Научная статья на тему 'Роль международного сотрудничества в урегулировании вооруженного конфликта на Украине (2014-2015)'

Роль международного сотрудничества в урегулировании вооруженного конфликта на Украине (2014-2015) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2278
446
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЭСКАЛАЦИЯ / "НОРМАНДСКАЯ ЧЕТВЕРКА" / "НОРМАНДСКИЙ ФОРМАТ" / ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ) / СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН / СПЕЦИАЛЬНАЯ МОНИТОРИНГОВАЯ МИССИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ОБСЕ НА УКРАИНЕ (СММ) / ПОСТОЯННЫЙ СОВЕТ ОБСЕ / ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ОБСЕ / ТРОЙКА ОБСЕ / ТРЕХСТОРОННЯЯ КОНТАКТНАЯ ГРУППА ПО УКРАИНЕ / DE-ESCALATION / "NORMAN QUARTET" / "NORMAN FORMAT" / ORGANIZATION FOR SECURITY AND CO-OPERATION IN EUROPE (OSCE) / UNITED NATIONS SECURITY COUNCIL / OSCE SPECIAL MONITORING MISSION TO UKRAINE (SMM) / THE OSCE PERMANENT COUNCIL / OSCE PARLIAMENTARY ASSEMBLY / OSCE TROIKA / THE TRILATERAL CONTACT GROUP ON UKRAINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шумилов Михаил Михайлович

В статье описана роль международного сообщества в урегулировании конфликта на Украине. Главное внимание при этом уделяется рассмотрению усилий «нормандской четверки» и таких инструментов ОБСЕ, как Специальная мониторинговая миссия международных наблюдателей и Трехсторонняя контактная группа по Украине. Выясняются достигнутые результаты, проблемы и перспективы мирного переговорного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of International Cooperation in the Peaceful Settlement of the Conflict in Ukraine (2014-2015)

The paper reveals the role of the international community in settling the conflict in eastern Ukraine. The focus is on considering the “Norman Quartet’s” efforts as well as such OSCE instruments as Special Monitoring Mission of international observers and The Trilateral Contact Group on Ukraine. The author clarifies the achieved results, issues and the prospects of the peaceful negotiating process.

Текст научной работы на тему «Роль международного сотрудничества в урегулировании вооруженного конфликта на Украине (2014-2015)»

2 Шумилов М. М.

| Роль международного сотрудничества § в урегулировании вооруженного конфликта 2 на Украине (2014-2015)

ш

о Шумилов Михаил Михайлович

™ Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) cl Профессор кафедры международных отношений с Доктор исторических наук, профессор

х mshumilov@mail.ru

<

х РЕФЕРАТ

В статье описана роль международного сообщества в урегулировании конфликта на ^ Украине. Главное внимание при этом уделяется рассмотрению усилий «нормандской

четверки» и таких инструментов ОБСЕ, как Специальная мониторинговая миссия международных наблюдателей и Трехсторонняя контактная группа по Украине. Выясняются достигнутые результаты, проблемы и перспективы мирного переговорного процесса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

деэскалация, «нормандская четверка», «нормандский формат», Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Безопасности ООН, Специальная мониторинговая миссия международных наблюдателей ОБСЕ на Украине (СММ), Постоянный совет ОБСЕ, Парламентская ассамблея ОБСЕ, Тройка ОБСЕ, Трехсторонняя контактная группа по Украине

Shumilov M. M.

Role of International Cooperation in the Peaceful Settlement of the Conflict in Ukraine (2014-2015)

Shumilov Mikhail Mikhailovich

North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, russian Federation) Professor of the Chair of international relations Doctor of Science (History), Professor

ABSTRACT

The paper reveals the role of the international community in settling the conflict in eastern Ukraine. The focus is on considering the "Norman Quartet's" efforts as well as such OSCE instruments as Special Monitoring Mission of international observers and The Trilateral Contact Group on Ukraine. The author clarifies the achieved results, issues and the prospects of the peaceful negotiating process.

KEYWORDS

de-escalation, "Norman Quartet", "Norman format", Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE), The United Nations Security Council, OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine (SMM), The OSCE Permanent Council, OSCE Parliamentary Assembly, OSCE Troika, The Trilateral Contact Group on Ukraine

Нарушив Соглашение об урегулировании политического кризиса на Украине от 21 февраля 2014 г., завизированное министрами иностранных дел Германии, Франции и Польши, националистические силы в Киеве совершили государственный переворот, захватили власть и установили прозападный авторитарный режим. В апреле 2014 г. победившие политические группы приступили к военной операции на востоке страны против сторонников независимости Донецкой и Луганской народных республик, которые заявили о желании отделиться от Украины после госпереворота.

С самого начала конфликт оказался в поле зрения международного сообщества, о и главная роль в его урегулировании принадлежала Организации по безопасности ^ и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Уже 21 марта 2014 г. по просьбе Киева все ^ 57 стран — участниц этой организации приняли решение об отправке на Украину Е^ Специальной мониторинговой миссии гражданских международных наблюдателей ^ (СММ). Ее мандат, первоначально рассчитанный на шесть месяцев, в дальнейшем был продлен до 31 марта 2016 г. Бюджет миссии составил 65 млн евро, еще око- о ло 20 млн она может получить за счет добровольных взносов стран-участниц1. о 2 апреля 2014 г. действующий на тот момент председатель ОБСЕ Дидье Буркхаль- < тер2 назначил Эртугрула Апакана (Турция)3 главой СММ. с

17 апреля 2014 г. в Женеве представителями США, России, Евросоюза и Укра- х ины было подписано соглашение по урегулированию конфликта на Украине. Со- 2 вместное Женевское заявление предусматривало разоружение незаконных воору- н-женных формирований, освобождение захваченных административных зданий и ам- ^ нистию всех участников протестных акций. При этом стороны договорились, что щ СММ «будет играть ведущую роль в содействии украинской власти и местным общинам в немедленной реализации этих мер, направленных на деэскалацию ситуации», и обязались «поддержать эту миссию в том числе путем предоставления наблюдателей»4.

В настоящее время миссия насчитывает 500 человек, 350 из которых находятся в зоне конфликта в Донбассе. При необходимости ее численность может увеличиться до 1000 гражданских наблюдателей. Штаб-квартира СММ находится в Киеве, а ее мандат распространяется на всю территорию Украины. Наблюдатели миссии, представляющие более 40 стран, работают в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепропетровске и Черновцах, и по другую линию фронта — в Донецке и Луганске. Согласно ее последнему отчету, представителей России в миссии 24 человека, США — 49, Германии — 14, Франции — 7, Польши — 165.

С самого начала Женевское заявление по-разному трактовали на Украине и в Рос-сии6, а 2 мая 2014 г. пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков и вовсе заявил о срыве Киевом достигнутых договоренностей в связи с началом военной операции на востоке страны. В то же время в Вашингтоне не только поддержали ввод украинских военных в Славянск и Краматорск, но и угрожали России новым пакетом экономических санкций в случае срыва президентских выборов на Украине. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон заявила о необходимости соблюдения на Украине «монополии

1 Мандат наблюдательной миссии ОБСЕ на Украине продлен на год // ТВЦ. 2015. 12 марта [Электронный ресурс]. URL: http://www.tvc.ru/news/show/id/63353; Ежедневные обновления от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине // OSCE.ORG [Электронный ресурс]. URL: http://www.osce.org/ru/node/118084.

