DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11207 ВИНОГРАДОВА Елена Валерьевна,
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора конституционного права
и конституционной юстиции Института государства и права РАН, e-mail: [email protected]
БУТРИМ Игорь Иосифович,
кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник сектора гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Института государства и права РАН, е-mail: [email protected]
12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ПРОКУРАТУРЫ
Аннотация. Прокуратура Российской Федерации в числе приоритетных направлений деятельности призвана осуществлять борьбу с преступностью и коррупцией, защищать права и законные интересы граждан, обеспечивать единство правового пространства страны. Конституционные изменения, произошедшие в 2020 г., коснулись и статуса прокуратуры. В статье представлен анализ конституционных новелл, затронувших вопросы образования, функций и деятельности прокуратуры. Авторы представили ряд выводов, в частности, о том, что изменение конституционного порядка назначения прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к ним, обеспечит ключевую роль в этой процедуре Президента РФ, повысит значение и статус прокуроров данной категории в обеспечении законности, усилит ответственность за назначаемых лиц, как главы государства, так и Совета Федерации.
Ключевые слова: Конституция, прокуратура, конституционные гарантии, Президент РФ, статус, полномочия, специализированные прокуратуры.
VINOGRADOVA Elena Valeryevna,
Doctor of Law, Professor, Chief Researcher of the Constitutional Law sector and constitutional justice, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
BUTRIN Igor losifovich,
PhD in Law,
Leading Fellow of the Civil Law Sector, Civil and Arbitration Procedure, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
CONSTITUTIONAL BASIS OF THE PROSECUTORS OFFICE STATUS
Annotation. The Prosecutor's Office of the Russian Federation is among the priority areas of activity designed to combat crime and corruption, protect the rights and legitimate interests of citizens, and ensure the unity of the legal space of the country. The constitutional changes that took place in 2020 also affected the status of the Prosecutor's Office. The article presents an analysis of the constitutional novelties that touched upon the issues of education, functions and activities of the Prosecutor's Office. The author presented a number of conclusions, in particular, that the change in the constitutional order of appointment of prosecutors of the subjects of the Russian Federation and prosecutors equated to them will ensure the key role of the President of the Russian Federation in this procedure, will increase the importance and status of this category of prosecutors in ensuring the
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
rule of law, will strengthen the responsibility for the appointed persons, both the head of state and the Federation Council.
Key words: Constitution, prosecutor's office, constitutional guarantees, President of the Russian Federation, status, powers, specialized prosecutor's offices.
Внесенными в 2020 г. поправками в Конституцию Российской Федерации изменен статус многих органов государственной власти, в т.ч. прокуратуры. Вопросы образования, функций, деятельности прокуратуры были включены в текст Конституции РФ уже в 1993 г. [1], однако вызовы времени не могли не отразиться на формировании конституционного статуса этого органа.
Согласно Указу Президента РФ от 3 июля 2020 г. № 445 «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками» (на основании постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 3 июля 2020 г. № 256/1888-7 о результатах общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» с 4 июля 2020 г. вступила в силу ст. 1 упомянутого Закона, в т.ч. ее п. 43 с новой редакцией ст. 129 Конституции, устанавливающей правовой статус прокуратуры Российской Федерации [2; 3].
Текст ст. 129 Конституции состоит теперь из шести частей, в первой из которых дано определение и закреплены основные функции прокуратуры; во второй установлены требования к прокурорам, аналогичные требованиям к депутатам, судьям и должностным лицам государственных органов; в последующих трех частях изложен порядок назначения Генерального прокурора РФ, его заместителей и иных руководителей Генеральной прокуратуры РФ; прокуроров субъектов федерации и приравненных к ним, в т.ч. прокуроров военных и других специализированных прокуратур, иных прокуроров.
