ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СОЦИОКУЛЬТУРНОГО
РАЗВИТИЯ
1УДК 349.41 ББК 67.407
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ
Т. З. Барциц
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы становления и развития земельно-имущественных отношений в Абхазии. Исследуется правовое положение земель, их нормативный, общественный, социально-экономический статус. Актуальность представленной статьи не вызывает сомнения, поскольку вопросы правового регулирования отношений собственности на земельные участки во всех его аспектах вызывают живой интерес во многих науках, в том числе и в конституционном праве. Отсутствие частной собственности на землю в Республике Абхазия, а также установление запрета на вовлечение земельных участков в гражданский оборот обусловило повышенный интерес к правовому регулированию отношений собственности на земельные участки в Республике Абхазия. В настоящей статье раскрывается сущность категории <собственность», причем используется для этого анализ большого объема правовых документов. Кроме того, для выявления проблематики раскрываются вопросы соотношения государственной и частной собственности в Республике Абхазия. Представлен обширный анализ, позволяющий определиться с серьезным вопросом - может ли государственная собственность соответствовать эффективному обеспечению прав и законных интересов граждан Республики Абхазия.
Ключевые слова: собственность, земельное законодательство, земельно-имущественные отношения, земельная собственность, право гражданина на земельный участок, конституция Республики Абхазия, право собственности на землю.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION
OF PROPERTY RELATIONS OF LAND IN THE REPUBLIC OF ABKHAZIA T. Z. Bartsits
Abstract. The article considers some issues of formation and development of the land and property relations in Abkhazia. The legal status of lands, their standard, public, social and economic status is investigated. Relevance of the present article doesn't raise any doubts as the issues of legal regulation of the relations of property on the land plots in all its aspects are of keen interest in many sciences including the constitutional law. Lack of private property on the land in the Republic of Abkhazia, and also a ban on involvement of the land plots in civil circulation has caused interest in legal regulation of the property relations on the land plots in the Republic of Abkhazia. The article analyzes the essence of the category „property" using a large amount of legal documents. Besides, to identify the issue, the article reveals questions of a ratio of the state and private property in the Republic of Abkhazia. The extensive analysis allowing to decide on a serious question is submitted - whether the state property can correspond to effective provision of the rights and legitimate interests of citizens of the Republic of Abkhazia.
Keywords: property, land legislation, land and property relations, land ownership, the citizen's right to the land plot, the Constitution of the Republic of Abkhazia, land ownership.
В современном мире понятие «собственность» настолько твердо вошло в наш мир и соединилось с нашим сознанием, что нам достаточно сложно рассматривать свою жизнь, исключая из нее взаимоотношения возникающие по поводу собственности.
Институт собственности представляет собой инструмент, созданный человеком для своих нужд, возникающих у него как у разумного существа, ведущего общественный образ жизни.
Многие выдающиеся философы, юристы, экономисты занимались вопросами природы права собственности, ее происхождения и отношения к ней человека. Эволюция отношений собственности способствовала изменению научных исследований, отражающих общественно-экономический уклад жизни человека и природу права собственности. В зависимости от истории, экономических условий, правовой культуры в разных правовых системах сложилось собственное понимание и отношение к собственности, сформировались собственные отличающиеся друг от друга традиции права и законодательства.
Для континентальных стран ключевым в развитии является римское право, в то время как страны общего права основывали свои правовые институты на феодальных традициях. В странах с континентальной правовой системой позиции, определяющие правовой режим собственности, были разработаны Жан-Жаком Руссо, Шарлем Луи Монтескье, Джереми Бентамом, Джоном Стюартом Миллем и др. Страны с правовой системой общего права основывали свое законодательство в духе идей прецедентного права. Отдельно следует выделить страны с социалистической экономикой хозяйствования, опорными для которых являлись труды Фридриха Энгельса, Карла Маркса и В. И. Ульянова. Для понимания отношений собственности в российской философии и российском дореволюционном законодательстве следует обратиться к работам П. Я. Чаадаева, И. А. Ильина, Н. А. Бердяева и др.
По нашему мнению, актуальные вопросы земельного законодательства Абхазии, а также конституционно-правовое регулирование частной и государственной собственности на земельные участки требуют глубокого аналитиче-
ского исследования и обращения к различным отраслям юридической науки и гуманитарным знаниям. Так, например, в трудах абхазских ученых XX столетия (Г. А. Дзидзария, З. В. Анчабазд-зе, Ш. Д. Инал-ипа), можно почерпнуть широкие знания о традиционном землепользовании в Абхазии, при этом конституционно-правовые основы земельного законодательства Абхазии нуждаются в системном изучении, так как до сих пор остаются недостаточно исследованными.
