Научная статья на тему 'Особенности поощрения и награждения государственных служащих в РФ'

Особенности поощрения и награждения государственных служащих в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2927
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕСЛУЖАЩИЕ / НАГРАЖДЕНИЕ / ПООЩРЕНИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИСПОЛНЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жарикова М.С.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования административного законодательства Российской Федерации в части материального и нематериального стимулирования государственных служащих. Цель настоящей статьи заключается в исследовании положений российского законодательства о стимулировании государственных служащих и сравнении зарубежного законодательства ряда стран в данной сфере в целях формирования практических рекомендаций по улучшению действующего законодательства РФ. Автор приводит различные подходы к определению поощрения и награждения государственных служащих, анализирует особенности поощрения и награждения государственных служащих в РФ, сравнивает с некоторыми характерными особенностями особенности поощрения и награждения государственных служащих за рубежом. Результаты настоящей статьи позволяют в дальнейшем совершенствовать административное законодательство России в части материального и нематериального стимулирования государственных служащих. Материалы статьи могут быть полезными как для государственных служащих, так и для ученых, занимающихся проблематикой государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROMOTION AND AWARDS OF STATE EMPLOYEES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of the study is due to the need to improve the administrative legislation of the Russian Federation in terms of material and non-material incentives for public servants. The purpose of this article is to study the provisions of the Russian legislation on stimulating state employees and comparing the foreign legislation of a number of countries in this field in order to formulate practical recommendations for improving the current legislation of the Russian Federation. The author cites various approaches to the definition of encouraging and awarding civil servants, analyzes the features of encouraging and awarding civil servants in the Russian Federation, compares with certain characteristic features the features of encouraging and awarding civil servants abroad. The results of this article allow us to further improve the administrative legislation of Russia in terms of material and non-material incentives for public servants. The materials of the article can be useful both for civil servants and for scientists involved in public service issues.

Текст научной работы на тему «Особенности поощрения и награждения государственных служащих в РФ»

фактор самостоятельного создания и развития молодежных движений и политических объединений. Все вместе это позволит изучить данный вопрос подробнее и создать методы вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь страны.

В заключении стоит отметить, что изучение электорального поведения молодежи, напрямую зависит от построения современного демократического общества и правовой культуры в России. Нужно кардинально изменить отношение молодых людей к выборам, дать им почувствовать себя важным и реальным участником политических событий происходящих в стране. Этим должны заниматься все уровни власти от федерального до муниципального, молодежи необходимо чувствовать связь с государством, что поможет существенно улучшить качество жизни россиян и решить многие социальные вопросы.

Список литературы

1. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fom.ru

2. Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru

Жарикова М. С.

студентка 2 курса Института права инациональной безопасности ТГУ имени Г. Р. Державина г. Тамбов, Россия

ОСОБЕННОСТИ ПООЩРЕНИЯ И НАГРАЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РФ

Аннотация.Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования административного законодательства Российской Федерации в части материального и нематериального стимулирования государственных служащих. Цель настоящей статьи заключается в исследовании положений российского законодательства о стимулировании государственных служащих и сравнении зарубежного законодательства ряда стран в данной сфере в целях формирования практических рекомендаций по улучшению действующего законодательства РФ.

Автор приводит различные подходы к определению поощрения и награждения государственных служащих, анализирует особенности поощрения и награждения государственных служащих в РФ, сравнивает с некоторыми ха-

рактерными особенностями особенности поощрения и награждения государственных служащих за рубежом.

Результаты настоящей статьи позволяют в дальнейшем совершенствовать административное законодательство России в части материального и нематериального стимулирования государственных служащих. Материалы статьи могут быть полезными как для государственных служащих, так и для ученых, занимающихся проблематикой государственной службы.

Ключевые слова: государственныеслужащие, награждение, поощрение, стимулирование, исполнение служебных обязанностей, должностное лицо.

Zharikova M. S.

second-year student Institute of Law and national security TSU named by G. R. Derzhavin Tambov, Russia

FEATURES OF PROMOTION AND AWARDS OF STATE EMPLOYEES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The relevance of the study is due to the need to improve the administrative legislation of the Russian Federation in terms of material and non-material incentives for public servants. The purpose of this article is to study the provisions of the Russian legislation on stimulating state employees and comparing the foreign legislation of a number of countries in this field in order to formulate practical recommendations for improving the current legislation of the Russian Federation.

The author cites various approaches to the definition of encouraging and awarding civil servants, analyzes the features of encouraging and awarding civil servants in the Russian Federation, compares with certain characteristic features the features of encouraging and awarding civil servants abroad.

The results of this article allow us to further improve the administrative legislation of Russia in terms of material and non-material incentives for public servants. The materials of the article can be useful both for civil servants and for scientists involved in public service issues.

