Научная статья на тему 'СОЛИДАРНОСТЬ КАК НОВЫЙ ПРИНЦИП ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАН'

СОЛИДАРНОСТЬ КАК НОВЫЙ ПРИНЦИП ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
791
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАН / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапсугова Мариетта Дамировна

В статье анализируется содержание новой статьи 75.1 Конституции РФ сквозь призму экономических и политических учений о солидарности, основывающейся на общественном разделении труда, взаимозависимости и взаимопомощи. Актуальность проблематики социальной солидарности при осуществлении экономической деятельности гражданами обусловлена вступлением в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Сделан вывод о том, что статья 75.1, закрепляет новые принципы установления баланса частных и публичных интересов на основе взаимного доверия общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шапсугова Мариетта Дамировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLIDARITY AS A NEW PRINCIPLE OF ECONOMIC ACTIVITY OF INDIVIDUALS

The article analyzes the content of the new article 75.1 of the Constitution of the Russian Federation through the prism of economic and political teachings about solidarity based on the social division of labor, interdependence, and mutual assistance. The relevance of the problem of social solidarity in the implementation of economic activity by citizens is due to the entry into force of the Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 N 1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authorities." It is concluded that Article 75.1 establishes new principles for balancing private and public interests based on mutual trust between society and the state.

Текст научной работы на тему «СОЛИДАРНОСТЬ КАК НОВЫЙ ПРИНЦИП ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАН»

- парламент как орган государственной власти был подменен Советами, подконтрольными (уже с 1921 г.) партийной «верхушке»;

- персонифицированный глава государства в советских конституциях не закреплялся, т.к. высшим органом государственной власти в СССР объявлялась коллективная структура -Верховный Совет СССР, возглавляемый президиумом;

- отсутствовало понятие «местное самоуправления», в институционально-правовом ракурсе оно подменялось «системой советов с верху до низу».

Вообще, нетипичные республики как формы правления имеют длительную историю, в ходе которой они эволюционировали, приобретая многообразие политических и юридических «оттенков» и форм, в этом плане современные нетипичные республики отчасти суть рецепция ряда имевших место ранее институтов.

Литература и источники

1. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

2. Мордовцев А.Ю., Апольский Е.А., Поздняков И.П. Правовой прогресс в сущностном измерении // Право и политика. 2018. № 7. С. 1-10.

3. Апольский Е.А., Мордовцев А.Ю., Исрапилов А.А. Гражданский процесс и римское право в России XIX - начала ХХ вв.: опыт дискурсивного осмысления. М., 2018. 195 с.

4. Апольский Е.А., Мордовцев А.Ю., Хоменко С.М. Политико-правовой режим в сущностном и национальном измерении. М.: «Юрлитинформ», 2021. 160 с.

5. Федоренко С.А., Овчаренко Е.Д. «Мягкий авторитаризм» как действительность российской государственности // Право и практика. 2019. №1. С. 33-39.

6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. М., 1998.

7. Акунин Б. История Российского государства. От истоков до монгольского нашествия. Часть Европы. М.: АСТ, 2014. 396 с.

References and Sources

1. Berman G.Dzh. Zapadnaya tradiciya prava: epoha formirovaniya. M., 1998.

2. Mordovcev A.Yu., Apol'skij E.A., Pozdnyakov I.P. Pravovoj progress v sushchnostnom izmerenii // Pravo i politika. 2018. № 7. S. 1-10.

3. Apol'skij E.A., Mordovcev A.Yu., Israpilov A.A. Grazhdanskij process i rimskoe pravo v Rossii XIX - nachala XX vv.: opyt diskursivnogo osmysleniya. M., 2018. 195 s.

4. Apol'skij E.A., Mordovcev A.Yu., Homenko S.M. Politiko-pravovoj rezhim v sushchnostnom i nacional'nom izmerenii. M.: «Yurlitinform», 2021. 160 s.

5. Fedorenko S.A., Ovcharenko E.D. «Myagkij avtoritarizm» kak dejstvitel'nost' rossijskoj gosudarstvennosti // Pravo i praktika. 2019. №1. S. 33-39.

