Научная статья на тему 'Конституционно-правовой статус человека в виртуальном государстве'

Конституционно-правовой статус человека в виртуальном государстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
647
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ВИРТУАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / МИКРОНАЦИИ / МИКРОГОСУДАРСТВО / КИБЕРГОСУДАРСТВО / INFORMATION SOCIETY / VIRTUAL STATE / MICRONATION / MICROSTATE / CYBERSTATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бодунова О. Г., Малышева А. А.

В статье рассматривается виртуальное государство как мировой политический феномен информационного общества, а также особенности конституционно-правового статуса гражданина, которые могут иметь место в таком государстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL HUMAN STATUS IN A VIRTUAL STATE

The article considers a virtual state as a world political phenomenon in the information society as well as the features of the constitutional and legal status of a citizen in the virtual state

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой статус человека в виртуальном государстве»

S «

s §

X

s

л s о

X X

w

SS

Он

со О

и

w

S3 о

с

W

3 X

л

<

Й

н «

<

УДК 342.7

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА В ВИРТУАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ

Бодунова Ольга Георгиевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры теории права и гуманитарных дисциплин, к.ю.н., e-mail: otshelnik76@mail.ru

Малышева Александра Антоновна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, студент юридического факультета, e-mail: tertium_non_datur_28@mail.ru

В статье рассматривается виртуальное государство как мировой политический феномен информационного общества, а также особенности конституционно-правового статуса гражданина, которые могут иметь место в таком государстве

Ключевые слова: информационное общество; виртуальное государство; микронации; микрогосударство; кибергосударство

CONSTITUTIONAL AND LEGAL HUMAN STATUS IN A VIRTUAL STATE

Bodunova Olga G.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Theory of Law and Humanities Disciplines, PhD, e-mail: otshelnik76@mail.ru

Malysheva Aleksandra A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, student of Faculty of Law, e-mail: tertium_non_datur_28@mail.ru

The article considers a virtual state as a world political phenomenon in the information society as well as the features of the constitutional and legal status of a citizen in the virtual state

Keywords: information society; virtual state; micronation; micro-State; cyberstate

Для цитирования: Бодунова О.Г, Малышева А.А. Конституционно-правовой статус человека в виртуальном государстве // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 2 (66). С. 40-46.

Нарастающая информатизация общества и внедрение информационных технологий в повседневную жизнь человека приобрели масштабы мировой экспансии: без использования различных технических новшеств в настоящее время не обходится даже процесс создания государства.

С развитием глобальной сети «Интернет» и других информационно-коммуникационных технологий получили толчок к развитию особые политические образования - так называемые виртуальные государства, микронации, микрогосударства, или кибергосударства.

Виртуальное государство - это общее наименование для любых образований, которые заявляют о своей государственности, но не являются государствами по существу, а лишь имитируют те или иные их черты [1]. Кибергосударства официально не признаются мировым сообществом и не принимаются всерьез странами, на территории которых они были созданы.

Хотелось бы отметить, что для любого государства важно признание его суверенитета со стороны других государств, однако это не является необходимым условием для его фактического существования. Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 г. (далее - Конвенция) закрепляет следующее положение: «Политическое существование государства не зависит от признания другими государствами» (ст. 3) [2]

В той или иной степени характеристика виртуальных государств соответствует признакам традиционного государства, которые приведены в указанной выше Конвенции: «Государство как субъект международного права должно обладать следующими признаками: постоянное население, определенная территория, правительство и способность к вступлению в отношения с другими государствами» (ст. 1) [3].

Некоторые из существующих виртуальных государств формально имеют собственную территорию, определенный вид политического устройства (чаще всего - монархический), а также конституцию, в которой, как правило, закрепляются основы политической, правовой и экономической систем государства.

Система управления виртуальным государством имеет иерархическую структуру и в большинстве случаев выглядит следующим образом: во главе кибергосударства стоит его основатель, а для содействия ему в правлении создаются правительство (высший орган исполнительной власти) и суд (орган, осуществляющий правосудие).

В основном все кибергосударства стремятся воспроизвести традиционные государственные атрибуты: они имеют государственный флаг, герб и гимн, печатают собственные деньги и чеканят монеты, выпускают свои почтовые марки, выдают паспорта и так далее.

