Научная статья на тему 'Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека в условиях гражданской войны на примере Луганской Народной Республики'

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека в условиях гражданской войны на примере Луганской Народной Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека в условиях гражданской войны на примере Луганской Народной Республики»

Н.А. Бабичева

Бабичева Наталья Александровна — старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права

Луганская академия внутренних дел имени Э.А. Дидоренко

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека в условиях гражданской войны на примере Луганской Народной Республики

Обязанностью любого государства является выполнение одного из основных общих (универсальных) принципов законодательства — это принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. К сожалению, нарушения данных прав и свобод отмечаются в большинстве государств мира. Особенно страдают люди в связи с развязыванием военных действий в том или ином государстве. Ярким примером тому является Луганская Народная Республика — самопровозглашенное непризнанное государство на востоке Украины. Начиная с 2014 года и по сей день на данной территории идет фактически самая настоящая гражданская война. Не обеспечивается даже основополагающее право на жизнь, не говоря уже об остальных правах и свободах человека и гражданина.

Понятия «права» и «свободы» в данном контексте можно употребить как синонимы. В юридическом (позитивном) смысле права и свободы человека — официально признанная общая мера возможного по-ведения1.

Статья 1 Всеобщей декларации прав и свобод человека закрепляет общепризнанный принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Безусловно, Декларация допускает возможность ограничения прав, но при этом «ограничения должны устанавливаться только законом и лишь с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» 2.

Согласно Конституции Луганской Народной Республики от 18 мая 2014 года:

— человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;

— основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

— права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими;

— реализация прав и свобод человека и гражданина не должна нарушать права и свободы других лиц;

— перечисление в Конституции Луганской Народной Республики основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;

— в Луганской Народной Республике запрещено издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.3

Все указанные положения основаны на нормах международного права и закрепляют приоритет прав и свобод человека и гражданина.

На сегодняшний день большинство населения Луганской Народной Республики де-юре остаются гражданами Украины, и, следовательно, признание и соблюдение основного принципа международного права согласно Конституции Украины находится в юрисдикции правовой системы Украины. Но как мы наблюдаем, с начала военного конфликта и по сей день на территории самопровозглашенного государства принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека Украиной не выполняется.

Одним из вопиющих случаев нарушения данных прав на территории Луганской Народной Республики было принятое СНБО Украины решение от 15 марта 2017 года, запрещающее любое торговое транспортное сообщение с Донбассом вдоль всей линии соприкосновения. Именно с этого момента началась так называемая официальная «транспортная блокада Донбасса». Вследствие данных действий под угрозу была поставлена работа всей инфраструктуры Донбасса, так как промышленность данного региона теснейшим образом связана с промышленностью находящейся по другую сторону разграничения. Во избежание гуманитарной катастрофы власти республик были вынуждены принять решение

1 Теория государства и права : учебное пособие / В.В. Груздев [и др.] ; под ред. В.В. Груздева. — Кострома : Изд-во КГУ, 2018. — С.134.

2 Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М., 1990. С. 14—20.

3 Конституция Луганской Народной Республики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nslnr.su/ zakonodatelstvo/konstitutsiya/ (дата обращения:15. 09. 2019)

о вводе внешнего управления на предприятиях украинской юрисдикции, расположенных на территориях республик.

Следующим случаем нарушения прав человека и уничтожения своего собственного народа стало заявление главы компании «Укрэнерго» В. Ковалючука о прекращении поставок электроэнергии на неподконтрольные Киеву территории Луганской области в связи с якобы накопившимися долгами. В результате республика была обеспечена электроснабжением из Российской Федерации и соседней Донецкой Народной Республики. Эти мероприятия проводимые Киевом фактически лишили жителей элементарных гражданских, политических, экономических и социальных прав, гарантированных, в частности, Международными пактами 1966 года об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах1, а также Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод2.

Сегодня население Донбасса полностью отрезано от украинских социальных пособий, пенсий, зарплат, системы общенационального финансирования банковских услуг, средств связи, образования и здравоохранения, несмотря на то, что международными организациями постоянно подымается вопрос о восстановлении выплат пенсий. Так в январе этого года посол США на Украине Мари Йованович выступила с заявлением о том, что «Киев обязан выплатить пенсии жителям Донбасса». Ранее глава представительства ЕС на Украине Мингарелли также отметил, что «власти Украины обязаны начать выплаты пенсий и социальных пособий жителям Донбасса, не выставляя при этом никаких условий». Но в ответ на все это Украина всячески пытается освободиться от взятых на себя ранее международных обязательств. В частности, еще в июне 2015 года официальный Киев уведомил Генерального секретаря ООН и Генерального секретаря Совета Европы об отступлении от соблюдения своих обязательств (т.н. дерогации) по Международному пакту о гражданских и политических правах (со ссылкой на ст. 4) и по Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (по ст. 15). Прикрываясь якобы невозможностью гарантирования прав и свобод человека в ходе «антитеррористической операции» на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Таким образом, Украина развязала себе руки для дальнейших нарушений принципов соблюдения и уважения прав и свобод жителей данных регионов.