Keywords: civil servants, rewarding, encouragement, stimulation, performance of official duties, official.

Одна из важнейших задач, стоящих перед государством на современном этапе развития, это обеспечение государственной и муниципальной службы наиболее квалифицированными и профессионально подготовленными кадрами. Выполнение данной задачи представляется невозможной без развитой системы мер поощрения и награждения государственных служащих.

Следует отметить, что в системе государственной службы награждения и поощрения являются составной частью по стимулированию

должностных лиц, они показывают уровень отношения к исполнению возложенных обязанностей.

Институт поощрения государственных служащих, по мнению большинства ученых, - это совокупность правовых норм (конституционного и административного права), регулирующий порядок и основания применения мер поощрения к государственным служащим, который основан на поощрительном методе правового регулирования, однотипных правоотношениях, а также связях координации и субординации [7, с. 21; 8, с. 130; 9, с. 8].

Необходимо отметить, что меры поощрения и награждения устанавливаются разными органами государственной власти, что предоставляет руководству возможность выбора мер награждения и поощрения. Правовым источником для стимулирования госслужащих является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в котором определён перечень награждений и поощрений.

Наряду с данным нормативным документом, существует также целый ряд других нормативно-правовых актов разного уровня, которые регулируют отдельные вопросы государственной службы России, в том числе и касающихся награждения и поощрения должностных лиц.

В качестве условия для поощрения или награждения закон устанавливает, что должностное лицо, обязано выполнять свои обязанности безупречно и профессионально. Здесь следует отметить, что законодательно термин «безупречно» фактически нигде не определен, при этом согласно «Модельному закону о военных ветеранах», принятому в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-14 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ - «безупречная служба - служба, исполняемая гражданами, верными военной присяге, строго соблюдающими действующие конституцию, законы, требования воинских уставов и не имеющими взысканий». Также ряд исследователей придерживается мнения, что под безупречностью следует понимать отсутствие дисциплинарных взысканий [5, а 25; 6, а 15].

Важно также отметить, что к поощрениям относят выплаты материального характера, вручение ценных подарков, награждения носят моральный характер, и могут выражаться во вручении грамоты, медали или ордена, что является выражением признания заслуг должностного лица.

Высшими формами поощрения обладают почетные звания Российской Федерации, знаки отличия РФ, а также ордена и медали РФ.

Теперь необходимо сравнить зарубежное законодательство ряда стран в сфере поощрений и награждений государственных служащих в целях формирования практических рекомендаций по улучшению действующего законодательства РФ.

Важно рассмотреть также труды таких ученых как Сурманид-зе И. Н., Куликов В. В., Коновалова А. Б., которые отмечают в своих исследованиях, что государственная служба имеет несколько различных моделей ее административно-правовой и организационной структур.

По мнению, высказанному авторами, можно отдельно выделить также несколько административно-правовых моделей стимулирования государственных служащих, которые разделяются в зависимости от той или иной правовой системы: а) модель стимулирования государственных служащих общего права; б) романо-германская модель стимулирования государственных служащих; в) восточноазиатская стимулирования государственных служащих [10, а 44].

Следует отметить, что за рубежом институт награждения и поощрения государственного служащего в большинстве случаев сводится к установлению фиксированных денежных мер поощрения. К примеру, существует определённая традиция стимулирования государственных служащих максимально высокими заработными платами для того, чтобы свести на нет коррупционную составляющую их работы. При этом премии и различного рода награды обычно не предусмотрены или очень ограничены. К странам, соблюдающим подобную систему стимулирования государственных служащих, в частности, относится Сингапур.

При этом зачастую излишнее поощрение и награждение чиновников в ряде стран ассоциируется с коррупционной составляющей государственной службы и попадает под запрет. Яркий пример тому -США, в которых законодательно предусмотрено, что любой государственный служащий не имеет права получать подарки, если их стоимость превышает 200 долл. Исключением является тот случай, при котором государственный служащий получает подарок в качестве награды за бескорыстную службу или иной важный вклад в определенную сферу деятельности, в которой был косвенно занят государственный служащий. При этом лица, награждающие государственного служащего не должны быть заинтересованы в оказании влияния на его профессиональную деятельность [10, с. 48].

В том случае, если государственный служащий получит награду или подарок, стоимость которого превышает 200 долл., он обязан обратиться за специальным разрешением к сотруднику, занимающемуся

в его департаменте вопросами деловой этики. И если данное лицо предоставит свое согласие - государственный служащий имеет право принять такой подарок.

Учитывая тесную историческую связь России с Западной Европой в целях выделения характерных особенностей поощрения и награждения государственных служащих РФ от зарубежных стран, анализу необходимо подвергнуть законодательство в данной сфере стран с рома-но-германской правовой системой.