Тем не менее, с юридической точки зрения, полноценными государствами виртуальные государства не являются.

Наиболее известным виртуальным государством является Княжество Силенд, которое расположено в нейтральных водах Северного моря в 10 км от Великобритании на платформе Рафс-Тауэр, сооруженной еще в годы Второй мировой войны для защиты от немецких бомбардировщиков. После окончания военных действий Рафс-Тау-эр остался практически нетронутым. В 1966 г. отставной майор британской армии Пэдди Рой Бэйтс выбрал платформу для базирования своей независимой радиостанции «Britain's Better Music Station», а в 1967 г. он объявил о создании суверенного государства Силенд и провозгласил себя князем Роем I [4]. Через несколько лет правительством Си-ленда был принят Основной закон княжества (Конституция), а также были разработаны некоторые государственные атрибуты: флаг, герб и гимн.

«Княжество было создано на благо всего человечества, и в дальнейшем оно сможет стать тем местом, где все люди будут выполнять ту работу, которая в наибольшей степени соответствует их предпочтениям и убеждениям» [5], - гласит Конституция Си-ленда 1967 г.

В 1968 г. представители военно-морского флота Великобритании обратились в суд Эссекса с требованием освободить платформу Рафс-Тауэр, которая, по их мнению, была незаконно занята Пэдди Рой Бэйтсом. Вскоре судья Эссекса вынес постановление о том, что платформа Рафс-Тауэр (а следовательно, и Силенд) находится вне юрисдикции Великобритании, то есть Великобритания, по сути, признала независимость Княжества Силенд.

Таким образом, с юридической точки зрения, Силенд отвечает всем критериям государственности, которые обозначены в Конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 г., однако сам факт наличия и функционирования такого государства представляется абсурдным.

Гражданином большинства виртуальных государств можно стать буквально в режиме «онлайн»: любой желающий имеет возможность получить гражданство кибергосударства, просто зарегистрировавшись на их официальном сайте в сети «Интернет».

Так, для получения гражданства Княжества Силенд, о котором упоминалось выше, необходимо оставить заявку на сайте государства, после чего Министерство иностранных дел Силенда вышлет список документов, необходимых для официального оформления гражданства. По данным на 2013 г., население Силенда составляет около 50 человек [6].

Небезынтересно рассказать и о первом в мире интернет-государстве Виртландия, которое было основано 14 августа 2008 г. как попытка доказать возможность возникновения нового государства без собственной территории.

Государство Виртландия существует исключительно в рамках информационного пространства: www.wirtland.com. Отсутствие собственной земли правительство Виртландии считает, скорее, преимуществом, чем недостатком:

«Поскольку традиционное самопровозглашенное государство обычно формируется путем отделения от другого государства, то территориальный вопрос всегда является главной причиной спора между ними. Виртландский суверенитет не основан на каком-либо сепаратизме. Виртландия не претендует на какую-либо землю, принадлежащую другому государству. <...> Виртландия - это страна, которая выходит за пределы существующих государственных границ, не нарушая и не ущемляя суверенитета ни одной из стран» [7], - указано на официальном сайте Виртландии.

Необходимо отметить, что представители Вирт-ландии ставят под сомнение положения Конвенции и считают, что отсутствие собственной территории не является поводом для отказа государству в дипломатическом признании со стороны международного сообщества: «Мальтийский орден широко признан суверенным образованием, хотя он не имеет собственной территории. Орден имеет дипломатические отношения со многими государствами, а его суверенитет выражается в выдаче паспортов, производстве марок и монет» [8].

«Государствоподобное» образование Мальтийский Орден, по мнению многих исследователей, является специфическим субъектом международного права. Орден действует на основе Конституционной Хартии и Кодекса и управляется Великим Магистром. В структуре Мальтийского Ордена существуют также специальные органы управления - Суверенный Совет (Великая Магистратура), Генеральное Собрание и Большой Государственный Совет. Но, несмотря на наличие органов государственной власти, Мальтийский Орден не обладает другими признаками традиционного государства. Для участия в международных отношениях, безусловно, необходимо население, находящееся на определенной территории и подчиняющееся организованной политической власти. Вследствие этого по нормам международного права такая общественная организация не может считаться субъектом международного права, как бы она ни была влиятельна на международной арене. Однако стоит упомянуть, что ситуация с Мальтийским Орденом исторически сложилась иначе. Не обладая ни территорией, ни проживающим на ней населением, Мальтийский Орден являлся и является активным участником международных отношений, имеет дипломатические сношения со 106 государствами и, как уже говорилось выше, Мальтийский орден признается «государствоподобным» образованием, а не государством [9].