2 Президент Швейцарии (1 января 2014 г. — 1 января 2015 г.), глава ОБСЕ (1 января 2014 г. — 31 декабря 2014 г.).

3 В 2006-2009 гг. занимал пост заместителя министра иностранных дел, в 2009-2012 гг. являлся постоянным представителем Турции в ООН.

4 Женевское заявление от 17 апреля 2014 года // Корреспондента^ 2014. 17 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://korrespondent.net/ukraine/politics/3351183-zhenevskoe-zaiavlenye-ot-17-aprelia-2014-hoda.

5 Наблюдателями ОБСЕ на Украине оказались главным образом американцы // Взгляд. Деловая газета. 2015. 3 марта [Электронный ресурс]. URL: http://www.vz.rU/world/2015/3/3/732272.print. html.

6 Киев и Москва разошлись в вопросе военно-политического статуса Украины — Дещица // Корреспондент.net. 2014. 17 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://korrespondent.net/ ukraine/politics/3351171-kyev-y-moskva-razoshlys-v-voprose-voenno-polytycheskoho-statusa-ukrayny-deschytsa.

о государства на применение насилия»1. Последующие события подтвердили провал ^ переговоров в «женевском формате».

^ Еще 24 февраля 2014 г. на заседании Совета Безопасности ООН Дидье Буркхаль-^ тер озвучил инициативу создания международной контактной группы по Украине, g участниками которой, по его мнению, должны были стать «ключевые международные игроки». Главной задачей контактной группы он назвал «поддержку Украины в пре-

Ш 2

о одолении переходного периода»2.

о По просьбе президента Украины Петра Порошенко3 8 июня 2014 г. Буркхальтер < назначил посредника на переговорах между Россией и Украиной (в дальнейшем — с спецпредставителя председателя ОБСЕ в контактной группе по Украине). Им ста-х ла опытный швейцарский дипломат Хайди Тальявини4. В тот же день в Киеве со-2 стоялось первое заседание Трехсторонней контактной группы (ТКГ) ОБСЕ5 с учан- стием Порошенко, Тальявини, посла Украины в Германии Павла Климкина и посла ^ России на Украине Михаила Зурабова. Президент Украины предложил проводить

О ^ ^ 6

с заседания контактной группы на регулярной основе6.

Следующая встреча контактной группы прошла 23 июня 2014 г. в Донецке. Переговоры проводились уже в расширенном формате. Помимо Тальявини и Зурабова в них участвовали второй президент Украины Леонид Кучма, глава общественной организации «Украинский выбор» Виктор Медведчук, премьер-министр Донецкой народной республики (ДНР) Александр Бородай, лидер движения «Юго-Восток» Олег Царев и представители самопровозглашенной Луганской народной республики (ЛНР)7. Сторонам удалось договориться о прекращении огня до 27 июня. На тот момент план Порошенко предусматривал вывод «наемников» с территории Украины, разоружение повстанцев, частичную амнистию, восстановление работы местных органов власти при ограниченной децентрализации и сохранении прав русского языка8.

1 Кремль обвинил Киев в окончательном срыве женевских договоренностей // НТВ. 2014. 2 мая [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntv.ru/novosti/944796/; Кремль: Уничтожена «последняя надежда» на претворение в жизнь Женевы // Русская служба «Голоса Америки». 2014. 2 мая [Электронный ресурс]. URL: http://m.golos-ameriki.ru/a/kremlin-says-last-hope-for-implementation-of-geneva-has-been-destroyed-/1905986.html; Евросоюз поддержал атаку украинской армии на Славянск // НТВ. 2014. 2 мая [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntv.ru/novosti/945236/; Страны Запада и Россия обвиняют друг друга в дестабилизации обстановки на юго-востоке Украины // Центральное телевидение Китая. 2014. 3 мая [Электронный ресурс]. URL: http://cctv.cntv. cn/2014/05/03/VIDE1399126199010751.shtml.

2 Минский формат: как проходили переговоры по решению кризиса на Украине в 20142015 годах // ИАР ТАСС. 2015. 12 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/politi-ka/1762508.

3 Победивший на президентских выборах 25 мая 2014 г. Порошенко поначалу был настроен непримиримо и в ультимативной форме потребовал от силовиков провести до его инаугурации «зачистку» территорий Донецкой и Луганской областей.

4 Ранее возглавляла комиссию по расследованию причин вооруженного конфликта в Южной Осетии.

5 В России ее называют Трехсторонней контактной группой по урегулированию ситуации на юго-востоке Украины и Контактной группой по урегулированию ситуации на Украине.

6 В Донецке сегодня состоится заседание трехсторонней группы по реализации мирного плана // NEWS.BIGMIR.NET. 2014. 23 июня [Электронный ресурс]. URL: http://news.bigmir.net/ ukraine/825905-V-Donecke-segodnya-sostoitsya-zasedanie-trehstoronnei-gryppi-po-realizacii-mirnogo-plana; Минский формат: как проходили переговоры по решению кризиса на Украине в 2014-2015 годах.

7 В Донецке начались трехсторонние переговоры по урегулированию // Ведомости. 2014. 23 июня [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/2014/06/23/ v-donecke-nachalis-trehstoronnie-peregovory-po.

8 Петр Порошенко представил свой мирный план по Донбассу // Подробности. 2014. 20 июня [Электронный ресурс]. URL: http://podrobnosti.ua/981383-petr-poroshenko-predstavil-svoj-mirnyj-plan-po-donbassu.html.

30 июня 2014 г. по инициативе спикера Госдумы РФ Сергея Нарышкина Парла- о ментская ассамблея ОБСЕ (ПА ОБСЕ) санкционировала создание межпарламентской ^ контактной группы по Украине с целью объединения усилий парламентариев из ^ Украины, России и других стран — участниц ОБСЕ по налаживанию диалога и де- Е^ эскалации конфликта. ПА ОБСЕ организовала несколько встреч украинских и рос- ^ сийских парламентариев. В 2014 г. ситуация в Украине и вокруг нее обсуждалась на зимней, осенней и ежегодной сессиях ПА ОБСЕ. Председатель ПА ОБСЕ Илкка о Канерва, одновременно исполнявший функции руководителя контактной группы о ОБСЕ по урегулированию кризиса на юго-востоке Украины, поддерживал отноше- < ния с государственными и парламентскими лидерами Украины и России в поисках ^ путей урегулирования кризиса. х

24 июля 2014 г. на Постоянном совете ОБСЕ в Вене по просьбе правительства 2 России страны — участницы ОБСЕ приняли решение о размещении Миссии на- н-блюдателей на российских пунктах пропуска «Гуково» и «Донецк» сроком на три ^ месяца. 29 июля такая миссия была размещена, 22 октября 2014 г. срок ее рабо- щ ты был продлен на один месяц, а 18 декабря — еще на три месяца, до 23 марта 2015 г. База группы наблюдателей, действовавших отдельно от МСС, находилась в городе Каменск-Шахтинский в Ростовской области.

В конце июля президент Украины обратился к президенту Беларуси Александру Лукашенко с просьбой помочь в проведении заседания ТКГ с участием Кучмы, Зурабова и представителя ОБСЕ. Однако украинская сторона в то время выражала готовность к обсуждению в «минском формате» только двух вопросов — об освобождении всех заложников, которые оставались у боевиков, и об обеспечении допуска международных экспертов на место падения самолета «Малазийских авиалиний»1.

