ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
УДК 347.235 ББК 67.407.11 Б 26
Т.З. Барциц,
аспирант кафедры земельного права Государственного университета по землеустройству, г. Москва, тел.: +79407127777, e-mail: timur.barcic@ mail.ru
ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ДОКТРИНЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ПРАВА
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы определения дефиниции понятия земельного участка в Республике Абхазия, Российской Федерации и в некоторых зарубежных странах. С позиции теоретического анализа предпринята попытка изучить категорию «земельный участок» в законодательных актах Российской Федерации, английской земельно-правовой системе, в республиках Армения, Азербайджан, Молдова. Отдельно подчеркивается значимость земельных участков при регулировании вопросов социально-экономического, общественно-политического, земельно-имущественного характера.
Ключевые слова: земля, право собственности на земельные участки, земельное законодательство, титулы на землю, регистрация земли, свободное владение, земельный кадастр, Земельный кодекс Молдовы.
T.Z. Bartsits,
Post-graduate student of Department of Land Law, the State University for Land Management, Moscow, ph.: +79407127777, e-mail: [email protected]
CONCEPT OF THE LAND PLOT IN THE DOCTRINE OF NATIONAL AND FOREIGN LAW
Abstract. The paper is concerned with issues of a definition of a concept of the land plot in the Republic of Abkhazia, Russian Federation and some foreign countries. An attempt is undertaken to study category of the land plot, from a position of the theoretical analysis, in legislative acts of the Russian Federation, the English land legal system, in the republics of Armenia, Azerbaijan and Moldova. The importance of the land plots at regulation of questions of social economic, social political, land and property character is separately emphasized.
Keywords: The land, land title, the land legislation, titles on the earth, registration of the earth, the land legislation of Kazakhstan, free possession, Armenia, a land cadastre, the land code of Moldova.
Некоторые вопросы, связанные с тем, что в современном мире представляет собой земельный участок, остаются дискуссионными до
настоящего времени. По мнению ряда исследователей, особенность земли заключается в том, что она не перемещаема и неуничтожима
[1]. При этом свойства земли и перспективы ее дальнейшего использования во многом зависят от эксплуатации ее человеком.
Среди отечественных авторов вопросами традиционного землепользования абхазов занимались Ш.Д. Инал-Ипа, Б. Камкия, Ф.Г. Камкия, Г.А. Дзидзария, О.Н. Дамениа, А.Э. Куправа, Т.М. Шамба.
Современный период возрождения и укрепления частной собственности на землю и включения ее в гражданский оборот раскрывается в работах А.П. Анисимова, Г.А. Волкова, Е.А. Галиновской, О.И. Крассова, Д.И. Мысова. Некоторые особенности земли как ключевого элемента в системе гражданско-имущественных прав поднимались в исследованиях H.H. Бочарова, Д.С. Бугрова, Д.В. Жернака, В.П. Камышанско-го, A.A. Савельева А.Ю. Чикильди-ной, О.В. Шихалевой.
Так, К.И. Скловский в своих исследованиях приходит к выводу, что земельный участок представляет собой часть поверхности, определенным образом когда-то отделенную от других частей. Фактически возникает ситуация, когда в реальности земельного участка нет. Он создается действиями людей (при том что земная поверхность людьми не создана) и существует только в рамках данного общества, социума, т.е. как феномен социальный, юридический, а не реальный. Границ нет в природе (реальности), они есть только между людьми. А без границ нет ни участка, ни его части [2; 220].
Вопросы определения юридической природы права собственности на земельные участки в Республике Абхазия (РА) осложняются отсутствием легального определения того, что представляет собой земельный участок.
По гражданскому законодательству РА, категория «земельный участок» относится к другим
вещным правам, при этом вопрос о том, что подразумевать под земельным участком, остается открытым. Следует отметить, что в законодательстве РА не сформировано понятие «земельный участок», которое нуждается в соответствующем правовом определении.
Так, например, в законодательстве РФ понятие земельного участка было сформулировано в ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, где под земельным участком признавалась часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами [3]. Данная редакция настоящей статьи утратила силу с 1 марта 2015 г. принятием Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ [4]. В настоящее время действует новая редакция настоящей статьи, содержание которой определяет земельный участок как объект права собственности. Земельный кодекс Российской Федерации рассматривает землю в качестве недвижимой вещи, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи [4]. Земельный участок как объект земельных отношений упоминается и в статье 6 ЗК РФ, где речь о нем идет в контексте перечисления объектов земельных отношений.
