Научная статья на тему 'Социально-исторический аспект развития культуры и искусства Китая периода династии Цин'

Социально-исторический аспект развития культуры и искусства Китая периода династии Цин Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2477
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИНАСТИЯ ЦИН / КИТАЙ / ИМПЕРАТОР / ИСТОРИЯ / ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ЖИВОПИСЬ / ХУДОЖНИК / ТВОРЧЕСТВО / DYNASTY OF QING / CHINA / EMPEROR / HISTORY / POLITICS / CULTURE / ART / PAINTING / ARTIST / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуаньюй У

В статье рассматриваются вопросы развития традиционного китайского изобразительного искусства в контексте социально-культурных трансформаций, которые существенно повлияли на развитие творческих процессов в Китае эпохи династии Цин. Отдельный интерес направлен на осмысление специфики развития пейзажной живописи. Автор фрагментарно акцентирует внимание на периоды расцвета и упадка империи в период маньчжурской императорской династии, управлявшей Китаем в 1636-1912 года после ликвидации династии Мин, основанной родом Айсин Геро. В статье также подчеркивается, что за время правления династии Цин завоеватели-маньчжуры сильно китаизировались, хотя и сохранили некоторые элементы своей кочевнической культуры. Упадок Цин начался в ХІХ веке и сопровождался внешней интервенцией государств Запада, восстаниями Хань в центре и на юге страны, а также поражениями в различных войнах. Исследователь констатирует, что, не имея сил, чтобы противостоять давлению извне и изнутри, династия Цин была свергнута в результате Синьхайской революции 12 февраля 1912 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-HISTORICAL ASPECT OF DEVELOPMENT OF CULTURE AND ARTS OF CHINA DURING QING DYNASTY PERIOD

The article deals with the development of traditional Chinese art in the context of socio-cultural transformations, which significantly influenced the development of creative processes in China during the Qing Dynasty. A separate interest is aimed at understanding the specifics of the development of landscape painting. The author focuses on the periods of prosperity and decline of the empire during the Manchu imperial dynasty, which ruled China in 1636-1912 after the liquidation of the Ming dynasty founded by the Aisin Hero family. The article also emphasizes that during the reign of the Qing dynasty, the Manchu conquerors adopted Chinese culture, although they retained some elements of their nomadic culture. The decline of Qing began in the XIX century and was accompanied by external intervention of Western states, Han uprisings in the center and in the south of the country, as well as defeats in various wars. The researcher states that, having no strength to withstand pressure from outside and from within, the Qing Dynasty was overthrown as a result of the Xinhai Revolution on February 12, 1912.

Текст научной работы на тему «Социально-исторический аспект развития культуры и искусства Китая периода династии Цин»

УДК: 75.03 ГРНТИ: 18.31.31

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА КИТАЯ ПЕРИОДА ДИНАСТИИ ЦИН

У Гуаньюй

Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова Россия, 109004, г. Москва, Товарищеский пер, 30

Н У Гуаньюй - wuguanyu1987@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы развития традиционного китайского изобразительного искусства в контексте социально-культурных трансформаций, которые существенно повлияли на развитие творческих процессов в Китае эпохи династии Цин. Отдельный интерес направлен на осмысление специфики развития пейзажной живописи. Автор фрагментарно акцентирует внимание на периоды расцвета и упадка империи в период маньчжурской императорской династии, управлявшей Китаем в 1636-1912 года после ликвидации династии Мин, основанной родом Айсин Геро. В статье также подчеркивается, что за время правления династии Цин завоеватели-маньчжуры сильно китаизировались, хотя и сохранили некоторые элементы своей кочевнической культуры. Упадок Цин начался в Х1Х веке и сопровождался внешней интервенцией государств Запада, восстаниями Хань в центре и на юге страны, а также поражениями в различных войнах. Исследователь констатирует, что, не имея сил, чтобы противостоять давлению извне и изнутри, династия Цин была свергнута в результате Синьхайской революции 12 февраля 1912 года.

Ключевые слова: Династия Цин, Китай, император, история, политика, культура, искусство, живопись, художник, творчество.