Ранее, 6 июня 2014 г., в Уистреаме (Нормандия, Франция) на торжествах по случаю 70-летия высадки войск союзников прошел ряд встреч с участием лидеров России, Франции, Германии и Украины. Название «нормандский» закрепилось за этим международным форматом после первой личной встречи президентов России и Украины Владимира Путина и Петра Порошенко. Их беседа продолжалась не более 15 минут в присутствии президента Франции Франсуа Олланда и канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которые выступили инициаторами этих переговоров. Главной темой беседы стали вопросы урегулирования украинского кризиса, прежде всего скорейшего прекращения боевых действий на юго-востоке Украины.

После этого участники нормандской встречи провели несколько раундов переговоров как на высшем уровне, так и на уровне глав МИД, в ходе которых обсуждались вопросы урегулирования украинского кризиса. Помимо очных встреч лидеры стран «нормандской четверки» с 25 июня 2014 г. по 2 марта 2015 г. провели 10 телефонных переговоров. В результате сформировался формат «нормандской четверки»2.

Следующим событием в «нормандском формате» явились переговоры министров иностранных дел России, Германии, Украины и Франции Сергея Лаврова, Франка-Вальтера Штайнмайера, Павла Климкина и Лорана Фабиуса, состоявшиеся 2 июля 2014 г. в Берлине. Участники встречи подписали совместную декларацию, в которой подтвердили «приверженность установлению устойчивого мира и стабильности на Украине». В документе подчеркивалась необходимость перемирия, способного положить конец насилию на востоке Украины.

1 Порошенко решил провести мирные переговоры в Минске // Вести. 2014. 29 июля [Электронный ресурс]. URL: http://vesti-ukr.com/donbass/63285-poroshenko-reshil-provesti-trehstoronnie-peregovory-v-minske.

2 Белялова Н. Встречи в «нормандском формате». Досье Донбасса // ИТАР ТАСС. 2015. 13 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/info/1712386.

о 17 августа 2014 г. в Берлине состоялось очередное заседание «нормандской ^ четверки» на уровне министров иностранных дел. Основными темами были ситуа-^ ция вокруг российского конвоя с гуманитарной помощью для жителей юго-вос-ЕЗ тока Украины и обеспечение контроля на российско-украинской границе.

26 августа Владимир Путин и Петр Порошенко впервые встретились в Минске «с глазу на глаз»1. Затем между ними состоялся телефонный разговор, результатом о которого, по данным украинской стороны, стали «договоренность о постоянном пре-о кращении огня в Донбассе», а также «взаимопонимание относительно шагов, кото-< рые будут способствовать установлению мира». По словам же Дмитрия Пескова, ^ президенты России и Украины не договаривались о прекращении огня на Украине, х поскольку Россия не являлась стороной конфликта, однако обсуждали, как разрешить 2 конфликт2.

н- К этому времени Путин уже имел план стабилизации ситуации на Украине. В ка-^ честве первой меры он называл «прекращение активных наступательных операций с вооруженных сил, формирований ополчения юга-востока Украины на донецком и луганском направлениях». Во-вторых, президент России предложил «отвести вооруженные подразделения силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населенных пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня». Он также настаивал на осуществлении «полноценного и объективного международного контроля над соблюдением условий прекращения огня и мониторингом обстановки, создаваемой таким образом в зоне безопасности». При этом выражалась надежда на то, что окончательные договоренности между сторонами конфликта будут достигнуты 5 сентября на встрече ТКГ3.

5 сентября 2014 г. в столице Беларуси прошла встреча участников ТКГ с участием представителей Луганской и Донецкой народных республик. Им удалось подписать Минский протокол о прекращении огня и начале политического процесса по разрешению кризиса. В соответствии с ним, СММ поручалось обеспечение контроля режима неприменения оружия и мониторинг украино-российской границы.

19 сентября 2014 г. по итогам второй встречи ТКГ с участием представителей ДНР и ЛНР Александра Захарченко и Игоря Плотницкого был подписан Минский меморандум по осуществлению режима прекращения огня. Им предусматривались такие меры, как оставление подразделений и воинских формирований сторон на позициях по состоянию на 19 сентября, «запрет на применение всех видов оружия и ведение наступательных боевых действий в течение суток», «отвод средств поражения калибром свыше 100 мм на расстоянии не менее 15 км с каждой стороны». В документе шла речь о запрете на установку новых минно-взрывных заграждений, запрете на применение полетов боевой авиации, в том числе беспилотных комплексов, за исключением аппаратов ОБСЕ4.

На следующий день в соответствии с положением 8 Минского меморандума СММ направила группу наблюдателей в зону безопасности. Одновременно ей по-

1 Путин и Порошенко встретились в Минске // Газета.ш. 2014. 26 августа [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/photo_of_the_day/2014/08/26_a_6190849.shtml; Путин и Порошенко впервые встретились с глазу на глаз // ТВЦ. 2014. 26 августа [Электронный ресурс]. URL: http://www. tvc.ru/news/show/id/48558.

2 Порошенко по телефону договорился с Путиным о перемирии на Донбассе // VESTI-UKR.COM. 2014. 3 сентября [Электронный ресурс]. URL: http://vesti-ukr.com/donbass/68052-poroshenko-i-putin-dogovorilis-o-postojannom-prekrawenii-ognja-na-donbasse.

3 Путин предложил план по стабилизации ситуации на Украине // Взгляд. Деловая газета. 2014. 3 сентября [Электронный ресурс]. URL: http://vz.ru/news/2014/9/3/703814.html.

4 Минский формат: как проходили переговоры по решению кризиса на Украине в 20142015 гг.

ручили наблюдение за формированием и деятельностью Совместного центра по о

контролю и координации, который был создан Министерством обороны Украины ^

совместно с военными представителями РФ в интересах обеспечения эффектив- ^

ного и продолжительного режима прекращения огня на Донбассе. Е^

17 октября 2014 г. в Милане (Италия) «на полях» форума «Азия — Европа» Путин, ^ Порошенко, Меркель и Олланд в «нормандском формате» в очередной раз пытались

найти мирный способ прекращения военных действий. Обсуждался вопрос поста- о

вок российского газа европейским потребителям через украинскую территорию. о

В рамках встречи президенты России и Украины провели закрытую двустороннюю <

Л Г- ^

встречу, которая продолжалась 45 минут. а

22 декабря Петр Порошенко сообщил, что лидеры Украины, России, Германии х

и Франции договорились о проведении встречи контактной группы в Минске 24 и 2

26 декабря. 23 декабря представители ДНР и ЛНР отправились в Минск без офи- н-

циального приглашения. Здесь, по словам полпреда ДНР Дениса Пушилина, «про- ^

1 о

шла тяжелая подготовительная встреча»1. с

12 января 2015 г. в Берлине состоялись переговоры в «нормандском формате» на уровне глав МИД. В итоговом совместном заявлении министры призвали ТКГ встретиться в ближайшее время, чтобы продолжить работу по реализации минских договоренностей. Также обсуждались вопросы создания условий для доставки гуманитарных грузов на восток Украины и необходимость дальнейшего обмена пленными между сторонами конфликта.

Очередная встреча Путина, Порошенко, Меркель и Олланда была запланирована на 15 января 2015 г. в Астане (Казахстан). Однако из-за обострения ситуации на юго-востоке Украины она не состоялась. В тот же день Путин направил Порошенко письменное предложение о немедленном отводе тяжелых вооружений от линии соприкосновения противоборствующих сторон, призванное прекратить обстрелы населенных пунктов и многочисленные жертвы среди гражданского населения.

