идеологии как духовно-политической основы государственной целостности России: история и современность: политологический аспект : автореф. дис... д-ра полит. наук. Ростов н/Д., 2010. - 55 с.
3. Возьмитель, А.О российской власти и общенациональной идее // Власть. 1999. № 7.
4. Кутафин, О.Е. Российский конституционализм. М.: Норма, 2008. - с.6-8.
5. Мацко, С.В. Государственная идеология и право современной России (Теоретико-правовое исследование): дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Уфа, 2003. - 204 с.
6. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. от 08 марта 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. Ст. 3031.
7. Клименко, А.И. Сущность и механизмы современной правовой идеологии государства: монография. М.: Моск. ун-т МВД России, 2007. - 150 с.
8. Волков, Ю.Г. Идеология гуманизма в становлении российской идентичности // Социально-гуманитарные знания. 2006. - №2. - с.12-14.
9. Гросул, В.Я., Итенберг, Г.С., Твардовская, В.А. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. - М., 2000. - 439 с.
10. Послание Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному Собранию Российской Федерации: «Государство Россия. Путь к эффективному государству» от 8.07.2000. // Российская газета. - 11.07.2000. - С. 4.
11. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Церковь и народ на путях духовного возрождения // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 3. - с.3-5.
REFERENCES
1. Alekseev P.V. Social philosophy of value - morality - ideology. / P. V. Alekseev; Moscow state un-t im. M. V. Lomonosov, Faculty of Philosophy. - Moscow: Prospect, 2005. - 608 p.
2. Voltaire O.V. The phenomenon of the Russian state ideology as the spiritual and political basis of the state integrity of Russia: history and modernity: political aspect : Abstract of the thesis. dis... doc. polit. Sciences. R-on-D., 2010. - 55 p.
3. Taker A. About the Russian authorities and the national idea // Power. 1999. No. 7.
4. Kutafin O.E. Russian constitutionalism. M.: Norma, 2008. - p.6-8.
5. Matsko S.V. State Ideology and Law of Modern Russia (Theoretical and Legal Research): Dis. ... cand. legal Sciences: 12.00.01: Ufa, 2003. - 204 p.
6. On countering extremist activity: Feder. Law of July 25, 2002 No. 114-FZ (as amended on March 08, 2015) // Collected Legislation of the Russian Federation. - 2002. - No. 30. Art. 3031.
7. A.I. Klimenko. Essence and mechanisms of modern legal ideology of the state: Monograph. M.: Mosk. University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2007. - 150 p.
8. Volkov Yu. G. The ideology of humanism in the development of Russian identity // Social and humanitarian knowledge. 2006. No. 2. - p. 12-14.
9. Grosul V.Ya., Itenberg, G.S., Tvardovskaya V.A. Russian conservatism of the 19th century. Ideology and practice. M., 2000. - 439 p.
10. Message from the President of the Russian Federation Putin V.V. Federal Assembly of the Russian Federation: "The State of Russia. The path to an effective state" dated 8.07.2000. // Russian newspaper. 07/11/2000. p. 4.
11. Patriarch of Moscow and All Russia Alexy II. Church and people on the paths of spiritual revival // Social and humanitarian knowledge. 1999. No. 3. - p.3-5.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Нежинская Ксения Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин. Дальневосточный юридический институт МВД России, пер. Казарменный, д. 15, г. Хабаровск, 680020 ORCID: 0000-0002-1177-1455 ResearcherID: GRE-7681-2022 INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Nezhinskaya Ksenia S., PhD in Law, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines. Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, per. Kazarmenny, 15, Khabarovsk, 680020 ORCID: 0000-0002-1177-1455 ResearcherID: GRE-7681-2022
Статья поступила в редакцию 01.02.2022; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 13.09.2022.
The article was submitted 01.02.2022; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 13.09.2022.