Научная статья на тему 'Империя Цин в 1912-1924 годах: микрогосударство или квазигосударство?'

Империя Цин в 1912-1924 годах: микрогосударство или квазигосударство? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3011
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИМПЕРИЯ ЦИН / КИТАЙ / СИНЬХАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ПУ И / МИКРОГОСУДАРСТВО / КВАЗИГОСУДАРСТВО / EMPIRE OF THE QING / CHINA / XINHAI REVOLUTION / PU YI / MICROSTATE / QUASI-STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нестеров Александр Геннадьевич, Жао Чуньцзяо

Рассматривается вопрос о статусе династии и империи Цин в Китае после Синьхайской революции. Сообщается, что в соответствии с условиями отказа императора Пу И от престола Китая он сохранил императорский титул, а также исторический центр Пекина Запретный город в качестве владения. Отмечается, что Китайская Республика признала за императором Цин статус «иностранного монарха». В статье показано, что документ «Льготные условия», содержащий сведения об особых условиях, предоставленных Китайской Республикой императору Цин, во многом аналогичен «Закону о гарантиях» документу, изданному итальянским правительством в марте 1871 года после того, как армия Итальянского королевства в сентябре 1870 года заняла Рим и была ликвидирована светская власть Римского Папы. Доказано, что по многим параметрам империя Цин в 1912 году приобрела реальный статус микрогосударства, хотя фактически к этому статусу не стремилась. Авторы утверждают, что империя Цин в 1912-1924 годах фактически оставалась квазигосударственным образованием, так и не реализовавшим политическую возможность трансформации в микрогосударство. В качестве причины указывается нежелание лидеров Цинской монархии отказаться от идеи реставрации монархии в Китае и создать собственное миниатюрное государство. Сделан вывод о том, что по указанным причинам окончательное уничтожение империи Цин в 1924 году стало закономерным итогом ее существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Empire of the Qing in 1912-1924: Microstate or Quasi-state?

The status of the dynasty and Empire of the Qing in China after the Xinhai revolution is discussed. It is reported that in accordance with the terms of the Emperor Pu Yi’s refusal of the throne of China, he retained the Imperial title and the historic centre of Beijing Forbidden city as a possession. It is noted that the Republic of China recognized the Emperor Qing as the “foreign monarch.” The article shows that the document “Preferential terms” containing information about the special conditions provided by the Chinese Republic to the Emperor Qing, is in much the same with “Guarantee Act” a document issued by the Italian government in March 1871 after the army of the Kingdom of Italy in September 1870 occupied Rome and was eliminated the temporal power of the Pope. It is proved that in many respects the Qing Empire in 1912 acquired the actual status of the microstate, when in fact this status is not sought. The authors argue that the Qing Empire in the years of 1912-1924 actually remained a quasi-state and did not realise a political possibility of transformation in the microstate. The reason is the unwillingness of the leaders of the Qing monarchy to abandon the idea of the restoration of the monarchy in China and to create miniature state. It is concluded that for these reasons the final destruction of the Qing Empire in 1924 was the natural result of its existence.

Текст научной работы на тему «Империя Цин в 1912-1924 годах: микрогосударство или квазигосударство?»

Нестеров А. Г. Империя Цин в 1912—1924 годах: микрогосударство или квазигосударство? / А. Г. Нестеров, Жао Чуньцзяо // Научный диалог. — 2017. — № 12. — С. 345—356. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-12-345-356.

Nesterov, A. G., Rao Chunjiao. (2017). Empire of the Qing in 1912—1924: Microstate or Quasi-state? Nauchnyy dialog, 12: 345-356. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-12-345-356. (In Russ.).

I5E НАУЧНАЯ (SO БИБЛИОТЕКА

^fr hbbaw.ru

Журнал включен в Перечень ВАК

УДК 94(510).091

DOI: 10.24224/2227-1295-2017-12-345-356

и I к I С н' s

PERKXMCALS DIRECIORV.-

Империя Цин в 1912—1924 годах: микрогосударство или квазигосударство?

© Нестеров Александр Геннадьевич (2017), доктор исторических наук, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения, директор Центра азербайджановедения, Уральский гуманитарный институт, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия), agn1154@yandex.ru. © Жао Чуньцзяо (Rao Chunjiao, 'Ф.ФЩ, 2017), бакалавр зарубежного регионоведе-ния, студент магистратуры, Уральский гуманитарный институт, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия), agn1154@yandex.ru.

