УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10011
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЛЕНОВ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
Диана Салимхановна САГИТСАЛИМОВА, магистрант кафедры конституционного и муниципального права Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с правовыми статусами в различных аспектах. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса, касающегося конституционно-правового статуса членов Советов Федерации. Методология исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также отечественного опыта.
Ключевые слова: правовой статус, Совет Федерации, государственный служащий, законодательная власть, полномочия.
Annotation. Currently, more attention is paid to the processes related to legal statuses in various directions. That is why in the present article an analysis of the topical issue of the constitutional and legal status of members of the Federation Councils is carried out. The research methodology is the analysis of the scientific literature on a given problem, as well as domestic experience.
Keywords: legal status, Council of Federation, civil servant, legislative power, powers.
Научный руководитель: П.Р. Магомедова, доцент кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук
Член Совета Федерации является представителем от субъекта Российской Федерации, уполномочен осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность в данной области.
Задачи члена Совета Федерации (далее — СФ):
■ участие в заседаниях Совета Федерации;
■ участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;
■ участие в выполнении поручений Совета Федерации;
■ участие в парламентских слушаниях;
■ внесение законопроектов в Государственную Думу;
■ внесение парламентского запроса;
■ обращение к соответствующим должностным лицам с просьбой о принятии мер по своевременному пресечению обнаруженного нарушения прав граждан Российской Федерации.
Статусы депутата Государственной Думы (далее — ГД) и члена Совета Федерации во многом сходны, но между ними есть и различия. Различия определяются уже тем, что депутаты Думы избираются населением, а члены Совета Федерации входят в состав палаты по назначению или путем избрания органами государственной власти субъектов РФ. Депутаты Думы представля-
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019
ют в палате весь народ в целом, а члены Совета Федерации — свои субъекты РФ.
Однако они в равной степени работают на профессиональной постоянной основе, не могут быть депутатами законодательного органа субъекта РФ (совмещение мандатов допускается в случае, если член Совета Федерации был избран в законодательный орган субъекта РФ, в котором все депутаты избраны по одномандатным округам) или органа местного самоуправления, находиться на государственной гражданской службе, заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, участвовать в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией (за нарушение этого положения Государственная Дума в 2012 г. лишила полномочий депутата Г.В. Гудкова).
Члены обеих палат обязаны представлять декларации о доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Они не вправе открывать счета и хранить ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, избранные депутатами Государственной Думы, как и членами Совета Федерации, приостанавливают свою службу в перечисленных органах и учреждениях на период осуществления депутатских полномочий.
В соответствии с конституционными положениями и специальными федеральными законами за членами Совета Федерации закреплены определенные права и обязанности. Для государственных служащих также предусмотрена ответственность в соответствии с занимаемой ими должностью.
Члены Совета Федерации не избираются народом, они назначаются в качестве представителей от региональных органов государственной власти. Член Совета Федерации реализует свои полномочия как представитель субъекта, где он был назначен на соответствующую должность. В рамках своих полномочий член Совета Федерации занимается осуществлением законодательной власти и выполнением других функций [1].
Член Совета Федерации не может быть представителем других органов законодательной власти или членом местных органов самоуправления.
В соответствии с конституционными основами предусмотрены конкретные полномочия для членов Совета Федерации. В соответствии с ФЗ «О статусе члена Совета Федерации» от 1994 г. определен статус члена Совета Федерации. Полномочия у члена Совета Федерации возникают в момент его назначения на должность и прекращаются на основании переизбрания на ранее занимаемую должность [2].
Возможно досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации в связи с рядом оснований.
Во-первых, это письменное заявление о добровольном сложении с себя полномочий.
Во-вторых, утрата гражданства РФ по причине принятия гражданства зарубежной страны.
В-третъих, принятие судом решения о виновности члена Совета Федерации в совершении уголовного преступления.
В-четвертых, признание судом недееспособности у члена Совета Федерации или смерть государственного служащего.
Члены Совета Федерации являются представителями коллегиальных органов власти. Их главная функция — участие в заседаниях СФ и заседания ГД и СФ.
Члены Совета Федерации принимают участие в работе комиссий и комитетов, которые создаются и функционируют в соответствии с указами СФ. На членов Совета Федерации возложена обязанность по выполнению поручений от высшего руководства СФ. Члены Совета Федерации, как и депутаты ГД, участвуют в проведении парламентских слушаний, принимают участие в голосовании за законопроекты и ведут работу с избирателями [3].
Так как члены Совета Федерации являются представителями конкретных регионов, в их обязанности входит поддержание постоянной обратной связи с властями тех регионов, которые они представляют в этой палате.
Во время проведения встреч с избирателями и представителями СМИ члены Совета Федерации информируют общественность о результатах осуществляемой ими деятельности. На членов Совета Федерации возложена обязанность по соблюдению правил парламентской этики. В частности, выступающим на заседаниях Совета Федерации запрещается использовать оскорбительные выражения, нанося тем самым ущерб чести и достоинству других представителей СФ.
