Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы и перспективы реализации общественно-государственной аттестации должностных лиц России'

Конституционно-правовые основы и перспективы реализации общественно-государственной аттестации должностных лиц России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ / STATE AND PUBLIC CERTIFICATION / АТТЕСТАЦИЯ / CERTIFICATION / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / PUBLIC CONTROL / STATE AND PUBLIC FORMATIONS / STATE SERVANTS / PUBLIC OFFICIALS / PUBLIC EVALUATION / CIVIL SOCIETY / INTERCONNECTION / PUBLIC OPINION / NON-GOVERNMENTAL (PUBLIC) ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Станислав Александрович

Развитие современного российского государства показывает, что на современном этапе оно не может нормально функционировать без активного включения общественности в данный процесс. Публичная власть идет по пути передачи части своих функций в частные руки по мере возможности и в рамках действующего конституционно-правового регулирования. Многие задачи уже сегодня решают различные институты гражданского общества, оставляя за государством функции «ночного сторожа». При этом не следует останавливаться на достигнутом и ждать новых инициатив от действующей власти. Законодательство позволяет общественности активно включаться в решение публичных вопросов, в том числе влиять на сами органы государственной власти. Развивая такую тенденцию, на суд читателя выносится идея интеграции в правоприменительную практику общественно-государственной аттестации. Суть такой деятельности заключается в том, что уже созданные государственно-общественные формирования (общественные палаты, общественные советы при государственных органах, общественно-наблюдательные комиссии) могли бы проводить свою общественную аттестацию чиновников в рамках законодательства. Государственный служащий получал бы общественную оценку, которая учитывалась бы руководителем соответствующего подразделения при формировании кадрового состава. Безусловно, увольнять сотрудников по итогам такого мероприятия нельзя, так как для этого существуют специальные процедуры, установленные законодательством. Однако решение вопросов о повышении или понижении в должности, поощрении или наказании государственных служащих руководителем структурного подразделения осуществлялось бы проще и понятнее для всех заинтересованных в этом субъектов. Государственно-общественную аттестацию должны проводить специалисты в данной сфере, входящие в состав государственно-общественного формирования при соответствующем органе власти, пользующиеся наибольшим авторитетом (лидеры и активисты профсоюзных движений, представители ветеранских организаций и т.д.). При этом самим органом или государственно-общественным формированием при нем должны быть четко определены требования к лицам, проводящим такую аттестацию. По ее итогам представляется возможным выработать механизм общественного поощрения наиболее добросовестных сотрудников, в том числе представление таких лиц к общественным наградам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васильев Станислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL LAW FOUNDATIONS AND PERSPECTIVES OF IMPLEMENTATION OF SOCIAL AND STATE CERTIFICATION OF PUBLIC OFFICIALS IN RUSSIA

The development of the modern Russian state shows that at this stage it cannot function properly without rigorous involvement of the public in this process. Public authority is moving towards the transfer of its functions to the private sector to the extent possible and within the framework of existing constitutional law regulations. Many tasks today are performed by various institutions of civil society, leaving it up to the state to carry out the function of the "night watchman". However, we must not rest on our laurels and wait for new initiatives launched by the current government. The legislation allows the public to be actively involved in solving public issues, including exercising influence on public authorities. In building on this trend, we bear on court of the reader the idea of integrating social and state certification process into law enforcement practice. The gist of such activity is that state and public institutions that have already been established (public chambers and public councils under government bodies, public and supervisory committees) are eligible to carry out public certification of state servants within the framework of current legislation. Such a state servant would be given public evaluation that would be taken into account by the head of the relevant department when developing personnel. By all means, employees may not be dismissed on the ground of certification results, as there are special procedures established by the legislation for this purpose. However, resolving the issues of promotion or demotion, rewording or sanctioning of state servants by a head of a structural subdivision would be easier and more understandable for all parties concerned. State and public certification must be carried out by the experts in this area who are the most respectable staff members of state and public formations (the leaders and activists of the trade union movement, representatives of veterans' organizations, etc.). At the same time, a state authority or a state and public formation should set clear requirements for experts in charge of such certification. Following this procedure, there is a possibility to develop the schemes of public encouragement of the most conscientious employees including their recommendation for the public awards.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы и перспективы реализации общественно-государственной аттестации должностных лиц России»

С. А. Васильев*

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РОССИИ1

Где нет поощрения к чему,

особливо от правительства, того будет меньше

и, дело скажу, будет гораздо меньше.