Рассматривается вопрос о статусе династии и империи Цин в Китае после Синь-хайской революции. Сообщается, что в соответствии с условиями отказа императора Пу И от престола Китая он сохранил императорский титул, а также исторический центр Пекина — Запретный город — в качестве владения. Отмечается, что Китайская Республика признала за императором Цин статус «иностранного монарха». В статье показано, что документ «Льготные условия», содержащий сведения об особых условиях, предоставленных Китайской Республикой императору Цин, во многом аналогичен «Закону о гарантиях» — документу, изданному итальянским правительством в марте 1871 года после того, как армия Итальянского королевства в сентябре 1870 года заняла Рим и была ликвидирована светская власть Римского Папы. Доказано, что по многим параметрам империя Цин в 1912 году приобрела реальный статус микрогосударства, хотя фактически к этому статусу не стремилась. Авторы утверждают, что империя Цин в 1912—1924 годах фактически оставалась квазигосударственным образованием, так и не реализовавшим политическую возможность трансформации в микрогосударство. В качестве причины указывается нежелание лидеров Цинской монархии отказаться от идеи реставрации монархии в Китае и создать собственное миниатюрное государство. Сделан вывод о том, что по указанным причинам окончательное уничтожение империи Цин в 1924 году стало закономерным итогом ее существования.

Ключевые слова: империя Цин; Китай; Синьхайская революция; Пу И; микрогосударство; квазигосударство.

1. Введение

В 1912 году традиционная монархическая власть в Китае — империя Цин, существовавшая с 1644 года, прекратила существование. В результате Синьхайской революции монархия была свергнута и Китай был объявлен государством с республиканской формой правления — Китайской Республикой.

В то же время в отличие от других империй, уничтоженных в первые десятилетия ХХ века — Российской, Австро-Венгерской, Германской, Османской — в Китае полного уничтожения монархии не произошло. Особый документ, так называемые «Льготные условия», сохранил права последнего императора династии Цин — Айсинь Цзюэло Пу И — и на короткое время привел к созданию своеобразного микрогосударства. Империя Цин сохранилась в пределах Запретного города — комплекса императорских дворцов в центре города Пекина. Император Цин был признан Китайской Республикой в качестве «иностранного монарха».

Таким образом, перед исследователями встает вопрос, можно ли считать сохраненную империю Цин отдельным государством (микрогосударством), во многом аналогичным Государству — Городу Ватикану? Решению этого вопроса посвящена данная работа.

Понятие «микрогосударство» включает в себя множество определений. Термин микрогосударство (квазигосударство, виртуальное государство) довольно часто используется как общее наименование проектов по созданию новых искусственных государств, существующих лишь в воображении их создателей, на бумаге или в Интернете. Эти термины являются неологизмами, появившимися в 1970-х годах для описания маленьких непризнанных самопровозглашенных псевдо- / квазигосударственных образований. Иногда такие государства обладают реальной территорией, но чаще крайне небольшой, размером с дачный участок или маленький остров.

Однако эта трактовка термина микрогосударство не имеет никакого отношения к «классическим» микрогосударствам, таким как Сан-Марино, Лихтенштейн, Люксембург, Андорра, Монако, Ватикан, большая часть которых возникла в «дофествальский» период. Аналогичные микрогосударства существовали и в других регионах мира (примером могут считаться индийские княжества, среди которых наряду с такими крупными, как Хайдарабад, были и очень небольшие, площадью в 1—2 квадратных километра).

В этом случае под микрогосударством понимается одно из маленьких государств мира, которое часто находится под покровительством более крупного соседа, государства-протектора, и имеет небольшое экономическое влияние на мировом рынке. Единственный политический рычаг

влияния такого государства — это право голоса в международных организациях. Основные критерии, по которым оцениваются микрогосударства, — это территория, население и потенциал экономики. Чаще всего под «населением» подразумевается объем внутреннего рынка и человеческих ресурсов, а потенциал экономики обычно оценивается через ВВП [Вагап-ska, 2008, р. 3].

Хотелось подчеркнуть, что империя Цин как микрогосударство в науке в принципе не рассматривалась. В ограниченном объеме императорский дом Цин после Синьхайской революции упоминался в ряде работ по истории Китая. В китайской, как и в российской, европейской и американской науке имеется несколько публикаций, посвященных жизни императора Пу И в Запретном городе после свержения династии Цин, но, тем не менее, в этих работах рассматривается в основном биография императора Пу И, а не особенности функционирования империи Цин как микрогосударства.

