Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА'

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
408
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бредихин Алексей Леонидович

В статье рассматриваются положения Конституции РФ с точки зрения отражения основ идеологической функции государства. Выделяются материальные и процессуальные компоненты осуществления идеологической функции Российского государства. Показывается, что материальные нормы отражают идеологические установки, а процессуальные - порядок реализации идеологической функции государства, что также находит свое закрепление в нормах действующей Конституции РФ. Автор приходит к выводу, что в Основном законе России главным образом отражаются материальные нормы, а процессуальные нормы - лишь фрагментарно, однако, несмотря на это, они имеют важное значение для понимания конституционных основ идеологической функции государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL FRAMEWORKS OF THE IDEOLOGICAL FUNCTION OF THE STATE

In this article examines the provisions of the Constitution of the Russian Federation from the point of view of reflecting the foundations of the ideological function of the state. The material and procedural components of the implementation of the ideological function of the Russian state are singled out. It is shown that material norms reflect ideological attitudes, while procedural norms reflect the procedure for implementing the ideological function of the state, which is also reflected in the norms of the current Constitution of the Russian Federation. The author comes to the conclusion that the Constitution of the Russian Federation mainly reflects substantive norms, while procedural norms are only fragmentary, however, they are also important for understanding the constitutional foundations of the ideological function of the state.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

ИЗМЕРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ -

УДК 340 ББК 67.0

Бредихин Алексей Леонидович Bredikhin Alexey Leonidovich

доцент кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]

Associate Professor, Department of State History and Law, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Constitutional frameworks of the ideological function of the state

В статье рассматриваются положения Конституции РФ с точки зрения отражения основ идеологической функции государства. Выделяются материальные и процессуальные компоненты осуществления идеологической функции Российского государства. Показывается, что материальные нормы отражают идеологические установки, а процессуальные - порядок реализации идеологической функции государства, что также находит свое закрепление в нормах действующей Конституции РФ. Автор приходит к выводу, что в Основном законе России главным образом отражаются материальные нормы, а процессуальные нормы - лишь фрагментарно, однако, несмотря на это, они имеют важное значение для понимания конституционных основ идеологической функции государства.

Ключевые слова: идеология, идеологическая функция государства, Конституция РФ, идеологические установки, конституционные основы.

Рассматривая в качестве идеологической функции государства одно из его постоянных направлений деятельности по построению определенной модели общественно-политических отношений, важно опираться на правовую сторону существования государства, т. е. в первую очередь на его конституционный строй. Безусловно, вне зависимости от наличия конституции у того или иного государства и не учитывая историческую эпоху, идеологическая функция у государства имеется в любом случае. Однако содержание конституционных актов дает более четкое понимание того или иного государства, его основ, устройства и содержания государственной деятельности. Поэтому идеологическая функция государства также находит свое отражение в конституции, а конкретная идеологическая деятель-

In this article examines the provisions of the Constitution of the Russian Federation from the point of view of reflecting the foundations of the ideological function of the state. The material and procedural components of the implementation of the ideological function of the Russian state are singled out. It is shown that material norms reflect ideological attitudes, while procedural norms reflect the procedure for implementing the ideological function of the state, which is also reflected in the norms of the current Constitution of the Russian Federation. The author comes to the conclusion that the Constitution of the Russian Federation mainly reflects substantive norms, while procedural norms are only fragmentary, however, they are also important for understanding the constitutional foundations of the ideological function of the state.

Keywords: ideology, ideological function of the state, the Constitution of the Russian Federation, ideological guidelines, constitutional foundations.

ность государства соотносится с основным законом страны.

Несмотря на формальную идеологическую нейтральность, Конституция РФ содержит множество идеологических компонентов. Так, например, авторы учебника по конституционному праву наделяют Конституцию РФ идеологической функцией в форме признания идеологического многообразия [2, с. 29].

Конституция России 1993 года ознаменовала появление нового государства - Российской Федерации, которое кардинально отличается от СССР не только формой государства, но и идеей и принципами развития. Как отмечает Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, «Конституция - это надпартийный, надгрупповой, надэтнический, всеобщий источник идейного объединения,

на всех распространяющийся на постсоветском пространстве России» [3, с. 56].

Конституция России впитала в себя прогрессивные идеи существования государства и сохранила основные традиции российской государственности, определила видение будущего и отношение к прошлому, отразила широкие права субъектов Федерации, сохранив суверенитет и единство страны. За почти тридцатилетнюю историю общественные отношения и Конституция РФ пришли в согласие. Конституционный Суд РФ, выступая проводником в процессе взаимодействия Конституции РФ, общества и государства, истолковал многие ее положения, обеспечил прямую силу конституционных норм, устранил противоречащие ей нормы и правовые институты.