А. И. Радищев

Аннотация. Развитие современного российского государства показывает, что на современном этапе оно не может нормально функционировать без активного включения общественности в данный процесс. Публичная власть идет по пути передачи части своих функций в частные руки по мере возможности и в рамках действующего конституционно-правового регулирования. Многие задачи уже сегодня решают различные институты гражданского общества, оставляя за государством функции «ночного сторожа». При этом не следует останавливаться на достигнутом и ждать новых инициатив от действующей власти. Законодательство позволяет общественности активно включаться в решение публичных вопросов, в том числе влиять на сами органы государственной власти. Развивая такую тенденцию, на суд читателя выносится идея интеграции в правоприменительную практику общественно-государственной аттестации. Суть такой деятельности заключается в том, что уже созданные государственно-общественные формирования (общественные палаты, общественные советы при государственных органах, общественно-наблюдательные комиссии) могли бы проводить свою общественную аттестацию чиновников в рамках законодательства. Государственный служащий получал бы общественную оценку, которая учитывалась бы руководителем соответствующего подразделения при формировании кадрового состава. Безусловно, увольнять сотрудников по итогам такого мероприятия нельзя, так как для этого существуют специальные процедуры, установленные законодательством. Однако решение вопросов о повышении или понижении в должности, поощрении или наказании государственных служащих руководителем структурного подразделения осуществлялось бы проще и понятнее для всех заинтересованных в этом субъектов. Государственно-общественную аттестацию должны проводить специалисты в данной сфере, входящие в состав государственно-общественного формирования при соответствующем органе власти, пользующиеся наибольшим авторитетом (лидеры и активисты профсоюзных движений, представи-

1 Данная статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации на оказание услуг (выполнение работ) ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», НИР «Модель профессионально-общественной аттестации в сферах бизнеса и государственного управления».

© Васильев С. А., 2016

* Васильев Станислав Александрович, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) mnogoslov@mail.ru

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

тели ветеранских организаций и т.д.). При этом самим органом или государственно-общественным формированием при нем должны быть четко определены требования к лицам, проводящим такую аттестацию. По ее итогам представляется возможным выработать механизм общественного поощрения наиболее добросовестных сотрудников, в том числе представление таких лиц к общественным наградам.

Ключевые слова: государственно-общественная аттестация, аттестация, общественный контроль, государственно-общественные формирования, государственные служащие, должностные лица, общественная оценка, гражданское общество, взаимодействие, общественное мнение, общественные объединения.

DOI: 10.17803/1729-5920.2016.112.3.045-052

В современном мире важную роль в любом

демократическом государстве играет честное и открытое осуществление государственной власти. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года В. В. Путин отметил, что его работа и работа всех остальных государственных органов — это ответственность за страну. Она формируется «не лозунгами и призывами, а когда люди видят, что власть прозрачна, доступна и сама "вкалывает" во имя страны, города, региона, поселка и каждого гражданина, учитывает общественное мнение. Власть не должна быть изолированной кастой»2.

Слова В. В. Путина не являются открытием в государственном управлении. Еще Н. Макиавелли писал, что во внутренних отношениях главная задача государя — «не навлекать на себя ненависти и презрения подданных и быть угодным народу»3.

Для эффективного обеспечения прозрачной работы власти необходимо давать возможность институтам гражданского общества знакомиться с отдельными сторонами работы государства. С начала 2000-х годов государство само стало привлекать представителей общественности для объективного отражения законности своих действий. Итогом такой деятельности стало создание Общественной пала-

ты в Российской Федерации и в ее субъектах, различных общественных советов при государственных органах, общественных наблюдательных комиссий и т.д.