Как правильно отмечает Сурманидзе И. Н., правовая модель стимулирования государственных служащих, которая первоначально сформировалась и получила свое дальнейшее развитие в странах континентальной Европы, имеет ряд отличительных особенностей.

Во-первых, сама система материального стимулирования тесно связана с состоянием бюджетной системы государства и государственных доходов, во-вторых, материальное стимулирование государственных служащих напрямую взаимосвязано с оценкой различных персонифицированных составляющих государственного служащего, при этом учитываются только те, которые носят объективный характер и доступны для общего анализа. К примеру, в расчет берется стаж работы, закрытость карьеры, вредность условий труда и т. д. Данные показатели напрямую влияют на пенсионное обеспечение, заработную плату, количество специальных социальных льгот и т. д. [10, с. 45].

Анализируя различные модели административного управления, английские исследователи Поллит К., Букерт Г., отмечают, что наиболее развитую из систем стимулирования государственных служащих среди стран романо-германской правовой системы имеет Франция. При этом нельзя не отметить что в данной стране, как и в любой другой, есть свои проблемные аспекты, связанные с эффективностью административного управления, что не мешает отметить положительные черты используемых мер поощрения и стимулирования государственных служащих. Следует помнить, что любая структурная реорганизация государственных органов, в том числе и в сфере рассматриваемого института, так или иначе, зависима от человеческого фактора.

Так зачастую предпринятые реформы неизбежно видоизменяет условия труда государственных служащих, объем их полномочий и функциональное предназначение. Поэтому любая идея реорганизации в сфере материального и нематериального стимулирования должна быть рассмотрена достаточно критически, опираясь на ее объективные последствия, описанные выше [11, с. 56-67].

Во Франции есть единое определение государственных служащих -fonction publique, которое не предусматривает их фактического разде-

ления на работников мэрии, медицинских, образовательных учреждений и т. д. Подобное правило распространяется на работников всех уровней государственной службы, в том числе на высших чиновников. Имея равный юридический статус, государственные служащие формально имеют равные возможности для получения различных стимулирующих льгот. Тем не менее, на том или ином уровне карьерной лестницы используются различные методы поощрения.

Так, государственные служащие Франции разделены на несколько иерархических групп: A, B или C, при этом изменение должности государственного служащего или вышеназванной категории возможно лишь внутри определённого государственного учреждения.

Наиболее частыми методами поощрения во Франции являются повышение должности и увеличение заработной платы, при этом остальные виды поощрения законодательно не регламентированы, однако, допустимы. Важно отметить, что повышение заработной платы государственного служащего во Франции зачастую не связано с замещением новой должности. В то время как такая стимулирующая мера как les fonctionnaires (так называемое личное материальное поощрение), связано со служебным статусом, рангом, должностью и определенным функционалом. Премии в размере 10 % от заработной платы обычно начисляются за переработку, трудность осуществляемой работы, а также определённые квалификационные навыки.

Можно отметить то, что уровень заработной платы государственных служащих во Франции значительно выше уровня заработной платы в России и иных странах Восточной Европы. Подобный значительный объем материальных благ предполагает постоянный мониторинг уровня профессиональной подготовки государственных служащих. Данный мониторинг во Франции реализуется с помощью специального интервью.

Суть интервью в том, чтобы выявить профессиональный уровень компетенции и полезных приобретённых навыков у государственного служащего. Такое интервью должно проходить любое должностное лицо раз в год. По итогам интервью может быть вынесено решение о служебном передвижении чиновника или поощрении его определенным количеством материальных бонусов. Важно отметить, что в ходе интервью оценивается также уровень профессиональной деятельности, умение выполнять задачи, которые ставит перед государственным служащим учреждение, где он работает, также оцениваются необходимость повышения квалификации государственного служащего или получения дополнительного образования, перспективы его карьерного роста и т. д.

Следует отметить, что фактически каждое государственное учреждение во Франции имеет свою собственную систему интервьюирования государственных служащих, а критерии определения их профессиональной значимости четко не определены.

Среди видов стимулирования государственного служащего зачастую также выделяются меры морального вознаграждения. Так во Франции государственные служащие могут быть награждены за многолетнюю добросовестную службу Почетной медалью, которая может быть национального, регионального или коммунального уровней.

Государственные служащие, удостоенные данной награды, получают дипломы, в которых отражаются сведения о пройденной ими службе, а также основаниях награждения. Важно отметить, что подобный диплом предоставляется по истечении государственной службы, но, тем не менее, играет значительную роль в качестве морального поощрения чиновников, вышедших на пенсию.

В качестве основания для получения такой награды может быть как профессиональная компетенция государственного служащего, так и его преданность работе (то есть работа в одном и том же учреждении в течение достаточно длинного срока).

Французское административное законодательство предусматривает возможность изъятия награды у государственного служащего, в том случае если он совершил действия, порочащие службу, к примеру, дисциплинарный проступок, предусматривающий определённое наказание.