Членам Совета Федерации запрещено озвучивать необоснованные обвинения, использовать для склонения к своей точке зрения лож-
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019
ную информацию или призывать общественность к участию в противоправных действиях. В случае нарушений правил парламентской этики председатель Совета Федерации имеет право вынести предупреждение о недопустимости нарушения действующего регламента.
При повторном совершении нарушения член Совета Федерации может быть лишен права на выступление с трибуны до конца заседания в течение дня. В соответствии с Законом «О статусе члена Совета Федерации» для них установлена обязанность подачи в налоговые органы декларации, где должны указываться сведения по полученным доходам и имуществу в собственности.
В Ведомостях Федерального Собрания РФ публикуется информация о выявленных нарушениях на этапе проверки налоговых деклараций, поданных членами Совета Федерации.
Статья 11 Конституции РФ предусматривает право для членов Совета Федерации на проявление законодательной инициативы. Каждый член Совета Федерации имеет право воспользоваться решающим голосом по всем вопросам, которые выносятся на голосование с целью принятия решения [4].
Каждый член Совета Федерации участвует в заседаниях, принимает участие в заседаниях комиссии или комитета, где у него имеется членство. В случае невозможности принять участие в заседании СФ, комиссии или комитета член СФ должен своевременно проинформировать об этом председателя Федерального Собрания или комиссии, где работает член Совета Федерации.
Для членов Совета Федерации предусмотрено право на участие во всех заседаниях ГД. Для депутатов Государственной Думы тоже предусмотрено такое право — они имеют возможность присутствовать на всех заседаниях Совета Федерации. От собственного имени, имени профильного комитета или комиссии член СФ имеет право обратиться к Правительству РФ путем направления запроса. Такой запрос может быть адресован помимо Правительства РФ генеральному прокурору, председателю Центрального Банка, высшему руководству исполнительных органов власти на федеральном и региональном уровнях.
В течение всего срока полномочий члены СФ пользуются правом на неприкосновенность (ст. 98 Конституции). Для членов Совета Федерации не предусматривается возможность привлечения к административной или уголовной ответственности.
Не допускается задерживать члена Совета Федерации для проведения личного досмотра, помещения под арест без согласия общего собрания СФ. Исключением являются лишь случаи, когда член СФ обнаруживается на месте совершения преступления. Неприкосновенность касается не только личности члена Совета Федерации, но также его жилища, занимаемого им служебного помещения или принадлежащего ему багажа [5].
Не может быть досмотрен или остановлен для проверки документов личный или служебный транспорт члена СФ. Под защитой закона находится переписка членов Совета Федерации, используемые средства связи и принадлежащие членам СФ документы. Не допускается привлечение члена СФ к административной или уголовной ответственности за высказанную позицию или личное мнение, позицию, выбранную для голосования по законопроекту.
В случае совершения членом Совета Федерации правонарушений в области чести и достоинства человека и гражданина он может быть привлечен к ответственности в соответствии с федеральным законодательством.
Для членов Совета Федерации установлено право на отказ от дачи свидетельских показаний в рамках расследуемого уголовного или гражданского дела, если обстоятельства этого дела стали известны члену СФ в связи с исполнением им служебных обязанностей. Для лишения члена Совета Федерации права на неприкосновенность необходимо представление генерального прокурора и соответствующее решение СФ.
Страхование жизни и здоровья каждого члена СФ осуществляется с использованием средств федерального бюджета. Если при осуществлении членом Совета Федерации своих служебных полномочий он получает увечья или иные повреждения, помимо выплат страховых сумм член СФ получает денежное довольствие в соответствии с установленным порядком. Назначенные на должность члены Совета Федерации на весь срок осуществления ими полномочий освобождаются от обязанности прохождения военной службы или участия в военных сборах.
На протяжении всего срока осуществления членом Совета Федерации своих полномочий исполнение функций в рамках членства в СФ засчитывается в общий трудовой стаж с учетом специальности. После истечения полномочий член Совета Федерации имеет возможность вернуться к прежней работе (занимаемой должности), а при отсутствии такой возможности — по-
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019
лучить равноценную работу (должность). При наличии согласия со стороны члена Совета Федерации он может получить работу в другом учреждении или организации.
Библиографический список
1. Авакъян С.А. Проекты законов о поправках к Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 2. С. 20—25.
2. Бикамерализм в европейских парламентах: учет интересов и согласование позиций: Матер. Междунар. семинара. 22—23 мая 2013 г. / Аналитическое управление Аппарата Совета
Федерации Федерального Собрания РФ. М., 2013. 178 с.
3. Демидов М.В. Внешний государственный финансовый контроль как форма реализации парламентского финансового контроля в России // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 2. С. 12-16.
4. Кива А. Каким быть российскому парламенту // Российская Федерация сегодня. 2014. № 2. С. 4-6.
5. Кириченко П.Н. Представительный характер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 14-15.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Административное право России
Учебник
Административное право России.
7-е изд., перераб. и доп. Учебник. 2019 г. 744 с. Гриф МО РФ.
Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. (Серия "Dura lex, sed lex"). Под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева, П.
978-5-238-02918-4
В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно -правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления административной деятельности, основы теории административно-публичного обеспечения безопасности.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019