Таким образом, в международном праве существуют прецеденты, когда политическое образование признается субъектом международного права и без наличия собственной территории и постоянно проживающего на ней населения.

При желании гражданство Виртландии получить достаточно просто: на официальном сайте этого государства выложен бланк заявления,

в котором необходимо указать некоторые личные данные. Стоимость оформления паспорта гражданина Виртландии - $5.

Гражданами этого виртуального государства, по данным на декабрь 2015 г., уже являются 6 211 человек (тысячным гражданином стала россиянка, проживающая в Москве) [10].

Самым молодым виртуальным государством является свободная республика Либерленд, которая была создана 13 апреля 2015 г. чешским политическим активистом Витом Едличкой. Стоит отметить, что это микрогосударство также не признается другими государствами, за исключением виртуального Княжества Силенд (кибергосударства, как правило, поддерживают друг друга и обмениваются взаимным дипломатическим признанием).

Вит Едличка основал виртуальное государство на никому не принадлежащей территории между Сербией и Хорватией. На официальном сайте Либерленда (https://liberland.org/) указано, что земля, на которой расположена республика, не востребована ни Хорватией, ни Сербией, ни любой другой страной, а граница микрогосударства была определена таким образом, чтобы не вмешиваться в суверенную территорию соседних государств. Площадь Либерленда составляет 7 км2.

Министерство иностранных дел Хорватии прокомментировало в сети «БасеЬоок» создание республики Либерленд следующим образом: «Виртуальные "приколы", независимо от того, насколько они бы ни казались привлекательными, остаются тем, чем они на деле и являются. виртуальными "приколами", и для них у нас не может быть никакого официального комментария». Девиз этой самопровозглашенной республики - «Живи и дай жить другим». Конституция Либерленда гарантирует личную и экономическую свободу каждому гражданину микрогосударства, а также отсутствие обязательных налогов и каких-либо государственных запретов. «Мы действительно хотим создать здесь налоговый рай. Сегодня ведь сколько стран мира буквально грабят граждан: те отдают на налоги 60-70 % того, что зарабатывают. На наш взгляд, в Либерленде должны быть созданы условия, как в Гонконге, Лихтенштейне или Монако. Пусть люди чувствуют себя свободными и процветают», - рассказал в своем интервью глава виртуального государства Вит Едлич-ка. По словам Вита Едлички, в 2015 г. в Либерленде уже насчитывалось около 30 тыс. граждан [11].

Стать гражданином этой привлекательной для жизни республики можно путем регистрации на официальном сайте Либерленда и подачи заявки на гражданство. В свою очередь, виртуальное государство выдвигает ряд условий для его потенциальных граждан:

1) уважать других людей, независимо от их расы, этнической принадлежности, ориентации или религии;

2) уважать частную собственность, которая признается неприкосновенной;

3) не иметь судимости за совершенные в прошлом уголовные преступления [12].

Безусловно, не могло остаться без внимания и виртуальное государство Ладония, расположенное на территории заповедника Куллаберг на юге Швеции.

В 1980-х гг. художник Ларс Вилкс незаконно установил на территории шведского заповедника Куллаберг несколько деревянных скульптур. Местные власти возбудили против художника уголовное дело за незаконное строительство на территории Швеции. С этого момента Ларс Вилкс начал многолетнюю судебную тяжбу со шведскими властями и, в конце концов, в 1996 г. объявил о создании на территории заповедника независимого государства Ладония (по имени мифического дракона Ладона).

В 2001 г. администрация графства Сконе, на территории которой находится Ладония, сделала официальное заявление, согласно которому территория самопровозглашенного государства исключается из области заповедника Куллаберг, вследствие чего на ней перестают действовать шведские законы.