Безусловно, анализ классических доктрин и концепций на тему собственности способствует выделению для самостоятельного изучения вопроса собственности на земельные участки. Собственность на землю - это старая концепция внутри которой конкурируют интересы частных землевладельцев и публичные основы суверенной власти государства.
Говорить о возникновении правоотношений собственности следует с образованием первых государств и возникновением системы прав и обязательств.
Интересно, что уже с древнейших времен с возникновением человека возникают некоторые предпосылки понятия собственности. Но отношения вокруг собственности в догосудар-ственный период основывались не на правомочиях собственности, а на правоотношениях присвоения. Именно присвоение удовлетворяло эгоистическое желание человека на овладение конкретным предметом, и оно послужило причиной борьбы за собственность как внутри общества, так и между государствами.
Правоотношения собственности берут свое начало в нормах римского права. Для большей части цивилизованного мира римская юриспруденция, римское гражданское и земельное законодательство сохраняют свое влияние и исключительное значение.
Римское законодательство в отличие от античного (греческого) было направлено на детальное урегулирование множества вопросов, в том числе и частной собственности. Если античная Греция вошла в историю как культура поэтов и философов, то римская цивилизация ассоциируется в первую очередь с римским законодательством. Римляне не уделяли большого внимания теории права, их философия права была в значительной мере заимствована у греков. Что интересовало римлян,
так это правила, регулировавшие частную собственность [1].
Интересно характеризует право собственности по римскому законодательству В. М. Хвостов. Римское законодательство о собственности не наделяет собственника неограниченными правомочиями в отношении принадлежащего ему имущества. Римское право, понимая необходимость установления правовых ограничений, наделяло собственника достаточно широкими полномочиями по использованию, распоряжению принадлежавшей ему землей, ее воздушного пространства, недр и природных минералов. Интересно что права собственника носили настолько неограниченный характер, что допускалось наносить ущерб соседям -при условии, что собственник остается в границах своего участка. Собственник в принципе ограничен только правилом, согласно которому нельзя вредить другим лицам, пользуясь своим правом только для того, чтобы нанести им вред (так называемый шикан) [2, с. 230].
Классические основы европейского права собственности на земельные участки были заложены римскими законодателями.
Процесс восприятия норм римского законодательства западноевропейскими странами получил название рецепции римского права.
Институты феодального права получили развитие в законодательстве Византийской империи, а затем юридически оформились в правовых системах Франции и Германии. Система феодального землевладения к началу XIII в. была распространена почти во всех западноевропейских странах.
Система общего права в меньшей степени испытала влияние римского правового наследия, так как процесс создания англосаксонского права начался с XI в., когда герцог Нормандии Вильям, разгромив англосаксонское ополчение, одержал победу и стал владельцем земель Англии [3, гл. 18].
Идея абсолютного права собственности явилась результатом Великой французской революции (1789-1794). Старая система феодальных отношений и преимуществ аристократической знати была заменена идеями равенства всех перед законом, а также демократизацией системы государственной власти и управления. 26 августа 1789 г. была принята
Декларация прав человека и гражданина, которая в ст. 2 среди перечня естественных и неотъемлемых прав человека провозглашала право на собственность [4, с. 292]. Либеральные идеи Великой Французской Революции в дальнейшем транслировались в законодательные акты европейских государств и сыграли большую роль на развитие института собственности в Европе.
Модель социалистического землепользования изучается в проекции советской правовой системы (1921 по 1991 г.). Изменения в подходах государственного и идеологического строительства, определявшиеся центральными органами государственной власти СССР, им-плементировались в советскую абхазскую правовую систему применимо к местным условиям. На конституционном уровне отношения по землепользованию закреплялись в конституциях Абхазии социалистической эпохи землепользования (Конституция ССР Абхазии от 1 апреля 1925 г., Конституция Абхазской АССР 1937 г., Конституция Абхазии 1979 г.).
Распад советского государства и переход Абхазии к новой экономике создал необходимость проведения аграрно-земельной реформы, а также изменения законодательства Абхазии по землепользованию и землеустройству.
