политические науки
Ильинова Катерина Геннадиевна ПОЛИТИКА КИЕВСКИХ ВЛАСТЕЙ ...
УДК 32 328
ПОЛИТИКА КИЕВСКИХ ВЛАСТЕЙ В ОТНОШЕНИИ ЮГО-ВОСТОЧНЫХ РЕГИОНОВ УКРАИНЫ (2013-2016 ГГ.)
© 2017
Ильинова Катерина Геннадиевна, аспирант кафедры «Политического анализа и управления»
Российский университет дружбы народов (117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10, e-mail: ilinova17katerina@mail.ru)
Аннотация. Массовые акции протеста, начавшиеся на Украине в ноябре 2013 года, привели к смене власти. Опасаясь за свою жизнь, В. Янукович вынужден был покинуть территорию страны. Воспользовавшись этим случаем, 328 из 450 депутатов Верховной Рады проголосовали за отстранения В. Януковича от должности. Юго-восточные регионы не желали признавать легитимность нового оппозиционного правительства. Не обращая внимания на недовольства населения юго-востока, были проведены досрочные президентские выборы, в ходе которых президентское кресло получил олигарх П. Порошенко. Во главе с новоизбранным руководителем правительство разрабатывает реформы по западным лекалам, которые позволили бы украинскому государству получить желаемое членство в Евросоюзе. Новое украинское правительство мало заботит благополучие населения: главная цель февральской революции — привнести в страну изменения любыми путями. Верхушка государства готова решать внутриукраинские проблемы исключительно военным путём, чтобы «не предавать идеалы революции». Попытки урегулировать конфликт мирным путем не приносят желаемого результата: украинское правительство не выполняет Минские договорённости и продолжает вести политику изоляции в отношении неподконтрольных Донецкой и Луганской областей.
Ключевые слова: Украина, политические процессы, вооруженный конфликт, юго-восток Украины, АТО, деэскалация конфликта, торговая блокада.
POLICY OF THE KIEV AUTHORITIES IN THE RELATION SOUTHEAST REGIONS OF UKRAINE (2013-2016)
© 2017
Ilinova ^terina Gennadievna postgraduate student of the Department "policy analysis and management"
Russian University of friendship of peoples (117198, Russia, Moscow, Miklukho-Maklay str., 10, e-mail: ilinova17katerina@mail.ru)
Abstract. The mass protests which began in Ukraine in November 2013 led to change of the power. Being afraid for the life V. Yanukovych was forced to leave the territory of the country. Having taken this opportunity, 328 of 450 deputies of Verkhovna Rada voted for V. Yanukovych's discharges from a position. Southeast regions didn't wish to recognize legitimacy of the oppositional government. Without paying attention on discontent of the population of the southeast, early presidential elections during which the presidential chair was received by the oligarch P. Poroshenko were held. Led by newly elected the head the government develops reforms on the western curves which would allow the Ukrainian state to receive desirable membership in the European Union. The new Ukrainian government will ache wellbeing of the population a little: the main goal of the February revolution — to introduce to the country of change in any ways. The top is ready to solve the intra Ukrainian problems in exclusively military way that "not to betray revolution ideals". Attempts will agree and to resolve the conflict don't bring desirable result: the Ukrainian government doesn't carry out the Minsk agreements and continues to conduct isolation policy concerning uncontrollable areas of the Donetsk and Luhansk regions.
Keywords: Ukraine, political processes, armed conflict, southeast of Ukraine, anti-terrorist operation, conflict de-escalation, trade blockade
События развернувшиеся в 2013-2014 годах на Украине обострили существующие противоречия в украинском обществе: население юго-востока страны не признало антиконституционный государственный переворот, а западные и центральные регионы Украины поддерживали пришедшую к власти оппозицию [4]. В ответ на жёсткий курс правительства, который игнорировал позиции политических элит и интересы населения юго-восточных регионов, с марта в юго-восточных регионах Украины стали проходить акции протеста против действий нового руководства страны. Протестующие отказывались признавать новые украинские власти, выступали за федерализацию Украины и против новых губернаторов, назначение которых считали нелегитимным, выбирали «народных руководителей» своих регионов.
Позиция региональных элит была негативно воспринята украинскими властями. В результате 13 апреля и.о. Президента Украины, спикер Верховной рады А.Турчинов подписал указ о начале антитеррористической операции (АТО) на юго-востоке Украины. В рамках АТО украинские власти проводили силовые операции с применением тяжёлого вооружения, осуществляли политику изоляции населения ДНР и ЛНР, выдавливая из единого украинского политического и экономического пространства. Позиция официального Киева сводилась к тому, чтобы используя военные методы вернуть контроль над неподконтрольными территориями Луганской и Донецкой областями.