SOCIAL-HISTORICAL ASPECT OF DEVELOPMENT OF CULTURE AND ARTS OF CHINA DURING QING DYNASTY PERIOD

Wu Guanyu

V. Surikov Moscow State Academy Art Institute 30 Tovarichesky lane, 109004 Moscow, Russia

El Wu Guanyu - wuguanyu1987@mail.ru

The article deals with the development of traditional Chinese art in the context of socio-cultural transformations, which significantly influenced the development of creative processes in China during the Qing Dynasty. A separate interest is aimed at understanding the specifics of the development of landscape painting. The author focuses on the periods of prosperity and decline of the empire during the Manchu imperial dynasty, which ruled China in 1636-1912 after the liquidation of the Ming dynasty founded by the Aisin Hero family. The article also emphasizes that during the reign of the Qing dynasty, the Manchu conquerors adopted Chinese culture, although they retained some elements of their nomadic culture. The decline of Qing began in the XIX century and was accompanied by external intervention of Western states, Han uprisings in the center and in the south of the country, as well as defeats in various wars. The researcher states that, having no strength to withstand pressure from outside and from within, the Qing Dynasty was overthrown as a result of the Xinhai Revolution on February 12,1912.

Keywords: Dynasty of Qing, China, the emperor, history, politics, culture, art, painting, artist, creativity.

Династия Цин (1644-1912 гг.) была последней китайской династией и самой длинной династией, управляемой иностранцами - маньчжурами из Маньчжурии, северо-восточнее от Великой китайской стены, которые были потомками чжурчжэней - людей, живущих вокруг областей, теперь известных как китайские провинции Цзилинь и Хэйлунцзян» [1, с. 17]. Это естественным образом повлияло на мульти-культурный характер жизни в Китае этого периода.

Известно также, что в списке 10 крупнейших империй в истории династия Цин стала одной из немногих, которые были перечислены как последние в рядах великих империй во всем мире. Династия Цин считалась пятой по величине империей в истории человечества, площадь завоеванных земель которой составляла 14,7 миллионов километров по всему миру [7, с. 39].

Династия Цин, также известная как династия Маньчжу, была последней династией в истории Китая. «Это началось во время падения 276-летней династии Мин в 1644 году и закончилось в 1912 году, хотя ее пытались восстановить без толку в 1917 году. Конец династии Цин был известен как начало Китайской Республики» [5, с. 51].

В отличие от первоначальных убеждений, основателями династии Цин были не китайцы-ханцы, которые стали известны как местные этносы и жители Пекина. Поздняя династия Цзинь, как уже отмечалось, «произошла от маньчжуров, которые были потомками чжурчжэней - людей, которые жили вокруг областей, теперь известных как китайские провинции Цзилинь и Хэйлунцзян» [1, с. 18].

Их основатель, вождь племени чжурчжэнь по имени Нурхачи, изначально был вассалом императоров во времена династии Мин. Однако «в 1582 году Нурхаци и его племя в Цзяньчжоу приняли участие в межплеменной битве, которая впоследствии стала крестовым поединком для объединения всех племен в районе Цзяньчжоу Чжурчжэнь» [2, с. 29]. К 1616 году Нурхачи удалось объединить весь район Цзяньчжоу и провозгласить себя начальником Великого Цзинь, который был получен из предыдущей династии. Чтобы отличить этот период до первой династии Цзинь, историки сослались на это «как на династию поздних династий Цзинь, период до Цинга» [6, с. 37].

Маньчжурское поглощение не вытеснило культурную жизнь Китая так же, как в свое время это делало монголь-

Art history and Culture | Juvenis scientia 2017 № 6

75

ское завоевание. Поэтому и культура этого периода была более возвышенной, чем культура династии Юань (12711368 гг.). До середины XIX века, по мере роста грамотности, все традиционные виды искусства процветали. Стали известными три основные группы художников: традиционалисты, которые стремились оживить живопись через современное переосмысление прошлых моделей; индивидуалисты и ученые-художники (олицетворяемые такими представителями, как Бада Шанрен), которые преследовали личный стиль искусства - часто содержащий символы политического неповиновения; а также - придворные и профессиональные художники, которые были наняты императорским двором. Одна из их главных задач заключалась в том, чтобы изобразить важные государственные события.

