Научная статья на тему 'Признаки государственности в контексте признания Луганской Народной Республики международным сообществом'

Признаки государственности в контексте признания Луганской Народной Республики международным сообществом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1701
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА / ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / НАРОДОВЛАСТИЕ / ПРИЗНАНИЕ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / СУВЕРЕНИТЕТ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / STATE / SYMPTOMS OF STATE / LUGANSK PEOPLE'S REPUBLIC / DEMOCRACY / RECOGNITION / INDEPENDENCE / SOVEREIGNTY / INTERNATIONAL LAW / INTERNATIONAL COMMUNITY / UNITED NATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабичева Наталья Александровна

Статья посвящена проблемным вопросам признания Луганской Народной Республики международным сообществом. Авторы, опираясь на нормы международного права и научные положения в области теории государства и права, выделили признаки, наличие которых позволяет юристам отстаивать состоятельность и идентичность новых государственных образований. Их анализ дал возможность обратить внимание на Конвенцию Монтевидео о правах и обязанностях государств от 26 декабря 1933 года, которая закрепляет 4 признака государства: 1) постоянное население; 2) определенная территория; 3) правительство; 4) способность к вступлению в отношения с другими государствами. Преломляя эти признаки к тенденциям государственного строительства, делаются выводы об отсутствии правовых препятствий для установления дипломатических отношений с Луганской Народной Республикой и признания ее суверенитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Signs of statehood in the context of the recognition of the Lugansk People’s Republic BY THE INTERNATIONAL COMMUNITY

The article is devoted to problematic issues of recognition of Lugansk People’s Republic by the international community. The authors, based on international law and scientific principles in the field of theory of state and law, have identified features which can allow the lawyers to defend the worth and identity of a new state formations. Their analysis gave the opportunity to draw attention to The Montevideo Convention on the Rights and Duties of States held on 26 December 1933, which establishes the 4 bases for a state: 1) permanent population; 2) defined territory; 3) government; 4) capacity to enter into relations with other states. Breaking these signs to the tendencies of the state construction, the conclusions about the absence of legal obstacles for establishment of diplomatic relations of Lugansk People’s Republic and recognition of its sovereignty.

Текст научной работы на тему «Признаки государственности в контексте признания Луганской Народной Республики международным сообществом»

УДК 342

Бабичева Наталья Александровна

Луганская академия внутренних дел им. Э.А. Дидоренко, г. Луганск, Украина

babicheva_natalya@inbox.ru

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРИЗНАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ МЕЖДУНАРОДНЫМ СООБЩЕСТВОМ

Статья посвящена проблемным вопросам признания Луганской Народной Республики международным сообществом. Авторы, опираясь на нормы международного права и научные положения в области теории государства и права, выделили признаки, наличие которых позволяет юристам отстаивать состоятельность и идентичность новых государственных образований. Их анализ дал возможность обратить внимание на Конвенцию Монтевидео о правах и обязанностях государств от 26 декабря 1933 года, которая закрепляет 4 признака государства: 1) постоянное население; 2) определенная территория; 3) правительство; 4) способность к вступлению в отношения с другими государствами. Преломляя эти признаки к тенденциям государственного строительства, делаются выводы об отсутствии правовых препятствий для установления дипломатических отношений с Луганской Народной Республикой и признания ее суверенитета.

Ключевые слова: государство, признаки государства, Луганская Народная Республика, народовластие, признание, независимость, суверенитет, международное право, международное сообщество, Организация Объединенных Наций.

Конфликт, длящийся на Юго-востоке Украины с весны 2014 года, обусловлен хорошо известными обстоятельствами, связанными с неприятием населением Донбасса насильственно навязываемых новой властью западных «ценностей», защитой от вооруженной агрессии украинского государства, с духовной и кровной приверженностью к Русскому миру, его языку, традициям и истории. Он сопровождается продовольственной, транспортной, энергетической, водной, а затем и экономической блокадами, направленными на физическое уничтожение «непатриотических» мирных жителей Луганщины, то есть всех тех, кто не отвечает критериям и взглядам «Евромайдана». Сложившиеся условия создали объективные предпосылки для формирования власти и самостоятельной организации жизнедеятельности Луганского региона, проведения референдума с дальнейшим провозглашением Луганской Народной Республики.

Стоит отметить, что на протяжении трех лет была проделана огромная работа, отражающая последовательное становление и укрепление Луганской Народной Республики как демократического, правового и социального государства: нормативно закреплены базовые принципы народовластия, запущены механизмы, обеспечивающие соблюдение прав и свобод человека, гарантирующие выполнение социальных обязательств перед населением, и др. Тем не менее, на фоне непрекращающегося внутреннего государственного строительства многое еще предстоит сделать. Особенно это касается признания Республики как субъекта международных отношений международным сообществом.