В двадцать пятом докладе Управления верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) о ситуации с правами человека в Украине, подготовленный по результатам работы Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине (ММПЧУ)3 за период с 16 ноября 2018 года по 15 февраля 2019 года среди преступлений и нарушений прав человека на территории Луганской и Донецкой народных республик отмечаются: похищения, внесудебные аресты и произвольные задержания, пытки, жестокое обращение, нападения на журналистов, адвокатов и инакомыслящих, угрозы расправы, препятствование деятельности судов, препятствование деятельности СМИ, преследования по национальным, религиозным и политическим взглядам. Следует отметить, что, несмотря на проводимую европейскими и американскими политиками негласную программу двойных стандартов, в документах также указывается и на то, что зачастую нарушают права человека украинские спецслужбы. Особенно в вопросах преследования инакомыслящих, журналистов, а также религиозных деятелей Украинской Православной Церкви Московского патриархата, арестами, обысками и допросами коих занималась Служба Безопасности Украины в связи с созданием так называемой «Православной Церкви Украины».

Очень подробно в Управлении Верховного комиссара по правам человека остановились на том, каким образом украинская власть потакает подобным нарушениям: полиция не препятствует шабашам неонацистов, не реагирует на заявления пострадавших, а если кого-либо всё-таки задерживают, то произошедшее квалифицируется как мелкое хулиганство, но никак не преступление на почве различных видов ненависти.

Представители ООН открыто заявляют, что дискриминация по религиозному, национальному, языковому признакам является следствием сегрегационной политики украинской власти, принимающей дискриминационные законы, целенаправленно препятствующие соблюдению прав и свобод граждан. Вплоть до лишения избирательного права внутренне перемещённых лиц, а также выплат социальных пособий (включая пенсии) жителям Донбасса, которых Киев якобы продолжает считать гражданами Украины.

В докладе ООН, что не может не радовать жителей Донбасса, уже приводятся статистические данные и разнообразные факты нарушения прав и свобод человека в отличие от подобных американ-

1 Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 18.09.2019).

2 Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://base.garant.ru/2540800/ (дата обращения: 18.09.2019).

3 ММПЧУ была направлена в Украину 14 марта 2014 года для наблюдения и представления докладов о ситуации с правами человека на всей ее территории, а также для предоставления рекомендаций Правительству Украины и другим акторам, с целью улучшения ситуации с правами человека.

Бабичева Н.А. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека в условиях гражданской...

ских отчетов, где не слова не сказано о нарушениях со стороны Украины. Так, они указывают, что из десяти случаев гибели мирных жителей при обстрелах, произошедших за три месяца отчётного периода, шестеро погибли на территории ДНР, трое — в ЛНР и один — на подконтрольной Украине территории. Всего в 2018 году 121 мирный житель погиб от обстрелов на территории, контролируемой непризнанными республиками (77,6%), 28 — на территории, подконтрольной Украине (17,9%) и 7 человек — в «серой зоне» (4,5%). Имея эти данные, несложно сделать выводы о том, кто как соблюдает Минские соглашения1.

Результатом развязанного майданными властями внутреннего конфликта стала тяжелейшая гуманитарная ситуация на Юго-Востоке Украины: его жертвами, по данным Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, стали более 13 тысяч погибших, до 30 тысяч раненых, сотни пропавших без вести. Порядка 3,5 млн человек нуждаются в срочной гуманитарной помощи. В ряде населенных пунктов вдоль линии соприкосновения сохраняется угроза экологической безопасности. Остается сложной ситуация с обеспечением продовольствием.

Существенную помощь в решении гуманитарной проблемы республикам оказывает Российская Федерация. В этой связи отметим знаковое событие, произошедшее 18 февраля 2017 года, когда президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ № 74 «О признании в Российской Федерации документов и регистрационных знаков транспортных средств, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины»2 до политического урегулирования ситуации в этих районах. Еще более долгожданным указом стал Указ «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке»3 для жителей ЛНР и ДНР от 24 апреля 2019 года. С момента принятия Указа жителям отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины выдано более 35 тысяч паспортов гражданина России, удостоверяющих личность на территории страны, и более 22 тысяч заграничных паспортов.4 Всего подали заявление на приобретение российского гражданства уже более ста тысяч человек.

Как отметил Владимир Владимирович Путин, данные Указы преследуют цели защиты прав и свобод человека и гражданина, опираются на общепризнанные принципы и нормы международного гуманитарного права. При этом добавим, что они имеют огромное политическое значение, отражающееся на укреплении морального духа жителей Луганской Народной Республики. Ведь только путем предоставления жителям ДНР и ЛНР российского гражданства можно в создавшихся условиях гарантировать их права и свободы.

Подводя итоги, хочется отметить, что проблематика соблюдения и уважения прав и свобод человека требует серьезной перезагрузки, исключающей формат двойных стандартов, поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед правительствами всех государств, является установление равновесия между правами человека и интересами любого демократического общества и обязательного соблюдения участниками норм закрепленных в международных документах.

1 Доклад о ситуации с правами человека в Украине 16 ноября 2018 года — 15 февраля 2019 года Управления Верховного комиссара ООН по правам человека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/ReportUkraine16Nov2018-15Feb2019_RU.pdf (дата обращения: 15.09.2019).

2 Указ президента России о признании документов ДНР и ЛНР [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://politikus.ru/v-rossii/90881-vladimir-putin-podpisal-ukaz-o-priznanii-rossiey-dokumentov-dnr-i-lnr.html (дата обращения: 23.04.2019).

3 Указ об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство России в упрощённом порядке [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/news60358 (дата обращения: 23.04.2019).

4 Сколько жителей самопровозглашенных ЛНР и ДНР получили российские паспорта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://crimea.ria.ru/world/20190924/1117370025.html (дата обращения 18.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.