Ситуация также осложнялась срывом запланированных на 16 января переговоров в формате ТКГ. Постоянные представители ДНР и ЛНР на переговорах контактной группы Денис Пушилин и Владислав Дейнего покинули белорусскую столицу, так и не дождавшись прибытия на переговоры представителя Киева. При этом Дейнего заявил: «Мы ожидали до последнего момента, что кто-нибудь прибудет на встречу, и у нас не было оснований сомневаться в приглашении со стороны ОБСЕ. Но ничего не произошло». По его словам, Украина не была самостоятельна в мирном договорном процессе. Со своей стороны Пушилин заявил, что встреча в Минске состоится только с теми представителями Киева, которые уполномочены принимать решения: «Мы являемся полномочными представителями в отличие от Кучмы, которого Киев назначил, исходя из того, кого не жалко. И который никого не представляет»2.

1 В Минске прошла встреча контактной группы по Украине // NEWSRU.COM. 2014. 24 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://www.newsru.com/world/24dec2014/vstre4a.html. Фактически переговоры 24 декабря завершились безрезультатно. Меморандум по осуществлению режима прекращения огня так и не был претворен в жизнь. По мнению постпреда России в ООН Виталия Чуркина, сентябрьские договоренности по урегулированию конфликта на Украине «не сохранились именно из-за того, что Киев продолжал обстрелы городов» (Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию по Украине // RT. 2015. 18 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://russian.rt.com/article/74916).

2 Встреча контактной группы в Минске по урегулированию украинского кризиса не состоялась // Русское агентство новостей. 2015. 17 января [Электронный ресурс]. URL: u-an. info/новости/встреча-контактной-группы-в-минске-по-урегулированию-украинского-кризиса-не-состоялась.

о 21 января 2015 г. в Берлине удалось провести заседание «нормандской четвер-^ ки» на уровне глав МИД. Лавров, Штайнмайер, Фабиус и Климкин смогли согла-^ совать заявление об отводе тяжелых вооружений от линии разграничения, уста-^ новленной Минским меморандумом 19 сентября 2014 г. Также министры рекомен-g довали активизировать работу ТКГ и призвали ее создать рабочие подгруппы по L- соответствующим аспектам Минских соглашений.

о 25 января и 26 января Путин провел телефонные переговоры с Меркель и Ол-о ландом. В ходе этих бесед российский лидер заявил, что причиной резко обо-< стрившейся ситуации на юго-востоке Украины «является курс киевских властей на с силовое подавление Донбасса». 5 февраля Меркель и Олланд совершили краткий х визит в Киев и встретились с Порошенко. О результатах переговоров не сообща-2 лось. Затем канцлер ФРГ и президент Франции отправились в Москву на встречу н- с президентом РФ. 6 февраля в российской столице начались переговоры лидеров ^ России, Германии и Франции. Встреча проходила за закрытыми дверями и продет лилась более пяти часов. По ее итогам Дмитрий Песков заявил, что в Москве прошли конструктивные и содержательные переговоры: «Исходя из предложений, сформулированных президентом Франции и канцлером ФРГ, в настоящее время совместная работа ведется для подготовки текста возможного совместного документа по имплементации минских договоренностей, документа, который включал бы в себя предложения президента Украины и предложения, сформулированные сегодня и добавленные президентом РФ Путиным»1.

8 февраля «нормандская четверка» провела консультации по телефону и договорилась о проведении встречи в Минске 11 февраля. 9 февраля канцлер Германии встретилась в Вашингтоне с президентом США Бараком Обамой. После состоявшейся беседы Меркель заявила о необходимости еще одной попытки для урегулирования конфликта на Украине.

В рамках подготовки саммита «четверки» прошла серия консультаций экспертов, а 10 февраля в Минске состоялась очередная встреча ТКГ с участием представителей Киева, ДНР и ЛНР (в формулировке ОБСЕ — «некоторых районов Донецкой и Луганской области») при посредничестве спецпредставителя председателя ОБСЕ и российского посла на Украине. За столом переговоров собрались Кучма, Пуши-лин, Дейнего, а также Тальявини и Зурабов, выступавший посредником на переговорах группы2. Участники встречи пришли к соглашению о прекращении огня на территории военного конфликта и отводе тяжелых вооружений.

11-12 февраля 2015 г. в Минске состоялась Третья встреча в «нормандском формате» на высшем уровне. Переговоры лидеров России, Франции, Германии и Украины продолжались 16 часов. В результате Путин, Порошенко, Олланд и Мер-кель подтвердили полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины и безальтернативность исключительно мирного урегулирования в Украине. Они также заявили о своей приверженности идеям создания общего гуманитарного и экономического пространства от Атлантики до Тихого океана на основе полного уважения международного права и принципов ОБСЕ, укрепления сотрудничества между ЕС, Украиной и Россией в урегулировании данного кризиса, продолжения трехсторонних переговоров между ними по целому ряду вопросов, в том числе вызывающих обеспокоенность России в связи с выполнением Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС.

1 Минский формат: как проходили переговоры по решению кризиса на Украине в 20142015 гг.

2 Встреча контактной группы по урегулированию ситуации на Украине началась в Минске // RT. 2015. 10 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://russian.rt.com/article/73564; Трехсторонняя контактная группа по Украине провела видеоконференцию // РБК. 2015. 15 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/54dfab3c9a79471e3b112f2d.

По итогам встречи лидеров России, Украины, Франции и Германии был принят о

Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. Причем свои подписи под ^

документом поставили участники ТКГ, а также главы ДНР и ЛНР1. Он предусма- ^

тривал прекращение огня на Донбассе с 15 февраля, отвод тяжелых вооружений, Е^

создание зоны безопасности и контрольного механизма в «нормандском фор- ^ мате», предусматривающего проведение встреч с регулярной периодичностью,

как правило, на уровне старших должностных лиц, представляющих министерства о

иностранных дел. Было решено, что в дальнейшем ТКГ будет проводить консуль- о

тации с представителями ДНР и ЛНР на регулярной основе в целях содействия <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

полному осуществлению Минских соглашений от 5 и 19 сентября 2014 г. и па- ^

кета мер от 12 февраля 2015 г.2. Кроме того, в документе были прописаны меры х

политического урегулирования конфликта на Украине, в том числе введение в 2

действие принятого ранее особого статуса ДНР и ЛНР. Также Путин, Меркель, н-

Олланд и Порошенко приняли Декларацию в поддержку процесса украинского ^

з О

урегулирования3. с

Стремясь к осуществлению достигнутых договоренностей, 24 февраля 2015 г. в Париже главы МИД «нормандской четверки» по урегулированию кризиса на Украине провели очередную встречу. Они высказались за обеспечение беспрепятственного доступа гуманитарной помощи во все без исключения регионы на востоке Украины, а также поручили политическим директорам (на уровне замминистров) вести постоянный мониторинг и информировать стороны об этапах осуществления минского пакета от 12 февраля 2015 г. Важно отметить, что глава СММ Эртугрул Апакан приветствовал решимость, с которой министры Франции, Германии, России и Украины заявили на встрече в Париже, что согласованный в Минске комплекс мер должен выполняться в полной мере и без промедления. Одновременно он добивался от «подписантов комплекса мер» предоставления необходимой информации относительно того, «какие тяжелые вооружения у них имеются, где они сейчас находятся, какие пути будут использоваться для их отвода, и где они будут находиться после отвода»4.