В юридической доктрине проблемам признания международной правосубъектности новых государств либо отдельным их аспектам посвятили свои труды С.С. Алексеев, М.В. Барабанов, Л.А. Бердегулова, В.В. Груздев, В.Д. Дзидзо-ев, М.М. Дуаленов, Д.Н. Кудря, А.И. Левченков, В.Б. Плавинский, А.А. Прудников, В.Б. Романов-

ская, В.Л. Толстых, Н.И. Харитонова, К.В. Черкасов и др. В большей мере учеными рассмотрены вопросы легитимизации возникающих территориальных образований, сделан политико-правовой анализ атрибутов государства на примере тех или иных непризнанных республик. В то же время в научной плоскости лишь косвенно изучены признаки государственности Луганской Народной Республики, определяющие не просто ее фактическую состоятельность, а правовые основания для признания международным сообществом.

Разбираясь в поставленной проблеме, вспомним курс теории государства и права, где многими авторами (В.В. Груздев, В.М. Корельский, А.И. Левченков и др.) четко указывается на то, что именно признаки государства позволяют показать его уникальность, суверенность и качественную определенность. Придерживаясь аналогичного мнения, мы вынуждены признать, что до сегодняшнего дня юристы-ученые (как теоретики, так и специалисты-практики в международном праве) и различные международные организации не могут определиться с признаками, которым должен соответствовать субъект - вновь созданное территориальное образование, чтобы считаться государством.

С научных позиций сложившуюся неопределенность можно пояснить, если считать признаки государства относительно неизменным каркасом государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры и функции [21, с. 58]. На практике же взгляд мировых политических лидеров на соответствие возникающих на карте территориальных образований признакам государственности далек от юридических оценок, преимущественно скрыт под «розовыми очками», приподнимаемыми ситуативно в геополитических интересах представляемых ими держав.

Специалисты в области международного права могут возразить и напомнить о процедуре призна-

234

Вестник КГУ ^ № 3. 2017

© Бабичева Н.А., 2017

ния путем приема в члены Организации Объединенных Наций. Однако и здесь не все просто. Прием государств в члены данной организации, как всем известно, проводится решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Рекомендация о приеме считается принятой, если за нее проголосовали 9 из 15 членов Совета и при этом никто из 5 постоянных членов - Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки и Франция - не проголосовал против [9]. Эти правила по причинам непрекращающегося дипломатического противостояния ведущих мировых стран, взаимного обмена претензиями и санкциями оказались далеки от перспектив реального применения.

Нагнетаемая риторика в отношении Российской Федерации лишь броский, но не единственный камень преткновения в вопросах признания Луганской Народной Республики. Проблема имеет глубокие корни, уходящие в глобальную дискуссию ученых в сфере государственно-правовой теории. Как указывает М.Н. Марченко, за всю историю развития человечества сложилось множество различных представлений об основных признаках государства. Великими мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано о них неисчислимое количество различных мнений и суждений [12, с. 27].

Например, О.Ф Скакун утверждает, что любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. К ним относит территорию, население и власть [15, с. 42]. Данной точки зрения также придерживался известный немецкий юрист Х1Х века, государствовед Георг Еллинек [7].

Видный ученый С.С. Алексеев называл признаками государства территориальную организацию населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах, публичную (государственную) власть, государственный суверенитет и неразрывную связь государства и права [18, с. 104]. Сторонниками его взглядов выступают Ю.А. Дмитриев, В.О. Миронов [6, с. 9] и другие авторы.

Весьма познавательной представляется точка зрения Е.А. Холиной, которая в своей статье «Формы и критерии признания государств» указывает, что согласно международным правовым нормам, государством выступает такая организация, которая обладает следующими признаками: 1) наличие уполномоченного правительства и собственной администрации; 2) способность защищать территориальную целостность и независимость; 3) наличие мер и механизмов по поддержанию общественного спокойствия; 4) снабжение финансовыми ресурсами для покрытия государственных расходов; 5) законодательство и организация регулярно действующей судебной системы; 6) спо-

собность вступать во взаимоотношения с другими государствами и выполнять принятые международные обязательства [20, с. 219].

Развернутую концепцию признаков государства предлагает А.В. Малько, выделяя среди них: 1) наличие публичной власти; 2) систему налогов, податей, займов; 3) территориальное деление населения; 4) право; 5) монополию на правотворчество; 6) монополию на легальное применение силы, физического принуждения; 7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории; 8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики; 9) монополию на официальное представительство всего общества; 10) суверенитет [17, с. 27-28].

