Научная статья на тему 'Конституционно-правовой статус автономий в Республике Сербия.'

Конституционно-правовой статус автономий в Республике Сербия. Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
230
131
Поделиться

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой статус автономий в Республике Сербия.»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС АВТОНОМИИ В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИЯ

29 октября 2006 г. на всенародном референдуме была принята новая конституция Республики Сербия, оформившая существующую в настоящее время форму сербского государства. В соответствии с принятой конституцией Сербия с точки зрения формы государственно-территориального устройства представляет из себя унитарное государство с двумя национально-государственными автономиями в своем составе. Право сербских граждан на краевую автономию закреплено конституцией (ст. 176).

Конституция называет в составе Республики Сербия две автономии: автономный край Воеводина и автономный край Косово и Метохия (ст. 182). Однако де-факто можно говорить о полном суверенитете Сербии над территорией только одного автономного края - Воеводины. Косово и Метохия (или, как говорят албанцы, просто Косова) с 1990 г. пытается любыми способами выйти из состава Республики Сербия. Еще 2 июля 1990 г. Краевой Скупщиной (парламентом) Косово была принята Конституционная декларация о независимости. В ответ на это законом Скупщины Республики Сербия Скупщина и Исполнительное вече Косово были распущены. Однако 7 сентября 1990 г. группа албанцев, турок и мусульман - бывших депутатов распущенной в июле Краевой Скупщины - собралась в г. Качанике на заседание Краевой Скупщины, которую сербское республиканское руководство объявило нелегальной. В этот день эта нелегальная Скупщина приняла и провозгласила Конституцию «Республики Косова», продлила свои полномочия, полномочия Исполнительного вече и административных органов до новых выборов, а также приняла Закон о выборах. Республиканское руководство не признало решений нелегальной Скупщины Косово. В крае начинали действовать две параллельные системы государственной власти. Начиная с 1990 г. большинство этнических албанцев Косово бойкотируют все выборы в государственные институты Республики Сербии и Союзной Республики Югославии, участвуя только в выборах в органы власти «Республики Косова».

В соответствии с Конституцией Косово от 7 сентября 1990 г. "Республика Косово - демок-

Курносенко Р.А. старший преподаватель Кемеровского государственного университета,

г. Кемерово

ратическое государство албанского народа и представителей остальных народов и национальных меньшинств, его граждан...» (ст. 1). «Республика Косово как государство является членом югославского содружества» (ст. 2). Официальным языком и алфавитом Косово объявляется албанский (ст. 11). Республика имеет свои герб, флаг и гимн (ст. ст. 19-21). Коллегиальным главой государства по Конституции является Президиум Республики Косова (ст. 14), конституционная и законодательная власть принадлежит Скупщине Республики Косова (ст. 13), органом исполнительной власти является Правительство Республики (ст. 112), состоящее из председателя, его заместителей и министров (ст. 114) [1].

Однако принятая 28 сентября 1990 г. Конституция Республики Сербия по прежнему провозгласила, что «в Республике Сербия существуют Автономный край Воеводина и Автономный край Косово и Метохия как виды территориальной автономии» (ст. 6) [2].

26-30 сентября 1991 г. в Косово прошел референдум по вопросу суверенитета и независимости. По Сообщению Скупщины Республики Косова от 19 октября 1991 г., из 1 051 357 имеющих право голоса жителей Косова в референдуме приняли участие 914 902 (81,01%). Из них 913 705 (99,87%) проголосовали за суверенитет и независимость Косова. На основании этого Скупщина официально объявила Косово суверенной и независимой Республикой [3]. 22 октября 1991 г. постановлением Народного собрания Республика Албания официально признала Республику Косова суверенным и независимым государством. Однако Европа не спешила признавать независимость Косово.

24 мая 1992 г. в Косово прошли многопартийные выборы в Скупщину Республики и выборы Президента Республики Косова. Абсолютное большинство, 76,55% голосов (96 мест), получили кандидаты от Демократической лиги Косова. Ее же кандидат д-р Ибрагим Ругова подавляющим большинством голосов был избран Президентом Республики. Таким образом, окончательно сформировалась албанская система государственной власти в Косово, существовавшая па-

41

раллельно с сербской до конца XX в., когда противостояние двух этих систем вылилось в вооруженный конфликт. Результатом сербско-албанского вооруженного столкновения в Косово стало вмешательство международных миротворческих сил, установивших над территорией края протекторат ООН, существующий до сих пор. В настоящее время мировое сообщество безрезультатно ищет решение косовского вопроса, которое могло бы устроить обе конфликтующие стороны. Косовское правительство обещает не позднее мая 2008 г. вновь объявить о независимости края.

Сербская сторона продолжает справедливо настаивать на том, что автономный край Косово и Метохия является неотчуждаемой частью территории Республики Сербия. Уже в преамбуле конституции Сербии 2006 г. говорится что «край Косово и Метохия является неотъемлемой частью территории Сербии, что он обладает статусом широкой автономии в составе суверенного государства Сербия и что из такого статуса края Косово и Метохия следуют конституционные обязательства всех государственных органов отстаивать и защищать государственные интересы Сербии в Косово и Метохия во всех внутренних и иностранных политических отношениях».

В соответствии с положениями конституции Республики Сербия 2006 г., автономные края - это автономные территориальные сообщества, установленные Конституцией, в которых граждане осуществляют право в краевую автономию (ст. 182), обладающие статусом юридического лица (ст. 176). Территория автономных краев не может быть изменена без согласия их граждан, выраженного на референдуме, в соответствии с Законом (ст. 182). Автономные края обладают правом сотрудничать с соответствующими территориальными сообществами других государств, в рамках внешней политики Республики Сербия, при уважении территориальной целостности и правовой системы Республики Сербии (ст. 181).