Среди известных придворных художников Ян Цзинь (1644-1728 гг.), Гу Фан (активный в 1690-1720 гг.) и Ван Хуэй (1632-1717 гг.) [8, с. 80]. Среди них были и иностранцы, в частности итальянские иезуиты, прикомандированные к Запретному городу (например, Джузеппе Кастильоне: 16881768 гг.), чья мастерская создавала картины, в которых использовались методы, неизвестные большинству китайских живописцев, такие как линейная перспектива и светотени. В целом же, китайская живопись династии Цин характеризуется как богатым украшением, так и ортодоксальным академизмом. Первое было воплощено Юань Цзянем (1690-1724 гг.), стиль которого охватывал работу Го Ши (102090 гг.), а также манерный экспрессионизм позднего Минского периода; И Цзяо Бинчжэнь (1689-1726 гг.), который применил западную перспективу к своим рисункам с ручкой и чернилами. Они часто воспроизводились в виде гравюр на дереве [9, с. 211].

Более ортодоксальный / консервативный стиль живописи - в основном пейзажная живопись - представляли такие ученые-художники, как «Четыре Вана»: Ван Шимин (15921680 гг.), Ван Цзянь (1598-1677 гг.), Ван Хуэй (1632-1717 гг.) и Ван Юаньци (1642-1715 гг.). Эти четыре вместе с Ву Ли (1632-1718 гг.) и Юнь Шоупингом (1633-90 гг.) составили шестерку мастеров раннего периода Цин, последователей систематизации метода живописи Дон Кичана, чьи картины являются примером шедевра Ван Цзяна «Белые облака» (1668 г., Художественная галерея Фрира, Вашингтон, округ Колумбия).

Художником-индивидуалистом был Гонг Сянь - самый известный из китайских художников, который стал популярен, как и Восемь Мастеров Нанкина, чьи повторяющиеся формы и эмоциональные тональные контрасты показаны в таких пейзажах, как «Тысяча пик» и «Мириады оврагов» (Музей Ритберга, Цюрих, Швейцария).

Индивидуалистических буддийских мастеров представили художники Ши Тао (1641-1707 гг.), а также Кун-кан (Шици) (1612-74 гг.), известный своими пейзажными картинами, вдохновленными плотной манерой Ван Мэна (1308-1385 гг.) эпохи Юань; И Гон Рен (1610-1663 гг.), представитель стиля области Синань / Хуэйчжоу юго-восточной провинции Аньхой, которая черпала вдохновение в пейзажах близлежащих гор Хуан. Напротив, группа, ныне известная как школа Аньхуэй, то есть группа лоялистов Мин, включая Дин Юньпэн (1547-1628 гг.), Сяо Юньчун (1596-1673 гг.), Мэй Цин (1623-1697 гг.) и Чжа Шибиао (1615-1698 гг.) - основывались на сухом линейном стиле юаньского художника Ни Зана (1301-1374 гг.).

Два других живописца династии Цин, оставшиеся в живых из свергнутой империи Мин, оставили особенно ори-

гинальное наследие. Первым был уже выше упомянутый Бада Шанрен (1626-1705 гг.) (также известный как Чжу Да), который прославился своей мокрой и дикой манерой, а также редким использованием кисти и чернил. Его загадочные композиции птиц и рыб, изображения скал и растительности почти не имеют прецедента в китайской живописи.

Вторым был Да Дзи - двоюродный брат Бады Шанре-на, чья свежесть взгляда на природу и искусство полностью связана с собственной творческой манерой художника и смелым использованием им цвета.

Индивидуальное творчество, воплощенное этими двумя художниками-учеными, ярко контрастирует с растущей схоластической ортодоксией цинского искусства и вдохновило многих современников, в том числе так называемых «Восемь эксцентриков» - в том числе Чжэн Се (1693-1765 гг.), Хуа Янь (1682-1756 гг.), Хуан Шен (1687-1772 гг.), Гао Фэнган (1683-1749 гг.), Цзинь Нонг (1687-1763 гг.) и Ло Пин (1733-1799 гг.), которых покровительствовали богатые коллекционеры Янчжоу в XVIII веке [3, с. 52].

Творческая репутация Бада Шанрена и Да Дзи значительно возросла в конце Х1Х века, в эпоху развития шанхайской школы и школы Линнань, и продолжила оказывать значительное влияние на китайское изобразительное искусство ХХ века.