Не останавливаясь на освещении иных не менее интересных точек зрения, подчеркнем их информативность, логичность и, в большинстве случаев, аргументированность. Некоторые из мнений авторов являются небезапелляционными и могут быть вынесены на дискуссию. В данной работе мы рассмотрим неоспариваемые признаки государственности, закрепленные Конвенцией Монтевидео

0 правах и обязанностях государств от 26 декабря 1933 г., и соответствие этим признакам Луганской Народной Республики на уровне международного публичного права. В частности, речь идет о четырех критериях: 1) постоянное население; 2) определенная территория; 3) правительство; 4) способность к вступлению в отношения с другими государствами [22].

Постоянное население. Население государства (народ, нация) - это люди, которые проживают на территории государства и находятся в определенной политико-юридической связи с данным государством, являются гражданами или подданными. Состав населения может состоять из людей одной национальности либо же быть многонациональным.

По состоянию на февраль 2015 года на территориях, контролируемых Луганской Народной Республикой, без учета беженцев, выехавших в Российскую Федерацию и на Украину, проживало около

1 млн. 197 тыс. человек или 54% всего населения Луганской области. Государственным комитетом статистики Луганской Народной Республики проведен перерасчет численности населения с 2015 года. На 1 марта 2017 года она составила 1 млн. 485 тыс. 85 человек наличного населения и 1 млн. 480 тыс. 122 человека постоянного населения [2]. Как мы видим, прослеживается положительная динамика в приросте населения Республики.

Принято считать, что население государства определяется формальным элементом гражданства. В этой связи мы можем обозначить, что в Луганской Народной Республике закон «О гражданстве» еще находится в разработке. Тем не менее, в соответствии с Положением о паспортном документе, удостоверяющем личность физического

лица, проживающего на территории Луганской Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 26 марта 2015 года, жители Республики могут получить вышеуказанный документ.

В этой связи отметим знаковое событие, произошедшее 18 февраля 2017 года, когда президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ №74 «О признании в Российской Федерации документов и регистрационных знаков транспортных средств, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» [19] до политического урегулирования ситуации в этих районах. Данный Указ преследует цели защиты прав и свобод человека и гражданина, опирается на общепризнанные принципы и нормы международного гуманитарного права. При этом он имеет огромное политическое значение, отражающееся на моральном укреплении духа жителей Луганской Народной Республики.

Определенная территория. Суть этого принципа, по мнению В.В. Груздева, заключается в распространении власти государства на определенную территорию - часть земли, поверхность планеты, воздушное и водное пространство, а также границы территории, их режим, внутригосударственную административно-территориальную организацию [3, с. 202]. Луганская Народная Республика располагает территорией между Украиной и Российской Федерацией общей площадью 8352,6 км2. Официально линия разграничения на Донбассе, по условиям Минских соглашений, определена и обозначена с привязкой к местности в приложении к меморандуму об исполнении положений протокола по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины Петра Порошенко и инициатив Президента России Владимира Путина [14]. В реалиях вышеуказанная цифра является условной из-за подвижности границ вследствие непрекращающихся боевых действий.

Глядя на карту, не сложно увидеть, что сегодняшняя территория Луганской Народной Республики занимает приблизительно третью часть прежней Луганской области. Оставшиеся две трети территории находятся под контролем Украины. Вот что отметил Глава Луганской Народной Республики Игорь Плотницкий на совместном брифинге с Главой Донецкой Народной Республики Александром Захарченко в феврале 2017 года: «Мы никогда не считали и не будем считать временно оккупированные территории потерянными для нас землями. Это наши родные земли, это наши родные люди и пока временно они находятся под оккупацией фашистской Украины» [13].

Территория государства в международном праве считается величиной постоянной, и поэтому она является одним из важнейших признаков идентификации среди других социальных образований. Тем не менее, некоторые примеры из международно-правовой практики показывают, что государство может существовать даже в связи с отсутствием четко определенных границ. Примером является государство Израиль, границы которого не определены с 1948 года, вопреки Плану ООН по разделу Палестины.

Правительство. Правительство (система органов государственной власти) является ключевым элементом механизма управления государством. Его функционирование, по мнению авторитетных ученых, обеспечивает контроль и управление территорией и населением, а также представительство государства на международной арене [3, с. 204].

Существенный признак органов государственной власти в том, что они не только служат государственным целям и государственным интересам, но и участвуют в образовании государственной воли, а также совершают известные юридические акты, признаваемые в праве проявлением воли государства [10, с. 177-178].

