Толмачева Т.И.
студентка 2 курса ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет
имени Г.Р. Державина» г. Тамбов, Россия
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЗАПРЕТОВ, СВЯЗАННЫХ С РЕЖИМОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Аннотация. В данной статье анализируются административно-правовые запреты с учетом зарубежного опыта. Следует отметить, что за рубежом государственного служащего в большинстве случаев сводится к установлению фиксированных денежных мер поощрения, запретов, наказания чиновника. Обозначено, что существует несколько основных моделей административных запретов государственных служащих: а) англосаксонская модель; б) романо-германская модель; в) восточноазиатская.
Ключевые слова: административно-правовой запрет как способ правового регулирования государственно-служебных отношений, всеобщий запрет, специальный запрет, государственное принуждение, обеспечение соблюдения правила, установленного административным законом, государственный служащий.
Tolmacheva T.I.
2nd year student Tambov State University behalf of G.R. Derzhavin
Tambov, Russia
FOREIGN EXPERIENCE OF ADMINISTRATIVE BANS, RELATED TO THE STATE SERVICE REGIME
Abstract. This article analyzes the administrative and legal prohibitions based on international experience. It should be noted that, in the majority of cases, a public servant abroad is reduced to the establishment of fixed monetary measures in favor of, bans, and punishment of an official. It is indicated that there are several basic models of administrative prohibitions of public servants: a) the Anglo-Saxon model; b) the Roman-German model; c) East Asian.
Key words: administrative-legal prohibition as a means of legal regulation of public service relations, universal prohibition, special universal prohibition, state coercion, enforcement of administrative regulations compliance, public servant.
Необходимо сравнить зарубежное законодательство ряда стран в сфере административных запретов государственных служащих в целях формирования практических рекомендаций по улучшению действующего законодательства РФ.
Как отмечают Сурманидзе И.Н., Куликов В.В., Коновалова А.Б. в своих исследованиях, в организационно-правовой структуре государственной службы и ее административно-правовой регламентации выделяют несколько моделей.
По мнению, высказанному авторами, существует и несколько основных моделей административных запретов государственных служащих: а) англосаксонская модель; б) романо-германская модель; в) восточноазиатская [5, С. 19].
Следует отметить, что за рубежом государственного служащего в большинстве случаев сводится к установлению фиксированных денежных мер поощрения, запретов, наказания чиновника.
При этом зачастую излишнее поощрение и награждение чиновников в ряде стран ассоциируется с коррупционной составляющей государственной службы и попадает под запрет. Яркий пример тому -США, в которых законодательно предусмотрено, что «государственным служащим не разрешается получать подарки (за исключением наличных денег и других высоколиквидных активов), общая стоимость которых не превышает 200 долл. [7].
Следует отметить, что в американской правовой доктрине нет единого понимания, что является государственной службой, при этом существует некое описательное его определение в титуле 5 Своде законов США. Данный нормативный правовой акт достаточно долгий период корректировался под влиянием самых различных исторических предпосылок, которые, так или иначе, влияли на деятельность государственного аппарата США. Следовательно, можно отметить, что гражданская служба в США представляется чрезмерно развитым и многогранным явлением. При этом гражданская служба в своем общем понимании представляется сложным термином, что способствует его разнородному толкованию.
Возникновение профессиональной американской гражданской службы напрямую взаимосвязано с политико-правовым фактором, а также с различными экономическими и социальными составляющими. Государственная служба в США прошла достаточно длительный путь от малозначительного не обладающего существенной эффективностью корпуса чиновников, которые практически все принадлежали к аристократическому сословию к системе профессионально обучен-
ных государственных служащих, ограниченных определенными запретами при осуществлении собственной деятельности.
В США достаточно давно существует система государственных гражданских служащих, которая строится на основе конкурсного отбора чиновников, формирования соответствующей системы их заслуг. Значительную роль в укреплении принципов осуществления формирования гражданской службы сыграло развитие в стране независимых СМИ, которые зачастую в своих трудах раскрывают факты коррупции и недобросовестного поведения государственными служащими. При этом нельзя не отметить и другой значительный фактор, способствовавший появлению профессиональной государственной службы, - появление и дальнейшее укоренение принципа разделения властей в обществе.
Также профессиональная государственная служба в США сформировалась в том состоянии, в котором существует сейчас в связи с тем, что руководство страны достаточно скоро заметило, что экономическое развитие США напрямую связано со степенью развития государственной службы [6, С. 29].
Из-за конституционного принципа разделения властей Конгресс США предлагал исполнительной власти обширные нормотворческие и квазисудебные полномочия, которые в дальнейшем получило широкое развитие в современную эпоху в связи с значительным увеличением сфер деятельности государства.
Важнейшим источником, устанавливающим те или иные особенности административных запретов, был Закон «Об административной процедуре» 1946 г., который позволил наиболее детально регламентировать принятие административного акта, предотвратить необдуманные решения, которые способны вызвать отторжение общественного мнения.