С целью урегулирования вооруженного противостояния состоялись Четырёхсторонние переговоры с участием представителей Украины, ЕС, США и России (и.о ми-
нистра иностранных дел Украины А.Дещица, министр иностранных дел России С.Лавров, госсекретарь США Дж.Керри, верховный представитель ЕС К.Эштон). Результатом встречи стало Женевское заявление от 17 апреля 2014 года предусматривавшее разоружение незаконных вооружённых формирований, освобождение захваченных административных зданий, площадей, улиц и других общественных мест; амнистию участникам протеста и добровольно сложившим оружие, за исключением тех, кто будет признан виновным в совершении тяжких преступлений; деятельность Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ для содействия немедленной реализации этих мер, направленных на деэскалацию ситуации, с участием наблюдателей из США, ЕС и России; осуществление всеобъемлющего, прозрачного и ответственного конституционного процесса с немедленным началом широкого национального диалога, который будет учитывать интересы всех регионов и политических сил Украины. Для реализации необходимых мер специальная мониторинговая миссия ОБСЕ должна была способствовать снижению напряжения между конфликтующими сторонами, с целью деэскалации конфликта.
Однако заявление сделанное в рамках Четырёхсторонних переговоров не было реализовано и 22 апреля на сайте Верховной рады было опубликовано заявление и. о. президента Украины А. Турчинов потребовал от силовых структур возобновить проведение «результативных антитеррористических мероприятий для защиты от террористов украинских граждан, проживающих на востоке Украины» [5].
Весной 2014 года Донецкая и Луганская Народные
Ильинова Катерина Геннадиевна политические
ПОЛИТИКА КИЕВСКИХ ВЛАСТЕЙ ... науки
Республики провозгласили свою независимость: 11 мая властями самопровозглашённых ДНР и ЛНР был проведён референдум - Референдум о самоопределении Донецкой Народной и Референдум о самоопределении Луганской Народной Республики [8], после чего Республики объявили о своём суверенитете, желании объединится и войти в состав Российской Федерации [2]. Лидеры ДНР и ЛНР выступили за предоставление автономии юго-восточным регионам.
Одержавший на досрочных президентских выборах победу П. Порошенко не изменил политику официальных властей в отношении ДНР и ЛНР. В итоге, АТО приобрела характер полномасштабных боевых действий: в начале лета 2014 года развернулись бои между ВСУ и ополченцами за контроль над российской-украинской границей. Последним удалось захватить ряд украинских погранпунктов (Краснодон, Бирюково, Свердловск, Дьяково, Червонопартизанск, Должанский, Красная Могила и Станица Луганская).
С целью урегулирования конфликта, 23 июня 2014 года в Донецкой областной администрации прошла встреча трёхсторонней комиссии, в которых участвовали посол РФ на Украине М. Зурабов, представитель главы ОБСЕ Х. Тальявини, второй президент Украины Л. Кучма, глава общественной организации «Украинский выбор» В. Медведчук, премьер-министр ДНР А. Бородай, лидер движения «Юго-Восток» Олег Царев и представители самопровозглашенной Луганской Народной Республики. В ходе встречи стороны договорились о прекращении огня до 27 июня. В этот же период П. Порошенко представил план который предусматривал разоружение ополченцев, частичную амнистию, восстановление работы местных органов власти при ограниченной децентрализации и сохранении прав русского языка.
Однако данные планы не были реализованы.
К началу августа 2014 года силы АТО, вчетверо сократив территорию, контролируемую ополченцами с начала боевых действий, практически взяли Донецк и Луганск в кольцо окружения. Но в середине августа, после смены руководства ДНР и ЛНР, новые лидеры ополченцев объявили о получении существенного подкрепления. В ходе начавшегося контрнаступления в окружении («котлах») оказались несколько тысяч украинских силовиков. В начале сентября 2014 года было заключено соглашение о перемирии, после чего интенсивность боевых действий снизилась, однако на отдельных направлениях столкновения и обстрелы продолжались.
Российский президент В. Путин предложил план разрешение конфликта, который предусматривал прекращение активных наступательных действий ополчения; отвод подразделений силовых структур Украины (на расстояние, исключающее возможность обстрела населённых пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня); полный и объективный международный контроль за соблюдением условий прекращения огня, что также позволит мониторить зону конфликта; исключение применения боевой авиации против мирных граждан; обмен пленных по формуле «всех на всех» без каких-либо предварительных условий; обеспечение открытия гуманитарных коридоров для беженцев и гуманитарных грузов; проведение работы по восстановлению разрушенных объектов социальной и жизнеобеспечивающей инфраструктуры на юго-востоке Украины. Достигнутое соглашение также известно как «Минск-1», что должно было положить конец первого этапа вооруженного конфликта закончившегося крупными потерями ВСУ и переходу к дипломатическому решению конфликта посредством переговоров.