С провозглашением Луганской Народной Республики 12 мая 2014 года и принятием ее Конституции 18 мая 2014 года решением Республиканского собрания было сформировано первое правительство Республики (утверждено 27 мая 2014 года). Его состав, вследствие последовательной кадровой политики, неоднократно менялся вплоть до выборов депутатов Народного Совета и Главы Луганской Народной Республики 2 ноября 2014 года. Именно выборы послужили отправной точкой стабилизации государственной власти Республики и выстраивания системы ее органов.

Согласно положениям ст. 6 Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики, государственная власть в Луганской Народной Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в Луганской Народной Республике осуществляют Глава Луганской Народной Республики, Народный Совет Луганской Народной Республики - парламент Луганской Народной Республики, Совет министров Луганской Народной Республики - Правительство Луганской Народной Республики.

Способность вступать во взаимоотношения с другими государствами. В литературных источниках бытует мнение исследователей, согласно которому указанный признак тесно связан с фактом признания конкретного образования в качестве государства другими государствами [4, с. 77]. При этом взгляды на признание несущественно расхо-

Вестник КГУ № 3. 2017

236

дятся в зависимости от глубины внутренних убеждений и оценки международно-правовой политики.

Например, российский юрист-международник Ф.Ф. Мартенс в работе «Современное международное право цивилизованных народов» [11] заявляет о том, что каждое вновь образовавшееся государство, желающее участвовать в международном общении с правами и обязанностями международной личности, должно быть признано таковым со стороны других государств.

В свою очередь, известный американский политолог А. Бьюкенен в книге «Сецессия. Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства», рассматривая несколько аргументов в пользу принципа сецессии (отделения от «материнского государства»), подробно останавливается на ситуации самозащиты. Под последней он понимает стремление сообщества оградить себя от смертельной угрозы со стороны сил, несущих уничтожение. По мнению автора, если сообщество в такой ситуации желает отделиться, его право следует признать неопровержимым. При этом даже если государство-агрессор прежде и имело какое-либо право на отделяемую территорию, это право становится недействительным из-за очевидности преступности его геноцидных устремлений [1, с. 30-32].

Отмечая высокую конструктивность вышеуказанных убеждений и их близость к интересам Луганской Народной Республики, выделим виды признания, определяющие степень правосубъектности возникающих государств в международных отношениях. К ним относятся:

1) de facto (фактическое признание), означающее неполное, неокончательное признание. Государства этой категории могут существовать в течение продолжительного времени, обладать реальным суверенитетом и полнотой власти в рамках своих границ, а, в некоторых случаях, даже являться активными субъектами экономических, культурных и иных международных отношений. Единственный признак, отличающий их от партнеров по международному сотрудничеству, заключается в том, что они не признаны мировым сообществом [8, с. 105];

2) de jure (полное, юридическое признание), сопровождающееся публичным явно выраженным устным заявлением уполномоченных должностных лиц или документально подтвержденным мнением компетентных органов власти признающего государства о рассмотрении признаваемого им государства в качестве полноправного и равного партнера, обладающего всеми правовыми характеристиками субъекта международного публичного права [16, с. 79];

3) adhoc (случайное признание), означающее разовое временное признание, когда такой акт носит вынужденный характер для того, чтобы разре-

шить конкретные вопросы, возникшие между государствами, не желающими официально признавать друг друга.

Луганская Народная Республика в настоящий момент имеет признаки фактического и случайного признания. Ее независимость как самостоятельного государства 27 июня 2014 года была признана государством Южная Осетия. Совместно с Донецкой Народной Республикой в период с 24 мая 2014 года по 18 мая 2015 она выступила соучредителем и членом Конфедеративного Межгосударственного Союза народных республик (Новороссии). Глава Республики и ее делегации систематически принимают участие в работе трехсторонней контактной группы, а также «нормандской четверки» на переговорах в г. Минске.

Важно подчеркнуть, что налаживание и укрепление отношений Луганской Народной Республики с другими государствами имеют нарастающую положительную тенденцию. С апреля 2015 года в Луганске начало работу дипломатическое представительство Южной Осетии. С декабря 2016 года в Республике открыт Центр итальянской культуры. В это же время подписан договор о сотрудничестве между Луганским национальным университетом имени Тараса Шевченко и организацией «Save Donbass People» в Италии. В марте 2017 года Глава Луганской Народной Республики Игорь Плотницкий принял участие в торжественном собрании, посвященном Дню Общекрымского референдума 2014 года и воссоединению Крыма с Россией. Делегация Республики посетила с рабочим визитом Республику Абхазия.