6. Hropanyuk V.N. Teoriya gosudarstva i prava. Hrestomatiya. M., 1998.

7. Akunin B. Istoriya Rossijskogo gosudarstva. Ot istokov do mongol'skogo nashestviya. Chast' Evropy. M.: AST, 2014. 396 s.

ТУРЯНСКАЯ ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА - помощник судьи, Арбитражный суд Приморского края. TURYANSKAYA, EKATERINA S. - Assistant Judge, Arbitration Court of Primorsky Region ([email protected]).

УДК 342.4:346 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-2-14-20

ШАПСУГОВА М.Д.

СОЛИДАРНОСТЬ КАК НОВЫЙ ПРИНЦИП ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

граждан

Ключевые слова: экономическая деятельность граждан, социальный капитал, экономический рост, социальная солидарность, социальное партнерство, предпринимательская деятельность, конкуренция, конституционные поправки.

В статье анализируется содержание новой статьи 75.1 Конституции РФ сквозь призму экономических и политических учений о солидарности, основывающейся на общественном разделении труда, взаимозависимости и взаимопомощи. Актуальность проблематики социальной солидарности при осуществлении экономической деятельности гражданами обусловлена вступлением в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Сделан вывод о том, что статья 75.1, закрепляет новые принципы установления баланса частных и публичных интересов на основе взаимного доверия общества и государства.

SHAPSUGOVA, M.D.

SOLIDARITY AS A NEW PRINCIPLE OF ECONOMIC ACTIVITY OF INDIVIDUALS

Key words: economic activity, social capital, economic growth, social solidarity, social partnership, entrepreneurial activity, competition, constitutional amendments.

The article analyzes the content of the new article 75.1 of the Constitution of the Russian Federation through the prism of economic and political teachings about solidarity based on the social division of labor, interdependence, and mutual assistance. The relevance of the problem of social solidarity in the implementation of economic activity by citizens is due to the entry into force of the Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 N 1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authorities." It is concluded that Article 75.1 establishes new principles for balancing private and public interests based on mutual trust between society and the state.

Вступление в силу Закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» ознаменовало формирование нового ее духа. Затронули изменения и экономическую сферу [1-3]. Трансформация конституционного строя была осуществлена здесь через новеллу ст. 75.1 Конституции РФ, закрепившую гарантии создания условий для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан, укрепления взаимного доверия государства и общества, защиты достоинства граждан и уважения человека труда, обеспечения сбалансированности прав и обязанностей гражданина, развития социального партнерства, экономической, политической и социальной солидарности.

До принятия ст. 75.1 Конституции РФ положения о свободе экономической деятельности были закреплены, по существу, в двух статьях Конституции: 8 и 34 [4]. Сама же Конституция РФ, по мнению ученых, не выполняла роль прочной основы, фундамента на котором был бы построен нормативный массив, учитывающий интересы всех участников экономической деятельности [5, с. 26]. С принятием указанной статьи, положения о свободе экономической деятельности, свободе конкуренции были уравновешены положениями о солидарности и доверии между обществом и государством, как фундаменте экономической деятельности, осуществляемой на принципах партнерства.

По замечанию В.Д. Зорькина, право призвано устанавливать справедливое и должное в экономической деятельности [6, 7]. Приоритетом деятельности государственных органов, субъектов экономической деятельности стало взаимное доверие, построенное на солидарности и справедливом распределении благ между всеми членами общества. Конституционные новеллы нельзя переоценить, поскольку именно в Конституции закреплены основы экономического порядка [8, с.39].

Свобода экономической деятельности выступает условием ее осуществления гражданами. В структуре Конституции РФ свобода экономической деятельности занимает ведущее место. Статьей 34 Конституции РФ каждому гарантировано право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Таким образом, экономическая деятельность в конституционно-правовом смысле включает предпринимательскую.

Конституционный предел осуществления экономической деятельности закреплен в части второй той же статьи установлением запрета на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В совокупности с положениями ст. 75.1 Конституции РФ, можно констатировать, что пределом свободы осуществления экономической деятельности является публичный интерес государства и общества в установлении солидарности, доверия и социального партнерства.