Еще в XVIII веке Цинские императоры заключили религиозные и дипломатические союзы с Тибетом и Монголией, в результате чего было построено множество буддийских храмов, тибетские школы, особенно в Пекине. Они содержали экзотические изображения божеств и сложные наборы ритуальных сосудов. Типичным буддийским артефактом этого периода является статуя Лобсанг Палден Йеше (17381780 гг., Полевой музей, Чикаго), чья встреча с императором Цянь Лун в 1780 году была отмечена щедрым восстановлением храмов и созданием Новой скульптуры. Статуя украшена позолоченной перегородчатой эмалью, выполнена в древней технике золотых дел мастерами, в которой используются небольшие отсеки (cloisons), заполненные цветной эмалевой пастой. Ее стенки сделаны из металлических полосок, слитых с поверхностью объекта.

События в китайской керамике во время династии Цин включали использование ярких цветов и тщательно нарисованных сцен, чтобы украсить пластины и вазы. Китайские мастера-фарфоры начали делать пяти цветные изделия, применяя различные подглазурные пигменты в основном к цветочным и пейзажным сценам - стиль, который был и является очень ценным на Западе.

В эпоху Юнчжэна (1723-1735 гг.), фарфоровые мастера разработали эмаль фэндай в широком диапазоне цветов и тонов. Однако Цинское керамическое искусство никогда не достигало изысканных качеств керамики, например, известных в династии Мин.

Многие творческие личности работали на императорском дворе, производя артефакты для дворцового использования: от предметов ювелирного искусства до красивых китайских лаков, включая лакированные имперские троны, например, Императорский трон Династии Цин (1775-1780 гг, Музей Виктории и Альберта, Лондон).

Отметим также, что «во времена династии Цин в XVII и XVIII вв. европейское увлечение псевдокитайским декоративным искусством и дизайном, известным как шинуаз-ри, распространилось по всей Европе, особенно в областях архитектуры, дизайна интерьера, керамики, текстиля и шелка» [4].

Следовательно, можем констатировать, что захватывающая и проницательная история политической, социальной и культурной жизни династии Цин демонстрирует сложное взаимодействие между внутренними азиатскими традициями маньчжуров, которые покорили Китай в 1644 году, и коренными китайскими культурными традициями. Прагматичные императоры Цин предстали лицом к своим подданным, жившим к югу от Великой стены и другим этническим представителям (в частности, маньчжурской, монгольской, среднеазиатской и тибетской) в огромной многокультурной империи. Они были привлечены многими аспектами китайской культуры, но далеко не полностью приручены императорами, которые также гордились своими культурными традициями, при этом интересуясь и другими культурами.

Социально-исторический аспект имел большее значение в процессе развития культуры и искусства Китая периода династии Цин. Как и в предыдущие эпохи, художественное наследие приобретало особенные черты, развивало оригинальные жанры, стили, направления, в том числе и изобразительного искусства. Весь комплекс китайской культуры, творчества династии Цин сегодня рассматривается исследователями как неповторимое в мировой художественной практике наследие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурыкин А. Заметки об этнониме «чжурчжэни» и наименовании «чжурчжэньский язык» // Кюнеровские чтения (2001-2004). Краткое содержание докладов. СПб., Кунсткамера, 2005. С. 16-19.

2. Воробьёв М. Чжурчжэни и государство Цзинь (X в. - 1234). М.: Наука, 1975. С. 29.

3. Гао Цяньхуй. Путешествие хода мыслей современного искусства. Гуйлинь, 2003. С. 52.

4. Китайский стиль шинуазри [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mylitta.ru/1556-chinoiserie.

5. Ломбар Дени. Императорский Китай. М.: ACT, 2004. 191 с.

6. Розов Г. История Золотой империи. Новосибирск: Изд-во института археологии и этнографии СО РАН, 1998. 37 с.

7. Цин Шилу Исторические хроники династии Цин (1644-1911 гг.). Пекин, Чжунхуашуцзюй, 1985. 423 с.

8. Чэнь Чжуаньси. История эстетики китайской живописи. Пекин, 2000. 80 с.

9. Чэнь Шоусян. Новая живопись «образованных людей» 10 тысяч образов души. Чанчунь, 1999. 211 с.

Поступила в редакцию 08.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.