По мнению A.B. Шарова, для России существует суженный «плоскостно-поверхностный» взгляд на землю как элемент общественного производства. Для западной земледельческой практики это не только земная поверхность, но и земные недра, и пространство над ее поверхностью [5; 86].
Так, например, в Англии традиционно существовало четыре различных «титула» на земельный участок: 1) fee simple estate (наследуемое право владения земельным участком); 2) fee tail estate (владение, переходящее по наследованию по прямой линии); 3) life
estate (прижизненное владение); 4) estate pur autre vie (прижизненное владение не владельцем участка, с возможностью последующего приобретения «полного титула»). С принятием Закона об имуществе 1925 г. (Law of Property Act 1925) признаются лишь два земельных «титула по общему праву»: «свободное владение» (freehold estate) и «арендное владение» (leasehold estate) [6].
Некоторые особенности в определении понятия земельного участка встречаются в земельном законодательстве стран бывшего советского государства.
Так, по земельному законодательству Армении, земельный участок - это часть наземной и подземной поверхности земли, которая имеет фиксированные границы, территорию (поверхность, код), место нахождения, правовой статус с ограничениями, предусмотренными законами, которые зарегистрированы и отражены в Едином государственном кадастре недвижимого имущества [7].
Таким образом, особенность земельного участка в Армении заключается в том, что таковой участок должен быть зарегистрирован и отражен в Едином государственном кадастре недвижимого имущества, а границы земельных участков должны быть зафиксированы в соответствующих правоустанавливающих документах. Нормативно-правовой основой разработки государственного земельного кадастра послужил принятый Арменией в 1996 г. закон «О недвижимости», давший определение понятию «недвижимость», которое включало в себя землю, прикрепленное к ней имущество, а также права на них. Система государственного земельного кадастра Армении была разработана к 1997 г. и заключалась в разработке правового и финансового кадастров, а также проведении процедур по и их внедрению в республике [8]. Формирование системы государственного земельного
кадастра в Армении послужило основой для формирования земельного рынка и вовлечения земли в легальный гражданско-правовой оборот.
Земельное законодательство соседствующего с Арменией Азербайджана дает более пространное определение того, что следует рассматривать под категорией «земельный участок». В соответствии с Земельным кодексом Азербайджанской Республики (принят 25 июня 1995 г.), земельный участок - это часть земной поверхности с отражением в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю границами, размерами, географическим положением, правовым статусом, режимом, назначением и другими показателями [9]. Интересно отметить, что ст. 4 Земельного кодекса Республики Азербайджан дает возможность подразделять земельные участки на делимые и на те, которые по своему целевому и хозяйственному назначению не могут делиться на отдельные самостоятельные земельные участки [9].
Как нам представляется, юридически грамотный подход к определению того, что следует подразумевать под земельным участком, можно обнаружить в Земельном кодексе Республики Казахстан. Здесь дефиниция понятия земельный участок дается в статье 12 ЗК Республики Казахстан «Основные понятия, используемые в Кодексе». Настоящий подход в определении основных категории и понятий земельного законодательства, на наш взгляд, является логичным и юридически грамотным. Общеизвестно, что земельно-правовая наука обладает своеобразной юридической терминологией, а знание правовых категорий, зафиксированных в Земельном кодексе, необходимо юристам широкого профиля. Некоторое правовое заимствование подобной системы построения земельного законодательства, по нашему мнению,
была бы интересно, в том числе и для законодателей Абхазии.
Рассматривая категорию «земельный участок», например, в Республике Казахстан, следует понимать выделенную в замкнутых границах часть земли, закрепляемую в установленном настоящим Кодексом порядке за субъектами земельных отношений [10].
Настоящее определение земельного участка отсылает нас к дефиниции категории субъекта земельных правоотношений. Земельное законодательство Казахстана определяет три субъекта земельных правоотношений, т.е. трех участников правоотношений, имеющих права и несущих обязательства, возникающие по поводу земли. Таковыми субъектами являются: физические и юридические лица, а также государства [10] (как Республика Казахстан, так и иные государства).
