Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ / СУБЪЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Росенко Мария Ивановна, Скребец Елена Владимировна, Тумакова Светлана Владимировна

В статье проанализирована зависимость процессов, происходящих в экономике Российской Федерации, от нормативных условий их существования и развития, прежде всего от основных правовых положений высшего нормативно-правового акта Российской Федерации. Особое внимание уделено проблемам недостаточной правовой определенности в отношении процессов в экономической и социальной сферах, связанных с воздействием на них четвертой промышленной революции, цифровизации экономики, которые создают новые объекты собственности, позволяющие присваивать все большую долю национального дохода и национального богатства страны все более ограниченному кругу лиц, что не соответствует их вкладу в доходы страны, государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Росенко Мария Ивановна, Скребец Елена Владимировна, Тумакова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL-LEGAL ASPECTS OF STRENGTHENING THE ECONOMIC FOUNDATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article analyses the reliance of processes taking place in Russian Federation economy on legal conditions of its operation and development and in first term on the legal fundamental provision provided by highest normative-legal act of Russian Federation. The main focus is on the following issues: the people of Russia are not directly indicated as a land and natural assets’ owner; legal uncertainty concerning economic and social processes related to the fourth industrial revolution, digitalization of economy, that produce new property objects that allows the biggest part of national income and welfare being appropriated by limited groups with their zero input in the income of the country, state.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

sluzhbu, sluzhbu v organah vnutrennih del, Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhbe, organah po kontrolyu za oborotom narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshchestv, uchrezhdeniyah i organah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, i ih semej», polozheniyami stat'i 105 Federal'nogo zakona "O federal'nom byudzhete na 2004 god", stat'i 84 Federal'nogo zakona "O federal'nom byudzhete na 2005 god" i stat'i 80 Federal'nogo zakona "O federal'nom byudzhete na 2006 god" i dr.

13. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 24.02.2004 N 3-P «Po delu o proverke konstitucionnosti otdel'nyh polozhenij statej 74 i 77 Federal'nogo zakona "Ob akcionernyh obshchestvah", reguliruyushchih poryadok konsolidacii razmeshchennyh akcij akcionernogo obshchestva i vykupa drobnyh akcij, v svyazi s zhalobami grazhdan, kompanii "Kadet Isteblishment" i zaprosom Oktyabr'skogo rajonnogo suda goroda Penzy».

14. Nadezhin N.N. Grazhdansko-pravovoe obespechenie predprinimatel'stva v Rossii. Moskva: Statut, 2019. 144 s.

15. Lobanova Ya.V. Svoboda ekonomicheskoj deyatel'nosti: konstitucionnoe soderzhanie i predely: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2019. 263 s.

16. Informaciya «Konstitucionno-pravovaya zashchita predprinimatel'stva: aktual'nye aspekty (na osnove reshenij Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii 2018-2020 godov)» (odobreno resheniem Konstitucionnogo Suda RF ot 17.12.2020) // SPS Konsul'tant Plyus (data obrashcheniya 03.03.2021)

17. Dyurkgejm E. O razdelenii obshchestvennogo truda. Odessa: Tipografiya G.M. Levinsona, 1900.

18. Dyugi L. Obshchie preobrazovaniya grazhdanskogo prava so vremeni Kodeksa Napoleona. M.: Gos. izd-vo, 1910. 110 s.

19. Hajek F.F. Individualizm i ekonomicheskij poryadok. M.: Socium, 2020. 422 s.

20. Yanzhul I.I. Ekonomicheskoe znachenie chestnosti: Zabytyj faktor proizvodstva. M.: tipolitogr. t-va I.N. Kushnerev i K°, 1912. 27 s.

21. Pokrovskij I.A. Osnovnye problemy grazhdanskogo prava. M.: Statut, 2020. 351 s.

22. Kropotkin P.A. Vzaimopomoshch' kak faktor evolyucii. M.: Samoobrazovanie, 2007. 240 s.

23. Shtober R. Hozyajstvenno-administrativnoe pravo. Osnovy i problemy. Mirovaya ekonomika i vnutrennij rynok. M., 2008. 371 s.

24. Vedin N.V. Dialektika sotrudnichestva i konkurencii v hozyajstvennoj evolyucii obshchestva. Avtoref. diss. ... dokt. ekon. nauk. Kazan, 2007. 46 s

25. Problemy realizacii principov prava v predprinimatel'skoj deyatel'nosti: monografiya/ otv. red. V.A.Vajpan, M.A. Egorova. M.: Yusticinform, 2016.

26. Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 26 fevralya 1997 g. N 1-FKZ «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs] SPS Konsul'tant plyus (data obrashcheniya 27.04.2021)

27. Federal'nyj zakon ot 27 dekabrya 2018 g. N 501-FZ «Ob upolnomochennyh po pravam rebenka v Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs] SPS Konsul'tant plyus (data obrashcheniya 27.04.2021)

28. Federal'nyj zakon ot 7 maya 2013 g. N 78-FZ «Ob upolnomochennyh po zashchite prav predprinimatelej v Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs] SPS Konsul'tant plyus (data obrashcheniya 27.04.2021)

29. Zaklyuchenie Konstitucionnogo Suda RF ot 16 marta 2020 g. N 1-Z «O sootvetstvii polozheniyam glav 1, 2 i 9 Konstitucii Rossijskoj Federacii ne vstupivshih v silu polozhenij Zakona Rossij skoj Federacii o popravke k Konstitucii Rossij skoj Federacii "O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcionirovaniya publichnoj vlasti", a takzhe o sootvetstvii Konstitucii Rossijskoj Federacii poryadka vstupleniya v silu stat'i 1 dannogo Zakona v svyazi s zaprosom Prezidenta Rossijskoj Federacii»// [Elektronnyj resurs] SPS Konsul'tant plyus (data obrashcheniya 27.04.2021)

ШАПСУГОВА МАРИЕТТА ДАМИРОВНА - старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права РАН (shapsugova@gmail.com).

SHAPSUGOVA, MARIETTA D. - Senior Researcher of the Sector of Business and Corporate Law of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (shapsugova@gmail.com).

УДК 342.417:340.12 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-2-20-24

РОСЕНКО М.И., СКРЕБЕЦ Е.В., ТУМАКОВА С.В. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, правовое регулирование отношений собственности, субъекты отношений собственности, цифровая экономика.

В статье проанализирована зависимость процессов, происходящих в экономике Российской Федерации, от нормативных условий их существования и развития, прежде всего от основных правовых положений высшего нормативно-правового акта Российской Федерации. Особое внимание уделено проблемам недостаточной правовой определенности в отношении процессов в экономической и социальной сферах, связанных с воздействием на них четвертой промышленной революции, цифровизации экономики, которые создают новые объекты собственности, позволяющие присваивать все большую долю национального дохода и национального богатства страны все более ограниченному кругу лиц, что не соответствует их вкладу в доходы страны, государства.

ROSENKO, M.I, SKREBETS, E.V., TUMAKOVA, S.V. CONSTITUTIONAL-LEGAL ASPECTS OF STRENGTHENING THE ECONOMIC FOUNDATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Key words: Constitution of Russian Federation, legal regulation of property relations, actors of property relations, digital economy.

The article analyses the reliance of processes taking place in Russian Federation economy on legal conditions of its operation and development and in first term on the legal fundamental provision provided by highest normative-legal act of Russian Federation. The main focus is on the following issues: the people of Russia are not directly indicated as a land and natural assets' owner; legal uncertainty concerning economic and social processes related to the fourth industrial revolution, digitalization of economy, that produce new property objects that allows the biggest part of national income and welfare being appropriated by limited groups with their zero input in the income of the country, state.

Одной из важнейших проблем любой страны объективно выступает проблема совершенствования системы государственной власти. Чрезвычайно актуальна она и для Российской Федерации. Решение связанных с нею задач, в частности, предполагает постоянное развитие экономических основ государственности, которые включают такие основные элементы как:

- правовая база осуществления экономической деятельности в стране;

- государственная собственность на определенные средства производства (особенно в тех видах деятельности, которые имеют стратегически важное значение для страны);

- государственное регулирование экономики, направленное на достижение сбалансированности экономических интересов основных субъектов экономических отношений (государства, административно-территориальных единиц, хозяйствующих субъектов, домохозяйств, граждан, общественных организаций);

- формирование и проведение государственной политики (промышленной, инвестиционной, финансово-бюджетной, кредитной, демографической, социальной, внешнеэкономической), которая содействует укреплению национальной экономики и решению задач повышения ее самодостаточности, устойчивости, конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;

- государственный контроль за соблюдением всеми участниками национальной экономики действующего в стране законодательства [9].