В своих правовых позициях Конституционный Суд РФ классифицировал экономическую деятельность граждан на наемный труд и самостоятельную экономическую деятельность, которая может осуществляться как индивидуально (индивидуальная предпринимательская деятельность), так и коллективно (посредством участия в юридическом лице) [10, 11, 12].

При этом принципом экономической свободы предопределяются конституционно гарантируемые правомочия, составляющие основное содержание конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [13].

Носителем права, закрепленного в ст. 34, является индивид, а не юридическое лицо, о чем свидетельствует использование в ней местоимения «каждый» [14]. Такой подход, в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда РФ, подтверждает теорию юридического лица, как «маски» физического лица, используемой им при осуществлении экономической деятельности.

Конституционное содержание свободы экономической деятельности характеризуют три взаимосвязанных компонента: основные экономические права и свободы, основания ограничения свободы экономической деятельности, пределы свободы экономической деятельности [15, с. 87]. Гарантией свободы осуществления экономической деятельности является защита основных прав участников экономической деятельности, посредством конституционного нормоконтроля, в равной мере учитывающего публичные интересы и интересы всех категорий хозяйствующих субъектов. Таким образом, осуществляется вклад в становление благоприятной деловой среды,

поступательное экономическое развитие, в претворение положений статьи 75.1 Конституции РФ о создании условий для устойчивого экономического роста, повышения благосостояния граждан, обеспечения общественной солидарности [15].

Идеи общественной солидарности развивались зарубежными [17, 18, 19 и др.] и отечественными учеными [20, 21, 22].

Общественная солидарность, рассматривалась, к примеру, Л. Дюги как реальный факт социальной структуры. Он полагал, что экономической основой социальной солидарности является взаимозависимость экономических субъектов, возникающая в силу сходства потребностей индивидов и общественного разделения труда составляющего основной элемент социальной связанности во всех современных цивилизованных обществах [18, с. 21]. Таким образом, удовлетворение общественных потребностей, развитие собственных способностей, индивидуальности и деятельности составляет социальный долг индивида, его общественную миссию. Государство должно защищать все действия, направленные к достижению этой цели, и устранять и карать все действия, ей противные [18, с. 26]. П.А. Кропоткин полагал, что общество покоится на сознании солидарности, взаимной зависимости людей, на чувстве справедливости вынуждающем индивида рассматривать права другого, как равные его собственным [18, с. 10].

Общественная солидарность лежит в основе социального государства. Исходной позицией в данном случае является тезис о том, что народное хозяйство - это не просто сумма отдельных хозяйственных единиц, а солидарная общность людей. Поэтому государство, как место общественного обмена, должно быть интегрировано в эту общность, а экономика - служить общему благу, понимание которого государство может конкретизировать [23, с. 61].

Современная теория, при всем разнообразии представленных в ней школ и направлений, продолжает существовать и развиваться преимущественно в «конкурентном ключе», рассматривая эту форму экономического взаимодействия как единственно достойную внимания [24, с. 3]. Одной из граней солидарности выступает сотрудничество. В экономической деятельности принцип сотрудничества балансирует принцип свободной конкуренции, а положительные эффекты конкуренции реализуются лишь в пространстве сотрудничества, обеспечивающего общественную полезность и значимость конкурентных отношений [24, с. 3-4].

Единство сотрудничества и конкуренции как взаимообусловленных систем обмена и координации экономической деятельности позволяет взглянуть на сотрудничество как систему коллективного производства и обмена деятельностью [24, с. 5]. Экономическая модель сотрудничества при осуществлении экономической деятельности универсальна. Она образует фундаментальную экономическую структуру общества [24, с. 39].

Таким образом, сотрудничество выступает элементом здоровой конкуренции.