Инициатором создания таких формирований является государство в лице его органов, а в их состав входят как представители общественности, так и в некоторых случаях сотрудники этих государственных органов. С их помощью государство объективно узнает потребности населения, общественность вносит свои идеи, планируются совместные мероприятия, направленные на защиту интересов личности, общества, государства и т.д. Например, общественные советы по защите прав малого и среднего предпринимательства при прокуратурах субъектов Российской Федерации созданы по инициативе Генеральной прокуратуры РФ4.

Как утверждал Б. С. Крылов, «стабильность государственной власти во многом зависит от поддержки ее общественным мнением»5. Однако общественность еще не в полной мере доверяет государству в целом и отдельным чиновникам, причиной чему — коррупция. Как отмечает И. Н. Гайдарева, уровень коррупции в системе государственной службы в последние годы настолько возрос, что данная проблема приобрела политический характер и стала реальной угрозой безопасности России6. Причем

2 Официальный сайт «Президент России». URL: http://www.kremlin.ru/news/17118 (дата обращения: 24 января 2014 года).

3 Макиавелли Н. Государь // Избранные сочинения. М. : Худож. литература, 1982. С. 354.

4 Настольная книга прокурора / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус ; науч. ред. А. Ю. Винокуров. М. : Юрайт, 2013.

5 Крылов Б. С. Проблемы влияния идеологии на общество и государство. М., 2013. С. 9.

6 Гайдарева И. Н. Актуальные проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 : Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 3.

особенно остро этот вопрос стоит в тех органах власти, которые непосредственно взаимодействуют с населением7.

Л. Ю. Грудцына также отмечает, что отношение россиян к таким должностным лицам, как депутаты выборных органов государственной власти России, не самое уважительное и вызвано во многом неуважением самой власти к народу8. Таким образом, по мнению российских правоведов, население не доверяет всем должностным лицам, даже тем, которых само избирает.

И для этого есть основания. Прямо о недостатках действующих государственных служащих в научной литературе и средствах массовой информации говорится мало, но о необходимости улучшения образовательного и профессионального уровня должностных лиц пишут многие. Так, Н. А. Щеголева отмечает, что без повышения качества осуществления кадровой политики, привлечения к участию в аттестации служащих независимых экспертов невозможно формирование сильной России в будущем9.

Помимо доктринальных воззрений на данную проблему в федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 гг.)» в качестве цели ее реализации обозначено формирование высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики10. В 2014 г. действие данной программы завершилось, и можно подвести некоторые итоги. Помимо всего положительного, что было сделано в этой сфере, остаются и некоторые нерешенные проблемы, касающиеся коррупции и профессионализма государственных служащих.

Для того чтобы попытаться преодолеть такую негативную ситуацию, предлагается использовать общественно-государственную профессиональную аттестацию государственных служащих и иных государственных должностных лиц. Данные полномочия представляется возможным возложить на государственно-общественные формирования при органах публичной власти. Причем такая аттестация не должна носить определяющего характера, поскольку формирование кадрового аппарата государственных органов на основании п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вовсе не общественная прерогатива, но определенный общественный статус такие чиновники получать должны. Это будет влиять на отношение к ним со стороны руководства и коллег. Кроме того, данная информация должна быть известной всем желающим. Под влиянием всех этих факторов чиновник, получивший общественное одобрение, как представляется, будет еще более добросовестно относиться к своим обязанностям, зная, что общество его ценит. Нерадивый же государственный служащий попадет под особое внимание руководства и общества, что в скором времени или изменит его в лучшую сторону, или приведет к его увольнению.

На сегодняшний день в законодательстве не закреплено, а в доктрине не выработано четкое понятие аттестации.

Так, на основании ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» «аттестация сотрудников Следственного комитета проводится в целях определения их соответствия замещаемой должности и уровня их квалификации»11. Данную норму можно трактовать таким образом, что аттестация — это определение возможности про-

7 Агеев И. В. Реализация антикоррупционной программы как инструмент укрепления доверия между Федеральной миграционной службой и институтами гражданского общества // Гражданское общество и органы внутренних дел: проблемы, противоречия и формы взаимодействия : материалы Всерос. науч.-практ. конференции. М. : Академия управления МВД России, 2008. С. 127.