В законодательстве РА отсутствует четкое определение понятия «субъект земельных правоотношений». Исходя из анализа ЗК РА, можно предположить, что участниками земельных правоотношений в Абхазии являются, в первую очередь, государство (Республика Абхазия), которое является единственным собственником земли; граждане РА (национальные землепользователи), при этом земельные участки им предоставляются не в собственность, а на праве пожизненно наследуемого владения; юридические лица, которые пользуются земельными участками на праве постоянного бессрочного пользования. Дополнительным субъектом земельных правоотношений в РА являются иностранные государства, которым земельные участки могут быть предоставлены в пользование на основе межгосударственного договора.
Как нам представляется, выделение, а затем и легальное закрепление в Земельном Кодексе РА основных базовых понятий, встречающихся в земельном законодательстве РА, способствует
улучшению теоретической основы земельного законодательства Абхазии, а также в дальнейшем усовершенствует качество правоприменительной деятельности.
Похожей системы изложения нормативного материала в земельно-правовой сфере придерживается законодатель Республики Таджикистан. Земельный кодекс Республики Таджикистан содержит самостоятельную статью, в которой дается четкое определение базовых понятий, встречающихся при изучении земельного законодательства. Что касается понятия «земельный участок», то под ним следует понимать часть земли с определенными в отношении нее правами, которая имеет определенную категорию и разрешенный вид использования, фиксированные границы, площадь и местоположение [11].
Наиболее подробно понятие земельного участка дает законодатель Республики Беларусь: земельный участок - это часть земной поверхности, имеющей границу и целевое назначение и рассматриваемой в неразрывной связи с расположенными на ней капитальными строениями (зданиями, сооружениями). Отдельно в ЗК Республики Беларусь дается определение того, что представляют собой границы земельного участка, под которыми понимают условную линию на поверхности земли и проходящую по этой линии условную вертикальную плоскость, отделяющую земельный участок от других земель, земельных участков [12].
Такой детальный подход к определению земельного участка необходим в Абхазии и требует некоторого заимствования.
Земельный кодекс Республики Молдова не дает самостоятельного определения земельного участка, при этом его содержательная основа закреплена в статье 2.1 «Объекты земельных отношений», законодательство Молдовы по землепользованию определяет, что каждый земельный участок характеризуется
площадью, местоположением, границами, имеет правовой статус и другие характеристики, отражаемые в документах государственной регистрации права на землю [13].
Интересно отметить, что в Республике Молдова подчеркивается неделимая связь земельного участка с объектами, расположенными на нем. По земельному законодательству Молдовы, земельные участки и связанные с ними объекты (почвы, замкнутые водоемы, леса, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения и др.), перемещение которых без прямого ущерба их назначению невозможно, признаются недвижимым имуществом [13]. Некоторым образом подобная правовая конструкция встречается в законодательстве РА. Так, земельные участки в РА, будучи исключены из гражданско-правового оборота, вовлекаются в рыночные сделки через объекты, здания, сооружения, располагаемые на земельных участках. В республике Молдова, аналогично земельному законодательству Республики Азербайджан, провозглашается принцип деления земельных участков на делимые и неделимые [13].
Земельное законодательство европейских государство во многом отождествляет понятия «земля» и «земельный участок» [14]. При этом в гражданском праве зарубежных стран (Швейцарии и Греции) объектом права собственности признается земля и земельный участок, в то время как законодательство Испании, Албании, Голландии,
Италии, Португалии, Мальты, Бельгии, Франции объектом права собственности признает исключительно землю [14].
Для Абхазии на сегодняшний день, на стадии реформирования земельного законодательства, первичным и очевидным является необходимость четкого фиксирования в Земельном кодексе РА понятия земельного участка, которое на сегодняшний день отсутствует. Несмотря на то, что во всем Земельном кодексе Республики Абхазия категория «земельный участок» повсеместно встречается, собственно описания настоящей категории не имеется. По нашему мнению, для совершенствования земельного законодательства и практики его реализации возможно применение следующей формулировки земельного участка. Земельный участок -выделенная в замкнутых границах часть земной поверхности, имеющая четко фиксированные границы, целевое назначение и закрепляемая в установленном Земельным кодексом порядке за субъектами земельных отношений.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что определение содержательной основы понятия «земельный участок» в земельном законодательстве Абхазии, с учетом опыта и теоретической практики законодательства Российской Федерации и зарубежных стран, в дальнейшем будет способствовать улучшению состояния земельно-правовой деятельности в стране.