Следует отметить, что законодательное закрепление демократической процедуры административного нормотворчества, а также квазисудебного производства не лишена определенных негативных моментов, связанных с изъянами в процедуре деятельности государственных служащих.
Рассматривая особенности административных запретов государственных служащих в США, следует отметить, что в американских законах достаточно эффективно решается задача, позволяющая предотвратить неконтролируемый рост высшего звена государственных служащих. Общая численность указанных государственных служащих
не должна быть больше 10 777 человек, в соответствии с параграфом 413 Сводов законов США.
Важно отметить, что законодательство США позволяет выделить такой принцип государственной службы как равенство возможностей при трудоустройстве в государственные органы. Также американским законодательством установлены определенные льготы для ряда категорий, в том числе для ветеранов войны, бывших военнослужащих, представителей национальных меньшинств и т.д. Следует отметить, что Управление по делам государственной службы США разрабатывает специальные методические указания для данных категорий [4, С. 73].
В качестве основных принципов американской государственной службы можно отметить неукоснительное следование закону, традиция связанная с присвоением почетных званий государственным служащим «заслуженный», «выдающийся» и т.д.
Также в качестве ограничения можно отметить и специальное распределение заработной платы в соответствии с определенным местом государственных служащих и их должной квалификации. К примеру, для высшего руководящего состава установлены несколько градаций должностной квалификации, в соответствии с которой установлена заработная плата. При этом размер указанной заработной платы четко регламентирован, в том числе в части премирования, а также иных видов поощрений.
Учитывая тесную историческую связь России с Западной Европой в целях выделения характерных особенностей особенности поощрения и награждения государственных служащих РФ от зарубежных стран, анализу необходимо подвергнуть законодательство в данной сфере стран с романо-германской правовой системой.
Как правильно отмечает Сурманидзе И.Н., данная модель характерна для стран континентальной Европы и характеризуется следующим: успешность создания системы материального стимулирования в значительной степени связана с бюджетными возможностями государства; текущее материальное стимулирование основывается на оценке различных факторов, доступных для анализа и имеющих объективное обоснование; пенсионное обеспечение в максимальном объеме связано с большим стажем работы, сопоставимым со стажем, установленным для большинства граждан; ориентация на «закрытость» карьеры и нематериальные льготы и гарантии на государственной службе и т.д.
Анализируя различные модели административного управления, английские исследователи Поллит К., Букерт Г., отмечают, что Фран-
цию, как и другие страны континентальной Европы, коснулись проблемы, связанные со степенью эффективности системы государственного управления. Очень часто в основе этих проблем находились и находятся вопросы целесообразного стимулирования работы государственных служащих. Даже в случае структурной реорганизации системы государственных органов или изменения бюрократических, документальных процедур человеческий фактор остается определяющим.
Во Франции все работники государственных организаций относятся к так называемой fonction publique, то есть в общем плане разделения между, например, преподавателями и работниками мэрии не существует. Вышеизложенное относится ко всем государственным служащим, включая государственных управленцев. Поэтому давать оценку достигнутому уровню материального стимулирования во Франции необходимо с учетом данного обстоятельства. Очевидно, что при российском варианте отнесения лиц к государственной или муниципальной службе проблем у французского государства и общества было бы гораздо меньше [8, С. 203].
Система внутреннего продвижения по государственной службе во Франции достаточно прозрачна, исходя из российских стандартов, и на различных ее этапах используются разные стимулы для побуждения служащего к качественной деятельности, а значит, и к служебному росту.
Служащие, или так называемые «публичные служащие», в число которых входят все работники социального государственного сектора, распределены по одной из трех категорий (иерархические категории A, B или C). Изменение должности или категории через механизмы внутреннего продвижения возможно только в рамках определенного государственного органа (учреждения).
Важно отметить, что в Италии сформирован достаточно хорошо налаженный государственный административный аппарат, который функционирует вне зависимости от смены государственной власти.
Необходимо отметить, что в Конституции 1947 г. были закреплены равные права на доступ к государственной службе вне зависимости от пола, а также национальности и т.д. Возможность приема на службу также касается и лиц итальянской национальности, не являющихся при этом гражданами Итальянской Республики. Важно отметить, что в качестве административных запретов по законодательству Италии, можно отметить специальный запрет на состояние в политических партиях, занятие должностей на военной службе, должностных лиц,
агентов полиции, дипломатических, консульских представительств Италии за границей.
В качестве основного нормативного акта, регламентирующего порядок деятельности, следует назвать Закон о государственной службе № 93 от 29 марта 1983 г, при этом в Италии также существуют нормативные акты, касающихся конкретных видов государственной службы [3, С. 89].
Отдельно следует рассмотреть особенности административных запретов государственных действующих в ФРГ. В частности следует отметить, что основной закон ФРГ в ст. 1-19 приводит основные утверждения о государственной службе в ФРГ. Так, согласно ч. 3 ст. 1 Конституции ФРГ, основные права обязательны для законодательной, исполнительной, судебной власти, при этом их осуществление может быть существенно ограничено, в том случае если это необходимо для сохранения профессиональной государственной гражданской службы.
