УДК 342
Т.З. Барциц*, Д.Ю. Горохов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет по землеустройству», Москва, Россия.
105064 Москва, ул. Казакова д.15
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», Москва, Россия.
125047 Москва, Миусская пл., 9
*е-шаП: [email protected]
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ
В статье рассматриваются некоторые вопросы становления и развития земельно-имущественных отношений в Абхазии в дореформенный и пореформенный период. Исследуется правовое положение земель, их нормативный, общественный, социально-экономический статус.
Ключевые слова: геофизические условия, отмена крепостного права, Конституция Республики Абхазия, Земельный кодекс Республики Абхазия, категории земель
Геофизические условия Абхазии таковы, что она является одним из самых благоприятных мест для проживания человека на нашей планете. Множество (солнечных) световых дней в году, обилие питьевой воды и плодородная земля, все это явные открытые аргументы в пользу того, что природные и климатические условия здесь таковы, что человек при организованном труде и пребывая в союзе и гармонии с природой, может жить в благополучии и достатке.
Необходимость решения вопросов, касающихся одновременно, как использования, так и сохранения земли на территории Абхазии, с каждым годом все более возрастает. Это связано с тем, что земля является предпосылкой любой хозяйственной деятельности человека, но еще важнее то, что она — первооснова его жизни.
На современном этапе развития страны одним из приоритетных направлений деятельности властей является создание условий для сохранения земельных ресурсов Абхазии в пригодном для дальнейшего использования состоянии, уже для будущих поколений.
Безусловно, абхазы, так же, как и другие народы, издревле осваивали, обживали вокруг себя земли. Следует отметить, что достойным примером подражания для молодого поколения является умение традиционных абхазов приложить все усилия, чтобы не навредить окружающей природе и сохранить красоту родных пейзажей. Земля, в традициях абхазов является важнейшей составной частью экологической системы.
Изучавший абхазский образ жизни акад. К.Д. Мачавариани об особенностях социальной жизни в абхазском обществе писал: «Закон «Ману» - «земля принадлежит тому, кто ее обработал», был применяем здесь в широких размерах. Все сословия, начиная от князя и кончая «ахашэала» (категория зависимого населения), были полными собственниками земель, обработанных ими и их
предками. Такое поземельное право ставило низшее сословие вне зависимости от привилегированных классов».
Следует отметить, что основой общественного устройства Абхазии являлись сельские общины -«акыта», которые объединяли всех селян, что характерно для Абхазии, в нее включались и дворяне. Отражение такого общественного устройства сохранялись до середины XX в., а отголоски можно наблюдать до нынешнего периода.
Правовые изменения в земельных отношениях, были определены в Абхазии после отмены крепостного права в Российской империи.
Проведение этой реформы в Абхазии задержалось из-за Лыхненского 1866 г. восстания. Работа по подготовке проведения реформы была возобновлена Сухумской сословно-поземельной комиссией в 1867 г. И продолжала свою работу до 1876 г., когда она была переименована в Поземельную комиссию.
Царское правительство пришло к выводу о необходимости переустройства сословных отношений в Абхазии. Абхазию нужно было приспособить к новым условиям жизни в империи. Новая подготовительная комиссия более детально разбиралась в основаниях «странного строя» относительно к той, известной им российской жизни, с позиции которой они рассматривали действительность жизни традиционного абхазского общества. Император Александр II утвердил 8 ноября 1870 г. «Положение о прекращении личной зависимости и о поземельном устройстве населения в Сухумском отделе», которое было официально объявлено 19 февраля 1871 г.
В отличие от других крестьянских реформ, где прямо говорится о «крепостной зависимости», в абхазской сказано лишь о «прекращении личной зависимости, т. к. все категории местного крестьянства являлись собственниками своей земли и в этом смысле не завесили от феодалов. Что
касается личной зависимости в Абхазии и здесь имелись свои особенности. Даже «зависимые» крестьяне «ахую» и «амацуразку» сохраняли главные черты свободного человека за ними оставались гражданские и имущественные права. Иными словами, они сохраняли за собой право на свободу передвижения, право собственности на землю и недвижимость, право наследования.
Таким образом, даже низшие слои абхазского крестьянства нельзя считать крепостными. Условно зависимые крестьяне отбывали отдельные необременительные повинности на основе строго определенного, выработанного веками, обычного права, которое в абхазском обществе выполнялось безукоризненно и практически не нарушалось.
Законодательство Абхазии о землеустройстве и землепользовании социалистической эпохи соответствовало общесоюзному законодательству и законодательству союзных и автономных республик с учетом территориальной специфики региона.
Следует заметить, что послевоенная (1992-1993) Абхазия оказалась в условиях правового ограничения. Для регламентации различного рода общественных отношений, в том числе отношений по землеустройству, было решено придерживаться принципа действия советского законодательства в той части, в которой оно не противоречит вновь принимаемым нормативно-правовым актам.
Природные условия и многовековая история Абхазии указывают на то, что за одну из главных основ производства во всей Абхазии целесообразно рассматривать многопрофильное сельское хозяйство. Следовательно, необходимо внедрить в жизнь специальную программу развития сельского хозяйства, где устойчиво, посредством закона предохранялись бы интересы сохранения земли, водных ресурсов и полезных ископаемых.
Первостепенным для нынешней Абхазии, в переходное время, когда система старой экономики разрушена, а новая еще не устойчива, является осуществление эффективного административно -правового регулирования землеустройства, землепользования и земельно-имущественных отношений, для чего необходимы надлежащие законы.
Безусловно, на современном этапе развития Абхазии, невозможно без реального соблюдения общественных интересов, создания благоприятных условий для субъектов хозяйствования, в частности посредством обновленного «Земельного Кодекса».