Территория виртуального государства Ла-дония составляет 1 км2, а население, по данным на 2013 год, - 17 000 человек [6].

Ладония - это конституционная монархия во главе с королевой Кэролайн I. Также в Ладо-нии существует Правительство, которое возглавляется кабинетом министров. «Вы можете занять любой министерский пост, какой хотите. Также за дополнительную плату можно приобрести дворянский титул Ладонии», - сообщил в электронном письме Ларс Вилкс [13].

Согласно положениям Конституции Ладонии, у виртуального государства есть собственный гимн (звук бросания камней в воду), язык (состоящий из двух слов, значение которых, к сожалению, неизвестно) и собственная валюта (артиг (по названию серебряной шведской монеты XIV века), который равен 10 шведским кронам) [6].

Основной статьей дохода виртуального государства является туризм (ежегодно Ладонию посещают более 40 тыс. человек). Помимо самого виртуального государства как такового, туристов привлекают многочисленные государственные праздники Ладонии, например, День музыки и джаза (последнее воскресенье июля), День прокрасти-нации (29 февраля) или Международный день покупки туалетной бумаги как художественного акта (3 июля) [14].

Статья 2 Конституция Ладонии закрепляет следующее положение: «Все люди, которые торжественно клянутся быть лояльными или частично лояльными к искусству, свободе выражения мнений, госсекретарю, королеве, президенту и готовы терпеть любое угнетение со стороны своих министров, имеют право на гражданство».

Для получения гражданства Ладонии необходимо заполнить регистрационную форму на официальном сайте государства (среди

обязательных граф - имя, адрес проживания, национальность и адрес электронной почты, среди необязательных - рост и цвет глаз).

Если обратиться к Конвенции Монтевидео 1933 г., наличие постоянного населения является одним из перечисленных признаков государства. Население государства представляет собой совокупность индивидов, объединенных не только по признаку территориальной принадлежности, но и имеющих общее гражданство. Содержание конституционно-правового статуса человека в любом государстве определяется совокупностью закрепленных за ним прав и свобод, а также возложенных на него обязанностей.

Общеизвестно, что гражданство предполагает наличие этих взаимных прав и обязанностей личности и государства, которые, как правило, закреплены в учредительных документах - конституциях или уставах. Что же могут предложить человеку виртуальные государства?

Конституция Княжества Силенд состоит из преамбулы и 7 статей и закрепляет исключительно основы политического устройства. Этот учредительный документ не содержит в себе положений о правах и свободах граждан государства. Если говорить о гражданских обязанностях, то их в Конституции Княжества Силенд указано всего лишь две: «Любой гражданин либо иное лицо (физическое или юридическое) не передает и не обладает полномочиями передавать информацию о делах Государства гражданам других государств» (ст. 4), «Лицам, которые не являются членами Гвардии Силенда, будь то Граждане Силенда или лица в каком-либо другом качестве, не разрешается при нормальных условиях владеть каким-либо оружием на территории Княжества» (ст. 5).

В то же время Конституция Силенда в некоторой степени гарантирует гражданам защиту со стороны государства: «Монарх является Высшим должностным лицом, отвечающим за ведение всех гражданских, внутренних юридических и международных дел. <...> Монарх утверждает процедуры, необходимые для разрешения споров и поддержания Общественного порядка во благо всех граждан» (ст. 1), «Сенат <...> осуществляет подготовку законопроектов, которые необходимы для поддержания Порядка и достижения Общественного блага» (ст. 2).

В свою очередь, у интернет-государства Вирт-ландия до сих пор нет какого-либо учредительного документа. Этот факт привел к образованию «Движения за Конституцию Виртландии», которое в январе 2010 г. провело первый в истории «интернет-митинг» с требованиями о ее принятии [6].