Существенно расширен и дополнен правовой статус прокуратуры, согласно ч. 1 ст. 129 Конституции указаны ее основные функции. В отличие от предыдущей редакции, помимо конкретного определения прокуратуры, как единой федеральной централизованной системы органов, впервые в конституционной норме закреплены и ее основные функции: надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполнение иных функций.
Правовые нормы организации надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов, прав и свобод человека и гражданина, развернуто изложены в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон) [4]. Уголовное преследование в настоящее время прокуратура осуществляет в соответствии с полномочиями, установленными Законом (абз. 7 п. 2 ст. 1) и уголовно-процессуальным законодательством РФ. К иным функциям следует отнести, например, участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством РФ в рассмотрении дел арбитражными судами (ч. 3 ст. 1 Закона), или предусмотренную ст. 9.1 Закона дополнительную функцию по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, их должностных лиц. В этой же части подтверждены конституционные принципы организации деятельности прокуратуры: единства; централизации и законности. Кроме того, традиционно выделяют специальные (ведомственные) принципы организации деятельности прокуратуры: независимости, гласности, обязательности исполнения требований прокурора и др., особенности которых раскрыты в действующей редакции Закона (ст. 4 - 6).
Содержание конституционного принципа единства определяется единством системы органов прокуратуры, их единой компетенцией, единством правовых основ организации и порядка деятельности прокуроров на основе Конституции и федерального законодательства.
Единство системы закреплено в законодательно установленной структуре органов прокуратуры, которую составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (п. 1 ст. 11 Закона). Создание и деятельность на территории страны органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается (п. 3 ст. 11 Закона). Образование, реорганизация и ликвидация органов и организаций прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются только Генеральным прокурором РФ (п. 2
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
ст. 11 Закона). Кроме того, Генеральная прокуратура РФ осуществляет полномочия и функции учредителя в отношении ряда подведомственных ей организаций.
Единство функций и полномочий прокуратуры по их реализации установлено в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, определяемых Законом, в т.ч. - надзор за исполнением законов; - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; - надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; - надзор за исполнением законов судебными приставами; - надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; -уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ; - возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования; и иные (п. 2 ст. 1 Закона). При этом на прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами (абз. 2 ст. 3 Закона).
В соответствии с данным принципом прокуроры всех уровней обладают едиными полномочиями и средствами их реализации в виде актов прокурорского реагирования, имеющих равную по обязательности юридическую силу и подлежащих исполнению на одинаковых для всех прокуроров условиях (п. 3 ст. 22 Закона). Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. № 2-П [5], Конституция непосредственно не определяет полномочия, организацию и порядок деятельности прокуратуры РФ, оставляя решение этих вопросов федеральному законодателю, и, тем самым, не исключает принципиальную возможность наделения органов прокуратуры и иными функциями. Законодатель, определяя компетенцию прокуратуры, не может не учитывать конституционно-правовую природу этого государственно-властного института, исходя из исторически сложившегося понимания его роли и предназначения в правовой системе России и ее правовых традиций.
Аналогичный подход нашел отражение в заключении Консультативного совета европейских прокуроров № 3 2008 г. «О роли прокуратуры вне уголовно-правовой сферы», согласно которому выбор государством той или иной модели проку-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
ратуры должен преследовать общие и публичные интересы, цели защиты прав и свобод человека и поддержания верховенства закона, что требует четкого определения единых функций и полномочий органов прокуратуры в законе, а исполнение прокурором своих обязанностей должно происходить на основе принципов законности, объективности, справедливости и беспристрастности. В современной юридической литературе также обоснованно отмечается, что фундаментальные ветви власти необходимо дополнять инструментами их контроля и сдерживания. В условиях нашей страны такая роль возлагается на органы прокуратуры, которые обязаны принимать меры по устранению любых нарушений законов, от кого бы такие нарушения ни исходили.
В соответствии с Законом разграничение компетенции в органах прокуратуры установлено приказом Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» [6].