Согласно статье 5 Конституции Республики Абхазия «Земля и другие природные ресурсы являются собственностью народа, используются и охраняются в Республике Абхазия как основа жизни и деятельности ее граждан. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами регулируются законами Республики Абхазия».
Несмотря на сложившуюся нормативно-правовую базу, включающую Гражданский и Земельный кодексы Республики и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оборота земель, в том числе и
сельскохозяйственного назначения,
законодательство Абхазии не в полной мере соответствуют требованиям устойчивого развития Республики в современных условиях.
Следует отметить, что значительная часть собственников земельных участков (земельных долей), которые хотели бы совершить ту или иную сделку с участком (долей), ограничена законом Республики Абхазия.
Законодательство Республики Абхазия содержит перечень норм закрепляющих возможность владения и пользования земельными участками. Неурегулированными остаются вопросы
распоряжения земельной собственностью. Следует отметить, что правом распоряжения земельным наделом обладают органы местного самоуправления. Для рассмотрения земельных вопросов и подготовки решений по ним органы местного управления образовывают земельные комиссии.
На наш взгляд, для формирования единого цивилизованного рынка земли, необходимы существенные рыночные преобразования в сфере реформирования отношений собственности. Ограниченность территории Абхазии не позволяет вовлекать земельную собственности в полноценный гражданский оборот.
Распоряжения землей частными лица, а также выделение земель органами местного самоуправления должно осуществляться под существенным вниманием и контролем соответствующих государственных учреждений и органов управления.
Значительный контроль и юридическое обоснование необходимо при переводе земель из одной категории в иную. В соответствии с целевым назначением все земли Республики Абхазия подразделяются на:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов);
3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны, иного специального назначения;
4) земли природоохранного, курортно-оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) прибрежные земли;
8) земли запаса.
В 2011 г. комитет Госдумы РФ по собственности и Федеральное министерством финансов Германии провели совместный "круглый стол" на тему "Проблемы создания цивилизованного рынка земли в России. Фундаментальные аспекты". На круглом столе была высказана точка зрения и предложен законопроект об отмене деления земель на категории. Авторы законопроекта полагают, что разные категории земель - никому не нужная норма, которая приводит к коррупции и поборам за перевод земель из одной категории в другую. Закрепить целевое использование земли можно в рамках
территориального планирования и
градостроительного зонирования.
Существенным элементом регулирования и контроля земельных ресурсов Абхазии является налог на землю.
Изменение ставки налога в зависимости от категорий земли и их целевого назначения предоставит государству возможность выделение приоритетных отраслей развития государственного и частного хозяйств, а также способствует подъему экономики в регионе. Путем предоставление налоговых льгот и преференции государство обеспечит дифференцированное налогообложение земель различных категорий и определит приоритеты в пользовании земельным фондом Абхазии.
Как нам представляется, современные политико-правовые, социально-правовые исследования должны скрупулезнее рассматривать вопросы правовых механизмов государственного
регулирования земельного фонда в нынешней Абхазии, развитие земельного законодательства, правовое обеспечение государственного
регулирования земельного фонда в послевоенной (1992-1993) Абхазии, а также роль и значение земельного законодательства в государственном строительстве современной Абхазии.
Итак, следует отметить, что в Республике Абхазия в некоторой степени определилась необходимость тщательного изучения вопросов правовой базы и правовой регуляции землеустройства и землепользования, определяющие конституционно-правовые основы становления и развития земельного законодательства в Республики Абхазия. Из чего следует, что весьма важными являются, как исполнение уже существующей законодательной базы по землеустройству и землепользованию в Абхазии, так и наработки и формирование нового законодательного блока в рамках нормативно-правового регулирования.
Барциц Темыр Зубарович аспирант кафедры земельного права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет по землеустройству» Россия, Москва
Горохов Дмитрий Юрьевич к.ю.н., доцент кафедры гражданского, авторского и экологического права РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
1. Мачавариани К.Д. Описательный путеводитель по городу Сухуми и Сухумскому округу. - Сухум, 1913.
C. 320-321.
2. Дзидзария Г.А. Восстание 1866 года в Абхазии. Труды. /Кн. вторая. - Сухуми, 1990. -С. 18.
3. Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии Х1Х века.- Сухуми, 1975.- С. 415
4. Конституция Республики Абхазия. /Принята на сессии Верховного Совета Республики Абхазия 12-го созыва 26 ноября 1994 г., одобрена всенародным голосованием 3 октября 1999 г. с изменением, принятым на всенародном голосовании (референдуме) 3 октября 1999 г. - Сухум, 1994.
5. Земельный кодекс Республики Абхазия (ст. 4) . - Сухум, 1994.- С. 3
6. Андрей Евпланов Что огород, что кладбище ... Деление земель на категории в зависимости от назначения собираются отменить // Российская Бизнес-газета № 819 от 18 октября 2011 г. // URL:http://www.rg.ru/2011/10/18/zemli.html (дата обращения: 15.11.2014)
T.Z.Barzic*, D.U. Gorokhov
The state university of land use planning, Moscow, Russia. *e-mail: [email protected]
D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS FOR THE ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF LAND LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA
Abstract
The author discusses some issues of formation and development of land and property relations in Abkhazia in the pre-reform and post-reform period. Explored are in particular the legal status of land plots, as well as their normative, social, socio-economic status.
Keywords: Geophysical conditions; the abolition of serfdom; the regulations concerning the termination of personal bondage; the Constitution of the Republic of Abkhazia; the Land code of the Republic of Abkhazia; land categories.