Анализируя особенности поощрения и награждения государственных служащих в других странах романо-германской правовой системы, следует отметить, что система стимулирования в Италии и Испании имеет множество общих черт с французской моделью.

К примеру, в Италии существует положение о премировании за эффективность работы государственных служащих, а также выделяются премии за должность государственного служащего и за эффективность его работы.

В настоящее время итальянскую модель стимулирования государственных служащих нельзя назвать достаточно развитой, тем не менее, принцип поощрения за качественный труд и принцип регулярной оценки компетенции государственных служащих зафиксированы законодательно и регулярно применяются при награждении и поощрении государственных служащих.

Что же касается Испании, то система оценки эффективности государственной службы базируется на том, что каждое министерство и ведомство имеет право устанавливать собственные механизмы оценки компетенции чиновника. Для чиновников устанавливается премия за

производительность труда, которая является общей для государственных служащих в центральных организациях, а также на местном уровне.

Таким образом, выполнение задачи обеспечить государственную и муниципальную службу квалифицированными и профессионально подготовленными кадрами невозможно без применения соответствующих эффективных кадровых инструментов, куда входит и система поощрительных мер.

Существующая система поощрений и награждений в России имеет свои существенные недостатки по сравнению с системой стимулирования государственных служащих за рубежом и зачастую не отвечает требованиям, предъявляемыми динамично-развивающимися государственно-правовыми отношениями.

Однако следует отметить, что любая идея реорганизации в сфере материального и нематериального стимулирования должна быть рассмотрена достаточно критически, опираясь на ее объективные последствия, к примеру, на человеческий фактор, сложившееся традиции государственного управления и т. д.

На основе вышеизложенного видится верным заимствовать положительные тенденции регламентирования поощрения, предусмотренные законодательством Франции: создать внутреннюю система оценки эффективности и рейтинга госслужащего, включающую несколько этапов, заканчивающеюся составлением доклада, который должен быть одобрен самим работником, а также его непосредственным начальником. В критерии оценки должны войти: профессионализм и технические компетенции, качество организации работы, личные и общественные качества служащего. Каждые из критериев оценки во избежание сложностей в установлении должны быть подробно раскрыты в специальных межведомственных инструкциях.

Список литературы

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. 28.12.2017 г.). - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru

2. О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 07.09.2010 г. № 1099 (ред. от 02.03.2018 г.). - Режим доступа: URL: http://www. consultant.ru

3. О Почетной грамоте Правительства Российской Федерации и благодарности Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о Почетной грамоте Правительства Российской Федерации и благодарности Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 31.01.2009 г. № 73 (ред. от 07.12.2011 г.). - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru

4. Модельный закон о военных ветеранах (Принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-14 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. - 2003. - № 30 (часть 2). - С. 297-303.

5. Волкова В. В. Заслуга как основание для правового поощрения государственных служащих // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2012. - № 5. - С. 24-28.

6. Дерякина И. А. Служебное право как комплексная отрасль права: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. / И. А. Дерякина. - Ростов-на-Дону, 2007. - 21 с.

7. Липинский Д. А., Мусаткина А. А. Понятие и основания поощрения государственных служащих / Д. А. Липинский, А. А. Мусаткина // Административное и муниципальное право. - 2017. - № 4. - С. 20-37.

8. Нырков В. В. Поощрение и наказание как парные юридические категории. / В. В. Нырков. - Саратов: Изд-во Саратовской гос. академии права, 2006. - 169 с.

9. Очаковский В. А. К вопросу о поощрении и награждении государственных гражданских служащих / В. А. Очаковский // Научный журнал Куб-ГАУ. - 2016. - № 116. - С.1-12.

10. Сурманидзе И. Н. К вопросу о законодательстве и служебной практике иностранных государств в сфере нематериального стимулирования государственных служащих романо-германской правовой системы / И. Н. Сурманидзе, В. В. Куликов, А. Б. Коновалова // Безопасность бизнеса. -2018. - № 1. - С. 44-51.

11. Pollit C., Bouckaert G. Public Management Reform: a comparative analysis / C. Pollit, G. Bouckaert. (2nded.). - Oxford: UniversityPress, 2004. (Поллит К., Букерт Г. Общественная Реформа управления: сравнительный анализ / К. Поллит, Г. Букерт. (2-е издание). - Оксфорд: Университетское издательство, 2004). - 368 с.

Кобина К. А.

Студентка направления подготовки ГМУ, ТГУ имени Г. Р. Державина, Институт экономики, управления и сервиса,

г. Тамбов, Россия

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Аннотация. Статья посвящена проблемам современного экономического развития территорий в аспекте наращивания общего потенциала региона. Перечислены стратегические направления, проблемы и пути инновационного развития территорий.

Ключевые слова: муниципалитет, регион, потенциал, экономическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.