Государственный служащий полагается назначенным на должность после того, как ему была вручена соответствующая грамота о назначении.
Для того, чтобы занять должность государственного служащего необходимо выполнить ряд условий в зависимости от ранга государственного служащего. К примеру, в случае если государственный служащий претендует на низшую должность ему необходимо получить аттестат об окончании общеобразовательной школы, а также подготовительная практика к занятию должности. В случае, если необходимо получить должность среднего или высокого уровней, требуется более высокий уровень образования и квалификации претендента на данную должность.
В соответствии с законодательством ФРГ назначение административного аппарата носит пожизненный характер, после своего назначения государственные служащие торжественно обязуются быть верным своему долгу и государству, а также придерживаться партийно-политического нейтралитета, не участвовать в забастовках и т.д.
В качестве особенностей деятельности государственного служащего также следует выделить то, что государственный служащий несет личную ответственность за исполнение им служебных обязанностей. В том случае, если у него есть подозрения в выполнении собственных поручений, то он должен сообщить об этом собственному руководству. Если же указанное распоряжение или поручение все равно остается в силе, государственный служащий должен обратить к вышестоящему руководству.
При этом в том случае, если распоряжение остается все равно в силе, государственный служащий должен исполнить данное поручение, если указанное не действие не покажется ему наказуемым или противоречащим закону. При этом указанное подтверждение он должен изложить в письменном виде [1, С. 45].
Каждый государственный служащий при осуществлении собственной деятельности приносит присягу, согласно которой он обязуется соблюдать Конституцию ФРГ, а также иные законы, действующие в республике, добросовестно исполнять возложенные на них обязанности. Присяга носит официальный характер, в том случае если государственный служащий отказывается ее принести, он тут же увольняется.
При этом повышенные требования, а также ограничения, связанные с государственной службой компенсируется высокими материальными выплатами, а также пакетом государственных гарантий, позволяющих обеспечить стабильность служебного продвижения, а также достойный образ жизни.
Итак, важно отметить, что административно-правовые запреты в системе государственной службы связаны с исследованием как объективных, так и субъективных категорий. Можно отметить, что в течение советского периода государственной службы не было жестких административных правовых запретов, в дальнейшем с развитием рыночных отношений, децентрализации государственного управления, а также изменении форм собственности позволили выработать систему административно-правовых запретов для госслужащих в РФ [2, с. 173].
Итак, мы можем отметить, что административные запреты, связанные с режимом государственной службы, представляют собой определенные правовые предписания, закрепленные различными нормативными актами, которые не позволяют лицу, обладающего статусом государственного служащего, отклониться от надлежащего служебного поведения, поскольку после такого отклонения наступают соответствующие негативные последствия. Подобные негативные последствия могут быть выражены в мерах дисциплинарной, административной, уголовной ответственности. Основная задача административных запретов, связанных с режимом государственной службы, связана с укреплением законности и правопорядка в системе государственного управления.
Подобные административные запреты, касающиеся деятельности государственного служащего, весьма различны, они делятся на группы
и подгруппы. У каждого административного запрета есть свои особенные задачи. При этом они подчиняются общим, которые направлены на укрепление законности и правопорядка в системе государственного управления.
Список литературы
1. Алексеев С.С. Правовые запреты в структуре советского права / С.С. Алексеев. - Правоведение, 1973. - № 5. - С. 43-58.
2. Гумбольдт В.В. О пределах государственной деятельности / В.В. Гумбольдт. - М.: Проспект, 2009. - 345 с.
3. Иоффе О.С. Юридические нормы и человеческие поступки / О.С. Иоффе // Актуальные вопросы советского гражданского права. - М.: Эксмо, 1964. - 342 с.
4. Коваль Л.В. Административно-правовое деликтное отношение: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук / Л.В. Коваль. - Киев, 1979. - 231 с.
5. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации / Е.В. Охотский. - Государство и право, 2003. - № 9. - С. 17-23.
6. Попова А.А. Запреты в современном российском праве / А.А. Попова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - Тольятти, 2007. - 231 с.
7. Севрюгин В.Е. Административный проступок. Понятие, признаки, ответственность / В.Е. Севрюгин. - М.: Проспект, 2009. - 232 с.
8. Шамаев А.М. Причины и поводы возникновения массовых беспорядков / А.М. Шамаев // Современные тенденции в науке, технике, образовании : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. 2016. -С. 171-178.
Чурилов Е.О.
студент 4 курса
ФГБОУ ВО «Тамбовского государственного университета
имени Г.Р. Державина» г. Тамбов, Россия
ЛОББИЗМ И ДЕМОКРАТИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Аннотация. Современное демократическое общество трудно представить без наличия в нем организованных групп интересов, представленных как обычными гражданами, так и крупными корпорациями. Кроме того, и первым, и вторым свойственно использование различных «рычагов» воздействия на органы власти с целью продвижения этих интересов. Одним из основных таких «рычагов» выступает лоббизм. Автору предстоит выявить реальное воз-