8 Грудцына Л. Ю. Государство и гражданское общество. М. : Юркомпани, 2010. С. 223-224.

9 Щеголева Н. А. Кадровая политика и государственная служба в современной России // Конституционное право и политика : сборник материалов междунар. науч. конференции, юридический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, 28-30 марта 2012 г. М. : Юрист, 2012. С. 572, 575.

10 О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» : Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 (ред. от 10 августа 2012 г.) // СЗ РФ. 2009. № 11. Ст. 1277.

11 О Следственном комитете Российской Федерации : Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 15.

должения службы сотрудником и выполнение им соответствующих требований на основе его личных качеств и квалификации.

Основываясь на логике ч. 1 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы, аттестацию можно трактовать как определение соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования служащих12.

Таким образом, аттестация — это проверка уже проходящих службу чиновников на их пригодность к осуществлению задач, которую определяет государство. В отношении военнослужащих и сотрудников Следственного комитета РФ государство в лице соответствующих руководителей и проводит аттестацию.

Концептуально схожие, но имеющие свои особенности определения аттестации имеют место в российской науке.

По мнению В. М. Колокольцева, аттестация — это строгий и объективный смотр деятельности, оценка динамики развития, соответствие аттестационным показателям13. То есть должны быть установлены какие-то показатели, конкретные критерии для того, чтобы оценивать аттестуемого на соответствие этим определенным стандартам.

Рассматривая аттестацию государственных служащих, Ю. Н. Старилов подчеркивал, что это деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной процедуры в целях выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности14. На основе приведенного мнения ученого аттестацию должна проводить комиссия, т.е. орган, который специально для этого создан.

Е. П. Поплавская под аттестацией понимает проводимую в различных формах периодическую обязательную процедуру оценки теоретических и практических знаний и навыков, личностных качеств служащего, осуществляемую аттестационными комиссиями государственного органа, с которым у служащего заключен контракт, результатом которой является продолжение, изменение или прекращение служебного контракта15. Данный автор под субъектом, проводящим аттестацию, понимает исключительно коллектив других государственных служащих.

Е. М. Крючкова считает, что правовое закрепление понятия «аттестация» является бессмысленным, т.к. в каждой конкретной сфере устанавливаются свои требования к аттестуемым16. Таким образом, она допускает творческий подход к проведению аттестации и самостоятельное определение требований к тем, кто необходим для той или иной должности.

Принимая в целом данную позицию, полагаем, что народ, являясь единственным источником власти в соответствии с ч. 1 ст. 3 Конституции РФ, в лице общественных формирований также может устанавливать критерии и проводить аттестацию тех, кто принимает участие в управлении государством. Как справедливо отмечает С. С. Зенин, данная деятельность может осуществляться на федеральном, региональном и местном уровнях17. При этом необходим научно обоснованный подход к определению соответствующих критериев, на основании которых могут выдаваться дипломы, присваиваться статусы, звания и т.д. Это далеко не самая объемная работа, которая может иметь большое практическое значение.

На начальных этапах развития этой идеи важно сформировать требования к тем, кто

12 Вопросы прохождения военной службы : Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (ред. от 25 марта 2013 г.) // СЗ РФ. 1999. 20 сентября. № 38. Ст. 4534.

13 Колокольцев В. М. Пять лет от аттестации до аттестации // Вестник Магнитогор. гос. технич. ун-та им. Г.И. Носова. 2008. № 1. С. 5.

14 Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. М., 2002. Т. 2 : Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. С. 134.

15 Поплавская Е. П. Понятие аттестации государственных гражданских служащих // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2008. № 2. С. 256.

16 Крючкова Е. М. Аттестация как фактор развития творческого потенциала библиотечного специалиста // Библиосфера. 2008. № 3. С. 54.

17 Зенин С. С. Динамизм конституционного принципа народовластия в Российской Федерации: теоретический аспект // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 11. С. 6.

