КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ю.В. Агеева, студент
Научный руководитель: И.А. Кузнецов, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10715
Аннотация. В данной статье рассматриваются фундаментальные основы построения такой формы государственного устройства, как федерация. Для лучшего понимания темы статьи были рассмотрены основные характеристики и классификация субъектов федерации, а также их конституционно-правовой статус. Каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию, границы которой закреплены в конституции (уставе) конкретного субъекта, что обеспечивает суверенитет и государственную целостность нашей страны.
Ключевые слова: субъекты РФ, правовой статус субъектов РФ, республика, край, область, автономная область, автономный округ, города федерального значения.
Важнейшим вопросом федерализма на сегодняшний день является статус субъекта Российской Федерации, который обладает характерными чертами, закреплёнными в ст. 5 Конституции РФ и, помимо этого, включает в себя все права, зафиксированные в иных правовых актах. Определяется статус субъекта РФ по взаимному согласию Российской Федерации и самого субъекта в соответствии ст. 66 Конституции РФ.
Республики. Это государства входящие в состав федерации и обладающие государственной властью вне пределов компетенции Российской Федерации. Можно сказать, они являются формой национальной государственности и представляют интересы соответствующих наций [1, с. 149]. Конституция РФ и конституция республики определяют ее статус и значимые государственно-правовые характеристики: законодательство; систему органов государственной власти, которая устанавливается самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ; имеет территорию, изменяемую только с согласия самой республики; государственный язык; гражданство [2, с. 202].
Автономные округа и автономная область. Эти субъекты федерации могут иметь специальный именной федеральный закон. Он самостоятельно разрабатывается
данными субъектами, затем соответствующими законодательными и исполнительными органами отправляется на рассмотрение Федерального Собрания, где может быть отклонен, введу противоречия Конституции. Автономная область и автономные округа в равной мере со всеми субъектами Федерации представлены в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта Федерации), а также имеют полномочия избирать депутатов в Государственную Думу [3, с. 113]. Это дает им возможность представительства в законодательном органе Федерации. Следовательно, можно сказать, что автономные образования в составе Российской Федерации имеют статус национально-культурных единиц и, в соответствии с федеральным законом, защиту индивидуальности.
Края, области, города федерального значения. Это территориальные образования, имеющие всю полноту государственной власти. Государственный язык данных субъектов является исключительно русский. Для конституционно-правового статуса этих субъектов характерно наличие: устава, законодательства; систем органов государственной власти; территории, изменяемой только с согласия субъекта федерации [4, с. 56]. В совместном ведении Федерации и краев, областей и городов
федерального значения находится обеспечение соответствия нормативных правовых актов данных субъектов Конституции РФ и федеральным законам, а также защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности и общественного правопорядка.
В Конституции РФ прописан ряд положений о равноправии субъектов РФ в трех аспектах [5, с. 563]: равноправие между собой, равноправие между субъектом РФ и федеральными органами государственной власти, а так же сила распространения на предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов одинакова. Тем самым, закрепился не только федеративный характер государства, но и определилась конституционно-правовая роль участников федерации как равноправных субъектов, что усилило всю ее фундаментальную структуру и дало высокий уровень развития [6, с. 382].
Самым главным источником по ограничению «образования» новых субъектов РФ является Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», согласно которому образование может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Однако если в Российскую Федерацию включается иностранное государство в качестве нового субъекта, то этому субъекту предписывается статус республики, если иное не предусмотрено международным договором [7, с. 82].
Так же каждый субъект РФ обладает своей системой органов государственной власти, которую он устанавливает в соответствии с основами конституционного строя России и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти». Система органов государственной власти представлена орга-
ном законодательной власти, высшим должностным лицом субъекта РФ, высшим коллегиальным органом исполнительной власти, иными органами исполнительной власти субъекта РФ [8].
Субъекты РФ могут принимать участие в федеральном законодательном процессе, где проекты федеральных законов на предмет совместного ведения направляются в органы государственной власти субъектов РФ для внесения поправок в месячный срок [9].
Самыми главными вопросами, находящимся в ведении субъектов РФ являются [10, с. 113]:
- принятие, изменение и дополнение нормативных правовых актов субъекта;
- установление и развитие системы органов государственной власти
- определение административно-территориального устройства;
- законодательное обеспечение организации местного самоуправления;
- принятие мер по развитию субъекта;
Следовательно, принцип разграничения
предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами служит гарантией самостоятельности органов государственной власти в реализации полномочий, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ. Тем самым, субъекты РФ не только обладают возможностью участия в делах Федерации, но и имеют сферу собственного ведения.
На сегодняшний день в Российской Федерации идет процесс масштабного объединения всех субъектов, что предполагает, как положительный исход событий: взаимодействие каждого и помощь друг другу, так и отрицательные последствия: многочисленные проблемы в сфере государственного строительства, так как укрепление не сможет сделать субъекты стабильно развивающимся. Но, не имея развитой законодательной базы субъектов РФ трудно говорить об успешном решении вопроса правосубъективности.
Библиографический список
1. Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е. Конституционное право России. Учебник. - М.: КноРус, 2019. - 280 с.
2. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. - М.: Юстицин-форм, 2015. - 302 с.
3. Кокотов, А.Н. Конституционное право России. Курс лекции. - М.: Проспект, 2018. -296 с.
4. Нечкин, А.В. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 130 с.
5. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. - М.: Норма: Инфра-М, 2018. - 783 с.
6. Конституционное право России / под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. - М.: Проспект, 2015. - 592 с.
7. Давтян, В.Р. Конституционное (уставное) право субъектов Российской Федерации: учебник для бакалавриата и магистратуры. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. - 158 с.
8. Антоненко Т.А., Милявская Ю.В., Смоленский М.Б. Конституционное право России в схемах и таблицах. - М.: Феникс, 2018. - 240 с.
9. Давтян В.Р., Кононенко Д.В. Конституционное (уставное) право субъектов Российской Федерации. Учебник. - М.: Юрайт, 2017. - 158 с.
10. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. -М.: КноРус, 2020. - 232 с.
CONSTITUTIONAL-LEGAL STATUS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Yu.V. Ageeva, Student
Supervisor: I.A. Kuznetsov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. This article discusses the fundamental foundations of building such a form of government as a Federation. For a better understanding of the topic of the article, the main characteristics and classification of the subjects of the Federation, as well as their constitutional and legal status, were considered. Each subject of the Russian Federation has its own territory, the borders of which are fixed in the Constitution (Charter) of a particular subject, which ensures the sovereignty and state integrity of our country.
Keywords: subjects of the Russian Federation, legal status of subjects of the Russian Federation, Republic, province, region, Autonomous region, Autonomous district, Federal cities.