Исходными условиями жизнедеятельности людей, их экономической активности выступают земля и природные ресурсы. Они же относятся к базовым факторам производства и формируют существенную долю ресурсно-природного потенциала национальной экономики страны, в значительной степени определяют тип и особенности воспроизводства в обществе, вид и особенности экономического развития. В связи с этим, землепользование, природопользование неразрывно связаны с экономическими и социальными интересами всех уровней. Для того, чтобы они не стали фактором, провоцирующим экономическую, социальную, политическую напряженность, объективно необходимо оптимальное для общества, в целом, и каждого его члена - в частности, законодательство в этой сфере [5, 6]. При этом необходимо отметить, что одним из первых вопросов при определении порядка землепользования, природопользования выступает четкое определение их собственника, который будет воплощать в себе единство прав в сфере землепользования и природопользования, а также обязанностей по соблюдению общественно приемлемых правил земле- и природопользования, ответственность за нарушение таковых.

Логика человеческой цивилизованности полностью укладывается в определение исходного момента земле- и природопользования - четкое обозначение собственника земли и природных ресурсов. Это объясняется тем, что, исходя из сущности такого экономико-правового субъекта как собственник, общество воспринимает его как лицо, которое будет рационально использовать свой объект собственности, сохранять его и, более того, стремиться его развить, улучшить, капитализировать всеми доступными методами и способами. Доказательство такого положения возможно осуществить методом «от противного»: ни один собственник в нормальных условиях не заинтересован в ухудшении, уничтожении своих объектов собственности.

В рациональном, адекватном собственнике на землю, на природные ресурсы заинтересован народ каждой страны. Неограниченность возможностей использования их во времени - это базовое условие неограниченности существования народа на его территории обитания. Именно это предотвращает превращение народа в вечного мирового скитальца в поисках лучших (чаще просто приемлемых, минимально безопасных) условий жизни. Народ, проживающий на определенной территории, закрепляет свой правовой статус системой законов. Фундаментальное, системообразующее значение среди законов, организовывающих (создающих организационно-правовые алгоритмы, приемлемые для общества), в том числе регулирующих земле- и природопользование, имеет Конституция. Статья 9 пункт 2 Конституции Российской Федерации гласит, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности [1]. При этом необходимо отметить, что Конституция в статье 9 пункт 1 отмечает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Научный анализ этих методологических подходов к определению собственника земли и природных ресурсов имеет чрезвычайно важное и научное, и практическое значение.

В случае, когда собственником земли и природных ресурсов признается народ страны, именно этот субъект всех видов общественных отношений выступает отправным моментом при определении целей, принципов, методов, механизмов, направлений земле- и природопользования

(в современных условиях от лица народа выступают законно избранные представители власти, государства).

Государство, реализующее программы социально-экономического развития страны, ее народа, использует соответствующие оценочный и критериальный аппарат (в единстве качественных и количественных, натуральных и денежных показателей, горизонтального и вертикального анализа) и механизмы изучения и анализа тенденций изменения состояния национальной экономики, ее потенциала как в целом, так и по составным элементам такового с учетом закономерностей развития общественного воспроизводства (функциональный и структурный анализ, закон пропорциональности, закон синергии экономических систем, закон накопления достигнутых результатов и перехода национальной экономики страны в более высокое качественное состояние и другие).

Определение собственника земли и природных ресурсов по признаку формы собственности принципиально меняет подход к организации земле- и природопользованию. При этом ни земля, ни природно-ресурсный потенциал страны уже не рассматриваются как единый естественно-экономический потенциал существования и развития ее национальной экономики. Они превращаются в потенциал существования, процветания, обогащения отдельных структур: частных, государственных, муниципальных и иных.

Каждый собственник использует имеющиеся ресурсы по своему усмотрению, согласно своим целям и в соответствии со своими технико-технологическими, финансовыми и иными возможностями, но в рамках, установленных законом. При этом частные структуры, как правило, стремятся минимизировать время капитализации вложенных средств, что приводит к оскудению природно-ресурсного потенциала страны. Последнее, в целом ряде случаев, связано с прямым нарушением закона.

Между тем, природно-ресурсный потенциал страны далеко не всегда относится к воспроизводимым ресурсам, более того, происходит увеличение разрыва между спросом на природные ресурсы и их предложением, что обусловливает естественную для рыночной экономики реакцию на такие процессы: повышается интенсивность их использования, рост цен на природные сырье, материалы, энергоносители, земля все чаще используется крайне нерационально: для захоронения вредных отходов производства, что приводит к сокращению земельных участков, пригодных для безопасной жизнедеятельности людей.