В Абхазии процесс становления нового земельного законодательства осложнялся послевоенными разрушениями экономики, а также сложным международно-правовым непризнанием существования новой республики.
Многие вопросы в послевоенный период и в послевоенных условиях, в том числе и аграр-но-правовые, рассматривались через призму сложных отношений внешней угрозы и опасения действовавшего руководства потерять суверенные права новой республики. Земельный вопрос в этом отношении не был исключением. Отношения по переучету и переделу недвижимого имущества происходили в интересах традиционного населения, чьи дома, имущество, собственность были потеряны в результате событий «Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг.».
Послевоенное конституционное законодательство в Республике Абхазия (далее - РА) провозглашает общедемократические начала собственности, юридически устанавливает
право на частную собственность. В земельном кодексе указывается право гражданина РА на земельный участок, при этом земля может находиться в исключительной собственности государства.
Фактическое провозглашение государственной собственности на землю в РА (ст. 5) требует более широкого теоретического обоснования и более тщательного правового регламентирования частной собственности на земельные участки.
Некоторый привилегированный статус государственной собственности на землю в РА отражает исключительную значимость земельной собственности и земельного законодательства для политической стабильности абхазского государства.
Как нам представляется, принятие в послевоенный период положений, ограничивающих распоряжение земельной собственностью, по нашему мнению, являлось мерой, направленной на обеспечение политической и национальной безопасности в малоземельной Абхазии.
На современном этапе в земельном законодательстве Абхазии сохраняется некоторая расплывчатость в отношениях, возникающих по поводу «земельной собственности», «частной собственности» и «права гражданина на земельный участок».
Занимаясь вопросами определения путей абхазской государственности в контексте земельного права, мы сталкиваемся с проблемой выделения приоритетной формы и модели собственности (в том числе и земельной), подходящей конкретному абхазскому государству с конкретной политической и правовой историей.
Интересно отметить, что современное европейское земельное законодательство не разделяет понятия «земля» и «земельный участок». Считается, что эти понятия тесно связаны между собой, а в определенных случаях могут рассматриваться как синонимы.
Наиболее явную взаимосвязь между данными понятиями мы можем заметить в нормах современного английского земельного права.
Следует отметить, что терминологическое своеобразие англосаксонской правовой системы исключает классическое понятие «недви-
жимое имущество», а заменяет его термином chattel - «движимое имущество» с различными правовыми формами и вариантами использования. Понимание термина «земля» в Англии не ограничивается конкретным земельным пространствами, а распространяется на различные варианты собственности: дома, офисные здания, заборы, квартиры, фабрики и т. д. В Англии принято считать, что даже верхний этаж многоэтажного жилого дома, а также части зданий, выступающие в воздушное пространство, такие как современные балконы или верхний этаж замка Тюдоров XVI в., несомненно, являются землей [5]. Англосаксонское отношение к объектам собственности требует внимание и учета степени физического неразрывного соединения с землей и наличие неразрывной взаимосвязи между ними.
Безусловно, правовой режим земель Абхазии требует создание национально ориентированного законодательства, учитывающего интересы общества и отдельных собственников земельных участков.
В современной Абхазии право частной и государственной собственности на земельные участки носит остро дискуссионный характер. Это наглядно прослеживается через СМИ Абхазии, которые весьма активно обсуждают вопросы отношения общества к земельной собственности. Среди множества мнений, два наиболее явные и диаметрально противоположные. Так, группа экономистов во главе с председателем экономического комитета Парламента РА Г. Р. Агрба, считают, что земля в Абхазии не должна быть объектом рыночных отношений, купли и продажи [6].
В то же время представители бизнеса, во время международной конференции, которая проходила под эгидой Торгово-промышленной палаты в декабре 2015 г., не бездоказательно определили свои позиции о сложностях ведения бизнеса и инвестирования в Абхазии из-за отсутствия в стране закона об обороте земельных участков и создания свободного рынка земли [7].
В вопросе отношения к земле и земельным участкам как к объектам права собственности, на наш взгляд, следует учитывать ограниченные территориальные ресурсы Абхазии, а также роль земли в сохранения нацио-
нальной самобытности и родного языка абхазского народа.
Вопросы частной собственности с позиции конституционно-правового регулирования закреплены в ст. 13 Конституции РА, где среди перечня естественных прав и свобод человека конституция провозглашает «право на частную собственность» [8].