2. Падение империи Цин и создание микрогосударства

Маньчжурская империя — Великая Цин (^Ж^й) — возникла в начале XVII века. В середине XVII века маньчжуры завоевали территорию Китая, где под ударами крестьянских войск распалась империя Мин, и создали одно из крупнейших государств в Восточной Азии. В XIX веке наступил упадок империи. Давление со стороны европейских держав, стремившихся превратить империю Цин в свою сферу влияния, упадок экономики, многочисленные восстания показали правительству империи, что продолжение управления страной в традиционном стиле приведет государство к краху. Однако попытки реформировать страну, предпринимавшиеся в конце XIX века, провалились как в силу объективных причин, так и по причинам субъективного свойства — некомпетентности правительства императрицы Цы Си ее вражды с императором Айсинь Цзюэло Цзай Тянем (^ШШШЩШ, 1875—1908), правившим под девизом Гуансюй 1875—1909), коррупции правящей элиты, политики великих держав, стремившихся не допустить успешного развития Китая и его трансформации в современное государство.

14 ноября 1908 года умер император Айсинь Цзюэло Цзай Тянь. Императрица Цы Си перед собственной смертью возвела на престол племянника покойного императора — Айсинь Цзюэло Пу И (ШШШШШШ), которому было всего два года. Регентами при малолетнем императоре были объявлены отец императора Чунь ван Айсинь Цзюэло Цзай Фэн (ШШШШ Щ^) и вдова предшествующего императора — императрица Лунь Юй (^

С наступлением нового года 22 января 1909 года была провозглаше-

на новая эра правления — Сюаньтун (ЖШ). Однако новое правительство столкнулось с теми же проблемами, что и его предшественники, и точно так же не сумело их решить.

Неспособность правительства вернуть Китаю былое величие, провести социальные и экономические реформы, а также деятельность оппозиционных сил, прежде всего Национальной партии Китая (Гоминьдан), привели к Учанскому восстанию 1911 года, которое стало началом Синь-хайской революции. На сторону противников империи Цин переходили войска и наместники провинций. В итоге 12 февраля 1912 года регенты от имени малолетнего императора декларировали отречение династии Цин от власти в Китае. Реальная власть в стране перешла к Юань Шикаю, сановнику империи Цин, который первоначально стремился примирить север с революционным югом страны, но позднее стал готовить свое возведение на престол Китая и установление новой династии в форме конституционной монархии.

Отречение императора от престола Китая было сопряжено с утверждением нескольких документов, которые должны были защитить императорский двор и род Айсинь Цзюэло. Основным из этих документов были так называемые «Льготные условия», анализ которых показывает, что в определенном смысле император отрекся только от престола Китая, а не от императорского титула, и империя Цин продолжала существовать. В документе об отречении прямо указывалось, что «император не теряет своего титула» [Императорский указ ...]. «Льготные условия для императора Цин после отречения его от престола» также содержали следующий пункт: «После отречения императора великой Цинской империи от престола за ним сохраняется его почетный титул. В дальнейшем Китайская республика будет относиться к нему с почетом, как к любому иностранному монарху» [Пу И, 1968, с. 70—71]. Одновременно были опубликованы «Льготные условия для членов императорской фамилии» [Льготные условия .] и «Льготные условия для маньчжуров, монголов, мусульман и тибетцев» [Льготные условия для маньчжуров.].

Информируя российское правительство о событиях, связанных с отречением императора от престола Китая, российский поверенный в делах в Пекине Щекин доносил министру иностранных дел Российской империи С. Д. Сазонову, резюмируя содержание всех перечисленных документов, следующее: «1. Императорский титул сохраняется на вечные времена; 2. Императору ежегодно выплачивается содержание в размере не менее 3 миллионов лян; 3. Для обеспечения существования знаменных [войск] (получающих ныне содержание от казны) изыскиваются особые средства;

все специальные повинности, существовавшие исключительно для манч-жур, монголов, мусульман и тибетцев, отменяются; 4. Маньчжуры, монголы, тибетцы и мусульмане уравниваются в правах с китайцами; 5. Княжеские и прочие титулы сохраняются и 6. Имущество всех титулованных лиц остается за ними. Соответствующее обязательство республиканцев должно было храниться в архиве международного трибунала в Гааге» [Китайская революция ...].