Исключение из числа собственников земли и природных ресурсов народа страны коренным образом меняет подход к вопросу о том, кто должен быть участником распределения и присвоения рентных доходов, и в полной мере объясняет быстрый рост численности долларовых миллионеров и миллиардеров в России на фоне того, что десятки миллионов человек в стране являются бедными. При этом необходимо подчеркнуть, что рентные доходы, как правило, вывозятся за границу, не попадают в экономику страны, не участвуют в ее развитии, а инвестируются в экономики развитых стран, что, в том числе, предусмотрено международными обязательствами России в соответствии с международными договорами, участниками которых выступает РФ.

На настоящем этапе проводится работа по решению назревших проблем.

Так, конституционные изменения коснулись статьи 15 Конституции РФ, пунктом 4 которой было предусмотрено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, что не всегда укрепляет экономику нашей страны. Исключение данного положения восстановило приоритет национального законодательства над международным, т.к. нормы, установленные международным договором или соглашением, которые РФ обязуется выполнять, имплементируются и становятся частью национального законодательства, обязательного для исполнения.

Некоторые ученые отмечают, что нуждаются в дальнейшем совершенствовании конституционные нормы: «об улучшении экономического благосостояния российского народа и экономической независимости страны, например, от иностранных поставок товаров, либо о взятии курса страны на индустриализацию; о персональной юридической ответственности должностных лиц государства, например, за неэффективное расходование бюджетных денежных средств,

например, их полную материальную ответственность. .. .об изменении законодательства о недрах и природных ресурсах, например, на запрет их передачи иностранным компаниям, либо по ограничению их использования частными лицами» [7].

Основным направлением совершенствования механизмов укрепления экономических основ государства является цифровизация экономики. Основные документами, в соответствие с которыми реализуется данное направление государственного реформирования являются: Государственная программа «Цифровая экономика»; Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Указ Президента РФ от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2; 3; 4]. Мероприятия, запланированные на ближайшую и среднесрочную перспективу (до 2024 года) в основном касаются усовершенствования модели управления, в том числе снижения финансовых затрат на саму систему управления в результате цифровизации экономики и диджитализации государственного управления.

Расширение сферы использования в социально-экономической деятельности экономических и иных субъектов в Российской Федерации инструментов и организационных образований цифровой экономики - результата и продукта четвертой промышленной революции - приводит к появлению в ней новых явлений и процессов, которые должны получить правовое оформление и сопровождение. Это относится к платформам цифровой экономики (объединение организаций, работающих с цифровыми технологиями, которые создают сети, соединяющие продавцов и покупателей широкого ассортимента продукции и услуг, повышая доходы за счет эффекта масштаба производства и продаж), что приводит к концентрации нескольких мощных платформ, доминирующих на своих рынках, следовательно, к концентрации ценностей и экономической власти в руках ограниченного числа людей.

В этой ситуации адекватного правового урегулирования требуют экосистемы цифровой экономики - партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов власти Российской Федерации, организаций и граждан. Именно экосистемы цифровой экономики концентрируют в настоящее время инновационные подходы к организации социально-экономической, культурной и иной деятельности в стране, мире, создают условия для реализации возможностей человеческого капитала, для его увеличения и развития.

Таким образом, изменения, происходящие в окружающем нас мире, в экономике России требуют правового осмысления, правовой поддержки, правового сопровождения. Основным вектором этого процесса должно быть укрепление экономических основ дальнейшего развития государства России, в чем возрастающую роль должна играть Конституция Российской Федерации, в которой должны быть отражены высшие ценности, и как отмечает Б.С. Эбзеев, рассматривая высшую ценность как «тип согласования интересов. общества и личности, государства и гражданина» [8, с. 15].

Литература и источники

1. Конституция Российской Федерации (Действующая редакция с поправками от 04.07.2020г.)// Консультант Плюс

2. См.: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»// http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1195467/

4. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/

5. Вишняков В.Г. Административная реформа: 15 лет поисков концепции [Электронный ресурс]. URL: http://www.justicemaker.ru/view-artide.php?id=25&art=2792 (дата обращения: 10.03.2021).

6. Вульфович Р.М. Административные реформы в постсоветской России: основные проблемы и результаты. // Управленческое консультирование. 2017. № 12 . С.102-107.

7. Игнатенко В.А. Конституционная реформа 2020 года и ее влияние на правовую жизнь российского общества // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 4 (94) Ч.2. С. 88-91.

8. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. 656 с.

9. Административная реформа: совершенствование государственного управления в РФ // https://ar.gov.ru

References and Sources

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (Dejstvuyushchaya redakciya s popravkami ot 04.07.2020g.)// Konsul'tant Plyus

2. Sm.: Ukaz Prezidenta RF ot 9 maya 2017 g. № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody» // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/

3. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 goda N 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda»// http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1195467/

4. Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 goda №»474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/

5. Vishnyakov V.G. Administrativnaya reforma: 15 let poiskov koncepcii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=25&art=2792 (data obrashcheniya: 10.03.2021).