Следует заметить, что в Конституции РА частная собственность закреплена, но при этом не определяется частная собственность на землю, а обращение к отраслевому законодательству свидетельствует об исключении земли из гражданско-правого оборота.
В соответствии со ст. 5 Конституции РА «земля и другие природные ресурсы являются собственностью народа, используются и охраняются в Республике Абхазия как основа жизни и деятельности ее граждан» [8]. Интересным является то, что формулировка конституционного положения определяет привязанность земли к гражданственности.
Историческая связь земли и гражданства была известна еще римскому праву, когда в некоторых случаях римское гражданство подкреплялось правом собственности на землю [9].
Таким образом, в правоотношениях, возникающих по поводу земли, в Абхазии исключительным собственником выступает государства, при этом отношение населения к земле прежде всего определяется статусом «гражданство».
В земельном законодательстве РА закрепляется исключительная государственная форма собственности на землю, природные ресурсы и земельные участки. Наличие земельных участков в собственности в условиях Абхазии возможно лишь на условиях владения, пользования либо аренды земли. Фактически, классическое определение права частной собственности, предполагающее правомочия владения, пользования и распоряжения земельным участком, в условиях Абхазии полноценно не реализуется, а подразделяется на самостоятельные юридические правоотношения.
Земельные кодекс РА, провозглашая право граждан на земельный участок, устанавливает исключительную государственную собственность на землю, а следовательно, и на природ-
ные ресурсы РА. При этом в современном конституционном праве Абхазии отсутствуют нормы определяющие правовой режим использования и охраны земель, а также природных ресурсов. Государственное землепользование в РА подтверждается установлением прямого запрета на куплю-продажу, дарение, залог и самовольный обмен земельных участков [10].
Таким образом, иные формы собственности на землю, природные ресурсы и земельные участки, за исключением государственной, в законодательстве РА исключены.
Приоритетное закрепление в Конституции РА публичной собственности означает что земельные участки в РА могут принадлежать исключительно Республике Абхазия и муниципальным образованиям. Из вышеуказанного следует вывод, что конституционный принцип, провозглашающий право граждан на частную собственность, не распространяется на землю и сопутствующие ей правоотношения.
Следует отметить, что земельное законодательство РА обеспечивает право граждан РА на бесплатное получение земельных участков. По причине того, что в РА установлен государственный запрет на гражданско-правовые операции с землей, государство через государственные органы берет на себя полное обязательство по распределению свободных земельных участков.
По нашему мнению, экономические перспективы, а также последующее развитие земельного законодательства Абхазии должно быть направлено на создание условий, способствующих организации государственного регулирования отношений собственности на земельные участки с учетом интересов национальных землепользователей.
Конституционное право граждан Абхазии на земельные участки реализуется путем предоставления земельных участков во владение и пользование в порядке отвода.
Отсутствие частной собственности на земельные участки требует реформирования системы предоставления земель во владение и пользование, что в большинстве случаев реализуется путем отвода. В соответствии с законодательством РА отвод земельных участков осуществляется на бесплатной ос-
нове [11]. К сожалению, практика обращения в органы государственного управления, наделенных соответствующей компетенцией, свидетельствует об отсутствии механизма регулирования системы бесплатного отвода земельных участков. Местные органы власти достаточно часто игнорируют права граждан на бесплатное предоставление земельных участков, особенно в прибрежных районах (которые включают территории, прилегающие к побережью Черного моря, шириной до 200 м [11]), где цены на земельные участки соответственно высоки.
Земельное законодательство РА исключает отношения, возникающие вокруг «частной собственности» на земельные участки. Юридическое отсутствие права частной собственности на землю противопоставляется праву собственности на недвижимые объекты, здания, сооружения, по отношению к которым земельный участок выступает сопутствующим элементом.
По итогам обобщения вышеизложенного материала можно предположить, что реализация в земельном законодательстве Абхазии, помимо государственной, «иных» форм собственности на земельные участки способствует повышению эффективности конституционно-правовых гарантий, направленных на обеспечение прав и законных интересов граждан РА.
Наметившиеся тенденции правовых реформ земельного законодательства Абхазии требуют продуманной государственной политики, ориентированной на обеспечение экономической и политической стабильности нынешней Абхазии в интересах будущего поколения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Крассов, О. И. Право собственности на землю в странах Европы [Текст]: моногр. / О. И. Крассов. - М.: Норма, Инфра-М, 2014. -400 с.