Аналогичную информацию направил своему правительству американский посланник в Китае Кэлхаун [Papers, 1919, p. 62]. Об отречении императора и создании в Китае республиканского правительства сообщил в Государственный департамент США также китайский посланник в Вашингтоне Чан Иньтан [Papers, 1919, p. 66].

Таким образом, анализ документов 1912 года показывает, что с формальной точки зрения республиканское правительство Китая не ликвидировало суверенитет империи Цин. За императором был сохранен его титул и владельческие права на территории Запретного города с некоторыми исключениями. В то же время в документах подчеркивается, что императорский титул является «почетным» и материальное содержание императора и его двора берет на себя Китайская Республика.

В определенном смысле можно сравнить «Льготные условия» 1912 года с «Законом о гарантиях», изданным итальянским правительством в марте 1871 года после того, как армия Итальянского королевства в сентябре 1870 года заняла Рим и была ликвидирована светская власть Римского Папы. В данном законе также подчеркивалось, что личность Папы священна и неприкосновенна; что он сохраняет суверенитет и ряд земельных владений в Италии, включая папскую резиденцию, ряд дворцов и церквей; правительство Италии выплачивает определенную сумму денег для содержания Папы и его двора; кроме того, Святой престол сохраняет право дипломатического общения с другими государствами, а Папа пользуется по отношению к правительству Италии правами иностранного государя [Legge, 1871, рp. 1014 — 1022]. Вероятно, авторы «Льготных условий для Цинского двора» использовали ряд идей, заложенных в итальянском законе, так как сходство многих положений этих документов очевидно.

В то же время нельзя не отметить существенных различий между итальянским «Законом о гарантиях» и китайскими «Льготными условиями». Римский Папа являлся (и является) главой Римской католической церкви, обладающей огромными материальными ресурсами и значительным количеством приверженцев. Ему подчинена вся церковная структура Италии. Уже поэтому его возможности влиять на мировую политику и ситуацию

в стране очень велики. В отличие от Папы, император Цин не имел никаких материальных ресурсов, кроме выплат республиканского правительства и материальных ценностей, хранившихся в кладовых Запретного города, а его подданные, даже члены императорского дома, признавались гражданами Китайской Республики. Однако сам император обладал суверенными правами и не считался гражданином Республики.

3. Структура государственного управления империи Цин в 1912—1924 годах

Император считался главой государства Цин и сохранял функции суверенного и абсолютного монарха. Формально, как уже упоминалось, императором был Айсинь Цзюэло Пу И, вступивший на престол в 1908 году и царствовавший под девизом Сюаньтун. В связи с малолетством императора регентом империи, даже в рамках микрогосударства, оставалась императрица Лунъюй (ШШЖМ). Она считалась регентом государства с февраля 1911 года вплоть до своей смерти в феврале 1913 года, однако ее деятельность ограничивалась исключительно заботой о сохранении собственных прерогатив главы государства. Формальным регентом государства в 1908—1911 годах считался отец императора Чунь ван Айсинь Цзюэло Цзай Фэн (^^Ш ШШЖ^ ШШ), после смерти императрицы Лунъюй ему был возвращен титул регента, и он оставался регентом империи Цин до ноября 1924 года.

В империи продолжали функционировать ряд структур управления государством. В частности, в своих воспоминаниях Айсинь Цзюэло Пу И упоминает Департамент императорского двора (1ЙЙЙ), который должен был обеспечивать функционирование государства. Начальником Департамента императорского двора был Ши Сюй, после его смерти в 1922 году его сменил Шао Ин. Именно через Департамент императорского двора шло финансирование империи Цин со стороны правительства Китайской Республики.

В ведении Департамента императорского двора находилось семь государственных ведомств: Дворцовое казначейство; Служба дворцовой стражи и императорской охоты; Финансовая служба; Церемониальная служба; Ведомство императорских стад; Судебное ведомство; Служба строительства [Пу И, 1968, с. 78].

Все ведомства делились на отделы (всего их было 48). Так, дворцовое казначейство контролировало шесть кладовых: кладовые серебра, мехов, одежды, фарфора, чая и шёлковых тканей. Как отмечал в своих мемуарах Айсинь Цзюэло Пу И, среди отделов были довольно неожиданные струк-

туры, такие, как «отдел желаний», который существовал на случай, если императрицам или наложницам захочется заняться живописью или каллиграфией: художники и каллиграфы отдела при необходимости делали прорись картины или надписи, которую императрице или наложнице оставалось только раскрасить [Там же].