Как полагает Е.В. Богданов, принцип солидарности также вытекает из смысла п. 1 ст. 7 Конституции РФ о социальном государстве. В сфере экономической деятельности он проявляется в особом социальном предназначении предпринимательского договора. Так, при исполнении предпринимательского договора стороны действуют не только в собственных интересах (получить прибыль), но и в интересах контрагента, и в интересах всего общества. Только принцип солидарности отражает интересы общества и личности, как единой социосистемы, что позволяет формировать отношения между членами общества на основе солидарности, а не индивидуализма, когда во имя своей прибыли, своих интересов игнорируются интересы общества. Однако данный принцип возник отнюдь не на пустом месте [25].

Солидарность проявляется и в закреплении принципа добросовестности, справедливом распределении риска и разделении ответственности между всеми участниками экономической деятельности (п. 1 ст. 401 ГК РФ, п. 3 ст. 307 ГК РФ, ст. 434.1 ГК РФ).

Положения ст. 75.1 о принципе солидарности коррелируют с положениями ст. 7 и ч. 3 ст.17 Конституции РФ о социальном государстве и представляют собой форму реализации принципа социального государства. Принципиально иное качество социальных связей, накопление социального капитала, как общественного блага и механизма согласования индивидуального и общественного интереса, осуществляется через претворение в жизнь идеи социальной справедливости. Для координации публичных и частных интересов формируются и используются как формальные (законодательство, система органов власти, общественных организаций), так и неформальные (например, нормы морали) институты.

Аккумулирование социального капитала позволяет достичь истинной общественной солидарности в экономической, политической и социальной сферах жизни общества. Таким образом, положительным эффектом роста социального капитала становится взаимное доверие, уважение, честное отношение и солидарность членов общества, что в свою очередь, приводит к повышению значимости механизмов саморегулирования в обществе, в том числе на основе морально-этических принципов, и отказу от необходимости детального нормативного регулирования.

Принцип общественной солидарности как основы для устойчивого экономического роста трансформирует Дух Конституции придавая ей форму общественного договора и выражения общественного согласия.

Наблюдается и обратная зависимость: устойчивый экономический рост лежит в основе социального благополучия и благосостояния граждан.

Еще одним элементом трансформации духа экономических отношений выступает взаимное доверие государства и общества. Такое доверие может быть обеспечено общностью интереса в развитии общественных институтов, взаимной ответственности. Оно строится на принципе народовластия, который предполагает, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ). Государственная власть придерживается принципов служения обществу, ответственности перед ним, в том числе ответственности за убытки, причиненные в результате незаконных и правомерных действий органов государственной власти и местного управления и их должностных лиц (ст. 16, 16.1, 1069, 1070 ГК РФ).

В Российской Федерации создана правовая база функционирования формальных институты взаимодействия общества и государства в целях повышения уровня сотрудничества и доверия между ними.

Институт общественного контроля функционирует на основании Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». В нем устанавливаются правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти. Также созданы институты уполномоченных по правам человека [26], по правам ребенка [27], по защите прав предпринимателей [28].

Прозрачность взаимоотношений общества и государства обеспечивается антикоррупционным законодательством (Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»), системой административных регламентов оказания государственных услуг (Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Важное значение включения новеллы ст. 75. 1 в текст Конституции состоит в том, что основным фактором экономического роста определен человеческий капитал, количество и качество трудовых ресурсов. Положения об уважении к труду были закреплены в ст. 12 Конституции СССР 1936 года, согласно которой труд в СССР являлся обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина. Преемственность конституционных положений отражена в признании свободного труда источником роста национального богатства, благосостояния общества и каждого его члена, что является гарантией защиты достоинства граждан и уважения человека труда.

Значение труда в социализации человека невозможно переоценить. Уважение к вкладу каждого в процветание государства и общества также является проявлением принципа общественной солидарности.

Уважение человеческой личности обеспечивается гарантиями защиты достоинства граждан. Унижение достоинства граждан влечет гражданскую, административную и уголовную ответственность (ст. 152 ГК РФ, ст. 5.61. КоАП РФ, ст. 128.1 УК РФ). Уважение человека труда также предусматривает право работника на защиту достоинства в период трудовой деятельности (ст. 2 ТК РФ), создание условий раскрытия таланта каждого, а также право на достойную оплату труда, отдых, социальное обеспечение в связи с утратой трудоспособности. Уважение человека труда проявляется и в государственной политике содействия занятости, развития всех ее форм (Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Эффективный достойный труд и успешное предпринимательство закреплены в качестве национальной цели (Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»).