2. Хвостов, В. М. Система римского права [Текст]: учебник / В. М. Хвостов. - М., 1996.
3. Крашенинникова, Н. История государства и права зарубежных стран [Текст] / Н. Крашенинникова, О. Жидкова. - М., 1998.
4. Саддиков, В. Н. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран [Текст]: учеб. пособие. - М., 2005.
5. Крассов, О. И. Земельное и имущественное право в странах общего права [Текст]: моногр. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2015. - 416 с.
6. Бганба, И. Н. Земля народная [Текст] / И. Н. Бганба // Республика Абхазия. - 2015. - № 36 (23 сент.).
7. Агрба, О. М. Инвестиции в никуда [Текст] / О. М. Агрба // Чегемская правда. - 2015. - № 25 (20 нояб.).
8. Конституция Республики Абхазия. Принята на сессии Верховного Совета Республики Абхазия 12-го созыва 26 ноября 1994 г., одобрена всенародным голосованием 3 октября 1999 г. с изменением, принятым на всенародном голосовании (референдуме) 3 октября 1999 г. [Текст] // Республика Абхазия. - 2010. - № 133 (3310) (21 янв.).
9. Частная собственность: свобода, справедливость, мир и процветание. Научно-исследовательский Центр Мизе-са [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.m-90. ru/node/102 (дата обращения: 12.12.2015).
10. Гражданский кодекс Республики Абхазия (с изменениями и дополнениями от 2 апреля 2007 г. № 1677-с-ХГУ, 10 мая 2011 г. № 2913-с-IV, 15 июня 2015 г. № 3823-с-У) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// presidentofabkhazia.org/doc/codecs/ (дата обращения: 10.12.2015)
11. Земельный Кодекс Республики Абхазия от 7 сентября 1994 года № 135-с [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// presidentofabkhazia.org/doc/codecs/ (дата обращения: 10.12.2015).
REFERENCES
1. Krassov O. Г. Pravo sobstvennosti na zemlyu v stranakh Evropy: monogr. Moscow: Norma, Infra-M, 2014. 400 p.
2. Khvostov V. M. Sistema rimskogo prava: uchebnik. Moscow, 1996.
3. Krasheninnikova N., Zhidkova O. Istoriya gos-udarstva i prava zarubezhnykh stran. Moscow, 1998.
4. Saddikov V. N. Khrestomatiya po istorii gosu-darstva i prava zarubezhnykh stran: ucheb. po-sobie. Moscow, 2005.
5. Krassov O. I. Zemelnoe i imushchestvennoe pravo v stranakh obshchego prava: monogr. Moscow: Norma, INFRA-M, 2015. 416 p.
6. Bganba I. N. Zemlya narodnaya. Respublika Abkhaziya. 2015, No. 36 (23 Sen.).
7. Agrba O. M. Investitsii v nikuda. Chegemskaya pravda. 2015, No. 25 (20 Nov.).
8. Konstitutsiya Respubliki Abkhaziya. Prinyata na sessii Verkhovnogo Soveta Respubliki Abkhaziya 12-go sozyva 26 noyabrya 1994 g., odobrena vsenarodnym golosovaniem 3 okty-abrya 1999 g. s izmeneniem, prinyatym na vsenarodnom golosovanii (referendume) 3 oktyabrya 1999 g. Respublika Abkhaziya. 2010, No. 133 (3310) (21 Jan).
9. Chastnaya sobstvennost: svoboda, spravedli-
vost, mir i protsvetanie. Nauchno-issledovatels-kiy Tsentr Mize-sa. Available at: http://www. ru-90.ru/node/102 (accessed: 12.12.2015).
10. Grazhdanskiy kodeks Respubliki Abkhaziya (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 2 Apr 2007 No. 1677-s-XIV, 10 May 2011 No. 2913-s-IV, 15 June 2015 No. 3823-s-V). Available at: http://presidentofabkhazia.org/doc/codecs/ (accessed: 10.12.2015)
11. Zemelnyy Kodeks Respubliki Abkhaziya ot 7 Sent. 1994 No. 135-s. Available at: http://presi-dentofabkhazia.org/doc/codecs/ (accessed: 10. 12.2015).
Барциц Темыр Зурабович, аспирант кафедры земельного права Государственного университета по землеустройству
e-mail: Timur.barcic@mail.ru
Bartsits Temyr Z., post-graduate student, Land Law Department, State University of land use planning e-mail: Timur.barcic@mail.ru