Число служащих Департамента императорского двора было достаточно велико, но постоянно сокращалось: если в 1909 году число служащих данного департамента составляло 1023 человека, то после принятия «Льготных условий» их число сократилось на треть (до 650 человек), а к 1924 году численность служащих Дворцового департамента империи Цин составила чуть более 300 человек [Там же, с. 78—79].

Кроме служащих Департамента императорского двора, гражданами Империи Цин оставались многочисленные охранники, адъютанты («сула») и евнухи. Их численность в 1912 году превышала 3000 человек, к концу существования империи в 1922 году их число сократилось до 1137 человек. В 1924 году император издал указ о роспуске евнухов, тем не менее до ноября 1924 года в империи оставались на службе около 200 евнухов, обслуживавших женщин императорского дома [Там же, с. 95].

Расходы империи Цин в 1912—1924 году были довольно велики. Как отмечает император Айсинь Цзюэло Пу И, в четвертый год существования империи Цин как микрогосударства (7-й год эры Сюаньтун) расходы империи составили 2, 798 млн лян серебра; позднее суммы постоянно сокращались, и в 1923 году расходы составили 1, 890 млн лян серебра [Там же, с. 79—80]. Все эти расходы оплачивались за счет субсидии со стороны Китайской Республики: самостоятельных доходов у империи Цин не было, несмотря на то что у императора и его семьи оставалось значительное частное имущество, которое могло бы приносить доход. Часть этого имущества была продана [Там же, с. 142—143]. Однако император и его ближайшее окружение не пытались получить дополнительные средства для укрепления своего государства, ограничиваясь пассивным существованием за счет республики. Денег не хватало, и Департамент императорского двора закладывал и распродавал многочисленные ценности, хранившиеся в Запретном городе [Там же, с. 177—178].

4. Империя Цин в 1912 — 1924 годах: политическое развитие

Воспоминания Айсинь Цзюэло Пу И показывают еще одну особенность существования империи Цин в 1912—1924 годах: она так и не осознала себя в качестве отдельного микрогосударства. Цинский императорский двор скорее позиционировал императора Цин как верховного суве-

рена Китая, временно оттесненного от власти в связи с провозглашением республиканской формы правления. Реставрация монархии теоретически понималась в Запретном городе как «возврат к наследию предков» [Там же, с. 107]. Попытка реставрации монархии Цин, осуществленная в июне 1917 года генералом Чжан Сюнем, показала, что, с одной стороны, идея восстановить монархию, хотя и оттеснить от реальной власти дворцовые круги, присутствует в политической элите Китая, но, с другой стороны, республиканское движение, особенно на юге Китая, представляет реальную силу, которую поддерживает большая часть населения [Papers, 1926, рp. 79—83]. В новом документе, подтверждающем отречение династии Цин от политической власти над Китаем, регент подчеркивает, что действия Чжан Сюня были узурпаторскими, а правительство империи Цин продолжает считать действующими «Льготные условия», которые должны стать частью Конституции Китайской Республики [Там же, с. 130—131; &Ш.Ш, 2010, ^ 188—189]. Тем не менее империя Цин продолжала поддерживать, хотя и в скрытой форме, идею реставрации монархии в Китае.

Монархические идеи в Китае продолжали сохраняться и в массе населения, особенно столичного. По сведениям Департамента двора, после 1917 года заметно увеличилось количество желающих получить придворные титулы и знаки отличия Цинской династии [^ЩЙ, 2010, ^ 203— 205].

В 1917—1924 годах положение микрогосударства — империи Цин оставалось по сути без изменений. Ярким событием стала свадьба императора в 1922 году, когда свадебные церемонии вышли за границы Запретного города [Там же, с. 155—170].

После свадьбы в 1922 году император Айсинь Цзюэло Пу И принял несколько важных решений, направленных на реорганизацию управления государством. Были назначены члены Южного кабинета (учебного кабинета императора) и палаты Маоциньдянь (ведавшей канцелярскими принадлежностями императора), ставшие доверенными лицами императора. Было также назначено два новых министра двора — Цзинь Лян и Жун Юань [Там же, с. 179]. При этом новое императорское окружение в качестве своей главной задачи видело решение проблемы реставрации монархии Цин в Китае.