Вместе с тем жизнь не стоит на месте, и Конституция РФ также нуждается в корректировке в соответствии с текущим состоянием общественно-политических отношений, поэтому в 2020 году приняты поправки к Конституции РФ, где в том числе отразились вопросы реализации идеологической функции государства.

Можно выделить два компонента идеологической функции, реализуемой в Конституции: материальный и процессуальный.

Первый компонент отражает идеологические установки, идеологемы, мифологемы и другие элементы, восприятие которых направлено на формирование сознательного отношения населения к государству и его институтам. Процессуальный же компонент определяет порядок и формы реализации идеологической функции государства.

Материальный компонент идеологической функции государства в Конституции РФ представлен следующими элементами:

1. Преамбула. Этот элемент структуры Основного закона России характерен для многих стран, имеющих конституцию, и основное его назначение состоит в формулировании обстоятельств принятия конституции, а также она выступает в роли введения к документальному тексту. М.В. Баглай по этому поводу замечает, что преамбулы обычно носят «торжественно-декларативный характер и не имеют юридической силы». Вместе с тем, по его мнению, в Конституции РФ с формальной точки зрения преамбулы нет, но содержится введение, состоящее из нескольких принципиаль-

ных положений. «Они объясняют причины и цели принятия Основного закона» [1, с. 69].

Нельзя в полной мере согласиться с названным ученым. Полагаем, что юридическую силу преамбула в любом случае будет иметь, т. к. является частью Конституции РФ, однако она непосредственно не применяется для разрешения тех или иных конституционных споров. Вместе с тем включение в текст Конституции РФ преамбулы неслучайно и значимо, т. к. содержащиеся в ней положения имеют основополагающее значение. Во-первых, следует отметить учредительный характер текста преамбулы, именно в ней выражается смысл волеизъявления многонационального народа России, который принимает Конституцию Российской Федерации. Здесь видим также идею легитимации учрежденного конституционного порядка, а также причины и предпосылки принятия Основного закона.

Кроме того, преамбула придает гармоничный вид процессу принятия Конституции РФ. Иными словами, текст Основного закона подготовлен профессиональными юристами, а не всем народом, поэтому факт голосования за Конституцию РФ не придавал бы ей такой легитимности без преамбулы, в которой бы выражалось осознанное заявление народа не только о ее принятии, но и о понимании ее смысла.

Е.Г. Тронина отмечает, что «преамбула осуществляет важную идеологическую функцию, определяя систему концептуально-мировоззренческих основ, развиваемых в последующем тексте Конституции», а также имеет большое воспитательное значение [5, с. 276-280]. Согласившись с наличием идеологических установок в преамбуле, все же нужно пояснить, что Конституция РФ не развивает «концептуально-мировоззренческих основ», выраженных в преамбуле. Наоборот, текст преамбулы как бы передает смысл и идею самой Конституции РФ. Таким образом, из преамбулы можно выделить некоторые идеологические установки, ставшие базисом Основного закона страны. Тем не менее при рассмотрении Конституционным Судом РФ дел, отнесенных к его компетенции, те или иные акты не оцениваются на предмет соответствия Преамбуле, что как бы отделяет ее от основного текста Конституции РФ.

2. «Основы конституционного строя» - это наименование гл. 1 Конституции РФ. Здесь

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИЗМЕРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

содержатся самые принципиальные и важные идеи, на которых базируется Основной закон, которым не могут противоречить другие положения Конституции РФ.

Среди главных основ конституционного строя имеются и те, что относятся к идеологической сфере, в том числе позволяющие определить параметры идеологической функции Российского государства.

Обозначение в ст. 1 Конституции РФ того, что Россия - «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», уже говорить о многом и позволяет сделать вывод о параметрах модели современного Российского государства. Статья 2 провозглашает высшую ценность человека, его прав и свобод, ст. 3 - власть народа и принцип народного суверенитета, ст. 7 - принцип социального государства.

В интересующем нас вопросе особняком стоит ст. 13, насчет смысла которой до сих пор идут споры. Обозначенное в нем положение о том, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», наводит на мысль, что государственной идеологии нет и быть не может. Однако представляется, что данное положение имеет ограничительное толкование. Как справедливо отмечается некоторыми авторами, «запрет на государственную идеологию, установленный ч. 2 ст. 13 Конституции РФ, логически не дополняется другими правовыми нормами, включая и конституционные нормы» [6, с. 190].

Подобные нормы имеются и в конституциях других государств. Так, в ст. 4 Конституции Республики Беларусь закреплено, что демократия в этой стране осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан [4, с. 6].

Анализ ч. 2 ст. 13 Конституции РФ позволяет отметить главное. Идеология, существовавшая в Советском государстве, в современной России отсутствует, поэтому установленный запрет на идеологию вполне логичен и закономерен. Тем не менее идеологическую деятельность по реализации тех или иных идеологических установок государство не может не вести. Кроме того, важно понимать, что

идеология и идеологическая функция государства - это разные категории, поэтому запрет на установление определенной идеологии не может запрещать идеологическую функцию государства как таковую.

3. Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» подробно воспроизводит принцип прав и свобод человека как высшей ценности, провозглашенной в ст. 2 Основного закона России. Важно отметить указание в ст. 18 Конституции РФ на то, что права и свободы «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Следовательно, фактически концепция прав и свобод выступает частью правовой идеологии государства. В этой же главе определяется свобода мысли, массовой информации, совести и вероисповедания, что дополняет принцип деидеологизации общества.

4. Отдельные нормы и положения других глав. В других главах и нормах Конституции РФ материальный и идеологический компоненты выражены не столь явно, но так или иначе общие принципы Основного закона России реализуются и в федеративном устройстве, и в деятельности органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, и в основных началах деятельности судебной власти и пр.

Отдельно нужно отметить новую ст. 67.1, которая введена Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ. В ней провозглашаются идеи исторической преемственности России, патриотизма и традиционных ценностей, которые явно обозначились в последние годы в российском законодательстве и общественно-политической жизни.

Все обозначенные конституционные положения формируют материально-правовые основания реализации идеологической функции государства, которые воспроизводятся в нормативных актах разного уровня, а также в конкретных идеологических установках.

Процессуальный компонент идеологической функции определяет порядок реализации идеологической функции государства, что также находит свое отражения в нормах действующей Конституции РФ.

Если материальные основы идеологической функции государства очевидны, то

процессуальные основы не так определенно выражены, что требует проведения более подробного анализа норм Конституции РФ.

Прежде всего нужно определить, что процессуальные нормы призваны обеспечить порядок и формы реализации норм материальных. Надо сказать, что Конституция РФ лишь фрагментарно определяет процессуальный порядок реализации идеологической функции государства, что согласуется с общим смыслом Основного закона страны.

Во-первых, в ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ закрепляется распределение предметов ведения между различными уровнями власти. Здесь явно обозначено, что основы государственной политики, в том числе и в идеологической сфере, отнесены к полномочиям федеральной власти. Отдельные вопросы (например, в сфере образования и воспитания) отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов).

Во-вторых, в главах Конституции РФ, регламентирующих деятельность органов государственной власти, определяются конкретные полномочия и формы идеологической деятельности. Например, обозначены полномочия Президента РФ по утверждению военной доктрины (п. «з» ст. 83 Конституции РФ), обращению к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями (п. «е» ст. 84 Конституции РФ) и некоторые другие.

Литература

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. М., 2002.

2. Зиновьев А.В. Конституционное право России. СПб., 2005.

3. Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. М., 2010.

4. Конституция Республики Беларусь. Мн., 2014.

5. Тронина Е.Г. Юридическое значение преамбулы Конституции Российской Федерации // Современный ученый. 2020. № 6.

6. Чернявский А.Г. Идеологическая функция права / А.Г. Чернявский, Ю.К. Погребная. М., 2015.

Задача Президента РФ по определению «основных направлений внутренней и внешней политики государства», обозначенная в ч. 3 ст. 80 Конституции РФ, предполагает широкие полномочия и формы такой деятельности, которые не исчерпываются положениями, обозначенными в конституционных нормах, и реализуются в федеральном законодательстве.

Таким образом, Конституция РФ определяет правовые основания реализации идеологической функции государства и главным образом материально-правовые. Процессуальный же аспект обозначается фрагментарно и в наиболее общем виде. Однако такая ситуация не удивительна, т. к. любая конституция в первую очередь содержит материальные нормы, на основании которых уже прорабатываются конкретные механизмы, формы, процедуры, алгоритмы в рамках законодательства или подзаконного нормотворчества. Тем не менее отдельные процессуально-правовые нормы позволяют сделать более подробные выводы. Например, из обозначенного в Конституции РФ распределения полномочий можно увидеть, что в рамках реализации идеологической функции государства они сконцентрированы в центральных органах федерального уровня власти, что еще раз подтверждает атрибутивность идеологической функции государства.

Bibliography

1. Baglay M.V. Constitutional law of the Russian Federation: a textbook for universities. 3rd ed., rev. and add. Moscow, 2002.

2. Zinoviev A.V. Constitutional law of Russia. St. Petersburg, 2005.

3. Zorkin V.D. The modern world, law and the Constitution. Moscow, 2010.

4. The Constitution of the Republic of Belarus. Minsk, 2014.

5. Tronina E.G. The legal significance of the preamble to the Constitution of the Russian Federation // Modern scientist. 2020. №2 6.

6. Chernyavsky A.G. Ideological function of law / A.G. Chernyavsky, Yu.K. Pogrebnaya. Moscow, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.