Централизация системы органов прокуратуры, в т.ч. полномочий по руководству органами прокуратуры, передачей ряда полномочий от подчиненных прокуроров вышестоящим, также выражается в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ (п. 1 ст. 4 и п. 2 ст. 11 Закона). Вышестоящий прокурор только в рамках Закона может поручить подчиненному прокурору выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить его решение, за исключением случаев предусмотренных федеральными законами. Следовательно, как подчеркнуто в определении Конституционного Суда РФ от 25 ноября 2010 г. № 1567-О-О, в системе действующего правового регулирования независимо от того, прокурором какого уровня в системе прокуратуры осуществлялся надзор за производством предварительного расследования, на нижестоящих прокуроров могут возлагаться обязанности по реализации предусмотренных законом полномочий, в т.ч. и по утверждению обвинительного заключения и направлению дела в суд.
Централизация деятельности органов прокуратуры, в т.ч. осуществляется через полномочия Генерального прокурора РФ по изданию обязательных для исполнения работниками органов и учреждений прокуратуры приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций (приказ Генерального прокурора РФ от 3 апреля 2018 г. № 189 «О порядке официального опубликования нормативных актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации») [7].
Прокуроры субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных проку-
ратур, в свою очередь, руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Генерального прокурора РФ (например, приказ Генерального прокурора РФ от 10 октября 2019 г. № 715 «Об организации деятельности прокуратур городов с районным делением») [8], издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками (ст. 18 Закона). Отдельным аспектом содержания данного принципа является централизованный порядок материально-технического и финансового обеспечения органов прокуратуры за счет средств федерального бюджета (п. 1 ст. 52 Закона).
Конституционный принцип законности - важнейшая правовая основа деятельности органов прокуратуры, поскольку последняя основывается на нормах закона, подчинена только закону и должна осуществляться в соответствии с ним. Прежде всего, данный принцип законности проявляется в единстве правовых основ деятельности прокуратуры, основанных на Конституции РФ, Законе (как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 23 октября 2014 г. № 2344-О, правовое регулирование деятельности прокуратуры федеральным законом соотносится с функциями, возложенными на органы прокуратуры, и не содержит неопределенности и не предполагает возможности произвольного принятия решений) [9], других федеральных законах и международных договорах РФ (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в борьбе с преступностью и в области внутренней безопасности (Париж, 10.02.2003 г.)) [10].
Отдельные вопросы деятельности прокуратуры определяются указами Президента РФ, например, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») [11].
Конституция РФ (ч. 2 ст. 129) впервые определяет ряд конституционных обязательных требований к лицам, замещающим должности прокуроров (перечень должностей прокуроров определен в ст. 54 Закона). Прокурорами могут быть только граждане РФ, не имеющие иностранного гражданства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве. Прокурорам запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами РФ.
Данные положения, аналогичные требованиям к депутатам, судьям, руководителям и должностным лицам государственных органов, дополнили перечень требований и ограничений, запретов и обязанностей, связанных с работой в органах и учреждениях прокуратуры, предусмотренных Законом (ст. 40.1 и 40.2) и иными федеральными законами (например, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») [12]. Порядок реализации последних, как правило, определяется правовыми актами Генеральной прокуратуры РФ, например, приказом Генерального прокурора РФ от 26 декабря 2014 г. № 725 «Об утверждении Положения о порядке представления в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера...» [13] и др.
За несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, на прокуроров налагаются взыскания, предусмотренные Законом, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия (ст. 41.9 Закона).
В ст. 83 (п. «е.1»), 102 (п. «з» ч. 1) и 129 (ч. 3) Конституции РФ внесены изменения, в соответствии с которыми меняется порядок назначения прокуроров. В частности, ч. 3 ст. 129 определяет, что Генеральный прокурор РФ и его заместители назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации ФС РФ и освобождаются от должности Президентом РФ. До принятия поправок Генеральный прокурор РФ и его заместители назначались на должность и освобождались от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Вместе с тем, как подчеркнуто в заключении Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. № 1-З, такие поправки не могут рассматриваться как ставящие под сомнение независимость деятельности прокуратуры РФ в рамках ее компетенции и как нарушающие принцип разделения властей [14].