Члены Южного кабинета и палаты Маоциньдянь выдвигали проекты реорганизации управления империей Цин, в основном связанные с сокращением имеющегося бюрократического аппарата и расходов на него. Назначенный на ответственную должность хранителя императорской печати Чжэн Сяосюй должен был провести реорганизацию, но, как отметил

в мемуарах Айсинь Цзюэло Пу И, Чжэн Сяосюй продержался на должности только три месяца [Там же, с. 182—184]. Реорганизация системы управления империей провалилась, и в итоге микроимперия Цин не имела собственных финансов и постоянно расходовала суммы, существенно превышавшие ее доходы.

5 ноября 1924 года армия генерала Фэн Юйсяна заняла Пекин. В этот же день от имени президента и правительства Китайской Республики императору Цин было направлено письмо, в котором сообщалось о пересмотре «Льготных условий». Это письмо предусматривало ликвидацию государства Цин в границах Запретного города [Papers, 1939, рp. 390—391; &Ш.Ш, 2010, ^ 466—467]. Таким образом, империя Цин прекратила существование даже в качестве микрогосударства.

5. Выводы

Рассмотрев период существования империи Цин в качестве микрогосударства (1912—1924), можно подвести определенные итоги. В соответствии со статусом, полученным империей Цин на основании «Льготных условий», империя Цин формально сохранилась в качестве микрогосударства на территории Запретного города в центре города Пекина. В империи имелся глава государства, структуры управления, территория и граждане государства. В этом отношении можно увидеть сходство сохраненной империи Цин с такими микрогосударствами, как Ватикан и Мальтийский Орден.

В то же время империя Цин в качестве микрогосударства, в отличие от Ватикана и Мальтийского Ордена, не обладала собственными финансами, за исключением дотаций со стороны Китайской Республики, и не имела самостоятельных политических интересов. У империи практически не было внешних сношений, она не обладала самостоятельными посольствами в других странах, в империи не были аккредитованы иностранные послы. Не было даже официального представителя Республики при императорском дворе.

Таким образом, рассматривая империю Цин 1912—1924 года, можно сделать вывод, что ее сложно расценивать даже как микрогосударство, хотя по многим формальным параметрам она может рассматриваться в таком качестве. Однако международное положение империи, ее отношения с Китайской Республикой, система ее финансирования позволяют прийти к выводу, что в рассматриваемый период империя Цин была скорее квазигосударственным образованием или государствоподобным политическим субъектом, чем самостоятельным государством: у империи не было

не только политической традиции самостоятельного существования (как, например, у Сан-Марино или Ватикана), но и не было стремления сохраняться в качестве самостоятельного государства.

Империя Цин 1912—1924 года была прежде всего центром притяжения монархических сил Китая, ее интересы были связаны скорее с идеей реставрации монархии на всей территории Китая, чем с сохранением монархии на территории исключительно Запретного города. Таким образом, «микроимперия» Цин являлась лишь реликтом павшего в ходе Синьхай-ской революции имперского китайского государства, а не самостоятельным политическим объектом. Как самостоятельное государство она так и не состоялась, несмотря на существовавшие для этого политические возможности.

Источники

1. Императорский указ от 25-го дня 12-й луны 3 года правления Сюань-тун // Синьхайская революция. — Режим доступа : http://www.vostlit.info/Texts/ Dokumenty/China/XX/1900-1920/Sinhaj_rev/1-20/19.htm.

2. Китайская революция 1911 года // Красный архив. — 1926. — № 5 (18). — Режим доступа : http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XX/1900-1920/Kit_ rev_1911/text2.htm.

3. Льготные условия для членов императорской фамилии // Синьхайская революция. — Режим доступа : http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XX/1900-1920/Sinhaj_rev/1-20/19.htm.

4. Льготные условия для маньчжуров, монголов, мусульман и тибетцев // Синьхайская революция. — Режим доступа : http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/ China/XX/1900-1920/Sinhaj_rev/1-20/19.htm.

5. Legge sulle prerogative del Sommo Pontefice e della Santa Sede, e sulle relazioni dello Stato con la Chiesa // Gazzetta ufficiale del Regno d'ltalia. — 1871. — 13 mag-gio. — Рр. 1014—1022.