Принцип общественной солидарности также обеспечивается государством посредством сбалансированности прав и обязанностей гражданина. Правам гражданина соответствует обязанность государства и наоборот. В то же время законом устанавливаются пределы осуществления прав. Так, не допускается злоупотребление правом, но закрепляется презумпция добросовестности субъектов (ст. 10 ГК РФ). Исполнение обязанностей является условием реализации индивидуальных и коллективных прав. Итогом такой взаимозависимости становится сотрудничество и эффективное общественное взаимодействие между членами общества.

Социально ориентированная рыночная экономика образует систему социального партнерства в которой реализуется социальное предназначение государства и согласуются экономические интересы рыночных субъектов. Выступая в партнерстве, государство и хозяйствующие субъекты реализуют социально-ориентированную справедливую экономическую политику. Социальное партнерство строится на паритете труда и капитала. Конкретизация положений о социальном партнерстве осуществлена в трудовом законодательстве (раздел II ТК РФ). Социальная, экономическая, политическая солидарность стабилизируют общество и способствуют устойчивому экономическому росту.

В гражданском законодательстве конкретизируется принцип экономической солидарности. Например, п.3 ст.307 ГК РФ закрепляет обязанность сторон обязательства действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, либо не принял разумных мер к их уменьшению.

Политическая солидарность предполагает достижение общественного согласия относительно целей и средств реализации государственной политики. Она обеспечивается сотрудничеством институтов гражданского общества и власти, институтами волеизъявления индивида (выборы, референдум и т.д.).

Принятие новой статьи 75.1 Конституции РФ имело целью создание таких условий правового регулирования, которые бы позволяли достичь оптимального соотношения индивидуальной свободы и общественной солидарности [29].

Таким образом, новелла ст. 75.1, как базовый принцип осуществления экономической деятельности гражданами и взаимодействия индивида и общества, трансформирует экономическое содержание конституции, обеспечивая переход от классических принципов свободной рыночной экономики, актуальных на момент принятия Конституции РФ, к принципам экономики доверия, человеческого и социального капитала, а также создавая правовые предпосылки для устойчивого экономического роста.

Литература и источники

1. Гаджиев Г.А. Право и экономика (методология): учебник. М.: Норма, 2018. 256 с.

2. Конституционная экономика / Отв. ред. Г.А. Гаджиев. М.: Юстицинформ, 2010. 256 с.;

3. Гаджиев Г.А. Экономическая конституция. Конституционные гарантии свободы предпринимательской (экономической) деятельности // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2009. № 1(16). С. 4-5.

4. Габов А.В. Баланс конституционных принципов свободы экономической деятельности и социального государства (на примере правовых позиций Конституционного Суда). // Сборник научно-практических статей II Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом" (22 апреля 2015 года, г. Москва) / под общ. ред. С.Д. Могилевского, М.А. Егоровой. М.: Юстицинформ, 2015. 214 с.

5. Занковский С.С. Конституция и бизнес: взгляд на историю и современность // Труды Института государства и права РАН. 2014. № 1. С. 15-28.

6. Зорькин В.Д. Экономика и право: новый контекст // Российская газета [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2014/05/21/zorkin-site.html (дата обращения 05.05.2021)

7. Зорькин В.Д. Право в условиях глобальных перемен. М.: Норма, 2013. 496 с.

8. Лаптев В.А. Конституция России как основной источник предпринимательского права // Lex Russica. 2015. № 6. С. 39-47.

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.05.2010 N 11-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.И. Гущина»

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2012 № 10-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки ЕК Эрлих».

11. Определение Конституционного Суда РФ от 0б.0б.2019 N 1505-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Иванова Aндрея Aлександровича и Hиколаева Егора Aлександровича на нарушение их конституционных прав пунктом 3 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 43 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"».

12. Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2008 N 243-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы 0A0 "АК "Байкалбанк" на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 5б Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», положениями статьи 105 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", статьи 84 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" и статьи 80 Федерального закона "О федеральном бюджете на 200б год" и др.

13. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.2004 N 3-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании "Кадет Истеблишмент" и запросом Октябрьского районного суда города Пензы».

14. Шдежин H.H. Гражданско-правовое обеспечение предпринимательства в России. Москва: Статут, 2019. 144 с.

15. Лобанова Я.В. Свобода экономической деятельности: конституционное содержание и пределы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 2б3 с.

16. Информация «Конституционно-правовая защита предпринимательства: актуальные аспекты (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2018-2020 годов)» (одобрено решением Конституционного Суда РФ от 17.12.2020) // СПС Консультант Плюс (дата обращения 03.03.2021)

17. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса: Типография Г.М. Левинсона, 1900.

18. Дюги Л. Общие преобразования гражданского права со времени Кодекса Hаполеона. М.: Гос. изд-во, 1910. 110 с.

19. Хайек Ф.Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Социум, 2020. 422 с.

20. Янжул И.И. Экономическое значение честности: Забытый фактор производства. М. : типолитогр. т-ва KH. Кушнерев и К°, 1912. 27 с.

21. Покровский KA. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 2020. 351 с.

22. Кропоткин ПА. Взаимопомощь как фактор эволюции. М.: Самообразование, 2007. 240 с.

23. Штобер Р. Хозяйственно-административное право. Основы и проблемы. Мировая экономика и внутренний рынок. М., 2008. 371 с.

24. Ведин КВ. Диалектика сотрудничества и конкуренции в хозяйственной эволюции общества. Aвтореф. дисс. ... докт. экон. наук. Казань, 2007. 4б с.

25. Проблемы реализации принципов права в предпринимательской деятельности: монография / отв. ред. ВА. Вайпан, МА. Егорова. М.: Юстицинформ, 201б.

26. Федеральный конституционный закон от 2б февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] СПС Консультант плюс (дата обращения 27.04.2021)

27. Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] СПС Консультант плюс (дата обращения 27.04.2021)

28. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] СПС Консультант плюс (дата обращения 27.04.2021)

29. Заключение Конституционного Суда РФ от 1б марта 2020 г. N 1-3 «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации»// [Электронный ресурс] СПС Консультант плюс (дата обращения 27.04.2021)

References and Sources

1. Gadzhiev G.A. Pravo i ekonomika (metodologiya): uchebnik. M.: Norma, 2018. 25б s.

2. Konstitucionnaya ekonomika / Otv. red. G.A. Gadzhiev. M.: YUsticinform, 2010. 25б s.;

3. Gadzhiev G.A. Ekonomicheskaya konstituciya. Konstitucionnye garantii svobody predprinimatel'skoj (ekonomicheskoj) deyatel'nosti // ZHurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2009. N 1(1б). S. 4-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Gabov A.V. Balans konstitucionnyh principov svobody ekonomicheskoj deyatel'nosti i social'nogo gosudarstva (na primere pravovyh pozicij Konstitucionnogo Suda). // Sbornik nauchno-prakticheskih statej II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Aktual'nye problemy predprinimatel'skogo i korporativnogo prava v Rossii i za rubezhom" (22 aprelya 2015 goda, g. Moskva) / pod obshch. red. S.D. Mogilevskogo, M.A. Egorovoj. M.: YUsticinform, 2015. 214 s.

5. Zankovskij S.S. Konstituciya i biznes: vzglyad na istoriyu i sovremennost' // Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN. 2014. № 1. S. 15-28.

6. Zor'kin V.D. Ekonomika i pravo: novyj kontekst // Rossijskaya gazeta [Elektronnyj resurs] URL: http://www.rg.ru/2014/05/21/zorkin-site.html (data obrashcheniya 05.05.2021)

7. Zor'kin V.D. Pravo v usloviyah global'nyh peremen. M.: Norma, 2013. 49б s.

8. Laptev V.A. Konstituciya Rossii kak osnovnoj istochnik predprinimatel'skogo prava // Lex Russica. 2015. № б. S. 39-47.

9. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 25.05.2010 N 11-P «Po delu o proverke konstitucionnosti abzaca desyatogo stat'i 2 Zakona Rossijskoj Federacii "O zanyatosti naseleniya v Rossijskoj Federacii" v svyazi s zhaloboj grazhdanina N.I. Gushchina»

10. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 23.04.2012 N° 10-P «Po delu o proverke konstitucionnosti abzaca desyatogo 2 Zakona Rossijskoj Federacii "O zanyatosti naseleniya v Rossijskoj Federacii" v svyazi s zhaloboj grazhdanki E.N. Erlih».

11. Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 0б.0б.2019 N 1505-O «Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdan Ivanova Andreya Aleksandrovicha i Nikolaeva Egora Aleksandrovicha na narushenie ih konstitucionnyh prav punktom 3 stat'i 181.4 Grazhdanskogo kodeksa Rossij skoj Federacii i punktom 1 stat'i 43 Federal'nogo zakona "Ob obshchestvah s ogranichennoj otvetstvennost'yu"».

12. Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 15.01.2008 N 243-O-O «Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby OAO "AK "Bajkalbank" na narushenie konstitucionnyh prav i svobod chast'yu pervoj stat'i 5б Zakona Rossij skoj Federacii "O pensionnom obespechenii lic, prohodivshih voennuyu

sluzhbu, sluzhbu v organah vnutrennih del, Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhbe, organah po kontrolyu za oborotom narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshchestv, uchrezhdeniyah i organah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, i ih semej», polozheniyami stat'i 105 Federal'nogo zakona "O federal'nom byudzhete na 2004 god", stat'i 84 Federal'nogo zakona "O federal'nom byudzhete na 2005 god" i stat'i 80 Federal'nogo zakona "O federal'nom byudzhete na 2006 god" i dr.

13. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 24.02.2004 N 3-P «Po delu o proverke konstitucionnosti otdel'nyh polozhenij statej 74 i 77 Federal'nogo zakona "Ob akcionernyh obshchestvah", reguliruyushchih poryadok konsolidacii razmeshchennyh akcij akcionernogo obshchestva i vykupa drobnyh akcij, v svyazi s zhalobami grazhdan, kompanii "Kadet Isteblishment" i zaprosom Oktyabr'skogo rajonnogo suda goroda Penzy».

14. Nadezhin N.N. Grazhdansko-pravovoe obespechenie predprinimatel'stva v Rossii. Moskva: Statut, 2019. 144 s.

15. Lobanova Ya.V. Svoboda ekonomicheskoj deyatel'nosti: konstitucionnoe soderzhanie i predely: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2019. 263 s.

16. Informaciya «Konstitucionno-pravovaya zashchita predprinimatel'stva: aktual'nye aspekty (na osnove reshenij Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii 2018-2020 godov)» (odobreno resheniem Konstitucionnogo Suda RF ot 17.12.2020) // SPS Konsul'tant Plyus (data obrashcheniya 03.03.2021)

17. Dyurkgejm E. O razdelenii obshchestvennogo truda. Odessa: Tipografiya G.M. Levinsona, 1900.

18. Dyugi L. Obshchie preobrazovaniya grazhdanskogo prava so vremeni Kodeksa Napoleona. M.: Gos. izd-vo, 1910. 110 s.

19. Hajek F.F. Individualizm i ekonomicheskij poryadok. M.: Socium, 2020. 422 s.

20. Yanzhul I.I. Ekonomicheskoe znachenie chestnosti: Zabytyj faktor proizvodstva. M.: tipolitogr. t-va I.N. Kushnerev i K°, 1912. 27 s.

21. Pokrovskij I.A. Osnovnye problemy grazhdanskogo prava. M.: Statut, 2020. 351 s.

22. Kropotkin P.A. Vzaimopomoshch' kak faktor evolyucii. M.: Samoobrazovanie, 2007. 240 s.

23. Shtober R. Hozyajstvenno-administrativnoe pravo. Osnovy i problemy. Mirovaya ekonomika i vnutrennij rynok. M., 2008. 371 s.