На должность Генерального прокурора РФ, согласно п. 1.1. ст. 12 Закона, назначается гражданин не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абз. 1 п. 1 и п. 2 ст. 40.1 Закона (к лицам, назначаемым на должность прокурора), срок его полномочий пять лет. В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [15] на Генерального прокурора РФ распространяются дополнительные ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности РФ. Одно и то же лицо может быть назначено на должность Генерального прокурора РФ неоднократно. На Генерального прокурора РФ
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
не распространяется установленный Законом предельный возраст нахождения на службе.
В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей - один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями (п. 4 ст. 12 Закона).
Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ предложения о кандидатурах к назначению на должность и об освобождении от должности своих заместителей. Механизм консультаций с Советом Федерации предполагает рассмотрение и обсуждение предложенных Президентом РФ кандидатур Генерального прокурора РФ и его заместителей к назначению членами верхней палаты без голосования. По итогам формируются рекомендации палаты, которые не имеют обязательной юридической силы. Порядок такой процедуры определяется Регламентом Совета Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 129 Конституции РФ аналогичным образом Совет Федерации проводит консультации по предложенным Президентом РФ кандидатурам прокуроров субъектов РФ, прокурорам военных и других специализированных прокуратур, приравненным к прокурорам субъектов РФ (ранее эти прокуроры назначались и освобождались от должности Президентом РФ без консультаций с Советом Федерации, вместе с тем назначение прокурора субъекта производилось по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с соответствующим субъектом РФ). Представляется, что изменение конституционного порядка назначения прокуроров субъектов РФ и прокуроров, приравненных к ним, обеспечит ключевую роль в этой процедуре Президента РФ, повысит значение и статус прокуроров данной категории в обеспечении законности, усилит ответственность за назначаемых лиц как Президента РФ, так и Совета Федерации.
Конституционный Суд РФ, рассматривая запрос Президента РФ о конституционности данных положений, в Заключении от 16 марта 2020 г. № 1-З определил, что данные изменения не могут расцениваться как несовместимые с принципами федеративного устройства, поскольку эти принципы не предполагают обязательного непосредственного участия субъектов РФ в формировании федеральных органов государственной власти, к которым относится прокуратура РФ, и поскольку новая процедура предусматривает участие в решении соответствующих кадровых вопросов
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
Совета Федерации как палаты Федерального Собрания, представляющей, прежде всего, субъекты РФ. Процедура предварительного рассмотрения в Генеральной прокуратуре РФ кандидатур на должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров и продлению их полномочий, определена приказом Генерального прокурора РФ от 26 января 2015 г. № 238 [16].
На должность прокурора субъекта РФ или прокурора, приравненного к прокурору субъекта РФ, назначается гражданин РФ не моложе 30 лет, отвечающий требованиям и ограничениям, установленным Конституцией и Законом, и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (п. 4 ст. 15.1 Закона). Срок полномочий прокуроров субъектов РФ и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов, - пять лет, за исключением случаев, предусмотренных Законом. На основании результатов аттестации прокуроров субъектов РФ и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов, Генеральный прокурор РФ вправе обратиться к Президенту РФ с представлением о продлении их полномочий на срок до пяти лет (п. 6 ст. 15.1 Закона).
Вместе с тем, Генеральный прокурор РФ вправе самостоятельно назначить и освободить от должности исполняющего обязанности по вакантной должности прокурора субъекта РФ или прокурора, приравненного к прокурору такого субъекта, с незамедлительным информированием об этом Президента РФ. Срок исполнения обязанностей по такой вакантной должности не может превышать шесть месяцев. Одно и то же лицо может быть назначено исполняющим обязанности по одной и той же вакантной должности не более двух раз (п. 7 ст. 15.1 Закона).