Конституция свободной республики Либерленд находится на стадии разработки, однако текст документа уже можно посмотреть на официальном сайте микрогосударства. В своей работе создатели основного закона Либерленда руководствуются примером конституции Швейцарии. Конституция

Либерленда, в отличие от конституции Княжества Силенд, закрепляет не только политическое устройство и государственный аппарат республики, но и некоторые права и свободы ее граждан. Так, статья 7 Конституции провозглашает право каждого на участие в политической жизни государства путем предоставления своей кандидатуры для государственной службы, а также добровольного участия во всех выборах и референдумах. В ст. 8 гарантируются свобода передачи информации и беспрепятственный доступ граждан к ней: «Никакой закон Либерленда не должен регулировать какую-либо среду обмена информацией: печатные материалы, радио, телевидение или Интернет». В этой же статье закреплено право каждого на свободу мысли и слова, а также отсутствие государственного вмешательства в личную жизнь граждан. Кроме того, ст. 12 гарантирует право каждого на свободу и личную неприкосновенность, а также право на свободу передвижения и выбор места жительства: «Ни одно лицо не должно находиться под арестом более 24 часов без ордера; все ордера для дальнейшего содержания под стражей выдаются только тогда, когда обвиняемый представляет серьезную опасность для окружающих», - и далее: «Ни один закон не должен ограничивать свободу передвижения любого лица в пределах Свободной Республики Либерленд; все лица имеют право проживать в любой части Свободной Республики Либерленд».

Конституция Либерленда закрепляет и равенство всех граждан перед законом и судом (ст. 13: «Ни один человек и ни одна группа лиц не должны обладать какими-либо привилегиями перед законом и судом; ни одному лицу не может быть отказано в судебной защите»), свободу вероисповедания (ст. 13: «Ни один закон не устанавливает какую-либо религию в качестве обязательной; граждане не имеют права навязывать другим какие-либо религиозные убеждения»), право граждан на самозащиту личных прав и свобод (ст. 14: «Каждый человек имеет право на самооборону и самозащиту его имущественных и личных неимущественных прав и свобод при наличии реальной угрозы») и ряд других прав и свобод.

Конституции Ладонии отличается от приведенных выше конституций, главным образом, тем, что ее положения носят несколько сатирический характер. Так, раздел 4 ст. 2 закрепляет следующее: «Все граждане имеют право на полное безделье, право на свободу слова, право использовать небольшие камни в качестве средства самообороны и право на справедливые и несправедливые судебные разбирательства по усмотрению Высокого суда». Весьма неоднозначное положение содержит в себе и раздел 5 ст. 2 Конституции Ладонии: «Все посетители или временные жители Ладонии, в частности, шведы, обязаны молчать, когда говорит гражданин Ладонии, иначе они могут быть изгнаны из страны по инициативе государственных органов, чтобы избежать "линчевания" (то есть,

убийства человека, нарушившего общественный порядок, без суда и следствия, обычно уличной толпой, путем повешения)». Приведенные положения Ладонской Конституции в некоторой степени подтверждают тот факт, что Ладония - это все-таки арт-проект, а не суверенное государство.

Таким образом, проанализировав конституции четырех виртуальных государств - Княжества Си-ленд, Виртландии, Ладонии и республики Либер-ленд - можно прийти к неоднозначному выводу. Граждане одних кибергосудасртв как таковых конституционных прав и обязанностей не имеют. Их правовой статус основывается лишь на оформленном онлайн-гражданстве. В других же микрогосударствах конституционно-правовое положение граждан детально регламентируется конституцией, которая закрепляет за каждым из них целый ряд основных прав и свобод.

Тем не менее, достаточно сложно оценить наличие у виртуальных государств ресурсов для обеспечения указанных на их официальных сайтах прав и свобод граждан. Наличие способности ки-бергосударств иметь ответные обязательства перед своими гражданами вызывает только сомнение. Например, трудно представить себе реализацию права частной собственности граждан на платформе Рафс-Тауэр, где располагается Княжество Силенд.

Вместе с тем, сами виртуальные государства считают себя вполне полноценными политико-правовыми образованиями и даже пытаются бороться за свою независимость: «Гражданство кибергосу-дарства может казаться вещью чисто символической, но это только если не учитывать потенциала социальных интернет-проектов и их влияния на невиртуальную жизнь» [15].

