Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы государственной службы в зарубежных странах'

Конституционно-правовые основы государственной службы в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
510
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / НАЗНАЧЕНИЕ / ПООЩРЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВАКАНТНОЕ МЕСТО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хутинаев Игорь Дадагкаевич

В статье анализируется мировой опыт назначения граждан на государственную службу, разделение государственной службы на административные и политические, и прохождение государственной службы государственными служащими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional legal basis of public service in foreign countries

In article the international experience of appointment of citizens on state service, separation of public service on administrative and political and passing of public service state is analyzed.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы государственной службы в зарубежных странах»

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)

1.1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Хутинаев Игорь Дадагкаевич, д-р юрид. наук, профессор. Должность: профессор. Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Филиал: Института права и национальной безопасности. Подразделение: кафедра конституционного права. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье анализируется мировой опыт назначения граждан на государственную службу, разделение государственной службы на административные и политические, и прохождение государственной службы государственными служащими.

Ключевые слова: Государственный служащий, назначение, поощрение, эффективность, вакантное место, политическая, административная, методика.

CONSTITUTIONAL LEGAL BASIS OF PUBLIC SERVICE IN FOREIGN COUNTRIES

Hutinayev Igor Dadagkayevich, Dr of law, professor. Position: professor. Place of employment: Russian academy of national economy and public service under the President of Russian Federation. Branch: Institute of law and national security. Department: constitutional law chair. E-mail: [email protected]

Annotation: In article the international experience of appointment of citizens on state service, separation of public service on administrative and political and passing of public service state is analyzed.

Keywords: Government employee, appointment, encouragement, efficiency, vacant position, political, administrative, technique.

Одним из важнейших вопросов государственной службы является установленный законодательством механизм определение квалификации государственных служащих и их селекции в государственном управлении, а также их карьерного роста.

Анализ законодательства назначения государственных служащих в зарубежных странах (США, Франция, Великобритания Германия, Сингапур) указывает на то, что в законодательстве закреплены механизмы, в соответствии с которыми назначением на государственные должности и карьерным продвижением государственных служащих занимаются специализированные государственные органы. Отбор, назначение и продвижение по служебной лестнице государственных служащих осуществляется по принципам меритокра-тии1. Среди основных элементов меритократии выделяются принципы:

1 Термин "меритократия" означает следующее - система, при которой положение личности в обществе определяется исключительно его способностями, это система раннего отбора и государственной опеки над самыми талантливыми и перспективными вне зависимости от социального положения, для пополнения кадрового состава государственной службы.

- поступление на государственную службу осуществляется на основании конкурса;

-оценка претендентов осуществляется по критериям их личных способностей, знаний и умений;

- равная оплата труда за выполнение равнозначной работы (оплата в зависимости от результатов работы);

- одинаковое отношение ко всем государственным служащим в целях их не дискриминации;

-поощрение госслужащих достигающих эффективных результатов, коррекция деятельности госслужащих не в полной мере отвечающих предъявляемым требованиям, увольнение госслужащих, деятельности которых не удовлетворительны.

При определении профессиональных показателей и в обеспечении конкуренции широко применяются научно обоснованные методики, в том числе специальные модели «управленческий профиль»2, ключевые показатели эффективности (КР1) , периодические опросы, которые дают возможность оценить профессиональные качества государственного служащего, произвести оптимальный подбор кандидата на вакантное место, оценить степень его адаптации на новой должности. В соответствии с нормами международного права обязанность демократического государства перед его гражданами составляет содержательную сторону прав и обязанностей государственных служащих перед гражданским обществом, тем самым определяет состав функций государственной службы перед народом по ведению его государственных (публичных) дел4[2].

Так как Российская Федерация участник Содружества Независимых государств, то особое значение в установлении принципов и подходов в правовом регулировании госслужбы имеют акты СНГ, такие как:

- Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств № 11-5 от 15 июня 1998 г. «О модельном законе «Об основах государственной службы»5[1]. В данном правовом акте устанавливаются основные направления государственной политики в сфере государственной службы стран СНГ, декларируется право граждан на государственную службу, а также основы организации и деятельности государственной службы в государственных органах, образуемых в соответствии с конституцией и законами государства - участника

2 Управленческий профиль - набор стандартных методов, подходов и решений по организации управления, ориентированного на достижение результатов, определяемый на этапе предварительной оценки в соответствии с классификационными признаками.

3 KPI (Key Performance Indicators) - «ключевые показатели результативности», но чаще переводится как «ключевые показатели эффективности». KPI является одним из инструментов, с помощью которого, можно проанализировать, насколько эффективно работает персонал для достижения целей компании.

4 Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. И.Н.Барцица. - М.: РАГС, 2007. - С. 72.

5 Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств № 11-5 от 15

июня 1998 г. «О модельном законе «Об основах государственной

службы» // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 1998. -№ 18. - С. 103 - 128.

8'2016

Пробелы в российском законодательстве

СНГ, и регулируется общественные отношения, связанные с деятельностью государства по созданию организационно-правовых и социально-экономических предпосылок и условий реализации гражданами права на государственную службу.

В конституционном законодательстве стран СНГ закреплен круг субъектов, обладающих правом поступления на государственную службу относящихся к политическим правам граждан государства. Например, в ст. 29 Конституции Республики Грузия от 24 августа 1995 г.6. устанавливается, что каждый гражданин имеет право занимать любую должность, если он соответствует требованиям, установленным законодательством. В ч. 2 вышеуказанной статьи устанавливается, что условия государственной службы определяются законом. В аспекте установления прав субъектного состава к доступу государственной службе, примечателен опыт Республики Азербайджан. В ч. 2 ст. 55 Конституции Республики Азербайджан от 12 ноября 1995 г., установлено, что граждане имеют право служить в государственных органах. Должностные лица государственных органов назначаются из числа граждан. Иностранцы и лица без гражданства могут приниматься на государственную службу в установленном законом порядке.