В соответствии с Законом в случае возбуждения уголовного дела в отношении прокурора он отстраняется от должности на период расследования уголовного дела (п. 1 ст. 42). Однако в Конституции РФ говорится только об освобождении от должности Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов и приравненных к ним прокуроров, в то же время в Законе порядок отстранения от должности упомянутых категорий прокуроров при таких обстоятельствах не определен.
Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом РФ (ч. 5 ст. 129 Конституции РФ), если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом. Согласно п. 3 ст. 15.1 Закона, под иными прокурорами определены военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к проку-
рорам субъектов РФ (далее в Законе упоминаются прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов РФ).
Исходя из положений Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ч. 2 ст. 36), представляется уместным в категорию иных прокуроров также включить прокуроров межрегиональных прокуратур территорий нескольких субъектов РФ, на которых введено чрезвычайное положение, создаваемых Генеральным прокурором РФ [17]. В ч. 6 ст. 129 Конституции РФ определено, что, если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры (военные и другие специализированные прокуроры) назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. На должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора назначается гражданин РФ не моложе 27 лет, отвечающий требованиям и ограничениям Конституции и Закона, со стажем службы (работы) не менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, с присвоением классных чинов. Срок полномочий прокуроров такой категории - пять лет, за исключением случаев, предусмотренных Законом (п. 2 и 4 ст. 16.1 Закона). Генеральный прокурор РФ на основании результатов аттестации прокуроров вправе продлить полномочия прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров на срок до пяти лет.
Таким образом, внесенные в 2020 г. поправки в Конституцию Российской Федерации, затрагивающие вопросы образования, функций и деятельности прокуратуры, серьезно отразились на формировании ее конституционного статуса. Проанализированные изменения законодательства позволят органам прокуратуры Российской Федерации еще более эффективно осуществлять обеспечение верховенства закона, укреплять законность, стоять на защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Список литературы:
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 04.07.2020) // Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 06.08.2020).
[2] Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СЗ РФ. - 2020. -№ 11. - Ст. 1416д.
[3] Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 3 июля 2020 г. № 256/1888-7 «О результатах общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» // Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 06.08.2020).
[4] Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 31.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. 2020 г., № 0001202007310037 [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.gov.ru (дата обращения: 06.08.2020).
[5] Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «АГОРА», межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал», международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг «Забайкальский правозащитный центр», регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной» // СЗ РФ. - 2015. - № 9. - Ст. 1389.
[6] Приказ Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» (в ред. от
21.08.2019) // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. URL: https://genproc.gov.ru/documents/(дата обращения:
06.08.2020).
[7] Приказ Генерального прокурора РФ от 3 апреля 2018 г. № 189 «О порядке официального опубликования нормативных актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации» // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. URL: https://genproc.gov.ru/ documents/Сдата обращения: 06.08.2020).
[8] Приказ Генерального прокурора РФ от 10 октября 2019 г. № 715 «Об организации деятельности прокуратур городов с районным делением» // Официальный сайт Генеральной прокуратуры
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
РФ [Электронный ресурс]. URL: https://genproc. gov.ru/documents/Сдата обращения: 06.08.2020).
[9] Определение Конституционного Суда РФ от 23 октября 2014 г. № 2344-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Копровой Анны Валентиновны на нарушение ее конституционных прав статьей 25.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"» // Официальный сайт Конституционного Суда РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.ksrf.ru/ (дата обращения: 06.08.2020).
[10] Соглашение между Правительством РФ и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в борьбе с преступностью и в области внутренней безопасности (Париж, 10 февраля 2003 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2005.
[11] Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (в ред. от 31.12.2019) // СЗ РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1958.
[12] Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 31.12.2019) // СЗ РФ. - 2008. - № 52 (ч. I). - Ст. 6228.