Однако с самого начала реализация минских договоренностей натолкнулась на демонстративное нежелание украинской стороны учитывать законные интересы ДНР и ЛНР. Уже 18 февраля Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение обратиться в ООН и ЕС с просьбой о развертывании миссии миротворцев на линии соприкосновения с ополченцами Донбасса и неконтролируемом участке российско-украинской границы. Петр Порошенко называл полицейскую миссию Евросоюза оптимальным форматом международного присутствия на востоке страны и выступал против участия в подобной миссии российских представителей. В марте президент Украины вновь хлопотал об отправке миротворцев в зону конфликта и настаивал на решении данного вопроса исключительно Украиной. Он также ставил вопрос о численном преобладании в миссии миротворцев ООН — представителей стран ЕС.

Однако в ЕС с осторожностью отнеслись к инициативе Порошенко и настаивали на выполнении минских договоренностей, а не на продуцировании новых идей по урегулированию конфликта. Позже официальный представитель главы дипломатии

1 Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. Полный текст // ИАР ТАСС. 2015. 12 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/info/1763259.

2 Трехсторонняя контактная группа по Украине провела видеоконференцию.

3 Декларация в поддержку процесса украинского урегулирования. Полный текст // ИАР ТАСС. 2015. 12 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/info/1763072.

4 Заявления Эртугрула Апакана, Главы Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ в Украине // OSCE.ORG. 2015. 24 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://www.osce.org/ ru/ukraine-smm/142721.

о ЕС Катрин Рэй заявила, что ЕС готов оказать ОБСЕ более значительную поддерж-^ ку и сделать все, чтобы минские договоренности были выполнены1. ^ В свою очередь, Денис Пушилин предупредил, что ввод миротворцев на Дон-ЕЗ басс нарушит минские договоренности: «Мы крайне отрицательно к этому от-^ носимся, более того, намерены обратиться к главам государств, которые выступили гарантами выполнения взятых обязательств на себя Украиной»2. Вла-о дислав Дейнего заявил о бессмысленности инициативы Порошенко, поскольку, о по его словам, ООН отправляла миротворцев либо для борьбы с террористами, < либо когда обе стороны конфликта не в состоянии контролировать ситуацию: с «В нашем случае террористами нас, к счастью, не признали, исходя из объек-х тивных причин. Конечно, Украина на сегодня не в состоянии до конца контроли-2 ровать свои вооруженные формирования, но мы со своей стороны надеемся, что н- Украина справится с этим процессом... Мы ситуацию контролируем... и не видим ^ никакой необходимости вводить миротворческий контингент»3. Впрочем, Гене-1= ральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа выражал готовность направить миротворцев ОДКБ на восток Украины при условии, что ООН примет соответствующее решение4.

Известно, что важнейшими пунктами подписанных в феврале 2015 г. Минских соглашений стали проведение конституционной реформы на Украине, а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Предусматривалось, что децентрализация будет проходить по согласованию непосредственно с представителями этих районов. Однако киевские власти, игнорируя это положение, отказывались идти на диалог с представителями мятежных территорий. На этом основании Денис Пушилин говорил о бесперспективности усилий контактной группы до тех пор, пока Киев не признает Донбасс территорией с особым статусом5. Более того, по мнению Пуши-лина, «все военные действия, предпринимаемые Киевом, направлены на дискредитацию миссии ОБСЕ по обеспечению эффективного мониторинга и верификации режима прекращения огня. И делается это с целью в очередной раз поставить вопрос о введении в зону конфликта миротворцев ООН. Любое решение Киева о полномочиях ОБСЕ или введении миротворцев будет являться нарушением и духа, и буквы Комплекса мер по выполнению Минских соглашений». Он также возражал против вывода карательных батальонов из-под действия соответствующих пунктов

1 Глава МИД Украины представит ООН свое видение по вопросу о вводе миротворческих сил // Мир и политика. 2015. 23 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://mir-politika. ru/18015-glava-mid-ukrainy-predstavit-oon-svoe-videnie-po-voprosu-o-vvode-mirotvorcheskih-sil. html; Порошенко: Киев сам решит, какие миротворцы поедут в Донбасс // Федеральное агентство новостей. 2015. 20 марта [Электронный ресурс]. URL: http://riafan.ru/227062-poroshenko-kiev-sam-reshit-kakie-mirotvortsyi-poedut-v-donbass/; Порошенко: ввод миротворцев на Украину обсудят в «нормандском формате» // РИА Новости. 2015. 4 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20150404/1056651338.html.

2 Ваджра А. Мечта Киева о миротворцах ООН — это крушение майданных иллюзий // Украина.ру. 2015. 24 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://ukraina.ru/analytics/20150224/ 1012203050.html.

3 Дейнего позитивно оценил итоги встречи глав МИД «нормандской четверки» // РИА Новости. 2015. 14 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20150414/1058482071. html.

4 Порошенко: Киев сам решит, какие миротворцы поедут в Донбасс // Федеральное агентство новостей. 2015. 20 марта [Электронный ресурс]. URL: http://riafan.ru/227062-poroshenko-kiev-sam-reshit-kakie-mirotvortsyi-poedut-v-donbass/.

5 Пушилин: встреча Контактной группы бессмысленна, пока Киев не признает особый статус Донбасса // Вести.Ru. 2015. 15 марта [Электронный ресурс]. URL: http://www.vesti.ru/doc. html?id=2424937.

Комплекса мер по выполнению Минских соглашений путем перевода их под юрис- о дикцию ВСУ и в состав Национальной гвардии1. ^

Впрочем, в последнем случае Порошенко скорее действовал без оглядки на ^ минские договоренности, поскольку добровольческие батальоны представляли EJ реальную угрозу его власти. Министр обороны Украины Степан Полторак заявлял, g что подразделения, участвовавшие в спецоперации на юго-востоке страны, пере- L-ведены в состав армии, никаких добровольческих объединений в Донбассе больше о нет. Тем не менее контроль Киева над добровольческими объединениями не вы- о глядел убедительным. Даже немецкая Die Zeit отмечала: «Хотя батальоны "Азов" и < "Донбасс" уже принадлежат к Национальной гвардии, эти подразделения не так-то просто взять под контроль, когда их лидеры оценивают военную обстановку не так, х как армейское руководство»2. В пользу данной версии свидетельствовали антипре- 2 зидентские акции «Правого сектора» в Киеве 29 апреля 2015 г.3 н-

Еще 17 марта Верховная рада отложила введение особого порядка самоуправ- ^ ления в Донбассе до проведения там выборов по украинским законам и утвер- щ дила перечень районов, на которые будет распространяться действие закона об особом статусе. Кроме того, она одобрила обращение президента Петра Порошенко в Совбез ООН и Совет ЕС о развертывании на территории страны международной операции по поддержанию мира и безопасности, а также проголосовала за постановление о признании отдельных территорий Донецкой и Луганской областей временно оккупированными. В ответ ДНР и ЛНР заявили, что, приняв эти законы, Рада показала недоговороспособность Киева и невозможность никаких компромиссов с ним до отмены данных решений. Более того, главы ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий в совместном заявлении подчеркнули, что «отказав Донбассу в особом статусе, Киев растоптал хрупкий минский мир и завел ситуацию в тупик»4. Лидер парламентской фракции «Оппозиционный блок» в Раде Юрий Бойко тоже ставил в вину украинской власти саботаж выполнения минских договоренностей по урегулированию конфликта в Донбассе5.