6. Papers Relating to Foreign Relations of the United States. 1912. — Washington, 1919. — 1392 p.

7. Papers Relating to Foreign Relations of the United States. 1917. — Washington, 1926. — 1242 p.

8. Papers Relating to Foreign Relations of the United States. 1924. — Washington, 1939. — Vol. 1. — 780 p.

Литература

1. Пу И. Первая половина моей жизни. Воспоминания Пу И — последнего императора Китая / Пу И. — Москва : Наука, 1968. — 424 с.

2. Baranska M. Changes in the Population of Microstates in the 20th century / M. Baranska // African and Asian Studies. — 2008. — № 5. — Рр. 2—15.

3. ШШ1о 2010о — 490 М (Чжуан

Шидун. Сумерки Запретного города / Чжуан Шидун. — Пекин : Гугун, 2010. — 490 с.)

Empire of the Qing in 1912—1924: Microstate or Quasistate?

© Nesterov Aleksandr Gennadyevich (2017), Doctor of History, Head of Department, Department of Foreign Region Studies, Director of Centre of Azerbaijan Studies, Ural Institute for Humanities, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, agn1154@yandex.ru.

© Rao Chunjiao (2017), Bachelor degree holder, Department of Foreign Region Studies, Master's degree student, Ural Institute for Humanities, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia), agn1154@yandex.ru.

The status of the dynasty and Empire of the Qing in China after the Xinhai revolution is discussed. It is reported that in accordance with the terms of the Emperor Pu Yi's refusal of the throne of China, he retained the Imperial title and the historic centre of Beijing — Forbidden city — as a possession. It is noted that the Republic of China recognized the Emperor Qing as the "foreign monarch." The article shows that the document "Preferential terms" containing information about the special conditions provided by the Chinese Republic to the Emperor Qing, is in much the same with "Guarantee Act" — a document issued by the Italian government in March 1871 after the army of the Kingdom of Italy in September 1870 occupied Rome and was eliminated the temporal power of the Pope. It is proved that in many respects the Qing Empire in 1912 acquired the actual status of the microstate, when in fact this status is not sought. The authors argue that the Qing Empire in the years of 1912—1924 actually remained a quasi-state and did not realise a political possibility of transformation in the microstate. The reason is the unwillingness of the leaders of the Qing monarchy to abandon the idea of the restoration of the monarchy in China and to create miniature state. It is concluded that for these reasons the final destruction of the Qing Empire in 1924 was the natural result of its existence.

Key words: Empire of the Qing; China; Xinhai revolution; Pu Yi; microstate; quasistate.

Material resources

Imperatorskiy ukaz ot 25-go dnya 12-y luny 3 goda pravleniya Syuantun. In: Sinkhay-skaya revolyutsiya. Available at: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/ China/XX/1900-1920/Sinhaj_rev/1-20/19.htm. (In Russ.). Kitayskaya revolyutsiya 1911 goda. 1926. In: Krasnyy arkhiv, 5 (18). Available at: http:// www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XX/1900-1920/Kit_rev_1911/ text2.htm. (In Russ.).

Legge sulle prerogative del Sommo Pontefice e della Santa Sede, e sulle relazioni del-lo Stato con la Chiesa. 1871. In: Gazzetta ufficiale del Regno d'Italia, 13: 1014—1022. (In Ital.).

Lgotnyye usloviya dlya chlenov imperatorskoy familii. In: Sinkhayskaya revolyutsiya.

Available at: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XX/1900-1920/Sinhaj_rev/1-20/19.htm. (In Russ.).

Lgotnyye usloviya dlya manchzhurov, mongolov, musulman i tibettsev. In: Sinkhayskaya revolyutsiya. Available at: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/ XX/1900-1920/Sinhaj_rev/1-20/19.htm. (In Russ.).

Papers Relating to Foreign Relations of the United States, 1912. 1919. Washington.

Papers Relating to Foreign Relations of the United States, 1917. 1926. Washington.

Papers Relating to Foreign Relations of the United States, 1924. 1939. Washington, 1.

References

Baranska, M. 2008. Changes in the Population of Microstates in the 20th century. In: African and Asian Studies, 5: 2—15.

Pu, Yi. 1968. Pervaya polovina moyey zhizni. Vospominaniya Pu Yi — poslednego im-peratora Kitaya. Moskva: Nauka. (In Russ.).

Zhuang, Shidun. 2010. Sumerki Zapretnogo goroda. Pekin: Gugun. (In Chin.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.