Явным примером случайного признания является и тот факт, что США 20 июня 2017 года внесли в новый список антироссийских санкций Государственный банк Луганской Народной Республики (!). Об этом говорится в сообщении Управления по контролю за иностранными активами Казначейства США (OFAC) [23]. Как отмечает Уполномоченный представитель на Минских переговорах от Луганской Народной Республики Владислав Дейнего: «Санкции в отношении банка ЛНР меня радуют. То есть США официально признают такой субъект, как Госбанк - юридическое лицо, и пытаются противодействовать его функционированию» [5].

Изложенные в статье положения, безусловно, не исчерпывают все признаки государственности и их сущностные характеристики, позволяющие смело отстаивать признание Луганской Народной Республики на международной арене. Они позволяют сформировать общее представление о тенденциях государственного строительства и имеющихся сложностях этого процесса. Не учитывать их международным сообществом и не признавать очевидные факты становится все сложнее. В этой связи мы надеемся на активную дискуссию, за-

мечания и конструктивные предложения, которые в совокупности послужат мощным аргументированным посылом для международного сообщества в вопросах налаживания с Луганской Народной Республикой дипломатических отношений.

Библиографический список

1. Бьюкенен А. Сецессия. Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства. - М.: Рудомино, 2001. - 234 с.

2. Государственным комитетом статистики Луганской Народной Республики проведен перерасчет численности населения с 2015 года, в связи с чем расчетная численность населения Луганской Народной Республики составила: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gkslnr.su/files/perepaschet_ chisl_17.pdf (дата обращения: 19.04.2017).

3. Груздев В.В. История формирования признаков государства в Нагорно-Карабахской Республике // Гуманитарные исследования. - 2016. - № 4. -С. 201-207.

4. Дауленов М.М. К проблеме определения международно-правового статуса «княжества Силенд» // Право и государство. - 2013. - № 2. - С. 71-77.

5. Дейнего В. Введение санкций означает признание США Госбанка ЛНР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://miaistok. su/vladislav-dejnego-wedeшe-sanktsij-oznachaet-priznanie-ssha-gosbanka-lnr/ (дата обращения: 05.06.2017).

6. Дмитриев ЮА., Миронов В.О. О понятии государства и его основных признаках // Актуальные вопросы образования и науки. - 2016. - №2 1-2. - С. 7-13.

7. Еллинек Г. Общее учение о государстве. -СПб., 1903.

8. Заяц А.А. Теоретико-методологический аспект изучения феномена непризнанных государств // Журнал исторических, политологических и международных исследований. - 2016. - № 2 -С. 103-108.

9. Каким образом страны становятся членами ООН? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/sections/member-states/ about-un-membership/index.html (дата посещения 30.04.2017).

10. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государству и праву / под ред. и с пред. В.А. Томсинова. -М.: Зерцало, 2004. - 261 с.

11. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. - 1882. -419 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://books.e-heritage.ru/book/10080671 (дата обращения: 30.05.2017).

12. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 240 с.

13. Плотницкий: ЛНР и ДНР не откажутся от занятых ВСУ территорий Донбасса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ritmeurasia. org/news--2017-02-17--plotnickij-lnr-i-dnr-ne-otkazhutsja-ot-zanjatyh-vsu-territorij-donbassa-28491 (дата обращения: 14.04.2017).

14. Приложение к меморандуму об исполнении положений протокола по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины Петра Порошен-ко и инициатив Президента России Владимира Путина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.documentcloud.org/documents/1508391-untitled.html#document/p4 (дата обращения: 12.04.2017).

15. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. - Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. - 704 с.

16. Субъекты современного международного права: монография / отв. ред. О.И. Тиунов. - М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, ИНФРА-М, 2016. - 184 с.

17. Теория государства и права: учебник / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристь, 2004. - 245 с.

18. Теория государства и права: учебник для вузов / под общ. ред. проф. С.С. Алексеева. - М.: Норма, 2005. - 496 с.

19. Указ президента России о признании документов ДНР и ЛНР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://politikus.ru/v-rossii/90881-vladimir-putin-podpisal-ukaz-o-priznanii-rossiey-dokumentov-dnr-i-lnr.html (дата обращения: 23.04.2017).

20. Холина Е.А. Формы и критерии признания государств // Проблемы в российском законодательстве. - 2012. - № 3. - С. 218-222.

21. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высший учебных заведений / под редакцией профессора В.Г. Стрекозова. - М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2006. - 382 с.

22. Montevideo Convention on the Rights and Duties of States, 165 LNTS 19.

23. Office of foreign assets control [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.treasury. gov/resource-center/sanctions/OFAC-Enforcement/ Pages/20170620.aspx?src=ilaw (дата обращения: 03.06.2017).

238

Вестник КГУ Ji № 3. 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.