24. Vedin N.V. Dialektika sotrudnichestva i konkurencii v hozyajstvennoj evolyucii obshchestva. Avtoref. diss. ... dokt. ekon. nauk. Kazan, 2007. 46 s

25. Problemy realizacii principov prava v predprinimatel'skoj deyatel'nosti: monografiya/ otv. red. V.A.Vajpan, M.A. Egorova. M.: Yusticinform, 2016.

26. Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 26 fevralya 1997 g. N 1-FKZ «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs] SPS Konsul'tant plyus (data obrashcheniya 27.04.2021)

27. Federal'nyj zakon ot 27 dekabrya 2018 g. N 501-FZ «Ob upolnomochennyh po pravam rebenka v Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs] SPS Konsul'tant plyus (data obrashcheniya 27.04.2021)

28. Federal'nyj zakon ot 7 maya 2013 g. N 78-FZ «Ob upolnomochennyh po zashchite prav predprinimatelej v Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs] SPS Konsul'tant plyus (data obrashcheniya 27.04.2021)

29. Zaklyuchenie Konstitucionnogo Suda RF ot 16 marta 2020 g. N 1-Z «O sootvetstvii polozheniyam glav 1, 2 i 9 Konstitucii Rossijskoj Federacii ne vstupivshih v silu polozhenij Zakona Rossij skoj Federacii o popravke k Konstitucii Rossij skoj Federacii "O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcionirovaniya publichnoj vlasti", a takzhe o sootvetstvii Konstitucii Rossijskoj Federacii poryadka vstupleniya v silu stat'i 1 dannogo Zakona v svyazi s zaprosom Prezidenta Rossijskoj Federacii»// [Elektronnyj resurs] SPS Konsul'tant plyus (data obrashcheniya 27.04.2021)

ШАПСУГОВА МАРИЕТТА ДАМИРОВНА - старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права РАН ([email protected]).

SHAPSUGOVA, MARIETTA D. - Senior Researcher of the Sector of Business and Corporate Law of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences ([email protected]).

УДК 342.417:340.12 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-2-20-24

РОСЕНКО М.И., СКРЕБЕЦ Е.В., ТУМАКОВА С.В. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, правовое регулирование отношений собственности, субъекты отношений собственности, цифровая экономика.

В статье проанализирована зависимость процессов, происходящих в экономике Российской Федерации, от нормативных условий их существования и развития, прежде всего от основных правовых положений высшего нормативно-правового акта Российской Федерации. Особое внимание уделено проблемам недостаточной правовой определенности в отношении процессов в экономической и социальной сферах, связанных с воздействием на них четвертой промышленной революции, цифровизации экономики, которые создают новые объекты собственности, позволяющие присваивать все большую долю национального дохода и национального богатства страны все более ограниченному кругу лиц, что не соответствует их вкладу в доходы страны, государства.

ROSENKO, M.I, SKREBETS, E.V., TUMAKOVA, S.V. CONSTITUTIONAL-LEGAL ASPECTS OF STRENGTHENING THE ECONOMIC FOUNDATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Key words: Constitution of Russian Federation, legal regulation of property relations, actors of property relations, digital economy.

The article analyses the reliance of processes taking place in Russian Federation economy on legal conditions of its operation and development and in first term on the legal fundamental provision provided by highest normative-legal act of Russian Federation. The main focus is on the following issues: the people of Russia are not directly indicated as a land and natural assets' owner; legal uncertainty concerning economic and social processes related to the fourth industrial revolution, digitalization of economy, that produce new property objects that allows the biggest part of national income and welfare being appropriated by limited groups with their zero input in the income of the country, state.

Одной из важнейших проблем любой страны объективно выступает проблема совершенствования системы государственной власти. Чрезвычайно актуальна она и для Российской Федерации. Решение связанных с нею задач, в частности, предполагает постоянное развитие экономических основ государственности, которые включают такие основные элементы как:

- правовая база осуществления экономической деятельности в стране;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.