Примечания:
1. Бриксов В.В. 250 актуальных вопросов практики применения земельного законодательства. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. М., 2017.
2. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М., 2008. С. 220.
3. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Абхазия и Российской Федерацией (с изменениями от 25 сентября 2008 г.). М., 2008.
4. Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 09.09.2016).
5. Шаров A.B. История земельных отношений: курс лекций. Н. Новгород, 2007. 86 с.
6. Суханов Е.А. Сравнительное исследование владения и собственности в английском и в германском праве // СПС КонсультантПлюс. М., 2017.
7. Земельный кодекс Республики Армения от 02.05.2011. URL: http://www. parliament.am/legislation.php?ID=1361&lang=rus&sel=show (дата обращения: 09.09.2016).
8. Эфендян П. Земельная реформа и кадастр недвижимости в Армении. URL: http://www.nbuv.gov.ua/old_jrn/natural/sdgn/2013_l/33.pdf (дата обращения: 09. 09.2016).
9. Земельный кодекс Азербайджанской Республики от 25 июня 1999 года № 695-IQ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.03.2015 г.).
10. Министерство юстиции Республики Казахстан. Официальный интернет-ресурс. Земельный кодекс Республики Казахстан. URL: http://www.adilet.gov. kz/ru/node/910 (дата обращения:09. 09.2016).
11. Земельный кодекс Республики Таджикистан от 13 декабря 1996 года № 327 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.08.2012 г.).
12. Кодекс Республики Беларусь о Земле 425-3 от 23.07.2008 г. URL: http://kodeksy-by.com/kodeks_rb_o_zemle.htm (дата обращения: 09. 09.2016).
13. Земельный кодекс Республики Молдова от 25 декабря 1991 года № 828-XII (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.06.2013 г.).
14. Крассов О.И. Право собственности на землю в странах Европы: монография // СПС КонсультантПлюс. М., 2017.
References:
1. See Briksov V.V. 250 topical issues of land law practice. 2nd edition, revised and enlarged. The date of saving: 01.11.2015. Access from the "ConsultantPlus" legal system.
2. Sklovsky K.I. Property in civil law. M., 2008. P. 220.
3. See Treaty on friendship, cooperation and mutual assistance between the Republic of Abkhazia and the Russian Federation (as amended on September 25, 2008). Moscow, 2008.
4. The Land Code of the Russian Federation No. 136-FZ of October 25, 2001 (as amended on July 3, 2016) (as amended and supplemented, effective since September 1, 2016) // [Electronic resource] // URL: http : //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_33773/6bl33e71db252e8a56elf06d2f7fflealaba7f9b/ // (date of access: 09. 09.2016).
5. Sharov A.V. History of land relations: Course of lectures / Nizhny Novgorod State Agricultural Academy. Nizhny Novgorod, 2007. 86 pp.
6. Sukhanov E.A. Comparative study of ownership and property in English and German law. Saving date: 10/28/2015. Access from the "ConsultantPlus" legal system.
7. The Land Code of the Republic of Armenia of 02.05.2011 // [Electronic resource] // URL: http://www.parliament.am/legislation.php?ID=1361&lang=rus&sel=show (date of access: 09. 09.2016).
8. Efendyan P. Land reform and real estate cadastre in Armenia // [Electronic resource] // URL: http://www.nbuv.gov.ua/old_jrn/natural/sdgn/2013_l/33.pdf (date of access: 09 09.2016).
9. The Land Code of the Republic of Azerbaijan of June 25, 1999 No. 695-IQ (with amendments and additions of 06.03.2015).
10. Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan. Official Internet resource. The Land Code of the Republic of Kazakhstan // [Electronic resource] // URL: http://www.adilet.gov.kz/en/node/910 (date of access: 09. 09.2016).
11. Land Code of the Republic of Tajikistan of December 13, 1996, No. 327 (with amendments and additions of 01.08.2012).
12. The Code of the Republic of Belarus on Land 425-Z of July 23, 2008 // [Electronic resource] // URL: http://kodeksy-by.com/kodeks_rb_o_zemle.htm (date of access: 09.09.2016).
13. The Land Code of the Republic of Moldova of December 25, 1991 No. 828-XII (with amendments and additions of June 28, 2013).
14. Krassov O.I. The right of ownership of land in Europian countries: a monograph. The date of saving: 01.11.2015. Access from the "ConsultantPlus" legal system.