Высшим правовым актом автономных краев является Статут (некоторые переводчики обозначают это понятие словом «Устав», однако, учитывая то, что в сербском языке словом «Устав» обозначается конституция, представляется более целесообразным называть высший правовой акт автономного края так, как его название звучит по-сербски, т.е. словом «Статут»). Статут автономных краев принимается их скупщинами, после предварительного одобрения его проекта Народной Скупщиной Республики Сербия. О вопросах своей компетенции автономный край прини-

42

мает решения и другие общеобязательные акты (ст. 185 Конституции).

В соответствии с Конституцией автономные края обладают компетенцией в тех предметах ведения, которые наиболее эффективно могут быть реализованы в пределах автономного края, если эти предметы ведения не относятся к компетенции Республики Сербия. То, какие вопросы должны относиться к республиканскому, а какие к краевому предмету ведения, определяется законом (ст. 177). Компетенция автономных краев устанавливается их Статутом. Автономные края, в соответствии с Законом, регулируют вопросы краевого значения в следующих областях: 1. Городского планирования и развития; 2. Сельского хозяйства, водного хозяйства, лесоводства, охоты, рыболовства, туризма, гостиничного хозяйства, курортов и здравниц, защиты окружающей среды, промышленности и ремесла, дорожного, речного и железнодорожного транспорта и ремонта дорог, организации ярмарок и других экономических мероприятий; 3. Образования, спорта, культуры, здравоохранения и социальной защиты и общественного информирования на краевом уровне. Автономные края устанавливают символы края и способ их использования, управляют краевым имуществом, организуют получение собственных доходов, принимают свой бюджет и итоговый балансовый отчет (ст. 183). Осуществление компетенции автономных краев финансируется за счет их собственных доходов, тип и размер которых устанавливается республиканским законом. Законом же определяется доля автономных краев в части доходов Республики Сербия. Конституцией установлено, что бюджет автономного края Воеводина должен равняться по крайней мере 7% от размера бюджета Республики Сербия, учитывая, что три седьмые бюджета автономного края Воеводина должны быть использованы для финансирования капитальных расходов (ст. 184). Конституция предусматривает возможность делегирования республиканских полномочий. Республика Сербия может, в соответствии с законом, передать определенные предметы ведения из своей компетенции автономным краям. Средства, необходимые для реализации переданных полномочий, должны быть предусмотрены бюджетом Республики Сербия. Права и обязанности автономных краев и Республики Сербия по контролю за осуществлением делегированных полномочий определяются законом (ст. 178).

Автономные края, в соответствии с Кон-

ституцией и Статутом автономного края, самостоятельно определяют организацию и компетенцию своих органов и общественных служб (ст. 179). Высшим органом автономного края является Скупщина. Депутаты Скупщины избираются на четыре года на прямых выборах тайным голосованием в соответствии с решением Скупщины. В автономных краях, в которых проживает население смешанного национального состава, возможно пропорциональное представительство национальных меньшинств в Скупщине, в соответствии с Законом (ст. 180).

Однако самостоятельность органов автономных краев не безгранична. В соответствии со ст. 186 Конституции, Правительство Республики Сербия имеет право инициировать в Конституционном Суде республики производство по оценке конституционности и законности любых решений органов автономных краев, до вступления их в законную силу. В этом случае Конституционный Суд может до принятия своего решения отложить вступление в силу оспоренного решения автономного края.

С другой стороны, автономный край также обладает возможностью обращения в Конституционный суд для защиты своих автономных прав и законных интересов. На основании ст. 187 Кон-

ституции специальный орган, определенный Статутом автономного края, имеет право жалобы в Конституционный Суд, если отдельным актом или действием государственного органа республики или органа местного самоуправления создаются препятствия осуществлению компетенции автономного края. Данный орган может инициировать производство по оценке конституционности и законности закона и другого общеобязательного акта Республики Сербия или общеобязательного акта муниципального образования, которые нарушают право на краевую автономию.

Таким образом, анализ правовых норм, содержащихся в Конституции Республики Сербия, принятой 29 октября 2006 г., позволяет сделать вывод о том, что конституционно-правовое положение автономий в современной Сербии характеризуется достаточно широким объемом полномочий, предоставленных им во взаимоотношениях с центральными органами Республики Сербия. Круг вопросов, входящих в предмет самостоятельного ведения краевых органов власти, позволяет автономиям наиболее эффективно осуществлять управлениями общественными отношениями в тех сферах, которые наиболее эффективно могут быть реализованы в пределах автономного края.

Литература:

1. Из Конституции Республики Косова (7 сентября 1990 г) // Албанский фактор в развитии кризиса на территории бывшей Югославии. Документы. В 3-х тт. Т 1 (1878-1997) / Отв. ред. д-р ист. Наук Е.Ю. Гуськова. М., 2006. С. 207-211.

2. Из Конституции Республики Сербии (28 сентября 1990 г) // Албанский фактор в развитии кризиса на территории бывшей Югославии. Документы. В 3-х тт. Т 1 (1878-1997) / Отв. ред. д-р ист. Наук Е.Ю. Гуськова. М., 2006. С. 212.

3. Сообщение Скупщины Республики Косова (19 октября 1991 г) // Албанский фактор в развитии кризиса на территории бывшей Югославии. Документы. В 3-х тт. Т. 1 (1878-1997) / Отв. ред. д-р ист. Наук Е.Ю. Гуськова. М., 2006. С. 218.

43