6. Vul'fovich R.M. Administrativnye reformy v postsovetskoj Rossii: osnovnye problemy i rezul'taty. // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2017. N° 12 . S.102-107.

7. Ignatenko V.A. Konstitucionnaya reforma 2020 goda i ee vliyanie na pravovuyu zhizn' rossijskogo obshchestva // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2020. № 4 (94) CH.2. S. 88-91.

8. Ebzeev B.S. Chelovek, narod, gosudarstvo v konstitucionnom stroe Rossijskoj Federacii: monografiya. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Prospekt, 2015. 656 s.

9. Administrativnaya reforma: sovershenstvovanie gosudarstvennogo upravleniya v RF // https://ar.gov.ru

РОСЕНКО МАРИЯ ИВАНОВНА - доктор политических наук, профессор, кафедра конституционного и административного права, Юридический институт, Севастопольский государственный университет.

СКРЕБЕЦ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - доктор политических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права, Юридический институт, Севастопольский государственный университет

ТУМАКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА - доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики и менеджмент, Институт экономики и права, Академия труда и социальных отношений (филиал в городе Севастополе) ROSENKO, MARIA I. - Doctor of Political Science, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Law Institute of Sevastopol State University (Mariyair@mail.ru).

SKRЕBETS, ELENA V. - Doctor of Political Science, Associate Professor, Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Law Institute of Sevastopol State University (l_skrebec@mail.ru).

TUMAKOVA, SVETLANA V. - Doctor of Economics, Professor, Department of Economics and Management, Institute of Economics and Law (branch) OUP IN the «Academy of labour and social relations in the city of Sevastopol» (svetvlt@mail.ru).

УДК 35.089.7 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-2-24-29

ВОЛКОВА В.В.

НАСТАВНИК КАК СУБЪЕКТ ПООЩРЕНИЯ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНОЙ СЛУЖБЫ

Ключевые слова: публичная служба, закон, сотрудник, должностное лицо, наставник, поощрение, права, обязанности.

В статье рассмотрен институт наставничества в системе публичной службы как субъект поощрения. Изучены основы правового регулирования наставничества, обоснована его значимость, приведен пример судебной практики. В результате, сделаны выводы о том, что эффективность профессиональной деятельности наставника напрямую зависит от ряда качественных характеристик, среди которых выделяются: нормативность, организованность, подготовленность, освоенность и эффективность; при успешном выполнении данных характеристик наставника возможно определить субъектом поощрения в сфере публичной службы; необходимо унифицировать институт наставничества на законодательном уровне применительно ко всей системе публичной службы, не заменяя его на какие - либо иные формы обучения.

VOLKOVA, V.V.

MENTOR AS A SUBJECT OF ENCOURAGEMENT IN THE FIELD OF PUBLICK SERVICE Key words: public service, law, employee, official, mentor, encouragement, rights, duties.

The article considers the institution of mentoring in the public service system as a subject of encouragement. It is studied the basics of legal regulation of mentoring, justified its significance, and given an example of judicial practice. As a result, it is concluded that: the effectiveness of a mentor's professional activity directly depends on a number of qualitative characteristics, among which are: normativity, organization, readiness, mastery and efficiency; if these characteristics are successfully fulfilled, it is possible to define a mentor as a subject of encouragement in the field of public service; it is necessary to unify the institution of mentoring at the legislative level in relation to the entire system of public service, without replacing it with any other forms of training.

Государственное управление осуществляется органами публичной власти в лице их должностных лиц. К правовому статусу должностных лиц органов публичной власти относятся функциональные и сопутствующие им обязанности. Первые представляют собой обязанности, которые непосредственно подразумеваются для исполнения на определенной должности, а вторые направлены на ограничение правовой свободы должностных лиц в той или иной мере. В связи с чем, как мы полагаем, должностным лицам органов публичной власти в некоторых случаях для лучшего понимания деятельности органов власти и исполняемых должностных обязанностей необходим наставник.

Сравнительно недавно, в 2019 году Правительство РФ утвердило положение о наставничестве на государственной службе, которое было утверждено Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1296 [1] (далее - Постановление о наставничестве). Это одна из мер по исполнению Указа Президента РФ от 21.02.2019 № 68 [2] о профессиональном развитии государственных служащих. В частности, в Постановлении о наставничестве было установлено,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.