На основании Минских Соглашений 16 сентября 2014 года Верховная Рада приняла два закона: «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» [6] и «Про недопущение преследования и наказания участников 234
событий на территории Донецкой и Луганской области». Протокол содержал пункты предусматривающее политическое урегулирование кризиса. Первый закон предусматривал особый порядок управления на 3 года, проведение децентрализации власти, в том числе путем принятия Закона «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (закон об особом статусе), проведение на его основе досрочных местных выборов, использование русского языка как второго государственного, восстановление промышленных объектов и инфраструктуры, сотрудничество с РФ, создание народной милиции из местных жителей. Второй закон — об амнистии — касался участвовавших в боях на востоке. Декларировалась необходимость принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона и необходимость продолжить общенациональный диалог.
В протоколе Плана из 12 пунктов также шла речь о международном контроле со стороны ОБСЕ за соблюдением режима неприменения оружия, освобождении заложников и оказании гуманитарной помощи Донбассу.
Досрочные президентские выборы не проводились на территории боевых действий. На этом фоне, представители ДНР и ЛНР выступили с предложением провести досрочные местные выборы, которые регулировались бы украинским законом об особом статусе. Внеочередные местные выборы были назначены на 7 декабря 2014 года.
Однако подобная позиция вызвала жёсткую критику в Верховной Раде. В результате, под давлением парламента, 4 ноября украинское правительство приняло решение отменить закон, что нанесло серьёзный ущерб минскому мирному процессу и не дало возможности провести местные выборы. Это привело к возобновлению полномасштабных боевых действий с применением тяжелой техники и систем реактивного залпового огня.
Этап острого вооруженного противостояния сменился деэскалацией конфликта 12 февраля 2015 года подписанием Минских соглашений (более известное как «Минск-2»), согласно которым украинское правительство соглашалось признать руководство самопровозглашённых республик в случае их победы на местных выборах. Последние обещали вернуть Киеву контроль над границей и разоружить свои части преобразовав их в милицию.
В официальных заявления киевские власти и руководители самопровозглашенных республик заявляли о желании соблюдать Минские Соглашения и настаивали на поиске альтернативного военному решения конфликта. Однако этому препятствовали радикальные политические силы, которые настаивали на силовом решении конфликта [3].
К середине 2015 года правительство Украины не смогло разрешить конфликт на юго-востоке страны. Отношения украинских властей и представителей ЛНР и ДНР находились в состоянии перманентных переговоров и латентного конфликта: антитеррористическая операция, которая должна была стать по словам президента краткосрочной, приняла затяжной и острый характер.
Не смотря на подписанные Минские соглашения украинское правительство не спешило отводить тяжелую технику от линии соприкосновения, продолжалась мобилизация населения. Подобный комплекс действий со стороны правительства ставило под сомнение намерение сохранить целостность украинского государства.
Осенью 2015 года на Украине прошли очередные региональные выборы. Неоднозначность их результатов, недостижение пропрезидентскими силами главной цели по приобретению доминирующего влияния на региональную власть не смогли привести к перезагрузке власти. Противоречия киевской власти и региональных элит на фоне требования расширить полномочия последней в сфере самоуправления, экономики и финансов про-АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1(18)
политические науки
Ильинова Катерина Геннадиевна ПОЛИТИКА КИЕВСКИХ ВЛАСТЕЙ ...
должала дестабилизировать политическую ситуацию в стране. Дополнительным фактором нестабильности выступала искусственно созданная невозможность голосования для беженцев и жителей территории военного конфликта на Донбассе. Таким образом, по результатам местных выборов в парламент не прошли представители ДНР и ЛНР.
Политика президента и Верховной Рады в отношении юго-востока страны носит перманентный характер «решения» конфликта. Действующее правительство сосредоточило своё внимание на сохранении власти и оставило без внимания не только вопрос территориальной целостности украинского государства, но и трудности с которыми сталкивалось мирное население проживающее в зоне конфликта.
В мае 2016 года П. Порошенко подписал Закон «О декоммунизации», что вызвало широкий резонанс в общественно-политической жизни Украины. Закон, в первую очередь, был направлен на переписывание истории советского периода, что говорило о нежелании правительства учитывать настроения юго-восточных регионов. Всё это свидетельствовало о намерениях Киева вытеснить населения конфликтных регионов на обочину политической жизни украинского государства.
Депутат Народного Совета ДНР Д. Колесников в августе 2016 года заявил о том, что более 150 тысяч граждан Луганской Народной Республики подписали текст обращения в Совет Безопасности ООН, в котором обращается внимание на несоблюдение украинской стороной «Минска-2» [1].