В защиту собственной позиции представители виртуальных государств приводят весьма убедительные аргументы. Так, на официальном сайте Виртландии в разделе «Правовые аспекты» указано, что Виртландия отвечает трем вышеперечисленным признакам государства из четырех, которые содержатся в ст. 1 Конвенции. Рассматриваемое виртуальное государство имеет постоянное население, правительство и фактически может вступать в отношения с другими государствами и международными организациями. Единственное различие между Виртландией и обычным государством - это отсутствие определенной территории. Тем не менее, представители Виртландии полагают, что «многие из так называемых самопровозглашенных государств, которые отвечают всем 4 условиям Конвенции Монтевидео 1933 года, по-прежнему не считаются суверенными субъектами международного права. Этот факт делает требования указанной Конвенции сомнительными» [16].

В свою очередь, правительство Княжества Си-ленд также ссылается на положения Конвенции и даже приводит доказательства наличия дипломатических отношений с другими государствами: Министерства иностранных дел Нидерландов

и Германии вступали в переговоры с правительством Силенда.

Правительство виртуального государства Ладония считает, что упомянутое выше заявление администрации графства Сконе, согласно которому территория Ладонии исключается из области заповедника Куллаберг, является официальным признанием независимости самопровозглашенного государства.

Впрочем, нельзя не отметить один любопытный факт: как сообщает Lenta.ru, в 2002 г. виртуальное государство Ладония столкнулось с проблемой иммиграции - несколько тысяч пакистанцев обратились на сайт государства с просьбой предоставить им гражданство, жилье и работу. Для устранения данного недоразумения на странице оформления гражданства Ладонии был помещен специальный параграф, который разъяснял желающим иммигрировать, что страна существует лишь виртуально [15].Следовательно, правительство Ла-донии непосредственным образом заявило о том, что на место еще одного традиционного государства государство Ладония не претендует и таковым по своей сути не является.

Наиболее приближенным к традиционному государству является свободная республика Либерленд, которая фактически соответствует всем критериям, указанным в Конвенции. К тому же, в отличие от интернет-государства Виртландии, Либерленд имеет собственную территорию. В своем интервью президент Вит Едличка отметил, что «по международным законам для того, чтобы стать государством, нации нужна территория. У нас она есть. Заметьте, взять кусок земли, которая не принадлежит никому - также совершенно законно» [6].

Анализируя такую нестандартную для международного сообщества ситуацию, как наличие виртуальных государств, хотелось бы отметить, что до сих пор ни одна международная организация не дала никаких пояснений в отношении виртуальных государств, создание которых постепенно набирает обороты. Возможно, мировое сообщество не придает этому феномену особого значения, однако недалеко то время, когда виртуальные государства станут вполне жизнеспособными образованиями и заявят о себе на международной арене. В рамках формирующегося информационного общества виртуальные государства смогут оказывать ничуть не меньшее влияние на политические процессы, чем многие традиционные государства (см. Приложение).

Библиографический список:

1. Федоров О.С. Характеристика проектов создания новых виртуальных государств // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2017. № 2. С. 129.

2. Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств. URL: https:// ru.wikipedia.org

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств. URL: https:// ru.wikipedia.org

4. Сам себе король, сам себе страна. URL: https:// zonakz. net/2009/04/29/сам-себе-король-сам-себе-страна/

5. Официальный сайт государства Силенд. URL: https:// www.sealandgov.org/notices/

6. Коммерсантъ Weekend. 16 мая 2014. № 18.

7. Официальный сайт государства Виртленд. URL: http://www.wirtland.com/

8. Официальный сайт Виртландии. URL:http://www. wirtland.com

9. Баршова О.А., Русскова А.А. Мальтийский Орден -реальность или фикция? // Вестник научных конференций. 2016. № 9-1 (13). С. 27.

10. The Times of Wirtland. Март 13. 2008.

11. Ministarstvovanjskihieuropskihposlova RH, Facebook, 15 travnja 2015.

12. Официальный сайт Либерленда. URL:https:// liberland.org/

13. Архипова Р. Бросить Россию ради несуществующей страны // Собеседник № 23. 2014.

14. Владислав Жмилевский. Специфические территории. Международная классификация. 2017.

15. Тысячи пакистанцев собрались эмигрировать в виртуальную страну Ладонию. URL: https://lenta. ru/news/2002/03/13/ladonia

16. Микрогосударство Либерленд принимает заявки о гражданстве. URL: http://ru.euronews.com/2015/07/22/ liberland-utopian-tax-free-micronation-or-state-of-mind

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.