[13] Приказ Генерального прокурора РФ от 26 декабря 2014 г. № 725 «Об утверждении Положения о порядке представления в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и перечня должностных лиц органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по решению которых осуществляются проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения требований к служебному поведению и контроль за расходами» // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. URL: https://genproc.gov.ru/documents/ (дата обращения: 06.08.2020).
[14] Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2020. -№ 12. - Ст. 1855.
[15] Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
ред. от 31.12.2019) // СЗ РФ. - 2008. - № 52 (ч. I). - Ст. 6228.
[16] Приказ Генерального прокурора РФ 26 января 2015 г. № 238 «О Комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров и продлению их полномочий» (в ред. от 27.04.2020) // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. URL: https://genproc.gov.ru/documents/ (дата обращения: 06.08.2020).
[17] Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. - 2001. - № 23. - Ст. 2277.
Spisok literatury:
[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g.) (v red. ot 04.07.2020) // Garant [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru (data obrashcheniya: 06.08.2020).
[2] Zakon Rossijskoj Federacii o popravke k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 14 marta 2020 g. № 1-FKZ «O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcionirovaniya publichnoj vlasti» // SZ RF. - 2020. - № 11. - St. 1416d.
[3] Postanovlenie Central'noj izbiratel'noj komissii RF ot 3 iyulya 2020 g. № 256/1888-7 «O rezul'tatah obshcherossijskogo golosovaniya po voprosu odobreniya izmenenij v Konstituciyu Rossijskoj Federacii» // Garant [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru (data obrashcheniya: 06.08.2020).
[4] Federal'nyj zakon ot 17 yanvarya 1992 g. № 2202-I «O prokurature Rossijskoj Federacii» (v red. ot 31.07.2020) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. 2020 g., № 0001202007310037 [Elektronnyj resurs]. URL: https://pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 06.08.2020).
[5] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 17 fevralya 2015 g. № 2-P, Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 17 fevralya 2015 g. № 2-P «Po delu o proverke konstitucionnosti polozhenij punkta 1 stat'i 6, punkta 2 stat'i 21 i punkta 1 stat'i 22 Federal'nogo zakona "O prokurature Rossijskoj Federacii" v svyazi s zhalobami mezhregional'noj associ-acii pravozashchitnyh obshchestvennyh ob"edinenij "AGORA", mezhregional'noj obshchestvennoj organizacii "Pravozashchitnyj centr "Memorial", mezhdun-arodnoj obshchestvennoj organizacii "Mezhdunarod-noe istoriko-prosvetitel'skoe, blagotvoritel'noe i pra-vozashchitnoe obshchestvo "Memorial", regional'noj obshchestvennoj blagotvoritel'noj organizacii pomoshchi bezhencam i vynuzhdennym pereselencam "Grazhdanskoe sodejstvie", avtonomnoj nekom-
mercheskoj organizacii pravovyh, informacionnyh i ekspertnyh uslug "Zabajkal'skij pravozashchitnyj centr", regional'nogo obshchestvennogo fonda "Mezhdunarodnyj standart" v Respublike Bashkortostan i grazhdanki S.A. Gannushkinoj» // SZ RF. -2015. - № 9. - St. 1389.
[6] Prikaz General'nogo prokurora RF ot 7 maya 2008 g. № 84 «O razgranichenii kompetencii proku-rorov territorial'nyh, voennyh i drugih specializirovan-nyh prokuratur» (v red. ot 21.08.2019) // Oficial'nyj sajt General'noj prokuratury RF [Elektronnyj resurs]. URL: https://genproc.gov.ru/documents/(data obrash-cheniya: 06.08.2020).
[7] Prikaz General'nogo prokurora RF ot 3 apre-lya 2018 g. № 189 «O poryadke oficial'nogo opublik-ovaniya normativnyh aktov General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii» // Oficial'nyj sajt General'noj prokuratury RF [Elektronnyj resurs]. URL: https://gen-proc.gov.ru/documents/(data obrashcheniya: 06.08.2020).