может осуществлять общественную аттестацию государственных служащих. По сути, в данном случае будут использованы элементы представительной демократии, т.к. все заинтересованные граждане не смогут это делать. Такую деятельность должны осуществлять признанные специалисты в данной сфере. Например, ветераны и почетные работники государственных органов, специалисты с признанной высокой квалификацией и т.д. Тем более необходимо учитывать, что по мере возрастания роли такой общественно-государственной оценки служащих возрастет и число заинтересованных лиц, готовых «продавать» аттестацию в рамках своих полномочий. Общественно-государственная аттестация не должна стать элементом и без того разросшегося бюрократического аппарата, источником возникновения и развития коррупции, для чего к такой деятельности необходимо допускать материально и организационно незаинтересованных патриотов-профессионалов.

На практике такая деятельность уже начинает постепенно развиваться. Необходимо подчеркнуть, что ее инициатива идет не от государства, которое само всячески содействует гражданскому обществу в России, а от общественности. Так, руководство Ассоциации юристов России призывает ввести единый квалификационный экзамен для всех, кто имеет отношение к праву: прокуроров, следователей, юристов, трудящихся на госслужбе и др. На съезде Ассоциации, прошедшем 22 февраля 2012 года в Москве, было предложено использовать механизм отбора, который уже применяется при приеме в сообщества судей, адвокатов и нотариусов; функцию экзаменатора члены АЮР готовы взять на себя18. По результатам своих проверок Ассоциация юристов намерена выдавать соответствующие сертификаты.

На примере Ассоциации юристов России видно, что общественные объединения имеют

возможность различным образом влиять на государственные органы, допускать до осуществления публично значимых функций лиц, которым доверяет общественность.

Способом общественного признания заслуг государственных служащих перед государством и его гражданами является присуждение общественных наград. Однако в настоящее время в данной сфере отсутствует системность, которая выражается в том, что далеко не все субъекты, выдающие такие награды, учитывают традиции и принципы построения наград, действующее нормативное правовое регулирование, отечественный и зарубежный опыт.

В настоящее время данную сферу на законодательном уровне регламентирует только последний абзац ст. 24 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»19, которая только допускает возможность присвоения таких наград; а также некоторые другие правовые акты, позволяющие отдельным видам государственных служащих получать такие на-грады20.

Как справедливо отмечает А. В. Малько, «недостаточная степень развития многих социально ценных общественных отношений напрямую связана с недостаточной степенью использования поощрительных мер»21. Но если общество ощущает, а ученые об этом говорят прямо, то необходимо давать гражданам то, что они заслужили не только от имени государства, но и от имени общества.

О. Л. Зорин, определяя поощрение военнослужащих, подчеркивает, что позитивно воздействовать на поведение военнослужащих могут не только государственные, но и негосударственные органы22.

В настоящее время общественные объединения выдают такие общественные награды, как «Ветераны подразделений особого риска»,

18 Портал «Московские новости». URL: http://pda.mn.ru/accident_enforcement/20120222/312066543.html. (дата обращения: 28 марта 2012 г.).

19 Об общественных объединениях : Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

20 О Федеральной службе безопасности : Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ (ред. от 21 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.

21 Малько А. В. Льготная и поощрительная правовая политика. М. : Юридический центр-Пресс, 2004. С. 162.

22 Зорин О. Л. Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению // За права военнослужащих, 2013.

№ 3 (112) март 2016

LEX RPSSIICA

«За возрождение служебного собаководства в России»23, «За бескорыстное служение», «За профессиональное мастерство»24 и т.д.

По нашему мнению, данное направление необходимо развивать, систематизировав общественные награды по определенным классификационным критериям в законодательстве. Следует сказать, что и эта инициатива идет от общественности25.

На уровне субъектов Российской Федерации создаются органы, состоящие из государственных служащих и представителей общественности, которые занимаются присвоением наград. Например, для проведения общественной оценки документов о присвоении гражданам наград Московской области и обеспечения объективного подхода к этому процессу в регионе функционирует Совет по наградам Московской области26.

Безусловно, присвоение наград не подпадает под любое определение понятия «аттестация», но может быть одним из результатов объективного общественно-государственного признания эффективного функционирования государственных служащих.