Российская сторона квалифицировала решения украинской власти как грубое нарушение минских договоренностей, фактическое их переписывание. Она обратилась к Берлину и Парижу с посланием о нарушении Киевом политической части минских договоренностей об урегулировании на Украине. Глава МИД РФ Сергей Лавров призвал Вальтера Штайнмайера и Лорана Фабиуса «предпринять совмест-

1 Пушилин: действия Киева направлены на дискредитацию ОБСЕ в Донбассе // РИА Новости. 2015. 13 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20150413/1058359826.html.

2 Die Zeit: добровольческие батальоны теперь опасны для Украины // РИА Новости. 2015. 23 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20150423/1060347923.html

3 Украинские военные: никакого давления на «Правый сектор» нет // РИА Новости. 2015. 29 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20150429/1061632419.html; «Правый сектор»: на следующем митинге администрация президента сгорит // РИА Новости. 2015. 23 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20150429/1061602985.html.

4 Лавров: решения Рады по Донбассу грубо нарушают минские соглашения // РИА Новости. 2015. 18 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20150318/1053153998.html; Порошенко подписал закон о Донбассе // Вести^и 2015. 18 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2435768. Подписав 18 марта 2015 г. закон № 256-VIII «О внесении изменения в статью 10 закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» Петр Порошенко узаконил решение Верховной рады (Глава государства подписал изменения в закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донбасса // Президент Украины Петр Порошенко. 2015. 18 марта [Электронный ресурс]. URL: http://www.president.gov.ua/ru/news/32506.html).

5 Бойко: украинские власти саботируют выполнение минских соглашений // РИА Новости. 2015. 24 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20150424/1060596165.html.

о ный трехсторонний демарш» перед украинскими коллегами с тем, чтобы побудить ^ их к выполнению минских договоренностей1.

^ Характеризуя ситуацию, военный эксперт, главный редактор журнала «Нацио-^ нальная оборона» Игорь Коротченко критиковал Порошенко за выдвижение «псев-g доинициативы», связанной с приглашением миротворцев ООН и опережающим взятием под контроль российско-украинской границы, хотя контроль и передача о ее Украине со стороны ДНР и ЛНР «должны быть заключительным пунктом Минских S соглашений, а перед этим Украина должна выполнить целый ряд других пунктов». < Таким образом, президент Украины делал все для развала Минских соглашений и с «отзыва той подписи, которой, собственно, и скрепил соглашения в Минске»2. х Важно отметить, что 17 марта со стороны одной из официальных европейских 2 структур впервые прозвучала критика Киева за невыполнение данных в «норманд-н- ском формате» обещаний. В этот день докладчик ПАСЕ по политическим послед-^ ствиям кризиса на Украине депутат от Чехии Кристина Зеленкова распространила d заявление по итогам своего визита в Киев, Славянск, Краматорск и Северодонецк. Она, в частности, напомнила, что «всеобъемлющая конституционная реформа, в том числе децентрализация, является не только основой для всех остальных необходимых преобразований, но и ключевым шагом для длительного успеха при любом способе урегулирования конфликта на востоке Украины»3.

От дипломатов не отставали и европейские СМИ. Так, газета Le Monde отмечала беспокойство в окружении президента Франсуа Олланда в связи с тем, что Киев не полностью выполнял свои обязательства по политическому урегулированию конфликта на востоке Украины, в частности, не провели закон, гарантирующий организацию местных выборов в восточных регионах и активную децентрализацию. Газета отмечала, что у Запада появился повод критиковать Киев: теперь его поддержка «не носит безусловный характер»4.

По словам обозревателя французского издания AgoraVox, украинские войска нарушали пункт соглашения об отводе всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния. Вместо проведения местных выборов и предоставления автономии Донецкой и Луганской областям Верховная рада объявила ДНР и ЛНР «зонами, оккупированными врагом», а секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов отказался подписывать закон об амнистии участников конфликта на юго-востоке страны. В статье также говорилось о том, что вопреки призыву вывести «все иностранные вооруженные формирования, военную технику, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ» Киев «приютил» на своей территории американцев, англичан и канадцев, которые также предоставили Украине военную технику.

Несмотря на обвинения украинской стороны в поддержке ополченцев со стороны России, никаких достоверных доказательств на этот счет не предоставили ни НАТО, ни США. Тогда как, по мнению французских и немецких спецслужб,

1 Лавров: Москва призвала Францию и ФРГ устроить совместный демарш Киеву // РИА Новости. 2015. 18 марта [Электронный ресурс]. URL:http://ria.ru/world/20150318/1053155054. html?utm_medium=referral&utm_source=lentainform&utm_campaign=ria.ru&utm_term=128602&utm_ content=3406349.

2 Саргин А. Если Украина дернется, следующий «котел» будет харьковским, киевским, львовским // АН-online. 2015. 20 марта [Электронный ресурс]. URL: http://argumenti.ru/ live/2015/03/392843.

3 Воробьев В. В ПАСЕ впервые публично раскритиковали Киев // RG.RU. 2015. 17 марта [Электронный ресурс]. URL: http://rn.rg.ru/2015/03/17/pase-site.html.

4 Франция обвиняет Киев в нарушении минских соглашений — Le Monde // ИА R.EGNUM. 2015. 3 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1911732.html

Россия никогда не ставила себе цели захватить Донбасс1. Глава МИД России о отмечал в этой связи, что в европейских столицах начали признавать, в том ^ числе и публично, тот факт, что Киев «перевернул с ног на голову свои обяза- ^ тельства», обусловив их рядом неприемлемых требований, которые расходились ез с содержанием Минских соглашений, затягивал начало работы над целым рядом ^ важнейших вопросов2.

Фактически, противодействуя странам континентальной Европы и поучая ОБСЕ, о США и Великобритания добивались внесения существенных изменений в минские о договоренности и мандат СММ, пытались навязать последней новые контролиру- < ющие функции, выходившие за пределы ее компетенции3. По сути дела, провокационные призывы, отвлекавшие внимание от осуществления минских договорен- х ностей, продолжали раздаваться и со стороны ПА ОБСЕ. Подыгрывая англосаксам, 2 Илкка Канерва призывал к проведению на востоке Украины «миротворческой или н-кризисной операции, чтобы избежать все увеличивающихся разрушений и жертв», ^ выступал за ввод на Донбасс миротворческих сил4. Определенные силы внутри ЕС щ поощряли Киев к невыполнению минских договоренностей, полагая, что их должна выполнять только Россия5.

Неопределенности добавляло желание Барака Обамы подключиться к переговорам «нормандской четверки». Эту новость озвучил посол США в РФ Джон Теффт в эфире радиостанции «Эхо Москвы». Россия не возражала. По словам Дмитрия Пескова, «если какая-то из стран готова и может оказать влияние на Киев с тем, чтобы подвигнуть его к выполнению "Минска-2", то, естественно, в Москве это будут приветствовать». Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил 17 апреля 2015 г., что вопрос возможного подключения США к переговорам в «нормандском формате» нужно адресовать французской стороне как инициатору формата. В свою очередь, исходя из того, «без американцев на Украине невозможна никакая стабильность», президент Беларуси Александр Лукашенко настаивал на подключении США к переговорному процессу по Украине в «нормандском формате»6.

Однако руководители самопровозглашенной ДНР возражали против участия президента США в переговорах по урегулированию ситуации на Украине в «нормандском формате». Об этом, в частности, заявил Денис Пушилин, пояснивший, что участие Соединенных Штатов только осложнит переговорный процесс, и при-

1 AgoraVox: Киев и НАТО нарушили почти все пункты минских соглашений Донбасса // РИА Новости. 2015. 13 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20150413/1058373998. html.