[8] Prikaz General'nogo prokurora RF ot 10 okt-yabrya 2019 g. № 715 «Ob organizacii deyatel'nosti prokuratur gorodov s rajonnym deleniem» // Oficial'nyj sajt General'noj prokuratury RF [Elektronnyj resurs]. URL: https://genproc.gov.ru/documents/(data obrashcheniya: 06.08.2020).
[9] Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 23 oktyabrya 2014 g. № 2344-O «Ob otkaze v prin-yatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanki Koprovoj Anny Valentinovny na narushenie ee konstitucionnyh prav stat'ej 25.1 Federal'nogo zakona "O prokurature Rossijskoj Federacii"» // Oficial'nyj sajt Konstitucionnogo Suda RF [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. ksrf.ru/ (data obrashcheniya: 06.08.2020).
[10] Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom Francuzskoj Respubliki o sotrudnich-estve v bor'be s prestupnost'yu i v oblasti vnutrennej bezopasnosti (Parizh, 10 fevralya 2003 g.) // Byul-leten' mezhdunarodnyh dogovorov. - 2005.
[11] Ukaz Prezidenta RF ot 18 aprelya 1996 g. № 567 «O koordinacii deyatel'nosti pravoohrani-tel'nyh organov po bor'be s prestupnost'yu» (v red. ot 31.12.2019) // SZ RF. - 1996. - № 17. - St. 1958.
[12] Federal'nyj zakon ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii» (v red. ot
31.12.2019) // SZ RF. - 2008. - № 52 (ch. I). - St. 6228.
[13] Prikaz General'nogo prokurora RF ot 26 dekabrya 2014 g. № 725 «Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke predstavleniya v organah i organizaciyah prokuratury Rossijskoj Federacii sve-denij o dohodah, raskhodah, ob imushchestve i obya-zatel'stvah imushchestvennogo haraktera i perech-nya dolzhnostnyh lic organov i organizacij prokuratury Rossijskoj Federacii, po resheniyu kotoryh osush-chestvlyayutsya proverka dostovernosti i polnoty sve-denij o dohodah, ob imushchestve i obyazatel'stvah imushchestvennogo haraktera, soblyudeniya tre-bovanij k sluzhebnomu povedeniyu i kontrol' za rask-hodami» // Oficial'nyj sajt General'noj prokuratury RF [Elektronnyj resurs]. URL: https://genproc.gov.ru/doc-uments/(data obrashcheniya: 06.08.2020).
[14] Zaklyuchenie Konstitucionnogo Suda RF ot 16 marta 2020 g. № 1-Z «O sootvetstvii polozheni-yam glav 1, 2 i 9 Konstitucii Rossijskoj Federacii ne vstupivshih v silu polozhenij Zakona Rossijskoj Federacii o popravke k Konstitucii Rossijskoj Federacii "O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcionirovaniya publichnoj vlasti", a takzhe o sootvetstvii Konstitucii Rossijskoj Federacii poryadka vstupleniya v silu stat'i 1 dannogo Zakona v svyazi s zaprosom Prezidenta Rossijskoj Federacii» // SZ RF. - 2020. - № 12. - St. 1855.
[15] Federal'nyj zakon ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii» (v red. ot
31.12.2019) // SZ RF. - 2008. - № 52 (ch. I). - St. 6228.
[16] Prikaz General'nogo prokurora RF 26 yan-varya 2015 g. № 238 «O Komissii General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii po predvaritel'nomu rassmotreniyu kandidatur na dolzhnosti prokurorov sub"ektov Rossijskoj Federacii, priravnennyh k nim prokurorov i prodleniyu ih polnomochij» (v red. ot
27.04.2020) // Oficial'nyj sajt General'noj prokuratury RF [Elektronnyj resurs]. URL: https://genproc.gov.ru/ documents/(data obrashcheniya: 06.08.2020).
[17] Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 30 maya 2001 g. № 3-FKZ «O chrezvychajnom polozhe-nii» // SZ RF. - 2001. - № 23. - St. 2277.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020