На основании проведенного исследования необходимо сделать вывод о том, что для эффективного осуществления государственной власти посредством организации работы государственных органов необходимо уделять большое внимание вопросам подбора кадров для государственной службы. С течением вре-

мени государство становится все более открытым для общества. Появляются дополнительные возможности для общественного контроля, осуществляется взаимодействие некоммерческих формирований с различными государственными органами в разнообразных формах и по самым разным направлениям, что положительным образом сказывается на жизни каждого отдельного гражданина и государства в целом. В развитие обозначенной тенденции необходимо активизировать дальнейшее участие населения в формировании и работе государственных органов.

Демократия в России не может ограничиваться одними выборами, граждане должны иметь возможность влиять на государство посредством участия в формировании его кадрового состава. Государственные чиновники не должны быть неприкосновенными личностями, вольными вершить все, что им угодно, необходимо без всякой иронии воспринимать их в обществе как слуг народа, и они сами должны это четко осознавать.

Вместе с тем нельзя забывать и о культуре отношения простых граждан к тем, кто заботится об общественном благе. Нельзя забывать положительный советский опыт по формированию уважительного отношения к государственным органам и их служащим. Без взаимного уважения каждого представителя общества и государства невозможно функционирование правового государства.

23 Проект «Общественная награда» // Официальный сайт региональной общественной организации Академия русской символики «МАРС». URL: http://www.simvolika.org/project01.htm (дата обращения: 27 января 2014 г.).

24 Общественные награды как средства мотивации персонала // Официальный сайт межотраслевого объединенного комитета по наградам. URL: http://premia-rf.ru/obsshestvennye-nagrady/ (дата обращения: 27 января 2014 г.).

25 Проект «Общественная награда».

26 О наградах Московской области : Закон Московской области от 22 декабря 2006 г. № 243/2006-ОЗ (ред. от 30 декабря 2013 г.) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2006. 29 декабря. № 244.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Агеев И. В. Реализация антикоррупционной программы как инструмент укрепления доверия между Федеральной миграционной службой и институтами гражданского общества // Гражданское общество и органы внутренних дел: проблемы, противоречия и формы взаимодействия : материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М. : Академия управления МВД России, 2008.

2. Гайдарева И. Н. Актуальные проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 : Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2011. — № 3.

3. ГрудцынаЛ. Ю. Государство и гражданское общество. — М., 2010.

4. Зенин С. С. Динамизм конституционного принципа народовластия в Российской Федерации: теоретический аспект // Государственная власть и местное самоуправление. — 2013. — № 11.

5. Колокольцев В. М. Пять лет от аттестации до аттестации // Вестник Магнитогорского государственно -го технического университета им. Г.И. Носова. — 2008. — № 1.

6. Крылов Б. С. Проблемы влияния идеологии на общество и государство. — М., 2013.

7. Крючкова Е. М. Аттестация как фактор развития творческого потенциала библиотечного специалиста // Библиосфера. — 2008. — № 3.

8. Макиавелли Н. Государь // Избранные сочинения. — М., 1982.

9. Малько А. В. Льготная и поощрительная правовая политика. — М., 2004.

10. Настольная книга прокурора / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус, науч. ред. А. Ю. Винокуров. — М., 2013.

11. Поплавская Е. П. Понятие аттестации государственных гражданских служащих // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. — 2008. — № 2.

12. СтариловЮ. Н. Курс общего административного права. — Т. 2 : Государственная служба. Управленче-ские действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. — М., 2002.

13. Щеголева Н. А. Кадровая политика и государственная служба в современной России // Конституционное право и политика : сборник материалов международной научной конференции, юридический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова. 28-30 марта 2012 г. — М. : Юрист, 2012.

Материал поступил в редакцию 30 сентября 2015 г.

CONSTITUTIONAL LAW FOUNDATIONS AND PERSPECTIVES OF IMPLEMENTATION OF SOCIAL AND STATE CERTIFICATION OF PUBLIC OFFICIALS IN RUSSIA

VASILYEV Stanislav Alexandrovich — Ph.D. in Law, Lecturer of the Department of Constitutional and Municipal Law

of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

[mnogoslov@mail.ru]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

123995, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9.