2 Лавров: ЕС начинает признавать, что Киев саботирует минские соглашения // Политическая Россия: Общественно-политич. интернет-журнал. 2015. 9 апреля [Электронный ресурс]. URL:http://politrussia.com/news/lavrov-es-nachinaet-497/.

3 Денисова О. Чуркин: США и Британия хотят навязать ОБСЕ на Украине новые задачи // РИА Новости. 2015. 27 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://m.ria.ru/world/20150227/ 1050086675.html.

4 Президент ПА ОБСЕ: пора подумать о миротворческой операции на Украине // РИА Новости. 2015. 24 января [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20150124/1044101543. html; Наблюдателей ОБСЕ обстреляли на блокпосту ДНР возле Широкино // Ракурса. 2015. 8 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://racurs.ua/news/48081-nabludateley-obse-obstrelyali-na-blokpostu-dnr-vozle-shirokino; В ОБСЕ считают, что необходимо вводить миротворцев на Донбасс // Ракурса. 2015. 8 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://racurs.ua/news/48112-v-obse-schitaut-chto-neobhodimo-vvodit-mirotvorcev-na-donbass.

5 Лавров: ЕС игнорирует саботирование Украиной минских договоренностей // РИА Новости. 2015. 5 мая [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20150505/1062655801.html.

6 Фохт Е. Лукашенко заявил о решающей роли США в развитии ситуации в Донбассе // РБК. 2015. 29 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://top.rbc.ru/politics/29/04/2015/5540 b9d19a79474df0103a9a.

о нятие решений затянется во времени1. Косвенным подтверждением правоты ^ Пушилина могут служить рекомендации бывшего американского дипломата Кир-^ ка Беннета. Если следовать логике его статьи «Провалы украинской стратегии ^ Путина», на Украине США должны стремиться к затягиванию конфликта, чтобы g Москва продолжала субсидировать изолированный Крым и разрушенный Донбасс в условиях экономического застоя, а Киев тем временем неотвратимо преодо-о левал поле ее притяжения. По мнению автора, это позволит начать прямые пере-о говоры между Москвой и Киевом, главным элементом которых «будут условия < ухода России»2.

13 апреля 2015 г. в Берлине вновь состоялась встреча по Украине в «норманд-х ском формате». Министры иностранных дел России, Украины, Франции и ФРГ 2 приняли решение о создании четырех рабочих групп в рамках контактной группы — н- по безопасности, политическому процессу, вопросам экономического восстанов-d ления Донбасса, гуманитарному содействую, включая вопросы беженцев и вну-d тренне перемещенных лиц, в составе России, ОБСЕ, Киева, Донецка и Луганска. Они также договорились о расширении списка оружия, которое необходимо в срочном порядке отвести от линии разграничения, и о необходимости прекращения экономической блокады Донбасса. Штайнмайер с удовлетворением отмечал, что теперь танки, бронемашины, минометы и другие поражающие средства калибром менее 100 мм будут включены в перечень обязательных для вывода. Хотя вопрос о миротворцах поднимался украинской стороной, никто из коллег Павла Климкина эту тему не поддержал. По словам Лаврова, «какого-либо развития эта идея не получила, и другие коллеги ее не комментировали». В совместном заявлении переговорщики поддержали позицию ОБСЕ по организации на Украине постоянного присутствия мониторинговой миссии в «тех областях, где необходим постоянный контроль с целью деэскалации ситуации»3.

Впрочем, нет необходимости переоценивать успех этой встречи. Комментируя ее результаты, председатель Народного совета ДНР Андрей Пургин заявил журналистам, что она стала «очередной попыткой перевести ситуацию в Донбассе из военной плоскости в политическую, но особого прорыва по итогам переговоров не наблюдается». Также скептически Пургин прокомментировал решение о создании рабочих групп: «Это промежуточный документ, и все в процессе. Но как это будет происходить? Кого Украина предоставит в рабочие группы? Или снова будет откладывать?»4.

Как бы то ни было, 27 апреля 2015 г. распоряжением В.В. Путина спецпредставителем России в Контактной группе по урегулированию ситуации на Украине был назначен Азамат Кульмухаметов, бывший посол России в Кувейте и Сирии.

1 Пушилин: ДНР категорически против участия Обамы в нормандском формате // РИА Новости. 2015. 22 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20150422/1060207497. html.

2 Bennett K. The Failures of Putin's Ukraine Strategy // The American Interest (США). 2015. May 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www.the-american-interest.com/2015/05/06/the-failures-of-putins-ukraine-strategy/.

3 Попова. А. Берлинская встреча в нормандском формате: итоги, перспективы, спорные вопросы // Вести.Ru. 2015. 14 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://www.vesti.ru/doc. html?id=2502821&cid=5; Калмыкова. Т. Нормандская четверка договорилась о создании рабочих групп по Украине // РИА Новости. 2015. 14 апреля [Электронный ресурс]. URL: http:// ria.ru/world/20150414/1058389417.html#ixzz3XJ7nz9kp; Лавров: идея введения миротворцев на Украину не получила развития // РИА Новости. 2015. 14 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20150414/1058380886.html#ixzz3XJ7GHlnw.

4 Пургин не видит прорыва на переговорах глав МИД «нормандской четверки» // РИА Новости. 2015. 22 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20150414/1058454459. html.

Он заменил на этом посту Михаила Зурабова1. Комментируя это назначение, о спикер МИД Украины Евгений Перебийнис сделал замечание журналистам: «Вы ^ все время говорите "Контактная группа", а не существует никакой "Контактной ^ группы". Есть Трехсторонняя контактная группа, и мне странно, что в указе пре- ез зидента РФ подается неправильное название этого механизма взаимодействия. ^ Это принципиальная позиция, что группа именно трехсторонняя: с представителями Украины, России и ОБСЕ. Эти манипуляции с названиями мне кажутся о абсолютно неконструктивными». Впрочем, Перебийнис выразил надежду на то, о что отныне позиция РФ в контактной группе станет более конструктивной и про- < дуктивной, до последнего времени украинская сторона не видела «никакого конструктива»2. х

Сегодня СММ продолжает свою работу в Украине. 25 и 26 апреля 2015 г. она 2 зафиксировала, что представители вооруженных сил Украины занимались укрепле- н-нием своих позиций в ряде мест. В частности, наблюдатели отмечали факты воз- ^ ведения рвов, траншей и огневых точек в районах, находящихся неподалеку от щ населенных пунктов Гречишкино (45 км к северо-западу от Луганска), Новоайдар (49 км к северо-западу от Луганска) и Попасная (69 км к западу от Луганска)3. В докладах СММ тоже фиксировались участившиеся проверки документов и досмотра машин наблюдателей бойцами ВСУ и представителями добровольческих подразделений. При этом силовики пытались выявить среди них россиян. В связи с этим МИД России призывал власти Украины «прекратить практику незаконных проверок наблюдателей ОБСЕ и неукоснительно придерживаться своих международных обязательств, в том числе в отношении СММ»4.

28 апреля главы МИД Сербии, Швейцарии и Германии, составляющие «тройку» ОБСЕ, назначили на встрече в Белграде представителей ОБСЕ в рабочие группы (подгруппы) ТКГ. Представителем председателя ОБСЕ в рабочей группе по безопасности стал глава СММ на Украине Эртугрул Апакан; представителем в рабочей группе по политическим вопросам — Пьер Морель; представителем в рабочей группе по экономическим вопросам — Томас Мироу. Представлять ОБСЕ в рабочей группе по внутренним перемещенным лицам, беженцам и гуманитарной помощи временно будет Хайди Тальявини.