Примечательно, что статья 32 Конституции Республики Узбекистан, устанавливающая политическое право граждан участвовать в управлении делами государства, не предусматривает при этом право доступа на государственную службу.

Наряду с конституциями правовое регулирование отношений на государственной службе осуществляется специальными законами в которых закреплены определение понятия, принципы государственной службы, дана классификация государственных должностей и государственных служащих, урегулирован правовой статус государственных служащих, установлены основы прохождения службы, вопросы управления службой и некоторые другие.

В законодательных актах о государственной службе отдельных стран СНГ могут быть урегулированы отдельные вопросы, связанные с прохождением государственной службы.

В связи с разграничением государственных должностей и с ними вместе государственных служащих на политических и административных, появились классификации, синтезирующие разные классификационные подходы. К примеру, выделяются 5 категорий государственных служащих:

- политические лидеры;

- политические исполнители, занимающие конституционные и высшие административные должности;

- карьерные государственные служащие, занимающие ответственные должности;

- специалисты;

- государственные служащие низового звена7.

Административные служащие, которые составляют

96-97% госслужащих, защищены законодательством при смене политических назначенцев и получили стимулы для своего совершенствования в системе государственной службы. Тем самым обеспечивается их политическая нейтральность и стабильность карьеры,

6 Конституции государств Европы. Издательство НОРМА, 2001. - С. 24.

7 Турисбеков З.К., Акчурин А.Н.. Касымбеков Б.А., Турисбек А.З. Государственное управление и государственная служба (отечественный и зарубежный опыт). - Астана: ИД «Сары-Арка», 2004. -С.28.

что в итоге положительно влияет на профессионализм административной государственной службы.

Существуют общие черты, сближающие административных и политических государственных служащих. Во-первых, и политик, и администратор призваны служить обществу и решать задачи в интересах всего общества. Во-вторых, это два взаимосвязанных явления, ибо политика без администрирования бессильна, администрирование без политики - бессодержательно. Политика нуждается в административных механизмах реализации. Администрированию в государственной сфере необходимо политическое целеполагание службы. В-третьих, эффективность политической и административной деятельности достигается только тогда, когда между ними достигается органическое сопряжение; администраторы являются носителями тех же общественных ценностей, что и политики8.

Общность политических и административных государственных служащих состоит также в единых принципах государственной службы, общности прав, обязанностей и ограничений, налагаемых на них, системы материального, пенсионного, социального, жилищного и иного обеспечения, равной ответственности по основаниям, предусмотренным законом9.

В настоящее время административные государственные служащие пользуются привилегией несменяемости. Это так называемая «вестминстерская модель», которая действует во всех странах, входивших ранее в состав Британской империи. Карьерные государственные служащие назначаются, как правило, на неограниченный срок и не могут быть уволены по причине прихода к власти новой партии, нового президента, правительства или руководителя какого-либо государственного органа. Несменяемость административных служащих обеспечивает стабильность и преемственность в работе государственного аппарата.

Разделение государственных должностей на политические и административные, сменяемые и несменяемые, временные и карьерные отражает объективную многополюсность и многовекторность содержания, форм и методов государственной службы и политического процесса, придает ролевым функциям свой характер и свою специфику10. Кроме того, оно является закономерным следствием реализации политики профессионализации аппарата государственного управления, максимально адаптированного к требованиям рыночной экономики, признанной одним из стратегических приоритетов развития страны.

В заключение следует отметить, что в демократических государствах отбор, назначение и продвижение по служебной лестнице государственных служащих в основном осуществляется по принципам меритокра-тии. Установление профессиональных показателей основывается специальных методики, в том числе специальных моделей «управленческих профилей», ключевых показателе эффективности (КР1), периодических опросов.

Основными причинами разделения государственных должностей на политические и административные и,

8 Лытов Б. Политик и администратор: соперники или партнеры? // Служба кадров. 2000. - № 8. - С.29.

9 Сапаргалиев Г.С. Правовые проблемы реформирования государственной службы суверенного Казахстана. - Алматы. 2006. -С.151-152.

10 Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность: Учебное пособие. - Ростов - на Дону: Издательский центр «Март», 2000. - С.224.

соответственно, государственных служащих на политических и административных явились необходимость обеспечения стабильности и укрепления социально-правового статуса работников государственного аппарата, привлечение квалифицированных кадров на государственную службу. Данное нововведение было во многом заимствовано из изучения и тщательного анализа моделей государственной службы и их многолетней апробации в развитых зарубежных странах с учетом собственного историко-политического и государственно-правового опыта.

Список литературы:

1. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств № 11-5 от 15 июня 1998 г. «О модельном законе «Об основах государственной службы» // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 1998. -№ 18. - С. 103 - 128.

2. Конституции государств Европы. Издательство НОРМА, 2001. - С. 24.

3. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. И.Н.Барцица. - М.: РАГС, 2007. - С. 72.

4. Турисбеков З.К., Акчурин А.Н.. Касымбеков Б.А., Турисбек А.З. Государственное управление и государственная служба (отечественный и зарубежный опыт). - Астана: иД «Сары-Арка», 2004. - С.28.

5. Лытов Б. Политик и администратор: соперники или партнеры? // Служба кадров. 2000. - № 8. - С.29.

6. Сапаргалиев Г.С. Правовые проблемы реформирования государственной службы суверенного Казахстана. - Алматы. 2006. - С.151-152.

7. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность: Учебное пособие. - Ростов - на Дону: Издательский центр «Март», 2000. - С.224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.