«Where there is no encouragement, especially from the government, there will be less done, and even much less done»

A.I. Radishchev

Review. The development of the modern Russian state shows that at this stage it cannot function properly without rigorous involvement of the public in this process. Public authority is moving towards the transfer of its functions to the private sector to the extent possible and within the framework of existing constitutional law regulations. Many tasks today are performed by various institutions of civil society, leaving it up to the state to carry out the function of the "night watchman". However, we must not rest on our laurels and wait for new initiatives launched by the current government. The legislation allows the public to be actively involved in solving public issues, including exercising influence on public authorities. In building on this trend, we bear on court of the reader the idea of integrating social and state certification process into law enforcement practice. The gist of such activity is that state and public institutions that have already been established (public chambers and public councils under government bodies, public and supervisory committees) are eligible to carry out public certification of state

№ 3 (112) март 2016

LEX TOSMCA

УНИВЕРСИТЕТ

имени О.Е. КУТАФИНА

servants within the framework of current legislation. Such a state servant would be given public evaluation that would be taken into account by the head of the relevant department when developing personnel. By all means, employees may not be dismissed on the ground of certification results, as there are special procedures established by the legislation for this purpose. However, resolving the issues of promotion or demotion, rewording or sanctioning of state servants by a head of a structural subdivision would be easier and more understandable for all parties concerned. State and public certification must be carried out by the experts in this area who are the most respectable staff members of state and public formations (the leaders and activists of the trade union movement, representatives of veterans' organizations, etc.). At the same time, a state authority or a state and public formation should set clear requirements for experts in charge of such certification. Following this procedure, there is a possibility to develop the schemes of public encouragement of the most conscientious employees including their recommendation for the public awards

Keywords: state and public certification, certification, public control, state and public formations, state servants, public officials, public evaluation, civil society, interconnection, public opinion, non-governmental (public) association

1. Ageev, I. V. Implementation of anti-corruption as the means of building confidence between the Federal Migration Service and the institutions of civil society // Civil society and the bodies of internal affairs: problems, contradictions and forms of interaction: Materials of All-Russian scientific-practical conference. M.: Academy of the Russian Interior Ministry Control, 2008.

2. Gaydareva, I. N. Actual problems of anti-corruption enforcement in the system of public service // Bulletin of the Adygeya State University. Series 1: "Regional Studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, cultural studies". 2011. N. 3.

3. Grudtsyna, L. Y. The State and the Civil Society. - M., 2010.

4. Zenin, S.S. The dynamism of the constitutional principle of democracy in the Russian Federation: theoretical aspect // State power and local self-government. 2013. N. 11.

5. Kolokoltsev, V. M. Five years from certification to certification // Bulletin of the Magnitogorsk State Technical University. G.I. Nosov. 2008. № 1.

6. Krylov, B.S. Problems of ideological influence on the society and the state. M., 2013.

7. Kryuchkov, E. M. Certification as a factor of development of creative potential of the library specialist // Bibliosphera. 2008. № 3.

8. Machiavelli N. The Prince // Nicollo Machiavelli. Selected works, M., 1982.

9. Malko, A. V. Policy of benefits and rewords. M., 2004.

10. Handbook of the Prosecutor / Ed. by S.G. C.r. Kekhlerov, O.S. Kapinus, Sc. Ed. A.Y.Vinokurov. - M., 2013.

11. Poplavskaya, E.P. The concept of certification of state civil servants // Proceedings of the Tula State University. Economic and LegalSciences. 2008. N.2.

12. Starilov, Y. N. The Course of General Administrative Law. V. 2. State Service. Administrerial actions. Legal acts of state administration. Administrative Justice. M., 2002.

13. ShchegolevaN . A. Personnel policy and public service // Constitutional Law and Politics: Collection of materials of the International Scientific Conference: the Law Faculty of the Lomonosov Moscow State University . March 28-30, 2012. M.: Jurist, 2012

BIBLIOGRAPHY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.