Важно отметить, что «тройка» ОБСЕ, заседание которой проходило с участием генерального секретаря ОБСЕ Ламберто Заньера, выразила серьезную озабоченность ростом нарушений минских договоренностей, прежде всего, в Широкино и вокруг донецкого аэропорта. Представители ОБСЕ подчеркивали, что возобновление боевых действий и скопление тяжелых вооружений являлись нарушением Комплекса мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 г. и призывали подписантов Минских соглашений уважать свои существующие обязательства. Министры «тройки» вновь призвали стороны предоставлять СММ полный беспрепятственный доступ по ее требованию для исполнения своего мандата5.

1 О спецпредставителе России в Контактной группе по Украине // Президент России. 2015. 27 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/news/49350.

2 МИД Украины прокомментировал изменение состава Трехсторонней контактной группы // Анатолий Шарий. медиаэксперт. 2015. 28 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://sharij.net/20096.

3 ОБСЕ: Силовики укрепляют свои позиции в Донбассе ДНР // АН-online. 2015. 27 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://argumenti.ru/world/2015/04/397874.

4 МИД РФ: на Украине должны быть прекращены незаконные проверки международных наблюдателей // NOVOROSSIA.WS. 2015. 27 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://no-vorossia.ws/news/40081-mid-rf-na-ukraine-dolzhni-bit-prekrasheni-nezakonnie-proverki-mezhdunarodnih-nablyudatelej_73992.html.

5 ОБСЕ призвала срочно провести встречу контактной группы в Минске // РИА Новости. 2015. 28 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20150428/1061441063.html;

о На минской встрече ТКГ, состоявшейся 6 мая 2015 г. с участием представителей

^ ДНР и ЛНР, удалось запустить работу четырех рабочих групп, что, по словам Та-

^ льявини, заложило фундамент для переговоров. Денис Пушилин приветствовал

ЕЗ начало прямого диалога между Украиной и представителями Донецка и Луганска,

^ и в этой связи выражал «огромную надежду» на приближение мира. Дейнего тоже отмечал начало реального диалога Киева с представителями республик и надеялся

о на результативность встреч рабочих подгрупп, решение всех сложных вопросов и

СО ч

о придание процессу имплементации минских договоренностей положительной ди-< намики1.

В целом миротворческие усилия ОБСЕ, а также сотрудничающих в «норманд-х ском формате» Франции, Германии и России настраивают на оптимистический 2 лад. Они последовательно выступают за деэскалацию вооруженного конфликта н- на Украине и направляют развитие политических событий в мирное русло. Эта ^ принципиальная позиция отвечает интересам европейских государств. Более с того, складывающаяся ситуация все больше напоминает события начала XXI века, когда в результате февральских (2003 г.) визитов В.В. Путина в Берлин и Париж появилось совместное заявление России, Франции и ФРГ по Ираку. В нем говорилось о решимости трех стран «обеспечить все необходимые условия для завершения процесса разоружения Ирака мирным путем»2. В том документе ведущие государства континентальной Европы впервые выразили несогласие с Вашингтоном, сделавшим ставку на войну с Ираком. Путин разглядел в нем первую после Второй мировой войны попытку урегулировать острый, серьезный международный вопрос, острый кризис во внеблоковом режиме и первый «кирпичик» в строительстве многополярного мира3. Возможно, сегодня мы имеем дело со второй попыткой такого рода.

Вместе с тем настораживает, что Украина продолжает уклоняться от выполнения принятых на себя обязательств. На востоке страны по-прежнему идут боевые действия, в ходе которых украинская армия применяет тяжелую артиллерию, концентрирует военные силы, способные на очередную агрессию против ДНР и ЛНР. Во многом сохраняется ситуация неопределенности. Это вызывает озабоченность, пессимизм и тревожные комментарии со стороны очевидцев и непосредственных участников событий. Так, комментируя информацию о том, что 20 апреля Киев начал готовиться к пятой волне мобилизации, глава самопровозглашенной ДНР Александр Захарченко обвинил украинские власти в подготовке к наступательной операции: «Киев фактически объявил о подготовке к началу боевых действий. Это в очередной раз доказывает, что "миролюбие" Порошенко и Ко насквозь фальшиво. На фоне разговоров о Минских соглашениях и о мире киевский режим занимается милитаризацией страны».

OSCE Troika urges advancement in political process aimed at solving crisis in Ukraine // OSCE. 2015. 28 April [Электронный ресурс]. URL: http://www.osce.org/cio/154046.

1 Запуск подгрупп продвинет выполнение минских соглашений — ОБСЕ // РИА Новости Украина. 2015. 6 мая [Электронный ресурс]. URL: http://rian.com.ua/politics/20150506/367171043. html; Тальявини: работа рабочих подгрупп прошла в конструктивном русле // РИА Новости. 2015. 6 мая [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20150506/1062939317.html; Пушилин: на переговорах в Минске совершился прорыв, которого долго ждали ОБСЕ // РИА Новости Украина. 2015. 6 мая [Электронный ресурс]. URL: http://rian.com.ua/politics/20150506/367168484.html; Дейнего: подгруппы контактной группы могут встретиться в ЛНР или ДНР // РИА Новости. 2015. 6 мая [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20150506/1062977048.html.

2 Совместное заявление России, Франции и ФРГ (Париж, 10 февраля 2003 года) // Посольство РФ в Австралии [Электронный ресурс]. URL: http://www.australia.mid.ru/press2003/03_rus.html.

3 Интервью президента России В.В. Путина французскому телеканалу ТФ-1 11 февраля 2003 г. // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://archive.kremlin.ru/appears/2003/02/11/0004_ type63379_29770.shtml.

Он также заявил, что своими действиями официальный Киев перечеркнул Мин- о

ские соглашения и дискредитировал себя как сторонника мирных переговоров1. ^

Экс-министр обороны ДНР Игорь Стрелков прямо говорит, что переговоры с ны- ^

нешней киевской властью и Минские соглашения являются стратегической ошиб- ез

кой, от которой в первую очередь пострадает сама Россия2. В этом контексте ^ настораживает демонстративное лукавство официального Киева. Примером может

служить речь Петра Порошенко на открытии 28 апреля 2015 г. международной о

конференции в поддержку Украины, в которой прозвучал призыв к полному вы- о

полнению Минских соглашений, но одновременно содержался намек на то, что <

война в Донбассе может начаться в любой момент3. ^

1 Захарченко предложил Украине войти в состав ДНР // РБК. 2015. 21 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/55368c679a7947b2f5894502?utm_source=newsmail&utm_ medium=news&utm_campaign=news_mail1; Глава ДНР заявил, что официальный Киев перечеркнул минские соглашения // РИА Новости. 2015. 24 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/ world/20150424/1060583444.html.

2 Горяйнова Н. «Они хотят выпустить всю кровь из России через Донбасс» // Русская планета. 2015. 8 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://rusplt.ru/policy/oni-hotyat-vyipustit-vsyu-krov-iz-rossii-cherez-donbass-16278.html?utm_source=mail_news&utm_medium=tizer&utm_ campaign=oni-hotyat-vyipustit-vsyu-krov-iz-rossii-cherez-donbass.

3 Порошенко: война в Донбассе может начаться в любой момент // ИАР ТАСС. 2015. 28 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1936088.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.