Политические и экономические ресурсы правящей власти ограничены договорённостями с западными партнёрами. На этом фоне государственные институты не способны решать ключевые задачи связанные с развитием Украины. Соответственно вопрос территориальной целостности государства необходимо рассматривать в контексте внутриполитической борьбы и внешнеполитическими обязательствами.
Киевская власть не предпринимая никаких активных действий в отношении урегулирования конфликта. Таким образом, юридически Украина сохраняет унитарную систему государственного устройства, не предпринимая никаких действий в отношении самопровозглашенных республик.
Возможен вариант при котором Украина проведёт конституционную реформу, которая закрепит нейтральный военно-политический статус страны и при этом даст юго-восточных регионам обширные полномочия, в том числе и возможность самостоятельно контролировать внешнеэкономические связи (этот сценарий соответствует «плану Лаврова» по урегулированию украинского кризиса - официальной позиции России, озвученной 15 марта 2015 года главой МИД). Такой сценарий развития событий позволит разрешить кризисную ситуацию в пределах правового поля, учитывая интересы всех сторон. В таком случае, также возможно разработать в рамках украинского правового поля механизм интеграции экономики юго-восточных регионов и экономик стран Таможенного союза.
Однако, с учетом многолетней эскалации конфликта, говорить о скором разрешении вопроса не приходится. От разрешения внутриукраинского кризиса зависит судьба Донбасса, российско-украинских и европейско-украинских отношений, а также формат сотрудничества России, Украины и ЕС. Вопрос разрешения вооружённого конфликта на юго-востоке Украины уже вынесен на международный уровень. Однако, результатов не принес: нормандский формат диалога, «Минск-1» и «Минск-2» не смог разрешить конфликт. Следовательно, сторонам конфликтам стоит заняться поиском альтернативных путей мирно урегулировать многолетний конфликт.
Генеральный секретарь ООН по политическим вопроса Дж. Фелтман во время заседания Совета Без-
опасности ООН в Нью-Йорке 2 февраля 2017 года призвал конфликтующие стороны воздержаться от дальнейших эскалаций. По словам Дж. Фелтмана, с каждым днем боевых действий конфликт всё сложнее решить.
Ситуацию осложняет также торговая блокада начатая в конце января 2017 года. Под руководством активиста Евромайдана В. Парасюка и украинского военного и политического деятеля С. Семенченко, группа бывших участников военной операции на Донбассе заблокировали на ряде участков грузовое железнодорожное сообщение с неподконтрольной Киеву территорией Донбасса. Они заявили, что любая торговля с самопровозглашенными республиками является незаконной, а все осуществляемые товарные перевозки являются контрабандой.
Блокада привела к перебоям с поставками угля антрацитовой группы, который добывается на территориях Донбасса. В связи с этим власти Украины были вынуждены ввести чрезвычайные меры в энергетике с целью экономии ресурсов. Премьер-министр В. Гройсман заявил, что торговая блокада Донбасса поставила под угрозу металлургический комплекс страны, а метал это не только экономика, но и обороноспособность [7].
Активисты из националистических партий «Свобода», «Национальный корпус» и запрещенным в России «Правым сектором» поддерживают торговую блокаду, с целью чего в столице Украине проводятся митинги с призывом легализовать торговую блокаду с неподконтрольной Киеву территорией Донбасса.
Экономическая несообразность продолжения конфликта, нарастание антипрезидентских настроений в украинском обществе, острое желание Украины получить безвизовый режим и вступить в ряды ЕС не оставляет места для манёвров украинского правительства. Отведение тяжелого оружия и сил ВСУ от линии соприкосновения может положить начало имплементации минских соглашений, которые являются одним из немногих вариантов скорейшего разрешения вооружённого противостояния.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. В ЛНР собирают подписи под петицией о нарушении Киевом «Минска-2», http://ria.ru/world/ 20160601 /1441471465.html
2. Донецкая народная республика попросилась в состав России http://www.rbc.ru/politics/12/05/2014/57041c 919a794761c0ce9c67
3. Минск-2: Русская реальность для бандеровской Украины,
4. https://regnum.ru/news/polit/1988709.html
5. Научный журнал «Вопросы национальных и федеративных отношений», Выпуск 4(35).2016, Ильинова К.Г., «Политический кризис на Украине (2013-2015 гг.)», стр.150, Москва 2016
6. Офщшний портал Верховно! Ради Украни, http:// rada.gov.ua/news/Top-novyna/91938.html
7. Проект Закону про особливий порядок мюцевого самоврядування в окремих районах Донецько! та Лугансько! областей, http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/ webproc4_1?pf3511=52182.
8. Фейсбук В.Гройсмана, https://www.facebook.com/ volodymyrgroysman/?pnref=story
9. Явка в ДНР составила 75%, в ЛНР 5%, количество проголосовавших «за» 89% и 96% соответственно, http:// www.rbc.ru/politics/12/05/2014/923136.shtml